Мы не вспоминаем о них в рабочее время, но это не значит, что их не существует. Высший мир также имеет своих обитателей, даже если их невозможно увидеть. Они есть, об этом нередко упоминает и само Святое Писание. В нескольких, составленных священниками, классификациях особое место среди небесных жителей занимают архангелы – одна из высших категорий ангелов, исполняющая особые Божьи поручения. К числу существ, наделенными нечеловеческой силой, принадлежит и один из воевод ангельского воинства, чей образ изображен на святыне – икона Архангела Михаила.
Дни памяти:
- 19 сентября – Воспоминание чуда в Хо́нех;
- 21 ноября – Собор
Известнейшим местом паломничества в Европе принято считать французский монастырь-крепость Святого Михаила близь Нормандии и пещерную церковь в Италии – Монте-Гаргано. Однако не только в католических церквях знаема икона Архангела Михаила, в Москве чудотворная святыня находится в храме Архистратига Михаила, в Тропарёве, который был возведен в честь святого в 1693-1694 годах.
Небесных воинств Архистратиг
Иконография: Михаил, архангел Датировки: XVI в. Начало XVI в.Происхождение: Из Падчеварской церкви Архангела Михаила Кирилловского уезда Новгородской губернии. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 91 см, ширина 32,5 см Из деисусного чина иконостаса. Ростовое изображение Архангела Михаила в трехчетвертном повороте. НГОМЗ 11164. © Новгородский государственный объединенный музей-заповедник Литература: Иконы Великого Новгорода XI — начала XVI веков. Авторы проекта Л.В.Нерсесян и С.В.Обух. М. Северный паломник. 2008. №102.
Всё, сотворённое Господом, разделяется на бытие видимое и невидимое – мир материальный и духовный. К последнему, принадлежат ангелы или бесплотные силы – «воинство небесное», Архистратигом или военноначальником (от греч. Αρχιστρατηγός ) его считается Архангел Михаил.
Впервые, попытка осмыслить отношения в ангельском сообществе, была сделана в труде Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии», согласно которому, мир невидимых светлых духов имеет триадную структуру, а сами ангелы играют посредническую роль между Богом и человеком. По Дионисию, Архангелы относятся к предпоследнему, восьмому из девяти возможных ангельских чинов. Автор трактата объясняет этим положением их особую близость к людям.
Полезные материалы
Канонические книги Священного Писания, в архангельском качестве упоминают именно Михаила. Кроме него, Священное Предание, включающее в себя литургические тексты, разного рода гимнографию, доносит до нас имена и других Архангелов. В них упоминаются Архангел Михаил, Гавриил, Варахиил, Рафаил и другие.
Имя Михаила, в переводе с иврита, означает «Кто как Бог?» (ми ка эл), связано это именование с преданием о войне с Денницей, ангелом, который возгордившись, отпал от Господа и, в своем безумии, решил воевать против Него. В небесном воинстве тогда был Архангел, который воскликнув: «Кто как Бог?» (в смысле «кто сравнится?»), увлек за собой в битву множество ангелов и победил. Именно поэтому среди некоторых христиан утвердилось мнение, что молитва Архангелу Михаилу сильнейшая защита от зла
Иконография: Михаил, архангел Датировки: XX в. 1904 Иконописец: Кубрин Михаил (?) Трофимович Материал: Дерево, темпера, позолота. Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см Архистратиг изображён в рост, в воинском облачении, в левой руке он держит щит, а в правой – огненный меч. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А.Врубеля
По толкованию святых отцов Церкви, именно Архангел Михаил – тот страж, что с огненным мечом в руках, охраняет врата Рая. В воинской ипостаси имя его упоминается на страницах Ветхого завета и книге Апокалипсиса св. Иоанна Богослова:
«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною…» (Откр 12. 7-9).
В православии и некоторых других конфессиях, он считается «посмертным» покровителем и защитником людей на Страшном Суде. Ему молятся о защите души умершего от сил зла.
Описание святого образа
Когда именно были сотворены Ангелы, Библия однозначно не указывает, но большинство святых отцов указывает на то, что они появились до Адама, как представители духовной сферы. Являясь бестелесными существами, ангелы имеют нечто общее с человеком — свободную волю. Только, в отличие от человека, ангелы неспособны предать Бога, если один раз выбрали послушание. Также они могут становиться видимыми для людей, чтобы передавать им Божью волю.
Работа курьером в Яндекс.Еда (до 3400 рублей за смену) оставить заявку →
Каким же образом люди дерзнули изображать то, что их глазу невидимо, непостижимо разуму? Благословение на изображение небесных созданий дал Сам Бог еще в Ветхом Завете, это очень древняя традиция. Изображения ангелов представляют собой не портреты, а символические обозначения их природы и способностей.
По мнению блаженного Феодорита, ангелы являются людям в таком виде, который они способны воспринять и не испугаться. Но также вид должен говорить о том, что перед человеком Божий посланник. Подобным образом представлены небесные жители и на образах. Узнать икону Архангела Михаила можно по описанию основных ангельских атрибутов:
- крылья — символизируют быстроту, способность проникать через пространство;
- нимб — святость;
- долматика (мантия) — синего или белого, иногда золотого цвета;
- гиматий (плащ) — красного цвета;
- посох — указывает на роль посланника;
- торока (лента, которой перевязаны волосы) — знак послушания Господу;
- облик красивого молодого человека — говорит о совершенстве ангельской природы.
Есть еще зерцало, которое архангел Михаил может держать в руках — это знак предвидения. При наличии сомнений, любую икону всегда можно опознать по названию, которое пишется рядом с изображением, сверху или под ним.
Иконография
Согласно сложившейся иконописной традиции, во многом повторяющей предание и житийную литературу, архангелы могут быть изображены в воинских облачениях: доспехах, хитоне и плаще с «тавлионом» (расшитый золотом ромбовидный знак, указывающий на высокое положение). В восточных храмах были распространены ангельские образы в византийских придворных одеждах, так называемых «лоратных» – далматике и лоре.
Иконография: Михаил, архангел Датировки: XVI в. 1592 год.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 197 см, ширина 66,5 см Архангел Михаил изображен в рост, в трехчетвертном повороте. Хитон зеленоватый, гиматий алый, крылья коричневатые. По краю нимба точечный орнамент (имитация жемчужной обнизи). Лик написан по более темному санкирю, мягким вохрением. Фон — светлая охра. Инв. № КХМ КП 02062. © Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
На Седьмом Вселенском Соборе было принято постановление писать небесные силы бесплотные в ныне классических, иконных одеяниях – хитонах и гиматиях (см. ангелов преподобного Андрея Рублева).
Существует множество вариаций иконографии, где святой Михаил Архангел изображен в военных доспехах. Как правило, они происходят от ветхозаветного сюжета о чудесном «Явлении Архангела Михаила Иисусу Навину», – предводителю многочисленного еврейского войска явился таинственный муж, облаченный в латы. Он не только воодушевил растерявшегося перед неприступной твердыней, военачальника евреев, но и научил, как сломить сопротивление города-крепости Иерихона.
В самом традиционном варианте извода, «Чиноначальник Михаил» одетый, как воин, держит в руке меч, а на коленях перед ним стоит Иисус Навин, развязывающий ремни на своей обуви. Именно так описывает этот сюжет «Ерминия» (древний справочник по иконографии), она же выделяет его в отдельную иконографическую линию. На Руси иконография эта известна с домонгольского времени. В Успенском Соборе Московского Кремля находится икона «Явления Архистратига», датируемая двенадцатым веком.
Интересный факт
Ветхозаветный сюжет о победе над Иерихоном любили изображать на воинских знаменах. Такими были стяги Дмитрия Пожарского и великого князя Василия Третьего.
Изображения вместе с арх. Гавриилом
Иконография: Михаил, архангел Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь.Происхождение: Из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 147 см, ширина 104 см Изображение поясное, фигура обращена вправо. Архангел слегка склоняет голову, жестом правой руки обращается к Спасу, левой сжимает, как бы опираясь на него, ярко-красный посох-мерило.Инв. № 12730. © Государственная Третьяковская галерея, МоскваЛитература:Государственная Третьяковская Галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. № 74.
Включение в иконную композицию пары Архангела Михаила и Архангела Гавриила, было обыкновенным и для византийской и русской иконописи. На Руси, это двойное изображение, возможно, берёт свое начало от так называемого «Ангельского деисуса» – древней иконы, скорее всего, домонгольского периода. Образ уцелел и ведет свое бытование в Третьяковской галерее.
Иконография: Собор архангелов Датировки: XIII в. Вторая половина XIII века.Происхождение: Из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге.Материал: Дерево, темпера. Размеры иконы: высота 165 см, ширина 118 см Икона изображает архангелов Михаила и Гавриила в рост, держащих тондо с ликом Христа Эммануила. Инв. № ДРЖ-3103. © Русский музей, Санкт-Петербург, 2011
Слово «деисус» происходит от греч. «деисис», – моление, особый сюжет, представляющий Богородицу, ангелов или святых в состоянии молитвы перед Богом, а так же центральный ряд икон традиционного иконостаса. Эта триадная икона – как бы усеченный «оплечный» деисусный ряд, со Спасом-Эммануилом в центре и архангелами по левую и правую сторону. Существует непризнанное в церковных и научных кругах мнение, что это, возможно, один из видов икон Святой Троицы.
«Архангельский Собор»
Ещё один распространенный извод содержит в себе фигуры восьми архангелов, – это иконография праздника «Собор Архангела Михаила (И прочих Небесных сил бесплотных)».
Иконография: Собор архангела Михаила Датировки: XVI в. Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 67,7 см, ширина 54,4 см Многофигурная композиция, посвященная единогласному прославлению ангелами Бога. Композиционный центр иконы составляет изображение двух ангелов держащих на руках над престолом фронтальное поясное изображение Спаса Эммануила в круглой славе. Кроме ангелов на иконе изображены ангельские чины: серафим и херувим.
«Архангельский собор» представляет собой динамичную многофигурную композицию, выстроенную вокруг образа Спасителя (или Спаса-Эммануила), архангелы изображаются в полный рост, в руках они держат небольшие зерцала (полупрозрачные или бело-голубые сферы) с начертанным на них именем Господа Иисуса Христа («IС» и «ХС»). Вторым рядом в иконе могут быть написаны ангелы.
Другой вариант иконографии заключает в себе только изображения Михаила и Гавриила, так же с зерцалами, со Спасом-Еммануилом в центре и с монограммой Христа или Креста. Часто встречаются иконы этого типа, выполненные в академическом или полуакадемическом стиле. Парное изображение ангелов как бы удваивает молитвенную силу образа, напоминая о постоянном участии бесплотных сил в делах промысла Божия о человеческом роде.
«Благословенно воинство Небесного Царя»
“Благословенно воинство Небесного Царя”. Икона. Сер. XVI в. (ГТГ)
Икона Воинства Небесного (или «Благословенно воинство Небесного Царя») была написана по заказу царя Иоанна Васильевича (IV) Грозного для Успенского собора Кремля, где и хранилась в особом киоте, рядом с царским местом (с 1919 года ведёт бытование в Третьяковской галерее). Название её происходит из богослужебного песенного текста, посвященного мученикам:
«Благословенно воинство Небесного Царя, аще и земнороднии беша страстотерпцы, но ангельское достоинство потщашеся достигнути, о телесах нерадиша и страданьми бесплотных сподобишася чести» (Октоих, стихира V гласа к мученикам).
Шествие святого войска под начальством «небесного воеводы» Архангела Михаила на крылатом огненном коне, композиционно размещено в центральной части. Воины идут в три ряда, от пылающего огнем города (Содома) к добродетельному граду (Небесному Иерусалиму), стоящему на горе и увенчанному шатром. Сюжет взят из книги Апокалипсиса (Откровения) Иоанна Богослова, по которому, гору с «градом небесным» как бы опоясывает «чистая река воды жизни» (Откр XXII, 1). Перед крепостной стеной его представлены Богородица с Младенцем Христом, который вручает ангелам небесные венцы победителей. Ангелы, летящие навстречу воинам, увенчивают праведников.
Возможно, эта иконография цитирует послание апостола Павла к евреям: «…ибо не имеем мы здесь пребывающего града, но в грядущем града себе взыскуем» (Евр XIII, 14). Отчасти, она перекликается и с богослужебными текстами Октоиха, прославляющего мучеников, но, сильнее всего прослеживаются коннотации с Откровением Иоанна Богослова, содержащим не только подробное описание Града Небесного Иерусалима, но и «греховного Содома». Сюжет восходит и к книге пророка Данила и его эсхатологическому видению о «погибельных царствах».
Интересно, что многие исследователи полагают, будто икона была написана в честь взятия Казани русскими в 1551 году. Накануне похода, митрополит Макарий пообещал своеобразную индульгенцию – прощение и отпущение грехов всем участвовавшим в нем и мученический венец тем, кто, возможно, отдаст жизнь за веру православную. Иконографический замысел приравнивал подвиг погибших к мученичеству, а павшие воины становились часть небесной Воинствующей Церкви.
Грозных сил воевода
Иконография: Архангел Михаил грозных сил воевода Датировки: XIX в. Иконописная школа или художественный центр: Россия.Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 22 см, ширина 27 см Архангел изображён как архистратиг Сил Небесных скачущим на коне в воинском облачении. На полях изображено двое святых. Над ним, вверху иконы, изображён Спас Эммануил. © Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Примерно в это же время появляется на Руси и образ «Архангел Михаил грозных сил воевода». На ней Архистратиг изображен летящим на красном крылатом коне.
Это образ Архангела — защитника молящегося от видимых и невидимых врагов как в земной жизни, так и после смерти. Одновременно в нем содержится символическое отображение важнейших христианских догматов – о Предвечном совете, о воплощении Сына Божия, о будущем Страшном суде.
Чудо в Хонех
Иконография: Чудо архангела Михаила в Хонех Датировки: XVII в. Иконописная школа или художественный центр: Ярославская школа Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 102 см, ширина 94 см Архангел Михаил спасает от разрушения посвященную ему церковь в Хонех, закрывая водам доступ в церковь. Перед храмом стоит молящийся Архипп Херотопский. И-893. © Ярославский художественный музей. Литература: Иконы Ярославля XIII — середины XVII века. М., 2009. Т. 2. Кат. № 110.
Источником иконографии «Чудо Архангела Михаила в Хонех» стало известное предание о явлении Архистратига и его чудесной помощи в греческом городе Хоны (до этих событий – Колоссы, общине которого было адресовано новозаветное «Послание к Колоссянам» апостола Павла). Сюжет стал настолько значительным, что Византийской Церковью было установлено специальное празднество, ежегодно отмечаемое 6 сентября. В основе его лежит древнее «Сказание о чуде в Хонех», в редакции Симеона Метафраста.
В греческих Колоссах находился знаменитый в окрестностях города, источник, открывшийся после посещения этого места апостолом Иоанном Богословом, который предсказал явление Архангела Михаила в этом месте. Вода его обладала благодатными свойствами, а чудеса, творимые от неё, обратили к христианству множество язычников. Так, чудесно исцелилась немая дочь знатного горожанина, который влил воду в уста девицы, по велению Архангела, пришедшего к нему в сонном видении. Благодарный, пораженный чудом, отец крестился со всей семьей и построил у святыни храм во имя Михаила.
Служивший при обители инок, старец Архипп, славился своим благочестием и мудростью. Он заботился о целебном источнике и многих обратил в христианство, чем вызвал гнев местной языческой общины. Однажды, разъяренные язычники придумали способ уничтожить храм вместе со стариком: они решили объединить две небольшие реки в одно русло и, устроив плотину, а потом, сломав ее, устремить мощные потоки на церковь.
Архипп узнал о злом замысле, он молился Михаилу все время, пока шли работы, а когда поток воды уже устремился на храм, перед стариком появился Архангел и сказал ему встать «одесную», то есть справа от себя. После, Михаил ударил своим жезлом в скалу, рядом с алтарем – камень раздвинулся, образовалось устье, и, по слову Архистратига, вода устремилась по землю. Михаил пообещал старцу, что это место будет свято навсегда. Язычники, видевшие чудо бежали, а Колоссы получили новое название — Хоны (щель, расселина).
Иконография стала очень популярна на Руси с конца шестнадцатого века, времени, пришедшего на расцвет монашеской жизни, когда высоким идеалом становится строгая аскеза. Сугубо превозносится и прославляется подвиг иночества, который олицетворяет собой образ старца Архиппа, показавшего всю силу монашеской молитвы, в её возможности противостоять пороку.
Внешний вид лика
Всего есть два основных композиционных варианта образа Михаила: поясное изображение и воссоздание фигуры ангела в полный рост. Вне зависимости от типа, небесный военачальник выглядит всегда одинаково.
В его правой руке находится огненный светящийся меч или копьё с крестом на конце. Символично оружие означает готовность сразиться с нечистой силой (олицетворяется Сатаной), защитить от неё людей.
Архангел укутан плащом алого цвета (может быть скреплён с левой или правой стороны). Плащ часто развивается назад, что добавляет Михаилу ещё большей воинственности. Хотя встречаются и более мирные варианты изображений.
Архистратиг на иконе обязательно имеет кольчугу и щит, которые символизируют собой силу, могущественность и готовность к сиюминутному выполнению воинского долга.
Но это ещё не всё значение: облачённый в доспехи ангел призван воскрешать в памяти верующих событие, описанное в Библии, когда он пришёл на помощь Иисусу Навину.
Звенигородский чин прп. Андрея Рублева
Архангел Михаил. Прп. Андрей Рублев. Звенигородский деисусный чин.
Знаменитая деисусная икона Архангела Михаила, – образ удивительной красоты и силы, принадлежащий кисти св. Андрея Рублева, относится к «Звенигородскому чину». По легенде Третьяковки, он был найдена в сарае, при Успенском храме Звенигорода, чуть ли не под грудой дров.
Композиция, ранее бывшая частью иконостаса, представляет собой поясное изображение Архангела в молитвенной позе (деисис). На Архистратиге хитон небесного лазоревого цвета и клубящийся розовый плащ, прописанный легкими прозрачными белильными плавями. Образ представляет его не в воинской, а в молитвенной ипостаси, как бы погруженным внутрь себя, внимающим Богу.
Интересный факт
Икона относится к особо почитаем памятникам, стоит в одном ряду с такими святынями, как Троица, так же принадлежащая кисти преподобного Андрея.
Кто такие архангелы
Архангелы обладают сверхчеловеческими способностями и относятся к одному из 9 ангельских чинов. Их прямая обязанность – выполнение поручений Господа. Духовенство выдвигает теории, что ангелы были созданы задолго до вещественного мира. Каждый из них обладает своей личностью и именем. Древнейшие создания выступают посредниками между земным и небесным миром, а также доносят волю Господа до простых смертных.
В православном мире образ Архангела Михаила особо почитаем
Чудотворная икона в Москве: Архангел Михаил с деяниями
Архангел Михаил с деяньями. Архангельский собор Московского Кремля.
В Архангельском соборе Московского Кремля ведет свое бытования особо чтимая икона Архистратига с клеймами. Её так же датируют концом четырнадцатого, началом пятнадцатого века, эта довольно таки объемная композиция 235,5 × 182,2 см, с изображенной в среднике, весьма динамичной фигурой архангела, в традиционном воинском облачении, с мечом в руке. В восемнадцать клеймах по периметру композиции содержатся сюжеты чудес и явлений архангела. В одном из клейм изображен сюжет гостеприимства Авраама, с тремя ангелами – более известным, как Троица.
Архангельский собор расположен на Соборной площади Московского Кремля.
В частной коллекции при Фонде Андрея Первозданного, в Москве, находится редчайшая икона Архангела Михаила «Лоратного», представляющая собой памятник пятнадцатого века.
Чудо о Флоре и Лавре
Иконография: Чудо о Флоре и Лавре
На Руси была своя любимая народная икона – «Чудо Архангела Михаила о Флоре и Лавре», образ имеет балканское происхождение. Композиция иконы трехъярусная: в центре располагается ростовая фигура Архангела, в средней части пишутся святые Флор и Лавр, в нижней — разноцветные кони, белого, красного и черного цветов. Поводья их, в руках у Михаила, обучившего святых управлять лошадьми.
Священное предание хранит память о деяниях Архангела Михаила и множестве чудес, сотворенных ангельским военачальником. Самые известные:
- Чудо Архангела Михаила в Хонех.
- Чума в Риме.
- Спасение Сипонта.
- Спасение отрока близ Афонской горы.
- Спасение наследника.
- Спасение Новгорода.
- Архангел и Жанна д’Арк.
- Чудо о Флоре и Лавре.
Как правильно и где повесить икону
Для дома можно выбрать икону любого размера и того вида, который больше придется по душе, будет возгревать в сердце любовь к Господу. Многие задаются вопросом, где поставить дома икону Архангела Михаила. Место расположения не играет принципиальной роли. Святой образ не является талисманом или волшебной вещью, его цель — способствовать молитвенному настрою.
Если хочется возжигать лампаду в святом углу, стоит приобрести специальную полочку. Небольшая лампадка ставится или вешается перед иконой, в нее наливается особое масло — освященное и без постороннего запаха, приобретать его стоит в церковной лавке. Такое масло будет безопасным и экономным. По традиции им можно помазывать домашних после молитвы, перед путешествием или важным делом, во время болезни.
Поскольку ангелы — это особые существа в духовном мире, для обращения к ним написаны специальные молитвы, акафисты, тропари. Читаются они во время церковных праздников. Также можно произносить их дома или в дороге. Лишь немногие праведники удостаивались при жизни встречи с этими существами, но слышать людей, помогать им они способны. Считается, что своими плохими делами люди могут невольно отгонять от себя ангелов.
Икону Архангела Михаила в доме имеют многие военнослужащие, поскольку он считается их защитником. Покровительствует он и тем, кто отстаивает христианскую веру. Обращаются к нему с молитвой во время возведения новых храмов, монастырей. Поможет мужественный небесный воин выйти с честью из непростых жизненных обстоятельств.
Об авторе О книге
По молитвам возле иконы помогает Архангел Михаил и во многих других делах. Поскольку ангельские чины очень твердо стоят в своей вере, они способны избавить человека от сомнений, духовных метаний. Обращаться можно и во время сильных искушений. Не стоит стесняться — они приходят ко всем людям, а вот гордыня («мне уже ничто не поможет») реально способна помешать спасению души.
Покровитель военных и защитник от всякого зла
Перед иконой Архистратига Михаила принято молится о попечении отечества, о «соратничестве воинству», при любых угрозах жизни и душе. Он – главный покровитель военнослужащих.
9
Май
1918 года
В годы Гражданской войны в городе Уральске был учрежден Крест (орден) Святого Архистратига Михаила. Им награждали бойцов, особо отличившихся в сражениях против Красной армии.
Традиционно, вспоминая его чудо в Хонех, силу заступника христианства, Михаила просят о защите Святой Церкви и веры православной. Особо молятся ему об откровении воли Божьей, о даровании образа покаяния и о защите души после смерти.
Архангелы благовествуют людям, укрепляют в человеческих душах святую веру, избавляют от диавольских козней, просвещают разум светом святого Евангелия.
Монастырь Стелла Марис (Израиль)
(лат. Monasterio Stella Maris)
Название святыни переводится с латыни как «Звезда моря»: так называли Деву Марию моряки, молясь ей, когда их настигали шторма. Монастырь возвели в г. Хайфе во времена Византийской империи. После, в XVII веке, на руинах святыни, разрушенной многочисленными войнами, монахи вновь построили большую церковь. Нынешний монастырь был сооружен и освящен в 1863 году.
Назад к интересным материалам
Молитва
Святы́й и вели́кий Арха́нгеле Бо́жий Михаи́ле, неисповеди́мыя и Пресу́щественныя Тро́ицы пе́рвый во Ангелех предстоя́телю, ро́да же челове́ческаго приста́вниче и храни́телю, сокруши́вый с во́инствы свои́ми главу́ прего́рдаго денни́цы на Небеси́ и посрамля́яй вы́ну зло́бу и кова́рства его́ на земли́! К тебе́ прибега́ем с ве́рою и тебе́ мо́лимся с любо́вию, бу́ди щит несокруши́м и забра́ло тве́рдо Святе́й Це́ркви и Правосла́вному Оте́чествию на́шему, огражда́я их молниено́сным мече́м твои́м от всех враг, ви́димых и неви́димых! Бу́ди во́ждь и сора́тай непобеди́мь христолюби́вому во́инству на́шему, венча́я его́ сла́вою и побе́дами над супоста́ты, да позна́ют вси противля́ющиися нам, я́ко с на́ми Бог и святи́и Ангели Его́. Не оста́ви же, о Арха́нгеле Бо́жий, по́мощию и заступле́нием твои́м и нас, прославля́ющих днесь свято́е и́мя твое́: се бо, а́ще и многогре́шни есмы́, оба́че не хо́щем в беззако́ниих на́ших поги́бнути, но е́же обрати́тися ко Го́споду и оживле́нным бы́ти от Него́ на дела́ блага́я. Озари́ у́бо ум наш све́том лица́ Бо́жия, и́же вы́ну сия́ет на молниеви́днем челе́ твое́м, да возмо́жем разуме́ти, что́ есть во́ля Бо́жия о нас блага́я и соверше́нная, и ве́дети вся, я́же подоба́ет нам твори́ти, и я́же презира́ти и оставля́ти. Укрепи́ благода́тию Госпо́днею сла́бую во́лю и немощно́е произволе́ние на́ше, да утверди́вшеся в зако́не Госпо́днем, преста́нем про́чее вла́ятися земны́ми по́мыслы и похоте́ниями пло́ти, увлека́яся, по подо́бию несмы́сленных дете́й, скороги́бнущими красо́тами ми́ра сего́, я́ко ра́ди тле́ннаго и земна́го безу́мне забыва́ти ве́чная и Небе́сная. Над все́ми же си́ми испроси́ нам свы́ше дух и́стиннаго покая́ния, нелицеме́рную печа́ль по Бо́зе и сокруше́ние о гресе́х на́ших, да остаю́щее нам число́ дней вре́меннаго живота́ на́шего иждиве́м не во угожде́нии чувств и рабо́те страсте́м на́шим, но во изглажде́ние зол, соде́янных на́ми, слеза́ми ве́ры и сокруше́ния серде́чнаго, по́двигами чистоты́ и святы́ми дела́ми милосе́рдия. Егда́ же прибли́зится час сконча́ния на́шего и свобожде́ния от уз бре́ннаго сего́ телесе́, не оста́ви нас, Арха́нгеле Бо́жий, беззащи́тных проти́ву духо́в зло́бы поднебе́сных, обы́кших прегражда́ти душе́ челове́честей восхо́д в го́рняя, да охраня́еми тобо́ю, безпреткнове́нне дости́гнем о́ных пресла́вных селе́ний ра́йских, иде́же несть печа́ль, ни воздыха́ние, но жи́знь безконе́чная, и сподо́бимся узре́ти пресве́тлое лице́ Всеблага́го Го́спода и Влады́ки на́шего, и Тому́ возда́ти сла́ву, со Отце́м и Святы́м Ду́хом, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая Архистратигу Божию Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, рабов Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго, и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О, всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Чудеса небесного военачальника
- Почитание архангелов кроется не только в Библии, но и чудесах, память о которых сохранилась с древности. Византийские цари изображали их даже на монетах (где обычно присутствовали лишь цари).
- В 6 в. Рим одолела чума. Во время крестного хода Папа Григорий увидел Архангела Михаила, который вкладывал меч в ножны. Эпидемия с этого времени пошла на убыль. Теперь верхушку мавзолея Адриана украшает статуя Архистратига (ныне это Замок Святого Ангела).
- Великий Новгород не был взят татарами под предводительством хана Батыя благодаря заступничеству Богородицы и Архистратига Михаила. Это событие засвидетельствовано в летописи 16 в.
- Святые Лавр и Флор были обучены искусству верховой езды своим небесным покровителем.
- Несколько афонских монастырей хранят собственные предания о том, как архангел Михаил спасал монахов от болезней и нападений грабителей.