Кто такие святые
Мы в своих молитвах обращаемся ко Господу Богу, к Его Пречистой Матери, к Святым Ангелам и Святым людям.
Матерь Божия стоит выше всех Святых, она ближе всех к Богу. Ангелы — это «вестники» от Бога, бестелесные духи, исполняющие Его волю.
Угодники Божьи — это святые люди, угодившие Богу своей праведной жизни на земле. Они молятся о нас Богу и помогают нам.
Пророки — святые, которые жили до пришествия Иисуса Христа, предсказывали будущее, преимущественно о Спасителе.
Апостолы — ученики Иисуса Христа, после сошествия на них Святаго Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Ближайших к Господу апостолов было сначала двенадцать, а потом призвано еще семьдесят. Петр и Павел — Первоверховные апостолы, они больше других потрудились в распространении христианства. Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов — это Евангелисты, которые написали о жизни Иисуса Христа.
Равноапостольные — святые, которые, как и апостолы распространяли Христову веру на Земле (благоверные цари Константин и Елена, благоверный Святой князь Владимир).
Мученики — приняли жестокие мучения или смерть за Христову веру.
Исповедники — святые, которые скончались мирно позже, после перенесённых мучений.
Великомученики — святые, умершие после тяжелых страданий (Святой великомученик Георгий (Победоносец), Святые великомученицы Варвара, Екатерина).
Святители — епископы или архиереи, которые угодили Богу своею праведною жизнью (Святой Николай Чудотворец, Святой Алексий, митрополит Московский).
Священномученики — святители, которые претерпели мучения за Христа.
Вселенские учителя — это учителями всей Христианской Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
Преподобные — это праведные люди, удалившиеся от мирской жизни и соблюдавшие обет безбрачия, которые угодили Богу. В основном они жили в пустынях и монастырях (Сергий Радонежский, Серафим Саровский).
Преподобномученики — преподобные, которые претерпели мучения за Христа.
Праведные — жили, как мы, в миру, были семейными людьми и проводили праведную, угодную Богу, жизнь (Святые праведные Иоаким и Анна).
Бессребреники — без всякой платы врачевали людей, исцеляли телесные и душевные болезни (целитель Пантелеймон, Косма и Дамиан).
Юродивый Христа ради — люди, которые ради Христа показывают миру странные поступки, а на самом деле исполнены глубокой мудрости. Их еще называют блаженными (Ксения Петербургская).
Традиции и обряды
Католический и православный праздник очень любим народом. В этот день принято вспоминать всех усопших, верных церкви и богу, которые не пожалели свои жизни и были всегда рядом. Этот праздник не отмечается шумно и весело, как Новый год. В этот день следует сходить в церковь, чтобы помолиться, поставить свечи всем святым, которые верою и правдой служили, верили в лучшее будущее.Святые помогают выбрать истинный путь для всех заблудших. Канун дня святых приходится на Хэллоуин со своими традициями. В этот день народ веселится, переодевается в костюмы, чтобы злые силы их не приметили.
Среди традиций есть древние из них:
- гадание на судьбу, на благополучие, на будущее;
- в праздник для католиков обязательное посещение церкви для молитвы за родных умерших и всех святых;
- поминальный вечер проходит с 1 на 2 ноября в память о всех ушедших из нашей жизни, при этом остается для них пища на столе. На ночь прочитывают молитвы в память тех, кто умер;
- также уделяют время для посещения кладбища, для приведения могилы в норму;
- 1 ноября преподносят дар всем бедным и нуждающимся, оказывают помощь всем молящим, чтобы видели их доброту и заботу.
Празднику сейчас уделяют много внимания со стороны общественности даже в России. Сейчас праздник становится больше маскарадом, отсутствует духовность праздника, проявление доброты. То есть история и традиции забываются, и со временем не останется основного понятия праздника. Нужно помнить, что основная цель дня святых – это память усопших, и канун дня проходит в отпугивании потусторонней злой силы. Всем можно пожелать защиты своего дома от любой напасти, зла, ненужных проблем.
Чаще всего на торжество приносят тыквы с вырезанными глазами и губами. Но можно обойтись только свечами для отпугивания потусторонней силы. Также есть традиция переодеваться в карнавальные костюмы: чаще всего одевают костюмы злых персонажей, хотя можно надеть ангельские костюмы или рыцарей. Для воцарения мира и покоя следует в душе нести добро и любовь.
Какие молитвы читают в День всех Святых
Тропарь Собору Всех святых, глас 4
И́же во всем ми́ре му́ченик Твои́х,/ я́ко багряни́цею и ви́ссом,/ кровьми́ Це́рковь Твоя́ украси́вшися,/ те́ми вопие́т Ти Христе́ Бо́же:/ лю́дем Твои́м щедро́ты Твоя́ низпосли́,/ мир жи́тельству Твоему́ да́руй,// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Перевод: Кровью пострадавших во всем мире мучеников Твоих как порфирою и виссоном облеченная, их устами Церковь Твоя к Тебе взывает, Христе Боже: «Милости Твои людям Твоим ниспошли, мир народу Твоему даруй и душам нашим великую милость!»
Кондак Собору Всех святых, глас 8
Я́ко нача́тки естества́, Насади́телю тва́ри,/ вселе́нная прино́сит Ти Го́споди богоно́сныя му́ченики./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це Це́рковь Твою́,// жи́тельство Твое́, Богоро́дицею соблюди́ Многоми́лостиве.
Перевод: Как первые плоды природы Насадителю всего творения вселенная приносит, Тебе, Господи, Богоносных мучеников. Их мольбами и ходатайством Богородицы, Церковь Твою – Твой народ в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.
Величание Собору Всех святых
Велича́ем вас,/ апо́столи, му́ченицы и проро́цы и вси святи́и,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,// вы бо мо́лите о нас/ Христа́ Бо́га на́шего.
Молитва Собору Всех святых
О, преблаже́ннии уго́дницы Бо́жии, вси святи́и, предстоя́щии Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы и наслажда́ющиися неизрече́ннаго блаже́нства! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, ми́лостивно призрите на нас, ме́ньших бра́тий ва́ших, принося́щих вам сие́ хвале́бное пе́ние и хода́тайством ва́шим прося́щих ми́лости и отпуще́ния грехо́в у Преблага́го Го́спода: ве́мы бо, вои́стинну ве́мы, я́ко вся, ели́ка восхо́щете, испроси́ти у Него́ мо́жете. Те́мже у́бо смире́нно мо́лимся вам: моли́те ми́лостиваго Влады́ку, да пода́ст нам дух ва́шея ре́вности к хране́нию святы́х Его́ за́поведей, я́ко да те́кше по стопа́м ва́шим, возмо́жем земно́е по́прище в доброде́тельном житии́ без поро́ка прейти́ и в покая́нии дости́гнути пресла́вных селе́ний ра́йских, и та́мо ку́пно с ва́ми прославля́ти Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
История праздника
Православный праздник появился около 50 лет назад, в отличие от католического, который существует со времен кельтов. В те времена он проводился после сбора урожая, чтобы развеяться и повеселиться. Но со временем, когда появилась христианская вера, праздник изменился по своей сути. Рассказывали, что накануне дня святых любая нечистая сила проникала в этот мир на свободу. Поэтому, накануне католики отгоняют заблудших призраков, переодевшись в костюмы. Сейчас Хэллоуин очень популярен не только на Западе и в Европе. Праздник выражается во многом: помимо тыквы с вырезанной рожицей и карнавального костюма, дети ходят по домам, где получают много сладких вкусностей.
Хэллоуин изначально проводился с гулянием, весельем, гаданием. До известной всем тыквы ранее употреблялась репа с угольком, т.к. по преданию Дьявол именно в репу превратил голову обманщика.
Приметы
По традиции для католиков сам праздник приходится в ночь с 31 октября. Если в вашей квартире зажечь свечи в эту ночь, и она погаснет, то значит, что душа умершего рядом с вами. Вспомните хорошие моменты, думайте о хороших воспоминаниях и зажгите повторно свечи. Не смотрите ужастики, не читайте негативные новости, не притягивайте к себе отрицательную энергетику в эти дни.
Постарайтесь не проводить гадание в этот день, хотя это делается повсюду. В этот день ворота открыты и тонкая ниточка слаба между двумя мирами. Вызывая духов, можно повредить и порвать эту нить. Никто не знает, что будет нагадана правда или неправда. Чтобы узнать будущее – вызывается дух или низшая сущность, которые могут затеряться и остаться на этом свете. И только покаяние и вера помогут избавиться от них. Стоит ли идти на эти жертвы? Эти опасные гадания можно отложить на другой день, а может и не стоит знать будущее, которое будет в скором времени.
Если выйти на перекресток в канун праздника и послушать, то можно услышать, что ждет в ближайший год. Если верить сказаниям, то выстиранная вещь в этот день девушкой будет взята духом, который покажет лик будущего супруга.
В память всех святых этот праздник несет добро и веру в лучшее. Хочется верить, что всех православных и католических праведников ждет светлое будущее.
Святыни
Иконы Храма Всех Святых на Соколе, среди которых особо почитаются икона Божьей Матери Казанская, икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», икона Николая Чудотворца и икона Божьей Матери Тихвинская.
икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость»
икона Божьей Матери Тихвинская
икона Божьей Матери Казанская
икона Николая Чудотворца
Православная Жизнь
В нынешнем году 14 июня после Дня Святой Троицы Православная Церковь празднует Неделю Всех святых.
Это связано с тем, что во время сошествия Святого Духа на Пресвятую Богородицу и апостолов возник день рождения новозаветной Церкви. Примечательно то, что Небеса не закрылись после сошествия Святого Духа. Нет, эта полноводная река живой воды благодати Святого Духа продолжает течь и сейчас. И поныне с того времени она посредством возложения рук апостолов и их дальнейших преемников – епископов – на достойных кандидатов продолжает сходить: Бог создает таким образом иерархию священства новозаветной Церкви. Он дарит нам возможность посредством законного священства жить щедро и обильно в животворящей благодати Святого Духа, изливающейся на всех верующих, участвующих в Таинствах Церкви и освящающей всех нас. Именно об этом мы слышим в евангельском зачале, читаемом на утрене Недели Всех святых, когда Спаситель по Своем Воскресении говорит апостолам: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19, 20).
Поэтому мы и празднуем Неделю Всех святых после Дня Святой Троицы. Мы празднуем день памяти всех тех людей разных веков и поколений, на которых вслед за апостолами и посредством их трудов сошла благодать Святого Духа, осветила, просветила их, соделала храмами Бога Живого.
Кто же такие, эти святые? В идеале – это все мы. Все мы призваны Богом к святости – к стяжанию Духа Святого, как говорил об этом преподобный Серафим Саровский. Потому и читаются на Литургии эти великие и вселяющие в нас надежду слова «Апостола»: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства (Евр. 11:39, 40). «Все сии» – это все святые. Они и до сих пор не получили обещанного, потому что Господь ждет до Страшного суда, чтобы и мы приложились к ним, войдя в святость Божию, в новый горний град Иерусалим, войдя в рай.
Поэтому потрудимся, дорогие братья и сестры, потрудимся теми качествами, которых требует от нас Господь наш Иисус Христос. Об этом сказано в евангельском зачале, читаемом для нас на Литургии Недели Всех святых: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным… Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня… Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 18: 32, 33, 37, 38; Мф. 19:27–30).
Господь от нас требует, чтобы мы исповедовали Его Своим Богом в этом непростом и грешном земном мире, исповедовали Его перед людьми, чтобы посредством и нашего исповеднического подвига люди просвещались благодатью Святого Духа, прилагаясь спасительно к Матери Церкви. И здесь не в иерархическом, но в нравственном смысле Спаситель уравнивает нас с апостолами, говоря, что и все мы – православные христиане – призваны каждым своим словом, вздохом, мыслью, чувством, движением к благовестию Евангелия в мире, в нашей жизни. Для этого мы не должны ничего и никого в этом мире любить больше, нежели Бога. Ни отца, ни мать, ни детей и т. д. Это совсем не означает, что мы должны бросать свои семьи. Нет. Но мы должны понимать, что наших близких нам подарил Бог, и Его надо любить больше, чем наших близких. И (о великий парадокс!) в этой любви наша любовь очищается от земной и кровяной страстности да греховности. Она становится святой, небесной и чистой. И полезной как для нас, так и для наших близких. Потому что, возлюбив прежде всего Бога, а потом уже человека, мы прорываем внутри себя некий канал, по которому благодать Святого Духа щедро течет, освящая и улучшая жизнь и нашу, и окружающих нас людей. Это и имеется в виду, когда говорится, что сердцем своим мы должны оставить все земное и прилепиться единственно к Богу – Источнику жизни и Подателю благ.
И третье, что мы должны сделать: взять жизнь свою, как крест, и пойти за Христом, т. е. жить, двигаясь к Нему и подражая Ему, уподобляясь Ему в той мере, которая возможна для нас. Это подражание-уподобление состоит в том, что мы должны исполнять заповеди Божии. Наша вся жизнь должна быть движением к Богу. И тогда мы наследуем жить вечную, говорится в Евангелии.
Тогда на этом пути нам повстречается Бог, Который всех нас ждет. Он соделает нас святыми и введет в вечную и блаженную радость Царствия Небесного.
Иерей Андрей Чиженко