Детство и юношество святого праведного Иоанна Кронштадтского
В роду Иоанна Кронштадтского было много священников. Сам же он появился на свет 19 октября 1829 года, в Архангельской губернии, в селе Сура Пинежского уезда, в христианской семье. Большого достатка семья не имела, зато отличалась ревностью к Богу и благочестием. Отец Иоанна, Илья Сергиев, служил псаломщиком в местной церкви. Его жена, Феодора, мать Иоанна, выделялась простотой нрава и глубокой верой.
Иоанн родился болезненным и очень слабым: настолько, что родители, переживая за его жизнь, были вынуждены торопиться с крещением. Имя выбрали в честь преподобного Иоанна Рыльского. После Крещения мальчик стал поправляться, набирать силу и крепнуть.
Отмечают, что ещё в детстве он стал свидетелем чуда: однажды Иоанн узрел в горнице светоносного ангела, который, увидев смущение ребёнка, успокоил его и сообщил, что он — его Ангел-Хранитель, и будет оберегать его до конца земных дней.
На шестом году жизни, при посредстве родителей, Иоанн стал учиться читать. Отец часто брал его в храм, знакомил с богослужением и богослужебными книгами. Со временем, Иоанн проникся их духом и содержанием. Рассказывают, что уже с детства сельчане приметили в нём особую расположенность к Богу.
Когда мальчик подрос, родители, с трудом собрав необходимую сумму, устроили его в Архангельское Приходское Училище. В тот период ему было около десяти лет. Поначалу обучение складывалось нелегко: не получалось, как следует, уразуметь и запомнить преподаваемый материал. Это сильно печалило юного Иоанна: с одной стороны, он был и слыл отстающим, а с другой, понимал, как тяжело было бедным родителям оплатить его пребывание в училище.
Однажды, после сердечной молитвы перед сном, Иоанн, по его личному признанию, почувствовал, что его словно бы потрясло, точно завеса спала с глаз и раскрылся ум; ему ясно представился учитель и урок; он вспомнил его содержание. В той горячей молитве он просил Бога о помощи, и Бог ответил ему. Тогда душа наполнилась радостью, и он уснул так спокойно, как не спал прежде. С рассветом, поднявшись с постели, Иоанн взял в руки книги и начал читать. И, о чудо, он вдруг заметил, что в нём произошло внутреннее преображение: он легко усваивал и запоминал то, что читал.
С тех пор, посещая уроки, он и чувствовал, и вёл себя совершенно иначе: хорошо разумел учебный материал, хорошо отвечал. Постепенно Иоанн перешёл из последних учеников в число лучших. По завершении курса он был переведен в семинарию, а по её окончании, в 1851 году, поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию на казенный счёт.
В период обучения в Академии, у него умер отец. То бедственное положение, в котором по смерти кормильца оказалась семья, весьма тяготило Иоанна. Испытывая жалость и свою личную ответственность перед матерью, Иоанн стал искать возможного заработка и нашёл. Зная о его стесненных обстоятельствах и хорошем почерке, ему пошли навстречу, предложив место писаря. За эту работу Иоанн получал до десяти рублей ежемесячно. Отправляя матери деньги, он искренне радовался, что смог её поддержать.
Однажды, придя домой после прогулки по академическому саду, Иоанн заснул и увидел в сновидении, что он — священник, и служит в соборе, в котором до этого никогда не был. Вскоре увиденное в таинственном сне исполнилось наяву.
«Полюбите нас черненькими»
Слева – с женой Елизаветой Константиновной, 1890-е гг. Справа – с родным племянником Игорем Шемякиным, до 1900 г. Фотографии сделаны в деревне Мартышкино Петербургской губернии. Из фонда ЦГАКФФД СПб. Сайт: spbarchives.ru
В браке со своей супругой о. Иоанн жил, как брат с сестрой, оставаясь девственником. По его представлениям, это казалось необходимым для служителя Божиего, стремящегося посвятить себя всецело Церкви и людям.
«Счастливых семей, Лиза, и без нас много. А мы с тобой, давай, посвятим себя на служение Богу», – так сказал он жене в первый день брачной жизни.
Тщательно скрывая от людей свой аскетизм, о. Иоанн был величайшим подвижником. Его поразительно искренний дневник «Моя жизнь во Христе» – честное свидетельство борьбы с греховными помыслами, ошибок и их переживаний и самого горячего самоосуждения.
В основе всей аскетики «мирского батюшки» о. Иоанна была, во-первых, безоглядная и преданнейшая вера и любовь к Богу. На этой вере и любви основывалась любовь и сострадание к людям, жаление их и молитва за них.
Строгого поста, как душевного, так и телесного, требовало от о. Иоанна и ежедневное совершение Божественной литургии, которое он поставил себе за правило.
При первом же знакомстве со своей паствой о. Иоанн увидел, что здесь ему предстоит не меньше трудов для миссионерства, чем в далеких языческих странах. В Кронштадте – месте административной высылки из столичного Санкт-Петербурга порочных людей – царили безверие, иноверие и сектантство.
Проживало там и много чернорабочих, работавших главным образом в порту. Все они ютились, по большей части, в жалких лачугах, землянках, попрошайничали и пьянствовали. Городские жители немало терпели от этих опустившихся людей, получивших название «посадских». Ночью не всегда безопасно было пройти по улицам, – случались нападения.
Вот на этих «погибших» людей, презираемых всеми, и обратил свое главное внимание о. Иоанн. Он не ограничивается проповедью с амвона и пылкими призывами «жить правильно». Он идет к «погибшим» в дома, разговаривает, утешает, ухаживает за больными, помогает материально, раздавая все, что имеет, подчас возвращаясь домой раздетым и разутым.
Кронштадт. Дом Трудолюбия, основанный св. прав. Иоанном Кронштадтским. Фото с сайта mir.zavantag.com
И именно эти кронштадтские «босяки», «подонки общества», которых первой коснулась любовь доброго пастыря, первыми и «открыли» святость о. Иоанна. А потом «открытие» очень быстро подтвердила вся верующая Россия.
Необыкновенно трогательно рассказывал об одном из таких случаев духовного возрождения благодаря о. Иоанну один ремесленник: «Мне было тогда годов 22-23. Теперь я старик, а помню хорошо, как видел первый раз батюшку.
У меня была семья, двое детишек. Я работал и пьянствовал. Семья голодала. Жена потихоньку по миру собирала. Жили в дрянной конурке. Прихожу раз не очень пьяный. Вижу, какой-то молодой батюшка сидит, на руках сынишку держит и что-то ему говорит ласково. Ребенок серьезно слушает. Кажется, батюшка был как Христос на картине «Благословение детей».
Я было ругаться хотел: вот, мол, шляются… да глаза батюшки, ласковые и серьезные, меня остановили: стыдно стало. Опустил я глаза, а он смотрит – прямо в душу смотрит. Начал говорить. Не смею передать все, что он говорил.
Говорил про то, что у меня в каморке рай, потому что где дети, там всегда и тепло, и хорошо, и о том, что не нужно этот рай менять на чад кабацкий. Не винил он меня, нет, все оправдывал, только мне было не до оправдания. Ушел он, а я сижу и молчу… Не плачу, хотя на душе так, как перед слезами. Жена смотрит… И вот с тех пор я человеком стал…».
Дом трудолюбия Иоанна Кронштадтского: милосердия больше, чем труда
Священнический подвиг отца Иоанна Кронштадтского
В 1855 году Иоанн окончил академию со степенью кандидата богословия. Ввиду того, что он соединил себя узами брака с дочерью протоиерея К. Несвицкого, служившего в Кронштадтском Андреевском соборе, ему было предложено занять в этом же храме место священнослужителя. 10 декабря 1855 года Иоанн был рукоположен во диакона, а уже 12 декабря, того же года, — во священника. Посетив впервые собор, он узнал в нём тот самый, что видел во сне.
Пастырская жизнь отца Иоанна проходила в трудное для страны время, запечатленное массовым ослаблением веры, началом разгула бунтарских настроений, брожения революционных идей. Город Кронштадт служил в тот период местом сосредоточения высланных из столицы людей. Бродяжничество, праздное шатание, беспробудное пьянство, попрошайничество, крайняя нищета — вот лишь немногие стороны той социальной прослойки, которая составила значительную часть его паствы, нуждалась в особом внимании и заботе. Велики были трудности, лежавшие перед пастырем, но велико было и чувство пастырского долга, велика любовь к Богу, милосердие и сострадание к ближним.
Супружеская жизнь отца Иоанна складывалась так: объявив жене о желании сохранения девства и по договоренности с ней, он жил с Елизаветой, как брат и сестра. До конца жизни Иоанн хранил целомудренную чистоту.
Первоначально многие не понимали и даже не принимали порывов неординарного пастыря. Но со временем, видя его доброту и терпение, видя усердие и, не в последнюю очередь, ту материальную помощь, которую он оказывал нуждавшимся, люди стали осознавать: Бог даровал им благого и сердечного наставника, чуткого, отзывчивого, мудрого попечителя. Рассказывают, что посещая землянки, хибары и бедные квартиры, преподобный раздавал своё жалование, нянчил детей, пока матери занимались хозяйством, присматривал за больными, мог отдать бедняку сапоги и одежду, и при этом молился, увещевал, обнадёживал, утешал.
Бескорыстность и милосердие отца Иоанна доходили до того, что бывало он сам оставался без средств. Видя такое беспрецедентное положение дел, многие, кто по зависти, кто по глупости или по черствости сердца, упрекали святого в неискренности, потворстве тунеядцам и обманщикам, клеветали, ругали, глумились, причём не только устно, но и через печать. Ввиду разительной непохожести Иоанна Кронштадтского на многих других пастырей Церкви его, кроме всего прочего, обвиняли в юродстве.
При поддержке епархиального начальства сослуживцы добились, чтобы жалование священника за него получала жена. Но Премудрый Господь не оставил его без возможности помогать голытьбе. Плату, получаемую за преподавание Закона Божьего в местном, Кронштадтском Реальном Училище, он оставлял при себе, и уже от неё жертвовал тем, кому считал нужным.
Со временем молва о великом светильнике распространилась настолько, что к нему стали стекаться огромные толпы народа, а на его адрес приходило такое количество посланий и телеграмм, что кронштадтская почта, для обработки его переписки, вынуждена была организовать специальное отделение. Иоанну писали не только из разных краёв государства, но и из-за границы. Чтобы внимательно разобрать все эти сообщения, он вынужден был прибегать к помощи секретарей.
Вместе с искавшими душеспасительной пользы к Иоанну стекались и материальные средства. О размерах поступавших в его распоряжение денежных сумм можно только догадываться: он тотчас жертвовал их на благотворительность, раздавал беднякам. Рассказывают, что бывало, когда ему передавали конверт, он тут же, не открывая его, кому-нибудь его отдавал.
В Андреевском соборе Кронштадта батюшка прослужил 56 лет
В течение всех лет священнического служения о. Иоанн почти каждый день совершал Божественную литургию в соборе, а в последние 35 лет жизни служил ежедневно (последний раз – 10 декабря 1908 г.).
Отец Иоанн вставал очень рано. Встав, начинал готовиться к Божественной Литургии. Когда он шёл в храм, его встречали толпы верующих, жаждавших получить благословение. Здесь же присутствовали нищие, коих он одаривал милостыней.
За утренней отец Иоанн сам читал канон, тщательно и внимательно, предавая этому чтению высокое значение. Перед началом Литургии происходила Исповедь. Со временем, в связи с огромным стечением людей, как местных, так и паломников, желавших исповедоваться непременно у Иоанна Кронштадтского, он вынужден был ввести в свою практику общую исповедь (по разным оценкам, Андреевский собор вмещал 5–7 тысяч человек). Рассказывают, что это священнодействие производило на участников и очевидцев неизгладимое впечатление. Вдохновленные, потрясенные пастырским словом и ревностью люди громко выкрикивали свои грехи, в том числе самые мерзкие, каялись вслух, словно бы и не стыдясь теснивших их со всех сторон свидетелей. Утверждают, что в результате верующие реально испытывали чувство освобождения от тягостного бремени греха. Богослужение характеризовалось единым, пламенным, молитвенным порывом.
Примерно через семнадцать лет пастырского служения Господь сподобил отца Иоанна организовать в Кронштадте особое учреждение — «Дом Трудолюбия». По настоящему поводу тот обратился к народу с воззванием, предлагая осуществить это богоугодное дело совместными усилиями. Обращение было опубликовано. Отклик был искренним и широким. 23 августа 1881 года произошла закладка здания, а уже 12 октября 1882 года состоялось открытие. Постепенно деятельность Дома Трудолюбия развивалась, положительно отражаясь на интересах разных социальных групп и слоев. При Доме Трудолюбия функционировали: мастерские, народная столовая, школа, приюты, библиотека, читальня.
Достойна восхищения и роль Иоанна Кронштадтского в отношении женских скитов и монастырей. В частности, при его непосредственном участии была основана женская обитель в его родном селе, а также в Санкт-Петербурге на Карповке. Многие монастыри он поддерживал, способствуя их расширению, благословляя поступление в них сестёр, служа в монастырских храмах.
По роду своей пастырской деятельности и по зову христианского сердца отец Иоанн регулярно бывал в Петербурге, посещая нуждавшихся в попечении и больных. В целях осуществления своего служения Богу, он выезжал и в отдаленные уголки Российской Империи. Современники отмечают особую целительную силу его молитв за больных, его целительный дар. Кроме того, Иоанн был удостоен от Бога дара чудотворений и прозорливости.
Десятки тысяч с благоговением и страхом Божьим поджидали любимого батюшку в самых разных местах его вероятного появления. Когда он ехал в карете, люди готовы были бросаться к нему прямо на ходу. Их не останавливал даже страх быть переломанными, искалеченными. Когда отец Иоанн путешествовал на пароходе, верующие бежали за пароходом по берегу, многие вставали на колени. Кроме того, святой сыскал уважение и при царском дворе. Другой бы, казалось, под натиском обрушившейся славы сломался и возгордился. Но не отец Иоанн, истинный воин Христов, боголюбец. Как искушения нападками и клеветой не смогли сломить его стойкость, так и искушение славой не смогло зачернить его кроткий, смиренный настрой.
Обличитель современности
В житиях святых довольно часто рассказывается о том, как подвижники прошлого участвовали в политической жизни. Рассказы об этом обычно носят абстрактный характер, их авторы всегда избегают конкретных деталей. Но в случае с Иоанном Кронштадтским деталей и конкретики оказывается очень много, причем некоторые его отклики на события современности вызывают неприятие и оторопь. Одна из больных тем — последовательная поддержка протоиереем Иоанном Сергиевым деятельности крайне правых партий. Тех партий, которые мы обычно называем черносотенными. Известно, что, когда в 1906 году Санкт-Петербургский митрополит Антоний (Вадковский) отказался освящать хоругви «Союза русского народа», назвав черносотенцев террористами, те обратились к Иоанну Кронштадтскому, который охотно откликнулся на их призыв.
Протоиерей Иоанн Сергиев всячески поддерживал правые партии, видя в них форму народного движения, направленного против революционного террора
Поддержка правых партий, впрочем, по-своему была вполне логична. Протоиерей Иоанн Сергиев мог вводить различные новшества в церковную службу и благотворительность, но в общественной жизни он оставался последовательным консерватором, резко отрицательно относившимся не только к многопартийности, но и к институту парламентаризма. Государственную думу он считал органом, враждебным самодержавию, а значит, и России. Поэтому не следует удивляться, что деятельность правых организаций, ставящих своей целью защиту церкви и самодержавия от революционеров-террористов, вызывала у него всяческую поддержку.
Для Иоанна Кронштадтского черносотенцы и другие правые партии — это низовое народное движение, противостоящее террору левых партий. К террору — против кого бы он ни был направлен — протоиерей Иоанн Сергиев относился резко отрицательно. Поддерживая правых как силу, сдерживающую революционное движение, он жестко осуждал любые акты насилия. Здесь следует вспомнить строки из его известного послания по поводу кишиневского погрома 1903 года: «Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию… Вместо праздника христианского (погром произошел в праздник Пасхи.— А. К.) они устроили скверноубийственный праздник сатане,— землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем!»
Симпатии к правым партиям не помешали Иоанну Кронштадтскому резко осудить участников еврейских погромов
Фото: J.N.U.L., JERUSALEM
Превращение священника в медийную фигуру, газеты, тиражирующие его мнение по различным вопросам современности,— все это разрушало барьер между церковью и культурой, который еще совсем недавно казался непреодолимым. В свое время Николай Бердяев указывал, что в начале XIX века «величайший русский гений — Пушкин и величайший русский святой — Серафим Саровский… жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чем не соприкасались». Судьба Иоанна Кронштадтского наглядно демонстрирует, что к концу XIX века русская культура была уже куда более единой.
Болезнь и последние дни земной жизни отца Иоанна Кронштадтского
Время кончины было открыто отцу Иоанну заблаговременно. Под конец земной жизни он был подвержен телесным болезням, стал ослабевать. Его мучили сильные боли, которые, иногда, утихали во время служения Литургии. 10 декабря 1908 года отец Иоанн, собрав волю и силы, совершил последнюю Литургию. В последний период своей земной жизни он каждодневно причащался на дому. 20 декабря 1908 года, в 7 часов 40 минут, сердце святого остановилось, он мирно почил о Господе и приобщился к вечности.
Святые без разрешения: кого канонизируют в России
В интернете можно найти подборки таких цитат из дневников отца Иоанна. Авторы этих подборок полагают, что подобные записи являются компроматом на него. Но на мой взгляд, это не компромат, а поразительный документ, демонстрирующий, как человек годами сражается с недостойными мыслями и чувствами. Впрочем, число смущающихся невелико, поскольку читатели, готовые продираться через 19-томный лонгрид, встречаются нечасто. А в слащавых кратких биографиях противоречиям и внутренней борьбе места не находится.
Духовное наследие пастыря
За время своего священнического служения отец Иоанн произнес неисчислимое количество проповедей, оставил множество письменных наставлений. Он по праву считается одним из лучших церковных писателей.
В рамках нравственных сочинений отец Иоанн удостоверяет нас в необходимости искренней веры, любви к Богу и ближнему, устроения жизни в соответствии с образом жизни Христа, непрестанной духовной борьбы с греховными страстями и пороками (см. по этому поводу: Моя жизнь во Христе; Беседы о Блаженствах Евангельских). Истинность преподанного нам нравоучения отец Иоанн подтвердил своей жизнью, подвигом пастырского и общехристианского делания.
В богословских произведениях Иоанна Кронштадтского раскрываются самые разнообразные темы вероучения Церкви: о Боге; о Спасении человека; о почитании Креста (см.: О Кресте Христовом), Пресвятой Богородицы и святых; о покаянии и молитве (см.: Молитвы святого праведного отца нашего Иоанна Кронштадтского чудотворца).
Где находятся и хранятся мощи
Мощи прав. Иоанна Кронштадтского находятся под спудом в Иоанновском монастыре в Петербурге, по адресу Набережная р. Карповки, д. 45. Могила находится в храме-усыпальнице монастыря. Прав. Иоанн похоронен согласно последней воле, высказанной им незадолго до смерти.
Усыпальница открыта ежедневно по окончании литургии.
Молитва ко святому праведному Иоанну, пресвитеру Кронштадтскому, чудотворцу
О великий чудотворче и предивный угодниче Божий, богоносне отче Иоанне! Призри на нас и внемли благосердно молению нашему, яко великих дарований сподоби тя Господь, да ходатаем и присным молитвенником за нас будеши. Се бо страстьми греховными обуреваеми и злобою снедаеми, заповеди Божия пренебрегохом, покаяния сердечнаго и слез воздыхания не принесохом, сего ради многим скорбем и печалем достойни явихомся. Ты же, отче праведне, велие дерзновение ко Господу и сострадание к ближним своим имея, умоли Всещедраго Владыку мира, да пробавит милость Свою на нас и потерпит неправдам нашим, не погубит нас грех ради наших, но время на покаяние милостивно нам дарует. О святче Божий, помози нам веру православную непорочно соблюсти и заповеди Божий благочестно сохранити, да не обладает нами всякое беззаконие, ниже посрамится Правда Божия в неправдах наших, но да сподобимся достигнути кончины христианския, безболезненныя, непостыдныя, мирныя и Тайн Божиих причастныя. Ещё молим тя, отче праведне, о еже Церкви нашей Святей до скончания века утвержденней быти, отечеству же нашему мир и процветание в Правде Божией испроси и от всех зол сохрани, да тако народи наши, Богом храними, в единомыслии веры и во всяком благочестии и чистоте, в лепоте духовнаго братства, трезвении и согласии свидетельствуют: яко с нами Бог! В Немже живем, и движемся, и есмы, и пребудем во веки. Аминь.
Семья
После получения высшего образования пастырь Церкви взял в жены дочь протоиерея Кронштадтского собора Елизавету. Детей они не имели, приняв на себя подвиг девства, но вырастили двух дочек сестры жены Анны. После женитьбы на попечении молодого супруга оказался также овдовевший отец его жены, трое ее братьев и две сестры.
Иоанн Кронштадтский и его жена Елизавета Константиновна
Матушка Елизавета учила родных племянниц французскому языку, провожала в гимназию, хлопотала по хозяйству. Отец Иоанн ежедневно следил за их успехами в учебе. По воспоминаниям одной из приемных дочерей, благочестивые супруги отличались трогательной заботой друг о друге и вниманием.
Молитва вторая
О, святый праведный отче Иоанне, Всероссийский светильниче и предивный чудотворче! Ты от младенческих лет Богом избран был еси и, духом пламенея, яко истинный пастырь, житием, словом, любовию, верою, чистотою людем послужил еси. Сего ради молим тя, праведный отче: моли Человеколюбца Бога Церковь святую миром и тишиною оградити, землю Российскую во благоденствии сохранити, пастыри благодати и истины преизобильно исполнити, власти умудрити, православное воинство укрепити, немощныя исцелити, развращенный исправити, юныя воспитати, старцы и вдовицы утешити и нам всем во Царствии Небеснем сподобитися со всеми святыми прославляти Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Общественное служение
Самопожертвование
Город Кронштадт того времени пользовался недоброй славой, как бы сейчас сказали, он тогда был местом неблагополучным. Туда в наказание ссылали асоциальных личностей, город был наполнен нищими, безработными людьми.
Для такого сострадательного, бескорыстного человека как отец Иоанн там было много работы. Он навещал бедных, помогал им деньгами и одеждой, нянчил малышей, если их мама стирала или готовила еду, утешал больных.
Даже были случаи, когда он приходил к себе домой босой, потому что свою обувь отдал нищему. Известен даже такой интересный факт по этому поводу, что некоторое время жалование отца Иоанна отдавали его жене, так как он мог всё до копейки раздать бедным.
Социальная деятельность о. Иоанна имела огромное значение для людей. По его инициативе был основан Дом трудолюбия, где в мастерских, наконец-то, люди смогли найти работу. Кроме этого, там была столовая, лечебное учреждение. Успешная работа такого благотворительного учреждения привела к появлению подобных по всей России.
Это дало шанс простым людям хоть немного улучшить условия своего существования. По его инициативе, на добровольные пожертвования, была открыта школа для детей, а чуть позже и детский приют.
Исцеляющие проповеди и другие чудеса
Проповеди отца Иоанна сильно отличались от других. Его выступления перед людьми всегда были очень эмоциональными, Слова прожигали душу — так рассказывали очевидцы. Он призывал почаще совершать святые Таинства, призывал людей к трезвости. Одной своей молитвой он исцелял больных. До нас дошли описания многих реальных фактов из его жизни, вот один из них. Дело было в Харькове. У одного мужчины очень сильно заболела дочь, и врачи уже говорили, что ей осталось жить несколько дней.
В это время в город приехал отец Иоанн. С большим трудом мужчина пробился к нему и попросил помолиться за его дочь.Тогда священник возложил руки ему на голову. Вернувшись в свой дом, счастливый отец встретил уже здоровую, улыбающуюся дочку.
Такие чудеса совершал отец Иоанн при жизни, но и в наши, современные дни, помолившись святому, люди получают ответы на все свои многочисленные просьбы: исцеление, помощь в делах, поддержку.
А это рассказал, в своё время, один человек, который после встречи с о. Иоанном бросил пить. Он всего лишь открыл дверь кареты, в которой приехал к месту службы знаменитый священник. И встретился с ним взглядом.
Как он потом говорил: роста он был высокого. Улыбался, а глаза глубокие и горели таким ярким огнём, что мне аж жутковато стало. А он и говорит: зачем же, голубчик, ты пьёшь? Вот с той поры и не пью». Вот так человек и исцелился.
В наши дни в Москве открыт Душепопечительский центр имени святого Иоанна. Там организуются паломнические поездки по святым местам и помогают людям избавиться от негативных зависимостей: пьянства, наркомании, игромании и других.
А вы знаете, что сам Иоанн Кронштадтский одно время курил? В 19 веке это считалось допустимым для священников. Но он боролся с этой привычкой, молился, и всё-таки смог от неё избавиться.
Когда популярность становится опасной, но нужной
Вскоре отец Иоанн стал так популярен и знаменит и у простых, и у богатых людей, что это стало ему досаждать. Он не мог свободно прогуляться по улице, так как всюду его сразу окружали люди, чтобы обратиться с просьбой.
Так, например, произошёл один случай, после которого стало понятно, что такая невероятная слава небезопасна. Это произошло в Риге. Когда проповедник шёл по городу, его окружило множество людей. И толпа, в буквальном смысле слова, порвала на нём рясу. Каждый из них хотел взять хотя бы кусочек одежды чудотворца.
Но было в такой всенародной славе и хорошее. Богатые люди не скупились на пожертвования, и И. Кронштадтский получал огромнейшие суммы денег. Но он не брал эти деньги себе. На эти взносы им были построены школы, больницы, церкви.
Почти каждый год Иоанн Сергиев (это настоящая фамилия И. Кронштадтского) приезжал в село Сура, на свою родину.
Там на его деньги выстроили приходскую церковь, был основан монастырь для женщин.
Популярность и слава отца Иоанна распространилась далеко вокруг, и его пригласили в Крымскую Ливадию, где лежал больной император Александр 3. По просьбе царя преподобный помазал его елеем и возложил руки ему на голову.
Позже отец Иоанн присутствовал на церемонии коронации следующего русского царя — Николая 2.
Противостояние: Иоанн и Лев
В своих записях отец Иоанн сильно критиковал очень влиятельного, популярного в то непростое время Льва Толстого, обвиняя его в «еретичестве» и создании лжеучения, которое, как он считал, приведёт к гибели страны.
Он предсказывал грешнику, как называл Толстого, лютую смерть. И некоторые утверждают, что так и было, потому что долгое время перед смертью граф Толстой страдал от видящихся ему ужасных кошмаров.
Молитва третья
О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе Любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе Сила: укрепи меня, изнемогающаго и падающаго. Имя Тебе — Свет: просвети душу мою, омраченную житейскими cтрастями. Имя Тебе — Мир: умири мятущуюся душу мою. Имя тебе Милость: не переставай миловать меня. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и неосужденно причащатися Святых Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святыя подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юность настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междоусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Соборней и Апостольстей Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и всех нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.
Реальные примеры чудес
В Иоанновском монастыре ведется запись современных чудес Кронштадтского пастыря.
Это помощь в житейских делах, духовная поддержка. Но особенно многочисленны исцеления.
Исцеление рака
В 1990 г. у Валентины, жившей рядом с монастырем, диагностировали рак 4 стадии. Больную выписали домой. В поисках утешения она пришла в обитель. Дорога заняла полтора часа, настолько слаба была больная.
Священник рассказал ей о необходимости исповеди, Причастия. Женщина стала ходить в монастырь каждый день, готовиться к смерти, осмысливать жизнь. А через месяц такой духовной работы врачи констатировали «спонтанную ремиссию». Болезнь ушла.
Память, которая будет всегда
В христианстве
Иоанн Кронштадтский был канонизирован целых 2 раза. Впервые это произошло спустя почти 50 лет после смерти: в 1964 году. Тогда он были признан святым русской церковью за рубежом. А второй раз уже и Московский патриархат 8 июня 1990 года подтвердил святость кронштадтского священника.
День памяти Иоанна Кронштадтского отмечается 2 января (это день его кончины по новому стилю), а 14 июня (нов. ст.) — день почитания о. Иоанна. По старому стилю (Юлианскому календарю) празднование совершается, соответственно, 20 декабря и 1 июня.
Эти праздники почитаемого в народе святого собирают в церквях большое количество людей. Люди приходят в храмы и молятся святому об исцелении, защите и другой помощи. И даже после своей смерти о. Иоанн помогает всем нуждающимся.
Из собранных вместе трудов, проповедей и творений священника, а также учений об исповеди и покаянии, и записей из его дневника получилось религиозное собрание сочинений Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе».
Отдельно издаются собрания поучений и многочисленных предсказаний чудотворца о последних временах, пророчества об антихристе, об апокалипсисе, также его пророческое видение о будущем России.
В религиозных изданиях обязательно можно найти правила и советы мирянам, а также молитвы Иоанну Кронштадтскому об учении, об исцелении от бесов, от пьянства, очень важна молитва Иоанну Кронштадтскому об исцелении больного — в помощь тем, кто просит о молитвенной помощи святого Иоанна в наши дни.
Память народная
В 2022 году началась установка бронзовой статуи И.Кронштадтского в Воронеже. Копии этого четырёхметрового памятника планируется установить в разных странах.
Во многих городах России и других стран стоят памятники Иоанну Кронштадтскому: конечно, в самом городе Кронштадте и в Москве, в Иркутске и других.
А одну из Малых планет на нашем небосводе (№16395) назвали «Иоанном Праведным». «Иоанн Кронштадтский» — так назывался пароход, на котором контр-адмирал Макаров совершил своё арктическое плавание. Вскоре после этого пароход переименовали. А сейчас имя святого присвоено катеру связи ВМФ России.
И неожиданно… На острове Ниуэ (Новая Зеландия) отчеканили серебряную монету с изображением И.Кронштадтского у Андреевского собора. Весит монета примерно 28 грамм и номинал её — 1 новозеландский доллар. Вот так вот! Знай наших, что называется!
Если будете в Кронштадте обязательно посетите все памятные места, связанные с именем всенародно любимого пастыря. Посмотрите их расположение на карте города (нажмите «+», чтобы приблизить объекты или «-«, чтобы отдалить).
Все достопримечательности Санкт-Петербурга, Кронштадта и его окрестностей, где мне удалось побывать, есть на этой карте.
Поделитесь в комментариях, а какие еще интересные факты из жизни преподобного Иоанна Кронштадтского вы знаете.