Православные молитвы апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Память святаго славнаго и всехвальнаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова Церковь чтит 9 октября (26 сентября по старому стилю). Этот день относят к великим праздникам, причтенным к двунадесятым. Апостол Иоанн занимает особое место среди учеников Христа. Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Апостол Иоанн является автором Евангелия от Иоанна, трех соборных посланий и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Иоанн Богослов — единственный из двенадцати апостолов, умерший естественной смертью.

Жизнь и проповедь апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сыном Зеведея и Саломии (дочь праведного Иосифа Обручника). Иоанн вместе со своим старшим братом апостолом Иаковом, который являлся рыбаком, был призван Исусом Христом в число своих учеников, произошло это на Генисаретском озере. И они, оставив своего отца Зеведея, последовали за Спасителем. (Мф. 4:21; Мк. 1:19). Иоанн был одним из любимейших учеников Спасителя. Согласно Евангелию от Марка Христос назвал братьев Иакова и Иоанна «сыновьями грома» (Боанергес), вероятно, за порывистый их характер. Иоанн всегда следовал за Господом. Он стал свидетелем воскрешения Господом дочери правителя синагоги Иаира (Мк. 5:37; Лк. 8:51) и свидетелем Преображения Господня на горе Фавор (Мф. 17:1; Мк. 9:2; Лк. 9:28). Во время Тайной Вечери он возлежал рядом с Господом и по знаку апостола Петра, приникнув к груди Спасителя, спросил об имени предателя.

Апостол Иоанн следовал за Христом, когда Его, связанного, вели на суд беззаконных первосвященников Анны и Каиафы, также он находился в архиерейском дворе при допросах Спасителя и следовал за Ним по Крестному пути. У подножия Креста он скорбел вместе с Божиею Материю и услышал обращенные к Ней слова Господа: «Жено, се сын Твой» и к нему: «Се Мати твоя» (Ин. 19, 26, 27). С этого периода апостол Иоанн заботился о Пресвятой Богородице до Ее Успения. После Успения Богоматери апостол Иоанн направился вместе со своим учеником Прохором проповедовать в Ефес. Корабль, на котором они плыли, потерпел крушение. Все, кроме апостола Иоанна, были выброшены волной на берег. На сороковой день волна и его вынесла на берег. В Ефесе проповедь апостола сопровождалась многочисленными знамениями, так количество уверовавших значительно увеличилось.

При правлении императора Нерона Иоанна схватили и повели в Рим, где дали ему выпить яд, затем бросили в котел с кипящим маслом, но Господь сохранил его. Тогда апостола сослали на о. Патмос. За время пребывания на острове Иоанн обратил всех жителей в христианскую веру, изгнал множество бесов из идольских капищ и исцелил болящих. Особенно сильно сопротивлялся проповеди апостола Иоанна волхв Кинопс, но с помощью молитвы, силой действующей через него благодати Божией, Иоанн разрушил все бесовские ухищрения Кинопса, и гордый волхв погиб в морской пучине. На о. Патмос апостол Иоанн написал книгу «Откровение» (Апокалипсис), в которой образно возвестил тайны судеб Церкви и конца мира. После окончания ссылки апостол Иоанн вернулся в Ефес, где продолжил труды по благовестию, поучая христиан остерегаться лжеучений. Здесь он написал Евангелие и три соборных послания, в которых говорится о значении любви к Богу и ближним, без которой невозможно спасение.

Иоанн Богослов на Патмосе, XVII век, Нижний Новгород

Неслучайно Церковь называет Иоанна апостолом любви, поскольку он учил, что без любви человек не может приблизиться к Господу. Будучи уже старцем, Иоанн узнал, что один юноша отошел с истинного пути и стал предводителем разбойников. Апостол отправился в пустыню на его поиски. Увидев Иоанна, юноша принялся скрываться от него, но апостол бросился за ним, умоляя его остановиться, обещая взять на себя грех юноши, лишь бы тот покаялся и оставил душепагубный путь. Юноша был тронут добротой и любовью апостола, покаялся и взялся за исправление своей жизни.

Библиотека Русской веры Поучение на память апостола Иоанна Богослова. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

ИОАНН: число душевных стремлений «9»

Категория людей, числом душевных стремлений которых является девятка, отличается неуравновешенностью и противоречивостью. Основное их стремление – улучшить качество жизни (как своей, так и других), которое они стараются воплотить в жизнь исключительно в соответствии с собственными представлениями. Природа наделила «девяточников» сверхсильным чувством ответственности и завышенными требованиями к окружающим, и лишь привязанность к близким делает их снисходительными.

Несмотря на то, что «девятки» достаточно амбициозны, излишняя мечтательность и нехватка жизненной энергии не позволяет им достичь больших высот. Неудачи могут превратить таких людей в сварливых и озлобленных на весь мир неудачников, но чаще всего «девятки» философски воспринимают поражение и продолжают искать новые пути для развития.

«Девяточников» привлекает все прекрасное. Отличаясь обостренным чувством гармонии, такие люди всегда выделяются я «в толпе»: экстравагантными нарядами, необычными занятиями, артистичностью

Всеобщее внимание необходимо им как воздух, в то время как ощущение ненужности вызывает горькую обиду. Мечта «девяток» — осчастливить всех вокруг

Но чаще всего им это не удается, потому как они не хотят вдаваться в подробности выяснения сущности счастья для конкретного человека, и поэтому либо бездействуют, либо делают что-то не то, в последствии не желая признавать свои ошибки.

Люди – «девятки» постоянно живут в мире иллюзий, которые холят и лелеют. При этом, столкновение с худшими проявлениями реальности для них – серьезный стресс, порождающий страдания и даже депрессию. Пребывая уже в зрелом возрасте, «девятки» отличаются легкомыслием, непрактичностью, неприспособленностью к жизни и юношеским идеализмом.

Между тем, иногда им все же присущи здравомыслие и рассудительность. В привычной и комфортной обстановке «девяточники» расслабляются, становятся обаятельными и милыми собеседниками. Личная жизнь у них очень насыщенна, полна эмоций и глубоких переживаний. Благодаря тому, что «девятки» умеют тонко чувствовать желания окружающих, а также создавать гармоничный ансамбль «внутреннего» и «внешнего», они нередко становятся талантливыми дизайнерами.

Преставление апостола Иоанна Богослова

Апостол Иоанн закончил свой земной путь в возрасте свыше ста лет. Он лег живым в могилу и повелел ученикам засыпать его землей, что они и сделали, скорбя о нем. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но она оказалась пуста.

В IV веке на месте могилы Иоанна Богослова была построена небольшая церковь, а при императоре Юстиниане здесь была возведена огромная базилика с шестью куполами (каждый высотой по 30 м.). В настоящее время от нее остались только напольные плиты и колонны.

Икос 11

Светозарная душа твоя, достигши в меру возраста совершеннаго, познала есть приближение времене, егда подобает тленному наследити нетление и смертному обещанное безсмертие. Скончавая убо земное житие твое, повелел еси учеником твоим землею покрыти до верха тело твое; слышавше же о сем, сущии во граде братия приидоша ко гробу твоему и, откопавше, ничтоже в нем обретоша. Темже познавше, яко изменение твое сотворися не обычным человеческим смертным успением, воспеша тебе тако:

Радуйся, орле, обновивый юность твою приближением к Солнцу Славы Божия; радуйся, таковым изменением превозшедый вся уставы естества человеческаго.

Радуйся, по обетованию Благаго Учителя твоего возседый на единем от дванадесяти престолов; радуйся, творяй на том суд и правду посреде людей Божиих Израиля.

Радуйся, наслаждаяйся лицезрением Сладчайшаго Иисуса, к Немуже на перси прежде Его страсти и Воскресения возлегл еси; радуйся, от Его милосердия ходатайствуяй нам вся благая.

Радуйся, Иоанне Апостоле, наперсниче Христов и Богослове.

Тропарь, кондак и канон святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову

Тропарь, глас 2:

Апостоле Христу Богу возлюбленне, потщися избавити люди безответныя, приемлет бот я припадающа, иже возлегша тя на перси приемыи. Его же моли Богослове, належащее прещение языческое, яко облак разгнати, прося нам мира и велия милости.

Кондак, глас 2:

Величия твоя девьствениче кто исповест; источаеши бо чудеса, и изливаеши исцеления, и молишися за душа наша, яко Богослов и друг Христов.

Библиотека Русской веры Канон святому апостолу Иоанну Богослову →

Читать онлайн

Икос 9

Ветия многовещанныя не возмогут по достоянию изрещи твоего к падшим милосердия, святителю Божий, ибо многажды от людей злых нападения и скорби претерпевая, не ожесточил еси сердце твое. Егда же неции от них впадаху в руце твоя, ибо крепостию телесною и велиею силою от Бога наделен быв еси, тыя спасительне наказуя и, кающияся, с любовию приимал еси. Поминающе убо таковое твое к согрешающим благоснизхождение, вопием ти сицевая:

Радуйся, в кротости и смирении твоем Христу Богу подражавый; радуйся, незлобием твоим духа злобы победивый.

Радуйся, крепкаго терпения адаманте; радуйся, совершеннаго мужа образе.

Радуйся, воине Христов непоколебимый; радуйся, Крест Христов во оружие победы приемый.

Радуйся, яко состраданием твоим скорби и печали наша утоляяй; радуйся, яко молитвами твоими кающиеся грешницы Царствию Небесному приуготовляются.

Радуйся, священномучениче Иоанне, скорый помощниче и теплый к Богу предстателю.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов. Иконы

Святая Церковь дала только святому апостолу Иоанну, как тайнозрителю судеб Божиих, наименование Богослова. Иконографическим символом апостола и евангелиста Иоанна является орел. Также апостол Иоанн изображается с Ангелом, который передает ему Божественное Слово. В раннехристианском искусстве апостол Иоанн Богослов чаще изображался юным, в частности, таким он изображен на мозаиках в Равенне: в куполе Баптистерия православных (сер. V в.) и в медальоне на западной арке церкви Сан-Витале (546-547 гг.).

Однако есть и древнейшие изображения апостола в виде старца в церкви Сан-Витале в Равенне.

На более поздних иконах апостол Иоанн изображен в виде старца с чернильницей, пером, книгой в руках и в присутствии ангела или орла.

В каких случаях прибегают к чтению акафиста

Акафист – это хвалебная песнь и в то же время молитвенное прошение. Акафист Иоанну Богослову келейно стоит читать тогда, когда верующий хочет воздать дань уважения и почитания этому святому, как в дни своей радости, так и в дни скорби.

Иоанн Богослов считается покровителем рыбаков, писателей, работников издательств и бумажной промышленности.

Кроме людей этих профессий, к чтению акафиста прибегают недугующие, женщины, не нашедшие счастья в браке, и все обездоленные: нищие, дети-сироты, оставшиеся одиноким старики.

Всю жизнь Иоанн Богослов занимался просветительской деятельностью, стяжав немалую славу на поприще духовной литературы. Поэтому за помощью к нему нередко прибегают учащиеся: студенты и школьники с просьбой успешной сдачи экзаменов, сессии.

Советуем изучить Молитва, чтобы все наладилось в жизни

В церкви акафист читается во время богослужений в дни памяти святого.

Все, что ни делал Иоанн (молился, писал книги, проповедовал, исцелял) было отмечено знаком высшей любви к ближнему своему и Богу. Этим чувством святой щедро делился с окружающими. Сейчас через молитву святому мы можем почувствовать эту любовь. Главное, чтобы слова молитвы исходили от чистого сердца и были произнесены с искренней верой.

Храмы и монастыри во имя Иоанна Богослова на Руси

Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена церковь на Варяжках в Смоленске. Церковь была построена в 1160-е годы и представляет собой крестово-купольную одноглавую постройку. Фасад церкви разделен на три части, в каждой из которых находятся окна. С восточной стороны фасада находится портал. Венчает здание глава шлемовидной формы с массивным восьмигранным барабаном. Вверху находится маленькая главка луковичной формы. В послереволюционные годы храм закрыт и разграблен. Сильно поврежден в ходе боев за город в 1941-1943 годах: полностью разрушены колокольня, трапезная и придел. Храм передан местной епархии РПЦ в 1993 году. В 1994-1995 годах проведены реставрационные работы в интерьере храма, установлен иконостас.

Церковь Иоанна Богослова на Варяжках. Смоленcк

Во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена церковь с Мишариной горы в Пскове. Церковь датируется 1547 годом. Храм поставлен на подклет с четырьмя столпами и тремя полукружьями апсид. В декорации фасадов лопастными арками и апсид с валиковыми разводами, поребриком и бегунцом, появляется новая деталь: крест без валика, выложенный вокруг окна центральной апсиды. Церковь является действующей.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен собор Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря в д. Крипецкое-1 Псковской области. Соборный храм во имя апостола Иоанна Богослова был освящен в 1557 году. Собор каменный, четырехстолпный, одноглавый, на высоком подклете. В начале XX века собор был реконструирован. В 1922 году из обители и собора были вывезены все ценности. Богослужения в соборе прекратились в 1923 году. В 1950-х гг. в подклете храма располагались скотный двор и конюшня. В 1995 году Крыпецкий монастырь вновь стал действующим.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен Чердынский Иоанно-Богословский монастырь в г. Чердынь Пермского края. Иоанно-Богословский мужской монастырь был основан святителем Ионой, епископом Пермским, в 1462-1463 годах. В 1718 году в монастыре была построена новая каменная двухпрестольная церковь. В 1764 году Екатериной II была проведена церковная реформа, в результате которой были закрыты многие монастыри и церкви, Иоанно-Богословский монастырь был оставлен на собственном содержании, в результате чего пришел в совершенный упадок и был закрыт в 1784 году. С началом революционной смуты в 1917 году монастырь подвергся гонениям безбожников. В 2004 году Чердынский монастырь вновь был открыт как мужской.

Церковь Иоанна Богослова Чердынского Иоанно-Богословского монастыря

В 1478 году был основан Череменецкий Иоанно-Богословский монастырь, расположенный на полуострове на Череменецком озере в Лужском районе Ленинградской области в местечке Череменец Скребловского сельского поселения. Первое упоминание обители относится к 1498 году. Согласно преданию, во времена царствования Иоанна III (1440-1505гг.) в 1478 году на острове, где находится обитель, крестьянину Мокию явилась икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Князь, узнав об этом явлении, велел основать на острове монастырь во имя апостола.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящена самая старая деревянная церковь в г. Переяславле-Хмельницком Украины. Постройка датируется 1606 годом. Представляет собой трехглавное здание с главами, расположенными в один ряд. Срубы притвора и нефа прямоугольной формы, алтарь граненый, построен на пяти сторонах восьмигранника. Церковь была перевезена из села Остройки и находится на территории Музея народной архитектуры и быта. В советские времена в ней размещался музей атеизма, а сейчас это музей УПЦ.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел собора в честь Богоявления Господня Авраамиева Богоявленского монастыря в Ростове Великом Ярославской области. Монастырь был основан в 1261 г. Собор был построен между 1553 и 1554 гг. и представляет собой трехпридельный, пятиглавый, крестовокупольный, четырехстолпный, трехапсидный храм. В Смутное время Авраамиев монастырь был разграблен поляками. В середине XVII века при архимандрите Ионе возведены каменные Введенская и надвратная Никольская церкви. В XX-XXI вв. Авраамиев монастырь подвергся некачественной реставрации. В настоящее время состояние обители неудовлетворительное.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы Муромского Благовещенского монастыря в г. Муром Владимирской области. Первая деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была поставлена в Муроме в 1192 году. В 1553 году на месте церкви началось строительство Благовещенского мужского монастыря. В 1612-1616 году обитель сильно пострадала от пожаров, кроме того, ее разграбили поляки, однако в скором времени благосостояние монастыря восстановилось, а Благовещенская церковь, согласно описи 1637 года, «после разорения от поляков обновлена игуменом». Высокий куб основного объема храма перекрыт сомкнутым сводом, который украшен двумя рядами кокошников. Третий ряд зрительно образуют кокошники в основании барабанов каждой из пяти глав. Основным элементом скромного декора, являются оконные наличники. Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел церкви святителя Василия Великого на Горке в Пскове. Каменное здание церкви Василия на Горке построено в 1413 году на месте деревянного здания постройки 1377 года. В советские годы церковь была закрыта. Здание сильно пострадало во время ВОВ. С 1945 года до 1998 года в здании церкви располагался Государственный архив (хранилище документов) Псковской области. С 1998 года начался восстановительный ремонт, но здание церкви сильно пострадало во время пожара 2003 года. Здание храма было передано общине РПЦ в 2003 году.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящен придел церкви святителя Николы со Усохи в Пскове. Впервые церковь была построена в 1371 г., в 1536 г., после пожара, была возведена заново. Крупный, одноглавый, трехапсидный каменный храм с северным бесстолпным приделом во имя Сретения Господня; с южной стороны, возможно, был теплый придел во имя Иоанна Богослова; оба придела имели крыльца. Притворы — главный, западный, и боковые — северный и южный, — соединялись галереей. Однако переделки XVII–XIX вв. значительно исказили облик храма.

Во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова освящены церкви Грузии (приблизительно 1577 г.), в пос. Маргаритес Греции (между 1450 и 1500 гг.) и в г. Охрид Македонии (между 1270 и 1280 гг.).

Старообрядческие храмы во имя Иоанна Богослова

В старообрядчестве в настоящее время существует несколько храмов во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В Русской Православной старообрядческой Церкви сегодня престол в г. Великом Новгороде и в г. Набережные Челны (р-ка Татарстан), а также в селе Старая Некрасовка Одесской области; в Русской Древлеправославной Церкви — в поселке Тонкино Нижегородской области.

Храм апостола Иоанна Богослова. Старая Некрасовка

Образ апостола и евангелиста Иоанна Богослова в живописи

Среди художников, изображавших апостола и евангелиста Иоанна Богослова, известны мировые живописцы: Эль Греко «Иоанн Богослов» (1595-1605 гг. Музей Прадо, Мадрид); Иероним Босх «Святой Иоанн на Патмосе» (1504-1505 гг., Берлинская картинная галерея, Берлин), «Сцены страстей Христовых и пеликан с птенцами (Оборотная сторона доски «Св. Иоанн на Патмосе»; Ганс Мемлинг «Апостол Иоанн» (ок. 1468 г.); Доменикино «Святой Иоанн Богослов» и другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: