Житие и икона святого Симеона Столпника, о чем просят преподобного и молитвы

Иоанн Столпник

,[а] также известен как
Иоанн Литарбский (умер ок. 737/738), был Сирийский православный монах и автор. Он был стилит при монастыре Атариб и часть круга сирийских интеллектуалов, действующих в север Сирии под Династия Омейядов.[1][3]


Мало что из произведений Джона сохранилось. Хотя он поддерживал переписку с Иаков Эдесский (умер 708) и Георгий, епископ арабов (умер в 724 г.), его единственное сохранившееся письмо является отрывочным и неопубликованным (по состоянию на 2011 г.). Он адресован Араб священник, Даниэль Ṭuʿoyo, и касается пророчества в Бытие 49:10. Он также написал историю с сильной хронографической направленностью, очевидно, как продолжение хроники Иакова Эдесского, закончившейся в 692 году, которая сама по себе была продолжением IV века. Хроника

из Евсевий. Джон перенес историю в Совет Манцикерта в 726 году.[4] Однако он не сохранился, хотя на него ссылаются и в некоторых местах цитирует Дионисий Тель-Марский и Михаил Сириец.[1][3] Комментарии Дионисия предполагают, что Иоанн не совсем следовал формату Евсевия или Иакова.[4] Другие данные свидетельствуют о том, что Иоанн исправил хронологию Иакова Мухаммад дав ему правление на десять лет (622–632).[5]

Спорный вопрос о том, был ли «Иоанн Столпник в монастыре Мар Здура в Саруге»[c] написавшего небольшой грамматический трактат и спор следует отождествить с Иоанном Столпником из Литарба.[2][3] Монастырь Мар Здура в Саруг упоминается Михаилом Сирийцем в 12 веке.[2] В пользу идентичности говорит тот факт, что грамматический трактат зависит от грамматики Якоба Эдесского;[d] против того, что он сохраняется только в Несторианский рукопись.[1] Диспут[e] точно так же выживает только в виде Маронит резюме.[2] Он написан как богословский спор между Иоанном и нехристианином (возможно, Мусульманин) противник.[1] Харальд Суэрманн приводит доводы в пользу параллелей между диспутом и письмом Иакова Эдесского Иоанну Литарбскому. Карл Антон Баумстарк не принял его как произведение стилита Литарба, но принял грамматический трактат.[2]Роберт Хойланд считает, что есть два разных человека.[6]

Хотя его собственные сочинения в значительной степени утеряны, кое-что об интеллекте и образовании Иоанна можно почерпнуть из сохранившихся одиннадцати писем Иакова Эдесского и четырех писем Георгия, адресованных ему. Они представляют собой круг интеллектуалов, обсуждающих самые разные темы: хронологию, историю, философию, астрономию, литературную критику и библейскую экзегезу.[1][3] Иоанн был младшим современником Иакова, и его смерть обычно относят к 737 или 738 году.[1][2]

Житие святого Симеона Столпника

Родился будущий преподобный Симеон в Каппадокии, в небольшом селении Сисан. Родители его приняли христианское учение и после рождения малыша крестили ребенка согласно учению Иисуса. Сусотион и Марфа (так звали отца и мать Симеона) воспитывали сына в простоте и любви, с ранних лет научая его истинам по Слову Божьему. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он стал помогать родителям вести хозяйство, в его обязанности входил выпас овец. К своей работе Симеон относился ответственно и с любовью, поэтому родители не могли нарадоваться на сына.

Посещая христианскую церковь, на одной из проповедей юноша услышал Заповеди блаженства и был тронут их глубиной. Но поскольку он не полагался на свое, как ему казалось, незрелое суждение, он обратился за помощью к одному старцу, чтобы тот растолковал яснее содержание того, что он услышал в храме. Внимательно выслушав все, что объяснял ему богобоязненный старец, Симеон принял твердое решение следовать по Евангельскому пути и посвятить жизнь служению Всевышнему.

Он отправился в монастырь, который располагался недалеко от его дома, и начал слезно умолять настоятеля принять его в число братии. Спустя неделю Симеону преподали иноческий постриг, и он стал наравне с другими монахами постигать сущность Священного Писания, проводя время в постах и молитвах. Молодой инок настолько ревностно относился к постам и молитвам, что это встревожило игумена, так как остальным монахам это было не под силу. Настоятель обители предложил Симеону или умерить свой аскетизм, или покинуть монастырь. Святой выбрал второй вариант и ушел из обители, в которой принимал постриг и подвизался несколько лет.

