Митрополит Игнатий (Пологрудов): «Я хотел быть просто монахом»

Митрополит Игнатий Хабаровский, в миру просто Сергей Геннадьевич Пологрудов — архиерей Русской Православной церкви. В настоящее время митрополит Аргентинский и Южноамериканский.

Сергей Геннадьевич Пологрудов — в настоящем митрополит Аргентинский и Южноамериканский

Родился будущий владыка в городе Иркутске, где позднее закончил в университете физический факультет

Игнатий родился в обычной семье и намерений посвящать свою жизнь на служению Богу совсем не было.

25 марта 1956

в этот день в городе Иркутске родился будущий владыка Игнатий

Родился владыка 25 марта 1956 года в городе Иркутск. После окончания школы он поступил в Иркутский Государственный университет на физический факультет.

Окончил в 1978 году, он стал служить в звании лейтенанты в Вооруженных силах в Прибалтийском военном округе.

В 1980 год по 1983 год он работал инженером электронно-вычислительного центра Восточно-Сибирского энергетического института.

С 1983 по 1990 года стал заведовать лабораторией медицинской кибернетики во Всесоюзном научном центре хирургии.

В 1998 году Игнатий принял решение о принятии Таинства Крещения в озере Байкал

В 1998 году он решил креститься в озере Байкал. К православной вере он пришел под влиянием архиепископа Хризостома.

На тот момент Игнатию было 32 года, он вспоминает, под влияние кого, он тогда решил принять Таинство Крещения.

«…Это было начало перестройки. Многие устремились в Церковь, и я в том числе. Тогда Иркутскую епархию возглавлял архиепископ — ныне митрополит — Хризостом…». «Услышав его проповеди, я был поражен…».

Хризостом — епископ Русской Православной Церкви, в настоящее время находится на покое. Именно он повлиял на владыку Игнатия в том, чтобы он принял крещение и посвятил свою жизнь Господу

В 1990 году Игнатий переехал в Литву и поступил в братию Святодухова монастыря города Вильнюса. Там он выполнял послушания библиотекаря, а также попечителя и духовника школы-интерната.

Отрывок, характеризующий Игнатий (Пологрудов)

Пьер вдруг тяжело вздохнул и повалился своим тяжелым телом на диван, подле князя Андрея. – В Наташу Ростову, да? – сказал он. – Да, да, в кого же? Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мученья этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня?… Я стар для нее… Что ты не говоришь?… – Я? Я? Что я говорил вам, – вдруг сказал Пьер, вставая и начиная ходить по комнате. – Я всегда это думал… Эта девушка такое сокровище, такое… Это редкая девушка… Милый друг, я вас прошу, вы не умствуйте, не сомневайтесь, женитесь, женитесь и женитесь… И я уверен, что счастливее вас не будет человека. – Но она! – Она любит вас. – Не говори вздору… – сказал князь Андрей, улыбаясь и глядя в глаза Пьеру. – Любит, я знаю, – сердито закричал Пьер. – Нет, слушай, – сказал князь Андрей, останавливая его за руку. – Ты знаешь ли, в каком я положении? Мне нужно сказать все кому нибудь. – Ну, ну, говорите, я очень рад, – говорил Пьер, и действительно лицо его изменилось, морщина разгладилась, и он радостно слушал князя Андрея. Князь Андрей казался и был совсем другим, новым человеком. Где была его тоска, его презрение к жизни, его разочарованность? Пьер был единственный человек, перед которым он решался высказаться; но зато он ему высказывал всё, что у него было на душе. То он легко и смело делал планы на продолжительное будущее, говорил о том, как он не может пожертвовать своим счастьем для каприза своего отца, как он заставит отца согласиться на этот брак и полюбить ее или обойдется без его согласия, то он удивлялся, как на что то странное, чуждое, от него независящее, на то чувство, которое владело им. – Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота… – Темнота и мрак, – повторил Пьер, – да, да, я понимаю это. – Я не могу не любить света, я не виноват в этом. И я очень счастлив. Ты понимаешь меня? Я знаю, что ты рад за меня. – Да, да, – подтверждал Пьер, умиленными и грустными глазами глядя на своего друга. Чем светлее представлялась ему судьба князя Андрея, тем мрачнее представлялась своя собственная. Для женитьбы нужно было согласие отца, и для этого на другой день князь Андрей уехал к отцу. Отец с наружным спокойствием, но внутренней злобой принял сообщение сына. Он не мог понять того, чтобы кто нибудь хотел изменять жизнь, вносить в нее что нибудь новое, когда жизнь для него уже кончалась. – «Дали бы только дожить так, как я хочу, а потом бы делали, что хотели», говорил себе старик. С сыном однако он употребил ту дипломацию, которую он употреблял в важных случаях. Приняв спокойный тон, он обсудил всё дело. Во первых, женитьба была не блестящая в отношении родства, богатства и знатности. Во вторых, князь Андрей был не первой молодости и слаб здоровьем (старик особенно налегал на это), а она была очень молода. В третьих, был сын, которого жалко было отдать девчонке. В четвертых, наконец, – сказал отец, насмешливо глядя на сына, – я тебя прошу, отложи дело на год, съезди за границу, полечись, сыщи, как ты и хочешь, немца, для князя Николая, и потом, ежели уж любовь, страсть, упрямство, что хочешь, так велики, тогда женись. – И это последнее мое слово, знай, последнее… – кончил князь таким тоном, которым показывал, что ничто не заставит его изменить свое решение. Князь Андрей ясно видел, что старик надеялся, что чувство его или его будущей невесты не выдержит испытания года, или что он сам, старый князь, умрет к этому времени, и решил исполнить волю отца: сделать предложение и отложить свадьбу на год. Через три недели после своего последнего вечера у Ростовых, князь Андрей вернулся в Петербург. На другой день после своего объяснения с матерью, Наташа ждала целый день Болконского, но он не приехал. На другой, на третий день было то же самое. Пьер также не приезжал, и Наташа, не зная того, что князь Андрей уехал к отцу, не могла себе объяснить его отсутствия. Так прошли три недели. Наташа никуда не хотела выезжать и как тень, праздная и унылая, ходила по комнатам, вечером тайно от всех плакала и не являлась по вечерам к матери. Она беспрестанно краснела и раздражалась. Ей казалось, что все знают о ее разочаровании, смеются и жалеют о ней. При всей силе внутреннего горя, это тщеславное горе усиливало ее несчастие. Однажды она пришла к графине, хотела что то сказать ей, и вдруг заплакала. Слезы ее были слезы обиженного ребенка, который сам не знает, за что он наказан. Графиня стала успокоивать Наташу. Наташа, вслушивавшаяся сначала в слова матери, вдруг прервала ее: – Перестаньте, мама, я и не думаю, и не хочу думать! Так, поездил и перестал, и перестал… Голос ее задрожал, она чуть не заплакала, но оправилась и спокойно продолжала: – И совсем я не хочу выходить замуж. И я его боюсь; я теперь совсем, совсем, успокоилась… На другой день после этого разговора Наташа надела то старое платье, которое было ей особенно известно за доставляемую им по утрам веселость, и с утра начала тот свой прежний образ жизни, от которого она отстала после бала. Она, напившись чаю, пошла в залу, которую она особенно любила за сильный резонанс, и начала петь свои солфеджи (упражнения пения). Окончив первый урок, она остановилась на середине залы и повторила одну музыкальную фразу, особенно понравившуюся ей. Она прислушалась радостно к той (как будто неожиданной для нее) прелести, с которой эти звуки переливаясь наполнили всю пустоту залы и медленно замерли, и ей вдруг стало весело. «Что об этом думать много и так хорошо», сказала она себе и стала взад и вперед ходить по зале, ступая не простыми шагами по звонкому паркету, но на всяком шагу переступая с каблучка (на ней были новые, любимые башмаки) на носок, и так же радостно, как и к звукам своего голоса прислушиваясь к этому мерному топоту каблучка и поскрипыванью носка. Проходя мимо зеркала, она заглянула в него. – «Вот она я!» как будто говорило выражение ее лица при виде себя. – «Ну, и хорошо. И никого мне не нужно». Лакей хотел войти, чтобы убрать что то в зале, но она не пустила его, опять затворив за ним дверь, и продолжала свою прогулку. Она возвратилась в это утро опять к своему любимому состоянию любви к себе и восхищения перед собою. – «Что за прелесть эта Наташа!» сказала она опять про себя словами какого то третьего, собирательного, мужского лица. – «Хороша, голос, молода, и никому она не мешает, оставьте только ее в покое». Но сколько бы ни оставляли ее в покое, она уже не могла быть покойна и тотчас же почувствовала это. В передней отворилась дверь подъезда, кто то спросил: дома ли? и послышались чьи то шаги. Наташа смотрелась в зеркало, но она не видала себя. Она слушала звуки в передней. Когда она увидала себя, лицо ее было бледно. Это был он. Она это верно знала, хотя чуть слышала звук его голоса из затворенных дверей. Наташа, бледная и испуганная, вбежала в гостиную. – Мама, Болконский приехал! – сказала она. – Мама, это ужасно, это несносно! – Я не хочу… мучиться! Что же мне делать?… Еще графиня не успела ответить ей, как князь Андрей с тревожным и серьезным лицом вошел в гостиную. Как только он увидал Наташу, лицо его просияло. Он поцеловал руку графини и Наташи и сел подле дивана. – Давно уже мы не имели удовольствия… – начала было графиня, но князь Андрей перебил ее, отвечая на ее вопрос и очевидно торопясь сказать то, что ему было нужно. – Я не был у вас всё это время, потому что был у отца: мне нужно было переговорить с ним о весьма важном деле. Я вчера ночью только вернулся, – сказал он, взглянув на Наташу. – Мне нужно переговорить с вами, графиня, – прибавил он после минутного молчания. Графиня, тяжело вздохнув, опустила глаза. – Я к вашим услугам, – проговорила она. Наташа знала, что ей надо уйти, но она не могла этого сделать: что то сжимало ей горло, и она неучтиво, прямо, открытыми глазами смотрела на князя Андрея. «Сейчас? Сию минуту!… Нет, это не может быть!» думала она. Он опять взглянул на нее, и этот взгляд убедил ее в том, что она не ошиблась. – Да, сейчас, сию минуту решалась ее судьба. – Поди, Наташа, я позову тебя, – сказала графиня шопотом. Наташа испуганными, умоляющими глазами взглянула на князя Андрея и на мать, и вышла. – Я приехал, графиня, просить руки вашей дочери, – сказал князь Андрей. Лицо графини вспыхнуло, но она ничего не сказала. – Ваше предложение… – степенно начала графиня. – Он молчал, глядя ей в глаза. – Ваше предложение… (она сконфузилась) нам приятно, и… я принимаю ваше предложение, я рада. И муж мой… я надеюсь… но от нее самой будет зависеть… – Я скажу ей тогда, когда буду иметь ваше согласие… даете ли вы мне его? – сказал князь Андрей. – Да, – сказала графиня и протянула ему руку и с смешанным чувством отчужденности и нежности прижалась губами к его лбу, когда он наклонился над ее рукой. Она желала любить его, как сына; но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек. – Я уверена, что мой муж будет согласен, – сказала графиня, – но ваш батюшка… – Мой отец, которому я сообщил свои планы, непременным условием согласия положил то, чтобы свадьба была не раньше года. И это то я хотел сообщить вам, – сказал князь Андрей. – Правда, что Наташа еще молода, но так долго. – Это не могло быть иначе, – со вздохом сказал князь Андрей. – Я пошлю вам ее, – сказала графиня и вышла из комнаты. – Господи, помилуй нас, – твердила она, отыскивая дочь. Соня сказала, что Наташа в спальне. Наташа сидела на своей кровати, бледная, с сухими глазами, смотрела на образа и, быстро крестясь, шептала что то. Увидав мать, она вскочила и бросилась к ней. – Что? Мама?… Что? – Поди, поди к нему. Он просит твоей руки, – сказала графиня холодно, как показалось Наташе… – Поди… поди, – проговорила мать с грустью и укоризной вслед убегавшей дочери, и тяжело вздохнула. Наташа не помнила, как она вошла в гостиную. Войдя в дверь и увидав его, она остановилась. «Неужели этот чужой человек сделался теперь всё для меня?» спросила она себя и мгновенно ответила: «Да, всё: он один теперь дороже для меня всего на свете». Князь Андрей подошел к ней, опустив глаза. – Я полюбил вас с той минуты, как увидал вас. Могу ли я надеяться? Он взглянул на нее, и серьезная страстность выражения ее лица поразила его. Лицо ее говорило: «Зачем спрашивать? Зачем сомневаться в том, чего нельзя не знать? Зачем говорить, когда нельзя словами выразить того, что чувствуешь». Она приблизилась к нему и остановилась. Он взял ее руку и поцеловал. – Любите ли вы меня? – Да, да, – как будто с досадой проговорила Наташа, громко вздохнула, другой раз, чаще и чаще, и зарыдала. – Об чем? Что с вами? – Ах, я так счастлива, – отвечала она, улыбнулась сквозь слезы, нагнулась ближе к нему, подумала секунду, как будто спрашивая себя, можно ли это, и поцеловала его. Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее.

В 2008 году владыка Игнатий был первым из архиереев, который создал свой собственный блог

8 февраля 2008 года он стал одним из архиереев, которой создал собственный блог.

Личный блог митрополита Аргентинского и Южноамериканского Игнатия

5 апреля того же года он провел Божественную литургию на Северном полюсе. Также чуть позже он сходил в состав полярной экспедиции, маршрут которой проходил через Мурманск.

Спустя 9 лет служения Игнатий вернулся на родину, чтобы начать служение на Дальнем Востоке.

Но, 22 марта 2011 г был назначен архиепископом Хабаровским и Приамурским. Во многих интервью о своем переводе в Хабаровск Игнатий говорил, насколько для него было неожиданность о переезде.

Тогда он сказал, что ему очень жаль покидать Камчатку, но, по всей видимости, Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу было виднее. Также он отмечал, что для него Камчатка это такая территория, на которой происходят постоянные землетрясения и магнитные бури, шкальные ветра и снега до окон вторых этажей.

Но он положился на волю Господа, и поехал.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл — епископ Русской православной церкви. В 2011 году он перевел владыку Игнатия на камчатку, что стало для того большой неожиданностью

В том же году был возведен в митрополиты.

В ноябре 2014 года митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий защитил диссертацию на соискание ученой степени в кандидата психологических наук.

3 июня 2016 Игнатий Приамурский был назначен митрополитом Аргентинским и Южноамериканским.

Удостоен светской медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени, который получил за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций.

А также церковным орденом святителя Иннокентия второй степени и орден святого благоверного князя Даниила Московского второй степени.

Примечания

  1. [www.pravoslavie.ru/news/8271.htm Подводная лодка «Святой Георгий Победоносец» вернулась из ремонта].
  2. [www.rusk.ru/st.php?idar=320741 Обращение Дальневосточных Архиереев Русской Православной Церкви к Президенту Российской Федерации Путину В. В.]
  3. [taday.ru/text/122851.html Миссия на краю света]
  4. [www.patriarchia.ru/db/text/1434932.html Священный Синод назначил новых правящих архиереев на ряд кафедр Русской Православной Церкви]
  5. [www.nvksakha.info/news/2547/ Назначен новый управляющий Петропавловской и Камчаткой православной епархией]
  6. [www.patriarchia.ru/db/text/1641775.html Святейший Патриарх Кирилл возвёл в сан митрополита ряд архиереев Русской Православной Церкви]
  7. Информационный отдел Хабаровской епархии.
    [pravostok.ru/blog/mitropolit-ignatijj-stal-kandidatom-psikhologicheskikh-nauk/ «Самый Восточный», портал Хабаровской епархии]. Информационный отдел Хабаровской епархии (28 ноября 2014 г.).
  8. [www.patriarchia.ru/db/text/4486294.html ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 3 июня 2016 года]
  9. миссия-южамерика.рф/новости/буэнос-айрес-встретил-нового-митрополита.html
  10. [archive.is/20120906173230/www.pravoteka.ru/pst/1058/528912.html Указ Президента РФ от 28 декабря 2000 г. № 2104]
  11. [www.patriarchia.ru/db/text/107850.html Патриаршее поздравление епископу Петропавловско-Камчатскому Игнатию с 50-летием со Дня рождения]
  12. [www.patriarchia.ru/db/text/1278653.html Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Троицкого кафедрального собора города Петропавловска-Камчатского]

Биография

Выходец с Крита. Сначала был архиепископом на острове Кипр, но был вынужден турками оттуда бежать и поселился на некоторое время в Риме. По свидетельству Арсения Элассонского, изначально он был епископом города Эриссо, у перешейка полуострова Афон.

Прибыл в Москву в 1595 году в составе миссии Константинопольского патриархата и остался в России. Принимал участие в коронации Бориса Годунова. В 1603 году стал митрополитом Рязанским и Муромским.

После смерти Годунова, как и большая часть высокопоставленных иерархов Русской православной церкви, примкнул к сторонникам Лжедмитрия. Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу самозванцу, признал его и приводил к присяге царю «Дмитрию Ивановичу» народ в Туле. Вместе с самозванцем парадно вступил в Москву, и ему как патриарху предносили посох и крест. Через четыре дня по вступлении (24 июня), по указу Лжедмитрия собор епископов возвел Игнатия в патриархи вместо сосланного Иова.

30 июня Игнатий разослал окружную грамоту, в которой всем церквам предписывалось петь торжественные молебны о здравии «Димитрия Иоанновича» и его матери инокини Марфы.

Короновал Лжедмитрия I и венчал его с Мариной Мнишек, присоединив ее через миропомазание к православию.

Рассказывают, что Лжедмитрий посылал Игнатия испросить благословения у сверженного патриарха Иова, но Иов отказался благословить его, «ведая в нем римския веры мудрование». В Риме знали расположение Игнатия к унии и возлагали на него большие надежды.

На следующий день после убийства Лжедмитрия — 18 мая 1606 года был лишён сана (не только патриаршего, но и епископского) и заточён в Чудов монастырь как простой монах. Впоследствии в 1620 г. ради усугубления вины Игнатия патриарх Филарет приписал ему то, что он, не крестив по-православному, только миропомазал Марину Мнишек, венчал с Лжедмитрием и допустил её к причащению:

Патр. Игнатий, угождая еретикам латинской веры, в церковь соборную Пр. Владычицы нашея Богородицы введе еретическия папежския веры Маринку, святым же крещением совершенным христианского закона не крестил, но токмо единем св. миром помаза и потом венчал ю с тем росстригою и обоим сим врагом Божиим росстриге и Маринке подаде Пречистое Тело Христово и Св. Кровь Христову пити. Его же Игнатия за таковую вину священноначальницы великие св. церкве российские, яко презревшего правила св. апостол и св. отец, от престола и от святительства, по правилам святым, изринуша.

— Карташёв А. В. История Русской Церкви, т.2

Так как попытка быстро избрать нового патриарха не увенчалась успехом (Гермоген был избран только 3 июля), Василий Шуйский венчался на царство митрополитом Исидором 1 июня 1606 года вообще без патриарха.

После заточения в 1611 в Чудов монастырь патриарха Гермогена Игнатий был освобожден поляками и восстановлен в патриаршем сане. Совершил для них в день Пасхи (24 марта 1611 года) богослужение в Кремле. Чувствуя своё положение непрочным, чрез несколько месяцев отправился в Речь Посполитую. Близ Смоленска Игнатий был схвачен поляками и представлен королю Сигизмунду III, который предложил ему или возвратиться в Москву, или остаться в польских владениях. Игнатий избрал последнее и пожелал поселиться в Троицком монастыре в Вильно, находившемся тогда во власти униатов. Там же где принял униатство. В 1615 году король Сигизмунд пожаловал на содержание его дворец, принадлежавший витебской архиерейской кафедре.

Русская православная церковь не считает его законным патриархом (хотя он был избран её иерархами с соблюдением всех формальностей), поскольку не считает законным отстранение патриарха Иова. Историк церкви митрополит Макарий (Булгаков) писал:

Достойно замечания, что, низлагая Игнатия, отцы Собора вовсе не упомянули о том, якобы он был поставлен неправильно и был незаконным архипастырем Русской Церкви, на что всего прежде следовало бы указать при его низложении. И есть несомненные свидетельства, что Игнатия считали современники патриархом, а не лжепатриархом, хотя и признали потом еретиком.

Православие в Аргентине

Аргентина Местоположение: юг Южной Америки, граничит на западе с Чили, на севере – с Боливией и Парагваем, на востоке – с Бразилией и Уругваем.
Площадь: 2 766 890 км2. Численность населения: 39 921 833 человека (по состоянию на июль 2006 г.). Официальный язык: испанский.

Краткая история страны. В начале XVI в. на территории современной Аргентины высадились испанцы, которые назвали ее Ла-Плата (исп. la Plata – серебро, то же значение имеет лат. argentum), поскольку они считали, что здесь богатые запасы серебра. Большинство индейцев были порабощены, непокоренные племена оттеснены в южные холодные районы. В 1776 г. было образовано отдельное вице-королевство Рио-де-ла-Плата, включившее также территории образовавшихся позднее Боливии, Парагвая и Уругвая.

В 1806–1807 гг. Великобритания безуспешно предпринимала военные нападения с целью захвата Ла-Платы и превращения ее в свою колонию. 25 мая 1810 г. в Буэнос-Айресе началось антииспанское освободительное восстание, названное Майской революцией. В стране было создано временное правительство, а 9 июля 1816 г. провозглашена независимость Объединенных провинций Ла-Платы, преобразованных в 1826 г. в Федеративную Республику Аргентину.

В ХХ в. в обеих мировых войнах Аргентина соблюдала нейтралитет (за исключением марта-мая 1945 г., когда она объявила войну Германии и Японии).

В начале 1982 г. между Аргентиной и Великобританией произошла Фолклендская война из-за спорных островов, которые оба государства считали своими. В этом коротком конфликте Аргентина потерпела поражение. До настоящего времени страна пребывает в экономическом кризисе, усиленном дефолтом 2002 г.

Аргентина – самая «белая» страна на южноамериканского континента, 97% ее жителей составляют потомки европейских эмигрантов, прежде всего – испанцев, итальянцев, немцев и др. Лишь около 3% остается на долю коренного населения – индейцев.

Религия: католики – 92% (номинально; практикующих менее 20%); протестанты – 2%; иудеи – 2%, монофизиты – 1%, другие – 3%.

Православие. Если первая католическая месса была отслужена здесь в 1519 г., то первые православные христиане в Аргентине появились намного позже – в 1860-х гг. Это были сирийцы и ливанцы, бежавшие из Османской империи от притеснений со стороны мусульман. К началу 1880-х гг. сюда переселилось также довольно много греков и славян, преимущественно далматинцев и сербов, вынужденных покинуть земли Австро-Венгрии из-за католического давления, чуть позже начали прибывать румыны и болгары. Отсутствие православных храмов ущемляло их интересы в стране, где господствовало католичество.

1 октября 1887 г. местные православные, среди которых оказалось и несколько русских, обратились к императору Александру III с ходатайством об открытии православной церкви в Буэнос-Айресе. При участии русского посла в Аргентине А.С. Ионина и обер-прокурора Священного Синода К.П. Победоносцева первая православная церковь в Южной Америке была открыта в частном доме в Буэнос-Айресе 14 июня 1888 г. с причислением ее к Императорской миссии. И 1 января 1889 г., в ней была совершена первая православная литургия на этом континенте. Сразу же было совершено несколько крещений, а затем и бракосочетаний. Общая вера преодолевала культурные и национальные барьеры, и православные всех национальностей молились здесь вместе.

Протопресвитер Константин Изразцов В 1891 г. настоятелем храма в Буэнос-Айресе был назначен священник Константин Изразцов (1865–1953). Среди первых дел он озаботился возведением полноценного здания храма, а также открытием церковно-приходской школы. Император Николай II дал аудиенцию отцу Константину и пожертвовал на создание храма в Аргентине из своих средств 5000 рублей. Также на церковь пожертвовали и вдовствующая императрица Мария Федоровна, среди крупных жертвователей были праведный Иоанн Кронштадтский, П.П. Боткин, Д.Ф. Самарин. На эти средства, а также на пожертвования аргентинских православных, 6 декабря 1898 г. началось строительство, которое закончилось через три года, и 23 сентября 1901 г. Свято-Троицкий храм с престолами во имя святого Николая Чудотворца и святой Марии Магдалины был торжественно освящен. Церковь была построена на красивом месте в историческом центре города. Афонские монахи пожертвовали для нее святые мощи. Во время торжественного освящения присутствовал тогдашний президент Аргентины Хулио Рока.

При церкви действовала школа, где дети обучались закону Божьему и молитвам, причем, каждый на своем языке: греки – на греческом, сирийцы – на арабском, славяне – на славянском.

В начале ХХ ве. русская эмиграция в эту страну существенно возросла, и отец Константин много трудился, поддерживая тех соотечественников, кому не удалось найти здесь достойного места, открыл для них приют, кормил, помогал вернуться на родину.

В то же время росла и община арабоязычных православных. В 1914 г. они открыли православную церковь в г. Сант-Яго дель Эстеро, куда по благословению Антиохийского патриарха Григория IV (1906–1928) прибыл священник Авраам Иса. В 1917 г. арабами был построен отдельный храм и при нем открыта школа. Прибывший в 1914 г. в Аргентину священник Симон Хури служил на новообразованном приходе в г. Тукумане. В мае 1918 г. был основан православный приход в г. Кордобе. Первый антиохийский храм в Буэнос-Айресе открылся в 1923 г.

К 1905 г. и греческая община стала настолько значительной, что Константинопольский патриарх прислал для нее священника, образовался домовый приход, а в 1928 греки построили в Буэнос-Айресе собор Успения Богородицы.

Свято-Троицкий собор в г. Буэнос-Айресе Тогда же, в 1920-е гг., после гражданской войны из России в Аргентину хлынул поток белых эмигрантов. В 1926 г. Троицкий приход Буэнос-Айреса перешел в юрисдикцию РПЦЗ, а те русские, которые были с этим не согласны, стали посещать храмы Константинопольского и Антиохийского патриархатов.

Между первой и второй мировыми войнами строилось много новых русских храмов, на приходах создавались школы, библиотеки, издательства, дома для престарелых. Подобные труды в то же время предпринимали и арабоязычные православные, а кроме того они занялись и переводами. Так в 1934 г. архимандрит Мигель Халуф, благочинный южноамериканских приходов Антиохийского патриархата, издал книгу «Духовное утешение», где православные молитвы и последование литургии были переведены на испанский язык, поскольку большинство детей первых переселенцев уже не понимали арабского.

События второй мировой войны стали переломными в жизни русской православной общины Аргентины. После нападения Гитлера на СССР протоиерей Константин Изразцов высказал с амвона одобрение этой агрессии, полагая ее началом «освобождения России от большевизма». Из-за этого многие верующие покинули его общину и обратились к митрополиту Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой об организации в Аргентине приходов Московского Патриархата.

В ответ на это прошение в 1943 г. было учреждено Аргентинское викариатство, но еще четыре года, до прибытия архиерея, община молилась в храме великомученика Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийская Православная Церковь), где архимандрит Игнатий (Абуррус) с любовью принял русских прихожан и совершал для них богослужения на церковно-славянском языке.

После второй мировой войны отец Константин Изразцов организовывал выезд в Южную Америку перемещенных русских лиц по линии американского Красного Креста. В 1948 г. по просьбе отца Константина президент Аргентины Хуан Доминго Перон издал указ о приеме в страну 10 000 бывших советских граждан.

В 1947 г. в Аргентине появилась первая православная архиерейская кафедра, которую занял епископ Московского патриархата Феодор (Текучев), возглавив новосозданную Аргентинскую епархию. Двумя годами позже в Аргентине появился епископ Константинопольского патриархата, а в 1956 г. в Буэнос-Айресе разместились епископ Антиохийского патриархата, а также первый правящий архиерей Русской Православной Церкви за границей.

По прибытии владыки Феодора в 1947 г. был учрежден Благовещенский приход и построен небольшой храм Благовещения Пресвятой Богородицы, ныне кафедральный храм Аргентинской епархии Русской Православной Церкви. В 1952 г. из-за враждебных действий общины отца Константина Изразцова аргентинское правительство выслало из страны владыку Феодора, закрыло Благовещенский храм и даже издало декрет о запрете Русской Православной Церкви Московского патриархата. Несколько месяцев спустя верующим удалось добиться отмены этих запретов, храм был снова открыт и зарегистрирован.

В Аргентине находилась самая многочисленная на южноамериканском континенте русская колония, и нельзя сказать, что церковная жизнь ее была безупречной. Помимо разделения на две юрисдикции, существовали русские приходы, не подчинявшиеся никакой юрисдикции, а также, пользуясь нехваткой священников (на некоторых приходах по многу лет не совершалось богослужение), католики-униаты устроили свою прозелитическую миссию среди русских (впрочем, нельзя сказать, чтобы они в этом очень преуспели).

На протяжении полувека Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата неуклонно росла как за счет общин, возвращавшихся из расколов, так и за счет строительства новых храмов. В 1972 г. для окормления умножающихся общин был рукоположен первый аргентинец – диакон Георгий Санчес. В 1988 г., в юбилейный год 1000-летия Крещения Руси, одна из площадей Буэнос-Айреса была переименована в честь равноапостольного князя Владимира, и на ней был установлен бронзовый памятник святому.

***

К настоящему времени в Аргентине действует несколько православных епархий и юрисдикций.

Буэнос-Айресская и Южноамериканская митрополия Константинопольского патриархата (https://www.i-tur.com.ar/; e-mail: [email protected]), возглавляемая митрополитом Тарасием. На территории Аргентины в нее входит 9 приходов.

Аргентинская и Южноамериканская епархия Московского патриархата (e-mail), возглавляемая митрополитом Платоном (Удовенко). Она насчитывает 9 приходов.

Южноамериканская епархия Русской Православной Церкви за границей. После кончины правящего архиерея епископа Александра (Милеанта; † 2004) кафедра вдовствует. Она включает 12 приходов. Их окормляют 5 священников, которым приходится часто разъезжать по стране.

Кроме того, в стране действует 4 прихода Сербской Православной Церкви, 1 приход Румынской Православной Церкви, было также 2 храма Православной Церкви в Америке, но их вынуждены были закрыть из-за недостатка священников.

Положение Православия в Аргентине сейчас не самое простое. Общая проблема для многих юрисдикций – острая нехватка духовенства. Примерно в трети греческих храмов и более чем в половине храмов РПЦЗ нет возможности совершать регулярные богослужения. Из-за общей нищеты, которая еще более усугубилась после дефолта 2002 г., мало какие приходы могут позволить себе содержать священника. Поэтому немногим служащим отцам приходится постоянно разъезжать на дальние расстояния по приходам, а кроме того, работать на какой-либо светской работе для обеспечения своих семей. Из-за недостатка преподавателей греческая митрополия до сих пор не может открыть в стране семинарию, хотя средства для нее уже собраны. В воскресных школах не хватает учителей. Многие православные лишь раз в год получают возможность исповедоваться и причаститься.

Но при этом есть и положительные моменты. Так, в 1990-х годах благоустроилась жизнь сербской общины, у них был построен и освящен храм, открыты новые приходы. Также и в Южноамериканской епархии Московского патриархата в настоящее время строится два новых храма – церковь в честь царственных страстотерпцев в городе Мар-дель-Плата и церковь во имя святителя Тихона, патриарха Московского, в г. Обере.

***

В заключение укажем адреса некоторых аргентинских храмов, где богослужение проходит на церковнославянском языке

г. Буэнос-Айрес (Buenos Aires)

Благовещенский кафедральный собор (РПЦ) Адрес: Bulnes 1745, Buenos Aires, Argentina. Настоятель: митрополит Аргентинский и Южноамериканский Платон. Телефон: 48-23-6534.

Храм Всех святых в земле Российской просиявших (РПЦ) Адрес: Estados Unidos 3686, 1824 Lanus Oeste, Buenos Aires, Argentina. Телефон: 4262-9960.

Свято-Троицкий собор (не является РПЦЗ, священство пребывает в расколе под началом митрополита Агафангела, не принявшего акт о каноническом общении РПЦ и РПЦЗ.) Адрес: Calle Brasil 315, Buenos Aires 1154, Argentina. Настоятель: священник Валентин Ивашевич. Телефон74.

г. Обера (Obera)

Храм Святой Троицы (РПЦ) Адрес: Taruma 43, Obera, prov. Misiones, Argentina.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: