Читать онлайн «Псалтирь преподобного Ефрема Сирина»


Ефрем Сирин — Учитель Церкви IV века

В IV веке звание Учитель Церкви было присвоено Ефрему Сирину. Сегодня это звание имеют всего 36 человек в мире.

Преподобный Ефрем Сирин — христианский богослов и поэт, иеродиакон. Признаётся одним из Учителей Церкви IV века.

Учитель Церкви

это звание присваивают выдающимся богословам

Звание Учителя Церкви в качестве почётного присваивает католическая церковь самым выдающимся богословам.

Первый раз его присвоили в 1298 году. В настоящее время таких Учителей тридцать шесть. Необходимо при этом отметить, что отца Ефрема Сирина почитают как католики, так и православные.

Кроме того, все православные знают его как выдающегося подвижника, отшельника. Именно благодаря подвижничеству у преподобного открылся пророческий дар. При жизни его называли пророком Сирийским.

Благодаря своему дару, по Божьему Промыслу, он стал авторитетным толкователем Священного Писания в Церкви. На его сочинения ссылались многие богословы, например, Иоанн Златоуст.

В истории Церкви он известен тем, что по его изречениям была написана Псалтирь — сборник псалмов или молитв.

В христианстве, кроме него, известен собственно сам Псалтирь, составленный царём Давидом, и Псалтирь Божьей матери. Он включает в себя 400 гимнов.

Гимны или же «мадраши», распевались. Они имели строфы. «Мемры» строф не имели, представляли собой гомили в поэтической форме.

Всего же в творчестве святого выделяют примерно 50 разнообразных стихотворных размеров.

Именно такое разнообразие технических приёмов и поэтическое мастерство позволило написать Ефрему Сирину те псалмы, которые позже стали основой его Псалтири.

Отделение первое

Блаженства

Блажен, кто о Господе стал совершенно свободен от всего земного в этой суетной жизни и возлюбил единого благого и милосердого Бога.

Блажен, кто стал делателем добродетелей и, как плодоносная нива, приносит великое обилие плодов жизни о Господе.

Блажен, кто, стоя у Божией службы на молитве, и всякий час, как Ангел небесный, имеет чистые помыслы и не дает доступа к себе лукавому, чтоб не взял он в плен душу его и не отвел ее от Бога Спасителя.

Блажен, кто любит святыню (чистоту), как свет, и не осквернил пред Господом тела своего срамными делами лукавого.

Блажен, кто всегда имеет в себе памятование о Боге, потому что таковой на земле есть как Ангел небесный, непрестанно священнодействующий Господу со страхом и любовью.

Блажен, кто любит покаяние, спасающее грешных, и не услаждается грехом, чтоб не явиться неблагодарным пред Спасителем нашим Богом.

Блажен, кто, подобно мужественному воину, хранящему сокровища царские, хранит душу свою и тело неукоризненными о Господе.

Блажен, кто, как Ангел на небе, имеет чистые помыслы и устами песнословит Имеющего власть над всяким дыханием.

Блажен, кто стал подобен серафиму и херувиму и никогда не бывает ленив для духовного священнослужения, неумолчно славословя Господа.

Славословие Спасителю

Поклоняюсь Тебе, Владыко, благословляю Тебя, Благий, умоляю Тебя, Святый, припадаю к Тебе, Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христе, потому что Ты, Единородный, Владыко всяческих, Единый Безгрешный, за меня, недостойного грешника, предан смерти, и смерти крестной, чтоб освободить душу грешника от греховных уз.

И что воздам Тебе за сие, Владыко? Слава Тебе, Человеколюбче! Слава Тебе, Милосердый! Слава Тебе, Долготерпеливый! Слава Тебе, Прощающий все грехопадения!

Слава Тебе, Снисшедший спасти души наши! Слава Тебе, Воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, Понесший узы! Слава Тебе, Приявший бичевания! Слава Тебе,

Преданный посмеянию! Слава Тебе, Распятый! Слава Тебе, Погребенный!

Слава Тебе, Воскресший! Слава Тебе, Проповеданный! Слава Тебе, в Которого мы уверовали! Слава Тебе, Вознесшийся на Небо! Слава Тебе, Восседший со славой одесную Отца и паки грядущий с сонмами Ангелов судить всякую душу, уничижавшую святые страдания Твои!

В оный трепетный и страшный час, когда подвигнутся небесные Силы, когда пред славой Твоей со страхом и трепетом будут стоять все ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, когда потрясутся основания земли и ужаснется всякое дыхание от несравнимого величества славы Твоея, – в оный час да покроет меня рука Твоя под крылами Своими и да избавится душа моя от страшного огня, и скрежета зубов, и тьмы кромешной, и вечного плача, чтоб и я мог сказать, благословляя Тебя: «Слава Восхотевшему спасти грешника по великим щедротам Своего благоутробия!»

Даруй благодать всеудовлетворяющую!

Исцели меня, Господи, и исцелюсь! Единый Премудрый и Милосердый Врач, умоляю благостыню Твою: исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтоб уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! И поелику сердце мое и ум мой объюродели, то да исправит их благодать Твоя, эта истинная соль.

Что скажу Тебе, Сердцеведец, испытующий сердца и утробы? Ты Сам знаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя и вожделевает Тебя сердце мое. Благодать же Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя.

Сего ради как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего! Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, единого истинного Спасителя.

Пошли же благодать Твою, да насытит глад мой и утолит жажду мою, ибо ненасытимо вожделеваю Тебя, Владыко мой! И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей?

Податель света! Исполни прошение мое и даруй мне по молитве моей, источи в сердце мое единую каплю благодати Твоей, да возгорится в сердце моем пламень любви Твоей, как огонь, и, как терния и волчцы, да пояст лукавые помыслы!

Даруй мне сие богатне, яко Бог человеку, подай, как Царь царствующих, умножь, как добрый Отец!

В Тебе всё для нас, Господи!

Тебя, Господа, ищем мы в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – богатство, не изменяющееся от перемены времен.

Милосердие Твое да приидет на помощь к нам! Благодать Твоя да защитит нас! Из сокровища Твоего излей на нас врачевство, исцеляющее язвы наши!

Тебя должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего, ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе.

В Тебе – богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, врачевство для всех уязвленных, утешение для всех сетующих.

Приими молитву нашу, Господи наш, и даруй нам Себя Самого. В Тебе да живем мы, Тобою да обладаем вместо всего иного, и тогда всё – наше.

Дай нам, Господи, быть Твоими! По милосердию Своему будь и Ты нашим, потому что Праведный Отец дал нам Тебя во врачевство от язв наших.

Наш Ты по воле Отца Твоего, наш Ты и по Твоему изволению. С нами Ты – Эммануил! С нами Ты, яко Господь наш.

Приими от нас молитвы наши, снисшедший к нам Боже наш, приими слезы грешников и окажи милость виновным.

По Своему изволению соединился Ты с нами, будь Ходатаем нашей молитвы. Вознеси ее к Отцу Твоему и утверди мир в душах наших!

Будь для нас всем и дай нам Тебе посвятить все свое!

Как зеницу ока сохрани меня, Господи Боже, защити и под крылами Твоими укрой меня от искушений.

Будь стражем ока, чтоб не смотрело оно татски[1]; будь стражем уха, чтоб не внимало оно неправде.

Будь стражем устен, чтоб не исходила из них клевета, осуждение, хула и даже праздное слово.

Будь стражем сердца, чтоб оно не уклонялось в лукавство и не делало беззаконий.

Даруй нам, Господи, познание (что делать) и приложи нам ведение (умение делать).

Даруй нам, Господи наш, быть для Тебя приятнее благовоний и ароматов.

Даруй нам, Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть мир. Даруй нам, Господи наш, вместо переходящих имений приобрести Тебя Единого.

Даруй нам, Господи наш, принести Тебе три избранные дара. Даруй нам, Господи наш, воскурить пред Тобою три благоуханных кадила. Даруй нам, Господи наш, возжечь Тебе три ярко горящих светильника: дух, душу и тело, сии три дара Единой Троице.

Дух посвятим Отцу, душу посвятим Сыну, тело посвятим Духу Святому – Духу, Который вновь восставит его из праха.

Отче, освяти Себе дух наш! Сыне, освяти Себе душу нашу! Душе Святый, освяти Себе тело наше, изнемогающее от язв!

Даруй нам, Господи наш, возрадоваться о Тебе, и Ты возрадуйся о нас в последний день! Хвала Тебе от духа, души и тела! А нам – щедроты Твои.

Родился преподобный в благочестивой семье

Преподобный Ефрем Сирин родился в городе Низибия, Месопотамия, в семье бедных крестьян.

Произошло это около 306 года. Прозвище «Сирин», то есть сириец, он получил потому, что Месопотамия в древности относилась к Сирии.

Его родители были благочестивыми христианами. Сам же Ефрем в молодости отличался вспыльчивым и раздражительным характером.

Он совершал дурные поступки, но однажды произошёл случай, заставивший его одуматься.

Юношу обвинили в краже овец и заключили в тюрьму. Кражи он не совершал, но этого не мог доказать.

Ночью, во сне он услышал голос, который призывал его покаяться и отказаться от блудного образа жизни.

Вскоре после явления Голоса Божьего во сне, Ефрем был оправдан, и его освободили из заточения.

Этот случай оказал на преподобного большое влияние. Он решил увести подвижническую жизнь и стать отшельником. Для этого святой удалился в окрестные горы.

Отшельничество, как род подвижничества, было введено в Низибии египетским пустынником Евгением. Евгений состоял в учениках у святого Антония Великого.

В то время среди отшельников широко известен был аскет, епископ Низбийской Церкви, святой Иаков. Он обличал ариан и активно проповедовал христианство.

Ефрем вошёл в число его учеников. За время своего ученичества преподобный заслужил славу кроткого и смеренного человека, очень набожного и знающего.

Сам же святой считал себя «неучёным и маломысленным».

Такая характеристика свидетельствует о его скромности, так как Ефрем Сирин прекрасно знал произведения христианских учёных, «мудрость египетскую», начала естествознания и мифологию язычников.

Зная большие достоинства своего ученика, святитель Иаков поручал ему проповедовать и учить детей. Кроме того, в его сопровождении он отправился на I Вселенский собор.

Собор состоялся в 325 году Никее. Преподобный Ефрем служил Иакову до самой его смерти в течение 14 лет.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Рождественского поста?

Настольная книга священнослужителя: «Сопоставляя великопостное богослужение с богослужением Рождественского поста, следует отметить, что по Церковному уставу в некоторые его дни положено петь «Аллилуиа», то есть строй богослужения в эти дни в точности соответствует великопостному: часы, молитва Ефрема Сирина, поклоны.

Всего по Уставу петь «Аллилуиа» в течение Рождественского поста положено одиннадцать раз: 19, 26 и 29 ноября и 1, 2, 3, 8, 14, 16, 18 и 19 декабря. Богослужение в эти дни, так же как и во время Великого поста, носит существенно покаянный характер.

В течение Рождественского поста положен также целый ряд торжественных служб. В чередовании праздничных и покаянных дней и заключается существенная особенность богослужения Рождественского поста, отличающая его от других дней церковного года, и в особенности от Великого поста».

Что означают слова: «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»? Неужели Господь является подателем духа грехов и страстей?

В наши дни нередко приходится слышать: если Бог свят и всемогущ, почему грешники совершают грехи; отчего вообще мир преисполнен беззаконием, злом? Неужели Бог недостаточно свят или же недостаточно всемогущ? Ещё большее недоумение могут вызвать упомянутые выше слова молитвы преподобного Ефрема, если воспринимать их с грубой буквальностью.

Что можно на это ответить? Бог есть Сам в Себе совершеннейший Дух (Ин.4:24), абсолютное Добро, и конечно же, Он никогда никого не подталкивает ко греху.

Учитывая это, мы, в то же время, должны понимать, что всё, что ни происходит в царстве творения, включая бесчисленные злодеяния, совершается не без Божественного произволения.

В воле Божьей следует различать два аспекта: благоволение и попущение. Добро Господь любит, всегда ему благоволит, всегда содействует всему доброму: помыслам, мыслям, делам.

Что же касается беззакония, его Бог, как абсолютно Святой (Лев.20:26), ненавидит зло (Пс.44:8).

Как это ни покажется странным, но возможность совершения грехов заложена в естество человека Самим Творцом. Для чего?

Не имей человек этой возможности, он бы не мог осознанно и свободно определяться к добру. А без этого он не мог бы стать праведным: ведь праведность зиждется и формируется на добровольном, но не насильственно навязываемом стремлении к Добру.

Ефрем Сирин Молитва

Испытывая свободу человеческого произволения, Бог попускает человеку совершать злые дела (в той мере, в какой считает уместным), как по искушению от злых духов, так и по произвольному почину.

Стало быть, когда мы, вслед за преподобным Ефремом, просим у Господа «не давать» нам духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия, мы просим, по сути, уменьшить меру того попущения, в результате которого мы, как нравственно свободные, обладаем возможностью совершать этого рода грехи.

При этом мы молим Владыку жизни о благодатном содействии, чтобы смочь удержаться от искушений или же, в случае их возникновения, успешно их преодолеть.

В этом же смысле следует понимать и известное прошением из молитвы Господней: «и не введи нас во искушение».

Великая молитва Великого поста Ефрема Сирина – Толкование Лука (Войно-Ясенецкий)

Ефрем Сирин сочинил псалмы для Псалтири в монастыре города Эдессы

В 363 году Низибию взяли и разрушили персы. Это событие вынудило отшельника покинуть горы и поселиться в монастыре. Обитель находилась рядом с городом Эдесса.

В монастыре жили подвижники, которые ради спасения своей души удалились в пещеры. В них они из пищи принимали только траву. Их жизнь проходила в пении псалмов и молитвах.

Преподобный больше всех из них сблизился с подвижником Иулианом. Во время нахождения в монастыре он не только совершал подвиги, но и учительствовал. Также он читал проповеди.

О том, как Ефрем получил дар проповеди, говорят так. Однажды во время пребывания преподобного на горе вблизи Низибии, он увидел, что спустился Ангел небесный.

Ангел держал в руках свиток. Он спросил: «Кто достоин принять этот свиток?»

Голос свыше ему отвечал: «Никто другой, кроме Ефрема, угодника Моего». Подвижник открыл рот, и Ангел положил свиток ему в рот. Преподобный проглотил его.

С тех пор он обрёл дар проповеди, под влиянием которой язычники становились христианами.

Кроме чтения проповедей, святой также занимался в монастыре толкованием Святого Писания. В своих трудах он описывал жизнь монастыря и подвизавшихся в нём подвижников.

Таким образом, получилась история в псалмах. Главным в ней признается общая молитва монахов и совместный труд на общую пользу.

Великая молитва Великого поста

Было видение одному святому отцу, подвизавшемуся в пустыне. Он увидел сонм ангелов, сходивших с неба и несших большой свиток, исписанный с обеих сторон. Они спрашивали друг друга: «Кто же может принять этот свиток?» И был голос с неба: «Только Ефрем, избранник Мой».

И привели святого Ефрема и дали проглотить этот свиток.

И совершилось дивное дело: как лоза, разросшаяся по всей земле, распространились дивные слова преподобного Ефрема. Таким дивным словом святого преподобного Ефрема Сирина и является молитва «Господи и Владыко живота моего…».

Толкования молитвы преподобного Ефрема Сирина светильниками земли русской — архиепископом Херсонским Иннокентием, архиепископом Лукой (Войно-Ясенецким) и протоиереем Валентином Свенцицким, представленные на этом диске, помогают нам углубленно вдуматься в каждое её слово и понять самое существенное, что надлежит знать для нашей жизни и для нашего спасения.

  • Время звучания: 3 ч. 41 мин.

Путешествие в Египет и удаление в пещеру

Преподобный всегда скорбел о своих греха. Именно поэтому он отправился в Египет для того, чтобы своими глазами увидеть те подвиги, которые совершали здесь великие пустынники.

Несмотря на всеобщее почитание, Ефрем считал себя ниже и хуже своих. Общение с египетскими отшельниками принесло большое утешение святому.

Приняли же его в Египте как дорогого гостя. Именно поэтому он провёл там много времени.

Кесария

город в Турции, который посетил Ефрем Сирин по дороге из Египта

Возвращаясь из Египта, Ефрем Сирин посетил Кесарю Каппадокийскую. Здесь он беседовал со святителем Василием Великим. Он изъявил желание сделать его пресвитером.

Преподобный по скромности своей от этого отказался и был рукоположен всего лишь в диаконы.

Позже Василий великий приглашал Ефрема Сирина на епископскую кафедру. Чтобы этого избежать, подвижник прикинулся юродивым.

Вернувшись в Эдессу, Ефрем удалился от мира.

9 июня 373

день смерти Ефрема Сирина

Оставшуюся жизнь он прожил в пещере, время от времени помогая жителям города.

Умер преподобный 9 июня 373 года в уединении.

Преподобный Ефрем завещал похоронить себя среди нищих и преступников

Преподробный Ефрем Сирин перед смертью завещал похоронить себя в Эдессе, на кладбище для нищих и преступников.

Его последнюю волю не исполнили, так как вскоре после его кончины его останки были перенесены в усыпальницу Эдесских епископов. Где находилась она не известно.

В XIX веке Дж. Баджер, английский путешественник посетил находящуюся к западу от города армянскую церковь святого Сергия.

В ней он обнаружил гробницы преподобного Ефрема Сирина и святого Феодора.

Позже мощи преподобного видели в армянском монастыре Дейр Саркис. В конце XIX века местные мусульмане его сожгли.

Частицы мощей хранятся в различных греческих монастырях — Великая Лавра, Дионисиат и др. Находятся они также на Афоне.

Существуют сведения о том, что в монастыре Дейр эль-Суриан сохраняется дерево Ефрема Сирина.

По легенде оно выросло из того посоха, который воткнул в землю преподобный когда прибыл в него.

Великая молитва Великого поста

Го́споди и Влады́ка живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шнаго. (12 раз, с поясными поклонами)

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

  • Живота моего — жизни моей;
  • Даждь — дай;
  • Ей, Господи — О, Господи;
  • Даруй мне зрети — дай мне видеть, осознавать;
  • Яко — поскольку;
  • Еси — есть.

Моли́тва Ефре́ма Си́рина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сириным (сирийцем), которая читается на богослужениях Великого поста.

В Великом посту эта молитва читается в храме на Часах в среду и пятницу Сырной седмицы и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений; также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило. По субботам и воскресениям эта молитва не читается.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва преп. Ефрема Сирина читается в последний раз. Начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

В Рождественский пост молитва прп. Ефрема Сирина читается во дни, когда совершается вседневное богослужение, не отмеченное в Типиконе знаком. См. Типикон. Месяцеслов: 14 ноября.

День памяти преподобного Ефрема Сирина 10 февраля

Православная Церковь чтит память преподобного 10 февраля. Молятся ему об обуздании гнева и злобы.

Женщины обращаются к святому для того, чтобы он вразумил драчливых мужей. Также они молятся о мире как в семье и доме, так и государстве.

Преподобный Ефрем Сирин высоко почитается на Афон. Связанно это с тем, что святой был отшельником, почти всю свою жизнь прожил в пещерах.

Кроме того, частица его мощей храниться и молитвенно почитается в самом крупном монастыре Святой Горы — лавре Афанасия Афонского.

Лавра Афанасия Афонского

Великая Лавра или Лавра Святого Афанасия является самым большим и самым главным православным монастырем на Святой горе Афон.

Он находится в юго-восточной части полуострова на расстоянии получаса пути от побережья у самого подножия горы Афон.

Престольным праздником монастыря является день памяти Святого Афанасия, который и основал его, празднуется 5 июля по старому стилю.

Псалтирь преподобного Ефрема Сирина составил Феофан Затворник

Псалтырь Ефрема Сирина составил Феофан Затворник. Это произошло в прошлом веке. Сам преподобный такой книги не составлял.

Все изречения, молитвы и псалмы были взяты Феофаном из различных писаний Святого Ефрема. Составление Псалтыри Феофаном было выполнено для душевной пользы и молитвы.

Читать молитвы по ней следует как в храме, так и на дому. Образцом при работе Феофана Затворника стала Псалтирь царя Давида.

При этом у преподобного Ефрема Сирина её наполняют молитвенные к Богу возвышения, ведь он молитвенник. Святой Давид же — преимущественно Псалмопевец.

Феофан Затворник мерой количества статей, включённых в Псалтирь, избрал число псалом, содержащихся в Богодухновенной Псалтири.

Указатель их содержания — содержание псалмов. Кроме молитв, они содержат житейские истории, догматы и нравоучения.

Кроме того, в Псалтири помещены тексты Святого Афанасия Великого и Святого Максима Исповедника. Они посвящены Пресвятой Троице и воплощению Бога Слова.

Догматы взяты из сочинений преподобного Ефрема Сирина. Его истории в молитвах последовательно внешне описывают жизнь христианина от рождения до смерти. Внутренне же они рассказывают о борьбе с грехом.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Авторство молитвы принадлежит великому христианскому подвижнику, святому преподобному Ефрему Сирину.

В своё время Ефрем был призван к служению Богу особым вмешательством свыше — Сверхъестественным Откровением.

До этого времени он вёл довольно легкомысленную, в нравственном отношении, вольготную жизнь. Однажды его посадили в темницу по ложному обвинению в соучастии в краже скота, который, в действительности, был расхищен дикими волками.

Здесь его посетил некий таинственный муж, который засвидетельствовал, что хотя в настоящее время он, Ефрем, содержится в камере незаслуженно, однако высшая справедливость в этом всё-таки есть.

Муж посоветовал ему задуматься и освежить память, после чего узник-Ефрем, последовав совету, вспомнил, как однажды, он, ради бесшабашной забавы и юношеской шалости, выпустил из загона корову, принадлежавшую бедняку. В результате корову настиг хищный зверь, отчего и без того трудная, скорбная жизнь бедняка наполнилась дополнительными трудностями и страданиями.

Тогда виновник не понёс наказания.

Затем Ефрему было обещано тем же мужем, что справедливость относительно того дела, по которому он обвинен, восторжествует, что и произошло. Истинный преступник был выявлен и наказан (им оказался пастух, не уследивший за стадом), а Ефрем был отпущен на свободу.

После этого случая он стал иначе смотреть и на свою личную жизнь, и на Божественный Промысл в целом, а затем, отложившись от суеты мира, обратился к подвижничеству.

Ефрем Сирин Молитва

Тема глубокого покаяния и благодарности Богу за все Его милости переживалась в сердце святого всю его дальнейшую жизнь.

Особый смиренный, покаянный настрой, характерный для истинного последователя Христова, выражен им и в молитве, известной под его именем.

Эта молитва хотя и кратко, но вместе с тем ёмко и выразительно отображает одни из наиболее важных прошений, с которыми верующим, сознающим свою духовную нищету, стремящимся преодолеть страсти и пороки, необходимо обращаться к своему Господу, Подателю жизни и всяческих благ (Иак.1:17).

В дни поста её уместно читать потому, что в этот период христианин должен прилагать особые усилия к преображению своей жизни. Но это достижимо лишь при содействии Божьем (Ин.15:5). Поэтому мы и молим Его о прощении, просим помощи в тех, в частности, прошениях, которые очерчены текстом молитвы святого Ефрема.

Нравоучения составляют основу Псалтири Ефрема Сирина

Псалтирь преподобного Ефрема в основном состоит из нравоучительных псалмов. При этом это было решение Феофана затворника, который её составлял. Для того чтобы разнообразить содержание им были вставлены в сочинение нравоучения.

В устах Святого Ефрема Сирина очень подходят к молитвенным оборотам речи.

150

столько статей содержит Псалтырь Ефрема Сирина

В подражание Богодуховенной Псалтири, Псалтирь святого отца нашего Ефрема содержит 150 статей.

Они разделены на 20 отделений, по примеру Псалтири, разделённой на 20 кафизм. Каждое отделение, в свою очередь, делится на три части — славы.

Начало каждого отделения открывает догмат, а в конце его идёт нравоучение

Настоящее собрание избранных молитв Феофан Затворник составлял так, чтобы каждая молитва преподобного была особенной.

Например, говоря о том, что некоторые верующие сетуют на повторяемость слов молитвах, Феофан указывал, что в молитвах святого присутствует их разнообразие.

Если вы, к примеру, устали повторять: Господи помилуй, вы может произнести хвалу Господу, написанную, преподобным Ефремом Сириным.

Примером такой молитвы может служить следующий псалом:

«Благодарение Отцу, пославшему Тебя, Спаситель наш! Ибо Тобою оправдываемся мы, виновные. Ты отъял грехи наши крестом Своим, отыми от нас вины наши и в пришествие Твое».

Псалом 3 ДАРУЙ БЛАГОДАТЬ ВСЕУДОВЛЕТВОРЯЮЩУЮ

Исцели меня, Господи, и исцелюся! – Единый премудрый и милосердый Врач, умоляю благостыню Твою, исцели язвы души моей и просвети очи ума моего, чтоб уразуметь мне всегдашнее Твое о мне домостроительство! – И поелику сердце мое и ум мой объюродели, то да исправит их благодать Твоя, – эта истинная соль.

Что скажу Тебе, Сердцеведец, испытующий сердца и утробы? Ты Сам знаешь, что, как земля безводная, жаждет Тебя душа моя и вожделевает Тебя сердце мое. Благодать же Твоя всегда насыщала того, кто любит Тебя.

Сего ради, как всегда внимал Ты мне, так и ныне не презри моления моего. Ибо вот ум мой, как пленник, ищет Тебя, Единого истинного Спасителя.

Пошли же благодать Твою, да насытит глад мой и утолит жажду мою. Ибо ненасытимо вожделеваю Тебя, Владыко мой! И кто может насытиться Тобою, если истинно любит Тебя и жаждет света истины Твоей?!

Во время пения псалмов человек испытывает близость к Богу

В православии псалмопение всегда поощрялось. Дело в том, что традиция пения псалмов известна ещё со времён Ветхого завета.

Во время их пения верующие испытывают наибольшую близость к Богу. Именно поэтому пение псалмов — это составная часть богослужения.

Видеоролик: ПСАЛТИРЬ или Богомысленные размышления, извлеченные из творений Святаго Отца нашего ЕФРЕМА СИРИАНИНА и расположенные по порядку Псалмов Давидовых. Чтение и пение псалмов приближает человека к Богу.

В древности некоторые из псалмов пелись на ступенях храма. Поэтому они называются «песни ступеней». Такие псалмы есть и в Псалтири Ефрема Сирина.

Псалмы были освещены Спасителем нашим Богом. В частности, после того, как Тайная Вечера была окончена, он воспел вместе с апостолами. После этого Он отправился с ними на Елеонскую гору.

Подражая Спасителю, апостолы также часто пели псалмы. Например, апостолы Павел и Сила воспели в молитве Бога, томясь в темнице.

После этого последовало землетрясение показавшее, что такое пение было угодно Господу.

Так как только тот, кто имеет чистые помыслы, может молиться искренне, перед молитвой необходимо очистить голову от всякой скверны. В этом может помочь псаломопение.

Преподобный Ефрем всю жизнь провёл с подвижниками. Он неоднократно видел воздействие на человека слёзной молитвы.

Тексты псалмов, в сочетании с музыкой позволяют подготовить человека этому духовному упражнению.

Кроме того, псалмопение позволяет умерить плотские и духовные страсти. Это тоже знал преподобный Ефрем Сирин.

Находясь в пещерах, он пел псалмы с целью борьбы с грехом. Именно поэтому Феофан Затворник решил собрать их все в Псалтирь. Все они способствуют созданию покаянного настроя. Сам преподобный по этому поводу изрёк:

«Блажен, кто стал подобен Серафиму и Херувиму и никогда не бывает ленив для духовного священнослужения, неумолчно славословя Господа».

Ефрем Сирин

преподобный

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Псалом 2 СЛАВОСЛОВИЕ СПАСИТЕЛЮ

Поклоняюсь Тебе, Владыко, благословляю Тебя, Благий, умоляю Тебя, Святый, припадаю к Тебе, Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христе; потому что Ты, Единородный, Владыко всяческих, Единый Безгрешный, за меня, недостойного грешника, предан смерти и смерти крестной, чтоб освободить душу грешника от греховных уз.

И что воздам Тебе за сие, Владыко? Слава Тебе, Человеколюбче! Слава Тебе, милосердый! Слава Тебе, долготерпеливый! Слава Тебе, прощающий все грехопадения!

Слава Тебе, снисшедший спасти души наши! Слава Тебе, воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, понесший узы! Слава Тебе, приявший бичевания! Слава Тебе, преданный посмеянию! Слава Тебе, распятый! Слава Тебе, погребенный!

Слава Тебе, воскресший! Слава Тебе, проповеданный! Слава Тебе, в Котораго мы уверовали! Слава Тебе, вознесшийся на небо! Слава Тебе, возседший со славою одесную Отца и паки грядуший с сонмами Ангелов судить всякую душу, уничижавшую святые страдания Твои!

В оный трепетный и страшный час, когда подвигнутся небесные силы, когда, пред славою Твоею, со страхом и трепетом будут стоять все Ангелы, Архангелы, Херувимы и Серафимы, когда потрясутся основания земли и ужаснется всякое дыхание от несравнимого величества славы Твоей, – в оный час да покроет меня рука Твоя под крылами Своими и да избавится душа моя от страшного огня и скрежета зубов, и тьмы кромешной, и вечного плача, чтоб и я мог сказать, благословляя Тебя: Слава восхотевшему спасти грешника по великим щедротам Своего благоутробия!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: