Понятие царской литургии в православии
После февральской революции 1917 года Святейший Синод под давлением Временного правительства упразднил царские дни и изменил содержание литургии, исключив прошения, касающиеся царственной особы.
В Российской империи было установлено 10 праздничных дней в честь торжественных событий в жизни членов царской семьи.
В каждом случае служился свой молебен:
- в день рождения – благодарственный;
- коронования – по особому чину;
- тезоименитства – одноименному святому.
С марта 1917 года эти богослужения были отменены. В память о расстреле царской семьи в Екатеринбургской епархии ежегодно с 14 по 19 июля проводятся богослужения с крестным ходом до места гибели царственных особ.
В Задонском монастыре ввели в практику чин заказной литургии под названием Царская. Это богослужение имеет отличия от заказной обедни и проскомидии.
Церковным уставом в нее включены:
- проскомидия;
- обедня;
- ектения;
- особое прошение.
Во время литургии читаются только те имена, что были поданы в записке на эту требу.
Проскомидия или обедня
Чем отличается обедня от проскомидии? Обеднею по-простому называют Литургию, которая длится с утра до обеда, а проскомидия — первая часть ее.
Во время обедни священник читает имена, а певчие поют «Достойно есть».
Что заказать для поддержания во здравии близких людей молебен или проскомидию? Ответ лучше всего получить у своего духовника.
Порядок проведения проскомидии
Священники особым образом готовятся к проведению литургии, после которой православные могут принять причастие, одно из семи Таинств Церкви.
Прихожане на первую часть Литургии приносят хлеб, другие приношения, церковнослужители готовят вино и специальный хлеб для причастия.
Священнослужители надевают наряд, соответствующий Литургии, чтобы в алтаре совершить особый обряд — представление перед Господом людей, за которых просят родные и близкие.
Священнодействие происходит при закрытых вратах, в алтаре, подчеркивая таинство прихода Спасителя, невидимое многими. Священник каждое имя провозглашает вслух, при этом произносит «Помяни, Господи (имя)».
После чтения входных молитв, иерей надевает праздничные одежды и производит омовение рук.
Далее следует приготовление символа чистоты — Агнца. На каждую Литургию выпекается 5 просфор как напоминание о чуде, когда Иисус пятью хлебами накормил 5000 человек, не считая женщин и детей (Матю14:13-21)
Из первой агничной просфоры священником вырезается средняя часть в виде четырехугольника — Агнец.
До рождения Иисуса Христа по Ветхому Завету искупить грехи можно было только жертвой убитого животного. Грешил человек, а убивали невинную тварь. Бог больше не захотел крови невинных животных, послал на землю Своего Сына, который стал последним Агнцем, принесенным в жертву за грехи мира. Только верующий в Иисуса Христа, принявший его жертву за свои грехи, спасется.
Вынимание середины напоминает одновременно о рождении и смерти Христа.
Дискос, потир, звездица, копие, лжица
Значение предметов в Литургии
Каждая вещь, используемая в первой части Литургии, имеет особое значение. Дискос, на него кладется вырезанная середина из первого хлеба, символизирует ясли, в которых родился Спаситель, и гром, где Он был погребен.
Протыкание копьем правой стороны середины вынутого куска делается в память о том, как стражник пробил правое ребро Иисуса, и из него полилась Кровь с водой.
Для наливания вина, разбавленного водой, используется специальная чаша — потир.
Далее священник переходит к остальным четырем просфорам.
Из второй, Богородичной просфоры, вынимают середину в виде треугольника, при этом поминают Богородицу. Треугольную часть кладут справа от четырехугольной части — символа Агнца.
С левой части Агнца выгладывают 9 частей «девятичинной», третьего священного хлеба, символизирующих святых.
Под «ноги Агнцу» кладутся 2 части, вынутые из четвертой просфоры. Она часть — живущие священнослужители, вторая — все миряне православной церкви.
Часть пятого хлеба — символ памяти усопших.
Для справки! Из хлебов, поданных мирянами, священник вынимает столько частиц, сколько имен записано в поминальных списках. Далее читается молитва за здравие.
Помяни, Господи Иисусе Христе, Боже наш, милости и щедроты Твоя от века сущия, ихже ради и вочеловечился еси, и распятие и смерть, спасения ради право в Тя верующих, претерпети изволил еси; и воскрес из мертвых, вознеслся еси на небеса и седиши одесную Бога Отца, и призираеши на смиренныя мольбы всем сердцем призывающих Тя: приклони ухо Твое, и услыши cмиpeннoe моление мене, непотребнаго раба Твоего, в воню благоухания духовнаго, Тебе за вся люди Твоя приносящего. И в первых помяни Церковь Твою Святую, Соборную и Апостольскую, юже снабдел еси честною Твоею Кровию, и утверди, и укрепи, и разшири, умножи, умири, и непреобориму адовыми враты во веки сохрани; раздирания Церквей утиши, шатания языческая угаси, и ересей востания скоро разори и искорени, и в ничтоже силою Святаго Твоего Духа обрати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Богохранимую страну нашу, власти и воинство ея, огради миром державу их, и покори под нозе православных всякаго врага и супостата, и глаголи мирная и благая в сердцах их о Церкви Твоей Святей, и о всех людех Твоих: да тихое и безмолвное житие поживем во правоверии и во всяком благочестии и чистоте. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй Великаго Господина и Отца нашего Святейшего Патриарха Алексия, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя, иереи же и диаконы, и весь причет церковный, яже поставил еси пасти словесное Твое стадо, и молитвами их помилуй и спаси мя грешнаго. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй отца моего духовнаго (имя его), и святыми его молитвами прости моя согрешения. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй родители моя (имена их), братию и сестры, и сродники моя по плоти, и вся ближния рода моего, и други, и даруй им мирная Твоя и премирная благая. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй по множеству щедрот Твоих вся священноиноки, иноки же и инокини, и вся в девстве же и благоговении и постничестве живущия в монастырех, в пустынях, в пещерах, горах, столпех, затворех, разселинах каменных, островех же морских, и на всяком месте владычествия Твоего правоверно живущия и благочестно служащия Ти, и молящияся Тебе: облегчи им тяготу, и утеши их скорбь, и к подвигу о Тебе силу и крепость им подаждь, и молитвами их даруй ми оставление грехов. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй старцы и юныя, нищия и сироты и вдовицы, и сущия в болезни и в печалех, бедах же и скорбех, обстояниих и пленениих, темницах же и заточениих, изряднее же в гонениих, Тебе ради и веры православныя, от язык безбожных, от отступник и от еретиков, сущия рабы Твоя, и помяни я, посети, укрепи, утеши, и вскоре силою Твоею ослабу, свободу и избаву им подаждь. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй благотворящий нам, милующия и питающия нас, давшия нам милостыни, и заповедавшия нам недостойным молитися о них, и упокоевающий нас, и сотвори милость Твою с ними, даруя им вся, яже ко спасению прошения, и вечных благ восприятие. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй посланныя в службу, путешествующия, отцы и братию нашу, и вся православныя христианы. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ихже аз безумием моим соблазних, и от пути спасительнаго отвратих, к делом злым и неподобным приведох; Божественным Твоим Промыслом к пути спасения паки возврати. (Поклон)
Спаси, Господи, и помилуй ненавидящия и обидящия мя, и творящия ми напасти, и не остави их погибнути мене ради, грешнаго. (Поклон)
Отступившия от православныя веры и погибельным ересьми ослепленныя, светом Твоего познания просвети и Святей Твоей Апостольстей Соборней Церкви причти. (Поклон)
После молитвы все частички, символизирующие людей, поданных в записках, выкладываются на дискос. Сотворенный образ символизирует единство Церкви как земной, так и небесной, сердцем которой является Иисус Христос, Агнец Божий.
Как в мире, на дискосе представлены живые, усопшие, больные, заблудшие — люди мира, которые так любимы Богом.
После окончания Литургии все кусочки, символизирующие людей, за которых молились, опускаются в потир с вином. Это прообраз уникального действия — все, кто находится около Иисуса, будут очищены Его Кровью от всех грехов, получат прощение.
Порядок проведения
Божественная литургия по царскому чину ведется в традиционной последовательности, но с добавлениями в богослужение во время проскомидии, ектении и заключительного молебна имен, указанных в требе и специальных молитв и прошений. Последовательность проведения заказной службы зависит от назначения: об упокоении усопших или о здравии болящих.
Чин служения об упокоении в Задонском монастыре включает в себя упоминание имен из заказной записки:
- на проскомидии;
- несколько раз на сугубой ектенье с дополнительными прошениями;
- в молитве священника после возгласа.
Также поется заупокойный кондак на Входе «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих…», добавляются заупокойные апостольские и евангельские чтения.
Чин богослужения о здравии включает в себя дополнительные молитвословия:
- на проскомидии – специальная молитва из иерейского молитвослова;
- на великой ектении – шесть прошений из молебна о недужных;
- тропарь, прокимен, чтения из Священного Писания о недужных;
- на сугубой после евангелистского прочтения – три прошения о недужных из Служебника;
- после возгласа на сугубой священник читает выдержку из молебна о болящих «Владыко Вседержителю…».
Литургии по царскому чину о здравии и упокоении в храме проводятся раз в неделю, с благословения настоятеля монастыря. Вставки в текст богослужения не должны противоречить Типикону, поэтому имеются ограничения на исполнение заказа по времени.
Символ Веры
В старинную церковь святых Апостолов Петра и Павла в центре Самары всю неделю с утра до вечера идет народ. Нет, наверное, крещеного самарца, кто не побывал бы в этом удивительном храме, принимающем радушно всех, не поставил свечку у иконы и не помолился, вздыхая, за себя, своих родных и близких. И заказал бы обедню «за здравие» и «за упокой».
Обедней называют литургию (с греч. общественное служение), главную службу в Церкви. На литургию христиане подают записки о здравии или о упокоении, чтобы за тех, кого они написали, была совершена служба.
Молебен — это служба о здравии. Это особое богослужение, при котором верующие просят Господа и Его святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благодеяний. Некоторые молебны принадлежат к общественному богослужению и совершаются в храмовые праздники или в особо установленное время, обычно они совмещаются с чином малого освящения воды. Иногда к молебну прибавляется пение акафиста Спасителю, Богородице или святым.
Крестный ход. 1893. Илларион Прянишников.
Терпеливо стоят Православные в длинной очереди в два окошечка в регистратуру — небольшую деревянную каморку, пристроенную изнутри у западной стены храма, — чтобы заказать обедни и сорокоусты. А на Литургии у открытых Царских врат священник с диаконом будут читать записанные имена, услышишь дорогой список, и весь храм вместе с тобой будет молиться и за твоих дорогих. Интересно, что обедней называют как Литургию – самое важное Богослужение, во время которого совершается Святейшее Таинство Причащения, так как ее положено совершать в полуденное (обеденное) время, так и записочку с одним именем, которое будет поминаться за Литургией. Обедня – проявление нашей любви друг к другу. Может быть, поэтому так велика ее сила? Когда все земные средства спасения исчерпаны, прибегает отчаявшийся человек к силе обедни. И она – спасает как живых, так и ушедших в вечность, ведь за гробом покаяния нет, а христианская молитва за них может умолить Правосудие Божие и облегчить мучения грешников и даже из ада вывести. Какова сила обедни – об этом хорошо знают матушки, чье служение в церкви -с утра до вечера писать в регистратуре Петропавловки длинные списки «о здравии» и «о упокоении» Православных имен. Алевтина Тимофеевна Куликова, мать настоятеля Петропавловской церкви протоиерея Александра Куликова и клирика этой же церкви иерея Илии Куликова: — Работать в регистратуре нелегко — с 6-ти утра до 6-ти вечера. Сидишь без движения, и ноги опухают, и спина болит. Но радость есть – ты работаешь в церкви! Дома неинтересно, а тут душа радуется – ты в церкви! И делом-то каким занимаешься — записываешь обедни. Сила-то только в обедне, обедней все можно совершить. Выше обедни ничего нет. Блаженная Паша Дмитриевская говорила моей маме: «Два села собери и накорми, а одна обедня выше!» Вот что такое обедня! Я давно знала, что обедня – самое высшее. И когда сыновья стали подрастать, а я целый день на работе, чтобы они не попали в беду, решила их спасать обеднями и сорокоустами. И стала все время за них заказывать обедни. Тетя Нюра Живагина говорила мне: «Лучше всего заказывай в монастыре». Тогда все монастыри закрыты были, но была открыта Троице-Сергиева Лавра в Загорске. И я туда старалась ездить как можно чаще, по трехдневным путевкам в Москву. Все по магазинам бегают, а я с вокзала сразу в Загорск и на последние копейки заказывала обедни и сорокоусты за детей. Николаю Угоднику покупала и ставила самые большие, рублевые свечки – сколько раз он меня выручал! Так дети на обеднях и выросли. Все трое сыновей стали священниками. Бывает, придет женщина и закажет всего одно имя. Я тогда ей подсказываю: «Закажите своей умершей маме сорокоуст на год, не пожалейте. Вам Господь пошлет потом денег. Вдруг ей там плохо, вы поможете ей». – «Нет, не надо!», — а сама в дорогих мехах. И так больно становится: эх, мы какие! Но в основном говорят: «Давайте! А отцу тоже можно?» — «Конечно! А живы будем – через год еще им закажете сорокоуст на год, и так будете заказывать до конца дней». Когда спрашивают: «Подскажите, что и как заказать, мы не знаем», — я всегда советую матери и отцу заказать сорокоуст на год и обедни. Я сама постоянно заказываю своим сорокоусты, обедни и все время благодарю Бога за эту возможность. Матрена, которая записывает у нас в углу сорокоусты, рассказывала, что недавно пришла женщина, заказала за умершего мужа сорокоуст. А через два дня он ей приснился. Она спрашивает: «Как ты там?» — «А я вчера получил бумажку и по ней меня кормят». И она пришла и заказала за него сорокоуст уже на год.
Татьяна Дружинина: — Здесь и психологически, и физически трудно работать. По 12 часов, в выходные и все праздники. Идет весь город, пишешь-пишешь – спина отваливается. Мы записываем сорокоусты, а потом еще переписываем их в синоды и отдаем в алтарь. Люди всякие идут, и некрещеные порой, многие не знают, что такое обедни. Пришел мужчина и требует: «Запишите Мусика». – «А как она в крещении?» — «Нет, как я ее звал, так и запишите!» Некоторые не знают полное имя. Говорят: «О упокоении Фени» «Как ее записывать – Феона, Феоктиста, Феодосия?» — «Не знаем, звали тетя Феня». Иногда смешное бывает. Спрашиваю: «Усопший человек?» — «Усопший, усопший, совсем усопший». Одна женщина пришла и говорит: «Запишите за упокой моего болящего сына» — «Он же умер» — «Запишите, он же болел!». Потом снова пришла: «Подчеркните его имя красным карандашом». А мы для батюшек подчеркиваем листочки о здравии — красным, о упокоении — синим. Мы отказались – пошла жаловаться батюшке. Ей после этого сын снится ночью и говорит: «Ты что девчонок мучаешь? Какой я больной?!» А сегодня пришел один и говорит: «Запишите о здравии России!» Не все знают, что записывать можно только крещеных людей, нельзя – некрещеных. И животных, конечно, тоже нельзя. Одна говорит: «Запишите Ваську». Записываю о упокоении Василия. Она продолжает: «Пусть помолятся за него, такой хороший был котик, член семьи». Один мужчина говорит мне: «Отец меня не воспитывал, и я его записывать не буду». Убеждаешь, что все равно нужно записать. Некоторые записывают Ленина, Сталина, а то и Чингиз-хана, или разных литературных героев, пишут целые такие списки. Многие самарцы, которые постоянно ходят в храм, всегда записывают о упокоении, кроме своих родных, наших самарских, которых мы почитаем как святых, хотя они еще и не прославлены. Вот, как я заметила, кого особенно почитает сегодня в Самаре русский народ: Митрополита Мануила, Митрополита Иоанна, схиигумена Савву, схииеромонаха Сампсона, схимонахиню Марию (Матукасову), схимонахиню Софию (Горяинову), протоиерея Иоанна Букоткина, блаженного Иоанна, блаженного Василия, игумению Марию, схиигумена Иеронима, протоиерея Николая. Еще Патриарха Диодора и Патриарха Пимена. Эти имена мы уже затвердили наизусть. И вот еще: все годы в регистратуру шли заказывать обедни и сорокоусты только женщины. Мужчин было два-три, и мы их знали. А с середины этого лета пошли мужчины, старые и молодые, «новые русские», интеллигенты, – разные, мужчин стало гораздо больше в церкви. Почему, не знаю, но это какой-то знак. Вера Вельмяйкина: — Много интересного нам рассказывают. Один мужчина рассказывал: «Положил я на канун продукты, а ночью мне снится сон: все мои усопшие родные сидят и кушают мои продукты, именно те, которые я положил, но сидят почему-то в темноте». Я проснулся и вспомнил: «А свечку-то я не поставил!». Другой рассказывал: «Заказал я сорокоуст и вижу во сне покойного, он держит эту квитанцию и говорит: «Меня теперь в столовой кормить будут, у меня справка есть!». А мне самой раз снилось, что какой-то голос говорит: «Если отстоишь обедню, то и панихиду стой!» А вот еще интересно. Мне одна бабушка с Красной Глинки рассказывала, что она всегда заказывала своей покойной маме сорокоусты, а однажды у нее не было денег, и она решила очередной сорокоуст не заказывать. И снится этой бабушке сон: ее мать Анастасия стоит возле нашей регистратуры и говорит: «Скоро меня выпишут!» И эта бабушка побежала и тут же заказала ей сорокоуст. Очередь здесь стоит невидимо и все ждут, когда их запишут. Татьяна Дружинина: — Загробный мир существует! Я видела сон: огромный зал ожидания, как на вокзале, у всех головы опущены, в руках бидоны, кастрюли и все ждут, когда их «накормят». Вера Вельмяйкина: — Некоторые приходят и говорят: «Вот, заказывала все время ему сорокоуст о здравии и забыла продлить, и он заболел. Запишите его скорее». Батюшка Максим уехал в Москву на учебу, а Зинаида-подсвечница заказывала ему обедни, он этого не знал. Приезжает и говорит ей: «Я чувствовал твои обедни». Все чувствуют, что обедня помогает. У меня самой так было: когда мне делали операцию аппендицита, все здесь в храме заказывали за меня обедни. Все еще в палате держались за бок, а у меня не болело, я бегом бегала, через два месяца поехала в деревню, воду таскала, коров доила и ничего не болело. Многие приходят и записывают одни и те же имена, я уже их наизусть знаю и пишу сама. А кого пропустят, им напоминаю: «Того-то пропустили». А некоторые так и говорят: «Моих пиши! Ты должна их помнить!»
Пасха. Николай Пимоненко. Начало 20 в.
Татьяна Дружинина подхватывает: — Мы своих всех записываем все время. Мы знаем силу обедни. Если постоянно записывать обедни, любое каменное сердце можно растопить, направить на правильную дорогу, только чтобы был крещеный. Вера Вельмяйкина: — Одна женщина приходила каждый день и заказывала обедни. У ее сестры болел отрок, лежал в реанимации в тяжелом состоянии после автокатастрофы, у него что-то было с головой. А потом она пришла и говорит: «Только церковь помогла, он выздоровел». А еще у одной женщины сын был наркоманом и уже принимал огромную дозу наркотиков, и его мать каждый день заказывала у нас обедни. И он бросил колоться и стал жить в чистоте, сейчас ходит в храм, молится, знакомых парней своих всех покрестил, ездит в Ташлу к чудотворной иконе и на источник. Такова сила обедни. А вот что мы заметили: деньги, которые нам дают на обедни, – не грязные. Мы тут и едим, не моем руки – некогда ходить их мыть — и не болеем. Мы знаем, что эти деньги – другие. Это, конечно, грязь, моешь руки после работы – с них грязь течет, но эта грязь не жжет и не разъедает, как обычная грязь. Все, и даже деньги освящаются обедней. О деньгах мои собеседницы заговорили случайно. Но я воспользовалась случаем и спросила о зарплате. Оказалось, что эти скромные церковные труженицы получают очень маленькую зарплату, гораздо ниже, чем в «миру». Но работу свою любят и не променяют на другую. Вере, самой молодой из них, дал благословение на этот труд старец. И сколько таких вот тихих тружениц записывают безконечной чередой имена для Неба по белокаменным храмам Святой Руси!..
Заказ треб на Святой Земле
Поминовение на Божественной Литургии Водосвятный молебен Молебен о здравии Молитва об упокоении Молитва о здравии Свеча о упокоении Свеча о здравии Сорокоуст о упокоении Сорокоуст о здравии Панихида
Нравится
SocButtons v1.5
Как заказать чин
Царская литургия заказывается подачей заказной записки в свечной ящик.
Существуют определенные правила ее подачи, которые необходимо соблюдать:
- Заказать поминовение можно только крещеных в православие и веривших/верующих в Бога. (Крещеных в малолетстве, но активно противоборствующих Православной Церкви поминовать не следует).
- Имена указываются, данные при крещении, в родительном падеже.
- Не родившихся детей записывать «О здравии» нельзя, так как они некрещеные.
- Записка должна иметь заголовок (Записка на царскую литургию об упокоении/о здравии).
Заказную записку заполняют аккуратным разборчивым почерком. Одновременно с заказом требы полагается делать пожертвование на нужды храма.
Отделение второе
Дух всего священнодействия выражает единодушное устремление мыслей и желаний царя и верноподданных к Отцу светов, да ниспошлет свою благодатную помощь Государю для мудрого и благоуспешного управления царством. Накануне высокоторжественного дня, в который имеет совершиться священное коронование и святое миропомазание над царственными особами, прежде всенощного бдения совершается молебное пение о предстоящем священнодействии во всех соборных и приходских Церквах царствующего града. Всенощное бдение и, после того, вечернее правило для готовящихся ко причащению Святых Таин, царственные особы слушают в одном из соборных храмов Кремлевских (так как священное коронование всегда совершается в первопрестольной Москве). В самый день коронования, пред совершением Литургии, члены святейшего Синода, все архиереи и прочее избранное духовенство, собранное в столицу для сего торжества, совершают молебное пение о многолетнем здравии Государя и Государыни в большом Успенском соборе; непосредственно после молебного пения читаются обычные часы литургийные. По совершении этого, все духовенство в полном облачении ожидает на паперти шествия Государя Императора и Августейшей его супруги. Во время шествия Государя предносятся царские регалии, которые на паперти встречаются благовонным каждением и окроплением святой водой; принесенные регалии полагаются на приготовленном столе возле престола государева. От царских палат до храма большого Успенского собора, протопресвитер оного провождает благочестивейшего Государя и Государыню со святым крестом, и окропляет путь пред шествием их святой водой. На паперти, духовенство, встретив благочестивейшую царскую чету с крестом и священной водой, входит во храм, предшествуя Государю и Государыне, при пении певчими псалма (100-го): милость и суд воспою Тебе Господи…
, в котором изображаются действия мудрого правления царского. Сотворивши благоговейное поклонение пред Царскими вратами и наместными иконами, благочестивейшая чета царская восседает на приготовленном среди храма императорском престоле. От ступеней трона до Царских врат располагаются по обе стороны духовные лица, имеющие быть в священнослужении. Перводействующий иерарх восходит потом на амвон трона и предлагает Государю, чтобы он, по древнему обычаю христианских монархов и боговенчанных предков своих, исповедал вслух всех верноподданных своих Православно-Кафолическую веру. Государь, как блюститель веры Православной и защитник ее уставов, после вопроса иерарха:
како веруеши?
гласно читает Символ веры. По исповедании Символа веры, иерарх выражает благожелание:
благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою!
Что самое тихо выражают и прочие святители. По обычном благословении первосвятителя, певчие поют стихиру к Пресвятому Духу:
Царю небесный…
, потом возглашается великая ектения, в которой, после моления о Царской Фамилии, предлагается несколько предметов моления сообразных со священнодействием венчания и миропомазания, молимся, чтобы Господь даровал Государю благопоспешное и долгоденственное царствование, чтобы Господь укрепил оружие его и
весь состав его исполнил
и проч. По ектении поется:
Бог Господь и явися нам…
и тропарь:
спаси Господи люди Твоя….
За тем читается паримия из пророка Исаии730, в которой небо и земля призываются к веселию ради особенного Божия промышления о своем народе. В Апостоле (Рим.13:1–7) внушается повиновение предержащей власти, и в Евангелии (Мф.22:15–22) сам Господь повелевает воздавать
кесарева кесареви и Божия Богови.
По прочтении Евангелия, Император украшается царскими регалиями: 1)
порфирою
(
πορϑυρὶς
– пурпуровая одежда), 2)
короною
(corona – венец), а потом даются в руки Государя 3)
скипетр
(
σκῆπτρον
– трость или жезл триумфальный) и 4)
держава
– небольшой шар, что означает пространство отечества, которым он управляет. Каждая вещь благословляется перводействующим иерархом от имени Святой Троицы. Умилительное и трогательное зрелище, когда Государь, прежде возложения царской короны на главу свою, преклоняет ее к первосвятителю, который, возложивши свои святительские руки на главу Императора, молится вслух от лица всех предстоящих, чтобы Господь призрел на того, которого благоволил избрать для управления народом, искупленным честною кровью единородного Сына Божия, и умоляет Господа смирением Государя, подклонившего, подобно рабам Божиим верноподданным его, главу свою единому Царю человеков, чтобы сохранил его под покровом своим, и удостоил его
делати благоугодная пред Ним
. Когда Государь возложит на главу свою корону, по благословению первосвятителя от имени Святой Троицы, то тогда же он указывает Государю на значение короны, украсившей главу его. Он говорит ему, что Царь славы Христос невидимо венчает его, как главу всероссийского народа, и с сим вручает ему предержащую власть над людьми своими. Подавши скипетр и державу с тем же благословением от имени Святой Троицы, святитель говорит Государю, что сии регалии суть образ данного ему от Бога над людьми самодержавия. Потом корона и порфира возлагается также на Государыню Императрицу, к главе которой Государь прикасается своею короною, прежде возложения на нее ее короны. Богом венчанные и превознесенные царственные особы приветствуются многолетием, по возглашении протодиаконом полного титула царского, как обыкновенно возглашается на царских часах пред праздниками рождества Христова и Богоявления. Во время пения многолетия верноподданные приносят поздравления с троекратным поклонением. После того, Государь Император вслух всех возносит с коленопреклонением умилительную молитву к Богу, чтобы Господь наставил его в великом служении царствования, чтобы послал ему премудрость, приседящую престолу его, с которой бы он уразумел, что
благоугодно Богови
. Сердце свое предает в руки Божии для устроения блага врученных ему людей. После молитвы царской, перводействующий иерарх от лица всех верноподданных, также с коленопреклонением, возносит трогательную молитву, в которой умоляет Господа, чтобы даровал боговенчанному Государю разум и премудрость для праведного суда, чтобы показал его врагам победительна, злодеям страшна, добрым милостива и умножил дни жизни его в нерушимом здравии и даровал вся потребная к временной и вечной жизни. Обряд венчания заключает приветственная речь от первосвятителя и молитва славословия, певчими исполняемая:
Тебе Бога хвалим
.
Примеч.
Последняя молитва, произносимая перводействующим иерархом с коленопреклонением, равно как Апостол и Евангелие, каждый год повторяется на благодарственном молебне, совершаемом в день коронации и восшествия на престол Государя Императора.