Церковь Архангела Михаила на юго-западной: история, адрес, иконы

Месторасположение постройки

Церковь Архангела Михаила на юго-западной окраине столицы известна как торжественное здание, возвышающееся над холмом. На протяжении нескольких столетий здесь фокусируется духовная жизнь района Тропарево.

Для села Тропарева всегда была характерна оживленность бойких перекрестков, дороги от которых уводят в западном направлении. Эта местность ранее принадлежала купцу, которого звали Иваном Тропарем. Впоследствии село стало принадлежать Новодевичьему монастырю. Так, в конце XVII — начале XVIII века появилась церковь Архангела Михаила на юго-западной околице.

Наши дни

Со временем село стало городское территорией. Район получил название «Тропарево — Никулино». Храм располагается с южной стороны парка на проспекте Вернадского, 90.

Как доехать до церкви Архангела Михаила? Чтобы попасть сюда, можно использовать наземный транспорт: автобусы и маршрутные такси. В зависимости от того, из какой части города добираться, можно встать на остановках «Театр на Юго- Западе» или «Церковь Архангела Михаила».

Церковь Архангела Михаила

Когда проводятся богослужения

Для посещения богослужения можно выбрать такое время:

  • Литургия проводится ежедневно в будние дни с 8 часов утра.
  • Вечерняя проходит в 17 часов.
  • По воскресеньям проводят литургию два раза – рано утром (в 7:00) и позднее (в 10:00).
  • В воскресные и праздничные дни совершают таинство Всенощного Бдения. Оно начинается в 17 часов.

В случае возникновения некоторых изменений в расписании богослужений эту информацию можно найти на официальном сайте церкви. Сообщения систематически обновляются. Выше в статье уже указан адрес церкви Архангела Михаила на юго-западной окраине.

Этот храм ежедневно посещают многие прихожане, любуясь его внешним и внутренним убранством и обращаясь с молитвенными просьбами к Создателю.

Внутреннее убранство храма

Социальная деятельность

При храме организована группа «Юго-Запад» анонимных алкоголиков и наркоманов.

Сбор групп проводится по понедельникам в 19.00 часов, четвергам в 20.00 часов и субботам в 18.00 часов в помещении Воскресной школы, войти в здание, налево вниз по лестнице, первая дверь направо. Следует спрашивать у охраны Храма.

  • Телефон горячей линии, адрес сайта: www.na-msk.ru
  • Телефон соц. работника: Тактарова Ирина Викторовна 8-915-348-92-47.

Окормление больниц.

  • Городская клиническая больница № 31 ул. Лобачевского, д. 42 Ответственный за связь с медицинским учреждением: Тактарова Ирина Викторовна Тел. e-mail

Исторические факты

История храма Архангела Михаила в Тропареве началась в конце XVII века. Здание создано в соответствии с тогдашними требованиями к архитектурному стилю пятиглавия. Характерной является та особенность, что в стиле сочетаются традиционно русские формы и новые элементы, отличающиеся большей пышностью и декоративностью убранства. Такие приемы были позаимствованы из архитектуры стран Запада.

Для здания характерна симметричность композиции, которая состоит из следующих элементов:

  • двухсветное основное здание пятиглавое (или «четверик», как его еще называют);
  • трехчастная апсида;
  • трапезная;
  • трехъярусная шатровая колокольня.

Церковь Архангела Михаила в Тропарево

Собор Архангела Миха́ила и прочих Небесных Сил бесплотных. История праздника

Из книг Ветхого и Нового завета мы узнаем об Ангелах — существах невидимого мира, посланниках Божиих. Многочисленные случаи их явления людям известны издавна. Уже в апостольские времена возникло искаженное, еретическое мнение, что нельзя молиться напрямую ко Христу, а нужно обращаться к Ангелам. Ересь эта, по словам блаженного Феодорита, достигала даже степени идолослужения.

Величание — песнопение празднику. Поморский обиход

В начале IV века на поместном Лаодикийском Соборе (за несколько лет до I Вселенского Собора) было осуждено еретическое мнение об ангелах как творцах и повелителях Вселенной. Собор утвердил православное почитание Небесных Сил бесплотных, а праздник был установлен 8 ноября, в восьмой день девятого месяца — год в то время начинался с 1 марта. Эта дата была выбрана неслучайно. Восьмой день символизирует будущий Собор всех Небесных Сил во время Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «восьмым днем», когда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31). Девятый месяц года указывал на девять чинов ангельских. В праздничном песнопении, величании, перечисляются имена чинов ангельских: «Величаем вас, Архангели, Ангели, Начала, Власти, Престоли и Господствия, Силы и Херувими, страшная Серафими, славящих Господа».

Библиотека Русской веры Поучение на собор архангела Михаила. Великие Минеи Четьи →

Читать онлайн в оригинале

Особенности архитектуры

По утверждению известного историка и краеведа М. Ильина, общая композиция церкви в Тропарево – Никулино подобна многим другим рядовым храмам того времени.

Но ее зодчему захотелось применить некоторые эффектные нововведения. Этим объясняется использование приемов и форм московского барокко применительно к этому строению. Так оно стало более парадным, торжественным на вид.

Форма колокольни Михайловского храма является характерным образцом восьмигранника, что типично для шатровых колоколен XVII в. Она создана в виде центрической площадки, где предусмотрено легкое прорезанное окошко небольшой формы в виде восьмигранного шатра.

На сегодняшний день не сохранилось ни колонок на опорах столбов, ни декоративных наличников. Колокольня располагалась так, как требовали принятые тогда каноны – строго над центром западного входа в здание.

Внешнее убранство храма

Описание достопримечательностей и святынь церкви

Из описания храма Архангела Михаила можно узнать, что постройка интересна потому, что в ней необычным образом сочетаются архитектура «сельская» и роскошная. Ведь московскому барокко (а именно так называется стиль Михайловской церкви) присущи пышность убранства, своеобразная помпезность. Поэтому здание вполне удачно вписывается в городской пейзаж.

Главными достопримечательностями храма являются:

  • Луковичные купола в количестве пяти штук. На них установлены позолоченные кресты. Подножие украшено полумесяцем. Такая символика прослеживается еще в Откровении от Ианна Богослова. Ранее так изображали крестильную купель или Вифлиемские ясли. Это обозначение ни в коем случае нельзя считать символом победы христиан над мусульманами.
  • Достопримечательностью является и главная храмовая мозаичная икона. Она располагается справа над вратами церкви. На мозаике изображен Архангел Михаил как Архистратиг – предводитель небесных воинов. Он бесстрашно идет воевать со злом. С помощью праздничных красных оттенков подчеркивается уверенность в том, что добро восторжествует и падший ангел будет повержен.
  • Среди многообразия почитаемых храмовых святынь следует выделить и икону Богородицы «Донской» и «Кашинской». Также здесь можно увидеть мощи, принадлежащие священномученику Харлампию и святому Николаю.

Помимо перечисленных, в храме много других примечательных икон.

Главная храмовая мозаичная икона

Странствия деревни Фили

За свою историю деревня Фили не раз «кочевала» по разным местностям. Вероятно, ее древнее имя – гидроним. Оно появилось от названия речки Хвильки – в просторечии Фильки, которое означало сырую, болотистую местность. История деревни Фили началась в XVI веке, когда великий князь Василий III пожаловал эти земли в вотчину боярину Ф.М. Мстиславскому. Более столетия Фили оставались владением рода Мстиславских. Последний хозяин, Федор Иванович Мстиславский, приходившийся правнуком Василия III, оказался политическим долгожителем, устояв и при Борисе Годунове, и при Василии Шуйском, потом возглавил знаменитую Семибоярщину – правительство из семи знатнейших бояр в Смутное время, а затем стал приближенным первого Романова.
При нем в Филях появилась деревянная домовая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, основанная в память победы над польским королевичем Владиславом, которого призвали на русский престол в «безгосударево время». 1 октября 1618 года, в праздник Покрова, войска гетмана Сагайдачного в последний раз штурмовали стены Москвы и были разбиты и отброшены от русской столицы. В той победе увидели зримое покровительство Царицы Небесной России и Романовым. Тогда в Москве появилось несколько новых Покровских церквей, в том числе и в Филях. Позднее эта церковь оказалась связана и с Кутузовской избой, и с часовней архангела Михаила.

После смерти бездетного Федора Мстиславского и его сестры Ирины, монахини кремлевского Вознесенского монастыря, Фили забрали в казну, и царь Алексей Михайлович подарил их своему тестю Илье Даниловичу Милославскому. По кончине государыни Марии Ильиничны владение ненадолго досталось ее племяннику, знаменитому Ивану Михайловичу Милославскому – одному из зачинщиков стрелецкого бунта 1682 года, возбужденного против Нарышкиных, родственников второй жены покойного Алексея Михайловича. Тогда были убиты два брата вдовствующей царицы, а третий, Лев Кириллович, которому тогда было всего 14 лет, спрятался на женской половине дворца, едва ли не в чулане. По преданию, над дверью этого чулана висела икона Спаса Нерукотворного, и отрок, молясь о спасении, дал обет: если останется жив, построит храм в честь этого образа.

В июне 1689 года Петр I подарил ему Фили, и тот сразу же приступил к исполнению своего обета. Вскоре здесь появилась изумительная, всемирно известная церковь в стиле нарышкинского барокко: нижний ее престол остался в честь Покрова, а верхний был освящен в честь Спаса Нерукотворного. А в 1704 году крестьяне роскошного имения были переселены на Можайскую дорогу, в район Дорогомилова, за версту от прежнего места – подальше от барских хором, где часто гостил царь. За деревней осталось название Фили, а вотчина Нарышкина стала именоваться селом Покровским. Переселенные крестьяне не заимели собственной приходской церкви и оставались причисленными к нижнему Покровскому храму, тогда как верхний Спасский храм оставался домовым для господ. Церковь сделала знаменитыми старые Фили, а деревеньку прославили совсем другие события.

Кутузовская изба. Фото XIX в.

Новая деревня Фили оказалась близ Поклонной горы, которая издревле почиталась святым местом: здесь путники кланялись Москве на прощение или перед встречей. Хотя есть и иное мнение: на этой горе встречали с поклоном государей, иностранных послов и важных гостей.

Отсюда было недалеко до Воробьевых гор, где и сейчас (близ смотровой площадки) кроется маленькая Троицкая церквушка, в которой молился Кутузов перед тем, как отправиться на военный совет в Филях. По преданию, Воробьевы горы издревле были связаны с родом Кутузовых. Поблизости располагалось митрополичье, а потом и патриаршее село Голенищево, тоже с Троицкой церковью (в районе современной Мосфильмовской улицы). Именно там, как гласит легенда, предок полководца боярин Василий Кутуз (фамилия произошла от прозвища; кутузом называлась подушка) получил чудесное исцеление от святителя Ионы, митрополита Московского. Как известно, он стал первым митрополитом Московским, поставленным в Москве собором русских епископов, а не патриархом в Константинополе, вместо низложенного собором митрополита Исидора, подписавшего Флорентийскую унию. Боярин долго не признавал законность власти митрополита, «неканонично» поставленного. Но вот однажды разболелись у боярина зубы. Мучительную боль ничем не удавалось унять. В праздничный день святитель Иона совершал богослужение в Троицком храме. По окончании литургии он сам подозвал страдавшего боярина, благословил его, дал просфору и вдруг с силой ударил его по щеке. Боярин вскрикнул от боли, но… почувствовал, что зубы его уже не болят. С того дня он стал особо почитать святителя. С тех пор при зубной боли часто обращаются с молитвами к святителю Ионе. В Троицкой церкви хранился образ святителя Ионы с деяниями, где среди житийных клейм усматривали чудо о боярине Кутузе. По легенде, именно после этого чудесного исцеления потомки боярина стали именоваться Кутузовыми-Голенищевыми.

Это был славный воинский род России. Их родоначальник «честный муж Гавриил» выехал, как говорит предание, из Пруссии в Новгород служить великому Александру Невскому. Иван Иванович Голенищев-Кутузов, прадед прославленного героя 1812 года, был адъютантом у графа Бориса Пет­ровича Шереметева, петровского генерала. А отец, Илларион Матвеевич, военный инженер, разработал для защиты от наводнений знаменитый Екатерининский канал в Петербурге, за что получил из рук Екатерины II золотую с брильянтами табакерку. Михаил Илларионович Кутузов воевал под командованием Румянцева и Суворова, был дважды ранен – при Алуште и при Очакове – в голову навылет, причем в одно и то же место: пуля вошла ниже левого виска и вышла у правого глаза, отчего М.И. Кутузов потерял зрение. Врач, осмотревший его после второго ранения, сказал, что, вероятно, «Провидение сохраняет этого человека для чего-то великого, ибо он остался жив после двух ран, каждая из которых – смертельная». Екатерина II приказала беречь Кутузова, предсказав, что он будет великим генералом. Когда же в августе 1812 года Кутузов был назначен главнокомандующим, его спросили: «Неужели вы надеетесь победить Наполеона?» «Победить не надеюсь, обмануть попробую», – ответил Кутузов.

А.К. Саврасов. Кутузовская изба

Деревня Фили лежала на пути отступавшей русской армии. Здесь она остановилась и заняла боевые позиции на участке от Поклонной горы до гор Воробьевых, ожидая генерального сражения под Москвой. Оттого главная квартира фельдмаршала расположилась в Филях. Деревня Фили насчитывала менее десятка изб. Для Кутузова выбрали самую просторную, принадлежавшую крестьянину Андрею Фролову, с тремя окнами на улицу и большим крыльцом. Днем 1 сентября Кутузов сам осмотрел позиции русской армии с Поклонной горы и нашел, что в случае боя армия может попасть в окружение, ибо условия для нее крайне невыгодны – именно там фельдмаршал принял решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Вместе с ним диспозицию рассмотрели и генералы, которые пришли к такому же выводу. Историки отметили, что фактически военный совет провел первое заседание на Поклонной горе. Кутузов отличался жесткостью характера и нетерпимостью к дискуссиям в столь ответственное время, но решение о дальнейших действиях следовало принять на военном совете. По преданию, Кутузов отправился в Фили со словами: «Хороша ли, плоха ли моя голова, а положиться больше не на кого». Он назначил военный совет на 5 часов вечера. К этому времени в горнице избы собрались генералы М.Б. Барклай-де-Толли, Н.Н. Раевский, А.И. Остерман-Толстой, К.Ф. Толь, Д.С. Дохтуров, Ф.П. Ува­ров, П.П. Коновницын, А.П. Ермолов и Л.Л. Беннигсен.

На совете должен был решиться главный вопрос – принимать ли новое сражение в столь опасных условиях, рискнув потерять войско, или отступить без боя, оставив Москву, но сохранив армию? Мнения разделились: одни, как Дохтуров и Ермолов, выступали за сражение у стен Москвы, чтобы не предавать врагу священную столицу и не повергать в панику русский народ. Другие, как Барклай-де-Толли и герой Бородина генерал Н.Н. Раевский, считали самым важным сохранение армии для последующих сражений и изгнания врага. Совет длился три часа. Кутузов после прений принял решение самостоятельно, взяв на себя всю ответственность: «С потерею Москвы не потеряна Россия, а с потерею же армии Россия потеряна. Приказываю отступать». В журнале военных действий от 1 сентября 1812 года было записано: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России».

Кутузов предсказал, что Москва будет для Наполеона западней – губкой, которая всосет его войско. Потом в письме он ободрял и свою дочь Анну, убеждая ее, что полон надежды, и просил не удивляться отступлению – «это для того, чтобы укрепиться как можно больше». Но тяжелее момента для Кутузова за всю его военную биографию не было. Ночь на 2 сентября он провел без сна, адъютанты слышали его плач. Утром армия начала отступление, и сдачу Москвы восприняли с ужасом. Тогда на московской заставе Кутузов молвил народу, что головой ручается за гибель Наполеона в Москве. Дальнейшая история доказала верность его замысла: сохранив армию, Кутузов не только смог освободить Москву, но и изгнать неприятеля из России и даже преследовать его в Европе. Наполеон назвал фельдмаршала старой лисицей. Кутузов, и вправду, обманул его, совершив знаменитый тарутинский маневр, а потом заставив отступать деморализованное французское войско по выжженной французами же Смоленской дороге до самого Березина.

За спасение Отечества Кутузову воздали великие почести: он стал первым в русской истории полным Георгиевским кавалером. А прощание с почившим фельдмаршалом было только первой вехой его посмертного почитания. Как известно, он скончался от инсульта утром 16/28 апреля 1813 года в силезском городке Бунцлау (Болеславец), где была его очередная штаб-квартира. Незадолго до смерти его навестил Александр I, попросивший прощения. Несколько дней от армии скрывали смерть полководца, дабы не повергать ее в уныние.

Упокоить Кутузова надлежало в России. Чтобы везти тело на родину, его пришлось бальзамировать – оттого и родилась легенда, будто бы сердце фельдмаршала было погребено в Европе на месте смерти. На самом же деле его в серебряном сосуде привезли в Петербург и захоронили в той же могиле, что и тело. Траурная процессия достигла столицы к концу мая, и когда она пересекла границу Петербургской губернии, над гробом вдруг воспарил орел, неизвестно откуда появившийся. Встречать Кутузова вышел весь город.

Похоронили полководца, по его последней воле и с согласия императора, в Казанском соборе, где он в августе 1812 года на коленях молился у Казанской иконы Божией Матери перед отъездом в действующую армию. День погребения 13 июня выдался пасмурным, но когда гроб принесли в Казанский собор, лучи солнца ярко осветили могилу. Больше всего всех тронуло знаменитое слово архимандрита Филарета, будущего митрополита Московского, произнесенное над гробом Кутузова. Отозвавшись о покойном полководце как о человеке, который никогда не жил для себя, но всегда для Отечества и Провидения, который и умер по-христиански, святитель закончил свое слово так: «Россияне! Вы все единодушно желаете, чтобы дух, данный Смоленскому, не переставал ходить в полках наших и почивать на вождях наших. Нет лучшей сего похвалы для отошедшего, нет лучшего наставления для оставшихся сынов Отечества. Аминь».

Процветание храма

На протяжение последних лет наблюдается процветание храма Михаила Архангела в Тропарево и дальнейшее его преображение. Это видно по обновленным куполам, сверкающим в солнечных лучах на фоне великолепной природы. Строго и торжественно выглядит новое ограждение. Строение обзавелось домом причты и воскресной школой. Отмечается увеличение числа верующих, которые регулярно посещают храм. Церковь становится особенно популярной.

С восточной стороны храма, там, где установлена церковная ограда, при выходе к проспекту Вернадского, появилась памятная доска, на которой высечены фамилии жителей Тропарева, которые погибли во время Великой Отечественной войны.

Сегодня храм Архангела Михаила подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси. По статусу это Патриаршее подворье. Известны многократные визиты Святейшего Патриарха Алексия II для совершения здесь богослужений.

О настоятеле храма, протоиерее Георгии Студенове, известно, что он учился в Московской Духовной Семинарии и Московской Духовной Академии.

Стараниями настоятеля вкладывается труд и забота, цель которых состоит в восстановлении храма. Этот человек также известен как почетный профессор Московского педагогического университета.

Крещение в храме

О процветании храма неоднократно рассказывали как в московских, так и в общероссийских изданиях. Церковь заслужила репутацию как главная достопримечательность на юго-западной окраине столицы.

Архангел Михаил — чиноначальник вышним Силам

Имя Михаил на еврейском значит «кто, как Бог». Архангел Миха́ил, по православному учению, является Начальником всех Небесных Сил бесплотных. Он именуется архистратигом (греч. αρχιστρατηγός — главнокомандующий) и выступает главой святого воинства ангелов, стоящих на страже Божьего закона. Следуя этой традиции, в Великих четьих-минеях митрополит Макарий пишет:

Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига против силы дьявола». В этом образе Михаил почитается как покровитель и соратник «воинствующей Церкви».

По преданию Церкви, отраженному в текстах праздничной службы, Архангел Михаил многократно являлся людям еще во времена Ветхого завета — при выходе израильтян из Египта, переходе через Красное море. Он явился Исусу Наввину и передал ему повеление Божие взять Иерихон. Множество других случаев победоносной помощи Архангела Миха́ила описано в книгах церковных.

«Явление Михаила Исусу Наввину», миниатюра из «Менологий Василия II»

Из священного Писания и Предания известны также имена других Архангелов — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле:

Архангел Гавриил — благовестник таин Божиих; Архангел Рафаил — врач болезней и путеводитель; Архангел Уриил — просвещает людей, побуждает их на молитву; Архангел Иегудиил — заступник в пути, помощник нуждающимся в чем-либо ради славы Божией; Архангел Варахиил — податель Божиих благодатей и хранитель чистоты души и тела; Архангел Салафиил — врач от болезни малярии и молитвенник к Богу о людях; Архангел Гефаил — возжигатель любви к Богу; Архангел Тахиил — помощник и защитник в бедах и напастях.

Библиотека Русской веры Канон святому Архангелу Михаилу

Читать онлайн

Тропарь, глас 4.

Небесных воинств Архистратиже, молим тя ныне мы недостойнии. Яко да твоими молитвами покрыеши нас кровом крилу, невещественыя ти славы. Сохраняющи нас молящихся прилежно, и вопиющих, от бед избави нас, яко чиноначалник вышним силам.

Кондак, глас 2.

Архистратиже Божии, и слуго божественыя славы. Ангелом начальниче, и наставниче человеком. Еже есть на пользу проси нам, велия милости, яко бесплотным Архистратиг.

Подведем итоги

Церковь Архангела Михаила на юго-западной околице Москвы – старинное здание, которое ранее принадлежало жителям села Тропарево. Со временем эта местность стала одним из городских районов. Сюда можно успешно добраться на автобусах и маршрутках из любого конца столицы.

Среди достопримечательностей этой церкви особенно выделяется мозаичное изображение Архистратига Михаила, смело выступающего на борьбу с силами тьмы. Также здесь хранятся различные изображения Богородицы.

Своим сегодняшним процветанием храм обязан настоятелю Георгию Студенову, силами которого церковь отстраивается и становится еще краше. Атмосфера церкви обеспечивает ее популярность среди прихожан.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: