Эта статья поднимает множество проблем. Пожалуйста помоги | Эта статья включает в себя список общих Рекомендации, но он остается в основном непроверенным, потому что ему не хватает соответствующих встроенные цитаты . Пожалуйста, помогите улучшать эта статья введение более точные цитаты. |
Этот биография живого человека требует дополнительных цитаты за проверка . Пожалуйста, помогите, добавив надежные источники. Спорный материал о живых людях, не имеющий или не имеющий источника |
(Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения)
Иренайос Скопелитис
(родился 17 апреля 1939 г.) был 140-м патриарх из Восточный Православный Патриархат Иерусалима с 2000 по 2005 год, хотя увольнение оспаривалось.
Иренайос был назначен местоблюститель в 2000 г. и избран патриархом 13 августа 2001 г. Храм Гроба ГосподняОн был возведен на трон 15 сентября 2001 г. как «Патриарх Святого Града из Иерусалим и все Палестина, Сирия, за пределами Река Иордан, Кана из Галилея и святой Сион»в присутствии высших церковных и светских сановников, в том числе Архиепископ Христодулос из Церковь Греции и Митрополит Николай из Чешская и Словацкая Православная Церковь.
Споры и увольнение
Через несколько лет в патриархате Иреная его обвинили в продаже нескольких участков церковной земли в Старый город Иерусалима в Израильский Разработчики.
Поскольку большинство православных христиан в этом районе Палестинский, и эта земля находилась в районе, населенном арабами, который, как надеялось большинство палестинцев, станет частью будущей палестинской столицы, эти обвинения вызвали большую обеспокоенность среди членов Церкви. 19 марта 2005 г. Палестинская администрация сформировал комиссию для расследования этих утверждений.
После тщательного расследования, проведенного комиссией, комиссия оправдала Патриарха Иринеоса и пришла к выводу, что выдвинутые против него обвинения были «очень хорошо продуманным планом … разработанным рядом духовных лиц, противостоящих Иринеосу в сотрудничестве с израильскими крайне правыми крыльями. Их интересы совпали. в целях постепенного избавления от Иренеоса «. В отчете также делается вывод, что «в соответствии с действующим законодательством Восточного Иерусалима Патриарх Ириней по-прежнему является законным Патриархом, обладающим всеми полномочиями».[1]
Немного Православная Церковь Иерусалимские лидеры объявили 5 мая 2005 г. в письме, что они прервали контакты (некоторые называли это бойкотом) с Патриархом Иренайосом и считают его отстраненным от должности патриарха Иерусалима.
Решение принято Священный Синод Иерусалима из Братство Гроба Господня был сделан окончательным 6 мая 2005 г. двумя третями голосов этого органа. Что касается руководителей Церкви, то с этого момента Ириней перестал быть патриархом. 24 мая 2005 г. в г. Константинополь (Стамбул) для пересмотра решений Священного Синода Иерусалима. Всеправославная конференция под председательством Вселенский Патриарх Варфоломей подавляющим большинством проголосовали за подтверждение решения Братства Гроба Господня и вычеркнуть имя Иреная из диптихи. 30 мая Иерусалимский Синод выбрал Митрополит Корнилий Петрский служить как местоблюститель до избрания замены Иренайосу.
Священный Синод Иерусалима пошел еще дальше. 16 июня 2005 г. было объявлено, что Иренайос был понижен в должности в ранг монах.[2] Это действие теперь широко рассматривается как неканоническое. Вселенский патриарх Варфоломей также заявил, что лишение сана не имеет никакой юридической силы и не признано ни одной православной церковью. С тех пор Иренайос не покидал свою квартиру и де-факто находится там под стражей.[3]
Феофил III был избран Синодом 22 августа 2005 года новым патриархом. Выборы подтвердил всеправославный Синод Стамбула (Константинополь), и он был возведен на трон 22 ноября 2005 г.
По давней традиции, смещение патриарха Иерусалима и избрание его заместителя требует одобрения или признания правительств в регионах, находящихся под властью патриархата — в настоящее время Израиль, то Палестинская администрация, и Иордания. Иордания признала увольнение к июню 2005 года. Иринеос продолжал признаваться Израилем как православный патриарх Иерусалима до декабря 2007 года, и Израиль продолжал приглашать его на официальные государственные должности. По состоянию на 20 декабря 2007 года правительства Иордании, Палестинская администрация и Израиль признали Феофила III православным патриархом Иерусалима.[4]
С Патриархом Иринеем по Святой Земле
Епископ Пакрацко-Славонский Йован
28 декабря – сороковой день отшествия ко Господу Предстоятеля Сербской Православной Церкви Святейшего Патриарха Иринея – выдающегося иерарха, богослова и пастыря. Любовь к людям, доброта и скромность Святейшего владыки остались в памяти и в душе каждого, кому довелось с ним встречаться. В числе тех, кто может поделиться этими счастливыми воспоминаниями, – епископ Пакрацко-Славонский Йован.
Патриарха Иринея я встретил впервые в Хиландаре [1], еще будучи послушником. Митрополит Амфилохий отправил меня и теперешнего иеромонаха М. на Святую Гору, чтобы мы могли немного перевести дух после «дробилки» Цетиньского монастыря военной поры и «принять Духа».
Это случилось непосредственно после краткого настоятельства отца Паисия (Танасиевича), когда и настоятели, и братия заново учились общежительному порядку, предписанному святым Саввой, после многовековой идиоритмии. Отец Паисий после истребления его семьи на Дрине (повторного, ибо то же самое случилось и во время Второй мировой войны), уединился в недавно восстановленном скиту святого Василия на побережье, где он с любовью и подлинным святогорским гостеприимством принял нас. Вскоре он отправится во Вране (Южная Сербия), где за короткое время создаст ряд братств и сестричеств, которые его, рано почившего, до сих пор хранят в благодарной памяти.
Патриарх Ириней – тогда епископ Нишский – прибыл в те дни в Хиландар, куда его направил Священный Синод, чтобы возглавить Литургию на монастырской Славе Введения Богородицы во храм [2]. Если бы мне тогда сказали, что он же, но уже как Патриарх направит меня как своего викария в 2014 году в Хиландар, чтобы возглавить празднование памяти святого Симеона Мироточивого [3]!
Владыка Нишский посмотрел на непримечательных послушников (впрочем, примечательный послушник – это оксюморон), которые подошли взять благословение, и спросил, откуда мы, после чего любезно и немного официально сказал: «Что ж, нам нужны монашеские кадры». Правда, послушники уже были достаточно одержимы Святой Горой, чтобы такое рекрутирование произвело на них впечатление. Позже о. М. и я долго вспоминали ту странную силу, объятые которой мы, как два горных козла, карабкались от Ватопеда до Хиландара, и только спустя время признались друг другу, что не могли понять, что происходит с тем другим, куда он летит как помешанный.
Позже я чаще всего встречал владыку Иринея в Нише, в основном, когда путь лежал на Святую Гору или в Царьград, или когда митрополит Амфилохий приезжал навестить его после пожара, который уничтожил недавно восстановленный нишский Соборный храм; или мы приезжали в гости к командиру Третьей армии, что имело своим прямым последствием введение празднования Славы, а затем и священства в армии.
Летом 2003 года Храм Воскресения был пуст, и на Гробе Господнем, где у вас обычно бывало не более полминуты, можно было проводить в молитве часы. Приближался юбилей монастыря Святого Саввы в Иудейской пустыне, и тогдашний, только что избранный, Патриарх Иерусалимский Ириней был крайне встревожен, что из-за Интифады [4] (а до Мар Сабы [5] надо добираться через палестинские территории, на которые нас не пускали израильтяне: только что была закончена осада Базилики Рождества в Вифлееме) никто из православного мира не сможет приехать.
– Мы услышали ваше желание, твое и Патриарха, к вам приедет владыка Нишский, – сказал мне митрополит Амфилохий по телефону от имени Синода.
– Прекрасно, – говорю, – он говорит по-гречески, это обрадует Патриарха. Спасибо от меня и Патриарха!
Посмотрел на календарь, начало декабря; святой Савва 5/18 декабря (Иерусалимская патриархия придерживается юлианского стиля) – есть время до приезда гостя. Я навалился на иврит, нужно было сдать третий уровень.
– Father Јован where are you? A Serbian bishop is looking for you [6], – слышу голос владыки Аристарха, главного секретаря Священного Синода Иерусалимской патриархии. «Помилуйте, 10 декабря, какой сербский епископ», – думаю я.
– Приходите в Knight’s Palace отель, он здесь!
– Хорошо, иду!
Мне повезло, что тогда я жил в здании Оскара Нимайера на Парижской площади в нескольких сотнях метров от Яффских ворот. Вижу, в холле гостиницы сидит владыка Нишский!
– Вот, прибыл c Синая, – говорит и смеется.
Ну да! Он был в монастыре святой Екатерины на празднике 8 декабря и через Синайскую и пустыню Негев добрался до Иерусалима!
– Господи, Преосвященный, Вам надо отдохнуть, Вы тряслись от Синая два дня, – говорю ему.
– Да, но мне неудобно, что патриархия оплачивает мне такой дорогой отель. Знаешь ли ты место поскромнее?
«Ох, куда же вести владыку по гостиницам и хостелам, есть ли у тебя сердце», – думаю про себя.
– Знаете, я живу недалеко от Старого города, в этой квартире есть хорошая комната. Вам это подходит? – Он молча берет сумку и идет.
– Вот, справа, по преданию, кладбище воинов Саладина, – рассказываю я по дороге, пока мы идем к зданию, где я жил. Сумку я у него все-таки отобрал. На ходу звоню Шмуэлу Эвьятару – советнику градоначальника Эхуда Олмерта по христианским вопросам, и послу Югославии Кринке Видакович-Петров, Арию Ливне – шефу представительства Республики Сербской в Иерусалиме, и договариваюсь с владыкой Аристархом о приеме у Патриарха и последующих богослужениях.
Греки просто не верят, что кто-то все-таки приехал. «Что нам Интифада, нас до вчерашнего дня бомбило НАТО», – шучу я с Аристархом.
Следующих десять дней будущий Патриарх и я вместе завтракали, обедали и ужинали, обходили святые места Иерусалима, большей частью пешком.
Военный атташе полковник Джурин и Александр Петров, большой знаток литературы и поэт («На сто процентов серб и на сто процентов русский!», как он о себе говорил) возили тогдашнего владыку Нишского по Галилее и северу Святой Земли. Джурину он освятил и славский колач [7] в канун праздника святителя Николая, и долго мы сидели с Патриархом Иерусалимским Иринеем и владыкой Аристархом, и те сетовали, что израильские власти до сих пор не признают новоизбранного Патриарха. (Иерусалимского Патриарха должны признать Палестинское самоуправление и государство Израиль; Израиль признал Иринея только в 2005, после чего Собор его сменил по внутренним причинам – предостережение всем о значении и силе Собора).
Нашлось место и для чашки кофе, и не одной, со Шмуэлом и дорогим владыкой Феофаном, который и сегодня – богослужебный маятник Иерусалимской Патриархии и теплейший ее гостеприимец.
Когда Арий Ливне от имени Республики Сербской подготовил ужин для гостя из Ниша в центре города, при входе нас ждал возглас:
– Помогай Господь, – пожилая женщина устремилась к нему. – Я Перера, из Ниша!
– А я владыка Нишский, – отвечает он, и течет разговор, долгий и теплый, как будто она нишская прихожанка, которую он знает всю жизнь.
Когда мы наконец спустились и вдоль Кедронского потока вошли в монастырь святого Саввы на всенощное бдение и Литургию, владыку Нишского встретил его старый друг, отец Григорий из Валево, хиландарец, который со Святой Горы пришел в монастырь Хозевит, а из Хозевитского монастыря Патриарх Диодор взял его в монастырь Святого Саввы, где он до своей смерти в 2009 году хранил традицию, что в Мар Саби всегда есть сербы, и был главным литургистом и экономом монастыря.
– Вот и мой друг из Иерусалима, – воскликнул новоизбранный Патриарх Сербский, когда я 22 января 2010 года подошел поздравить Его Святейшество и взять благословение.
– Сейчас Вы должны посетить Иерусалим как Патриарх – говорю ему, – но и в этот раз вместе со мной!
По древней традиции, предстоятели Поместных Православных Церквей после избрания наносят визиты главам других Поместных Церквей, начиная с Царьграда.
Но в том декабре 2003 года посещение этого земного Иерусалима было для него последним.
Перевод с сокращениями: Светлана Луганская
Справка
Епископ Пакрацко-Славонский Йован закончил литературный факультет в Загребском университете, богословский факультет в Белградском университете. В 1991 году пришел в монастырь в качестве послушника Савина. В 1992 году переведен в Цетиньский монастырь, где в канун Рождества Иоанна Предтечи 1993 года был пострижен в монашество с именем Иоанн (Йован). В 1997 году назначен настоятелем монастыря Морачник на Скадарском озере. В 1998 году основал радио «Светигора», первый радио-канал СПЦ. С 1993 до 2003 года преподавал литературу, сербский и словенский языки, историю в духовной семинарии святого Петра Цетиньского. С июня 1999 года находился в Косово в монастыре Печской Патриархии в качестве координатора взаимоотношений с силами КФОР и УНМИК, его деятельность была обращена на спасение святынь и народа; защиту беженцев; исчисление и идентификацию убитых, раненых, похищенных, изгнанных и беженцев. С 2003 года находился в Израиле на учебе, во временном ведении Иерусалимской Православной Церкви. Поступил в магистратуру при мемориале Яд Вашем, защитил диссертацию по исследованию Холокоста. Служил в ряде храмов и монастырей Святой Земли. В Израиле выступал с лекциями о распаде Югославии и межэтнических отношениях, участвовал в подготовке и проведении конференций по Косовскому вопросу в Израиле.
26 мая 2011 года решением Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви был избран викарием Патриарха Сербского с титулом Липлянский. Решением Священного Архиерейского Собора 2014 года избран епископом Пакрацко-Славонским.
Владыка Йован известен в Сербской Православной Церкви и как военный парашютист. В октябре 2002 года он был включен в резервный состав 63-й парашютной бригады, духовником которой является
—————————————
[1] Хиландар – один из афонских монастырей, расположенный на северо-восточной стороне полуострова. Обитель была основана в 1198 году сербским архиепископом святым Саввой и его отцом, сербским князем Стефаном Неманей, которые приняли постриги в соседнем монастыре Ватопед. В святогорской иерархии Хиландар занимает 4-е место.
[2] Крестная слава – сербский обычай, празднование дня святого покровителя семьи, церкви, монастыря.
[3] Преподобный Симеон Мироточивый в миру был великим жупаном (правителем) Сербии, объединил большую часть сербских земель и добился политической независимости для своей страны. В возрасте 80 лет Стефан удалился на Афон, где святостью жизни прославился уже его сын – святой Савва. Преподобный Симеон был великим подвижником и мудрым наставником иноков.
[4] Интифада – арабское освободительное движение. В настоящее время под словом «интифада» чаще всего понимается вооруженная борьба палестинских арабов против Израиля.
[5] Мар Саба или Лавра Саввы Освященного – православный греческий мужской монастырь, расположенный на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне. Обитель была основана в 484 году преподобным Саввой Освященным. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви.
[6] Отец Йован, где вы? Вас ищет сербский епископ – англ.
[7] Славский колач – праздничный хлеб, выпекаемый в честь сербского праздника Крестной славы и торжественно освящаемый.
Распечатать
26 декабря 2022 Источник: Журнал «Нин»
Социальные сети
Короткая ссылка:
скопировано
Рекомендации
- Отчет Палестинской комиссии: Палестинская комиссия по изучению фактов и реальности так называемого Бааб аль-Халиля и Греческого православного патриархата.
- Новости BBC: Православный лидер понижен в звании до монаха
- «Изгнанный патриарх за запертыми дверями в Иерусалиме»
- «Джерузалем пост»: Суд приостанавливает признание греческого патриарха В архиве 2011-09-17 на Wayback Machine
- «ВИЗИТ ЭКУМЕНИЧЕСКОГО ПАТРИАРХА ПАТРИАРХА ИЕРУСАЛИМСКОГО ИРЕНАЯ». Православное христианство
. Москва. 23 марта 2022 г.. Получено 2018-11-01.
Пламенный борец с «сионистскими захватчиками»
Евреи ненавидят его за антисемитские высказывания. Самое известное из них Ириней позволил себе в письме к тогда еще живому Ясиру Арафату. В послании, напечатанном израильскими газетами два года назад, Ириней выразил поддержку «борьбе палестинского народа против сионистских захватчиков Святой Земли» и пообещал подарить раису часть земель на территории Иерусалима, которые находятся в собственности греческой церкви.
Не удивительно, что израильское правительство в течение двух лет отказывалось утвердить кандидатуру Иринея на его посту. (По уставу иерусалимской церкви, новый патриарх может быть утвержден в должности только с согласия государств, на территории которых находится патриархат, а это Израиль, Палестинская автономия и Иордания). Церковный собор избрал Иринея еще в сентябре 2001 года, однако официальный Иерусалим подтвердил полномочия Его Блаженства только в январе 2005 года, а уже через три месяца Иринея начали проклинать арабы.
Плыл в Грецию, попал к Аббасу
ИРИНЕЙ I НА ФОНЕ РАЗГНЕВАННОЙ ПАСТВЫ, фото Reuters
Lenta.ru
Выдающимися следует признать успехи владыки и на поприще отношений с другими православными церквями. Сразу после своего избрания Ириней заверил Греческую православную церковь в том, что Израильская патриархия намерена поддерживаться с ней дружеские связи и неизменно оставаться греко-православной. Однако по прошествии трех лет комментарии чиновников греческого МИДа свидетельствуют, скорее, об обратном. Официальные Афины не устают повторять, что не намерены уступать палестинскому давлению и лишаться контроля над Иерусалимским патриархатом. «Греческое государство обязано помогать патриархату, поддерживать и добиваться того, чтобы он был и оставался греческим. Греческое происхождение патриарха — важнейший вопрос», — говорит замминистра внешнеполитического ведомства Греции Панайотис Скандалакис.
От Иринея отвернулся даже архиепископ Афинский и Всея Эллады Христодулос, с которым патриарха Иерусалима связывала давняя дружба. Еще в апреле Христодулос призвал Иринея отступиться, а в прошедший четверг признал, что ситуация зашла в тупик и «необходимо предпринять шаги по выходу из тупика».
Боец невидимого фронта
Но самый большой вклад патриарх Ириней внес в создание позитивного образа восточной ветви христианства на Западе. Теперь его подвигами на ниве служения Богу зачитывается вся Европа. О самых заметных в феврале рассказала британская газета The Independent.
Корреспондентка издания стала свидетельницей спора между патриархом Иерусалимской православной церкви Иринеем I и армянским священником по поводу того, должен ли греческий патриарх руководить возжжением Святого Огня или они должны проводить церемонию вместе. Завязавшаяся между двумя предстоятелями церкви словесная перепалка переросла в потасовку, Ириней задул свечу армянского патриарха, но потерял туфлю. После того как вмешались два греческих монаха, лицо армянского священника покрылось синяками. Как уверяет британская газета, противники успокоились лишь после того, как их разняла полиция.
В другой раз Ириней потребовал прикрыть распахнутую дверь католического храма. Однако оказавшийся на месте католический священник Афанасий отказался это сделать. За это ему, а также двум оказавшимся поблизости израильским полицейским пришлось нести ответ перед толпой разъяренных православных священнослужителей. В результате одному из стражей правопорядка выбили три зуба, а отца Афанасия сбили с ног. Чтобы утихомирить драчунов, понадобилось 25 полицейских, при этом три православных монаха были арестованы.