Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь в Калужской области

Шла Отечественная война 1812 года. Французы вели себя скверно по отношению к местному населению. Деревни разграблялись подчистую. Войску требовалась еда, а что станет после этого с крестьянами никого не волновало. Но разграблению подвергались не только села и хутора.

Француз умело и со вкусом уничтожал и разграблял духовные заведения: монастыри, церкви, соборы. Из построек выносилось все имеющее хоть какую-то ценность, даже если это были простые позолоченные безделушки.

После разграбления здания часто сжигали, а если оно было каменным, то банально расстреливали из пушек.

Причем же тут Пафнутьев Боровский монастырь? А все просто он лежал на пути грозного французского войска. Как и прочие он подвергся разграблению и уничтожению.

К тому моменту стены монастыря обветшали, а сам он не представлял собой ту крепость какой был в пятнадцатом веке. Да и монахов там оставалось меньше 30 человек.

1675

в этом году в казематах Боровского монастыря провела свои последние дни боярыня Морозова

В 1675 году в казематах Боровского монастыря провела свои последние дни боярыня Морозова. Она имела при царском дворе большое влияние и поддерживала староверов и протопопа Аввакума.

Из-за чего пошла на конфликт с царем Алексеем Михайловичем и оказалась заточена в монастыре. Где ее поместили в простую яму и заморили голодом до смерти.

Но как известно из истории Наполеона разгромили и гнали до самого Парижа. И участь его была печальна. А вот Боровский монастырь заново отстроили, и он сохранился до сих пор. Сейчас он функционирует и похвастаться им может калужская область.

Сам комплекс относится к Калужской епархии, сотни и тысячи паломников и страждущих посещают его. Кроме того, в монастыре проводит свои службы старец Власий, помогающий делом и советом всем желающим.

Пафнутьев-Боровский монастырь отстраивается, разрушается и снова отстраивается

Свято Пафнутьев монастырь, как не трудно понять из названия, основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году от рождества Христова.

Изначально здания построены были из дерева. Причина выбора материала проста – кругом лес, а камень — это дорого.

1444

в этом году был основан Боровский монастырь

Стоит напомнить, что тогда Русь неплохо обложили данью татаро-монголы и денег на каменные палаты банально не было.

Да и любили потомки Чингиз-хана периодами пограбить русские земли, так для стимуляции выплаты дани. А каменный монастырь трудно отстраивать заново.

Место для монастыря выбрали с толком. На месте впадения реки Истерьма в Протву. Да не просто поставили, а на возвышенности.

Так постройку защитили от паводков, да и холм оборонять от нападающих проще. Что с успехом доказывалось, когда монастырь обнесли каменными стенами.

После смерти Пафнутия место главы монастыря занял его ученик преподобный Иосиф Волоцкий. Он начал устанавливать в монастыре новые правила.

Видя подобно множество монахов начали возмущаться и противится новому уставу.

В итоге Иосиф покинул святую обитель и основал собственный монастырь, получивший название Иосифо-Волоколамский монастырь.

В 1467 году произошло чудесное событие. Старую деревянную церковь разобрали, а на ее месте построили красивый белокаменный храм — Рождественский собор.

К сожалению эта постройка не сохранилась до нашего времени.

1476

в этом году на месте старой церкви построили белокаменный Рождественский собор

Росписью церкви занимался иконописец Дионисий. Эта роспись считается самой ранней его работой и по словам из жития Пафнутия ему помогал советом его учитель иконник Митрофан.

В следующий раз к перестройке монастыря вернулись спустя аж 117 лет. Пришедший к власти царь Федор Иоанович повелел построить на месте предыдущего храма новый.

Постройка 1586 года имела пять глав и сохранила в себе элементы прошлой церкви.

В частности, использовались блоки кладки с росписями Дионисия и Митрофана. Эти элементы сохранились и находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея.

В шестнадцатом веке монастырь превратили в настоящую крепость.

Территорию окружили каменными стенами. И хотя современном россиянину сложно представить такое, но в 16 веке калужская область была приграничной землей Московского княжества и туда регулярно приходили с набегами крымские татары.

Одновременно с возведением укреплений строили и внутренние постройки Боровского монастыря. Вместо старой деревянной трапезной подняли новую, каменную с храмом Рождества Христова.

Использование камня приводило к уменьшению вероятности пожара, главного врага городов тех лет. В 1523 году к ассамблее монастырских построек добавили звонницу. Своей колокольни в то время у монастыря не было.

1688

в этом году звонницу заменили на колокольню. Спонсором проекта выступил князь Константин Щербатов

Для улучшения фортификационных свойств стен Боровского монастыря к ним добавлялись башни. Они возвышались над стенами и позволяли обороняющимся более эффективно отражать попытки врага захватить стену или укрепиться на ней. Каждая башня имела свое название.

Например, проектирование и строительство Поваренной, Георгиевской и Оружейной башен приписывается именитому зодчему Федору Коню. Он, к слову, занимался строительство Белого города в Москве.

Однако, современные археологи опровергают эту теорию и называют строителями башен тех же людей, которые строили стены и трапезную.

В конце шестнадцатого — начале семнадцатого веков в России случилось Смутное время. В те годы протекала форменная гражданская война, смешанная с иностранной оккупацией Поляками.

Боровский монастырь сильно пострадал, часть стены и башен оказались разрушены. Их восстановлением занимался зодчий Трефил Шарутин. Именно остатки восстановленным им укреплений дошли до наших современников.

В 1610 году монастырь оборонял князь Михаил Волконский, но силы оказались не равны, и поляки захватили обитель и сожгли ее.

В начале шестнадцатого века крепостные стены часто делали с приступочным шагом.

1610

в этом году храм захватили и сожгли поляки

Т.е. предполагалось что обороняться крепость будет только с одной стороны, на которой и концентрировали сторожевые башни.

Но уже к концу XVI века такая схема начала отмирать и крепости стали возводить с учетом всесторонней обороны.

Архитектура монастыря

В настоящее время архитектурный ансамбль Пафнутьев-Боровского монастыря восстановлен. Реставрация началась еще в советские годы, благодаря чему удалось сохранить ряд строений XVI века постройки и уникальные фрески XVI–XVII веков.

Любительская панорама внутреннего двора Свято-Пафнутьевского монастыря

Рождественский собор

На просторной площадке в центре монастыря, не скрывая своего великолепия, стоит одно из самых старых строений — освященный в 1589 году пятикупольный Собор Рождества Пресвятой Богородицы. К южной и северной стороне храма примыкают два придела — в честь покровителей Федора Стратилата и Великомученицы Ирины. Купола собора увенчаны крестами с царскими коронами.

За 400 лет к собору неоднократно пристраивали новые помещения, так например в 1837 году была пристроена трапезная, в которой сегодня устроен придел в честь преподобного Пафнутия.

В ходе реставрации проводимой в 1960-е были найдены блоки самого первого каменного собора, построенного еще при Пафнутии. Ценность находки заключается в частично сохранившейся уникальной росписи XV века, за авторством иконописцев Дионисия и Митрофана. Некоторые рукописные фрагменты были переданы в музей Андрея Рублева.

Стараниями реставраторов восстановлены фрески, изразцы и богатая иконная роспись на стенах храма, выполненная в византийском стиле.

Внутри храма хранятся мощи православных святых, чудотворные иконы Божьей Матери, драгоценности и конечно же главная святыня — мощи Святого Пафнутия Боровского.

Рождественский собор, © Сергей Василец

Ильинская церковь

Храм Пророка Илии построен из кирпича в XVI веке и внешне скромен — один этаж, один купол, простые очертания и небольшие размеры. Храм имеет две пристройки, использовавшиеся в качестве трапезной и для размещения больных. Каждое из строений строилось в разные промежутки времени, о чем можно понять по стыкам на стенах. Рядом с церковью находится старинное кладбище, где по преданию захоронены погибшие в 1610 году защитник крепости.

Храм пророка Илии, © Сергей Кузнецов

Митрофановский храм

Одно из самых молодых сооружений Свято-Пафнутьевского монастыря считается Митрофановский храм, 1760 года постройки. Храм однокупольный и одноэтажный, его высота достигает 30,5 метров, преимущественно за счет высокого цоколя (подклети). Вплотную к церкви прилегает настоятельский корпус, через который можно попасть в храм не выходя на улицу.

В одной из палат подклети покоятся останки прежних настоятелей обители. С 1992 года в престоле лежат мощи мучеников Хозевитских.

Здание дважды сильно пострадало: во время войны 1812 года и Второй мировой войны. В 1972 году под кровлей нашли неразорвавшийся снаряд, который, как оказалось, пролежал здесь со времен ВОВ, чтобы продолжить ремонт пришлось вызывать саперов.

Митрофановский храм, © Nikolay Tuzhilin

Крепостная стена

Изначально Свято-Пафнутьев Боровский монастырь окружал деревянный забор, который в XVI–XVII веках заменили более серьезным защитным сооружением — кирпичной стеной с башнями и бойницами. Протяженность стен 673 метра, охватываемая площадь 1,62 гектара. Башни имеют собственные имена, назначение и историю. Всего их шесть:

  • Поваренная — стоит на западе крепости, высота 26 метров, толщина стен у основания — более трех метров. По своей форме башня схожа с Георгиевской. Один из углов опирается на огромный валун.
  • Оружейная — расположена с юго-восточной стороны, высота порядка 26 метров. По конструкции трёхъярусная. На каждый из ярусов можно попасть через отдельный вход: со двора, с крепостной стены либо по внутренней лестнице.
  • Георгиевская — она же Знаменская, расположена с юго-восточной стороны. Общая высота 33 метра. В стародавние времена в ней стояли ворота для въезда в монастырь. По форме башня почти квадратная, с шатрообразной крышей увенчанной крестом.
  • Тайницкая — еще одна прямоугольная башня, но уже на северо-западной стороне, у большого оврага. Высота 29 метров. Считается, что именно здесь в 1610 году вражеские войска вошли в крепость. В народе ей дали еще одно название — башня Измены.
  • Круглая — одна из самых старых (1523 год) и низких башен, высота всего 8,5 метров, а толщина стен 85 сантиметров. Название исходит из формы башни.
  • Сторожевая — огромная и внушительная башня в восточной части крепости. Большая часть основания выходит за пределы монастыря, лишь одним углом упираясь в стену. В древности с её вершины открывался вид на всю территорию крепости.

Монастырские стены, © Маргарита Кушниренко

Колокольня

Одним из выдающихся примеров русского зодчества с уверенностью можно назвать колокольню XVII века. Постройка высотой 55 метров примыкает к одной из стен трапезной. Белокаменные стены декорированы живописными барельефами, полуколоннами на углах, высокими закругленными окнами. В звоннице пять ярусов, на одном из которых установлены действующие башенные часы, правда, уже с современным механизмом.

В 1859 году в башне было девять колоколов. Из старых колоколов остался только один, ныне он находится в музее Коломны. В 1992 году на звонницу Свято-Пафнутьевского Боровского монастыря подвесили 16 новых колоколов, полученных в дар и отлитых в Москве.

Внутри колокольни можно увидеть средневековые фрески, включая работы руки Спаса Нерукотворного. Здесь также расположился музей русской иконы и иконно-книжная лавка.

Монастырская звонница, © Маргарита Кушниренко

Расписание богослужений Пафнутьев-Боровского монастыря

Боровский монастырь в советский период

В послереволюционный период множество церквей и монастырей начали использовать не по их первоначальному назначению. Часто помещения отдавались под склады и хозяйственные постройки, иногда под больницы и школы. Часто банально разрушали.

Боровскому монастырю не удалось сохранить свой изначальный статус. В 1923 году из его помещений вытащили весь церковный скарб и передали в музеи.

Из фундамента монастыря вытащили 194 белокаменных блока, на 29 из них осталась роспись шестнадцатого века.

Постройки самого монастыря не стали разрушать. Из-за наличия высоких стен из него сделали колонию для преступников, где они трудились и перевоспитывались.

Позже здания отдали под более приличное применение — там стал размещаться сельскохозяйственный техникум.

В 1960-х годах монастырский комплекс подвергся реставрационным работам. Полностью обновили стены и внутреннюю отделку. После реставрации обитель передали местному краеведческому музею. В этом статусе он и простоял до распада СССР.

Боровский монастырь в настоящее время

После развала Советского союза Боровский монастырь почти сразу возвращается Русской православной церкви. Это происходит в 1991 году.

И буквально через пару месяцев монастырь начинает службы для прихожан.

1991

в этом году Бобровский монастырь был возвращен Русской православной церкви

В начале этого же года монастырю возвращается церковь святого Илии, здесь проходят первые службы.

После некоторого времени в обитель возвращают мощи преподобного Пафнутия Боровского, частица которых хранилась в Псковско-Печерском монастыре. Место их хранения – Рождественский собор.

Начиная с 1995 года в храме, прославляющем Рождество пресвятой Богородицы в Боровске официально стартовали богослужения. В нем разместили новый иконостас и устроили алтарь.

Рядом с храмом построен придел святого Пафнутия, а в 1996 году на колокольню установили колокола. В 1997 году монастырский ансамбль дополнила церковь мученицы Ирины.

Где находится, адрес и как добраться из Москвы

Неудивительно, что такое место притягивает к себе большое количество верующих. Однако монастырь – не только религиозное место, старинный архитектурный ансамбль, дошедшие до нашего времени исторические строения и роспись привлекают множество туристов, а близкое расположение к Москве (всего около 100 км) делает его доступным для посещения и паломниками, и просто ценителями старины.

Основателем обители является преподобный Пафнутий, ученик Никиты Серпуховского, чьим учителем был святой Сергий Радонежский. Вырос прп. Пафнутий в богобоязненной семье, был воспитан в любви и уважении к христианским ценностям и в юношестве поступил в храм Покрова Божией матери, где провел свыше 20 лет и превратился из послушника в опытного наставника, принял сан игумена и занялся управлением обители.

Здесь же он принял Великую схиму, предполагая свой отход в мир иной, но чудесным образом исцелился. В 1440 г. покинул монастырь со своим учеником, много молился о нахождении нового места для служения, посещал другие святые обители, пока не нашел территорию недалеко от своего прежнего дома.

Активное присоединение братьев поспособствовало началу строительства храма, и уже в 1444 г. там был основан монастырь, где преподобный провел следующие 30 лет своей жизни в молитвах и наставлении учеников, умер и был похоронен здесь же. В 1547 г. его причислили к лику Святых.

Благодаря личности преподобного, монастырь часто навещали и люди высокого сословия, например, цари Иван IV и Михаил Романов, князья Волконские, оказывавшие почет и уважение и храму, и самому игумену, что способствовало росту авторитета обители, ее дальнейшему развитию и процветанию.

Известные личности не всегда попадали в обитель по своей воле, так, здесь дважды держали под арестом церковного раскольника протопопа Аввакума, в монастырской тюрьме находилась и боярыня Морозова.

Повидал монастырь и сражения, в Смутное время приказом Лжедмитрия II и силами Яна Сапеги обитель подверглась осаде и дальнейшему разграблению, погибли тысячи жителей, укрывшиеся за святыми стенами, а нашествие Наполеона в 1812 году не только привело к разорению, но и к частичному разрушению.

Однако одной из самых губительных для монастыря оказалась советская эпоха, за время которой монахов успели изгнать из святого места (1919 г.), объявить его памятником, используя его не по назначению, и, наконец, в 1991 г. повторно освятить и вернуть его Православной церкви. Нецелевое использование довело архитектурный комплекс практически до состояния руин, потребовались значительные реставрационные работы.

На данный момент Боровский монастырь может похвастать древними сооружениями 16-18 веков, замечательными фресками и фрагментами росписи 15 века.

Среди архитектурных объектов наиболее привлекательны Собор Рождества Богородицы, Трапезная, Храм Илии Пророка, Погребной корпус, Западные братские кельи.

Верующий человек захочет ознакомиться с хранящимися здесь святынями – частицей мощей прп. Пафнутия, Иконой Божией Матери Иверской, а также мощами святых (князя Владимира и блаженной матроны Московской, преподобного Серафима Саровского, Старцев Оптинских и других).

Независимо от цели путешествия, религиозной или туристической, посетителю наверняка будет интересен Музей русской иконы, представляющий историю самой обители и иконописных традиций в целом.

Батюшка Власий принимает в Боровском монастыре: официальный сайт, как попасть и как записаться

Жизнь современного человека проходит в постоянной рутине и тревогах за завтрашний день. Положение вещей и правда не располагает к праздности.

Но всегда жить в таком темпе невозможно и вредно для здоровья, особенно душевного.

Людям периодически требуется выговорится и поделиться своими тревогами с кем-нибудь.

Обычно в роли слушателя выступают друзья и родственники, но часто так случается, что родни близко нет, а порой хочется выговориться постороннему человеку.

Тогда нужно грамотно подобрать собеседника.

Смотрите также статью Как попасть к старцу Илию Ноздрину в Переделкино

Батюшка Власий, священник из Боровского монастыря, один из лучших вариантов. Он выслушает про беды и даст полезный совет или направит в правильном направлении.

Сам Власий тоже прожил нелегкую жизнь. Отец Власий скитался и однажды был серьезно ранен, защищая свой монастырь от грабителей.

Святой старец

Многие верующие приезжают в Боровский монастырь в надежде на помощь старца – местного духовника, отца Власия. Говорят, этот человек способен помочь при семейных неурядицах и проблемах со здоровьем. Многие верят ему и стремятся попасть на исповедь.

Нам не удалось увидеть этого просветленного человека. Да это не так просто: множество людей приезжают на прием к отцу Власию за советами и утешением. И часто своей очереди люди дожидаются не одни сутки.

А еще говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров».

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: