В переводе с греческого языка «амвон» — возвышение. В православном храме с небольшого выступа в центре солеи священник произносит воскресные проповеди. Во время литургии читают Евангелие, диакон произносит слова сугубой молитвы — ектении. Для всех этих действий используется амвон.
Что такое солея? Это выступ перед иконостасом, на несколько ступеней возвышающийся над уровнем пола. Во время богослужения с участием архиерея на амвоне располагается кафедра для обращения к народу.
Амвон как вид архитектурного искусства
В переводе с греческого «амвон» — горный выступ, восхождение на вершину.
Симеон Солунский — архиепископ Фессалоникийский 15 века. Он писал, что амвон в храме — камень Гроба Господнего, с которого священники и диаконы как ангелы несут благие вести людям в храме. (Источник: 18 глава «Книги о храме» )
Впервые об амвонах упоминали в канонах Лаодикийского собора 364 года. Сведений о них немного. В богатых церквях — например, соборе святой Софии, они были огромными. Иногда амвоны высекали из цельного куска мрамора. Древнейший пример такого типа — Солунскиий образец, который сейчас существует в виде двух больших кусков мрамора. Если их сложить вместе, будет больше 5 метров. Он имел форму полукруглой башни.
Амвон строили из мрамора, украшали резьбой, золотом и скульптурными мозаиками. Частью солеи он стал только в 17 веке.
Внутренняя архитектура храма
Каждый, кто хоть раз бывал в православной церкви, замечал царящую там необыкновенную, неземную атмосферу. Такой эффект достигается за счет постройки храма в соответствии с записями в предании, которое берет свое начало от законов Ветхого Завета. Первый храм был создан еще до пришествия Спасителя. В те времена иудеи были кочевниками и животноводами, поэтому их храм располагался в шатре и был переносным. Каноны внутреннего убранства скинии Моисею передал сам Господь на горе Синай.
Вот так описывает первый храм Иосиф Флавий:
«Внутренность скинии разделена была в длину на три части. Сие троечастное разделение скинии представляло некоторым образом вид всего мира: ибо третья часть, между четырьмя столбами находившаяся и неприступная самим священникам, означала некоторым образом Небо, Богу посвященное; пространство же на двадесять локтей, как бы землю и море представляющее, над которыми свободный путь имеют люди, определялось для одних священников» (Иудейские древности, кн. III, гл. 6)
Отрывок, характеризующий Амвон
Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. – Ну, что же вы думаете об этом? – спросил Пьер, – что же вы молчите? – Что я думаю? я слушал тебя. Всё это так, – сказал князь Андрей. – Но ты говоришь: вступи в наше братство, и мы тебе укажем цель жизни и назначение человека, и законы, управляющие миром. Да кто же мы – люди? Отчего же вы всё знаете? Отчего я один не вижу того, что вы видите? Вы видите на земле царство добра и правды, а я его не вижу. Пьер перебил его. – Верите вы в будущую жизнь? – спросил он. – В будущую жизнь? – повторил князь Андрей, но Пьер не дал ему времени ответить и принял это повторение за отрицание, тем более, что он знал прежние атеистические убеждения князя Андрея. – Вы говорите, что не можете видеть царства добра и правды на земле. И я не видал его и его нельзя видеть, ежели смотреть на нашу жизнь как на конец всего. На земле, именно на этой земле (Пьер указал в поле), нет правды – всё ложь и зло; но в мире, во всем мире есть царство правды, и мы теперь дети земли, а вечно дети всего мира. Разве я не чувствую в своей душе, что я составляю часть этого огромного, гармонического целого. Разве я не чувствую, что я в этом огромном бесчисленном количестве существ, в которых проявляется Божество, – высшая сила, как хотите, – что я составляю одно звено, одну ступень от низших существ к высшим. Ежели я вижу, ясно вижу эту лестницу, которая ведет от растения к человеку, то отчего же я предположу, что эта лестница прерывается со мною, а не ведет дальше и дальше. Я чувствую, что я не только не могу исчезнуть, как ничто не исчезает в мире, но что я всегда буду и всегда был. Я чувствую, что кроме меня надо мной живут духи и что в этом мире есть правда. – Да, это учение Гердера, – сказал князь Андрей, – но не то, душа моя, убедит меня, а жизнь и смерть, вот что убеждает. Убеждает то, что видишь дорогое тебе существо, которое связано с тобой, перед которым ты был виноват и надеялся оправдаться (князь Андрей дрогнул голосом и отвернулся) и вдруг это существо страдает, мучается и перестает быть… Зачем? Не может быть, чтоб не было ответа! И я верю, что он есть…. Вот что убеждает, вот что убедило меня, – сказал князь Андрей. – Ну да, ну да, – говорил Пьер, – разве не то же самое и я говорю! – Нет. Я говорю только, что убеждают в необходимости будущей жизни не доводы, а то, когда идешь в жизни рука об руку с человеком, и вдруг человек этот исчезнет там в нигде, и ты сам останавливаешься перед этой пропастью и заглядываешь туда. И, я заглянул… – Ну так что ж! вы знаете, что есть там и что есть кто то? Там есть – будущая жизнь. Кто то есть – Бог. Князь Андрей не отвечал. Коляска и лошади уже давно были выведены на другой берег и уже заложены, и уж солнце скрылось до половины, и вечерний мороз покрывал звездами лужи у перевоза, а Пьер и Андрей, к удивлению лакеев, кучеров и перевозчиков, еще стояли на пароме и говорили. – Ежели есть Бог и есть будущая жизнь, то есть истина, есть добродетель; и высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к достижению их. Надо жить, надо любить, надо верить, – говорил Пьер, – что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо). Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома и, слушая Пьера, не спуская глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны теченья с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье волн к словам Пьера приговаривало: «правда, верь этому». Князь Андрей вздохнул, и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом, лицо Пьера.
Нагорная проповедь
Во время своего служения Христос беседовал с людьми на горе. Народ все прибывал и прибывал, собралось около пяти тысяч человек, не считая женщин и детей. Все хотели послушать Мессию. Время в беседе с Богом пролетало незаметно, люди проголодались, а из еды были только немного хлеба и рыбы.
Иисус позвал учеников и повелел им дать каждому по половине рыбы и хлеба. Ученики подивились, но исполнили волю Учителя. Они отламывали половины, а еда не заканчивалась. Как только все насытились, недоеденное было сложено в большие корзины. В чудо сложно поверить, но оно совершенно точно описано в нескольких древних манускриптах. Интересно, что гора, с которой Христос говорил проповедь, также олицетворяет амвон.
Что такое это сооружение, мы уже узнали — оно имитирует возвышение, с которого обращался к пастве Иисус.
Греческий амвон на Руси
На Руси амвоны чаще всего строили по византийским чертежам с 12 века. Сохранился такой древнерусский амвон Софийского собора в Новгороде.
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно стоящий деревянный амвон византийской православной традиции.
Он имел вид круглой беседки с одним входом. Подпирал свод колоны, почти в человеческий рост. Был украшен цветами и узорами.
Амвон был построен из дерева, и выполнял множество функций — там пели важнейшие гимны, читали священные тексты Евангелия и Апостола.
На нем проводили сакральный обряд «Воздвижение креста». Сооружение сохранилось до нашего времени, но сейчас посмотреть его можно только в государственном музее Санкт- Петербурга.
Ссылки
- [www.patriarchia.ru/db/print/35117.html Статья «Амвон» на сайте Русской православной церкви]. [www.webcitation.org/6CY2pfacq Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012].
- [church-enc.info/p1-44.html Архиерейский амвон (статья в Энциклопедии Православия)](недоступная ссылка — история
). [web.archive.org/20080119075150/church-enc.info/p1-44.html Архивировано из первоисточника 19 января 2008]. - [sakkos.ru/terms-khram/amvon.html Иллюстрированный словарь церковных православных терминов — внутреннее устройство и убранство храма]. [www.webcitation.org/6CY2qING1 Архивировано из первоисточника 30 ноября 2012].
Ритуальные жертвы
Главным местом церкви, которое дошло до наших дней, был алтарь — жертвенник. До пришествия Христа практиковались ритуальные убийства животных. Обычно агнца в жертву приносили животноводы, земледельцы клали на алтарь плоды своих трудов: овощи, злаки и фрукты. Жертвоприношение животных было необходимо в те времена, чтобы люди не истребляли друг друга, Богу кровь невинного животного не нужна, но видя агрессивный нрав ветхозаветных людей, Он установил закон жертвоприношений. Последней жертвой, Агнцем, распятым на кресте, стал Сын Божий. С тех пор начался Новый Завет, и жертва на литургии стала бескровной.
Подробные рекомендации устройства храма встречаются в текстах с начала четвертого века. Детали раскрывают труды святых отцов периода четвертого-восьмого века от Рождества Христова. Что такое Амвон и как он выглядит, хорошо описывают в своих трудах Максим Исповедник, Андрей Критский, Иоанн Дамаскин. И другие почитаемые праведники.
Церковный амвон (фото ниже) показывает стоящего на нем священника, за спиной его, в открытых Царских вратах, видно жертвенник — алтарь.
Назначение амвона в храме — место для чтения Библии и Апостола
На амвон встают диаконы и читают книги Ветхого и Нового завета. Почему амвон находится именно в этом месте — на возвышении, вблизи центрального купола?
Дело в том, что именно в этом месте хорошая акустика.
Иногда два амвона объединяли в один двухэтажный. Один из таких примеров находится в церкви св. Марка в Венеции.
Они имеют вид большой и маленькой беседки. Иногда к амвону добавляют большие подсвечники, в виде витых колонн и решетки для ограждения.
Католическая церковь
Амвоны западных храмов первоначально не отличались от византийских. С XI века здесь появляются двойные амвоны (интересный образец такого амвона сохранился в церкви святого Климента в Риме), расположенные по сторонам наоса: с южной стороны — для чтения и разъяснения Евангелия, с северной — для чтения Деяний и Посланий. На возвышения вели лестницы.
Эти амвоны стали скоро играть важную роль при украшении церквей; они роскошно убирались, сначала мозаикой, а впоследствии резьбой. Прирост общин вытеснил эти два амвона, и они слились в современную кафедру. В католических и протестантских церквях амвоны обычно заменяются пюпитром.
Воскресение Христово
На третий день после распятия Спасителя жены-мироносицы нашли камень, закрывающий вход в гробницу, отваленным. На камне восседал ангел, поведавший перепуганным женщинам о Воскресении Христа. С этого момента все верующие стали причастными к Его бессмертию. Жертва сделала возможным спасение. С тех пор Тело и Кровь Христовы подаются прихожанам с амвона.
Что такое евхаристия: причащаясь и исповедуясь, по примеру учеников на Тайной Вечере перед арестом Спасителя, православные получают оставление грехов и возможность попасть после смерти в лучший мир, Царствие Небесное. Именно этот камень стал прообразом амвона. Священник, подобно ангелу у гроба, возвещает пастве благую весть о спасении человека.
Архиерейский амвон
В первых церквах в средней части храма стоял архиерейский амвон. Иное название — рундук. Он символизировал гору, с которой Иисус Христос говорил свою Нагорную проповедь. Сейчас архиерейский амвон может стоять немного южнее.
Иногда его называли «облачальным местом» — там облачался архиерей. Еще одно название — «уготованное место». Его возвышали согласно статусу священника, в основном на две ступени. Но когда посвящают архиереев, то рундук поднимают от 4 до 6 ступенек. На этой своеобразной кафедре заканчивали панихиды, молебна, царские часы.
Как мирянам вести себя на амвоне?
Фото: Flickr.com
Обычно мирянам не благословляется стоять на амвоне и почти всегда – на солее. Но существуют исключения, когда прихожанам разрешается ступить на амвон:
- подойти к Чаше со Святыми Дарами и принять их;
- подойти к иконе, расположенной на центральном иконостасе;
- приложиться ко Кресту, который держит священник для благословения богомольцев после службы.
Иисус Христос часто избирал для совершения проповедей возвышенные места. Отсюда всем слушателям было хорошо видно и слышно Творца. Известно, что Господу приходилось даже использовать лодку для проповеди в случаях, когда у берега собиралось слишком много православных христиан. Наверное, поэтому Церковь Христова иногда именуется «Кораблем Спасения».
(20 оценок, среднее: 4,95 из 5)
Церковь — корабль
Православный храм — продуманное символичное сооружение. Церковь олицетворяет собой «корабль спасения», который, подобно ковчегу праведного Ноя, избавит своих пассажиров от бушующего океана современного мира. Внутреннее убранство храма, архитектура и детали интерьера устроены в строжайшем соответствии с православным преданием. Именно поэтому дом Господень не похож на другие земные сооружения.
АМВОН – крайний выступ предалтарного возвышения в древнем христианском храме, с которого читались тексты Библии, проповеди, пелись псалмы и совершались богослужебные действа. Судя по немногим сохранившимся памятникам и описаниям, он представлял собой высеченную из мрамора полукруглую башенку, к верхней площадке которой вели две лестницы («всходы»). С лицевой стороны амвон украшался скульптурными изображениями. В древних храмах базиликальной формы амвон ставился посреди храма (если он был один) или по правой и левой сторонам нефа, если их было два (в некоторых храмах один амвон предназначался для чтения Апостола, другой – для чтения Евангелия). На верхней площадке амвона помещались пюпитр для книг, подсвечник и сидение для епископа. Прототипом для древнерусских амвонов, в частности, для деревянного амвона Софийского Собора в Новгороде, построенного в 1533 г. при архиепископе Макарии и вызывавшего восхищение современников, мог стать амвон Софии Константинопольской, который был окружен 8-ю колоннами, а над ними высилась крыша (киворий). Это – единственный сохранившийся древнерусский амвон подобного типа (в настоящее время находится в Русском музее). С этого амвона читали Апостол, Евангелие, исполняли важнейшие песнопения, возглашали синодик. На нем также совершался обряд «Воздвижение креста» во время одноименного праздника, причем, особая роль отводилась новгородскому амвону во время действа «Хождения на осляти». Очевидно, амвон в древнерусском богослужении служил образом Небесного Иерусалима, идеального Града и Храма, в котором происходит «возвышенное» (в духовном и даже буквальном смысле) служение. После XVII в. подобные амвоны исчезают. В русской православной церкви амвон – полукруглая часть солеи напротив царских врат (солея – возвышение перед иконостасом). Символически амвон – это камень, которым был завален вход в погребельную пещеру Иисуса и который был отодвинут ангелом (в Евангелии от Луки – двумя ангелами) в день Воскресения. Священник и диакон, поднявшиеся на амвон, символизируют собой ангелов – вестников Воскресения Господня. Поэтому не священнослужителям восходить на амвон было строго запрещено. В настоящее время существуют два вида амвонов – 1. «Предалтарный амвон» – полукруглая площадка, являющаяся как бы продолжением центральной части солеи (напротив Царских врат), выступом своим обращенная в сторону молящихся, откуда диакон произносит ектеньи и читает Евангелие, священник проповедует, преподает молящимся причастие и крест по окончании богослужения. – 2. «Архиерейский амвон» – квадратное возвышение в средней части храма (как правило, переносное), на котором архиерей облачается и стоит в окружении клириков и верующих до Малого входа при совершении им Литургии. Отсюда другое название в богослужебных книгах – «облачальное место». Как правило, он имеет две ступени, которые знаменуют лестницу Иакова. Ныне отдельно стоящие невысокие амвоны в Русской православной церкви встречаются в кафедральных соборах и используются только как «облачальное место».
История и символика
Фото: Hrbcb.ru
Амвон представляет собой полукруглый выступ в виде возвышения в середине солеи. С амвона читают Святое Евангелие, произносят проповеди, воспевают духовные гимны. Солея – это возвышение на одну-две ступени, находится перед главным иконостасом. Она занимает почти всю ширину храмового зала. Первоначально она была предназначена для лучшего видения богомольцами, стоящими вдалеке, всех богослужебных событий.
Впервые упоминания о присутствии амвона в христианском храме относятся к середине IV века. Ранее амвон был образом Голгофы. Алтарь же символически рассматривался как образ погребальной пещеры, в которой возлежало Святое истерзанное Тело Христово.
В древней Византии и древнерусских церквях амвоном называлось возвышение, расположенное в центральной части храма. Отсюда клирики читали Евангелие. В Древней Руси встречались амвоны-башенки. Их пристраивали к столпу в передней части храма, поднимались на них по специальной лестнице. Подобные «сооружения» встречаются и сегодня в греческих церквях, в католических европейских храмах.
Амвон не всегда имел малую высоту. В больших соборах центральных городов он мог возвышаться на высоту в несколько метров.