Поселился преподобный на дне высохшего колодца и там продолжал совершенствоваться в иноческих подвигах и непрестанной молитве. Спустя некоторое время настоятелю монастыря, где раньше подвизался Симеон, явились в ночном видении ангелы и повелели вернуть монаха назад в обитель. Игумен поступил так, как ему повелели, однако Симеон по возвращении недолго пробыл в монастыре. На этот раз он поселился в каменной пещере, которая находилась вблизи села Галанисса, и там провел три года, все больше совершенствуясь в аскетизме.

Однажды на святую Четыредесятницу преподобный решил полностью отказаться от пищи и питья и с Божьей помощью выдержал этот строгий пост. С тех пор он постоянно проводил святую Четыредесятницу без еды и воды, двадцать дней молясь стоя, а двадцать – сидя, чтобы не упасть от слабости.

Услышав о святом, который ведет такой аскетический и благочестивый образ жизни, в то место стало стекаться множество людей, надеясь получить исцеление от своих болезней от Симеона. Преподобный обладал не только даром целительства, но и словом христианского назидания. Однако Симеон не стремился к мирской славе и жаждал утраченного уединения с Господом, поэтому он избрал такой вид подвижничества, который ранее был неизвестным. Он выстроил каменный столп, высота которого равнялась 4 метрам, и поселился на его вершине в небольшой келлии, проводя все время в постах и горячей молитве к Господу.

Слухи о преподобном, избравшем такой сложный способ подвижничества, со временем докатились и до высшей церковной иерархии. Антиохийский Патриарх Домнин II лично отправился навестить святого, отслужил на столпе литургию и причастил преподобного Симеона. Недалеко от того места, где находился столп, в пустыне подвизались старцы; узнав об аскетичном монахе, они решили проверить, богоугодное ли дело творит этот инок.

Они отправили к нему своих посланников, которые должны были от имени старцев приказать Симеону сойти со столпа, а в случае его непокорности стащить его насильно на землю. Преподобный проявил смирение и кротость и выполнил распоряжение, после чего посланники благословили его на труд подвижничества от лица старцев.

На протяжении служения святой Симеон часто сталкивался с искушениями и трудностями, но все преодолевал с помощью Господа. Он не приписывал себе славу и не гордился своим подвижничеством, а восхвалял Бога за то, что Небесный учитель дарует ему силы и терпение.

Постепенно Симеон увеличивал высоту столпа, на котором подвизался, пока она не достигла 40 локтей. Место, на котором стоял преподобный, было обнесено оградой, чтобы приходившие люди не нарушали уединенной молитвы праведника. Однажды к столпу пришла мать святого, которая долгое время не могла найти своего пропавшего сына. Однако даже для нее преподобный не сделал исключения, она умерла, прислонившись к оградке. Тогда Симеон распорядился принести гроб и со всеми почестями похоронил мать.

Прожил преподобный около 80 лет, из которых 47 он простоял на столпе. Благодаря его подвижничеству в тяжелых условиях многие язычники приняли христианскую веру, так как были поражены стойкостью духа и физической крепостью святого, которые ему даровал Господь. О кончине святого первым узнал его ближайший ученик Антоний. Когда Симеон три дня подряд не показывался людям, он поднялся на столп и там увидел тело своего наставника, замершее в молитвенной позе.

Хоронили преподобного со всеми почестями, погребение совершал Антиохийский патриарх. Проводить в последний путь Симеона Столпника пришло множество людей, похоронили святого недалеко от столпа, а на месте молитвенных трудов праведника его ученик построил обитель, на которую распространилось благословение преподобного.

Рекомендации

  1. ^ абcdежграммчасяj
    Ван Ромпей 2022.
  2. ^ абcdежграммчас
    Suermann 2008.
  3. ^ абcd
    Таннус 2022.
  4. ^ аб
    Хойланд 1997, п. 390.
  5. Палмер 1993, п. 36.
  6. Хойланд 1997С. 516–517.

Монастырь святого Симеона

Гора в провинции Алеппо, на которой находится монастырь, также носит имя святого Симеона. Обитель была основана учениками святого еще при его жизни, неподалеку от каменного столпа, где Симеон совершал свой подвиг. Одним из этих учеников был преподобный Даниил Столпник. Святой Даниил происходил из богатых купцов Константинополя, затем оставил свое ремесло и принял монашество. Приобретя авторитет и уважение императора, после смерти святого Симеона в 459 году Даниил попросил возвести большую церковь в честь своего почившего духовного наставника. Строительство началось во время правления императора Леона. Византийский император Зенон, духовный сын преподобного Даниила, завершил строительство грандиозной церкви вокруг столпа Симеона.

Строительство главного собора началось в 476 году и завершилось в 490-м. Храм имел форму креста, а в середине находилась колонна (каменный столп), на которой жил и молился святой Симеон. Такие храмы на месте мученичества или подвижничества древних святых назывались мартириями

(свидетельствами). В конце V века вокруг мартирия было построено еще несколько зданий – келейные корпуса для монахов и крестильная часовня. Фрагменты столпа до сих можно видеть среди руин великого монастыря, и эта святыня привлекала паломников на протяжении столетий.

В первой половине VI века на севере Сирии произошла серия землетрясений, которые сильно разрушили города Алеппо, Антиохию и Селевкию. Пострадал и собор святого Симеона, и само основание колонны, на которой он подвизался. Когда Сирию завоевали мусульмане, они на некоторое время оставили монастырь святого Симеона Столпника христианам, так же как и другие местные церкви и монастыри. Византийская империя слабела и разделялась, но обитель святого Симеона в руках христиан на протяжении столетия оставалась чем-то вроде укрепленной крепости. С тех времен название так и сохранилось в истории – Калъат-Симъан («крепость Симеона»). В этот период пол церкви был вымощен мозаикой, и были проведены некоторые реставрации. Об этом свидетельствует надпись на мозаике, обнаруженной на полу церкви: в ней упоминается, что император Василий II (976–1026) и его брат Константин VIII (976–1028) вымостили церковь мозаикой и благоукрасили ее в 986 году.

Принц Хамдани Саад ад-Давла ибн Саиф ад-Давла захватил монастырь в 1016 году. После этого Калъат-Симъан использовался мусульманами как крепостное сооружение. В XVI веке в восточной части храма жил влиятельный курд, постепенно заселялись и остальные постройки. Спустя еще пару столетий крепостной комплекс освободили от жителей, он был признан памятником древней архитектуры и объектом изучения археологов.

Собор святого Симеона Столпника, построенный вокруг столпа, исторически имел вид восьмиугольного здания, где в форме креста сходятся четыре храма. Западный, северный и южный храмы имели одинаковые размеры относительно центра. Храм с восточной стороны отличался бࣰольшим размером и великолепием убранства. Здесь совершались богослужения по воскресным и праздничным дням, где молились вместе насельники монастыря и многочисленные паломники со всего света. В трех других храмах богослужения проходили по будням для отдельных групп паломников.

Четыре храма, образуя стороны креста, были построены по базиликальному типу. Каждый имел вид большого портика, разделенного арками на три части. Таким образом, собор включает в себя одновременно восьмиугольник и крест. У северной стены главного восточного храма находится древнее захоронение монахов, относимое к концу V века. Это склеп, выбитый в скале, и в нем покоятся кости усопших монахов. В стене северного храма есть еще одно монашеское захоронение. С восточной и южной стороны монастыря находились прямоугольные дворы. Там расположены трехэтажные здания, в которых размещались в древности конюшни, а некоторые здания были достроены в средние века. Келейные корпуса монахов располагались с восточной стороны монастыря, а к юго-востоку от главного храма находился небольшой монастырский храм, где совершалась ежедневная молитва насельников. В его юго-западном углу во время раскопок была найдена апсида. Большой камень с красивым декором, возможно, служил покрытием детской крещальной купели. Также были обнаружены прессы для изготовления вина или оливкового масла.

Крестильный храм представлял собой квадратное здание, в его восточной части располагался баптистерий – прямоугольное углубление-купель для крещения взрослых. В южной части храма совершались таинства Крещения, Помазания святым миром и Причащения. Площадь главного храма и крестильного дома занимала примерно 2000 кв. метров. Общая площадь монастыря с двором и кладбищем составляет 5000 кв. метров.

Устоявшая твердыня

Сирийская война нанесла серьезный ущерб монастырю Калъат-Симъан. Его обстреливали боевики, святыню специально пытались разрушить, взорвав мину у подножия столпа святого Симеона. Фрагмент столпа был сброшен с постамента, где он находился на протяжении столетий. Взрыв сильно повредил уцелевшие колонны и арки, некоторые были разбиты и сдвинуты с места. Крылья базилики рухнули из-за множества взрывов, поразивших строения. Постройки монастыря подвергались угрозе со стороны сирийских и турецких армий. Кроме того, главное здание монастыря разрушалось из-за незаконных раскопок и вывоза камня. Несмотря на эти печальные события, руины монастыря святого Симеона и сегодня остаются одними из старейших монументальных построек северной Сирии, свидетельством веры и духовного величия древних христианских подвижников.

Распечатать

21 января 2022

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: