В церковной иерархии сан митрополита занимает особое место. Он возводит в сан епископов и другое священство, возглавляет богослужения, обращается к пастве с проповедью.
Епископство — самая высокая степень священства. Есть епископы и есть Патриарх, это знают почти все. В иерархии священнослужителей есть и митрополит.
Кто такой митрополит
В православии такой титул носят священнослужители высшей (епископской) степени. Священнослужитель с таким титулом считается главней архиепископа и подчиняется Патриарху.
Основное отличие его от других титулов высшей степени в том, что митрополит правит митрополией и у него в подчинении находятся другие архиереи с более низкими титулами, которые управляют епархиями в пределах его митрополии.
Митрополия — это совокупность нескольких епархий.
Впервые о таком титуле упоминается в канонах Первого Вселенского Собора в 325 г. Тогда в Римской империи он управлял столицей, каких в империи было немало, т. к. она тогда состояла из множества подчинённых государств. А главные города их были центрами христианства.
Архиерей с таким титулом является как приемником апостолов, т. к. первоначально в этих местах проповедовали ученики Христа, так и главой сразу нескольких епископов, что является очень большой ответственностью. Митрополии образовались естественным путем, у епархий, которые туда входили, были общие цели и задачи, собрания, связь.
Рисунок. 1. Блаженнейший митрополит киевский и всея Украины Онуфрий на пасхальном богослужении
Митрополит — это всегда очень влиятельное лицо. Он решает серьезные задачи:
- принимает значимые церковные решения;
- взаимодействует с другими митрополиями;
- следит за взаимодействием иерархий в своей митрополии;
- собирает областные Соборы и председательствует на них;
- руководит церковью на вверенной ему области;
- без разрешения митрополита епископы, подчиненные ему, не могут решать важные церковные вопросы;
- начальствует над епископами: назначает их, освобождает от обязанностей, решает юридические, связанные с ними, а также иные административные вопросы;
- следит, чтобы митрополия была единым целым с церковью.
Кроме административных, он выполняет ряд духовных задач:
- возводит в сан епископов и другое священство;
- возглавляет богослужения;
- проповедует.
Также существуют митрополиты, которые не имеют власти, они играют роль викариев у других митрополитов или у Патриарха.
Один из самых древних
Необходимо отметить, что митрополит – это самый древний титул в христианской церкви. Некоторые исследователи церкви считают, что митрополитами были апостолы, другие относят возникновение этой юрисдикции к II веку, когда возникла необходимость централизации церковной власти.
А в 325 году и 341 на Архиерейском соборе этот сан был просто окончательно установлен. Были прописаны полномочия, которые значительно увеличились в объеме. Все было узаконено и регламентировано, не должно было больше вызывать никаких споров. Толедский Собор, прошедший в 589 году, еще более расширил права митрополита – теперь он мог наказывать подведомственных ему епископов. Вообще, христианское учение сформировалось на Соборах IV – VIII веков. Последующие годы не приносили каких-либо значительных изменений.
Первый митрополит на Руси
Начиная с X века и вплоть до 1589 года на Руси не было патриарха, а его обязанности выполнял митрополит. Поэтому он, как сейчас патриарх, был тогда только один — Киевский и всея Руси. Первые архиереи с таким титулом на Руси избирались и назначались в Константинополе и, естественно, зависели от Константинопольского Патриарха и императора. В отличие от епископов они обладали некоторой независимостью, т. к. были главой русской церкви. Но всё-таки они больше всего зависели от киевского князя.
Священнослужители с таким титулом помогали наладить дипломатические отношения между княжествами. Также им удалось сдвинуть с мертвой точки дела, связанные со словесностью и просвещением. До XIII века резиденцией их был Киев, потом Владимир, и начиная с XIV века — Москва.
Самым первым русским архипастырем с таким титулом стал Михаил I Сириянин, который крестил князя Владимира. Однако церковь тогда ещё не была разделена на епархии. Поэтому Михаил не обладал властью предстоятеля в полной мере. Разделить церковь на епархии удалось его приемнику Леонтию. Начиная с Иллариона все предстоятели стали выбираться из русских людей.
Рисунок. 2. Святитель Алексий Московский
Среди митрополитов русской православной церкви несколько причислены к лику святых. Среди них самые известные — это московские святители: Алексий, Филипп, Макарий, Иннокентий, Петр, Иона, Филарет.
Рекомендации
Эта статья включает текст из
Список Киевских митрополитов
в ПравославныйWiki который под лицензией CC-BY-SA и GFDL.
- Блажейовский, Дмитрий (1990). Иерархия Киевской Церкви (861–1990)
. Выданница Украинского католического университета им. Sv. Klymenta Papy Editiones Universitatis Catholicae Ucrainorum S. Clementis Papae Sacrum Ucrainae millenium.
72
. Рим: [Украинский католический университет им. Sv. Климента Папы]. OCLC 22834909. - Крамми, Роберт О. (2006). «Восточное православие в России и Украине в эпоху контрреформации». В Ангольде, Майкл (ред.). Восточное христианство
. Кембриджская история христианства.
5
. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. С. 302–324. Дои:10.1017 / CHOL9780521811132.014. ISBN 9780521811132 — через Cambridge Histories Online.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Красинский, Валерьян (1840). Исторический очерк подъема, прогресса и упадка Реформации в Польше
.
2
. Лондон: Дж. Л. Кокс и сыновья. OCLC 714971939. - Пелеш, Джулиан (1881). Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom
. Woerl.CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Сеник, Софья (1996). «Украинская Церковь XVII века». Аналекта Ординис С. Базилий Магни
. Рим: sumptibus PP. Basilianorum (Sectio II, vol XV (XXI), Fasc 1–4).CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - «Киевские митрополиты». orthodox.org.ua
. Украинская Православная Церковь (Московский Патриархат). 2011-01-14. Архивировано из оригинал на 2011-10-02. Получено 2011-05-18. - Magocsi, Пол (1996). История Украины
. Торонто Буффало: Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-7820-9 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Медлин, Уильям К .; Патринелис, Христос Г. (1971). Влияния Возрождения и религиозные реформы в России: западное и поствизантийское влияние на культуру и образование (XVI-XVII вв.)
. Études de philologie et d’histoire.
18
. Женева: Librairie Droz. ISBN 9782600038942 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт) - Субтельный, Орест (2009). Украина: история
(4-е изд.). Торонто [u.a.]: Университет Торонто Пресс. ISBN 978-1-44269728-7 .CS1 maint: ref = harv (ссылка на сайт)
Митрополит в католической церкви
Есть несколько различий между архиереями православной церкви и католическими. Католический архипастырь с таким титулом имеет значительно меньше полномочий. Он является как митрополитом, так и архиепископом, возглавляет и митрополию, и архиепископию. Три католических архиерея с таким титулом являются патриархами: Венецианский, Лиссабонский и Иерусалимский. Они обязательно возглавляют богослужения и возводят в сан новых епископов. Также они принимают апелляции из епархиальных судов.
Как становятся митрополитами
Чтобы достичь такого высокого сана, нужно пройти все ступени церковной иерархии, начиная с иеродиакона.
Этот титул получают архиепископы за большие заслуги. Возвести в этот сан может только Патриарх. Предстоятель на богослужении благословляет достойного архиепископа и надевает ему на голову белый клобук. С этого момента он уже носит этот титул
Как это происходит можно посмотреть в данном видео:
Церковная иерархия
Все духовенство делится на чёрное и белое. Чёрное — это монахи, имеющие священнический сан. Белое — это женатые священнослужители или в целибате (не женатые и не монахи).
Церковная иерархия имеет 3 степени: диаконство, иерейство и архиерейство. И в каждой из этих степеней есть своя иерархия.
Высшую степень могут иметь только священнослужители, принявшие монашеский постриг. Остальные степени доступны и для белого, и для черного духовенства. Для того чтобы возвести человека в одну из степеней, совершается хиротония (рукоположение). Чтобы иметь более высокую степень, нужно пройти все нижестоящие степени священства.
Таблица 1. Структура иерархии духовенства
Ступень иерархии | Белое священство (женатые и целибаты) | Черное священство (монахи) |
1ст. Епископство | Патриарх. Митрополит. Архиепископ. Епископ | |
2 ст. Пресвитерство | Протоиерей. Иерей (пресвитер, священник) | Архимандрит. Игумен. Иеромонах |
3 ст. Диаконство | Протодиакон. Диакон | Архидиакон. Иеромонах |
Митрополит Михаил — cвятой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю. Согласно церковном преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991 гг.). Предположительно родом из Сирии. Как отмечает А.В. Поппэ, «согласно закрепившейся в XVI в. традиции, Михаил был первым киевским митрополитом, наследовал Леон (Леонтий). Источник этой традиции — так называемый церковный устав Владимира I, который восходит к XII—XIII вв. Согласно этому памятнику — Михаил был современником Владимира и константинопольского патриарха Фотия, что, в свою очередь, породило мнение, что Михаил являлся тем анонимным епископом, который был послан Фотием на Русь в 867 г. Появление имени Михаила в церковном уставе объясняется тем, что в „Повести временных лет» под 988 годом находится наставление о вере, якобы преподанное новокрещёному Владимиру. Оно представляет собой не что иное, как сокращенный перевод символа веры, составленного в первой пол. IX в. Михаилом Синкеллом. Составители церковного устава восприняли это „наставление» как написанное ради Владимира и, таким образом, заключили, что автор символа веры был и первым русским митрополитом». В Ростове святитель Михаил поставил епископом Феодора Грека. Был прислан в 988 г., в царствование Императоров Василия II и Константина VIII Порфирородных, Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом в Корсунь для крещения князя Владимира. Оттуда прибыл в Киев для крещения киевлян. Первоначально его мощи находились в Десятинной церкви, затем в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря; в 1730 г. были перенесены в Великую церковь лавры.
Леонтий (митрополит Киевский)
Митрополит Леон (Лев, Леонт, Леонтий) — митрополит Киевский (992—1008 гг.) По происхождению грек. При нём князь Владимир перенёс мощи святой равноапостольной великой княгини Ольги († 969; память 11/24 июля) в Десятинную церковь. О времени управления им Киевской митрополией существует два мнения: одни считают его первым митрополитом Киевским, другие вторым, после святителя Михаила. Вопрос остаётся спорным. По вопросу о том, когда он занимал кафедру русского митрополита, существует два мнения: одни ученые считают его первым митрополитом Киевским, другие — вторым. И те и другие ученые утверждаются на летописях и других исторических памятниках, которые противоречат и исключают себя взаимно. Исконное предание русской церкви признавало первым митрополитом Киевским Михаила, мощи которого почивают в великой церкви Киево-Печерской лавры. Митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) первый сделал попытку научно обосновать это церковное предание, за ним и под его влиянием это мнение получило научное утверждение в изданном Киевскою духовною академиею в 1839 г. исследовании студента академии VІI курса, иеромонаха Евсевия Ильинского (1831—1835 гг.), впоследствии экзарха Грузии, под заглавием: «Кто был первый митрополит Киевский?» и было принято такими учёными, как церковные историки преосвященные Филарет Черниговский и Макарий Московский и историк С.М. Соловьев. Митрополит Московский Макарий полагает, что первый митрополит Киевский Михаил занимал кафедру с 988 по 992 год, а Леонтий был вторым митрополитом с 992 до 1003 года. С другой стороны, церковное предание о том, что первым митрополитом Киевским был Михаил, отрицалось главнейшими представителями русской исторической науки времен митрополита Евгения, начиная с историографа Карамзина. Бестужев-Рюмин, Костомаров, Иловайский и Малышевский отрицали бытие митрополита Михаила в Киеве в Х веке. Историк Ярослав Щапов в книге «Государство и Церковь в Древней Руси» не считает, что Михаил и Леонтий были киевскими митрополитами. Первым Митрополитом он называет Феофилакта.
«Послание против Латинян»
С его именем известно полемическое сочинение на греческом языке об опресноках против латинян «Льва, митрополита Переяславля в Ρωσία»: «Λέоντоς μητρоπоλίτоυ ‘Рωσίας πρός ρωμαίоυς ήτоι λατίνоυς περι τών άζύμων, или в других списках: Λεόντоς μητρоπоλίτоυ τής έν ‘Рωσια Пρεσθλάβας περί τоώ ότι оύ δεΐ τελέιν τά άζυμα». И большинство ученых автором этого сочинения признают митрополита русского Леона. Но ещё Н.М. Карамзин вскользь заметил, что это сочинение едва ли древнее XIV века. Скончался в 1007 (1008) году.
Иоанн I (митрополит Киевский)
Митрополит Иоанн I (в схиме Иона) — митрополит Киевский. О митрополите Иоанне сохранилось немного сведений. По одним источникам, он управлял Киевской митрополией с 1019 г., по другим — не позже 1008 г. В 1008 г. митрополит Иоанн создал две каменные церкви: одну в Киеве во имя святых апостолов Петра и Павла, а другую в Переяславе в честь Воздвижения Честного Креста Господня. О происхождении его также имеются различные мнения. Одни считали его греком, но судя по тому, что он 14 июля 1021 года торжественно открыл и прославил мощи русских князей-страстотерпцев Бориса и Глеба и установил празднование их памяти, есть основание предполагать, что он был русским. По другим соображениям его считали болгарином. Управлял он Киевской митрополией до 1054 г., а по другим источникам скончался в 1035 г. после 27 лет управления.
Феопемпт (митрополит Киевский)
Митрополит Феопемпт (XI век) — митрополит Киевский (ок. 1037—1049 гг.). По происхождению грек. Стал митрополитом после 1030 года, возможно, около 1034 года, если учесть его связи с окружением императора Михаила IV. Митрополит Феопемпт Впервые упоминается в русских летописях в 1039 г., когда он принимал участие в повторном освящении Десятинной церкви в Киеве. По некоторым данным до 1037 г. Киевская митрополия не подчинялась Константинопольской Цареградской патриархии, но к 1037 г. положение изменилось, византийцы укрепили свои позиции в Киевской Руси. И раз он немедленно взялся за переосвящение церкви, то скорее всего к 1037 г. в Царьграде считали освятивших в 995 г. Десятинную церковь еретиками. Начиная со времени появления в Киеве митрополита Феопемпта, Русскую Церковь в течение всего домонгольского периода возглавляют почти исключительно греки, поставляемые на Киевскую кафедру Константинопольскими патриархами. В середине 1039 г. Феопемпт пребывал в Константинополе, где участвовал в патриаршем синоде. Вероятно, на годы пребывания Феопемпта на кафедре приходится основание пятой и шестой русских епископий в Юрьеве на Роси (кафедральный собор св. Георгия) и в Переяславле (кафедральный собор Михаила Архангела). Византийско-русский конфликт 1043—1046 гг. вовсе не обязан был отрицательно сказаться на деятельности Феопемпта, так как он, предположительно, высказался в пользу антиимператора Георгия Маниака. Скончался в 1049 году.
Кирилл I (митрополит Киевский)
Митрополит Кирилл I Грек (XI век) — митрополит Киевский и всея Руссии (упоминается в 1050 г.). Сведений о митрополите Кирилле I почти не сохранилось, в русских летописях он не упоминается. Он значится в Киево-Софийском помяннике, которым пользовался Захария Копыстенский. Есть упоминание, что в 1050 г. митрополит Кирилл служил при Ярославе Мудром. Следовательно, можно предположить, что на Киевской кафедре он находился между 1039 и 1051 гг., то есть между митрополитом Феопемптом, упоминаемым в 1039 г., и митрополитом Иларионом, поставленным в 1051 г. Сведения о некоем митрополите Кирилле, преемнике Феопемпта появляются только с XVI века.
Митрополит Иларион Киевский
Митрополит Иларион (прозвище Русин; умер ок. 1055 г.) — митрополит Киевский и всея Руси времён Ярослава Мудрого, святитель. Первый русский по происхождению митрополит в Киеве. Автор «Слова о Законе и Благодати» (1030—1050 гг.).
Настолование митрополита Иллариона (миниатюра Радзивиловской летописи)
Память святителя Илариона совершается: 21 октября (по юлианскому календарю); 28 сентября — в составе Собора преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; в 2-ю Неделю Великого поста (Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских). Сведения о жизни скудны и не всегда могут быть совершенно достоверно отнесены к митрополиту Илариону; летописи содержат ряд упоминаний имени Ларион, которые по историческому контексту идентифицируют с ним. Так, под 1051 годом «Повесть временных лет» излагает зарождение Киево-Печерского монастыря: «Боголюбивому бо князю Ярославу, любящю Берестовое и церковь ту сущую святых апостол и попы многы набдящю, в них же бе презвутер именемь Ларион — муж благ, книжен и постник»; он первый «ископа печерку малу двусажену» там, «кде ныне ветхый манастырь Печерьскый». Согласно записи в начале летописной статьи 1051 года в ПВЛ («лѣто 6559»), его («Лариона») «постави Ярослав митрополитом собрав епископы». В начале Устава князя Ярослава о церковных судах говорится: «Се яз князь великий Ярослав сын Володимерь, по данию отца своего съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческий номоканун; аже не подобаеть сих тяжь судити князю, ни боляром — дал есмь митрополиту и епископом». Дальнейших сведений нет; но под 1055 годом Летопись Новгородская II упоминает имя другого митрополита — Ефрема, из чего предполагают, что сразу по смерти Ярослава 20 февраля 1054 года он был смещён. Его противоканоническое поставление (Киевская митрополия находилась в составе Константинопольского Патриархата и Киевские митрополиты поставлялись решением Вселенского Патриарха и императора) могло быть обусловлено тем, что по смерти митрополита Феопемпта Русь находилась в состоянии войны с Византией. Допускают, что его сбросили с митрополичьей кафедры в ноября 1053 года, после чего он постригся в монахи Киево-Печерского монастыря под именем Никона, стал позже его игуменом и сделал в 1072-1973 гг. летописный сборник, который использовал для составления \»Повести временных лет\» Он отличался широкой эрудицией, глубоким знанием Ветхого и Нового Заветов, произведений Георгия Амортала, Козьмы Пресвитера, Ефрема Сирина, жизни Кирилла, возможно Кирилла Александрийского, канонизированной и апокрифической литературы — памятников болгарской, чешской и всей европейской культуры.
Творчество
Иларион не только один из ранних репрезентаторив достижений мировой культуры своего времени на древнерусском почве, но и оригинальный мыслитель, который использовал свои знания для разработки собственной, достаточно в отличной от традиционного видения концепции истории, полной глубоким философским мировоззренческим содержанием Можно утверждать, что Иларион — первый известный древнерусский мыслитель, сделал своим предметом размышления о судьбе всего человечества в тех масштабах, в которых того времени могла разрабатываться концепция истории в целом, попытался рассмотреть основные тенденции и движущие силы ее развития. Есть мнение, что его перу принадлежит ряд произведений \»Изборник 1076 г.\», однако слава его как философа связана с известным публицистическим произведением \»Слово о законе и благодати\». Из него следует начать исследование древнерусской философской мысли, философского осмысления истории в отечественной духовной культуре не только потому, что он был первым создателем образа истории, но и потому, что его \»Слово\» приобрело значение прообраза, на который опиралась традиция отечественной культуры до XVIII в. \»Слово о законе и благодати\», вероятно, было написано Иларионом между 1037 и 1043 гг., однако не позднее 1050 г. Формально выступив с проповедью на религиозную тему о превосходстве \»благодати и истины\» (Новый Завет) над \»законом\» (Ветхий Завет), преимущества и истинности христианства, Иларион дал ей широкого социального и философского звучания. Выбранная тема в целом была не нова для христианской традиции и для традиции русской культурного самосознания частности. Своими истоками она выходит из гностической парадигмы Маркиона, церковного реформатора II в. Для него история и мир не просто делятся на царство света и царство тьмы (мрака), а на двух богов: первый — бога Ветхого (Старого) Завета демиурга, который создал материальный мир и его закономерности, жестоко наказывает за нарушение своих законов, второй — бог Нового Завета, непознаваема, всеблагая сущность. В отношении этого производилось два образа Спасителя: один — мессия невыполнимых ветхозаветных пророчеств, другой — Христос Нового Завета, своим царством благодати отменяет власть космических законов необходимости для спасения человека. Основой этой гностической парадигмы Маркиона очевидно стали слова апостола Павла \»Ветхая мимо идоша и новая всем възвищаю\». Обратившись к данной теме, Иларион делает ее исходной для размышлений о мировой истории, судьбе Руси, последовательно проводит идею универсальности и целостности истории человечества, оригинальной составной частью которой является каждый народ, представление об историческом процессе, где на смену тому, что ушло, приходит новое, благодаря чему движение осуществляется по восходящей линии. Объяснение исторического процесса Иларион осуществляет в пределах провиденциалистичного и теологического представления, согласно которому ритм и направленность, конечная цель, к которой стремится история, предусмотренные Богом в его в пророчествах. В этих пророчествах содержится символическое начертание исторического развития, а сама история наполняется глубоким смыслом, который рождается в невременном миром вечности. Такой подход к историческим событиям предусматривает универсальность, целостность взгляда, согласно которому все имеет свое начало и конец, а каждое событие вписывается в контекст истории человечества, предоставляя ему свой смысл. Следование указанным факторам обусловили богатству \»Слова\», обращение к сфере вечного, представленного ветхозаветной историей, которая символизировала учение о \»закон\» и \»благодать\»; истолкование смысла ветхозаветной истории и в контексте всемирно-исторического развития человечества; изображение истории русского народа, в которой повторяется история человечества; похвала Владимиру, молитва за русский народ с характеристикой и оценкой древнерусской действительности, к которой принадлежал сам Иларион. Однако эта типичная схема имеет в \»Слове\» только второстепенное значение, составляя структуру работы, а не ее содержание. Своей целью Иларион ставит не просто представления общей истории, картины ее развития в соответствии с канонами христианского мировоззрения, вписания в контекст истории Руси, похвалить Владимира Святославича, а одобрить величие своего времени, посмотреть на него с точки зрения \»новых людей\», которыми выступают идеологи политики Ярослава Мудрого, попробовать теоретически обосновать задачи и послужить успеху их решения. Конечная цель — хвала Ярославу, который принес величие и славу Киеву, своей земле и народу. Илларион использовал для толкования не столько богословских, сколько социальных проблем, связанных с вопросом о месте отдельных народов в мировой истории. Опираясь на уже упомянутые средневековые представления о развитии истории как борьбу двух противоположных начал, Илларион символически выражает их \»с АКОН \»-\» стень \»,\» благодать \»-\» истина \»,\» закон \»- рабство,\» благодать \»- свобода, существование которых мыслится как единство актуального и потенциального. Изначально благодать существует только потенциально, как замысел Бога. Актуально каждое начало не существует, а меняет друг друга: сначала \»закон\», а затем \»благодать\». Если эпоха Ветхого Завета, основанная на законе, строила отношения между народами на принципе рабства, то эпоха Нового Завета дает свободу, истину и благодать. Закон разделял народы, превознося одни и унижая другие. Новый Завет, \»благодать\» вводит всех людей в вечность, где все народы равны перед Богом. Благодать даруется всему миру и не существует отдельных богоизбранного народа. Защищая это положение, Иларион вводит идею равенства народов как залог свободного, а не рабское существования. Более того, выступая против гегемонистичних посягательств Византии, он подчеркивает определенные преимущества \»новых народов\», тех, которые позже приняли христианство, перед старыми народами, которые пытаются с помощью веры покорить другие народы, выражая глубокую уверенность в том, что русский народ не будет рабом чужих народов. Следует отметить, что представление Илариона об изменении старого новым отнюдь не перерастает в апологию нового самого по себе. Новое направляется в будущее, где для настоящего земная история полна той красотой, что уже сегодня позволяет видеть свершения мечты о будущем. В противоположность построениям Библии, взгляд Илариона на историю не предлагает преимущества \»обетованного\» будущего, на которые можно променять все блага настоящего. Сегодняшнее у него сливается с будущим, выступает итогом человеческой истории. Толкование движения истории ведется им не столько во времени, сколько в пространстве. Движение истории является как упорядочение все новых и новых территорий, что происходит с принятием христианства, подобно росе, благотворительного дождя орошая земли, осушенные законом идолопоклонства. Своеобразное отношение к настоящему в образе истории Иларион связывает с утверждением патриотизма, любви к Родине, что является ведущей темой \»Слова\». Так, говоря о принятии христианства Русью, Иларион отмечает, что это происходит \»не в убогой и неизвестной земли\», а в Русской, \»о которой знают и слышат все четыре конца земли\» (Иларион Слово о законе и благодати / / Киев, старина — 1992 — № 1 — С 139) \»Слово\», собственно, является первым памятником, в котором подтверждаются величие и единство земли Русской. Закладывая основы характерного для древнерусской культуры панорамного видения мира, словно с высоты охватывая единым взглядом всю землю Русскую, Иларион стремится органично вписать свой народ во всемирной исторический процес. Пафос противопоставление \»благодати\» как действительной стадии истории, \»закону\», как ниже, пройденному ее состояния заключается в утверждении Иларионом всемирного характера этой истории, где свободно чувствуют себя все \»края земли\» \»Зависть\» и \»закон\» как ошибочном стремлению утвердить избранности одного народа противопоставляется \»щедрость\» и \»благодать\», которые одинаково сияют всем землям. Каждый народ, по мнению Илариона, словно воспроизводит в мире истории степени всемирно-исторического развития, символически выраженные в Ветхом Завете. Величие русского народа он видит не просто в выполнении старой истории, а в осуществлении того, что в символических образах встал в ветхозаветной истории. В обосновании политических целей Руси Илларион часто приносил в жертву взгляды конфессиональной системы, используя доступные ему идеи, далекие от христианских догматов, черпая их из народного самосознания. Он рассматривал Христа как человеколюбца, подчеркивая его любящую природу и светские деяния, видя в этом основу для богосыновства, призывая его быть терпеливым к человеку. Как человек Христос — сын божий и назван так за его высокие действия в чувственном обличии, Он завещает подражать себе в делах человеческих, а не божественных. Отсюда недалеко до вывода, что каждый как \»доля\», подражая Богу, может стать сыном Божьим, если он творит добро по учению Христа. В общем контексте \»Слова\» Илариона существует ряд вопросов, имеющих философский смысл. Среди них проблема разума и веры, решение которой дается не в ортодоксальном для христианства духе. Уже само принятие христианства рассматривается Иларионом как политический акт, \»благо-вирья\» связывается с властью. Этот акт рассматривается им не как божественные поступления, а как результат хорошего понимания и \»остроумности \»(Гам же — С 141), где приобщение к вере означает приобщение к интеллектуальной культуре мира, по которой верования в единого Бога является не только святое, но и разумное. При таком подходе вера и разум не взаимоисключаются, а становятся почти тождественными. Как то, что неподвластно глубокому чувствительному восприятию, вера для Иллариона является результатом особого чистого разума. Высоко оценивая роль и значение разума, Иларион акцентирует внимание на роли языка. Так он одобряет деятельность Ярослава Мудрого, он обращает внимание на то, что тот не только способствовал написанию книг, но и то, что тот не оставил сказанное, а завершил делом, \»не говорит — а действует. И недостроенное заканчивает\». Местом локализации познания, понимания мира и деятельности в мире Иларион считал сердце, в котором \»сияет ум\» и с которым связаны воля и желание, которые, как и разум, играют решающую роль в действиях человека. Так, по мнению Илариона, принятие Владимиром христианства было не только результатом \»света разума в сердце\» но и \»желанием сердца\» и \»горением духом». Следует подчеркунуть, как сторонник монархического принципа правления в единодержавности он видел залог единства и силы государства, его территориальной целостности, прославлял тех князей, которые принесли славу русским землям, призвал к единству Руси, укреплению государства для сохранения и приумножения ее богатств, независимости всей Руси, развития образования. Эти требования в целом свойственны \»книжникам\» Ярослава Мудрого, видное место среди которых принадлежит и Луке Жидяту.
Митрополиты Киевские: Михаил Киевский, Леон, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I, Иларион Киевский, Ефрем, Георгий, Иоанн II, Иоанн III, Николай, Никифор I, Никита, Михаил II, Климент Смолятич, Константин I, Феодор, Константин II, Иоанн IV, Михаил III, Никифор II, Матфей, Кирилл I (II), Иосиф, Кирилл III. Владимирский период: Максим, Пётр. Московский период:
Феогност, Алексий (1354—1378), Михаил (Митяй), Пимен, Дионисий (1383 – 1385), Киприан (1389-1407), Фотий, Герасим, Исидор Киевский, Иона
Митрополиты Московские: Феодосий, Филипп I, Геронтий, Зосима, Симон, Варлаам, Даниил, Иосаф, Макарий, Афанасий, Филипп II (Колычёв), Кирилл, Антоний, Дионисий, Иов. Патриархи Всея Руси: Святитель ИОВ, ИГНАТИЙ, Священномученик ГЕРМОГЕН, ФИЛАРЕТ, ИОАСАФ I, ИОСИФ, НИКОН, ИОАСАФ II, ПИТИРИМ, ИОАКИМ, АДРИАН, Митрополит Ярославский СТЕФАН, Священный синод, Святитель ТИХОН, СЕРГИЙ, АЛЕКСИЙ I, ПИМЕН, АЛЕКСИЙ II, КИРИЛЛ.
ИСТОРИЯ Владимирской области.
Copyright © 2015 Любовь безусловная
Правила и рекомендации обращения к митрополиту
Чтобы понять, как правильно обращаться к архиерею с таким титулом, важно понимать характер самого обращения. При официальном обращении в православии говорят «Ваше Высокопреосвященство», если же обращение неофициальное, то просто «Владыка». Например, чтобы взять благословение у него, нужно сказать: «Владыка, благословите».
Рисунок. 3. Прихожане подходят к Владыке под благословение
Обращаясь к священнослужителям, нужно обязательно отдать должное почтение его служению. Обращения могут быть неофициальными и официальными. В первом случае, обращаясь к священнику или диакону, называют «отец и имя», например «отец Александр», или можно просто «батюшка». Во втором случае к диаконам обращаются «Ваше Благоговение», к иереям «Ваше Преподобие», протоиереям «Ваше Высокопреподобие».
При неофициальном обращении к архиереям используют слово «Владыка». Официально епископов называют «Ваше Преосвященство», архиепископов и митрополитов «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются «Ваше Святейшество».