С давних пор на Руси вошло в традицию трижды в год (8 апреля, 26 июля и 21 ноября) отмечать праздник, именуемый Собором Архангела Гавриила. Установлен он был в честь бесплотного духа ─ служителя Божьего, принесшего Пресвятой Деве Марии весть о Её великом предназначении. В связи с этим становится понятно, почему одним из дней выбрана дата, следующая за праздником Благовещения, отмечаемым накануне. Слово же «собор», включённое в название праздника, подчёркивает его всеобщность и массовость. В этот день христиане собираются все вместе, чтобы славить Бога и Его верного посланника.
Архангел, именуемый «Божьей крепостью»
Для того чтобы более осознанно читать во время празднования Собора Архангела Гавриила акафист и молитвы, следует подробнее остановиться на том, что известно нам из Священного Писания и Предания об этом представителе чинов ангельских.
Прежде всего, отметим, что его имя ─ Гавриил, переводится с древнееврейского языка, как «Крепость Божья». Кроме того, принято считать, что среди архангелов, являющихся представителями второго чина небесных духов (всего их, как известно девять) он занимает позицию сразу за Архангелом Михаилом, держащим в руке огнепалящий меч, и охраняющим вход в райский сад Эдем.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
(тот же, что и архангелу Михаилу)
Небе́сных во́инств Архистрати́же,/ мо́лим тя́ при́сно мы́, недосто́йнии,/ да твои́ми моли́твами огради́ши на́с/ кро́вом кри́л невеще́ственныя твоея́ сла́вы,/ сохраня́я на́с, припа́дающих приле́жно и вопию́щих:/ от бе́д изба́ви на́с,// я́ко чинонача́льник вы́шних Си́л.
Кондак, глас 8
Пресве́тлыя и Честны́я, и Вседе́тельныя,/ пренеисче́тныя и стра́шныя Тро́ицы,/ ты́ еси́, Архистрати́же, сла́вный служи́телю и моли́твенниче,/ ны́не непреста́нно моли́ / изба́витися на́м от вся́ких бе́д и му́к, да зове́м ти́:// ра́дуйся, покро́ве рабо́м твои́м.
Ин кондак, глас 2
На Небесе́х зря́ Бо́жию сла́ву/ и на земли́ с высоты́ подая́ благода́ть,/ нача́льниче А́нгелов, му́дре Гаврии́ле, Бо́жия сла́вы служи́телю/ и ми́ра Боже́ственный побо́рниче,/ спаса́й, соблюда́й вопию́щия ти́:// са́м бу́ди помо́щник, и никто́же на ны́.
Ин кондак, глас 2
(тот же, что и архангелу Михаилу)
Архистрати́же Бо́жий,/ служи́телю Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льниче и челове́ков наста́вниче,/ поле́зное на́м проси́ и ве́лию ми́лость,// я́ко безпло́тных Архистрати́г.
Архангел Гавриил. Мозаика ок. 1125-1130 гг. (значительно отреставрирована в XVI в.). Восточная апсида Богородице-Рождественского собора Гелатского монастыря. |
Упоминание Архангела Гавриила в Ветхом Завете
Всякий ангел является вестником чего-либо (заметим попутно, что именно так переводится слово «ангел» с греческого языка), на Архангела же Гавриила возложена особая миссия ─ раскрывать сокровенный смысл видений, и предвещать людям ход грядущих событий. Кроме этого, у него немало обязанностей. В частности, стоя у Престола Божьего, он возносит хвалу Творцу Вселенной и молится за живущих на земле.
В числе прочих высших сил бесплотного мира он повелевает Небесным воинством. Как явствует из 1-й главы ветхозаветной Книги Еноха, в числе прочих архангелов Гавриил был послан Создателем покарать падших ангелов. Он же вдохновил пророка Моисея на создание Книги Бытия и открыл ему будущее еврейского народа. Однако и это далеко не всё из того, благодаря чему Собор Архангела Гавриила входит в число наиболее почитаемых в народе праздников.
О чем молятся
К заступничеству Архангела прибегают в следующих случаях:
- при вреде со стороны магов, экстрасенсов, «целителей», колдунов;
- при притеснениях и клевете;
- в болезнях;
- при бесовском искушении;
- при депрессии и иных психологических расстройствах;
- при беременности, когда переживают о ее благополучном протекании, о зачатии и успешных родах;
- девицы обращаются с просьбой удачного замужества.
Архангел Гавриил – это глас Божий на земле. Он один из особо приближенных к Создателю небесных чинов, а посему, притекающие под сень его крыльев, могут надеяться на необходимую помощь.
Автор: Галина Бочарова
Первые новозаветные пророчества
Именно Архангел Гавриил явился праведной Анне, когда она предавалась скорби о своём бесплодии, и возвестил ей о том, что её молитва ко Господу услышана, и вскоре она родит Деву, через которую воплотится в мир Сын Божий. Его слова в точности исполнились, и по истечении должного срока праведная Анна произвела на свет Пресвятую Деву Марию.
Когда с церковного амвона звучит в день Собора Архангела Гавриила проповедь, то в ней, как правило, упоминается и о том, как посланник Божий незримо пребывал со святой Девой в Иерусалимском храме в период Её отрочества, а затем оберегал во все дни земной жизни. Не забывают в таких случаях упомянуть и о том, как Архангел Гавриил явившись священнику Захарии, возвестил о том, что в скором времени его жена Елисавета произведёт на свет сына ─ будущего Иоанна Предтечу. Когда же тот усомнился в истинности пророчества, архангел поразил его немотой.
Благовещение непорочной Деве
Однако главное его деяние, сделавшее праздник Собор Архангела Гавриила особенно дорогим для всех православных христиан, ─ это благая весть, принесённая им Пресвятой Деве Марии о зачатии в Ней Сына Божьего осенением и действием Святого Духа. Об этом событии повествуют два евангелиста: Матфей и Лука, причём если первый из них весьма краток, то второй даёт подробный рассказ.
Далее, чтобы избавить непорочную Деву от подозрений, возникших у её обручника (формального мужа) Иосифа, неспособного слабым человеческим разумом постичь божественную тайну, Архангел Гавриил явился ему во сне и возвестил о том, что Отроковица, зачав во чреве, осталась невинной, так как произошло сие от действия Святого Духа, меняющего человеческое естество. Этим он вселил мир и покой в душу праведного старца Иосифа, о чём также упоминается в праздник Собора Архангела Гавриила.
Эти факты интересны
До недавнего времени практиковалось изображение архангела Гавриила в обществе святых, которых он наставлял на путь истинный. Самого Гавриила иконописцы облачали в богатое убранство, на голову одевали корону, в руки давали скипетр.
После XV века стало более популярно изображение архангела в обществе Девы Марии — царицы ангелов. Гавриилу посчастливилось исполнять миссию ее подчиненного. Тогда ему в руки стали рисовать лилию, сменив на нее царские знаки. У этого цветка символ чистоты, он означает непорочность и духовность.
Иногда можно услышать об уникальности этого ангела, которого считают женщиной. Для подтверждения этого приводят ситуации из Библии, которые свидетельствуют об особенной поддержке детей в процессе внутриутробного развития. Но в официальной религии нет пола у ангелов, они все бесполые существа, в том числе и Гавриил. Следовательно, такая версия не принимается.
Весть о приходе в мир Спасителя
Святой евангелист Лука, описывая рождение в Вифлееме Сына Божьего ─ Иисуса Христа, упоминает о том, что именно Архангел Гавриил явился пастырям, стерегущим стада, и возвестил им о великой радости ─ явлении во граде Давидовом Спасителя, Которому суждено избавить всех людей мира от вечной смерти. Он же, в окружении Небесных воинов, первый воспел хвалу Всевышнему, вселяющему в сердца своих чад мир и благоволение.
Не оставил своим попечением посланник Божий святого Иосифа Обручника и после рождения Иисуса. Посланный Господом, он вторично явился ему во сне и повелел вместе с Богородицей и её Предвечным Младенцем бежать в Египет, чтобы там найти спасение от козней нечестивого царя Ирода, замыслившего уничтожить их Святое Семейство.
Благовестник трёх главных евангельских событий
Но и это ещё далеко не все деяния Божьего Посланника, упоминаемые в акафисте Собору Архангела Гавриила, который читается во всех православных храмах России. В один из самых драматических моментов земной жизни Иисуса Христа ─ Его молитвы в Гефсиманском саду, ставшей преддверием крестных мучений, Господь направил Архангела Гавриила укрепить Своего Сына. Евангелист Лука подробно описывает в 22-й главе, как Посланник Божий неотлучно находился рядом с Иисусом, помогая ему сохранить присутствие духа.
Далее на этот раз уже все четыре евангелиста сообщают о явлении Архангела Гавриила Жёнам Мироносицам, явившимся ранним утром ко Гробу Господню, помазать благовониями Его честное тело. Несмотря на то что их свидетельства несколько расходятся в перечислении участниц этого события, все они единодушны в одном ─ у входа в пещеру благочестивых женщин встретил именно Архангел Гавриил, возвестивший о воскресении из мёртвых Сына Божьего. Таким образом, он явился благовестником трёх главных новозаветных событий, связанных с именем Иисуса Христа, ─ Его зачатия, рождества и воскресения.
И наконец, последний эпизод, связанный с Архангелом Гавриилом, и описанный в Новом Завете, ─ это его явление Пресвятой Деве Марии, пришедшей в конце жизненного пути на Елеонскую гору помолиться Своему Предвечному Сыну. Сообщив о приближении дня Её честного успения и вознесения на небо, он оставил Богородице светлую ветвь из райского сада.
Народные приметы на 8 апреля
- Осень будет поздней, если ласточки летают слишком низко;
- Если в праздничный день утром идет дождь, то зима начнется рано;
- Если в небе 8 апреля темные облака, то погода будет плохой;
- Если засушливая погода, осень будет такой же;
- Если утром 8 апреля были заморозки, то весна будет прохладной и долгой.
Тема:
- Праздник
- Церковные праздники
Чудо, явленное на Афонской горе
Всё, о чём было рассказано выше, известно со страниц Нового Завета, но рассказы о Божьем вестнике можно найти и в Священном Предании. И хоть они не звучат с церковных амвонов в день Собора Архангела Гавриила, христиане бережно хранят их на протяжении многих столетий. Вспомним лишь один из них.
Рассказывают, например, такой любопытный факт, имеющий прямое отношение к празднованию Собора Архангела Гавриила, ─ молитва «Достойно есть», читаемая ежедневно всеми воцерковлёнными людьми, оказывается, была принесена в мир именно этим Божьим посланником. Произошло это в конце XI века на святой горе Афон, где спасался тогда некий монах-отшельник со своим послушником.
Однажды, когда он отправился во храм ко всенощной службе, его келью посетил неведомый старец и научил остававшегося в ней отрока, приклонившего в тот час колени перед образом Богородицы, тексту этой новой, по тем временам, молитвы. Чтобы её слова не истёрлись из памяти юноши, ночной гость начертал их перстом на каменной плите, поверхность которой при этом сделалась мягкой, как воск. После этого он исчез также таинственно, как и появился, назвав лишь своё имя ─ Гавриил. Вернувшись от всенощной и выслушав рассказ послушника, монах понял, что в его отсутствие келью посетил Архангел Гавриил.
Впоследствии весть о чудесном происшествии распространилась по миру и достигла Константинополя. Туда, в подтверждение подлинности случившегося, была отправлена каменная плита с текстом молитвы «Достойно есть», читаемой с тех пор ежедневно и особенно торжественно произносимая в день Собора Архангела Гавриила. Икона же Богородицы, перед которой молились отрок и его ночной гость, с тех пор также получила название «Достойно есть». Её изображение приводится ниже.
Почитание
В иерусалимской богослужебной традиции до века память архангелов Михаила и Гавриила совершалась 14 ноября. Одним из главных центров почитания архангела Гавриила являлся Назарет. Там над источником где, по преданию, совершилось первое явление Гавриила Богородице во время Благовещения, был построен храм в честь архангела [4].
Архангел Гавриил. Мозаика 860-х гг., Софийский собор, Константинополь. |
В византийской традиции утвердился общий культ архангелов Михаила и Гавриила — «Архистратигов» и «Чиноначальников» (Таксиархов) — хотя Михаил пользовался особым почитанием. В Константинополе известны церкви, освящённые во имя архангела: в Адде, в Халлах (или Халдах) и в монастыре Хрисоваланту, а также придел в Новой церкви Большого дворца, построенной Василием I Македонянином [5]. Однако в средневизантийский период преобладала традиция освящения храмов во имя обоих архангелов: известны церкви Чиноначальников в Кастории ( в.), Фессалонике (2-я пол. XIV в.) и другие, монастыри Архангелов на Охридском озере ( в.), в Прилепе (-XII вв.), в Леснове (1341) и другие, а также в честь Бесплотных сил в Фессалонике (Ротонда, нач. в.) и в Афинах (XI-XII вв.).
Архангел Гавриил. Икона 3-й четверти XIV в. Деисусный чин соборного храма Хилендарского монастыря, Святая Гора Афон |
Помимо совместного празднования архангелов и Собора Бесплотных сил 8 ноября в константинопольских рукописях с века под 26 марта, т. е. на следующий день после Благовещения, появляется особый праздник Собора архангела Гавриила. C распространением Иерусалимского устава было установлено еще одно празднование Собора архангела Гавриила — 13 июля. Помимо этих празднований, получивших общецерковное значение, известен также местный праздник — Собор архиепископа Гавриила в Адине, отмечаемый 11 июня, в память чудесного откровения песнопения «Достойно есть» (см. подробнее).
В византийской литературе известны два текста, посвященные отдельно архангелу Гавриилу: энкомий и рассказ о чуде архангела составленный монахом Лукой Адиалиптом в XII веке [6]. Ему также посвящено небольшое приложение к тексту века Пантолеона Диакона о чудесах архангела Михаила [7]. Обычно Гавриил фигурирует в агиографических источниках совместно с архангелом Михаилом [8]; также он упоминается в текстах, посвященных ангелам [9].
Латинская литературная традиция не имеет текстов, непосредственно посвященных архангелу Гавриилу. Он упомянут в «Списках Медиоланских святых» [10]. Вместе с архангелом Михаилом он изображается в качестве стража на входе в храм.
На Руси архангел Гавриил, возможно, первоначально считался покровителем Киева. В Ипатьевской летописи под 1037 годом сделана вставка о построении благоверным Ярославом Мудрым на Золотых воротах церкви в честь Благовещения с целью «дать всегда радость граду тому святым Благовещением Господним и молитвою святыя Богородицы и архангела Гавриила» [11]. Об этой же церкви святитель Иларион пишет: «Да еже целование архангелъ дасть Девици, будеть и граду сему. Къ онои бо: «Радуися, обрадованаа! Господь с тобою!», къ граду же: «Радуися, благоверныи граде! Господь с тобою!»» [12]. В домонгольский период имя Гавриил в крещении или монашестве носили многие русские князья, включая святых благоверных Ярополка Изяславича, Всеволода Мстиславича, Игоря Ольговича и Святослава Всеволодовича.
При этом на Руси почитание архангела Гавриила достаточно долго оставалось неразрывно связано с памятью Благовещения Пресвятой Богородицы. Ещё в конце XII века Новгородский архиепископ Григорий (в миру Гавриил) строил церковь не во имя своего небесного покровителя, а в честь Благовещения [13]. Древнейший отражённый в письменных источниках храм, освященный во имя архангела Гавриила, был построен в 1413 году в Новгороде, на Хревкове улице [14]. Придел во имя архангела имеется в Благовещенском соборе Московского Кремля. В 1530-х годах церковь во имя архангела Гавриила как небесного покровителя великого князя Василия III была возведена в Кирилловом Белозерском монастыре [15]. K 1551 году относится первое упоминание о церкви во имя архангела Гавриила на Чистых прудах.
Ныне в Александрийской Православной Церкви сохраняется древняя иерусалимская традиция, по которой память архангелов Михаила и Гавриила может совершаться , или 14 ноября. В прочих поместных Православных Церквах преобладает константинопольская традиция, согласно которой днями почитания архангела Гавриила являются 8 ноября, 26 марта и 13 июля. Акцент в богослужении 8 ноября делается на прославлении архангела Михаила, но в гимнографическом последовании этого дня некоторые песнопения — такие как стихиры и отдельные тропари канона — посвящены и Гавриилу. 26 марта происходит отдание праздника Благовещения и поётся последование праздника Собора архангела Гавриила. 13 июля, согласно иерусалимским Типиконам, соединяются последования архангела Гавриила и преподобного Стефана Савваита или преподобного Иосифа Солунского. В русских Типиконах с XVI века 26 марта и 13 июля о как малые праздники месяцеслова.
Благовещение. Фреска сер. III в. Катакомбы св. Прискиллы, Рим. |
Иконография
Благодаря своим многочисленным явлениям, в первую очередь — Благовещению Пресвятой Богородицы, архангел Гавриил вероятно является самым часто изображаемым из ангелов. В первые века христианской истории его иконография претерпела те же изменения, что и иконография всего ангельского чина: в древнейших памятниках катакомбной живописи он неотличим от обычного человека, облачённого в тунику и паллиум, а затем изображения Гавриила приобретают характерные отличительные черты ангела: юношеский лик, крылья, нимб, диадему, зачастую — пышные придворные ризы.
В зависимости от сюжета в руках у Гавриила чаще всего помещаются держава, жезл, райская ветвь или свиток. В период усиления римо-католического влияния, в православную иконопись Гавриила вводится такой атрибут как белая лилия — символ чистоты и непорочности Девы Марии. На Западе в сюжетах Благовещения лилия появляется не позднее века, в частности в живописи Леонардо да Винчи; в православной среде этот атрибут был закреплён в таких памятниках как «Ерминия» Дионисия Фурноаграфиота, который наставляет писать Благовещение с архангелом который «в левой держит расцветшую лилию» [16]. Следуя другой западной традиции, святитель Димитрий Ростовский сообщает, что архангел Гавриил изображается «держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой — каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами.» По его толкованию:
Зерцало обозначает, что св. архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого, фонарь же со свечою знаменует, что судьбы Божие бывают сокрыты до времени исполнения их и по самом исполнении постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести
[17].
Благовестие правв. Иоакиму и Анне. Мозаика ок. 1100 г. в нартексе Успенского храма монастыря Дафни. |
Архангел-благовестник
Значительная часть изображений Гавриила связана с его служением благовестника. Среди сюжетов этой группы наиболее примечательны такие новозаветные события как:
- Благовещение Пресвятой Богородицы — архангел Гавриил обыкновенно изображён в хитоне и гиматии; его правая рука обращена к Божией Матери, а левая держит жезл.
- Рождество Христово — архангел Гавриил извещает пастырей о рождении Христа [18]; архангел может изображаться в сонме небесных сил [19]
- Благовестие архангела Гавриила Захарии о рождении Иоанна Предтечи — архангел Гавриил часто представлен как и в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы [20]
- Смертное Благовещение Богоматери — архангел Гавриил протягивает Богородице райскую ветвь [21]
Архангел Гавриил учит инока песнопению «Достойно есть». Икона XX-XXI в. Греция (?) |
Менее распространены сюжеты ветхозаветных явлений Гавриила, среди которых:
- Наставление архангелом Гавриилом пророка Моисея в пустыне — архангел Гавриил изображён перед Моисеем с жезлом и свитком
- Архангел Гавриил разъясняет видения пророка Даниила — архангел Гавриил со свободными руками наставляет Даниила [22]
Наконец, существуют и образа показывающие деяния Гавриила в дальнейшей истории Новозаветной Церкви. Важнейшим среди них является сюжет откровения архангелом Гавриилом песнопения «Достойно есть» — архистратиг показан в монашеском облачении, пишущим слова на каменной плите.
Иногда с деяниями Гавриила связываются некоторые сюжеты явлений не поименованных ангелов. Так, в ряде памятников явление ангела преподобному Пахомию Великому надписывается как явление архангела Гавриила [23].
Богоматерь на престоле с архангелами Михаилом и Гавриилом. Фреска Дионисия 1502 г. в Богородице-Рождественском соборе Ферапонтова монастыря. |
Вместе с другими ангелами
Особое почитание двух главнейших архангелов — Михаила и Гавриила, именуемых чиноначальниками — нашло отражение в богатой иконописной традиции их совместного изображения. Многочисленные изображения показывают их в свите Христа или Богородицы, вокруг Креста или Этимасии, по бокам от центрального лица или предмета на образе. Их изображения могут быть ростовыми, поясными, заключёнными в медальоны, парящими. За исключением редких древних примеров, Гавриил располагается по левую руку от центрального лица. Существуют и другие сюжеты представляющие двух архангелов. Подробнее см. раздел об иконографии в статье «чиноначальник».
В монументальной живописи полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила иногда располагаются в боковых апсидах. Гавриил изображается около входа в храм. Чаще всего в руках его — стило и свиток [24]. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота указано, что на свитке в таких случаях должна быть надпись: «Держа в руке трость скорописца, отмечаю приношения входящих; усердных храню, а неусердных наказую скоро» [16].
Изображения архангелов, являющихся одним из чинов ангельских сил, входят в иконографию многих сложных сюжетов: Собор Пресвятой Богородицы, «О Тебе радуется», Страшный Суд, «Предста Царица одесную Тебе» [25] и других. Известны примеры включения небесных сил в состав теофанических видений, например пророка Иезекииля [26]. Изображение архангела Гавриила также присутствует в композициях «Собор архангела Михаила» и «Собор архангела Гавриила» [27].
Архангел Гавриил. Икона XVIII в., Москва. Из местного ряда иконостаса Московского Гавриило-Архангельского храма (Меншиковой башни). |
В иных композициях
После Самого Господа и Его Пречистой Матери архангел Гавриил является наиболее часто изображаемым лицом на иконостасах. Его изображение является обязательным в составе деисусного чина из пяти или более фигур, где он располагается по левую руку от Христа, после Иоанна Предтечи. Гавриил как правило также пишется на царских вратах в сюжете Благовещения Пресвятой Богородицы. Наконец, он часто изображается также на одной из боковых алтарных дверей.
В византийском искусстве ряд изображений архангела Гавриила связан с венчанием императоров на царство. Так, известны сюжеты коронации императора Василия I Македонянина в котором Гавриил венчает царя в присутствии пророка Илии [28], а также императора Льва VI Мудрого, которого венчает Богоматерь в присутствии Гавриила [29].
В русской традиции встречается полуфигурное изображение архангела Гавриила в медальоне рядом с Богоматерью на иконах, связанных с почитанием преподобных. Например, известна икона Богоматери с Богомладенцем на престоле и предстоящим преподобным Сергием Радонежским из Махрищского монастыря [30], где в левом верхнем углу изображён архангел Гавриил, молитвенно обращенный к Богоматери и Богомладенцу. Такое изображение, полагают, связано с посвящением Благовещению монастыря, основанного учеником преподобного Сергия — преподобным Стефаном Махрищским.
Среди уникальных примеров изображения Гавриила на иконах следует отметить его отдельный образ 1350 года из Дечанского монастыря, где архангел изображён в лоратном облачении, со сферой и жезлом в руках. Также выделяется икона местного ряда XVIII века из Московского Гавриило-Архангельского храма («Меншиковой башни»), на которой архангел изображён на облаках со сферой в правой, высоко поднятой руке и цветущей ветвью в левой.
Архангел Гавриил и пророк Моисей. Миниатюра 1480-1490 гг. Сборник библейских книг. РГБ, ф. 310, унд. №1 |
Первые два дня памяти Архангела Гавриила
Что же касается общепринятых дней памяти этого бесплотного духа, посланника Божия, принесшего в мир вести, ставшие основными вехами в его истории, то их, как было сказано в начале статьи, три. Первый из них ─ 26 марта (8 апреля), отмечается на следующий день после праздника Благовещения, так как Архангел Гавриил имеет к нему самое прямое отношение.
Следующая дата ─ 13 (26) июля установлена в честь, происшедшего четыре столетия назад, освящения в Константинополе храма, посвящённого Архангелу Гавриилу, об этом также шла речь выше. Заметим кстати, что в народе бытует поверье ─ если этот день выдастся, пусть даже холодным, но без дождя, значит, осень будет сухой и тёплой.
История появления иконы
Всего в мире сохранилось около двадцати подлинников икон архангела Гавриила. Многие из них и по сей день являются частями фондов русских музеев.
Икона «Ангел Златые Власы»
Самое первое изображение архангела Гавриила датируется второй половиной XII века. Икона называется «Ангел Златые Власы». Ученые относят ее к новгородской школе.
Святой лик архангела был обнаружен в 1864 году Филимоновым Георгием Дмитриевичем в «рухляной кладовой» на колокольне Ивана Великого в Кремле. До сих пор остается загадкой, как там оказалась икона. После этого образ отправился в Румянцевский музей. В 1925 году он был расформирован, и после серьезной реставрации в 1930 лик архангела числился в фондах Третьяковской галереи.
Сегодня икона хранится в Санкт-Петербурге. Здесь, в Русском музее, обеспечены все условия для ее дальнейшей сохранности.
Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»
Этот образ является одним из самых знаменитых. Изображение является лишь одной из многих вариаций данной библейской истории. Икона Благовещения датируется XVI веком. Икона относится к псковской школе иконописи. Образ был найден в церкви Николая Чудотворца со Усохи в Пскове.
Сейчас икона хранится в Псковском государственном объединенном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике.
Икона «Спас Эммануил»
На этом образе изображаются архангелы Михаил, Гавриил и Эммануил. Икона относится к XII веку. Происходит из Успенского собора в Московском Кремле. Образ был взят из центрального иконостаса над северными вратами. Его создатель, к сожалению не известен. На данный момент икона хранится в Третьяковской галерее.
Дела, от которых лучше воздержаться
Перечень же запретов, налагаемых в этот день, достаточно своеобразен. Прежде всего, считается, что 8 (21) ноября нельзя делать две вещи: резать ножом и колоть топором. Это объясняется тем, что чествуемый в тот же день Архангел Михаил может обидеться, поскольку колоть и рубить является прерогативой его огнепалящего меча. Нельзя также ткать, хотя причину этому и трудно найти.
Впрочем, эти запреты, возможно, связаны с более древним поверьем, согласно которому в этот день человеку ещё при жизни может воздаться за совершённые им грехи, то есть произойти нечто непредвиденное и роковое, например, какой-нибудь несчастный случай. В связи с этим было принято избегать выполнения различных тяжёлых работ, при которых можно было, скажем, надорваться или тех, которые сопряжены с риском получить травму.
Разумеется, исключения составляли те виды деятельности, которые человек обязан был выполнять не по своей воле, например, служебные или производственные обязанности. Сюда же относились дела, хоть и сопряжённые с тяжёлой или опасной работой, но при этом направленные на совершение чего-либо доброго и богоугодного. Важно лишь, чтобы при этом не преследовались корыстные цели.
Общим же для трёх дней чествования Архангела Гавриила было требование совершать в них как можно больше добрых поступков, что, впрочем, относится и ко всей человеческой жизни.
В неправославных учениях
Память архангела Гавриила чтится христианами разных исповеданий. В коптском календаре его память значится под 30 декабря и 30 марта. В Римо-католической церкви память ранее отмечалась как и среди православных, 26 марта (в этот день она ещё сохраняется у маронитов). Во многих храмах, преимущественно в Испании, празднование ему совершалось ещё 18 марта. Однако в 1921 году папа римский Бенедикт XV перенес праздник на 24 марта. Затем память Гавриила стала отмечаться в один день с архангелами Михаилом и Рафаилом — 29 сентября. В католической традиции архангел Гавриил считается покровителем средств телекоммуникации: радио, телевидения и т. п.
В позднейшем иудаизме архангелу Гавриилу отводится видное место в талмудической литературе [31].
По исламским сказаниям Гавриил («Джибрил» или «Джабраил») — ангел, наиболее приближенный к Аллаху, главный среди четырёх ангелов (Микал, Исраил, Исрафил), покровитель пророка Мухаммеда (2. 97 (91) — 98 (92); 66. 4). Послекораническое предание называет его духом-посредником, передавшим Коран Мухаммеду. По другой версии, первые откровения пророку передавал другой ангел, а Гавриил стал являться ему уже после фатры (перерыва в откровениях).
Архангел Гавриил. Икона прп. Андрея Рублева и последователя, 1425-1427 гг. Из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры |