Свято-Пафнутьев Боровский монастырь — место встречи с душой

Немало святынь и чудотворных мест в нашей стране, но слава о Пафнутьев-Боровском монастыре гремит далеко за ее пределами. Мне же повезло, что живу совсем недалеко от этого чудесного места в Калужской области, поэтому бывала здесь не один раз.

Стоит заметить, что городок Боровск, рядом с которым расположен Пафнутиев монастырь, славится старинной архитектурой, современными фресками на стенах домов и другими красотами. Кроме того, в этом местечке сосредоточено немало религиозных святынь и музеев.

Хочется начать свой рассказ именно с боровских окраин. Ведь в далеком 1414 году в это замечательное и уединенное место, находящееся на берегу реки Протвы, пришел юноша, которого звали Парфений. Здесь, в Высоко-Покровском монастыре, он принял постриг с именем Пафнутий и начал свое служение Богу и людям.

А еще через 30 лет преподобный Пафнутий уединился в нескольких верстах от своей первой обители. Именно на том месте, где сейчас расположен Свято-Пафнутьев монастырь.

В гости к святому Пафнутию

И вот очередная поездка в Боровский мужской монастырь. Пожалуй, правы великие говоря, что не может быть будущего без прошлого. Поэтому каждое старинное здание, неважно, религиозное или нет, должно сохраняться для потомков.

В настоящее время эта обитель объединила в себе целый комплекс церковных строений различных стилей и времен.

По сути, Свято-Пафнутьев монастырь теперь не только место поклонения православных христиан, но и архитектурный музей, куда ежедневно стекаются толпы туристов, паломников и нищих, просящих подаяния прямо у входа.

И здесь есть на что посмотреть! Когда на зеленеющем берегу реки прямо перед тобой вырастает белая стена с узкими окошками-бойницами,

отражение которой купается в воде,

а золотые купола храмов горят высоко в небе – сердце замирает.

Адрес и маршрут из г. Москва

Свято Пафнутьев монастырь располагается по адресу: Калужская область, город Боровск, улица Дмитрова, дом 1.

Если принято решение добираться самостоятельно, то следует придерживаться следующей схемы:

  1. Электропоездом с Киевского вокзала до ст. Балобаново.
  2. Автобусом № 101 или 101т, следующим в г. Боровск, добраться до ост. «Роща» или «Рябушки».
  3. Дальше своим ходом. От остановки «Рябушки» ведет пологий, однако более длинный, путь. Следует перейти шоссе, пройдя по незаасфальтированной дороге, повернуть направо и двигаться вдоль автотрассы. Путь короче, но более крутой – на остановке «Роща» перейти трассу, по тропке между деревьев идти прямо, направо, налево и вниз, перейти мосток, обойти пруд и налево, к центральному входу.

Если предстоит дорога на машине:

  • двигаться в направлении г. Калуга по Киевской трассе, повернуть по указателю «Балабаново»;
  • проехать примерно километр, на перекрестке с А-108 повернуть на Боровск;
  • продолжить движение на Боровск через д. Ермолино;
  • преодолев еще километр, повернуть по знаку «Свято Пафнутьев монастырь». Асфальтовая дорога ведет непосредственно к обители.

Взгляд в прошлое

Обитель была основана в 1444 г, когда монах Пафнутий, покинув монастырь Покрова, в сопровождении ученика отправился искать уединения. Вслед за ним потянулась вереница верных последователей, желающих разделить со старцем его участь.

Потихоньку отшельническая пустынь преобразовалась в мужскую обитель, известную теперь как Пафнутьев монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Обитель часто навещали сильные мира сего: великие князья и цари, верхушка православного духовенства. Каждый из них не скупился на пожертвования, благодаря чему появилась возможность достраивать все новые церкви, стены и башни.

В мае 1477 года святой Пафнутий скончался и был погребен здесь же, у южных врат главного собора монастыря. После смерти старец был канонизирован и причислен к лику святых, его мощи по сей день находятся в месте успокоения.

Не обходили вниманием богатое подворье и враги. Дважды боровский монастырь подвергался разорению и был сожжен.

В первый раз это случилось в 1610 году по приказу Лжедмитрия II, затем в 1812 г во время войны с французами. Но каждый раз Свято-Боровский монастырь восстанавливался, жизнь продолжалась.

С приходом советской власти в 1919 году братия была изгнана из родных стен, обитель была объявлена национальным памятником. Пролетело еще 70 лет. В этот период здания использовались совсем не по назначению. В 1942 году они были переквалифицированы в Политуправление Западного фронта. А позднее здесь располагался сельскохозяйственный техникум.

И только в 1991 г Боровский мужской монастырь был возвращен православной епархии и обрел былой статус. Церкви были повторно освящены, в них снова появились священники и прихожане, возобновилось служение.

История

Годом основания монашеской обители принято считать 1444 год. Именно в этом году преподобный Пафнутий с группой последователей обосновались на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. Со временем молва о монастыре ширилась, люди из ближайших поселений стали приходить сюда на службы и молитвы.

Через некоторое время отшельническая пустынь стала полноценным монастырем. В 1467 году на месте старой деревянной церкви возведено первое каменное строение — Рождественский собор. Спустя более чем сто лет (в 1586 году) храм снесли, а на его месте построили новый, пятиглавый. При строительстве использовали расписные элементы от прежней постройки. С XVI века монастырь обрастал стенами и укреплениями, что не всегда спасало от разорения и сожжения во время набегов иноземцев. По окончанию смутного времени территорию стали восстанавливать, в том числе башни и прясла стен.

С приходом большевиков все имущество было передано Главмузею. На территории разместилась исправительная колония, а позднее сельхозтехникум. В течение долгого времени монастырь принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Возрождение монастыря и передача его русской православной церкви состоялось только 1991 году. С тех пор монастырский комплекс полностью возобновил свою привычную жизнь — его двери открылись для прихожан, в храмах начали проводиться службы. В 1990-е произошло немало других положительных событий — возрождена церковь пророка Илии, открыт храм святой великомученицы Ирины, на колокольню вновь подняты колокола.

Купола Рождественского собора и колокольня, © Маргарита Кушниренко

Территория и храмы

Территория обители ухожена, кругом зелень, цветы и деревья.

Совсем рядом, за стеной журчит река и раскинулся пруд, который когда-то служил источником питьевой воды.

Крепостная стена

Что впечатляет с первого взгляда: все подворье обнесено высокой крепостной стеной,

в которую встроено несколько разнокалиберных башен.

Каждой присвоено собственное имя: Круглая, Оружейная, Поваренная, Георгиевская, Сторожевая и Тайницкая. Строилась стена на протяжении XVI и XVII веков, ее толщина не везде одинакова, средний показатель 4 м, длина 673 м.

Это не просто декоративный элемент. Стена должна была выполнять заградительную функцию и с этой целью оснащалась амбразурами для пушечного и ружейного боя. Как говорится, на Бога надейся, а сам не плошай!

А с внутренней стороны по крепостной стене можно прогуляться по длинному коридору.

Правда. в настоящее время проход для посетителей закрыт.

Главный храм Боровского монастыря

К настоящему времени на территории Свято Пафнутьевского монастыря сохранились не все храмы. Например, разрушена Церковь Всех Святых, простоявшая с 1838 г по 1930 г. Зато прекрасно сохранился белокаменный Собор Рождества Богородицы, который был заложен еще при царе Федоре Иоанновиче в 1586 г.

Желто-белый храм с величественными куполами-луковками с двух сторон окружен приделами имени Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Здание намеренно вынесено на открытое место, что подчеркивает его строгую красоту.

Интересный факт: в основание фундамента легли блоки с фресками XV века, что позволило во время реставрационных работ нескольким краеведческим музеям обзавестись фрагментами росписи работы самого иконника Митрофана и его помощника Дионисия.

Существует легенда, что из Рождественского храма ранее существовали подземные ходы, по которым можно было добраться до Калуги и Москвы. А сделано это было для того, чтобы монахи могли в уединении преодолеть этот неблизкий путь, пребывая в молитве и не отвлекаясь на соблазны окружающего мира.

Главной святыней Рождественского храма, конечно же, является рака с мощами преподобного Пафнутия Боровского. Она находится возле алтаря, справа. В главном приделе в золоченных киотах расположены чудотворные иконы Божьей Матери. Возле них всегда множество живых цветов. А под стеклом — самые разнообразные украшения и драгоценности, которые верующие приносят в дар Богородице за скорое услышание молитв.

Также в храме есть несколько ларцов, в котором находятся частицы мощей множества православных святых.

Больничный храм пророка Илии

Маленькое здание храма Пророка Илии примыкает к помещению, в котором ранее располагались больничная палата, трапезная и кухня.

Разделяющая их решетка позволяла находящимся на излечении больным присутствовать на церковной службе. Рядом располагается кладбище где были похоронены воины, погибшие во время войны 1610 года.

Митрофановский храм

Не менее интересен Митрофановский храм. Одноэтажное здание церкви было возведено в 1760 г и является одним из самых поздних архитектурных сооружений Пафнутьево-Боровского монастыря. Его маковка с крестом возносится на высоту 30,5 м, радуя взоры чистотой линий.

Церковь святого Митрофана соединена с настоятельским корпусом, откуда можно попасть в храм, не выходя на улицу.

Ранее храм был окружен папертью с трех сторон, ныне об этом напоминает только крылечко с южной стороны.

В подклети находится место успокоения всех настоятелей обители. В помещение склепа ведет арка, расположенная сбоку церкви.

Колокольня

Настоящим чудом русского зодчества можно назвать колокольню.

Воздушное, белоснежное здание высотой 55 м, украшенное полуколоннами, полукруглыми высокими окнами и барельефами в виде серафимов и фруктов.

Здесь же установлены башенные часы, старинный механизм которых давно заменен на современный, электронный, но снаружи все выглядит по-прежнему, сохраняя дух старины.

В подклете расположился Музей русской иконы, в одном из его помещений можно увидеть уникальные средневековые фрески. Это наследие, бережно сохраняемое для наших потомков.

А с другой стороны колокольни, если зайти с улицы под арку и подняться на 2-й этаж, есть огромная иконная лавка, где представлен огромный выбор икон, православной литературы, аудио и видео записей и прочей атрибутики.

А еще рядом с колокольней расположен продуктовый киоск. Вот где можно приобрести монастырский хлеб, аромат которого разлит в воздухе.

Несмотря на то, что все здания храмов и подсобных помещений строились в разное время, в общем они создают удивительно гармоничное впечатление.

Селение Рябушки

К Боровскому монастырю примыкает еще одно селение Рябушки. Это малая родина знаменитых купцов Рябушинских. Основателем этой династии был крестьянин Рябушинской слободы Михаил Яковлевич Денисов, или по другим сведениям Михаил Яковлев. Так или иначе, а фамилия Рябушинские появилась позднее, когда он сколотил капитал, поселился в Москве и примкнул к старо-обрядцам. Но о родных местах предприимчивый купец не забыл и хотя бы таким образом отдал дань уважения месту, где родился.

Храм в селе Рябушки

Храм в селе Рябушки

В Рябушках сохранился храм в честь Дмитрия Солунского 1804 г. постройки. Внизу у Протвы есть два святых источника, а от церкви открываются чудесные виды на Боровск и леса на другой стороне реки. Все эти храмы принадлежали раньше Боровскому Пафнутьевому монастырю, туда мы и направляемся дальше.

Вид от храма в Рябушках

Вид от храма в Рябушках

Вид от храма в Рябушках

Вид от храма в Рябушках

Райский уголок

А за главным Рождественским храмом Свято-Пафнутьева монастыря воссоздан поистине райский уголок. И войти в него можно по красивым мраморным ступеням через ажурную арку.

И вот ты оказываешься в очень уютной беседке, украшенной яркими и ароматными цветами.

Чуть поодаль устроена резная деревянная кормушка, а рядом красивые газоны.

Между деревьев притаился симпатичный фонтан с целующимися голубками.

Здесь просто забываешь о течении времени, словно оно останавливается. И только кошки, шмыгающие вокруг, задирающие вверх остроухие мордочки, разрушают очарование сна, вызывая улыбки.

Да еще плывущие по воздуху ароматы травяного чая, хлеба и выпечки призывают сделать паузу и перекусить. Вот такой забавный переход к реальности.

Современное состояние

Архитектурно-исторической памяткой Свято-Пафнутьев монастырь стал в 1919 г. Однако после Гражданской войны все православные реликвии были вывезены, а монахи изгнаны из лавры. К 1935 г. на территории обители открыли школу механизации. После Второй мировой войны на ее месте организовали гимназию инструкторов производства, а еще спустя 10 лет – различные мастерские, нефтебазы и учебные корпуса.

Вопрос о восстановлении Боровского монастыря начал назревать после обрушения главного купола храма Рождества Богородицы. Тогда же были закрыты все производственные цеха, а на их месте организованы музеи. Только в 90-х годах ХХ столетия Свято-Пафнутьева лавра начала принимать монахов и заниматься своей непосредственной деятельностью.

Постепенно Боровскую обитель начали реставрировать – отстраивали разрушенные здания, восстанавливали настенную роспись, возвращали найденные реликвии. Сегодня все работы практически завершены, а монастырь полностью открыт для паломников. Лавра обнесена крепкой стеной с именными башнями, на территории имеется небольшое озерцо и речка.

Святой старец

Многие верующие приезжают в Боровский монастырь в надежде на помощь старца – местного духовника, отца Власия. Говорят, этот человек способен помочь при семейных неурядицах и проблемах со здоровьем. Многие верят ему и стремятся попасть на исповедь.

Нам не удалось увидеть этого просветленного человека. Да это не так просто: множество людей приезжают на прием к отцу Власию за советами и утешением. И часто своей очереди люди дожидаются не одни сутки.

А еще говорят, что именно он стал прообразом отца Анатолия из фильма Павла Лунгина «Остров».

Отец Власий

Множество людей приезжает в Свято Пафнутьев монастырь, чтобы встретиться с его духовным наставником. Отец Власий родился в 34 г. XX века в религиозной семье и получил православное воспитание во многом благодаря своей бабушке.

После поступления в медицинский институт, несмотря на возможные трудности, которые могли последовать в годы советской власти, он посещал богослужения и прислуживал в Успенском соборе. Раскрытие этой информации и последовавшая травля вынудили его оставить учебу и поехать в закарпатский монастырь Флора и Лавра по предложению отца Илариона (Рыбаря), который стал его духовным наставником.

Закрытие монастыря в эпоху религиозных гонений заставило отца Власия вернуться в Смоленск. Отклонив предложение восстановиться в институте на условии отказа от духовных взглядов и жизни, святой отец обратился к епископу Гедеону, который принял его в собор. До 1972 года он оставался в родном городе, пройдя путь от уборщика алтаря до келейника владыки, далее был переведен в Новосибирскую епархию, позже в Тобольск, а в 1980 г. получил назначение в Калужскую область. Здесь, несмотря на тяжелое заболевание, он принял Великую схиму.

Духовным наставником Боровского монастыря является с 1991 г., за исключением времени пятилетнего пребывания на Афоне, в монастыре св. Пантелеймона (1998-2002 гг.), где он хотел найти покой, провести время в покаянии и молитвах, в связи с серьезным заболеванием, но болезнь счастливо отступила.

За время его наставничества тысячи людей, местных прихожан, жителей других городов РФ и даже паломников из-за границы, посетило обитель, обратившись за духовной поддержкой. Люди приходят к отцу Власию в разных случаях: кому-то нужна помощь в сложных жизненных ситуациях, проблемах в семье, кому-то требуется освобождение от тяжелых недугов, иным – духовное участие, житейский совет или утешение.

Как говорят посетившие схиархимандрита, к каждому он находит подход, видит «насквозь», всех выслушивает и обязательно дает понятный и действенный совет.

Отец Власий принимает участие в службах, однако даты и время личного приема нельзя установить точно. Запись не ведется, все основано на самочувствии схиархимандрита, прием по «живой очереди», желательно иметь возможность остаться не на один день, остановиться можно в монастырской гостинице, чтобы точно иметь возможность встретиться со святым отцом.

В дни, когда прием проводится, он обычно происходит с пяти утра до девяти вечера (перед церковными празднованиями до пяти), воскресенье – только исповедь, ориентировочно с 7 до 9.30.

Святой источник

А вот это грустный раздел в этой статье, так как придется писать о том, чего в настоящее время (лето 2015 года) нет.

Многие годы к святому источнику Пафнутия Боровского приезжали жители всех окрестных городов, чтобы набрать удивительно вкусной и чистой воды.

Несколько лет назад над источником была построена замечательная купель! Эх, и холодная же была там водичка. Аж дух захватывало, когда трижды окунались с головой во имя Отца и Сына и Святого Духа. А уж какие длинные очереди выстраивались здесь на Крещение! Люди по несколько часов выстаивали на морозе, чтобы окунуться в купель и набрать освященной крещенской воды.

Трудно сказать, что произошло. Но постепенно напор воды в роднике начал ослабевать. А теперь источник на своем прежнем месте совсем прекратил свое существование.

Но, говорят, что есть надежда на восстановление.

Всем желающим окунуться в святой купели и набрать родниковой воды предлагаю замечательное место, находящееся в нескольких километрах отсюда. Это Высоко-Покровский храм, который является подворьем Свято-Пафнутьева монастыря. Его совершенно заслужено еще называют Боровскими Кижами.

История обители

Основателем ныне известного монастыря является монах Пафнутий. Родился он в конце XIV века, родом был из небольшого селения Кудиново, что недалеко от города Боровск (Калужская область). Когда мальчику исполнилось 12 лет, он стал послушником Покровской лавры, а вскоре там же принял монашеский постриг. В 1434 г. Пафнутий был назначен игуменом, а через 10 лет по причине тяжелой болезни принял схиму и ушел из обители. Позже на берегу Протвы он основал Боровский мужской монастырь, где стал настоятелем.

Еще при жизни Пафнутия на территории лавры был возведен храм Рождества Богородицы, который расписывали знаменитые иконописцы того времени. Когда преподобный умер, его место занял игумен Иосиф, однако и тот скоро покинул монастырь. Вплоть до 20-х годов XVI столетия расширение обители не производилось. Только в 1529 г. появилась еще одна постройка – церковь Рождества Христова, куда приезжал молиться князь Василий III.

В 1531 г. решением Собора 1 мая был установлен официальный престольный праздник во имя отца-основателя. Вскоре и самого Пафнутия канонизировали, причислив его к чудотворцам. Под конец XVI столетия на территории лавры возвели большой каменный собор взамен церкви Рождества Богородицы. Однако после набега Лжедмитрия II все постройки были уничтожены.

Свято-Пафнутьев монастырь вернул к жизни патриарх Филарет, который лично распорядился начать восстановление святыни. Реставрационные работы велись вплоть до 1640 г., а спустя еще 30 лет комплекс пополнился храмом Илии Пророка, к которому примыкала больница. Тогда же была возведена новая звонница. В 1760 г. на территории лавры построили церковь во имя святителя Митрофана Цареградского, где позже открыли духовную семинарию для крестьянских детей.

Во время войны 1812 года мужская обитель вновь пострадала от набега врагов. Восстановлена она была только спустя 10 лет после победы над Наполеоном. В честь этого прошел великий крестный ход, приуроченный ко дню празднования памяти преподобного Пафнутия.

Как добраться

Узнать, где находится Боровский монастырь, как доехать к нему достаточно просто, на пути будет встречаться множество указателей.

Личный автомобиль: по Киевскому шоссе до Балабаново (около 90 км от Москвы), после ехать в сторону Боровска до развилки. Сворачиваем влево, проезжаем Русиново, далее в Рябушках слева будет указатель на Боровский монастырь.

Возле монастыря есть бесплатная парковка. Но стоит учесть, что в выходные и праздничные дни здесь очень много машин и экскурсионных автобусов. Так что не всегда можно рассчитывать, что получится припарковаться близко ко входу в монастырь.

Координаты: 55.21391, 36.53263.

Из Москвы можно добраться общественным транспортом. С Киевского вокзала ходят электрички на Малоярославец или Калугу. Доезжаем до станции Балабаново (чуть менее 2-х часов). Далее на автостанции пересаживаемся на автобус или маршрутку до Боровска. Выходить нужно на остановке «Рябушки» или «Роща», далее пешком.

А далее наш путь лежал в город Малоярославец, где расположен еще один старинный монастырь с необычным названием: Свято-Никольский Черноостровский.

Если захотите задержаться в этих местах подольше, то легко можете снять квартиру или комнату на сервисе Airbnb, или же через Букинг забронировать любой отель в близлежащих городах: Обнинске, Балабаново, Боровске, Малоярославце или рядом с ними.

Эта поездка состоялась 21 августа 2015 года. О других монастырях и храмах, в которых мне удалось побывать, читайте тут. О других достопримечательностях Калужской области можно прочитать здесь. Они все отмечены на этой карте.

Напишите в комментариях внизу, какие святые места Вам удалось посетить, и что произвело самое сильное впечатление.

Как попасть в Боровский монастырь в Калужской области

В настоящее время главным духовником Свято-Пафнутьевского монастыря является схиархимандрит отец Власий, именно к нему стремятся большинство паломников с разных уголков России, специально для духовного окормления. О том, как и когда можно попасть на прием к батюшке уточняйте по телефону монастырской привратной: +7 48438 4-37-39.

Из Москвы можно доехать на поезде, до станции Балабаново (Калужская область). Состав в сторону Калуги, Малоярославца отправляется с Киевского ж/д вокзала (см. Яндекс. Расписания).

Добравшись до города можно сесть на автобус/маршрутку № 101, 101т до Боровска. Прямые автобусные рейсы в Боровск также есть из Обнинска, Абрамовского, Ворсино, Ермолино, Семичево. Ближайшие к монастырю остановки рейсовых автобусов и маршруток — «Роща», «Рябушки» — находятся в пешей доступности (расстояние — около километра). Детальный маршрут представлен на сайте Пафнутьев-Боровского монастыря.

Самым удобным вариантом будет поездка на машине. От Москвы и Калуги до монастыря приблизительно одинаковое расстояние — около 100 километров. Если своей машины нет, то можно воспользоваться услугами такси, при помощи одного из приложений: Яндекс.Такси, Gett, taximaxim, Uber и прочих.

Паломники и просто желающие лучше ознакомиться с этим уникальным историческим местом могут остановиться в гостинице при монастыре.

Святые места Подмосковья. Запад и Юго-Запад. Часть 3

Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь, город Боровск, Боровский Высоко-Покровский монастырь, город Верея, Сергиево – Дубровский женский монастырь, город Можайск, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы в Царево-Борисовом городке, Ферапонтов Лужецкий Можайский мужской монастырь.

РОЖДЕСТВА БОГОРОДИЦЫ СВЯТО-ПАФНУТЬЕВ БОРОВСКИЙ мужской МОНАСТЫРЬ

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Гергиевская башня.

Расположен на левом низком берегу р. Протвы, в 3 км к юго-востоку от г. Боровска Калужской обл. и в 83 км к юго-западу от Москвы. Основан в 1444 г. прп. Пафнутием Боровским (1395 – 1 мая 1477 гг.).
Прп. Пафнутий родился в с. Кудиново, в 4,5 км от Боровска в семье благочестивых родителей и при крещении наречен Парфением. Согласно преданию, дедом святого был татарский чиновник-баскак, принявший Православие. Достигнув 20 лет, Парфений поступил в Боровский Высоко-Покровский монастырь[1], где и принял постриг с именем Пафнутий.

Видя сердечное желание Пафнутия, настоятель отдал его в послушание старцу Никите[2], который был учеником прп. Сергия Радонежского и 19 лет управлял Серпуховским Высоцким монастырем (см. Вып. №1, с. 28-31), став в 1396 г. преемником прп. Афанасия Младшего.

Прп. Пафнутий Боровский.

Когда через 20 лет прп. Пафнутий возрос « до меры учительного мужа» высокой духовной жизни, св. митрополит Фотий рукоположил его во игумена обители.
В 1444 г. прп. по внушению Божьему оставил Покровский монастырь и поселился в 3 км от него, в пустынном месте при впадении р. Истерьмы в Протву. Вскоре здесь также возникла обитель и повелением св. митр. Ионы выстроена деревянная церковь во имя Рождества Богородицы.

Аскеза прп. Пафнутия не отличалась чрезвычайной суровостью, но он был строг в соблюдении устава, церковного правила и благочиния. Блюститель канонов, он не желал признавать митр. Иону, избранного без утверждения Константинопольского Патриарха, за что подвергался строгому наказанию. Прп. суров к мирянам, перед смертью отказывается принимать и письма и дары князей и бояр. Но он внушает им такое уважение, что дары щедро текут в его обитель. Брат Ивана III, Серпуховской князь Юрий Васильевич, живший безбрачной и чистой жизнью, говорил: «Как пойду на исповедь к отцу Пафнутию, ноги у меня подгибаются». Почитание его в великокняжеском доме сделало прп. как бы фамильным святым московских князей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. и сам называл его имя в ряду величайших московских святых – Сергия Радонежского и Кирилла Белозерского.

Прп. Иосиф Волоцкий.

Восемнадцать лет проходил у прп. Пафнутия школу иноческого воспитания будущий великий деятель Русской Православной Церкви – прп. Иосиф Волоцкий, который возглавил обитель после преставления святого в 1477 г. Пострижениками прп. Пафнутия были: брат прп. Иосифа Вассиан Санин, позднее автор жития прп. Пафнутия и архиепископ Ростовский; прп. Давид – основатель Вознесенской Давидовой пустыни (см. Вып.1, с.23-27); прп. Даниил – основатель Троицкого монастыря в Переславле-Залесском и крестный отец Ивана Грозного.
Прп. Пафнутий был сторонником объединения удельных княжеств под властью Москвы. Поэтому он пользовался поддержкой Великого князя; уже в 1467 г. в обители возвели каменный собор во имя Рождества Богородицы, расписать который пригласили крупнейших иконописцев того времени – Митрофания и его ученика Дионисия. Именно Дионисию было адресовано знаменитое «Послание иконописцу» прп. Иосифа Волоцкого. Великий художник и мыслитель оказал сильное влияние на процесс формирования в монастыре особой художественно – ремесленной традиции. Среди тех, кто глубоко воспринял ее, был свт. Макарий, также постриженик Пафнутьева монастыря, позднее глава Русской Православной Церкви (в 1542-1563 гг.).

В XVI веке Пафнутьев монастырь становится одним из славнейших и богатейших в России. Именно здесь летом 1513 г. останавливались основные силы русского войска во главе с Василием III перед походом на Смоленск. Уже во 2-ой половине XVI в. монастырь, занимавший стратегически выгодное положение на юго–западных подступах к Москве, получил каменные стены и башни. Сильно пострадавшие в годы Смуты, они будут восстановлены в XVII в. Трофимом Шарутиным, потомственным каменщиком из Кашина.

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Трапезная палата с храмом во имя Рождества Христова

В 1511 г. была сооружена величественная Трапезная палата с теплым храмом во имя Рождества Христова, а в конце столетия перестроили Соборный храм – один из самых совершенных на то время. В архитектуре этого четырехстолпного, пятиглавого храма заметно влияние Архангельского собора Московского Кремля. В 1644 г. он был расписан фресками. В 1651 г. на средства царицы Ирины Михайловны был построен северный придел во имя св. вмц. Ирины. Архитектурная композиция самого собора нарушена в XIX в. пристройкой притвора и переделкой куполов.
Подошедший к Боровску в июле 1610 г. «тушинский вор» (Лжедмитрий II) не смог взять монастырь–крепость до тех пор, пока двое изменников–воевод не открыли ворота. Неравная битва продолжалась в обители. Многотысячное войско, вся братия и укрывшиеся в монастыре окрестные жители погибли. Возглавлявший оборону кн. Михаил Волконский был убит в бою в соборном храме. Погибли настоятель монастыря архим. Никон и находившийся здесь на покое защитник Троице–Сергиева монастыря архим. Иоасаф. Все богатства были расхищены, а документы и жалованные грамоты сгорели в пожаре. В память об этой обороне и подвиге кн. Волконского в 1777 г. город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символ верности) в лавровом венке.

В XVII в. монастырь был не только восстановлен после разорения, но и пережил период расцвета. К этому времени сформировался его архитектурный ансамбль, почти полностью дошедший до нашего времени. В 1666-67 гг. в монастырской тюрьме содержался печально знаменитый протопоп Аввакум. Отсюда он был сослан в Пустозерский острог. Осенью 1674 г. сюда же по Указу Государя были привезены упорствующие в расколе «духовные чада» неистового протопопа боярыня Ф. Морозова, ее сестра Е. Урусова и жена стрелецкого полковника М. Данилова. Несчастные жертвы раскольничьей пропаганды скончались здесь голодной смертью осенью 1675 г.

Герб Боровска.

В XVII-XIX вв. монастырь славился редкими иконами, фресками, богатыми ризницей и библиотекой. В 1744 г. к обители были приписаны 11 тыс. крестьян. Посетители монастыря в XIX в. отмечают его ухоженность, тишину, особенное спокойствие и умиротворенность. Нам не известны имена выдающихся подвижников тех времен, но, судя по духу монастыря, его налаженному и спокойному быту, жизнь братии протекала тихо и размеренно, в неспешных монастырских службах и трудах на послушаниях. Процветанию монастыря не помешало даже троекратное посещение его наполеоновской армией в 1812 г. Тогда, как и в 1610 г. монастырь был полностью разграблен, а библиотека сгорела. Но главное разорение было еще впереди.
В 1923 г. обитель была закрыта. На ее территории разместили музей, а затем вселили исправительно–трудовую колонию, которую сменила школа механизации сельского хозяйства. Учебный корпус школы был возведен в 1933-35 гг. на месте снесенного монастырского некрополя. В ночь на 14 мая 1954 г. (день памяти прп. Пафнутия) центральный купол Рождественского собора рухнул, раздавив стоявшую в храме училищную технику. Так прп. Пафнутий положил начало возрождению обители. В 1960 г. здесь начались реставрационные работы.

В начале 1991 г. с территории монастыря был выведен сельскохозяйственный техникум, а летом сюда пришли первые насельники. Символично, что первым наместником монастыря стал игумен Никон (Худяков) – ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова)[3] – последнего из братии Боровской обители до ее закрытия. Таким образом, сохранилось духовное преемство. 13 апреля 1991 г. состоялось освящение церкви св. прор. Илии, в которую была перенесена часть мощей прп. Пафнутия, — она сохранялась в Псково–Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом.

С лета 1994 г. начались торжественные и праздничные (с1995 г. – утренние и вечерние) богослужения в соборе Рождества Богородицы. В нем построен трехъярусный иконостас, устроен придел в честь прп. Пафнутия, 14 сентября 1996 г. подняты колокола на колокольню. В октябре 1996 г. отслужен водосвятный молебен в храме св. вмц. Ирины.

Управляет монастырем игумен Серафим (Савостьянов). В 2000 г. в обители подвизались 23 насельника.

Храмы:

  1. Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Церковь св. прор. Илии.

    Соборный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1467, 80 гг. XVI в.), сев. придел – св. вмц. Ирины (1651 г.); притвор – XIX в. с приделом во имя прп. Пафнутия Боровского (90-ые гг. XX в.)

  2. во имя Рождества Христова, при Трапезной палате (XVI в.)
  3. во имя св. пророка Илии, больничный (1670 г.)
  4. во имя св. Митрофана, Патриарха Цареградского, в верхнем этаже при настоятельских кельях (возобновлен в 1760 г.; освящен после нашествия Наполеона в 1819 г.; после возвращения монастыря Русской Православной Церкви освящен 27 июля 1992 г., приэтом устроен новый четырехъярусный иконостас)
  5. во имя Всех Святых (1837 г.; в 30-х гг. XX в. на его месте выстроили школьное здание)

Святыни:

  1. часть св. мощей прп. Пафнутия Боровского
  2. древняя икона Рождества Пресвятой Богородицы в храме св. Митрофана

Источник:

Прп. Пафнутия – рядом с монастырем. Купальня.

Подворья:

  1. в Калуге – ц. Преображения Спасителя, т.н. Спас за Верхом
  2. в Москве – Ипатьевский пер.,12 (не действует)

Адрес:

249002, Калужская обл. Боровский р-н, с. Роща.

Телефон

(08238) 4-37-39; 4-47-62

Проезд:

До ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км). Далее автобусом до ост. с. Роща (15 км) Киевское, Боровское шоссе.

Город БОРОВСК

Боровск. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Расположен в 106 км к сев. От г. Калуги и в 80 км к ю-зап. от Москвы, на холмистом берегу р. Протвы (приток Оки). Впервые упоминается в Духовной грамоте Вел. кн. Ивана III под 1356 г. Первоначально принадлежал черниговским наместникам, позднее отошел к Рязанскому княжеству. В 1382 г. по договору Вел. кн. Димитрия Донского с рязанским князем Олегом вошел в состав Московского княжества и в 1386 г. был отдан серпуховскому кн. Владимиру Андреевичу. До 1456 г. оставался центром удельного княжества. С XV в. становится одним из звеньев оборонного кольца вокруг Москвы. Со 2-ой пол. XVII в. торговый и ремесленный город, один из центров русского старообрядчества. В 1708 г. приписан к Московской губ., с 1776 г. – уездный город Калужского наместничества. В окт. 1812 г. был занят французскими войсками. Близ города в с. Городня Наполеон принял решение об отступлении по разоренной Смоленской дороге. С 15 окт. 1941 г. по 4 янв. 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками. Ныне – райцентр Калужской обл.
В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора.

В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу № 2.

С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина»

БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище)

Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия.

Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским).
В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия.

Проезд

: до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

Город ВЕРЕЯ

Иван Семенович Дорохов — герой Отечественной войны 1812 г.

Расположен в Наро-Фоминском районе, в 113 км к ю.-западу от Москвы, на правом берегу р. Протвы. Первое летописное упоминание относится к 1371 г. В 1432-86 гг. центр Верейского княжества. С 1487 г. в составе Московского государства. С 1782 г. – уездный город Московской губернии. Сохранил архитектурный облик, сложившийся в XVIII-XIX вв. В 1812 г. разорен французами. 29 сент. 1812 г. отряд под командованием генерала И.С.Дорохова[4] штурмом освободила город. С нояб. 1941 г. по янв 1942 г. был оккупирован немецко-фашистскими войсками.
На территории бывшего кремля, обнесенного земляными валами (т.н. Городище) – собор во имя Рождества Христова (1552 г., перестроен в кон. XVII – нач. XVIII вв.), в подклете которого захоронение И.С.Дорохова; классицистическая колокольня (1802г). По благословению митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия один из приделов трапезной части верхнего храма освящен во имя сщмч Илариона Троицкого, который носил титул архиеп. Верейского. В соборе хранится частица его св. мощей[5].

Город Верея. Собор во имя Рождества Христова.

Сохранились Ильинская (1803 г.), Константино-Еленинская (1789 г.) и Богоявленская (1777 г.) церкви. Памятник И.С.Дорохову (бронза, 1912 г., скульптор А.Ф.Рахманинов; разрушен в 1918 г., воссоздан в 1957 г., скульптор С.С.Алешин).
До 1764 г. в городе действовал Спасский-Входо-Иерусалимский муж. монастырь, возникший до 1631 г. В 1725-28 гг. он был приписным к Николаевскому Возмицкому мон-рю. Сохранилась монастырская ц. Входа Господня в Иерусалим, что в Красной слободе (1667-1679 гг).

Бесстолпный кубический объем храма, поставленный на подклет, перекрыт глухим сомкнутым сводом и увенчан пятью главами. В подклете храма в конце XIX в. был освящен престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Гладкий восьмигранный столп примыкающей к храму колокольни украшен муравлеными изразцами и завершен каменным шатром. Частично реставрирован в 1960-е гг.

Город Верея. Ильинская церковь.

Когда-то в верхнем храме находилось всеми чтимое резное из дерева изображение св. Николая Чудотворца. Согласно преданию, образ пребывал в деревянном Никольском храме г. Вереи. Во время большого пожара 1788 г. сгорел почти весь город и все деревянные церкви, но резная икона была чудесным образом обретена на р. Протве монахами, которые и поместили его в соборном храме.
Несколько выше Входоиерусалимского м-ря по течению р. Протвы до 1629 г. существовал Воскресенский монастырь. С сев. стороны земли, принадлежавшии обители, граничили с деревнями Рождествено и Годуново, которые сохранились.

Проезд:

  1. До ст. Дорохово Белорусской ж/д (87 км), далее авт. (27 км).
  2. От Москвы авт. (автостанция у м.Тушинская, т.490-24-24) до Вереи (114 км). Минское шоссе.

СЕРГИЕВО – ДУБРОВСКИЙ женский МОНАСТЫРЬ

Находился в лесу, близ с. Дуброво, в 12 км от г. Вереи Московской губернии. Образован Указом Св. Синода от 10-12 сентября 1914 г. на основе Сергиево – Дубровской женской общины, в связи с чем, 4 окт. в новооткрытый монастырь прибыл благочинный монастырей Московской епархии архим. Валентин. Он отслужил в обители малую вечерню, за которой облек в рясофор 6 послушниц монастыря, и Всенощное бдение.

Село Дуброво. Димитриевская церковь.

5 октября из с. Дуброво был встречен крестный ход, затем началась Литургия, в которой принял участие о. Николай Лебедев, священник церкви св. Димитрия Солунского в с. Дуброво. Интересно отметить, что в торжественном богослужении архим. Валентину сослужил не только сам основатель обители протоиерей из Московского Вознесенского монастыря А.И. Пшеничников, но и его близкие родственники: сакелларий Московского Успенского собора прот. Николай Пшеничников, священник церкви св. Павла Латрского при Третьяковской богадельне о. Иоанн Пшеничников и священник московской же церкви во имя Знамения Пресвятой Богородицы, что у Петровских ворот, о. Николай Пшеничников. Во время Литургии о. благочинный совершил первый иноческий постриг в обители – казначеи послушницы Феодосии с именем Фомаида, которую о. Валентин поручил духовному руководству настоятельницы Сергиево – Дубровского монастыря игумении Макарии.
Духовником обители со дня своего посвящения в сан (5 сент. 1926 г.) и до кончины (2 марта 1929 г.) стал известный церковный историк о. Сергий Мансуров.

После 1917 г. Сергиево – Дубровский монастырь прожил еще 12 лет под видом сельскохозяйственной артели. В 1929 г. он был закрыт. Ныне от него сохранились лишь следы фундаментов.

Адрес:

Московская обл., Наро – Фоминский р-н, с. Дуброво.

Проезд:

От г. Вереи авт. до с. Вышгород – 16 км, далее пешком – 2 км.

Город МОЖАЙСК

Можайск. Никольский Собор. Фотография С. М. Прокудина-Горского.

Расположен в 110 км к западу от Москвы, в верхнем течении р. Москва. Впервые упоминается в Никоновской летописи в 1231 г.; удел Черниговского, а затем Смоленского княжества. В 1303 г. вошел в состав Московского княжества как крепость на его западных стратегических рубежах. В 1389-1454 гг. – центр удельного княжества. В нач. XV в. значение Можайска как крепости было усилено сооружением Лужецкого и Колочского монастырей. В 1541 г. город был укреплен бревенчатыми стенами и каменными башнями. В это время Можайск – значительный торгово-ремесленный центр с огромными посадами и многочисленными слободами.
В 1608-14 гг. был занят войсками Лжедмитрия II, а в 1617-18 гг. осаждался войсками польского королевича Владислава. В 1620-е гг. воевода Д.М.Пожарский построил новую крепость вокруг города. С 1708 г. – уездный город Московской губ. 18 окт. 1941 г. оккупирован немецко-фашистскими войсками и разрушен; освобожден 20 янв. 1942 г.

Уже к XVI в. город известен как один из крупных духовных центров России. Сохранились сведения о многочисленных монастырях Можайска:

  1. Якиманский (Иоакимоаннский), муж. Стоял к сев. от крепости. Собор свв. Богоотец Иоакима и Анны был возведен в 90-е гг. XIV в. и в перестроенном виде сохранился до наших дней. В XVI в. имел приделы Воскресения Христова и свт. Леонтия Ростовского, а ныне – придел Ахтырской иконы Божией Матери. В монастыре была шатровая деревянная ц. Трех Святителей, две кельи игуменских, шесть келий братских. В конце 1675 г. обитель была приписана к Лужецкому м-рю, а затем упразднена; церковь стала приходской. Современный адрес: ул. Крупской, 6.
  2. Благовещенский на Посаде, жен. Стоял западнее крепости, справа от дороги в с. Марфин Брод. В 1597 г. имел собор Благовещения, келью игуменьи, 9 келий стариц и 3 кельи нищих, «питавшихся от церкви Божией». В 1720 г. упоминается как «бывший». Ныне здесь пахотное поле.
  3. Борисоглебский, муж. Стоял с левой стороны Большой Московской улицы (дороги на Москву). Имел холодный собор свв. Бориса и Глеба и теплый храм свт. Иоанна Златоуста. В 1660 г. еще существовал, но к 1724 г. закрыт. Современный адрес: ул. Пионерская, 5-9
  4. Петровский, жен. Стоял к ю.-зап. от кремлевской горы, на Петровской горе, при впадении безымянного ручья в речку Петровку, слева от дороги на Вязьму. Имел шатровый собор свт. Петра, митр. Московского и теплую ц. Покрова Пресвятой Богородицы (клетского типа), келью игуменьи и 16 келий стариц. Ныне на месте обители городское кладбище.
  5. Петропавловский, муж. Стоял сев.-западнее крепости, за р. Можайкой и лугами. Имел собор свв. Апп. Петра и Павла (клетского типа). Ныне здесь пахотное поле.
  6. Сретенский, муж. Стоял на восточной окраине города, на холме близ Московской дороги. Имел собор Сретения Господня (деревянный, шатровый) и ц. св. Екатерины с приделом св. архид. Стефана (клетского типа). Ныне здесь городская больница.
  7. Троицкий, муж. Стоял восточнее крепости посреди посада, на Троицкой улице. Имел собор Пресвятой Троицы (дерев., клетского типа) и ц. Усекновения Главы Иоанна Предтечи (клецкого типа), келью игумена, 2 кельи братии и 8 келий нищих. Упразднен между 1672 и 1685 гг., собор м-ря стал приходской церковью. В сер. XIX в. выстроен новый, каменный храм, разобранный в 1941 г. на месте древнего монастырского кладбища выстроен дворец культуры.
  8. Успенский-Богородицкий, жен. Стоял в 250 метрах юго-западнее крепости, венчал собой Богородицкую гору между речками Можайкой и Петровкой. Имел собор Успения Божией Матери (дерев., шатровый). Обитель запустела после морового поветрия 1570-71 гг., а храм стал приходским. Ныне здесь городское кладбище (занимающее и место Петровского м-ря)
  9. Алексеевский, муж. Стоял сев.-восточнее города, на берегу Москвы реки при впадении в нее Чернцовского ручья. Имел собор свт. Алексия, митр. Моск. (дерев., клетского типа). После Смуты здесь была приходская церковь. Ныне монастырский холм срыт под песчаный карьер.
  10. Васильевский, муж. Стоял на сев.-вост. окраине посада, на высоком холме близ устья р. Можайки. Имел собор свт. Василия Великого (дерев., шатровый). Обитель исчезла после моровых поветрий кон. XVI в. Ныне здесь мототрек местных «рокеров».
  11. Воскресенский, муж.(?). Местоположение точно не известно. Возможно, стоял на Воскресенской горе, над дорогой в Вязьму, напротив Петровского м-ря. Имел собор Воскресения Христова, исчез после мора 1571 г.
  12. Настасьинский, жен. Стоял на сев.-вост. окраине посада на высоком восточном берегу Псаревского ручья, при впадении его в р. Можайку. Имел собор св. Анастасии Узорешительницы (дерев., шатровый). С конца XVI в. собор стал приходским. Ныне здесь огороды.
  13. Мироносицкий, жен. Стоял севернее крепости, напротив Иоакимоаннского м-ря, через р. Можайку. Обитель запустела после мора 1571 г. Соборный храм пострадал в Смутное время, но окончательно исчез только в сер. XVII в. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Стрелецкая, 19-21)
  14. Мокро-Никольский, муж. Стоял к югу от крепости, на сев. берегу Никольского ручья, впадающего в Можайку. Собор свт. Николая Чудотворца («Николы-Мокрого») – дерев., клетского типа, — после мора 1571 г. стал приходским храмом. Ныне здесь дворы местных жителей (ул. Герцена, 10-12)
  15. Пятницкий, жен. (?). стоял к югу от крепости, близ дороги в Верею. В XVII в. обращен в приходскую ц. Собор св. Параскевы Пятницы до Смуты был шатровым, затем была выстроена приходская ц. клетского типа. Второй храм – Вознесения Господня – был также клетский, в XIX в. его возвели в камне, а в 1941 г. уничтожили. Современный адрес: ул. Карасева, 19-21.
  16. Иоанно-Богословский, муж. Находился за пределами городского посада, «на Псарне». Возник не позднее 1569 г. В 1672 г. здесь была ц. св. Георгия – бывшая монастырская.

Проезд: д

о ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. 2 км. Минское ш.

МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЦАРЕВО-БОРИСОВОМ Городке (Не Сохранился)

Борисов городок. Церковь Обновления Храма Воскресения Христова.

Располагался в 10 км. от Можайска, на дороге к гг. Верее и Боровску, на высоком правом берегу р. Протвы.
В 1598 г. Борис Годунов выстроил здесь каменную крепость, украшением которой стал каменный шатровый храм в имя свв.Бориса и Глеба, созданный по образу и подобию Вознесенского храма в Коломенском, но превосходивший его по высоте (74 м). Позднее городок превратился в обычное село. В 1755 г. обветшавший храм разобрали для строительства присутственных мест в Можайске и Верее. Вероятно, монастырь, известный с кон. XVI в. и имевший 15 келий, пострадал от «литовских людей», т.к. в 1629 г. здесь значилось только «место монастырское». Не пережил Смутного Времени и храм св.Иоанна Предтечи. До наших дней в с. Борисово дожила лишь обезображенная ц. Обновления Храма Воскресения Христова[6], впервые она упомянута в 1629 г. как приходская, в 1811 г. на средства прихожан вместо деревянной выстроили каменный храм с приделами Собора Пресвятой Богородицы и свв.Бориса и Глеба, — под последним похоронен благотворитель храма крестьянин Матвей Яковлев. Храм не действует.

Проезд: д

о ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км). Далее авт. № 35 (на Верею) до ост. с.Борисово (10 км.).

ФЕРАПОНТОВ ЛУЖЕЦКИЙ МОЖАЙСКИЙ Мужской МОНАСТЫРЬ

'

Ферапонтов монастырь под Можайском.

Расположен на окраине г. Можайска на высоком правом берегу р. Москвы среди обширных пойменных лугов, в местности, издревле именовавшейся «Лужки». Основан в 1408 г. третьим сыном св. блгв. Димитрия Донского кн. Андреем Дмитриевичем, владевшим Можайском, Вереей, Медынью, Калугой и Белозерском. Первым игуменом обители стал прп.Ферапонт.
Прп. Ферапонт (в миру Федор) род. ок. 1337 г. в г. Волоколамске от благочестивых родителей бояр Поскочиных. Около 1377 г. он тайно удалился из отеческого дома, пришел в новоустроенный Московский Симонов монастырь, где принял постриг от свт. Федора, племянника прп. Сергия Радонежского.

Прп. Ферапонт Можайский.

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку. Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма. В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

Ферапонтов монастырь под Можайском.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.
В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Свят. Патриарх Алексий II.

Ферапонтов монастырь под Можайском. Надвратная Церковь Преображения Господня.

Ныне рака с мощами великого угодника Божия находится в надвратной Преображенской церкви. Братия монастыря (5 насельников) во главе с настоятелем игум. Борисом неустанно трудится, возрождая древнюю обитель.
Храмы:

  1. соборный, во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1420, 1526-42 гг.)
  2. во имя прп. Иоанна Лествичника (кон.XVI в., с 1723 – во имя прп. Ферапонта) с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Разобрана в 1960-е гг. Сохранились фундаменты.
  3. во имя Преображения Господня, над святыми вратами (1547 г.)
  4. во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы (1-я пол.XVI в., перестроена во 2-й пол. XVIII в.)

Источник:

Родник (колодец) прп. Ферапонта. В 100 м. от монастыря.

Подворья:

в г. Дмитрове. Адрес: 141 800, Моск.обл., г.Дмитров, ул.Профессиональная 19.

Телефон

: (222) 3-28-10

Часовни:

  1. Ферапонтов монастырь под Можайском. Собор Рождества Богородицы.

    в Москве, на площади у Серпуховских ворот (стрелка Б. Серпуховской ул. и М. Серпуховской, ныне Люсиновской). Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю (см.выпуск 1, стр.7-9), деревянная часовня в 1825 г. была возведена в камне, а в 1859 г. передана Ферапонтову монастырю. Перестроена в 1894 г. Перед революцией числилась за Николо-Пешношским монастырем. Представляла собой одноглавый куб с украшениями в русском стиле. Внутри часовни находилась чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная радость». Часовня сломана в нач.1920 гг. Стрелка улиц разрушена позднее при расширении Серпуховской пл.

  2. в Москве, на пл. Калужских ворот (угол Б. Калужской, ныне Ленинский пр-т, 1 и Донской ул, близ Калужской пл.) Издревле принадлежавшая Николо-Перервинскому монастырю она в 1859 г была передана Ферапонтову монастырю. Закрыта в нач.1920 гг. Сломана позднее при сносе стрелки улиц – Донской и Б. Калужской

Адрес:

141200, Московская обл., г. Можайск, ул. С.Герасимова, 1

Телефон

: (238) 4-06-73

Проезд

: до ст. Можайск Белорусской ж/д (110 км), далее авт. до ост. Река Москва (3 км) Минское шоссе

[1] См. отдельный очерк

[2] См. там же

[3] Прп. Амвросий Балабановский (1 января 1882 г.-15 октября 1978 г.) проживал в Пафнутьево–Боровском монастыре с 1904 г. по 1923 г. Преемник по имени и духу прп. Амвросия Оптинского. Считается последним Оптинским и Боровским старцем. Был репрессирован. После освобождения служил до самой кончины. Похоронен на месте своего многолетнего служения у храма с. Спас – Прогнань, недалеко от г. Балабаново. (см. очерк о с. Спас-Прогнань)

[4] И.С.Дорохов (1762-1815гг) – герой Отечественной войны 1812г, командир Изюмского гусарского полка. В Бородинской битве командовал резервным кавалерийским отрядом, защищавшим Багратионовы флеши. За отличие произведен в генерал-лейтенанты. В сражении при Малоярославце был тяжело ранен. Предвидя свою кончину, Иван Семенович писал жителям Вереи: «Если вы слыхали о генерале Дорохове, который освободил ваш город от врагов отечества вашего, то я прошу вас за то воздаяние, почтенные граждане, дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я приступом взял укрепление неприятеля, истребив его наголову. Дети мои вам будут за то благодарны.» Жители Вереи 5 верст несли гроб героя до Рождественского собора, где и упокоились его честные останки.

[5] Мощи свт. Илариона ныне почивают в соборном храме московского Сретенского монастыря

[6] В Заруцкой слободе

Последнее испытание

Уже в XVIII веке по стенам Богородице-Рождественского храма поползли трещины. Их заделывали, но они появлялись в других местах. В XIX веке этот процесс продолжился, захватив и новопостроенную трапезную. Во время Великой Отечественной войны боевые действия велись в непосредственной близости от монастыря — в январе 1942 года один из артобстрелов накрыл обитель.

Дело довершила сельскохозяйственная школа, разместившаяся в оскверненном монастыре в советскую эпоху и приспособившая собор под гараж для тракторов, которые производили сильную вибрацию. В 1954 году, в день памяти святого основателя обители, центральный купол рухнул. Столь грозное предупреждение о том, что дальше разрушать древний монастырь нельзя, не услышать было невозможно. И в 1962 году в соборе появились реставраторы…

В новейшее время реставраторы вернули собору первоначальный облик — почти во всем, за исключением классицистической трапезной, которую, по некоторым уважительным причинам, было решено оставить на месте.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: