№26 (635) / 4 июля ‘11
Паломничество
г. Рязань
В 2000 году, по благословению митрополита Симона, был сформирован приход храма сначала во имя Свт. Николая, так как Святые Царственные Страстотерпцы еще не были прославлены, а храм в их честь уже решили начинать строить, веря, что их должны прославить. Так же считал и Владыка Симон, поэтому благословил это строительство. Вскоре так и получилось. Потом приход переименовали в честь Святых Царственных Страстотерпцев. 31 декабря 2000 г. был поставлен и освящен крест. Через несколько дней произошло непредвиденное: крест спилили и топтали ногами (на кресте остались следы подошв). Прихожане не отступили, перед восстановленным крестом читался ежедневно акафист.
Земля была получена в аренду в 2002 году, и началось строительство храма: совершен чин закладки первого камня в основания, завезен деревянный сруб под храм, который вскоре был установлен и освящен. Освящение совершил митрополит Симон. Просуществовал деревянный храм недолго, чуть больше года: в ночь с 8 на 9 ноября его сожгли. Тех, кто совершил поджог, так и не нашли, но к тому времени началось строительство каменного храма. Освящение нового храма 12 октября 2008 года совершил архиепископ Рязанский и Касимовский Павел.
В храме есть особо почитаемые иконы. Одна из них, Спас Нерукотворный, конца XIX – начала XX века, хранилась в частном доме, и, когда дом сносили, икону передали в храм. Икона Державной Божией Матери была куплена в Москве 28 февраля 2004 года. После молебна с акафистом она замироточила, мироточение длилось весь день. Икона Святых Царственных Страстотерпцев была привезена 17 июля 2006 года, был отслужен молебен, состоялся Крестный ход. И тут случилось сразу два чуда: у одной женщины долгое время были тяжелые финансовые трудности, и после молитв пред иконой все ее проблемы легко и быстро разрешились; у другой женщины чудесным образом прошла опухоль, хотя были уже определены сроки операции.
п. Сонково, Тверская обл.
Домовая приписная церковь в честь Святых Царственных Страстотерпцев открыта 6 января 2002 года стараниями протоиерея Сергия Цветкова. Церковь приписана к Крестовоздвиженскому храму с. Поводнево Сонковского района и находится во временно предоставленном помещении администрации поселка.
г. Пермь
Приход был основан казаками Прикамья в мае 1997 года и первоначально именовался Свято-Георгиевским.
В ноябре 1997 года на территории больничного городка 9-й медсанчасти г. Перми приходом была открыта часовня во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона. Летом 1998 года она была значительно расширена и преобразована в больничный храм.
21 сентября 2001 года приходом был заложен деревянный храм в честь Святых Царственных Страстотерпцев в микрорайоне Нагорный Индустриального района Перми по адресу: улица Архитектора Свиязева, 19.
Первая служба, праздничный молебен в честь Святых Царственных Страстотерпцев в новом храме был совершен 17 июля 2002 года. 2 сентября 2002 года была отслужена первая Божественная литургия.
21 февраля 2003 года Указом № 47 Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, приход Святого Великомученика Георгия Победоносца был преобразован в приход Святых Царственных Страстотерпцев.
По благословению епископа Иринарха, храм Святых Царственных Страстотерпцев является казачьим.
г. Черногорск, Хакасия
Часовня в честь Царственных Страстотерпцев при Богородице-Рождественском храме.
г. Ижевск
В Ижевске почитали эту Святую Семью еще до причисления Царственных Страстотерпцев к лику святых, проходили крестные ходы, писались иконы.
В 2002 году на Северном кладбище Ижевска был установлен Поклонный крест на месте будущего строительства храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев.
В 2005 году, за несколько зимних месяцев, было возведено здание храма. 9 мая, в День Победы, на купола установили кресты; церковь Царственных Страстотерпцев была открыта. Благоустройство храма и территории закончили к первому престольному празднику храма.
г. Курск
Храм Царственных Страстотерпцев в Курске освящен 11-го декабря 2010 года. Построенный и благоукрашенный всего за два года храм (автор проекта В.Н. Михайлов, главный инженер М.И.Новиков) встречал прихожан и гостей великолепным убранством. Справа от входа находится большая икона Святого Государя Императора Николая Александровича в полный рост. Прекрасный резной иконостас изготовлен щигровскими мастерами из Свято-Троицкого братства Курской епархии. В его нижнем ряду, местночтимых святых, с правой южной стороны находятся иконы Царственных Страстотерпцев, Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары, Святейшего Патриарха Тихона. Иконы Святого Царя Николая помещены и на главном храмовом паникадиле. Воистину – «Царский храм», где молитва к Царю царствующих соединяется с молитвой к Святому Русскому Царю, пребывающему у Престола Всевышнего.
г. Москва
На Валаамском подворье Москвы еще до 2000 года (официального прославления) появилась часовня Царственных Мучеников. Эта была мудрая и смелая по тем временам акция – освятить часовню в честь еще непрославленных святых! Тогдашнему настоятелю Валаамского монастыря игумену Андронику (Трубачеву) удалось получить от Святейшего Патриарха благословение на почитание Царственных Мучеников как «местночтимых святых». Часовня была расписана фресками, которые до сих пор являются одними из самых удачных изображений Святых Царя и Царицы. Здесь как-то особо переживается предстояние тем, кто молится за всю Россию, кто слышит воздыхания о каждом русском человеке. Очень важно помолиться за усопших, за наших предков, за тех, кто жил в то время, когда Россия отказалась от Царя…
В других номерах:
Святая Земля в Ясенево, или Очень необычный храм
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В отличие от многих других мировоззрений, наша Православная вера глубоко укоренена в реальных событиях. Церковь исповедует, что в Господе нашем Иисусе Христе Бог стал человеком, во всем подобным нам, кроме греха — и произошло это в определённый момент человеческой истории и в определённом месте.
Поэтому каждому христианину так бесконечно дорога Святая Земля, где воплотился, проповедовал, принял крестную смерть за нас и воскрес из мёртвых Господь наш Иисус Христос. Поэтому не иссякает — а только увеличивается — поток благочестивых паломников из нашей страны, которые хотят увидеть своими глазами места, где совершились спасительные деяния Господа, пройти по тем дорогам, по которым ходил Он, вдохнуть тот же воздух, окинуть взором тот же горизонт.
В наше время путешествовать стало легче — но все равно не все это могут себе позволить. А столетия назад только очень немногие могли отправиться в Иерусалим сами. Но Святая Земля всегда была в сердцах православных христиан; поэтому у нас, на Руси, и возник обычай воспроизводить святые места в храмах и монастырях. Самым масштабным усилием такого рода является Новый Иерусалим под Истрой — Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь, который был основан в 1656г. патриархом Никоном. Во время строительства местам по берегам реки Истры были усвоены библейские названия: Вифлеем, Галилея, Елеон, Гефсиманский Сад и гора Фавор. Даже река была здесь переименована в Иордан. В монастырском Храме была воспроизведена Кувуклия — “царская опочивальня”, гробница, где был погребен и воскрес Господь.
Кувуклия (Гроб Господень) была воспроизведена и на Валааме, в знаменитом Воскресенском Ските. Именно там, на Валаамае, и побывали духовные чада игумена Мелхиседека (Артюхина), настоятеля строящегося Храма Покрова Пресвятой Богородицы. Они и подали отцу Мелхиседеку мысль устроить такую же и в покровском храме. Но будет ли это уместно, ведь как раз в это время восстанавливалась Кувуклия в Новом Иерусалиме? С этим вопросом о.Мелхиседек обратился к Владыке Арсению, Архиепископу Истринскому. Владыка Арсений не только благословил это начинание, но и неожиданно добавил — “еще и место Рождества Христова!”
Вот как рассказывает сам игумен Мелхиседек:
“Все начало складываться задолго до того, как мы решили осуществить эту идею, обо всем заранее позаботился Господь. Приведу конкретный пример. Когда я вернулся в храм и стал смотреть, где можно было бы устроить место Рождества Христова, то я вспомнил, что еще за несколько месяцев до этого ко мне подошел прораб нашего строительства, раб Божий Григорий, и предложил сделать на стене две арки из кирпича — по его мнению, это подчеркивало бы своды храма. Сначала я подумал — если делать арки, то будет труднее делать роспись. Но я все же согласился. И только потом я вспомнил, что в Иерусалиме место рождества Христова тоже находится в арке — в арке находится и место Голгофы. Когда мы послали нашего архитектора — сделать обмерные чертежи Кувуклии, места Рождества Христова, Голгофы, мы обнаружили удивительную вещь — арка над местом Рождества Христова оказалась всего на 10 сантиметров шире, чем в нашем храме, а наша арка над Голгофой — всего на семь сантиметров уже, той, которая находится в Иерусалиме на месте Распятия нашего Господа. Если бы мы начали делать это заранее — мы бы не попали в размер с такой точностью. Даже когда мы делаем все по заранее составленным чертежам, мы всегда получаем расхождение на 10-15 сантиметров… Все мы почувствовали, что это какой-то особый промысел Божий — арки заранее строятся, Владыка Арсений благословляет место Рождества..”
Вскоре начинание благословил Святейший Патриарх Кирилл.
Так в покровском храме оказались воспроизведены наиболее почитаемые святыни Иерусалима и Вифлеема — четырнадцатилучевая серебряная звезда, которой отмечено место Рождества Спасителя, Голгофа, место, где Господь Иисус претерпел Распятие за нас, Камень Помазания, на котором было помазано благовониями Его тело после снятия с Креста, Гроб Господень, Кувуклия и гробница Пресвятой Богородицы.
Почему это так важно, почему так удивительно и радостно, что эти святыни воспроизведены здесь, в Москве? Кто-то скажет — пусть это тщательные копии, пусть они напоминают нам о реальных местах и событиях, но ведь это копии… Это не совсем так. В ГМИИ имени Пушкина находится много копий знаменитых произведений искусства — нельзя сказать, что это бессмысленно, копия, если она верна оригиналу, позволяет составить о нем верное впечатление — но Церковь не есть музей.
В Церкви мы не просто вспоминаем те или иные события истории нашего спасения, мы реально при них присутствуем, они делаются событиями нашей жизни, которые глубоко меняют нас самих. Очень важно, что в церковных молитвословиях так часто повторяется слово “днесь” — “сегодня”. Церковь преодолевает пространство и время, и мы, собравшиеся здесь на молитву, приветствуем Его, Рождающегося в Вифлееме, проповедующего, грядущего в Иерусалим на вольные страдания, мы оказываемся в горнице со Христом и Апостолами, видим Его распятым за наши грехи, погребаем Его вместе с Иосифом Аримафейским, и встречаем Его, восставшего от гроба, с ликующим “Христос Воскресе!”
Преклоняя колени в Кувуклии здесь, в Москве, духовно мы оказываемся в Иерусалиме; вера, молитва и благоговейное почитание святыни никогда не является “копией” — они всегда являются подлинником. И мы подлинно поклоняемся святым местам здесь, в Москве, в Ясенево, в Храме Покрова Пресвятой Богородицы.
Фото Владимира Ештокина
В Новосибирске
Храм в честь страстотерпца царя Николая II в Новосибирске
Этот город относится к Николаю II особенно трепетно, так как само его основание связано с деятельностью последнего русского царя. Поселок станции Обь, названный Ново-Николаевском, появился благодаря строительству Транссибирской железной дороги, которое курировал тогда еще цесаревич, наследник престола. А уже будучи императором, 28 декабря 1903 г. он присвоил Ново-Николаевску статус города. С 1912 г. его же указом через станцию Обь проходит новая железная дорога, на Алтай и Семипалатинск, что делает город ведущим транспортным узлом Сибири, обеспечивает его развитие.
Еще до революции памятью о роли царя в судьбе Ново-Николаевска были:
- часовня, посвященная его небесному покровителю, свт. Николаю Мирликийскому; ее возвели к 300-летию династии Романовых;
- название главное улицы города – Николаевский проспект.
Понятно, что на канонизацию Царственных Страстотерпцев живо отозвались поэтому именно жители Новосибирска. Православная община будущего храма сложилась еще с 1998 г., но лишь с 2002 был официально создан приход. Местом будущей церкви стало давно закрытое кладбище на пересечении улицы Воинской с Никитина.
Сейчас приход собирает данные о погребенных здесь, регулярно служатся заупокойные литии.
Интересный факт
Промыслом Божиим, основание церкви 16 апреля 2003 г. началось молебном перед святыней – прибывшей тогда на Сибирскую землю мироточивой икона царя-страстотерпца.
К 2007 г. на пожертвования людей был освящен временный храм. К настоящему времени завершается строительство капитального здания. Это большая однокупольная церковь стиля древнерусского зодчества. Пока же службы проходят во временном здании ежедневно с 8 (по воскресеньям – с 9) и 16 ч. Среди чтимых святынь:
- два образа, привезенных для церкви с Афона, Богородицы Иверской и свт. Николая;
- еще одна икона Мирликийского чудотворца, также созданная на Афоне, с частицей его мощей; чудотворный образ освящен на гробнице святого города Бари;
- икона с частью мощей черногорского святого Стефана Пиперского;
- образ Царственных Страстотерпцев.
При церкви работают детская воскресная школа, носящая имя царевича Алексия, социальная служба, библиотека. К приходу приписана часовня Феодоровской иконы Богородицы (фамильной иконы Романовых) при родильном доме.
Адрес: ул. Никитина, 105/1, Новосибирск
В деревне Пеники
Она находится в Ломоносовском районе Ленинградской области, а название получила во времена, когда на этих землях, принадлежавших Швеции до начала XVIII в., жили финны. Здесь была усадьба, где разводили собак, отсюда именование «Penikkala» от финского «щенок».
Идея строительства здесь храма царя Николая и царицы Александры появилась у православных находящегося недалеко города Ораниенбаума еще с 2000 г. Предполагалось, что к 2005 г. деревянная церковь будет уже построена, однако ее возведение не завершено до сегодняшнего дня.
Тем не менее, богослужения совершаются:
- в часовне вмч. Георгия при кладбище (дер. Лангерево) – литургия по субботам с 10 ч., панихида тогда же с 13 ч.;
- в воскресенье литургия проходит в строящейся церкви с 10 ч, а накануне с 17 ч. – всенощная;
- кроме этого, богослужение в недостроенном храме проходит в один из будних дней, как сообщает интернет-страница прихода, «по особому расписанию».
Главная святыня строящейся церкви – икона Божией Матери Державная, явленная, как известно, после отречения царя Николая от престола. Перед ней, а также перед иконой Царственных Страстотерпцев служатся субботние акафисты с 17 ч.
Адрес: Центральная ул., 22, д. Пеники