Людмила Петровна ВоронковаИстория туризма и гостеприимства

Оценка: 0.0 21588 0 Другое 09:43

Перед путешествием у каждого человека возникает много мыслей, размышлений, эмоций. От восторга и ощутимых надежд, до лёгкого чувства возможной опасности и некоторой тревоги. Сильнее всего за путешественника переживают родные. Ведь в пути нередко встречается то, к чему мы не готовы. Порой появляются какие-то трудности, требующие быстрой реакции и твёрдых решений…

Возможно, именно поэтому среди путешественников так много верующих. Тех, кто поднимает глаза к небу в поисках ответов, а в кармане носит икону с образом одного из покровителей. Тех, кто верит в приметы и выходит из дома, только «присев на дорожку» и помолившись святому о счастливой дороге и добром пути.

Кроме того, путешествие — это ведь не только долгие переезды на поезде, самолете или автомобиле. Это может быть и охота, и рыбалка, и даже поездка в соседний город в выходной день. Поэтому иконы, которые следует брать в дорогу — разнообразны, и каждый человек может обращаться к разным святым в зависимости от предстоящего события.

Кстати, если ваши родные часто путешествуют или по долгу своей деятельности вынуждены отправляться в дальние города и страны (водители, летчики, стюардессы, бортпроводники и т.д.), а вы за них беспокоитесь, то икона со святым-покровителем путешественников станет отличным подарком, защищающим и оберегающим человека в дороге.

Стоит отметить, что многие святые, к которым обращаются путешественники, сами имели прямое отношение к кочевой жизни. Паломническое посещение Иерусалима и других святых мест были неотъемлемой частью их жизненных судеб.

Предисловие

Люди путешествовали во все времена. В ранние периоды человеческой культуры были эпохи Великих переселений, когда гонимые холодом и голодом, а нередко под натиском вражеских орд целые народы вынужденно покидали обжитые места в поисках лучшей доли и осваивали новые территории. Проходят века, и вот уже по дорогам движутся караваны торговцев и шеренги воинов, бредут сиротливые путники и целеустремленные пилигримы. Здесь можно встретить и одиноких странников, и целые экспедиции. Проторенными путями направляются люди, жаждущие развлечений и отдыха в благодатных уголках теплых приморских стран. Искатели приключений и романтики выбирают тернистую стезю неизведанных странствий. В эпоху Великих географических открытий практически из всех гаваней мира под парусами удачи и надежды в море уходят корабли. По мере того как человечество развивалось, оно открывало новые земли, совершенствовало средства передвижения. Практически нет ни одной культуры, в историю которой не вплеталась бы история путешествий. Многообразны цели путешественников, различны их дороги, но не менее разнообразны и традиции гостеприимства у разных народов. В фольклоре каждого народа найдется немало преданий и легенд о великих странниках, история наполнена фактами и свидетельствами первооткрывателей чужедальних стран, описаниями нравов и обычаев населявших их людей.

Как часто, листая старые, не раз уже прочитанные нами книги с пожелтевшими страницами, мы находим для себя нечто новое и неожиданное. Так же и с историей: вновь обращаясь к той или иной эпохе, ее событиям, мы вдруг открываем в ее многозначительном подстрочнике то, что ранее нами было не замечено или опускалось как несущественное. Столько раз мы при изучении истории мировой культуры заучивали имена и даты, в череде исторических событий, описанных на страницах многочисленных учебников, встречали упоминания о путешествиях и плаваниях. Их история наверняка заслуживает хвалебного эпитета «широко известная», однако это не делает ее менее интересной в глазах читателей. Какие-то из дальних странствий сразу оценивались как «великие», ибо они приносили человечеству открытия неведомых народов или целых континентов. Другим же суждено было пройти через забвение современников, чтобы потом, в отдаленном будущем, люди смогли постичь подвиг первопроходцев. Многие события истории растворялись в контексте конкретных культурных эпох и не всегда связывались в единую цепь – историю путешествий. Именно через ее реконструкцию можно понять, воспроизвести логику развития культуры, воссоздать определенные типы и модели поведения «человека путешествующего».

Базируясь на достижениях прикладной культурологии, история туризма рассматривает эволюцию «человека путешествующего» в разных странах и в разные времена. Понять, как менялись цели и маршруты путешествий, как формировались традиции гостеприимства, можно, изучив особенности самой культуры, которая, являясь для человека «второй природой», способствует его формированию, определяет стиль его жизни, его идеалы, предпочтения и те цели, которые он ставит перед собой, в том числе и в сфере отдыха и путешествий.

Изучение истории путешествий поможет нам разобраться в появлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Это непростой вопрос. В научной литературе имеются разные мнения о становлении туризма как специфической деятельности людей и отрасли хозяйства. Одни ученые считают временем рождения туризма как явления середину XIX в., другие утверждают, что он возник еще в XVIII в., есть и такие, кто смело говорит о туризме в античном Риме.

Историю туризма трудно отделить от истории гостеприимства не только потому, что это две важные составляющие современной сервисной экономики, но и потому, что исторически они формировались как взаимосвязанные и взаимодополняемые социальные сферы. Развитие туризма, появление новых его видов, расширение географии путешествий способствовали распространению гостиниц, их совершенствованию и специализации. В свою очередь улучшение обслуживания туристов, развитие транспортной инфраструктуры и гостиничного хозяйства содействовали развитию туристских потоков. Развитие туризма и гостеприимства напрямую связано с развитием всех сфер человеческой культуры, ориентированных на отдых и лечение, образование и развлечения людей. Вот почему история туризма и гостеприимства будет неполной, если мы не ознакомимся со становлением и развитием различных традиций, сложившихся у народов в этих сферах. Для нас особенно важно также понять человека современной культуры, его отношение к активному отдыху и развлечениям. Сможет ли человек в новом тысячелетии сохранить связь с традициями путешествий и туризма, сформировавшимися на протяжении столетий? Не утратит ли наш современник тягу к дальним странствиям, заменив их бдением у экранов телевизоров или «путешествиями» по Интернету? Каким будет туризм в новом тысячелетии и как разовьется сфера услуг в индустрии гостеприимства? Ответ на эти и другие вопросы кроется в истории.

В настоящее время учебная дисциплина «История туризма и гостеприимства» читается в российских вузах и колледжах туристско-гостиничного профиля. Разделы по истории содержатся во многих учебных пособиях, адресованных студентам, специализирующимся в области туризма и гостеприимства. Наряду с этим написано также несколько специальных книг и учебников по истории туризма, большая часть которых появилась за последнее время.

Структура учебного пособия определена поставленными задачами. Его построение позволяет проявлять максимальную гибкость, учитывая различные аудитории, сохраняя при этом теоретическую компоненту. Во всех случаях в основе должна быть вводная глава «История туризма и гостеприимства как наука», в которой обозначены подходы к определению статуса и места этой научной дисциплины. В этой главе выявлены предмет, методы и цель изучения истории туризма и гостеприимства, а также рассматривается понятийный аппарат этой отрасли человеческого знания. Учебное пособие включает в себя главы, в которых подробно рассматриваются особенности путешествий, традиции гостеприимства в разных культурах и на разных этапах развития человеческой цивилизации, а также условия становления туризма, основные тенденции его развития в России и других ведущих странах мира. В них содержится конкретная информация, которая не только значительна сама по себе, но в то же время аргументирует, иллюстрирует и раскрывает основные положения учебного курса. В данном издании учебного пособия значительно расширены главы, связанные с развитием туризма и гостеприимства в XXI в.

После каждой темы приведены вопросы для повторения. В приложении даны основные даты истории путешествий, туризма и гостеприимства, тесты, а также список дополнительной научной литературы историко-культурологического, страноведческого и географического характера, которая может быть использована студентами при подготовке докладов и рефератов по истории туризма и гостеприимства.

