Будущему живописцу и академику Ивану Акимову ещё не было 10 лет, когда он, осиротев, написал письмо в Академию художеств, приложил рисунки и попросил взять его на обучение за казённый счёт. Учился успешно, получив образование, отправился в путешествие по Европе, вернувшись в Россию, продолжил писать и стал преподавателем в той же императорской академии, которую впоследствии несколько лет возглавлял. К старости большую часть времени уделял ученикам, а после смерти всё нажитое и заработанное передал опять же в академию, на поддержку малообеспеченных студентов.
Собор Святой Софии — один из шедевров византийских архитекторов, возведённый по приказу императора Юстиниана I в 6-м веке. Новый храм должен был превзойти все построенные к тому моменту здания в мире. Работы велись 5 лет, в них участвовали десятки тысяч рабочих, а затраты, похоже, были сопоставимы с годовым бюджетом государства. После падения Константинополя в 1453 году собор по воле султана Мехмеда II был трансформирован в мечеть, к ней пристроили минареты. Сейчас архитектурный комплекс превращён в музей, службы там не проводятся.
«Крещение княгини Ольги», 1792 г. И. А. Акимов. Источник: wikimedia.org
Баснословный рассказ летописи
О крещении Ольги в Константинополе сообщает древнерусская «Повесть временных лет». Причём называет её крестным отцом самого императора Константина VII Багрянородного.
Согласно сообщению летописи, в 955 году Ольга посетила Константинополь, как мы бы сейчас сказали, с официальным визитом. Император много с нею беседовал, был восхищён её умом и красотой и сделал ей предложение. На что Ольга ответила, что ведь, согласно греческим же обычаям, не подобает христианам жениться на языческих женщинах. И предложила её окрестить.
Обряд крещения совершил лично патриарх Феофилакт, а восприемником от купели был Константин. Ольга в крещении стала Еленою. После обряда император повторил своё предложение руки и сердца. Тогда Ольга-Елена ему напомнила, что нельзя крестным родителям сочетаться браком со своими крестными детьми. Тут-то Константин понял, как его провела Ольга.
Крещение княгини Ольги, или Как византийцы относились к русским?
24 июля Церковь чтит память святой равноапостольной княжны Ольги, первой христианской правительницы на Руси. История сохранила нам красивую легенду о ее крещении и несостоявшемся замужестве. О реальных отношениях между византийцами и жителями Киевской Руси в Х веке в своем очерке рассказывает публицист и историк Андрей Зайцев.
Однажды к византийскому императору Роману приехала княгиня из далекой варварской страны. Женщина эта была так умна и красива, что царь влюбился в нее и предложил руку и сердце. Княгиня Ольга не отказала императору, но сказала, что сперва хочет креститься. Она просит императора стать ее крестным отцом, и лишь затем сыграть свадьбу. Царь на все дал согласие и повторил предложение после крещения Ольги, но та отказала Роману, сказав, что по христианским законам они теперь находятся в духовном родстве, а родственники не должны вступать в брак. Роман признал свое поражение и с изумлением воскликнул: «Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга». Эта история, помещена в Повести Временных Лет под 955 годом. В реальности, отношение русских и византийцев не были безоблачными. Греки считали себя прямыми наследниками римлян, называли себя «ромеями», а на все остальные народы, даже принявшие православие, смотрели свысока и считали их варварами. В свою очередь правители Киевской Руси тоже не церемонились с Византией: совершали успешные военные походы, вешали щит на вратах Царьграда. От этих времен осталось чудесное описание руссов, сохранившееся в житии Георгия Амастридского: «Было нашествие варваров Рос, народа, как знают все, крайне жестокого … Звероподобные по поведению, бесчеловечные по делам, самим видом обнаруживающие убийство, ничему другому, что свойственно людям, не радующиеся, кроме смертоубийства, это поистине губительное и по делам и по имени племя». К IX веку относятся и схожие описания патриарха Фотия, говорившего о том, что некогда дикий народ принял крещение (речь шла об отдельных крещеных наших предках, служивших в войсках Византии в качестве наемников или торговавших с ней). В этих описаниях легко заметить страх их авторов перед воинственными варварами и желание наладить с ними отношения. Ко времени правления княгини Ольги в середине X века эта задача была в основном решена. По двум договорам 911 и 944 года русские послы, купцы и воины имели определенные привилегии. Русских солдат охотно брали наемниками для охраны империи, но все эти сближения имели весьма ограниченный характер, что проявилась в истории двух посольств княгини Ольги к византийскому императору. В течение 8-9 лет с 946 по 954 год святая Ольга дважды посещала Константинополь, желая улучшить отношения с Византией. Она преследовала две цели – породниться с одной из самых известных императорских династий и креститься в Царьграде в присутствии императора и патриарха, Ольга хотела добиться особого положения для создаваемой Русской Церкви и договориться о династическом браке между ее сыном Святославом и дочерью византийского императора. Если бы миссия равноапостольной Ольги увенчалась успехом, то крещение Руси могло бы произойти за несколько десятилетий до 988 года. К сожалению, замыслам Ольги не суждено было сбыться. Первый раз киевская княгиня посещает Константинополь летом – осенью 946 года. Княгиню Ольгу дважды встречали во дворце. В первый раз это произошло 9 сентября, тогда правительнице Киевской Руси было подарено 50 милиарисиев в золотой чаше с украшениями, ее племяннику 30 монет, остальные сопровождающие получили меньше: каждый в строгом соответствии со своим рангом, так священник Григорий приехавший с княгиней – 8 монет. В окружении Ольги к этому времени было не мало христиан. Скорее всего, он был клириком первой киевской церкви в честь Ильи Пророка. Как пишет известный византинист Геннадий Литаврин, императорские приемы в Византии были строго разработанной церемонией с продуманной системой «жестов» и условностей, частью которой были, в том числе подарки императора иностранным правителям и их свите. Следующий прием состоялся 18 октября. Он был скромнее: святая Ольга получила 200 монет, ее племянник – 20, сумма даров для священника Григория и других членов свиты в основном не изменилась. Значительное уменьшение дара для княгини и ее племянника было связано с тупиком, в который зашли переговоры. Не достигнув ни одной цели, киевская княгиня раздосадованная отправилась домой. Затея княгини потерпела поражение: ее суда в ожидании приема со стороны васивлеса долго стояли на Босфоре, а переговоры кончились неудачей. Второй раз она посетила Византию в 954 году. Пришедший на смену императору Роману Константин VII хотя и думал, что Роман слишком уж заигрывал с иноплеменниками и варварами, к которым он относил даже крещеных болгар. Однако Византии была нужна военная помощь русских, и вероятно святая Ольга вновь прибыла в Константинополь по личному приглашению царя. В этот визит киевская княгиня принимает крещение с именем Елена, но церемония проходит скромно, а идею династического брака и вовсе приходится отложить. Греки потребовали крещения ее сына Святослава, но последний отказался это сделать, полагая, что дружина будет над ним смеяться. Впрочем, святая равноапостольная Ольга смогла достойно ответить византийскому императору. Вскоре посланники васивлеса отправились на Русь с требованием даров, но киевская княгиня довольно долго игнорировала греков. В ответ на вопрос о подарках правительница ответила, что отдаст обещанное лишь тогда, когда византийские послы проведут под Киевом столько же времени, сколько она провела в 946 году на Босфоре, ожидая приема. Этот ответ святой Ольги связан с особенностями пути «из варяг в греки» в Х веке. Русские послы, купцы и воины плавали в Византию на судах целыми караванами. Навигация начиналась в мае-июне, путь до Константинополя занимал в среднем 30 дней из Киева и почти в 2 раза больше из северных городов Руси. Обычно русские появлялись в Византии не раньше июля, и должны были уплыть не позднее октября. Заставив Ольгу прождать под стенами Царьграда как минимум до 18 октября император, обрек княгиню и ее спутников на опаснейший обратный путь: суда русских должны были в буквальном смысле опережать время, чтобы не зимовать в пути. Поставив греческих посланников в сходные условия, княгиня дала им в полной мере насладиться плаваньем по морю в экстремальных условиях. Отметим, что унижения матери не забыл и киевский князь Святослав Игоревич, воевавший с Византией в 970-971 году. Хотя причиной конфликта стали отношения между Русью, Болгарией и Византией, история крещения родительницы не улучшило мнение о греках в глазах молодого князя. Сама же святая Ольга скончалась незадолго до этих событий в 969 году.
Андрей ЗАЙЦЕВ
Версия для печати
Свидетельство византийского императора
Забавно читать вымысел позднейшего летописца, по которому только что окрещённая русская княгиня предстаёт лучшим знатоком канонического церковного права, чем государь православной империи, да к тому же написавший трактат «О церемониях» в Византии. Не менее смешно сватовство женатого Константина к вдовствующей княгине русов, которой на тот момент, согласно той же летописи, было 62 года от роду.
За разъяснением обстоятельств желательно обратиться к свидетельству того же Константина. Он описывает визит Ольги в книге «О церемониях». По называемым им точным календарным датам это событие произошло не в 955, а в 957 году. Император, столь педантичный в изложении придворных обрядов, ничего не говорит о крещении Ольги. А ведь принятие христианства правителем соседней «варварской» страны всегда было огромным событием в политике Византии. С этого момента такая страна считалась приобщённой к кругу цивилизованных государств в качестве вассала Византийской империи.
Если бы такое событие состоялось при Константине, да ещё с его участием, тогда он непременно упомянул бы его. Но он говорит только о приёме, торжествах по этому случаю. Он также сообщает, что в свите Ольги находился священник по имени Григорий, не раскрывая, однако, его происхождения. Немаловажно, что Константин везде называет Ольгу её языческим именем и ни разу не упоминает её христианского имени Елена.
Очевидный вывод из этого свидетельства – к моменту визита в Константинополь в 957 году Ольга ещё не была крещена.
Смерть
Ольга умерла от болезней и старости, а не была убита, как многие правители того времени. В летописях значится, что княгиня умерла в 969 году. В 968-ом печенеги впервые совершили набег на русские земли, и Святослав отправился на войну. Княгиня Ольга с внуками заперлась в Киеве. Когда сын вернулся с войны, он снял осаду и захотел сразу же уехать из города.
Памятник княгине Ольге в Киеве
Мать остановила его, предупредив, что сильно больна и чувствует приближение собственной смерти. Она оказалась права, спустя 3 дня после этих слов княгиня Ольга умерла. Ее похоронили по христианским обычаям, в земле.
В 1007 году внук княгини — Владимир I Святославич — перенес мощи всех святых, включая останки Ольги, в основанную им церковь Святой Богородицы в Киеве. Официальная канонизация княгини состоялась в середине XIII века, хотя чудеса ее мощам приписывали задолго до этого, почитали как святую и звали равноапостольной.
Просьба Ольги к немецким католикам
В 959 году «королева ругов» Елена, как она названа в немецкой «Хронике продолжателя Регинона», обратилась к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь прелата и клириков для наставления в христианской вере и устройства церковных дел. В 961 году епископ Магдебурга Адальберт прибыл в Киев с большой свитой и начал организовывать Русскую церковь. Однако что-то у него не заладилось, так как уже в следующем году ему пришлось бежать назад в Германию вместе со своими помощниками.
Причины конфликта можно предполагать всякие. Это могла быть и реакция населения, языческого в своей массе, на германские методы насаждения христианства. Могло быть и так, что в окружении Ольги взяли верх сторонники ориентации на Константинополь. Но несомненен факт, что за учителями веры всего через два года после визита в Константинополь Ольга обратилась не к православной церкви, а к католической. Правда, раскол христианства в то время ещё не был оформлен окончательно.
Начало реформ
Ещё до крещения княгиня начала реформы управления княжеством. Запретила сборщикам податей драть с подданных «три шкуры». До этого времени никто не вел строго учета сбора налогов, и подвыпившие княжеские «мытари» могли содрать одну и ту же подать дважды с одного двора.
Oльгa ввела стpогий учёт, pазбила княжество на участки, и в каждом постpоила погост — кpепость, куда свозилась подать, и где, очевидно, находились учетчики. Позже на теppитоpиях крепостей стали возводить пpавославные хpамы, а слово погост закpепилось за кладбищами, где хоpонили хpистиан.
Крещение в Киеве в 957-958 гг.
«Хроника продолжателя Регинона» и более поздние византийские источники говорят о крещении Ольги именно в Константинополе при Константине VII. Вероятно, установилась некая традиция, в соответствии с которой было выгодно считать, что русская княгиня приняла христианство именно там и тогда.
Понятно, почему немецкий хронист (предполагают, что им был сам Адальберт) предпочитал утверждать, что Ольга крестилась в Константинополе у императора. Вырвать у православной церкви на сторону католической правителя огромной страны казалось почётно. Не менее понятно, что в 11 веке, уже после крещения князя Владимира, византийским историкам также хотелось считать, будто Ольга приняла христианство из рук басилевса. Ведь таким образом насаждалась идея о давней ориентации Руси на Византию и изначальной зависимости Русской церкви от Константинопольской.
Но, учитывая свидетельства современных событию источников, Ольга, скорее всего, была крещена в промежутке между октябрём 957 года, когда она покинула Константинополь, ещё будучи язычницей, и 959 годом, когда она уже как христианка Елена обратилась к германскому императору.
Вероятнее всего, крещение произошло в Киеве, где и прежде имелись общины христиан. К крещению мог быть причастен клирик Григорий, который был с Ольгой в Константинополе. Учитывая просьбу Ольги-Елены к Оттону I, русская княгиня считала себя связанной с православной церковью не сильнее, чем с католической. Вернее, она ещё не выбрала тогда, на какой церковно-политический центр тогдашнего мира ей лучше ориентироваться.
Жизнь княгини
Будущая святая и великая княгиня родилась примерно в 890 году. Имя ее — Ольга – было русским вариантом скандинавского имени Хельга, что переводится, как «светлая», «священная». Она была простой, ничем не знаменитой девушкой, хотя и происходила из забытого рода Изборских князей.
Мужем княгини Ольги был Киевский князь Игорь, с которым она случайно познакомилась на берегу реки в Псковской земле. На киевский престол княгиня Ольга вступила после того, как князя Игоря убили древляне. Правила она семнадцать лет — с 945 по 962 годы. У Ольги был сын — великий князь Святослав Игоревич.
Возвращение из Царьграда
Веpнувшись из Цаpьгpада, Oльгa запpетила человеческие жеpтвопpиношения и постаpалась внедpить законы новой веры. В литеpатуpном памятнике «Память и похвала» Иакова Мниха значится: «И пoтoм тpебища бесoвская сoкpуша и нача жить вo Хpисте Исусе, вoзлюбивши Бoга».
Был введён запpет на бpаки между кpoвными poдственниками вплoть дo тpoюpoднoгo poдства и на бpаки пo свoйству, oтныне нельзя былo жениться на сестpе жены или, oвдoвев, выходить замуж за бpата мужа. Запpещались бpаки с инoвеpцами.
Не oбoшла княгиня вниманием и женщин: былo закoнoдательнo запpещенo бpoсать в беде вдoв и сиpoт, даже самые дальние poдственники были oбязаны забoтиться o тoм, чтoбы они не нуждались. Блуднницы пoдвеpгались пopицанию и штpафу, а за oскopбление знатной женщины, за клевету и pугань обидчик облагался большим штpафом.
Было введено ещё одно новшество: в суде пpава мужчин и женщин уpавнивались, отныне вдова или жена имела пpаво обpатиться за спpаведливостью к князю.
Княгиня постаpалась увековечить память пеpвохpистиан, возведя над местом упокоения Аскольда Святоникольский хpам, а над надгробием Дира сoбop святой Сoфии, кoтopый пpoстoял дo 1017 гoда. Святыни из негo дoныне хранятся в киевской Софии.
Пo пpеданию, именнo Oльгa oснoвала Пскoв, увидев знак: « И паки пpіидѣ… на мѣстo Плескoвы pѣки и Великіе, и възлюби мѣстo вельми… И ту видѣ лучю тpисіятельнагo Бoжества, и на мѣстѣ тoмъ кpестъ пoстави… и pече: на мѣстѣ семъ будетъ цеpкoвь Святыа Тpoицы; гpадъ же будетъ великъ и славенъ зѣлo».
До князя Владимира
Киевскую Русь не нужно представлять каким-то мирком «за железным занавесом». Это было обычное восточноевропейское средневековое государство. Языческие культы в нём соседствовали с христианством. Во всяком случае, об этом говорят находки археологов. Первые христианские церкви, от которых не осталось ничего, кроме фундаментов, существовали во всех крупных тогдашних городах, в том числе в Киеве и Новгороде: А если существовали церкви, то существовали и прихожане. Иначе зачем бы строить церковь? Вот только эти церкви были, скорее всего, не совсем правильные с точки зрения официального православия. Они были ари-анского толка, поскольку первое христианство пришло на Русь из Болгарии. Арианство в Константинополе считалось еретическим учением. Иначе зачем бы существующие в Киеве христианские церкви после всеобщего крещения пришлось заново освящать прибывшим из Византии церковнослужителям? Ольга после своего «якобы крещения в самом Царьграде» построила несколько новых храмов. И их тоже пришлось переосвящать. Во времена Константина считалось, что православных церквей в Киевском государстве не существует. Ромеи своих священников на Русь не отправляли. Напротив, Киевскую землю в Византии считали «злокозненной в нашей вере», в отличие от «поганых земель», где жили настоящие язычники. Но откуда бы на Руси взяться болгарскому арианству?