Мытарства блаженной Феодоры
Необычайно интересный и поучительный рассказ о загробной жизни находится в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского от 27 марта под названием «Житие преподобного отца нашего Василия Нового». Вначале идет описание жизни этого святого. Затем рассказывается о Григории, который был учеником св. Василия.
История написания
В середине описания находится история о святой Феодоре. Рассказывается, как она прислуживала Василию Новому, затем приняла монашество и почила о Господе. Все, знавшие ее, опечалились, потому что эта жена была благочестива, многим помогала, утешала, давала советы.
Тогда Григорию захотелось узнать, какова загробная учесть Феодоры, он стал усердно просить святого Василия помолиться Господу, чтобы Он открыл ему, где она находится сейчас — в раю или в аду. Как оказалось, такое любопытство Григория послужило на пользу многим христианам, потому что таким образом все узнали о загробных истязаниях душ.
Старец помолился, и Григорий увидел чудесный сон, который и лег в основу этого повествования.
Идея и суть
Многие люди живут беспечно, не задумываясь о том, что их ждет после смерти. А тем не менее конец жизни наступает порой неожиданно, и человек без должной подготовки отправляется на тот свет, где его ждет расплата за содеянное.
Цель этого рассказа — пробудить людей для покаяния, подготовки к жизни вечной. До этого не было столь развернутого повествования о загробной жизни. Воздушные мытарства — ступени, по которым душа совершает восхождение в рай. Если человек при жизни совершил грехи , которые проверяются на данных ступенях, то дальше он пройти не может, а падает в ад. Однако его могут спасти добрые дела , которые он совершил при жизни, а также молитвы оставшихся в живых знакомых и родственников.
Прочитав данный рассказ, человек может проверить свою совесть, есть ли у него грехи, которые истязуются на мытарствах, поразмыслить, а какова будет его загробная учесть. Затем он может покаяться в этих грехах и рассказать обо всем на исповеди. Некоторые строят свою исповедь в порядке 20 мытарств .
Виды мытарств
По молитвам святого Василия Григорий увидел ночью видение : Феодора была в светлой обители. Он упросил ее рассказать о том, как она попала сюда, что ее ожидало после кончины. Святая сказала, что многое уже забыла, но так как он настаивал, начала рассказывать.
Когда она была еще при последнем издыхании, то увидела страшных бесов, похожих на негров. Вид их был отвратителен. Они ждали ее смерти с целью забрать ее к себе. От этого Феодоре стало очень страшно.
Но тут же она увидела светлых ангелов в виде прекрасных юношей. Они стали прогонять бесов и упрекать за то, что они запугивают святую душу. Однако бесы отвечали, что она — вовсе не святая, у них в руках оказались списки с грехами, которые она совершила в юности.
Но ангелы стали вспоминать добрые дела Феодоры: как она молилась и каялась, как помогала нищим, как служила святому Василию, как подавала на храм, посещала заключенных в темнице и т. д.
Тут появилась смерть, она была похожа на человека, но тела не имела и состояла из одних костей. Она держала орудия пыток: косу, пилу и т. д. От ее вида душа святой содрогнулась. Ангелы попросили поскорее разрешить душу Феодоры от тела, чтобы прекратить ее муки.
Смерть стала поочередно отсекать части тела преподобной. Потом напоила ее ядом из чаши, от этой горечи тело ее содрогнулось, и душа, больше не в силах терпеть это, вышла из тела. Ангелы тут же подхватили ее и понесли. Бесы следовали за ними. Оглянувшись, Феодора увидела свое оставленное тело, лежащее бездыханно.
Бесы продолжали требовать душу Феодоры, потрясая своими списками ее грехов. Но внезапно появился святой Василий. Он подал ангелам мешочек с золотом, сказав, что это — богатство, которое он заработал своей молитвой при жизни. Оно послужит откупом от бесов. Затем святой возлил на Феодору святое масло и, приказав ангелам доставить душу ее к Престолу Божию, исчез.
Душа Феодоры стала проходить по следующим ступеням, которые назвались мытарствами:
- Грех празднословия. Здесь проверяется, говорил ли человек плохие слова, проклятья, ругательства, кощунства, льстил ли, болтал ли без цели, рассказывал ли пустые анекдоты и т. д. Бесы нашли много таких грехов у Феодоры, которые она даже забыла, и положили на чашу весов. Но ангелы положили на другую чашу ее добрые дела и молитвы, которые все же не смогли перевесить чашу с грехам. Тогда они дали бесам из мешочка святого, и бесы отпустили их.
- Лжи. Тут проверяется, говорил ли человек неправду, преступал ли обещание. Бесы положили на чашу весов все лживые слова, а также то, что Феодора говорила на исповеди не все грехи. Ангелы положили добрые дела ее и золото из мешочка Василия, и отправились дальше.
- Осуждения и клеветы. Здесь вспоминается, когда человек осуждал кого-то или смеялся над грехами других.
- Чревоугодия. Здесь бесы вспоминали, когда и с кем Феодора пировала, даже показывали посуду, из которой она пила и ела на званых обедах. Также говорили, что она ела без особой нужды, объедалась, забывала молиться и креститься перед едой. Но ангелы откупились от них золотом святого, и те отпустили их.
- Лености. На ней бесы вспоминали, когда человек ленился, не молился, пропускал богослужения, просыпал службу церковную и т. д.
- Воровства. Здесь проверяется, брал ли человек чужое. Бесы не смогли задержать святую, потому что она не грешила этим.
- Сребролюбия и жадности. Бесы не задержали Феодору, потому что она была щедра и подавала милостыню.
- Лихоимства. Здесь испытывается, имел ли человек богатство, приобретенное неправедным путем.
- Неправды. Проверяется, не задерживал ли кто платы работникам, не обманывал ли кого-нибудь, не приговаривал ли к смерти невиновных.
- Зависти. Здесь бесы не задержали Феодору, потому что она не завидовала никогда.
- Гордости. Тут задерживаются люди, которые тщеславились, превозносились, не слушались родителей и начальников.
- Гнева и ярости.
- Памятозлобия. Бывает, что человек имеет тайную злобу к кому-нибудь, хотя наружу ее не показывает, или воздает злом за зло. Здесь такие будут задержаны.
- Убийства. Здесь задерживаются те, кто не только убивал явно, но и делал аборты, наносил рану, которая вредит здоровью человека (в том числе и словом).
- Колдовства. Здесь будут задержаны те, кто гадал на картах и по руке, предсказывал судьбу (в том числе по звездам), наводил чары и т. д.
- Блуда. Здесь испытуются не только явные блудодеяния, но и тайные блудные помыслы и желания. Очень многие задерживались здесь.
- Прелюбодеяния. На ней задерживались те, кто изменял своим супругам, растлевал девиц.
- Содомский грех.
- На предпоследней ступени задерживались повинные в ереси.
- Последняя ступень — немилосердия. Даже если человек проходит все предыдущие мытарства, но был немилосерден к людям, он падает с самой последней ступени в адскую пропасть.
Феодора спросила у ангелов: как бесы помнят такие грехи, которые даже она сама не помнит? Те ответили ей, что при крещения человека к нему приставляется Ангел-хранитель, который записывает все его добрые дела. Также и бесы записывают все его грехи и проступки. Ангелы также сказали, что мытарства проходят только крещеные люди, а неверующие и не прошедшие Таинство Крещения сразу отправляются в ад.
Феодора заметила, что иногда бесы разворачивали свои списки, но те оказывались пустыми. Ангелы пояснили ей, что это происходит потому, что эти грехи были названы на исповеди. После покаяния записи в списках бесов стираются.
Воздушные испытания Феодора проходила в течение сорока земных дней. На некоторых ступенях задерживались души, имеющие данные грехи. Они могли там остаться надолго, и только молитвы оставшихся в живых могли их спасти. По молитвам живых душу отпускали бесы, и она продолжала свой путь.
Душа Феодоры прошла все мытарства с помощью молитв святого Василия и попала в райские обители. Невозможно описать всю красоту этих мест. Душа там вечно радуется и не знает ни болезни, ни бед, ни огорчения.
Григорий проснулся от чудесного сна и пошел рассказывать о нем своему духовному отцу — святому Василию. Из слов святого Григорий понял, что этот сон и рассказ Феодоры о мытарствах — быль .
Структура текста
Житие святого Василия Нового с рассказом о мытарствах написано непрерывным текстом и не имеет разделения на части.
Книга же «Мытарства блаженной Феодоры и Страшный Суд Божий» имеет следующие подзаголовки:
- Предисловие.
- Рассказ Феодоры о мытарствах.
- Первое чудо св.Василия.
- Второе чудо св. Василия.
- Третье чудо св.Василия.
- Четвертое чудо св. Василия.
- Страшный Суд Божий (подробное описание разделения грешных от праведных).
- Окончание Суда Божия.
- Слова Божии, обращенные к Григорию.
- Кончина святого Василия.
- Загробная участь св. Василия.
- Тайны загробной жизни.
- Рассказ послушницы Феклы.
- Адские мучения.
- Христианская кончина праведного отрока.
- Рассказы о явлениях умерших.
Данная книга предназначена для душеполезного чтения, раскаяния и исправления греховной жизни.
Мытарства души после смерти – что это такое?
У православных самыми важными днями после смерти человека считаются 3, 9 и 40. Откуда взялись данные числовые значения? Они тесным образом связаны с мытарствами души в христианстве.
- Считается, что на протяжении первых 3 суток с момента кончины, духовная субстанция ещё находится на земном плане, чтобы последние мгновения побыть вблизи от своих родных и дорогих сердцу людей.
- На 3 сутки традиционно происходят похороны и отпевание. Теперь за душой с Небес спускается ангел-хранитель, забирая её с собой.
- С 3 по 9 дни – она находится в Раю, наслаждаясь всеми прелестями райской жизни.
- После чего душу ожидает встреча с Богом. А затем наступает наиболее сложная часть – в период с 9 по 40 сутки она оказывается в аду, подвергаясь мытарствам.
- На 40 сутки – происходит Небесный Суд, а на нём участь души определяется окончательно.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
По многочисленным просьбам подписчиков мы подготовили точный гороскоп-приложение для мобильного телефона. Прогнозы будут приходить для вашего знака зодиака каждое утро — пропустить невозможно! Скачайте бесплатно: Гороскоп на каждый день 2020 (доступно на Android)
Мытарства подразумевают собой «свидания» с бесами, воля которых исполнялась усопшим при жизни. Мытарство в точном переводе означает «таможня». Их можно условно сравнить с прохождением таможенного поста, где мытники в обличье демонов берут плату за конкретные грехи.
У христиан считается, что это испытание душе очень важно пройти достойно, ведь оно повлияет на решение Небесного Суда.
«Житие», упомянутое в начале статьи, рассказывает, что душа человека сопровождается двумя ангельскими существами в процессе переживания мытарств. Общее число мытарств по тому же изданию – двадцать (хотя в других источниках их количество может увеличиваться до тридцати и даже более).
Каждое мытарство пребывает под контролем конкретных бесов (нечистых духов). Их задачей является утащить оказавшуюся у них душу в Царство Сатаны.
Демоны составляют и предъявляют перечень грехов покойного, подпадающих под конкретное мытарство (к примеру, на мытарстве лжи – перечень раз, когда умерший врал). А ангельские сущности составляют такой же список, но хороших поступков, которые человек совершил в своей жизни.
При преобладании добрых деяний над дурными, душа сможет перейти к следующему мытарству. Но в случае перевешивания неблаговидных действий, когда силы Света не могут ничем аргументировать, демоны радостно увлекают душу в адский мир.
Бывают и промежуточные варианты, когда количество добра и зла, сотворённого усопшим, одинаковое. Тогда победа остаётся за человеколюбием Божиим. В некоторых ситуациях милость Господа настолько безгранична, что она перекрывает нехватку хороших поступков на фоне многочисленных плохих.
Кто же следит за подсчётом доброго, что мы совершаем при жизни на Земле? Это задача нашего личного ангела-хранителя. Согласно христианской концепции, каждый человек получает персонального небесного защитника при совершении обряда крещения.
Плохое же, соответственно, считает демон, который призван подтолкнуть человека совершать различные грехопадения.
Мытарства души после смерти в православии
На сегодня самое популярное повествование на тему мытарств души в загробном мире – это вышеупомянутое «Житие преподобного Василия Нового».
В нём приводится рассказ преподобного Григория, бывшего учеником преподобного Василия Нового про мытарства блаженной Феодоры (она приходилась кормилицей патрицию Константину, служившему Василию Новому).
Указанное сочинение обретает славу на русских землях в период с 11 по 12 столетия. Оно серьёзно повлияло на литературу древних русичей, внесло свой вклад в развитие фольклора, изобразительного искусства.