В тексте учебного пособия упоминается немало художественных произведений, авторы которых либо сами путешествовали, либо на страницах своих книг описывали реальные или мнимые путешествия. Знакомство с путевыми заметками, историческими хрониками, романами о путешествиях и другой художественной литературой поможет студентам составить более полное представление о той или иной культурной эпохе. Приведенный список художественных книг, путевых дневников и заметок поможет студентам сориентироваться в одном из самых интересных разделов всемирной истории, связанном с путешествиями и туризмом.

Результатом освоения дисциплины «История туризма и гостеприимства» является овладение будущими выпускниками следующими общекультурными, инструментальными и профессиональными компетенциями, которые позволят им получить представление о роли и значении путешествий и туризма в истории человеческой культуры.

Студент должен иметь представление:

• о путешествиях и туризме как об одном из видов осуществления межкультурных коммуникаций в истории человеческой культуры;

• исторических и социокультурных истоках путешествий в различных типах культур;

• изменении модели «человека путешествующего» в истории культуры.

Студент должен знать:

• специфику путешествий и туризма в различных типах культур и у разных народов;

• основные закономерности становления и развития организованного туризма;

• национальные особенности и традиции путешествий в России;

• отечественный и мировой опыт становления международного туризма;

• виды и формы международной туристской деятельности;

• роль ООН в формировании и системе мирового туристского движения.

Студент должен уметь:

• выявлять причинно-следственные связи между исторической эпохой и развитием туризма;

• анализировать процессы и явления, происходящие в развитии туризма;

• анализировать и сопоставлять особенности развития гостиничной индустрии;

• работать с историческими источниками, научной литературой и интернет-ресурсами;

• ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности.

Студент должен владеть:

• методами познания, обобщения и анализа информации, алгоритмом постановки цели и задач исследования состояния индустрии туризма и гостеприимства;

• способами определения влияния социально-политических и культурно-исторических процессов на сферу туризма;

• методами сбора, обобщения и использования культурно-исторического и страноведческого материала для работы в сфере практического туризма;

• методами оценки достижений в сфере туризма на основе знания исторического контекста их появления;

• методами оценки основных этапов развития путешествий и туризма в России и мире;

• должен демонстрировать способность и готовность использования полученных знаний в практической деятельности.

Общекультурные компетенции (ОК):

• способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому и профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

• способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

• способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

• владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); способность работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться (ОК-6);

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способность работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

Иконография и тайна песьей головы

До середины прошлого столетия Христофора изображали на иконах с собачьей головой. Самые древние иконы датированы V-VI веками. Керамические изображения воина с головой собаки стали прообразом иконографических более поздних изображений. Эта особенность объясняется по-разному:

  1. По одной из версий, прозвище Христофора было неправильно истолковано церковными источниками: местность Киноскефалия положила начало легенде о наличии собачьей головы, тогда как другие исследователи утверждают, что речь шла о регионе Римской империи, Фефалии.
  2. Существует версия, что описание ужасной, пугающей внешности могло быть воспринято иконописцами древности буквально.
  3. Один из вариантов – это толкование верности и непоколебимого следования Христу, как собачей верности, ведь эти животные известны своей уникальной преданностью.
  4. Происхождение Христофора в некоторых источниках описывается, как рождение среди людей племени с собачьими головами, о которых было много упоминаний в описаниях античных времен.
  5. По одной из версий, Христофор обладал от рождения привлекательной внешностью, за что был любим женщинами. Внешность мешала Христофору, поэтому он молитвами добился ее изменения.

иконы христофор святой

Песьеголовым Христофор изображался вплоть до начала XVII века, затем Синод наложил запрет на подобные изображения, которые смущали многих прихожан.

С XVIII века святой Христофор на иконах изображается двумя способами:

  • как прекрасный длинноволосый юноша с крестом в руках, имеющим 4 конца;
  • как великан, который несет на плече Младенца Иисуса, тем самым помогая ему перейти широкую глубокую реку.

Иконы, на которых у Христофора нарисована голова собаки, сохранились в старообрядческих монастырях и храмах. Статуя песьеголового святого мученика также хранится на территории Собора Парижской Богоматери во Франции.

Вводная глава История туризма и гостеприимства как наука

Роль путешествий в развитии культуры

Ученые, изучающие истоки человеческой цивилизации, полагают, что становление и развитие человеческой культуры было неразрывно связано с путешествиями древнего человека. Путешествие – это поиск путей сообщения. В древние времена путешествия способствовали расширению ойкумены, возникновению новых очагов цивилизации. Среди ученых, изучающих культуры разных народов, есть те, кто полагает, что сходство культур на разных континентах связано с путешествиями древних людей.

История мировой культуры зависит от «человека путешествующего». Наряду с научными теориями, доказывающими, что человек является творцом культуры, существуют и концепции, считающие человека лишь ее «носильщиком». Во время путешествий он распространяет, «переносит» культуры с одно места на другое, способствуя расширению географии культуры. В этом отношении интересна концепция немецкого этнографа, африканиста Лео Фробениуса

(1873–1938). Он полагал, что культуры являются живыми, подобно организмам, обладают «душой», переживающей стадии рождения, взросления, старения и смерти. Поэтому каждая из них уникальна и самобытна. Фробениус подчеркивал, что культура растет сама по себе, без человека. Но распространяется она только благодаря путешествующему человеку. Этот процесс может, по мнению ученого, происходить как через контакты отдельных людей, так ив результате масштабных перемещений народов в результате воин, торговли и других миграций.

Эти идеи Фробениуса нашли отражение в теории диффузии, согласно которой культурные явления, однажды возникнув, многократно перемещаются, что объясняет сходство культур или их отдельных элементов. Изучая материальную культуру, обряды, искусства и мифологию Америки, различные формы африканской культуры и доисторической Европы, ученые – сторонники диффузионизма нашли множество подтверждений своей теории. Следы этих процессов выявляются не только методом сравнительного изучения; на нее указывает и обширный полевой материал.

Вся история культуры – это история перемещения нескольких «культурных кругов» и их механического взаимодействия («напластование»). Следовательно, диффузионисты противопоставили понятию эволюции, культурного прогресса понятие культурной диффузии, которая основывается на представлениях о пространственном перемещении, распространении культуры или ее отдельных элементов из какого-либо центра или центров. И хотя эта концепция не является общепризнанной и оспаривается большинством ученых, но в ней дан интересный вариант объяснения роли «человека путешествующего» в развитии культуры.

Вокруг концепции культурной диффузии долго не утихали теоретические споры. За проверку идеи пространственного перемещения культур брались не только кабинетные ученые, но и путешественники. Самый известный пример тому – плавания Тура Хейердала[1],

приложившего немало усилий для подтверждения гипотезы о первоначальном заселении островов Полинезии южноамериканскими индейцами культуры Тиауанако, начиная примерно с конца I тысячелетия до н. э. С этой целью он вместе с командой из шести человек совершил плавание на судне «Кон-Тики», построенном по древней технологии из бревен бальсового дерева. Им предстояло преодолеть путь в 4300 миль (8000 км) к островам Полинезии. Это путешествие, полное приключений и неимоверных трудностей, длилось 101 день. Мужественным мореплавателям удалось подтвердить гипотезу, что древние жители Перу могли доплыть до островов Полинезии не только на крепких судах, но и на добротно построенных плотах, если умело использовать благоприятные природно-климатические условия.

Удивление первых путешественников-европейцев, пересекших величайший из всех океанов, вызвало то, что в центральной его части было расположено множество маленьких гористых островов и низких коралловых рифов, отделенных друг от друга огромными пространствами воды. Большинство из этих островов было населено удивительными людьми, встречавшими европейцев на берегу с собаками, свиньями и домашней птицей. На острове Пасхи обнаружились следы древнейшей мегалитической культуры.

Ученые предлагали различные варианты ответа на вопрос: кто эти люди и откуда они пришли? Малайя, Индия, Китай, Япония, Аравия, Египет, Кавказ, Атлантида, даже Германия и Норвегия всерьез выдвигались в качестве родины полинезийцев. По мнению Тура Хейердала, «таинственные монолиты на острове Пасхи и все остальные памятники неизвестного происхождения, найденные на этом маленьком, открытом всем ветрам уединенном острове, который лежит на полпути между ближайшими островами и берегом Южной Америки, дали пищу для самых различных теорий. Некоторые исследователи обратили внимание на то, что находки на острове Пасхи во многом напоминают памятники доисторической цивилизации Южной Америки. Может быть, когда-то между островом и материком существовал мост из суши, который впоследствии опустился? Может быть, остров Пасхи и все другие острова Южного моря, на которых мы находим сходные памятники, представляют собой остатки погрузившегося вводу континента?»[2]. Ответы на эти вопросы и стремился найти Тур Хейердал, подтвердивший своими плаваниями древние истины о миграции людей и доказавший, что именно путешествие служило не только средством открытия новых земель, но и средством передачи и распространения культуры, превращая тем самым путешествия в основу культурно-исторического процесса.

Значение в православии

Псеглавец Христофор признан православной церковью святым мучеником. Его непоколебимая вера и преданность Иисусу Христу не вызывает сомнений у историков. Такие фигуры как Христофор всегда высоко ценятся и почитаются православной церковью. Это пример несгибаемой силы духа, подкрепленный неистребимой верой.

христофор святой

Имя «Христофор» возникло, как словосочетание «несущий Христа». Его возникновение объясняют несколькими версиями. По одной из них, воин был тем самым великаном, который перенес маленького Иисуса на плечах через бурлящий горный водный поток. В этом случае имя имеет буквальное значение. По другой распространенной версии, несение Христа в сердце было признано за воином во время пыток и мучений, когда даже самые преданные язычники увидели силу, с которой мученик верил Богу.

О чем просят у святого

Святого Христофора просят о защите. Часто к нему обращаются перед домашним иконостасом. При этом, вознося молитву, не обязательно иметь изображение святого перед глазами, достаточно сосредоточиться на его облике, вспомнить его заслуги, думать о силе его веры.

девушка в храме

Воину-христианину молятся по разным причинам:

  • из-за его необычной внешности к нему обращаются люди, имеющие физические недостатки, страдающие от различных недугов;
  • путешественники и водители просят защиты на дорогах во время путешествий;
  • верующие люди просят укрепить веру, помочь найти выход из трудной ситуации;
  • многие православные обращаются к мученику, когда хотят защитить себя или своих близких от соблазнов, просят указать истинный путь.

Считается, что святой помогает исцелять заразные болезни и унимать зубные боли.

Текст молитвы

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси. Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

День празднования и почитание мученика

Католическая церковь закрепила за днем 9 мая празднование и почитание святого Христофора. Особенно почитаем святой жителями европейской части континента. Его называют защитником путешественников, поэтому нередко можно увидеть медальоны или магниты с изображением святого, которыми торгуют сувенирные лавки. Он также покровительствует морякам, таксистам, водителям.

христофор святой

Христофор является покровителем Литвы, его изображение включено в основной герб города Вильнюс. На территории этого города его именем названы школы, а также главный духовой оркестр. Статуэтка Христофора святого является наградой за заслуги перед жителями Вильнюса. Церемония ее вручения проходит ежегодно накануне Рождества.

На Кубе выстроен храм, названный именем святого мученика. Жители Гаваны идут к Христофору за утешением и укреплением веры.

Египетский монастырь, выстроенный по замыслу неизвестного архитектора, полуразрушен, но по-прежнему способен приютить нескольких монахинь. Испания – одна из стран, где Христофор известен, как покровитель мореплавателей. Здесь продают амулеты с изображением святого Христофора, открыты небольшие храмы, названные его именем. Испанцы считают, что амулет, освященный в храме, защищает путешественников на море от штормов и неожиданных морских ловушек.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: