Митрополит Вениамин (Пушкарь) |
Вениамин (Пушкарь)
(род. 1938), митрополит б. Владивостокский и Приморский, ректор Владивостокского духовного училища В миру Пушкарь Борис Николаевич, родился 8 ноября 1938 года в городе Хороль Приморского края, в многодетной семье рабочего. В 1947 году семья переехала во Владивосток. Мать и бабушка были глубоко верующими, однако из-за отсутствия храма сам Борис крестился только в 7 лет. Отец его был взят на фронт в самом начале войны, вернулся искалеченным и вскоре умер от ран.
В 1957 году окончил среднюю школу в городе Владивостоке. В Советскую Армию его не взяли по болезни. Получив благословение приходского священника, Борис подал заявление в семинарию и до поступления нес послушание алтарника в храме.
Одновременно, чтобы заработать на кусок хлеба, ему пришлось трудиться слесарем-монтажником на самом крупном судоремонтном предприятии Дальнего Востока Дальзаводе.
В 1959-1963 годах учился в МДС. В 1963-1967 годах учился в МДА, окончил со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.
В 1967 году назначен преподавателем библейской истории, читал также лекции по основному богословию и логике. С 1976 года — доцент МДА.
В 1988 году рукоположен во диакона ректором МДАиС архиепископом Дмитровским Александром (Тимофеевым).
В том же году рукоположен во иерея.
В 1992 году возведён в сан протоиерея.
12 августа 1992 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Владивостокским и Приморским.
13 сентября того же года пострижен в монашество с именем Вениамин — в честь священномученика Вениамина, митрополита Петроградского и Гдовского.
20 сентября 1992 года возведён в сан архимандрита.
21 сентября 1992 года хиротонисан во епископа Владивостокского и Приморского. Хиротонию в Богоявленском кафедральном соборе города Москвы совершили патриарх Московский и всея Руси Алексий II; митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин); епископы Истринский Арсений (Епифанов), Дмитровский Филарет (Карагодин), Подольский Виктор (Пьянков).
С 1996 года является ректором Владивостокского духовного училища.
В 1996 году в Пасхальной проповеди владыка Вениамин сказал:
«… расколы одолевают Русскую Церковь. Незваные наследники рвутся побыстрее поделить «русское наследство»… со всех сторон терзают раскольники Святую Русь, со всех сторон грозят русофобы нашим национальным святыням… коварное обновленчество вновь стремится разрушить церковную жизнь изнутри, оторвать ее от благодатных корней многовекового Священного Предания, лишить преемственности и канонической безупречности. Под лозунгом церковных «реформ» и «обновления в духе времени» сторонники «либерализации» Церкви вновь стараются поколебать устои Русского Православия… Лукавая ересь экуменизма грозит чистоте и неповрежденной целостности учения церковного».
Владыка Вениамин по убеждениям — монархист. В 1995 году он прислал своего представителя на проходившее в г. Белгороде Второе Всероссийское монархическое совещание (в нем также участвовали архиепископы Белгородский Иоанн (Попов) и Курский Ювеналий (Тарасов). В епархии активно действует братство во имя св. царя-мученика Николая II. В декабре 1996 года еп. Вениамин обратился к Архиерейскому Собору 1997 года с просьбой удалить из документов Синодальной комиссии по канонизации святых противопоставление двух периодов жизни Николая II (до революции и после), поскольку, по его мнению, нельзя делить жизнь человека на этапы, решая, когда же он был свят.
В январе 1997 года выступал на пресс-конференции, посвященной перспективам канонизации Григория Распутина.
В 1996 году епархия заключила Соглашение о взаимодействии с Тихоокеанским флотом РФ в вопросе духовно-нравственного воспитания военнослужащих. В феврале 1997 года еп. Вениамин участвовал в качестве члена экипажа в походе ракетного крейсера «Варяг» в Республику Корею, в июне 1997 года — в визите крейсера «Адмирал Виноградов» в Токио.
Архиепископ Вениамин (Пушкарь) |
25 февраля 2003 года возведён в сан архиепископа.
С 27 июля 2009 года — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
С 27 июля по 6 ноября 2011 года временно управлял новообразованной Арсеньевской и Дальнегорской епархией.
6 октября 2011 года назначен главой Приморской митрополии.
8 октября 2011 года возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.
27 декабря 2011 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Свято-Троицкого Николаевского мужского монастыря посёлка Горные Ключи Приморского края [1].
28 декабря 2022 года почислен на покой в связи с достижением 75-летнего возраста. Местом пребывания митрополита Вениамина на покое определен город Владивосток [2].
Биография
Будущий владыка родился в небольшом селении под названием Хороль в Приморском крае, что на Дальнем Востоке. В миру мальчика звали Борисом. Парень рос в простой рабочей семье. Мать и бабушка Бори были очень верующими и богобоязненными людьми. Но крещение ребенка состоялось только спустя 7 лет, ввиду того, что поблизости не было храмов.
Митрополит Вениамин (Пушкарь)
Отец Бориса, Николай Пушкарь был призван на фронт с началом Великой Отечественной войны. По возвращении домой вскоре скончался от полученных во время боевых действий ранений.
Православное воспитание
Борис с ранних лет был приучен к труду и активно помогал матери и братьям. В 1947 году вся семья перебралась на постоянное место жительства во Владивосток. Здесь мальчик получил среднее образование и в 1957 году стал слесарем-монтажником крупного предприятия Дальзавод. В армию его не взяли по причине болезни.
Два года он нес послушание пономарем в единственном православном храме на Первой Речке. И в конечном счете, решил поступать в Московскую Духовную семинарию. Настоятель прихода благословил Бориса — в 1959 году он благополучно поступает в учебное заведение.
Закончив учебу в семинарии, Борис Пушкарь подает документы уже в Московскую Духовную Академию. В 1967 году он заканчивает ее и защищает кандидатскую диссертацию на тему «Доказательство бытия Божия и бессмертия души в философской системе Э. Канта и анализ их на основании христианского мировоззрения».
Интересно! Молодой человек решил связать свою дальнейшую деятельность с преподаванием в той же академии. Он был оставлен при МДА профессорским стипендиатом, после чего приступил к преподаванию нескольких дисциплин: библейской истории, логики и основного богословия.
Через девять лет Борис Николаевич становится доцентом академии.
Служение церкви
До 1988 года Борис не принимал священнического сана. И только после поездки на Святую Землю, по возвращении в Москву, он был рукоположен ректором МДА архиепископом Александром в диакона, а потом и в иерея. Так начался церковный путь владыки. Когда в 1992 году его возвели в сан протоиерея, Священный синод в начале августа на заседании принял решение о назначении Пушкаря епископом Владивостокским и Приморским.
Божественная литургия митрополита Вениамина
Спустя месяц Борис принял монашеский постриг с именем Вениамин. После этого последовало возведение в сан архимандрита. Чин хиротонии с посвящением в епископа Владивостокского и Приморского прошел 21 сентября в Богоявленском соборе города Москвы.
Владыка прибыл в подведомственную ему епархию в конце октября. Следует отметить, что ее состояние было крайне плачевным. Храмов катастрофически не хватало. Отец Вениамин ответственно приступил к исполнению своих обязанностей.
За девять лет его руководства ситуация существенно изменилась. Число приходов возросло втрое. Возродились два монастыря — Свято-Троицкий мужской и Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский. Также были учреждены две новых обители. На территории Приморского края появляется все больше новых церквей.
С 1996 года началось взаимодействие с Тихоокеанским флотом по вопросу духовно-нравственного воспитания моряков. В дальнейшем епископ не раз участвовал в военных рейсах в Корею и в Японию.
2004 год ознаменовался для священнослужителя поездкой на крейсере «Варяг» в Инчхон (Корея), где проходила церемония открытия памятника русским морякам, погибшим в Русско-японской войне.
Учреждение Приморской митрополии
Владыка Вениамин занялся подготовкой базы для учреждения духовного училища, которое возглавил впоследствии сам. Сегодня в здании также расположено управление епархии.
Духовное училище Владивостока
Через шесть лет после возведения в сан архиепископа, владыка стал членом Межсоборного присутствия Русской православной церкви. А уже в 2011 году становится митрополитом, в связи с учреждением Приморской митрополии.
Через два года, в декабре, Вениамин принял на себя настоятельство в Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре. В 2013 году владыке исполнилось 75 лет. Митрополит обратился к Священному синоду с просьбой уйти на покой. Собрание благословило святителя на дальнейшее управление епархией и поблагодарило за вклад в развитие епархии и духовное окормление вверенной паствы.
В 2022 году отец Вениамин ушел на покой с содержанием от Владивостокского Епархиального управления.
Награды
Светские
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2009 год)[7]
- Орден Дружбы
- Звание «Почётный гражданин города Владивостока» (2005 год)[8]
Церковные
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II степени (1998 год)
- Орден преподобного Сергия Радонежского II степени (2002 год)
- Орден святого преподобного Серафима Саровского II степени (2007 год)[9]
- Памятная панагия (2012)[10]
- Орден преподобного Сергия Радонежского I степени (2013 год)[11]
- Синодальный орден Курской-Коренной иконы Божией Матери II степени (2012)[12]
Сочинения
Владыка Вениамин зарекомендовал себя, как талантливый составитель гимнов. Его авторству принадлежит канон «Плач о России», который был написан по примеру Покаянного канона преподобного Андрея Критского.
Книга митрополита Вениамина (Пушкаря)
Кроме того, святитель написал Священную Библейскую историю в своем изложении. Он также всячески способствовал изданию другой просветительской литературы православных литераторов.
Примечания
- [www.srcc.msu.ru/bib_roc/jmp/02/02-02/11.htm/ Под крестом и Андреевским флагом] // Журнал Московской патриархии 02-2002
- [vladivostok.eparhia.ru/society/we/episkop/ Архиепископ Вениамин: «У меня душа морская»] // Официальный сайт Владивостокской епархии МП РПЦ
- [www.pravoslavie.ru/news/9022.htm/ Архиепископ Вениамин возвратился из похода] // Православие. Ru
- [www.patriarchia.ru/db/text/1641775.html Святейший Патриарх Кирилл возвёл в сан митрополита ряд архиереев Русской Православной Церкви]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1909396.html Журналы заседания Священного Синода от 27-28 декабря 2011. Журнал № 169]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3478892.html Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2013. Журнал № 166]
- [www.patriarchia.ru/db/text/672035.html Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин награждён орденом «За заслуги перед Отечеством»]
- [vlc.ru/city/citizens/ Почётные граждане] // Официальный сайт администрации Владивостока
- [www.patriarchia.ru/db/text/296265.html Патриаршее поздравление архиепископу Владивостокскому Вениамину с 15-летием архиерейской хиротонии]
- [www.patriarchia.ru/db/text/2481639.html Патриаршее поздравление митрополиту Владивостокскому Вениамину с 20-летием архиерейской хиротонии / Патриарх / Патриархия.ru]
- [www.patriarchia.ru/db/text/3353183.html Патриаршее поздравление митрополиту Владивостокскому Вениамину с 75-летием со дня рождения]
- [synod.com/synod/2013/20131125_vladivostokkurskicondepart.html Русская Православная Церковь Заграницей — Официальная Страница]
Отрывок, характеризующий Вениамин (Пушкарь)
– Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!.. – Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца. – Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник! Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться. – Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята! – Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности. – Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку. – И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними. У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках. – Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал. Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе. – Куда идет народ то? – Известно куда, к начальству идет. – Что ж, али взаправду наша не взяла сила? – А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит. Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку. Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов. – Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь. – Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их. – Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого. У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу. – Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу. Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала. «Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем». Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти. Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался. – У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами. Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться. – Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа. – Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе. Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа. Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d’en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным. Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии. На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ? Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.