11 июня — день памяти святого
11 июня 1961 г. умер святой, чья история — за недавностью лет — остается понятной и близкой нам всем,
и в то же время она не может не поражать.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам. Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…
«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится»
О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене,
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука.
В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет… земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».
«Слепых делает зрячими…»
Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.
Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.
В другой раз епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по-иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»
Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70-х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10-11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций…
Архиепископ Лука в окружении паствы. Фото из книги Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки (Войно–Ясенецкого), архиепископа и хирурга» предоставлено православным издательством «Сатисъ»
Предисловие
Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) жил и работал в тяжелой период для нашей страны – в конце 19 и в первой половине 20 века, в годы духовного кризиса, отступления народа от веры, войн, революций, политических репрессий, гонений на Церковь. Это наш современник – выдающийся врач и ученый, гениальный хирург, спасший тысячи жизней, пастырь и проповедник, богослов, подвижник, восстанавливавший храмы Божии в немыслимое для этого время, прославленный Церковью исповедник, в земле Российской просиявший, совершающий чудеса доныне по молитвам с верою притекающих к нему. Узкий путь страдания за истину и служения людям, всегда против «удобного» течения, всегда верность Богу и любви к человеку – яркая и удивительная жизнь христианина во времена отступничества, страха и предательства. Святитель Лука прожил одиннадцать лет в тюрьмах, лагерях, ссылках. Своим духовным подвигом и самоотверженной работой хирурга и «мужицкого» врача он обрел всенародную любовь.
В 20-е годы в разгар гонений на Церковь и ее служителей он стал священником, принял постриг в монахи с именем Лука в честь апостола и евангелиста, и затем был тайно рукоположен в епископа Ташкентского и Туркестанского. Дальше были Красноярская и Тамбовская кафедры. В 1946 году архиепископа Луку перевели в Симферополь – последнее место службы.
Где бы он ни был, везде без страха и сомнения служил, проповедовал и лечил людей, защищал православную веру и Церковь делом, словом и писанием.
Умер святитель Лука 11 июня 1961 года в воскресенье, в день Всех святых, в земле Российской просиявших. Канонизирован Русской Православной Церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания в 2000 г оду.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершая пастырское посещение Украинской Православной Церкви, поклонился мощам святителя Луки, покоящимся в соборном храме Свято-Троицкого женского монастыря в г. Симферополе. В своем слове к пастве Святейший Владыка сказал:
«…С трепетом прикоснулся я к мощам святителя Луки, практически нашего современника. Мне не приходилось лично встречаться с ним, но довелось много слышать о нем от тех, кто служил с владыкой Лукой, кто его хорошо знал. Это действительно был дивный архипастырь, сочетавший служение Церкви и служение науке, сочетавший способность работать в светской системе в условиях атеистического государства и одновременно быть архипастырем Церкви.
Пример святителя Луки учит нас тому, как находить выход из, казалось бы, безнадежной жизненной ситуации, как, не идя на компромисс с совестью, быть мирным и спокойным и разумно устроять свое земное бытие.
Святитель Лука был таким человеком: казалось бы, внешние обстоятельства подавляли его, но он никогда не ломался от этого давления и сохранял свою внутреннюю силу, потому что сила эта была в вере православной. Он чувствовал присутствие Господа в своей жизни и поэтому ничего не боялся, ничего не страшился, ни от чего не уклонялся, но мужественно, с любовью к людям и в мире осуществлял свое архипастырское служение. Сегодня святитель Лука для многих из нас – великий и светлый пример». [16.]
Господь Иисус Христос всегда Тот же. Надо понять нам, суетящимся в современном «цивилизованном» обществе, вспомнить всей душой своей и всем сердцем, что все мы даны друг другу Господом для спасения. Очень важно именно сейчас, когда стираются границы между добром и злом, между истиной и ложью, еще и еще раз обратиться к жизни святителя Луки, чтобы научиться у него мужеству стояния в истине, молитвенно просить его помощи во всех делах.
Жизнь святителя Луки пусть будет для нас примером христианского пути в наше время, образом деятельной веры, бескорыстия и самоотвержения, труда любви к Церкви до последнего вздоха.
В этой книге собраны свидетельства о подвиге святителя Луки, архиепископа Симферопольского и Крымского – человека, врача, пастыря, святого.
Елена Круглова
Регионарная анестезия
В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций!
Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания — регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу). Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно-Ясенецкого на эту тему, за нее будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.
Женитьба… и монашество
Когда-то в молодости будущего архиепископа пронзили в Евангелии слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало». Но о священстве, и тем более о монашестве, он помышлял, вероятно, еще меньше, чем в свое время о медицине. Работая во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург Войно-Ясенецкий женился на сестре милосердия — «святой сестре», как ее называли коллеги, — Анне Васильевне Ланской. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера. Там два врача просили ее руки, но она дала обет девства. Выйдя за меня замуж, она нарушила этот обет. За нарушение его Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью…»
Женившись, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город, работая земским врачом. Радикальных перемен в жизни ничто не предвещало.
Но однажды, когда будущий святитель приступил к написанию книги «Очерки гнойной хирургии» (за которую в 1946 году ему и дали Сталинскую премию), вдруг у него появилась крайне странная, неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так впоследствии и случилось.
В 1919 году, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза жена Войно-Ясенецкого. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.
Текст книги «Житие святителя Луки Крымского в пересказе для детей»
Тимофей Веронин Житие святителя Луки Крымского в пересказе для детей
Рекомендовано к публикации Издательским советом Русской Православной Церкви ИС Р 14-407-0739
Художник Евгений Подколзин© Издательский дом «Никея», 2015
* * *
* * *
Часто жизнь сравнивают с долгой и непростой дорогой. Рано или поздно любая дорога приводит нас к перекрёстку, где нам придётся остановиться и задуматься: куда пойти? Помните, как в сказках: «Направо пойдёшь, коня потеряешь, прямо пойдёшь – себя потеряешь, налево пойдёшь – счастье найдёшь». Что выбрать? Кажется, ясно – надо выбирать счастье. Но мудрые люди говорят, что за обещаниями безоблачного счастья нередко кроется обман, а пережитые трудности могут привести к великой радости. Может быть, тому, кто хочет настоящего счастья, стоит выбрать нелёгкую дорогу, мужественный путь трудов и страданий? Но как не испугаться испытаний?
Конечно, нам нужно помнить о том, что мы никогда не бываем одни: с нами наш Небесный Отец и с нами Его святые – люди, которые уже прошли свой жизненный путь и совершили верный выбор. Святые знают, как непросто идти земными путями, поэтому незримо помогают нам.
* * *
Однажды в крупную немецкую клинику привезли из Греции мальчика, который был между жизнью и смертью уже несколько дней. Он попал под машину и нуждался в нескольких операциях. Лучшие врачи клиники собрались в операционной. Почти целый день родители мальчика и приехавший с ними священник (он-то и рассказал потом эту историю) провели в мучительном ожидании. И вот наконец к ним вышел главный врач.
– Всё благополучно, – устало улыбнулся он, а потом прибавил: – Только вот зачем вы везли его к нам? Ведь с вами был такой прекрасный доктор! Он фактически руководил операцией. Мы всё делали по его указаниям.
– Какой доктор? – удивились родители.
– Да как же, в таком, знаете ли, халате старого образца и необычной шапочке. Да что говорить, сейчас он выйдет.
Но вскоре операционная опустела, а того доктора не было.
– Странно… – Главный врач раскрыл журнал, где записывали свои имена все, кто участвовал в операции. – Смотрите!
И все увидели на последней строчке выведенное русскими буквами имя: архиепископ Лука Войно-Ясенецкий.
Откуда же пришёл и куда исчез тот, кто оставил своё имя в этом журнале? Он пришёл к умирающему мальчику из мира вечного, откуда часто, хотя мы этого и не подозреваем, приходят к нам святые. Ведь архиепископ Лука – один из них. Он жил совсем недавно, его красивое строгое лицо смотрит на нас со многих фотографий, до сих пор ещё живы те, кто был с ним знаком. Какой путь привёл его к святости и почему он получил от Бога право приходить на землю и даже участвовать в операциях? Давайте об этом поговорим.
* * *
Валентин Войно-Ясенецкий жил в Киеве, учился в гимназии и, как все, задумывался, кем быть. Ему очень нравилось рисовать. Он часто любовался прекрасным Днепром или целыми днями наблюдал за людьми, а потом делал серии набросков. Красота мира притягивала Валентина, и он решил поступать в Академию художеств. Но во время экзаменов Валентина пронзила мысль: «Я не имею права делать то, что мне хочется, я должен делать то, что приносит пользу страдающим людям». Он не пошёл на экзамен по рисованию и неожиданно для всех поступил на медицинский факультет. Ведь доктор – это тот, кто самым явным образом помогает человеку, борется с его болью и страданием. Художественное творчество обещало ему радость и славу, а он пошёл учиться на врача, хотя признавался, что ужасно не любил научные предметы: химию, биологию. Однако заставил себя изучать их и учился на пятёрки, чтобы потом стать самым простым врачом далеко от столиц и университетов.
После окончания медицинского факультета ему обещали хорошее место в столице, предлагали заниматься наукой, но Валентин твёрдо знал, что должен идти к тем, кто нуждается в помощи, и стал работать в маленьких городах и сёлах, где было мало врачей, где нужно было лечить больных, спасать их и облегчать им боль. Он стал хирургом, делал сложнейшие операции, которые возвращали людей к жизни. Поэтому-то и теперь он не оставляет страдающих людей и приходит на помощь всякому, кто от сердца призывает его.
Прошли годы. Он стал почтенным доктором Валентином Фёдоровичем, профессором, хирургом и жил в городе Ташкенте. Россию потрясли тогда страшные испытания революции. Тысячи людей покинули родину, спасая жизнь, тысячи неповинных оказались в заключении. Началась борьба с религией: веру в Бога объявили обманом. Один за другим закрывались храмы – с жутким стоном падали с колоколен колокола. Многие священники и епископы безвинно были посажены в тюрьмы и убиты.
Однажды, в начале 1920-х годов, как всегда, рано утром в ташкентскую больницу пришёл на работу известный хирург Валентин Фёдорович Войно-Ясенецкий. Всё было как обычно, только почему-то сослуживцы смотрели на него широко раскрытыми испуганными глазами. Что такое? Из-под привычного докторского халата выглядывал подрясник священника. Да, он принял сан. Незадолго до этого один епископ сказал ему: «Доктор, вы должны стать священником». Валентин Фёдорович задумался. Он опять оказался на развилке путей, у того самого камня, где написано: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – себя потеряешь…» И опять он мужественно выбрал самую трудную дорогу. «Да, если это угодно Богу, я буду священником», – ответил доктор.
В эти годы стать священником мог только безгранично смелый человек. Он принял сан, потому что не мог спокойно видеть, как уничтожают веру, как хотят посмеяться над Богом. «При виде кощунственных карнавалов, издевающихся над Господом нашим Иисусом Христом, моё сердце кричало: „Не могу молчать!“ Я чувствовал, что мой долг – защищать проповедью оскорблённого Спасителя нашего», – так писал святитель Лука.
Свою веру отец Валентин защищал спокойно и смело. Многим в Центральной ташкентской больнице запомнились те несколько дней, когда все были испуганы и взволнованы. Главный хирург не оперирует.
Больным приходится отдавать себя в гораздо менее надёжные руки. А Войно-Ясенецкого нет. Почему? А потому, что на стене в операционной пустота. Там, где со стены взирал на больных и врачей ласковый лик Пречистой Девы, теперь остался только чуть более светлый квадрат побелки. Все знали, что, прежде чем начать операцию, доктор погружается в молитву перед этой иконой. Он просит помощи и заступления у Божьей Матери, Которая любит и жалеет всех людей. А теперь икону убрали по приказу начальства: «В советской больнице – нет места религии». «Что ж, если здесь нет места Богу, то и я не могу быть здесь», – ответил отец Валентин и победил. Через несколько дней печальные и мудрые очи Богородицы снова мирно глядели на больных и врачей, а прославленный доктор оперировал какого-то большого советского начальника, который приказал всё-таки вернуть икону.
* * *
А потом был и следующий шаг. Тайно от всех отец Валентин отправляется в соседний город, где в маленькой церкви при закрытых дверях два высланных из Центральной России архиерея постригли его в монахи и посвятили во епископа. Когда их руки коснулись головы доктора и зазвучали слова молитвы, через которую Бог даёт человеку силы и право быть архиереем, отец Валентин ощутил небывалое волнение, трепет, страх. Он почувствовал великую Божью силу, входившую в него. Ведь епископ – это апостол, это тот, кого Господь приблизил к Себе и послал на проповедь.
После монашеского пострига и посвящения ему дано было новое имя – епископ Лука.
И странное дело, оказывается, когда-то он предчувствовал это. Дело было ещё лет за десять до революции. Он служил тогда доктором в городе Переславле-Залесском и работал над большой и важной книгой по хирургии. Валентин Фёдорович засиделся до ночи, писал, не отрываясь, много часов. Уже светало, когда он стал пролистывать объёмную рукопись. И вдруг в сознании сверкнула мысль: «Когда книга будет закончена, на ней будет стоять имя епископа». «Откуда эта мысль?» – удивлялся сам доктор, ведь он и думать не думал тогда о священстве и тем более епископстве, но Бог, знающий всю нашу жизнь наперёд с самого начала до конца, послал для чего-то ему это таинственное предвестие. Ведь книгу «Очерки гнойной хирургии» он закончил, уже будучи архиереем.
Да, стать епископом в те годы – значило пойти по той дороге, где потеряешь почти всё, что только может потерять человек: и свободу, и здоровье, и саму жизнь. Однажды поздно вечером к дому Войно-Ясенецких подъехал «чёрный ворон» – фургон, на котором увозили ни в
…
конец ознакомительного фрагмента