Большинство гостей Костромы стремится посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, однако обитель отгородилась стеной от мирских дел и, видимо, имеет на то свои причины. Туристам разрешается войти только в Богоявленский кафедральный собор, где можно увидеть почитаемую со времен древней Руси чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери и приложиться к ней, а также в Смоленскую часовню с иконой-фреской Смоленской Богоматери. На остальную территорию обычным гражданам доступ запрещен.
Посещение главной монастырской святыни входит в большинство экскурсионных программ «Золотое кольцо России».
Комплекс Богоявленско-Анастасиина монастыря
Обитель относится к Костромской епархии РПЦ. В ее границах находятся храмы, две гостиницы для паломников и иногородних священнослужителей, духовная семинария, настоятельский корпус с трапезной и епархиальными службами, сиротский приют для девочек и богадельня.
Настоятельский корпус, © Slav Yakounin
В плане территория монастыря имеет ломаную трапециевидную форму, а по периметру она окружена каменным и частично деревянным забором, а также строениями, выходящими на красную линию. Въездные ворота расположены на Пятницкой улице и у колокольни, а вход в кафедральный собор и Смоленскую церковь — со стороны улицы Симановского.
Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор
Храм является главным в Костромской епархии и самым древним из сохранившихся церковных строений обители. Он был возведен в 1559–65 гг. и предположительно расписан мастерами артели Гурия Никитина в середине XVII в. Их работа не сохранилась, но после возвращения в 1990 г. монастырских зданий в лоно Русской православной церкви стены и потолочные своды храма были украшены полихромными фресками.
Росписи сводов собора, © pavlovamarina1
В 1864 г. древнее здание расширили, пристроив к нему церквушку пониже. Изначально она была выполнена из красного кирпича и ярко выделялась на фоне элегантного белого собора. В подклете в 1867 г. устроили храм преподобных Сергия Радонежского и его ученика Никиты Костромского. В потаенном месте здесь почивают святые мощи Никиты Костромского, основателя Богоявленского монастыря в Костроме, почитаемого в лике святых.
Богоявленско-Анастасиин собор получил статус кафедрального в августе 1991 года.
Смоленская церковь
Часовню возвели в 1824–25 гг. на основе располагавшейся здесь угловой юго-западной башни. В тот период настоятелем Богоявленского монастыря был алтайский миссионер, преподобный Макарий, а деньги на строительство выделил костромич Ф. Обрядчиков. Церковь освятили во имя чудотворной иконы Смоленской Божией Матери. Ее список в виде фрески был создан на стене юго-западной башни монастырской стены в 1672 г. иконописцами артели Гурия Никитина.
Смоленская часовня-церковь, © Эдуард Скворцов
Во время сильнейшего пожара 1779 г., полностью уничтожившего обитель, образ Богородицы остался невредимым. Икона-фреска не пострадала и в 1847 г., когда выгорело две трети Костромы. В те дни верующие массово шли к Смоленской часовне просить Богородицу о защите, и пламя отступило. В знак благодарности настенную икону украсили позолоченной серебряной ризой, снятой и конфискованной в 1920-е местными властями.
Сохранившаяся при пожарах фреска Смоленской Божией Матери чуть было не исчезла в «безбожные» годы. К 1990-му от нее остались одни контуры, но реставраторам древнее изображение удалось восстановить. В 2004-м спасенную икону украсили новой драгоценной ризой.
Образ Смоленской Богоматери помогает уберечься от болезней и неприятностей в пути, защитить дом от недоброжелателей и врагов.
Колокольня
Квадратная проездная башня на западной стороне монастырской ограды была надстроена восьмигранным ярусом, накрыта шатром и превращена в колокольню. Под ней проходили Святые врата, через которые сегодня можно попасть в каменную галерею, сооруженную в процессе восстановления монастыря в XIX в. Она открывает прямой путь в кафедральный собор с улицы и ограничивает доступ в обитель посторонних лиц.
Колокольня и вход в собор, ©
Памятник Феодору Стратилату
Статуя великомученика в кольчуге, со щитом, мечом и иконой в руках была установлена в монастырском дворе в 2002 г. Феодор Стратилат считается покровителем Костромы и христианского воинства, а также имеет косвенное отношение к главной святыне Богоявленско-Анастасииной женской обители — древней Феодоровской иконе Богоматери.
Статуя Феодора Стратилата в монастырском дворе, © Костромская митрополия Вконтакте
Архитектурные памятники
Самой главной постройкой является Богоявленский собор. Он был построен в четырнадцатом веке и считается вторым крупным религиозным сооружением в Костроме. На самом деле, сейчас этот собор — самое старинное сооружение, которое смогло дожить до современности в сохранности. Храм основан на четырехстолпном плане, фасады украшают закомары. Ученые убеждены что строительством данного сооружения руководили московские мастера. Вид храма менялся от века к веку во многом благодаря большому количеству пристроек. Наиболее крупные изменения произошли с храмом в шестьдесят четвертом году девятнадцатого века.
Рекомендуем прочитать:
Куда сходить в Казани вечером
Богоявленский собор
Территория монастыря включает Смоленскую церковь, которая посвящена одноименной иконе. Она имеет одну главу, очень красивый фасад. Сначала церковь была построена в классическом стиле, однако ее уничтожил пожар, после которого постройку восстановили, используя русско-византийский стиль.
Смоленская церковь Кострома
Феодоровская икона Божией Матери
Первые упоминания о схожей по написанию иконе относятся к XII в. В них указывается, что святыня могла находиться в одной из часовен Городца, а затем — в основанном на ее месте мужском монастыре. После уничтожения города войсками Батыя в 1238 г., икона исчезла, поэтому решили, что она сгорела во время устроенного монголами пожара. Однако она была вновь обретена, о чем свидетельствует несколько преданий, расходящихся лишь в датах и именах нашедших ее князей. В одной из легенд говорится, что этой иконой отец Александра Невского благословил брак сына с первой женой, дочерью князя Полоцкого Брячислава.
Феодоровская икона Божией Матери, © Дмитрий Ремезов
Исследователи считают Феодоровскую икону Богоматери списком с более древней Владимирской иконы, но единого мнения по поводу ее происхождения нет. Многие приписывают авторство евангелисту Луке, а он, как известно, жил в I в. Свое название образ Божией Матери получил благодаря явившемуся в момент второго обретения святыни видению великомученика Феодора Стратилата.
Феодоровский образ Богородицы стал одной из святынь дома Романовых, так как в 1613 г. именно этой иконой мать благословила на государев престол своего сына Михаила Федоровича — первого в царской династии Романовых. С конца XVIII в. невесты великих князей Романовых, приезжая в Россию и принимая православие, выбирали себе отчество Федоровна.
С 1891 г. икону украшал золотой оклад весом 10 кг, который богоборческая власть реквизировала в 1922-м. До 1944 года ею владели обновленцы, с 1964-го она находилась в костромской церкви Воскресения на Дебре, служившей в то время кафедральным собором. В 1991-м образ был перенесен в Богоявленско-Анастасиин монастырь. Сегодня сохранность Феодоровской иконы Божией Матери оценивается как крайне низкая, а ее обратной стороны с изображением мученицы Параскевы — как удовлетворительная.
Крестный ход, © Костромская митрополия
В церковном календаре праздник в честь Феодоровской иконы Богородицы закреплен за двумя датами — 27 марта и 29 августа. В эти дни проводится Крестный ход. Под пение и колокольный звон образ на руках проносят по улицам Костромы, после чего на людном месте совершается праздничный молебен.
Феодоровская икона Божией Матери покровительствует девушкам и женщинам, помогает невестам найти достойного спутника жизни. Ее просят облегчить роды, обрести долгожданных детей, излечиться от недугов.
Настоятели
Мужской монастырь:
- Макарий (Кучин) (1618 — 1624)
- Аггей (Колосовский) (1771 — 1773)
- Макарий (Глухарев) (1821 — 1824)
- Евгений (Баженов) (15 сентября 1824 — 1829)
- Афанасий (Дроздов) (27 июля 1829 — 1837)
- Платон (Городецкий) (20 декабря 1837 — 1839)
- Нафанаил (Савченко) (5 мая 1839 — 1845)
- Агафангел (Соловьёв) (21 сентября 1845 — 19 февраля 1849)
Женский монастырь:
- Иннокентия (Травина) (упом. 2014)
История
Мужская обитель была основана на рубеже XIV—XV вв. учеником Сергия Радонежского — Никитой Костромским. Все строения тогда возводились из дерева, и лишь в 1559 году по инициативе игумена Исайи здесь было заложено первое каменное здание — Богоявленский собор. Крупные суммы на его строительство жертвовал внук государя всея Руси Ивана Великого и двоюродный брат первого венчанного царя Ивана Грозного — удельный князь Владимир Старицкий. Спустя 10 лет его по оговору казнят, а еще через год та же участь постигнет и богоявленских монахов во главе с Исайей.
В XVI ст. к монастырю приписали две женские обители — Анастасиин монастырь, названный в честь его основательницы Анастасии, дочери Александра Донского, и Крестовоздвиженский. После государственного упразднения монастырских вотчин, они слились в единый Анастасиин-Крестовоздвиженский монастырь.
Луковичные главы, © Алексей Задонский
XVII в., несмотря на разграбление Богоявленской обители войсками Лжедмитрия II в. 1608 г., отметился обширным строительством. В это время появились новые храмы, служебные здания, каменные башни и массивное ограждение высотой 7 м.
В 1847 г. Богоявленский монастырь сгорел и был упразднен. Пострадавшие от огненной стихии костромичи принялись разбирать каменные строения для восстановления своих домов, в результате чего были безвозвратно утеряны многие здания комплекса. Спустя 16 лет Святейший Синод разрешил присоединить оставшиеся руины к расположенной по соседству женской обители, после чего монастырь стал называться Богоявленско-Анастасииным. Комплекс начал возрождаться с 1863 г. благодаря усилиям игуменьи Марии. Следующий разрушительный пожар случился в 1887 г.
Монастырская стена с колокольней (ул. Симановского) , © Алексей Панин
В 1918–19 гг. обитель закрыли и сестры разошлись кто куда. В следующем 10-летии стены, башни и несколько храмов разрушили, кладбище ликвидировали, а сохранившиеся здания использовали под архив, клуб, музей, биологическую станцию и больницу. Территорию окружили жилыми домами. В 1981 г. при очередном пожаре пострадал Богоявленский собор и погибли фрески XVII в. В 1991 г. обитель вновь ожила. Сюда пришли монахини из Пюхтицкого Успенского монастыря, и вскоре начались богослужения.
Престольный праздник Богоявленско-Анастасиина монастыря отмечается 4 января, в день памяти Анастасии Узорешительницы.
Расписание богослужений в Богоявленском соборе
В будние дни утренние службы обычно начинаются в 07:30, в выходные — в 08:30. Вечерние богослужения проводятся в 17:00. Праздничные и воскресные службы возглавляет митрополит Костромской епархии.
© Костромская митрополия Вконтакте
Богоявленско-Анастасиин монастырь: расписание богослужений митрополита на официальном сайте
Вход в Богоявленский Анастасиин монастырь: панорама на google.maps
Как доехать до Богоявленско-Анастасиина монастыря
До ближайшей остановки «Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор» следуют автобусы № 2 и 57. До остановки «Пятницкая улица» можно доехать:
- автобусами — № 1, 48, 56, 81, 99, 105, 107, 109, 387;
- маршрутками — № 21;
- троллейбусами — № 2, 7, 9.
Схема движения общественного транспорта Костромы и маршруты онлайн
В Костроме работают популярные мобильные приложения такси Gett, Maxim, Везёт (Рутакси), Яндекс Go. Для составления собственного варианта поездки можно воспользоваться удобным сайтом.
Богоявленско-Анастасиин монастырь: видео
Описание архитектуры
Облик монастырского комплекса претерпевал много изменений на своем веку. Его двор напоминает вытянутую трапецию. Самое старое здание, дошедшее до нашего времени — Богоявленский кафедральный собор. Он отличается сдержанностью внешнего вида.
Крыша храма увенчана луковичными золотыми главками. Внизу имеется подклет.
В настоящее время на территории обители имеется еще колокольня, церковь Смоленской иконы Божьей Матери и собор Богоявления. До революции здесь была Никольская церковь в стиле барокко, собор св. Иоанна Богослова и Трехсвятительская церковь.