Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах и житие преподобной


О книге

Книга «Мытарства блаженной Феодоры» написана на основе жития святого преподобного Василия Нового, жившего в Константинополе в X в. Его подробное житие составил в XVIII в. русский святой Дмитрий Ростовский. Оно входит в состав четырехтомного труда «Четьи-Минеи», источником которых были древнейшие житийные тексты.

Не исключено, что русский автор знакомился с текстом первого жития Василия Константинопольского, составленного его учеником Григорием. Современные книги, выходящие под этим названием, представляют собой сборники, которые состоят из следующих частей:

  • учение церкви о мытарствах;
  • мытарства блаженной Феодоры;
  • свидетельства современников, прошедших мытарства.

Прочтение этих небольших изданий помогает христианам узнать, что ждёт их после смерти, задуматься о неизбежном конце земного существования и подготовиться к исповеди.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Православия красото́, благочестия твердыне / и защитнице Церкве Христовы, / священных икон светлое устроение, / царице честная, / к Богу молитвами твоими / свободи от ересей славословящих тя, / свыше присно подающи грехов разрешение.

Кондак, глас 3

Благочестия цветы украсившися, святая, / и увенчанная диадимою от руки Божией, Феодо́ро, / поборница церкви всея показалася еси, / воздвигши поклонение Христове иконе несумненно и святых, / с нимиже сопричлася еси к небесному жребию.

История блаженной Феодоры

Святая Феодора жила в византийской столице в X в. Простые христиане часто путают её с другой святой женой, носящей это же имя. Она жила в конце IX в. Будучи правительницей Византии при малолетнем сыне, она восстановила иконопочитание, за что и была прославлена Христианской Церковью. Блаженная Феодора скромно прожила свою земную жизнь, но посмертный дар — бесценен для христиан.

Житие

Феодора родилась в Константинополе. Она вышла замуж, но брак был бездетным. После смерти мужа она приняла монашеский постриг и стала послушницей Василия Константинопольского. Женщина вела тихую благочестивую жизнь, наполненную помощью нуждающимся и больным людям. Она с теплом принимала путников, добрым словом напутствуя их. Старицей умерла она в своей келье в 940 г., проведя большую часть своей жизни рядом со своим духовным отцом Василием.

Посмертное чудо

Почитание блаженной Феодоры основано на посмертном чуде — её явлении ученику святого Василия. Григорий, знавший благочестивую старицу Феодору, захотел узнать, куда попала её душа, ушедшая из земного мира.

Он попросил своего учителя в молитве Господу, попросить открыть ему посмертную участь монахини. Господь откликнулся на молитву, и через некоторое время во сне молодой человек увидел женщину, которая находилась в светлых покоях.

Противоположные представления о мытарствах

Православное учение о мытарствах является важным в деле спасения христиан. В «Каноне на исход души», который читается у постели умирающего, даже имеется следующий тропарь:

«Воздушного князя насильника, мучителя, страшных путей стоятеля и напрасного сих словоиспытателя, сподоби мя прейти невозбранно отходяща от земли» (песнь 4).

Так что нельзя отвергать суждение о реальности мытарств.

Однако люди, только что обретя веру, могут впадать в чрезмерную крайность. Чтобы миновать воздушные препятствия в будущем, они на исповеди начинают перечислять все возможные грехи, говоря, что согрешили во всем. Но для получения прощения от Бога важно осознавать свои грехи. Только после этого возможно принести истинное покаяние.

«Покаяние тогда только истинно, когда человек, восчувствуя грехи свои, коими прогневал Создателя своего, оставляет греховное действо, сожалеет об оных и раскаивается, и удостаивается прощения благодатию Христовою через разрешение священнослужителя Церкви. А когда не оставляет, хоть и кается, то сие не есть покаяние, а даже и опасное, чрезмерное и безрассудное упование на благость Божию, которое так же, как и отчаяние, в равной мере судится пред Богом» (преподобный Макарий Оптинский, 1788-1860).

Рассказ Феодоры

Светлая душа поддалась на уговоры Георгия и рассказала свой путь в Царство Божие.

Смертный час

Пребывая на смертном одре она увидела, что окружена бесами, похожими на людей с черной кожей, которые кричали и готовились забрать её. Женщина испугалась и старалась отвернуться от них. В этот момент появились два ангела, сияющих ярким светом.

Православие о смерти:

  • Как не бояться смерти
  • Что происходит с душой на 40 день после смерти
  • Слова соболезнования по поводу смерти

При виде их бесы отступили, но продолжали кричать о грехах Феодоры. Стороны света и тьмы сражались за душу христианки, предъявляя её плохие и добрые дела. Их спор прервала Смерть, пришедшая освободить душу из бренного тела. Старица вновь ощутила сильный страх, но уже через некоторое время смотрела на себя со стороны, как на одежду.

Интересно! Её поддерживали пришедшие за ней ангелы, а бесы продолжали требовать отдать им. В этот момент появился святой Василий и протянул ангелам мешочек, наполненный сокровищами, которые он заработал упорным духовным трудом. Увидев преподобного мужа, бесы скрылись.

А духовный отец омыл душу Феодоры миром и елеем, которые преобразили и очистили её. Он попросил ангелов после прохождения всех испытаний, уготованных душе, отнести её в обитель, уготованную ему Отцом Небесным. После этих слов преподобный Василий исчез.

Воздушные мытарства

Ангелы подхватили светлую душу и понесли её по поднебесному миру на восток. На этом пути их уже ждали воздушные духи, в руках которых были свитки с описанием грехов, совершённых Феодорой при жизни. Всего на этом пути стоит 20 мытарей, обвиняющих душу в следующих грехах:

  1. Празднословие. Бесы обвиняют души в произнесении проклятий и ругательств, льстивых и бесполезных речей. Воздушные духи радовались, что Феодора в юности совершала подобные грехи и забыла о них. Но ангелы противопоставили этим грехам добрые дела и часть сокровищ преподобного Василия, и бесам пришлось пропустить их.
  2. Ложь. Мытари рассказывали о случаях произнесения лживых слов и утайке своих грехов в таинстве исповеди. Небесные защитники говорили о добрых поступках, и снова прибегли к помощи сокровищ отца Василия.
  3. Осуждение и клевета. Святая Феодора не осуждала и не порицала людей. Но бесы винили её в одобрении осуждающих речей других людей. Ангелы откупились от обвинителей сокровищами и продолжили путь.
  4. Чревоугодие. Духи обвиняют в участии в пирах, в чрезмерном употреблении пищи и питья, в трапезах, которые не начинались в молитвы. Откупиться от мытарей помогло сокровище.
  5. Лень. Бесы вспоминают случаи проявления лени, желания делать работу руками других людей, пропуски богослужений и ежедневных молитв. Долго обвинители в лени перечисляли грехи Феодоры, но сокровище преподобного Василия помогло пройти и эту ступень.
  6. Воровство. В этом грехе духи не смогли обвинить светлую душу.
  7. Любовь к деньгам и жадность. Старица никогда не копила деньги и щедро раздавала милостыню.
  8. Лихоимство. Здесь бесы обвиняют души в богатствах, добытых незаконным путём.

  9. Неправда. Здесь задерживают нечестных судей, нанимателей и торговцев, которые обманывают людей и встают на сторону нечестивцев.
  10. Зависть.
  11. Гордость. Бесы показывают записи о тщеславии и самомнении, которые скрываются в людях. Также они говорят о случаях уважения и непочтения к старикам и родителям.
  12. Гнев и ярость.
  13. Память о злобе, о которой люди помнят, или отвечают ей на злобу окружающих.
  14. Убийство. Духи вспоминают также о любой ране и ударах, нанесенных окружающим людям.
  15. Колдовство.
  16. Блуд. Духи воздуха на этой ступени имеют записи не только о явных случаях блуда, но и о мысли о нём, которые человек одобрил. Бесы рассказали о всех подобных грехах, которые женщина совершила в молодости. Множество добрых дел вспомнили ангелы и большое количество сокровищ оставили обвинителям.
  17. Прелюбодеяние. Здесь души обвиняют не только в супружеских изменах, но и в отступлении от обета, обещающего посвятить свою жизнь Господу. Мытари нашли множество подобных грехов Феодоры и практически вырвали её из рук ангелов. Но защитники противопоставили грехам все добрые дела женщины и прибавили к ним сокровища её духовного отца.
  18. Содомский грех, к которому относятся противоестественные интимные связи и кровосмешение.
  19. Ересь.
  20. Жестокосердие, которое свойственно людям, закрывшим своё сердце для чужих горестей и бед. В земной жизни Феодоры было мало подобных грехов. От этой малости ангелы откупились сокровищами отца Василия.

Интересно: на многих мытарствах свитки бесов очищались от записей. Ангелы объясняли это тем, что эти грехи Феодора пригнала на исповеди и покаялась в них.

Путешествие в рай и ад

Пройдя все испытания, ангелы принесли Феодору к воротам Царства Небесного. Здесь их встречали молодые ангелы, которые радовались удачному избавлению женщины от мытарств. Спутники проводили душу монахини к Престолу Господа, окруженного ангелами и небесными воинами. Услышав Глас Божий, она пала на колени. Господь повелел ангелам показать ей рай и ад, а после проводить в обитель, подготовленную для её духовного отца.

Путешествуя с ангелами по раю, святая жена видела прекрасные селения и обители, подготовленные для истинных христиан, стремящихся к единению с Господом. Жили в них радостные и счастливые души, искренне радующиеся избавлению Феодоры от испытаний.

После этого спутники спустились с ней в ад, где показали ей грешников, испытывающих муки и страдания. После этого они препроводили её в обитель преподобного Василия, где рассказали ей, что в этот момент духовный отец творит память по ней.

Утром, послушав рассказ старицы, Григорий пошёл к своему учителю и из его слов понял, что всё увиденное им было правдой.

Интересно: рассказ блаженной Феодоры — одно из оснований православного учения о загробной жизни и необходимости молитвенной помощи умершим со стороны их близких людей. Сокровища, лежащие в мешочке — это молитвы и добрые слова о Феодоре её духовного отца.

Перечень мытарств

Первое — мытарство празднословия. На нем душа испытывается на произнесение праздных, бесстыдных и кощунственных слов.

Второе — мытарство лжи. Душа человека испытывается на произнесение лживых слов, напрасного призывания имени Бога (например, в анекдотах), клятвопреступления, лжесвидетельства, на сокрытие прегрешений на исповеди, напрасных обещаний Богу.

Третье — мытарство осуждения и клеветы. Душа умершего проверяется на совершение осуждения, клеветы, насмешки над людьми.

Четвертым является мытарство чревоугодия и пьянства. Чрезмерное употребление еды и спиртных напитков препятствует умственной и духовной деятельности. Оно расслабляет тело, делая его подвластным влиянию других страстей.

На пятом мытарстве испытывается грех лености. Здесь душе предъявляется потраченное попусту время, которое она не использовала с пользой для спасения.

Шестое — мытарство кражи и воровства, прямое нарушение седьмой заповеди (Книга Исход, 20:15).

На седьмом мытарстве обнаруживаются грехи сребролюбия, скупости.

Восьмое — мытарство лихоимства. Этим грехом согрешают люди, дающие в долг под проценты.

На девятом мытарстве душа проверяется на грех неправды и лицемерия.

Десятое мытарство — испытание души на грех зависти.

На одиннадцатом мытарстве душа истязается на наличие гордости.

На двенадцатом мытарстве душа проверяется на гнев и ярость.

Тринадцатое — мытарство злобы.

На четырнадцатом мытарстве испытывается грех убийства. Это нарушение пятой заповеди.

Пятнадцатое — мытарство магии, колдовства и обращения к злым духам.

Шестнадцатое — мытарство блуда. Здесь испытываются не только совершенное любодеяние, но и страстные помыслы.

Семнадцатое — мытарство прелюбодеяния (супружеской измены).

Восемнадцатое — мытарство содомского греха. Это грехи, совершенные против мужской и женской природы, когда «естественное употребление» заменяется противоестественным.

Девятнадцатое — мытарство ереси (ложного вероучения).

Двадцатое — мытарство немилосердия и жестокости. Милосердие является одним из свойств Господа. Поэтому на последнем препятствии к райским обителям испытывается причастность к Божьему милосердию. Ведь человек — образ и подобие Божие.

Идея и суть

Прочтение повествования о мытарствах Феодоры — повод задуматься о смертном часе, который рано или поздно ждёт любого человека. Оно призвано побудить человека не откладывать признания своих грехов и покаяния в них. Подробно описывая путь в Небесное Царство, автор напоминает, что после смерти христианин уже ничего не может исправить.

Поэтому при жизни он должен позаботиться об облегчении своего загробного пути. Для этого необходимо совершать добрые поступки и признавать все свои грехи, даже те, которые были допущены в мыслях. Священники рекомендуют на основе мытарств строить свои исповедь, честно признавая все нечестивые дела и помыслы.

Также в этом рассказе указывается на важность молитвенной помощи умершему человеку, которую должны оказывать оставшиеся на земле родственники, друзья и просто знакомые люди. Особыми датами считаются 3, 9, 20 и 40 день после кончины христианина. Именно в эти дни происходят важные события в загробном мире.

Как пройти мытарства

Для восхождения на небо необходимыми условиями является наличие добрых дел в земной жизни. Они могут перевесить чашу весов мытарств в решении участи умершего.

«Самый лёгкий путь к спасению — это любовь и смирение. Если у нас их не будет, то мы будем судимы. Эти две добродетели преклоняют Бога на милость и возводят Его создания на Небеса. По этим отличительным признакам — по смирению и любви — святые Ангелы определяют чад Божиих, с любовью берут их и без страха проводят через воздушные мытарства, и возводят к нежно любящему Отцу, Богу» (преподобный Паисий Святогорец, 1924-1994).

Накапливающиеся во время земной жизни грехи прощаются человеку в Таинстве Исповеди. Только не следует откладывать это напоследок, можно банально не успеть.

«Если человек опоздает на встречу с другим человеком, то можно попросить у него прощения. Если вы опоздаете на работу, то можно написать объяснительную записку. Но если вы опоздали примириться с Богом, то эта трагедия будет иметь вечные последствия» (протоиерей Олег Стеняев).

Мытарство это главное после смерти?

Многие верующие слишком увлекаются учением о мытарствах, придавая своему спасению слишком юридический, формальный смысл. Принцип «столько-то добрых дел накоплю — столько-то мытарств проскочу» является неверным и даже опасным. Так забывается настоящее покаяние в грехах и упование на милосердие Божие.

«Как мы не можем жить здесь без греха, единственная надежда на спасение заключается, во-первых, в исповеди, чтобы никто не почитал себя праведником и не возносил главу в глазах Божиих, затем, в любви, ибо она покрывает множество грехов (Первое Соборное послание апостола Петра, 4:8). Мы должны молиться о прощении грехов. Молясь, получаем [просимое] от Божьего милосердия» (святой Беда Достопочтенный, 672-735).

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: мытарства души, мытарства души после смерти, мытарство что это, мытарство это, что такое мытарство

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: