Икона святой великомученицы Ирины

Святая Ирина родилась в конце I века в Мигдонии. Это было время, когда христиане подвергались гонениям и мучительно умирали за свою веру. Будущая проповедница христианства была дочерью фракийского правителя Мигдонии — Ликиния. Вначале девушка была язычницей, как и ее родители. Но позже она приняла христианство, за что пострадала в начале II века. Великомученица Ирина является покровительницей миссионеров. Сейчас к ней обращаются в молитвах для укрепления веры в гонениях, при искушениях.

Знамения Христа

Святая великомученица Ирина до крещения носила имя, которое ей дали родители, — Пенелопа. В исторических сводках сказано, что девушка отличалась неземной красотой. Отец души не чаял в своем ребенке. Когда Пенелопе исполнилось 6 лет, он построил для нее роскошный загородный дворец. В нем девушка жила вместе с воспитательницей, которую звали Кария, и отроковицами. Девочка ни в чем не нуждалась: любую ее прихоть исполняли слуги правителя. Каждый день к Пенелопе приходил учитель — старец Апелиан. Он обучал девушку разнообразным наукам. Кроме того, Апелиан был христианином (тайным). Он рассказывал своей ученице про христианские добродетели и учение Христа.

Когда Пенелопе стукнуло 12 лет, отец принял решение выдать ее замуж. Именно тогда в комнату девушки прилетело 3 птицы, в клюве которых была интересная ноша. Первой птицей был голубь. Он оставил на столе Пенелопы масличную ветвь. Вторая птица — орел — подарила девушке цветочный венок, в ворон оставил в ее покоях маленькую змею. Пенелопа была очень удивлена, когда обнаружила такие «сюрпризы». Но ее учитель, Апелиан, сразу понял значение этих знамений. Он объяснил, что голубь олицетворял добродетели Пенелопы благодаря которым она получит Божью благодать в Крещении. За это Создатель увенчает ее в своем Царстве венком славы. А ворон, принесший Пенелопе змею, предвещал ей гонения и скорби, которые предстоит испытать девушке за любовь к Христу.

Принятие христианства

Святая Ирина великомученица

После того как в комнату Пенелопы явилось 3 птицы, и Апелиан разъяснил значения этих знамений, девушка попросила у отца 7 дней на раздумья. В течение этого времени она должна была выбрать себе жениха. Но вместо того чтобы размышлять над будущей семейной жизнью и заниматься выбором супруга, Пенелопа решила креститься. Апостол Тимофей и его ученик Павел провели обряд священного Крещения. Девушка приняла христианство и поменяла имя. Теперь ее звали Ирина. Через некоторое время она прилюдно назвала себя христианкой. Ликиний — отец Пенелопы — был разгневан подобным поведением дочери и приказал бросить ее под копыта бегущих диких лошадей. Однако ни один конь не причинил девушке вреда. Напротив, одна из лошадей затоптала ее отца. Однако святая Ирина очень любила Ликиния, поэтому стала молиться за него. Вскоре ее отец был воскрешен. После этого события Ликиний и все его вельможи поверили во Христа. Все они приняли Крещение, став христианами. Ликиний оставил правящий пост и вместе со своей супругой переехал во дворец дочери, чтобы служить Богу.

Мучения святой Ирины

После принятия Крещения святая Ирина переехала в дом своего учителя Апелиана. Там она изо дня в день молилась Господу, читала Священное Писание и соблюдала строгий пост. Днем девушка вообще не вкушала пищу, только вечером позволяла себя немного хлеба и воды. Спала Ирина тоже мало; ложем для нее был обычный пол или земля. Так святая Ирина провела в Мигдонии 3 года. За это время девушка настрадалась из-за гонений меняющихся правителей города. Практически каждый правитель пытался заставить Ирину поклоняться языческим богам. Но девушка была непоколебима. Тогда Седекий бросил ее в ров, который был наполнен ядовитыми змеями, и оставил там на 10 дней. Но змеи не кусали святую Ирину, а ангел Божий поддерживал ее, когда она находилась во рву. Увидев это, Седекий приказал перепилить девушку пилой, но ее острие притуплялось, когда пилу подносили к Ирине. И на этом не остановился грозный правитель. Он приказал привязать девушку к колесу мельницы. Но и тогда Господь сохранил жизнь своей избранницы: под мельничное колесо вода не текла. Тысячи людей, видя такие чудеса, отрекались от язычества и принимали христианство. А когда Седекий в очередной раз выразил свое возмущение, жители города побили его камнями. На смену жестокого правителя пришел его сын — Савах. Он решил отомстить за отца и собрал огромное войско против горожан. Но святая великомученица Ирина прочитала молитву, и войско Саваха вместе со своим правителем ослепло. После случившегося Савах начал просить прощения у девушки, моля об исцелении. Великодушная Ирина простила его, вернула ему зрение. Но Савах нарушил обещание и подверг девушку очередным мучениям. На этот раз он приказал вбить ей в ноги гвозди, на плечи пожить тяжелый мешок песка и в таком виде повести за город. На протяжении нелегкого пути ангелы сопровождали и поддерживали Ирину. А Савах, на удивление жителей Мигдонии, внезапно скончался.

Текст молитвы

Часто египетскими и македонскими мучениками считают человека. Святой, почитаемый в мае и октябре, вы можете помолиться в тексте, а затем обратиться своими словами:

«О, долготерпеливый и славный Ирин, всеславная невеста Христа, святой Божий! Оставайтесь на Престоле Святой Троицы и наслаждайтесь непередаваемым блаженством. Взгляни с милосердием на нас, приносящих тебе эту похвальную песню, проси милосердия для нас, прощения грехов у Всевышнего Господа, мы, воистину, мы, как будто все мы очень восхищаемся, просим чего-то у Него Точно так же мы смиренно падаем к вам и просим вас: милостивый Господь неба и земли, дай нам свой дух рвения, чтобы соблюдать Его святые заповеди, как если бы мы могли вести земное поле в добродетельной жизни, унаследовать райские деревни и там с вами и со всеми святыми и прославляйте Сына и Святого Духа во веки веков. Аминь».

Чудеса Христовы

Во время своего пребывания в Мигдонии святая Ирина проповедовала христианскую веру и творила немало чудес. С помощью молитвы она исцеляла больных, прогоняла бесов и очищала прокаженных. А однажды девушка сотворила настоящее чудо: воскресила умершего юношу, которого оплакивали родители. Позже Ирина переехала из Мигдонии в Каллиопе, оттуда — в Месемврию. В каждом городе Фракии, где находилась Ирина, она проповедовала христианство. Но и здесь не обошлось без мучений. Городские правители агрессивно относились к учению Христа и его последовательнице. Они пытались сжечь девушку на раскаленной решетке. Но Господь уберегал свою избранницу от смерти. Самое большое чудо со святой Ириной произошло в городе Месемврии. Правитель города — князь Саворий — приказал отрубить девушке голову. И его приказ исполнили. А после погребли святую мученицу за городом. Но Господь пожелал, чтобы Ирина продолжала проповедовать христианство, поэтому воскресил ее. Всевышний приказал своей последовательнице вернуться в Месемврию. Жители города не могли поверить глазам: перед ними была умершая Ирина. После случившегося князь Саворий и его народ уверовали в Господа Бога Христа, приняв Крещение. Так тяжело великой мученице Ирине приходилось приобщать людей к истинной вере.

Значение в православии

Несмотря на апокрифическое описание жизни древних святых и сложность различения их образов, современная Православная Церковь чтит Ирину Македонскую и Египетскую как пример твердой веры во Христа и стойкости. Женщины смиренно отказались от брака ради Верховного Жениха. Они выдержали тяготы миссионерской жизни паломников и покорно пошли на казнь. А за их бескорыстное служение Господу он наградил их вечной славой и жизнью в Царстве Бога.

Ирина Великая обратила в христианство более 10 тысяч жителей древней Персии и Месопотамии. Он исцелил, изгнал демонов и воскрес. По легендам о ней можно провести параллели между эпизодами ее жизни и Богородицей Иисусом Христом — извещением о служении Богу, происками правителей и восхищением. Для православного христианина Ирина Македонская — образец праведной жизни и самоотверженной веры. Он спонсирует проповедников, миссионеров, людей, которые учатся и готовятся принять христианство.

Последние дни святой Ирины

Святая Ирина Македонская скончалась в городе Ефесе. Девушка предвидела свою кончину. За несколько дней до смерти Ирина вместе со своим учителем, старцем Апелианом, отправилась за город, в одну из горных пещер. Войдя туда, Ирина приказала своим спутникам закрыть пещерный вход с помощью тяжелого камня. Здесь она и умерла в молитвах. Случилось это 5 мая. На 4-й день к пещере пришли христиане, чтобы забрать тело святой Ирины. Но когда они отвалили камень, то увидели, что там никого нет. Люди поняли, что тело девушки было взято на небо Всевышним. Во время своего пребывания в Ефесе последовательница Христа не переставала проповедовать христианство. Благодаря ей многие люди уверовали в Господа Бога и приняли Крещение. Кстати, в Ефес девушка была перенесена из Мигдонии на облаке. В некоторых источниках сказано, что святая Ирина проповедовала Евангелие среди славянского народа, а в Солуни была сожжена.

О чем можно просить великомученицу

Sant’Irina помогает укрепить здоровье, преодолеть жизненные испытания и спасти семью. Она покровительствует женщинам, носящим ее имя. Они просят у святого удачи и помогают преодолеть сомнения.

девушка молится

Защите от бед и неприятностей

Молитва мученику поможет найти выход из сложной ситуации, связанной с непониманием окружающих. Как ангел помог святому вырваться невредимым из земной тюрьмы со змеями, так Ирина поможет молящемуся выйти из положения невредимым. Важно только проявить терпение и рассчитывать на помощь покровителя и Господа.

Храмы

Святая Ирина великомученица

В Царьграде в память последовательницы Христа построено несколько красивых храмов. В Покровском (Россия, Москва) можно найти храм святой Ирины. Придел святой мученицы был пристроен в 1635 году к приходской церкви святого Н. Чудотворца. В 1790-1792 годах была возведена церковь, имеющая приделы святых мучениц Ирины, Екатерины. Храм в народе стали именовать «Покровская Ирина-мученица». В 1891 году церковь перестроили и значительно расширили. В период революции 1917 года церковь была закрыта, а само здание частично разрушено. И только в 1992 году святую постройку вернули церкви. Теперь храм является единственным в Москве, освященным в честь святой Ирины. Сейчас в нем идет насыщенная жизнь. При церкви открыта воскресная школа, где преподается богословие, создается библиотека, компьютерные классы, фильмотека. Но не этим знаменит Покровский храм святой Ирины, а прекрасным ладаном, который именуют «Ирининым». Здесь батюшка смог создать лабораторию, где изучает древние рецепты приготовления благовонных составов. Аромат «Ирининого» ладана просто завораживает прихожан. Церковь в честь святой Ирины можно найти и в Волгово (40 км от Санкт-Петербурга). Деревня эта небольшая, как, впрочем, и сама церковь. Сейчас в Волгово ведутся работы по ее реконструкции и восстановлению. В будущем там планируется открыть музей православной культуры, экспонатов и материалов для которого собрано предостаточно.

Храм святой Ирины в Стамбуле

Святая Ирина великомученица

Но самая великолепная церковь Святой Ирины находится в Стамбуле (Турция). Однако посвящена она не Ирине Македонской, а великомученицам Софии и Ирине Египетской. Это не только самый древний и красивый храм города, но и визитная карточка крупного мегаполиса. Византийская церковь расположена в центре Стамбула — районе Султанахмет. Церковь была возведена в IV веке на месте древнего храма Афродиты. Первоначально святая постройка считалась главной церковью Константинополя. В 532 году храм был сожжен, а в 548 заново отстроен при святом императоре Юстиниане. В 740 году церковь святой Ирины сильно пострадала от землетрясения. В 1453 году Константинополь был завоеван османцами, но храм решили не переделывать в мечеть. С XVI по XVIII века Византийская церковь использовалась для хранения оружия, а в 1846 году его превратили в Археологический музей. В 1869-м храм был преобразован в Императорский музей, а в 1908 году — в военный. Сегодня Византийский храм выполняет функции концертного зала благодаря своим внушительным размерам и отличной акустике. В 2000 году Фарук Сарас — известный турецкий кутюрье — организовал там модельный показ, который посвятил истории Османской империи. Стамбульский храм святой Ирины уникален тем, что сохранился практически в неизменном состоянии. На него приезжают посмотреть тысячи туристов, больший процент среди которых составляют христиане.

В чем помогает святая Ирина

Святая Ирина великомученица

За годы своей миссионерской деятельности святая мученица Ирина смогла обратить в христиан более 10 000 язычников. В число их вошли не только простые люди, но и правители разных городов. Икона Святой Ирины Македонской находится практически в каждом православном храме. К ней обращаются, чтобы попросить здоровья, жизненной силы, семейного благополучия и уверенности. Память святой великомученицы Ирины празднуется 5 мая (день ее смерти). По новому стилю — 18 мая. В честь иконы святой Ирины была построена усадьба в Москве, которая впоследствии досталась Нарышкиным. Многим покровительствует святая Ирина. В чем помогает она? Святая великомученица оберегает от различного рода напастей. Молитва святой Ирине помогает укрепить семейные отношения. Святая также помогает обрести уверенность и достичь успехов в карьере.

Самая почитаемая икона в нашей стране

Ирина изображена на ней в том возрасте, в котором стала христианкой — в 19 лет. В одной руке она держит крест, показывая его нам, а вторую прижимает к груди, доказывая истинность своего жизненного выбора и то, что он сделан чистосердечно.

День памяти этой святой: 18 мая (или 5 мая по старому стилю).

Также большим почетом пользуется икона, на которой Святая изображена во всей красоте душевной, в величии веры:

О чем молятся Ирине Македонской?

  • О спокойствии, любви, благополучии в семье.
  • О здоровье (своем и родных). Особенно часто к ней обращаются люди, которые терпят сильную боль (например, после операции), ведь мученица в свое время тоже перенесла много испытаний, но не сломалась.
  • О стойкости духа, уверенности в собственных силах или своем деле.
  • Часто к ней обращаются за помощью священники, которые просят Ирину даровать им красноречие.
  • Также Ирина — заступница людей, которые переезжают на новое место жительства (особенно в новый город) или меняют работу.
  • Ну, а если вы сами носите это имя, вы можете молиться великомученице Ирине обо всем, что болит в душе.

Икона святой Ирины Египетской

У первых христианских миссионеров был нелегкий путь. Святая Ирина Египетская вместе с другими последователями Христа несла благую весть египетскому народу. Она проповедовала христианскую веру и творила чудеса. Немало египтян в те времена приняли крещение и уверовали в истинного Бога. Однако проповедь святой Ирины недолго звучала. В одном из египетских городов ее схватили вместе с другой миссионеркой — святой Софией. После многочисленных истязаний девушки были обезглавлены. Прошли годы, и только во время правления императора Константина Великого мощи святых Софии и Ирины были перевезены в Константинополь. Впоследствии в Византии в честь великомучениц был построен храм.

Икона святой Ирины Египетской помогает человеку на протяжении всей его жизни. Святая великомученица заступается за людей в их печали, благодарит Всевышнего за ниспосланную радость. Молитва святой Ирине Египетской хранит от бед, неприятностей, помогает избежать греховных поступков. Святая покровительница ограждает людей от зла, болезней. За всех православных людей перед Господом Богом молится святая мученица Ирина. Икона ее является великой ценностью для человека. Священники рекомендуют иметь ее в доме тем, кому она покровительствует. Православный праздник в память о святой Ирине Египетской отмечается 18 сентября (новый стиль — 1 октября).

ИРИНА

В визант. искусстве И. изображалась с крестом в руке, в царском одеянии и в короне, с к-рой иногда спускался прозрачный плат. В мозаиках нартекса кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) И. представлена в далматике лазурного цвета с золотым орнаментированным оплечьем и драгоценными камнями по золотой кайме, на голове — венец, в правой руке — крест, в левой — сфера с Голгофским крестом. В богато украшенных одеждах, в рост святая изображена в Каранлык-килисе в Гёреме (Каппадокия), сер.- 3-я четв. XI в.; в ц. Прототрони на Наксосе, кон. XI в.; в ц. св. Архангелов в Земо-Крихи (Грузия), сер.- 2-я пол. XI в.; ц. св. Врачей в Кастории, на вост. стене нартекса, кон. XII в.; в ц. св. Власия в Фрилингианике на о-ве Китира, 90-е гг. XIII в.; ц. Пресв. Богородицы Левишки в Призрене, на сев.-зап. столбе, 1310-1313 гг.; в церкви мон-ря св. Георгия в Убиси (Грузия), XIV в. В ц. свт. Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки), кон. XIII — нач. XIV в., она изображена в медальоне.

Великомученицы Марина и Ирина. Оборотная сторона иконы «Вмч. Георгий в житии». XIII в. (Византийский музей, Афины) Великомученицы Марина и Ирина. Оборотная сторона иконы «Вмч. Георгий в житии». XIII в. (Византийский музей, Афины)

Образ святой встречается в миниатюрах рукописей. В рост И. представлена в рукописи греч. Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 306v; под 4 мая), созданного в К-поле в кон. XI в. В Кодексе Гертруды (в составе Псалтири архиеп. Эгберта из Трира, Чивидале-дель-Фриули, Национальный археологический музей. Сod. CXXXVI) среди миниатюр, созданных в Киеве в 1078-1086 гг., есть ктиторская композиция, на которой ап. Петр и И. подводят к Спасителю на троне киевского кн. Ярополка и его супругу кнг. Ирину (Л. 10 об.). И. одета в синее платье с золотым лором, на голове золотой венец (Смирнова. 1998).

Неск. иконописных изображений святой сохранилось в ризнице мон-ря вмц. Екатерины на Синае. В короне и лоратной далматике она представлена на минейных иконах: в серии из 6 икон (гексаптихе) 2-й пол. XI — 1-й пол. XII в.; на одной из 12 минейных икон (додекаптихе) кон. XII — нач. XIII в. (иконы находятся на столбах базилики). На иконе XII в. «Святые Николай, Савва, Варвара и Ирина» И. изображена в рост, в короне и имп. одеянии — синей лоратной далматике, с длинными серьгами в ушах, с крестом в руке. Над ее фигурой надпись: «AГIA EIPINH». По мнению Р. Нельсона, на иконе представлена не великомученица, а имп. Ирина (Holy Image, Hallowed Ground. 2006. P. 262-263. Cat. 54). Основной аргумент исследователя — царские одежды святой — не может быть принят, поскольку образы И. такой иконографии хорошо известны в визант. искусстве, в т. ч. и на более ранних минейных иконах. На правом поле синайской иконы «Распятие, с Деисусом и святыми на полях», выполненной ок. 1250 г. в мастерской крестоносцев в монастыре вмц. Екатерины на Синае в подражание образу XII в. (Ibid. P. 156-157. Cat. 15),- поясной образ, парный образу вмц. Екатерины; на нижнем поле иконы «Свт. Николай Чудотворец, со сценами жития и избранными святыми» нач. XV в. (Ibid. P. 160-161. Cat. 17) — в рост, в синей далматике с золотым лором, рядом со святыми Еленой и Мариной.

Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в.

Вмц. Ирина. Фреска Каранлык-килисе в Гёреме, Каппадокия. Сер.— 3-я четв. XI в.

На нек-рых иконах, где надписи не сохранились, святую в царских одеждах предположительно идентифицируют как И., напр. на обороте 2-сторонней иконы «Вмч. Георгий Победоносец в житии. Великомученицы Марина и Ирина» (XIII в., Византийский музей в Афинах). На этой иконе святые предстоят в молении Иисусу Христу, благословляющему их обеими руками. И. изображена в плаще с оплечьем и в короне. Еще одно предполагаемое изображение И.- на иконе 1-й четв. XIV в. (Византийский музей в Веррии).

Во фресковых минологиях балканских храмов изображалась также сцена мученичества И.: в ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и в ц. 40 мучеников Севастийских в Велико-Тырнове (ок. 1230).

В поствизант. период иконография И. в целом следует визант. традиции. Начиная c XV в. ее наряд нередко дополняется новыми деталями, немного изменен тип прически. На небольшой иконе 1-й пол. XV в. из частного собрания «Вмч. Георгий Победоносец, вмц. Ирина, ап. Андрей Первозванный, вмц. Параскева» И. представлена в красной далматике и короне, волосы собраны под голубым чепцом, в руке, как обычно, держит крест (32×23 см; Sotheby’s London, 1991, 11, 28 Icons, Russian Pictures and Works of Art, Thursday 28th November 1991. L., 1991. P. 145). В греко-груз. рукописи (РНБ. O.I. 58) кон. XV в. И. изображена в медальоне, на одном листе с др. св. женами и под 5 мая в рост, в царском одеянии — далматике с лором и в золотой короне (Евсеева. Афонская книга. 1998. С. 221, 301). Образ И. известен на фресках кипрских церквей в Луварасе, в ц. мч. Маманта (1495) и в ц. арх. Михаила и Пресв. Богородицы (1514) в Галате — в царских одеждах (Stylianou. The Painted Churches. 1997. P. 95, 254). Сохранилось ее изображение в ц. св. Димитрия в Кавианике на о-ве Китира (сер. XVII в.).

В Киевской Руси И. была одной из наиболее почитаемых святых. Ее имя упоминается во всех древнейших месяцесловах. Кнг. Ирина, супруга Ярослава Мудрого, построила монастырь во имя своей небесной покровительницы (упом. в Лаврентьевской летописи под 1037 г.; ПСРЛ. 1997. Вып. 1. Стб. 151).

В соборе Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) изображением И. считается образ мученицы с распущенными волосами, в имп. одеянии и короне, на вост. откосе центрального столба в сев.-зап. части храма, симметрично образу царицы Елены. В правой руке она держит крест, левой поддерживает край одеяния и платок. Сопоставление этого изображения с образом равноап. царицы Елены, особенности иконографической программы собора Св. Софии, в к-рой выделяются св. покровители семьи вел. кн. Ярослава, а также иконографические черты изображения подтверждают это предположение (Герасименко и др. 2009).

Образ И. был включен в иконографическую программу диаконника ц. Спаса Преображения на Нередице (1199) — в медальоне, в одном ряду с вмц. Екатериной и мученицами Христиной и Агапией (Пивоварова. 1999. С. 222).

Редкий пример изображения И. в прикладном искусстве домонг. эпохи — медальон барм из Рязанского клада, выполненных в технике эмали (кон. XII — нач. XIII в., ГОП). В центральном медальоне изображена Богоматерь, в 2 соседних медальонах, чуть меньшего размера,- полуфигуры святых И. (надпись: «Орина») и Варвары, обе в мафориях, с крестами в руках, без венцов (Martynova M. V. Collier de «barmes» de Riazan // Sainte Russie. 2010. P. 208-209).

Идентификация И. в русском, как и в визант. искусстве иногда затруднена. Обычно надпись ограничивается словами: «Святая мученица Ирина», что может указывать как на великомученицу, так и на мученицу Ирину, прославляемую вместе с мученицами Агапией и Хионией. Одной из основных черт для идентификации И. является ее царское одеяние. В Софийском иконописном подлиннике дано краткое описание ее внешности: «Мученици Иринии. Ирина девица венец царский, риза киноварь» (Софийский список подлинника новгородской редакции // СбОДИ на 1873 г. 1873. С. 28).

Поясной образ И. плохой сохранности дошел во фресках минология на май в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина мон-ря в Вел. Новгороде кон. 60-х — нач. 70-х гг. XV в. (Лифшиц. 1987. С. 421).

Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v)

Спаситель, с предстоящими ап. Петром, вмц. Ириной, кн. Ярополком и кнг. Ириной. Миниатюра из Кодекса Гертруды. 1078–1086 гг. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVI. Fol. 10v)

Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае)

Святые Николай Чудотворец, Савва Освященный, Варвара и Ирина. Икона. XII в. (ризница мон-ря вмц. Екатерины на Синае)

Интерес к изображению И. значительно возрос в кон. XVI в., в правление царя Феодора Иоанновича, супругой к-рого была Ирина Феодоровна Годунова. Сведения о дате рождения царицы не сохранились, но можно утверждать, что ее небесной покровительницей была И. Эту мысль подтверждает храмовое строительство. Так, в боровском Пафнутиевом мон-ре в Рождественском соборе было освящено 2 придела в честь св. покровителей царственной четы св. Феодора Стратилата и И. Над сев. порталом собора, рядом с Ирининским приделом, сохранились фрагменты фрески с их изображением. В 1600 г. в Ипатиевском костромском мон-ре был освящен надвратный 2-шатровый храм во имя вмч. Феодора Стратилата и вмц. Ирины (в кон. XVII в. переосвящен во имя св. Иоанна Предтечи и апостолов Петра и Павла). В Кирилловом Белозерском мон-ре в ц. Преображения царь Феодор устроил придел во имя вмц. Ирины, в к-рый царица вложила икону и пелену с образом ее святой. Икона 1595 г. из Ирининского придела Кириллова Белозерского мон-ря принадлежит к числу редких в древнерус. иконописи единоличных изображений И. Она представлена в зеленом платье с оплечьем и в охристом мафории, завязанном на груди, на плечах лежат выбившиеся из-под плата пряди волос; в поднятой правой руке И. держит крест, в левой — свиток с текстом Символа веры; ангелы надевают ей на главу венец, к-рый воспринимается как мученический, а не как знак знатного происхождения; надпись: «Святая мученица Христова Ирина» (Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. 2005. С. 198-199. Кат. 58). Для этой иконы в мастерской царицы Ирины была шита пелена (ГРМ) с такой же иконографией (Русские мон-ри. 1997. С. 46), а также выполнено еще неск. шитых образов И.

Иконография ряда изображений И. отличается от традиционной. Так, на шитой иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» из походного иконостаса (1592, ГРМ) И. изображена без короны, с непокрытыми волосами; отсутствие венца может быть объяснено реставрационным вмешательством, при к-ром фигуры святых из-за ветхости были перенесены на новую основу (Плешанова, Лихачева. 1985. С. 209. Кат. 106). В Новодевичий мон-рь царица Ирина Годунова вложила шитую пелену «Похвала Богоматери» (ГИМ), выполненную после ее пострига с именем царицы вмц. Александры (Маясова. 1976). Композиция «Похвала Богоматери» была дополнена ростовыми изображениями св. покровительниц царицы — И. и Александры. Изображение И. имеется также на пеленах «Богоматерь Казанская, со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГРМ) и «Богоматерь «Знамение», со святыми Феодором Стратилатом и Ириной» (ГИМ) (Она же. 2004. С. 40-42).

Вмц. Ирина. Подвесная пелена. Кон. XVI в. (ГРМ)

Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина. Шитая икона. 1592 г. (ГРМ)

Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина. Шитая икона. 1592 г. (ГРМ)

Царице Ирине Годуновой принадлежала небольшая иконка-реликварий «Св. мученица Ирина. Богоматерь на престоле» (1589, ГММК; Sterligova I. Moscou: Le «Grand atelier», orfevrerie et broderie d’art a la cour // Sainte Russie. 2010. P. 478).

В кон. XVI в. парные изображения св. Феодора и И. появляются также в иконописи: напр., на иконе «Вмч. Феодор Стратилат и вмц. Ирина» (собрание М. Ю. Абрамова) И. изображена в платье, мафории и без венца.

На минейных иконах начиная с XVI в. И. изображается под 5 мая в царском облачении, с венцом на голове, как на вологодской минее 2-й пол. XVI в. (ВГИАХМЗ) или на минее XVI в. из Музея икон в Рекклингхаузене (Германия). Эта традиция получила продолжение и в более позднее время (напр. палехская икона из собрания М. Е. Де Буара (Елизаветина)).

И. изображена в рост, в красной далматике с золотым лором и золотым венцом на непокрытых кудрявых волосах, с крестом в руке, среди св. жен на иконе-двухряднице «Избранные святые» (кон. XVI в.) из Входо-Иерусалимской ц. в Каргополе (ВГИАХМЗ) (Иконы Древней Руси. 1993. С. 60)

С XVII в. на иконах, где святые располагаются по чинам святости, И. изображается среди великомучениц, напр. на 3-створчатых складнях: на левой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (нач. XVII в., ГТГ; Богоматерь Владимирская. 1995. С. 118); на правой створке складня «Богоматерь Владимирская, с праздниками и святыми» (1-я четв. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе); внизу на левой створке походного иконостаса (сер. XVII в., старообрядческий Покровский собор в Рогожской слободе; Древности и духовные святыни старообрядчества. 2005. С. 82-84, 104-107). На этих иконах И. представлена в платье с оплечьем и каймой впереди (своеобразный вид далматика), в плаще, закрепленном на одном плече, и городчатом венце.

Почитание И. в Москве отмечено строительством на Воздвиженке боярином В. И. Стрешневым Ирининской ц. (известна по документам с 1629); впосл. усадьба Стрешнева перешла Нарышкиным. В 1874 г. при содействии Московского архива Мин-ва иностранных дел, к-рому принадлежал земельный участок, церковь отстроена заново в старых формах; в 1937 г. разрушена. В этом храме хранился древний местный образ И. в серебряном окладе с 14 клеймами жития.

Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)

Вмц. Ирина. Фрагмент иконы-двухрядницы «Избранные святые». Кон. XVI в. (ВГИАХМЗ)

Вмц. Ирина в житии. Икона. 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Вмц. Ирина в житии. Икона. 2-я пол. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)

Круг московских памятников XVII в. с изображением И. связан преимущественно с царскими заказами. В царской семье в честь вмц. И. была названа сестра царя Алексея Михайловича. Согласно традиции, для царевны Ирины Михайловны писались иконы ее покровительницы, подносившиеся ей ежегодно на именины. Об этих иконах известно лишь из документов дворцовых приказов. Автором одной из них, написанной в 1670 г., был иконописец Сергей Рожков (Кочетков. Словарь иконописцев. 2009. С. 533). Федору Зубову приписывается икона, вложенная царем Алексеем Михайловичем в Смоленский собор Новодевичьего мон-ря. На ней были изображены святые в молении Богоматери «Знамение»: митр. Алексий, Алексий, человек Божий, И., Феодор Стратилат, Симеон Персидский, Мария Египетская, Екатерина, Марфа, Татиана, Евдокия, Анна, София, Феодосия, Мария (ГИМ; Там же. С. 258). Исследователи датируют этот образ между 1665 и 1685 гг. Симеон Полоцкий составлял «Подписания икон», в к-рых деяния святых были призваны служить образцом для тезоименитых членов царской семьи, а носители их имен — уподобиться св. покровителям. Как отметила О. А. Белоброва, эта традиция перешагнула границы придворных храмов и кремлевских теремов. Иконы в честь святых, имена которых носили члены царской семьи, составляли местные ряды иконостасов в домовых храмах московских князей и бояр. Так, в описи имущества опальных князей Голицыных, составленной в 1689 г., упоминаются иконы, находившиеся в одной из палат: «…образа мучениц Ирины да Евдокеи, да Софии, да Наталии и Марфы» (Белоброва. 2005. С. 22).

Изображения св. покровителей украшали предметы, предназначавшиеся для царских гробниц. Так, покров на гроб Ирины, сестры царевны Софии Михайловны (1636), происходящий из Вознесенского мон-ря, был украшен дробницами, на одной из к-рых изображена И. в короне (ГММК) (Иконописцы царя Михаила Романова. 2007. С. 126).

В искусстве Нового времени царские одежды И. приобрели иной вид: она одета в парчовое платье, на голове зубчатая корона. В руке И. иногда держит пальмовую ветвь, как на иконе рубежа XVIII и XIX вв. «Избранные святые в молении Спасу Нерукотворному: мц. Анисия, мц. Клеопатра, сщмч. Василий Парийский и вмц. Ирина» (Иконопись эпохи династии Романовых. 2008. С. 175). В этот период появляется еще одна разновидность головного убора И.: венец изображается поверх белого плата, который покрывает голову и плечи святой, как на иконе «Вмч. Феодор Стратилат, со сценами страдания и святыми на полях» (3-я четв. XIX в.), где И. изображена внизу на правом поле.

И. часто бывает представлена среди св. жен в различных сценах, напр. на иконе «Страшный Суд» Симона Ушакова (1706, ГТГ, собрание П. Д. Корина); на правой створке складня-кузова с вкладной иконой «О Тебе радуется…» с праздниками и святыми (кон. XVIII в.) из Романова-Борисоглебска (ГРМ) (Образы и символы старой веры. 2008. Кат. 176).

Дробницы с изображениями И. украшают подвесные пелены к иконам кремлевских храмов, напр. подвесную пелену к местным иконам Благовещенского собора «Богоматерь Донская» и «Христос Вседержитель на престоле», а также пелену к Тихвинской иконе Богоматери (1780-1790, дробницы — 2-я пол. ХVI-XVII в. (Царский храм. 2003. С. 344, 349)).

Святые кн. Феодор Новгородский и Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)

Святые кн. Феодор Новгородский и Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)

Св. кн. Александр Невский и вмц. Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)

Св. кн. Александр Невский и вмц. Ирина. Икона. 2-я пол. XIX — нач. ХХ в. (собрание Э. Н. Каменева)

Ок. 1800 г. в подмосковном с. Покровском была возведена Троицкая ц. с приделом во имя вмц. Ирины («что в 1-м Ирининском переулке»). Сохранился масштабный храмовый образ «Вмц. Ирина в житии» (118×73,5 см), написанный во 2-й пол. XIX в. палехскими мастерами. Это один из самых подробных житийных циклов с 18 клеймами. Ныне икона хранится в Богоявленском соборе в Елохове (была перенесена в 20-х гг. XX в., после закрытия Троицкой ц.). В клеймах представлены следующие поименованные сюжеты: 1. «Царь Ликиний и царица грядут на созданный столп с дочерью своей Пинелопиею»; 2. «Апелиан учит девицу Пинелопию»; 3. «Царь с царицей пришли к дочери и советуются о ней»; 4. «Святой Тимофей пришел к Пинелопии научить ее о вере и крестил, нарече Ириною»; 5. «Через семь дней пришли царь с материю и повели Ирину в град. И пришли в град царь с Ириною, и встретили ее девицы с честию»; 6. «Царь разгневался о Боге ее, избил жену свою»; 7. «Пришла Ирина ко отцу своему»; 8. «Разгневался царь и повелел растоптать святую Ирину копытами конскими, а конь устремился на царя»; 9. «Седекия царя призва епарха и святую Ирину вверже в ров, наполненный различными гадами»; 10. «Царь Седекия повелел перепилить пилами святую Ирину. Ангел же Господень спас ее»; 11. «Пришествие царя Саваха с воинством ко граду Магедон. Помолися Богу святая Ирина, и все ослепли»; 12. «Царь Савах призвал святую Ирину и принуждал принеси идолам жертву. Она же не послушала совета его»; 13. «Святая Ирина воскресила юношу, и святому Тимофею святая Ирина поклонилась»; 14. «Святую Ирину царь в разженных трех волов верже, она же невреждена бысть обретеся»; 15. «Епарх Ваводан мучил святую Ирину на раскаленных железных брусьях. Ангел Господень исцели святую»; 16. «Царь Савор повелел святой Ирине главу отсещи»; 17. «Святая мученица Ирина по усечении воскресла и вошла во град и учила народ веровати во Христа»; 18. «Во град вшедше святая Ирина по воскресении своем, лечаше люди и сретоша Апелиан, похоронил ее с честию».

Известен еще один житийный образ — из частного собрания, с поясным изображением И. в среднике (Бенчев. 2007).

Во 2-й пол. XIX — нач. XX в. в связи с возросшей популярностью имени И. создавалось мн. заказных икон великомученицы, несколько хранится в частном собрании: «Св. Богоотец Иоаким, Анна и вмц. Ирина», «Святые князь Феодор Новгородский и Ирина», «Св. князь Александр Невский и Ирина». На некоторых иконах наряду с традиционными надписаниями: «Святая мученица (или великомученица) Ирина» — встречается надпись: «Св. Ирина царица», что, впрочем, могло относиться и к имп. Ирине.

Лит.: Токмаков И. Сведения о домовой церкви при моск. ГА МИД. М., 1882; Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя // Тр. VI Археол. съезда в Одессе в 1884 г. Од., 1887. Т. 3 (отд. изд.: Од., 1886. М., 2006р); Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. // ППС. 1899. Т. 17. Вып. 3; Вирсаладзе Т. Фресковая роспись в церкви Архангелов села Земо-Крихи: [Рача] // Шромеби (Труды) / Ин-т истории АН Груз. ССР. Тбилиси, 1963. T. 6. С. 107-167 (на груз. яз.); Janin. Eglises et monastères. 19692. P. 102-109; Успенский сборник. М., 1971; Маясова Н. А. Кремлевские «светлицы» при Ирине Годуновой // ГММК: Мат-лы и исслед. 1976. Вып. 2. С. 39-61; она же. Древнерусское лицевое шитье: Кат. М., 2004; Плешанова И. И., Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собр. ГРМ. М., 1985; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987; Иконы Древней Руси XI-XVI вв. СПб., 1993; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г. М., 1995; Русские мон-ри: Искусство и традиции. СПб., 1997; Stylianou A. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972; Смирнова Э. С. Миниатюры XI в. в Кодексе Гертруды (Псалтырь архиепископа Эгберта из Трира), Чивидале, Нац. Археол. музей, cod. CXXXVI // Искусство рукописной книги: Византия, Древняя Русь: Тез. докл. междунар. конф. Москва, 17-19 нояб. 1998 г. СПб., 1998. С. 32-34; Пивоварова Н. В. К истолкованию программы росписи диаконника церкви Спаса на Нередице в Новгороде // ДРИ. СПб., 1999. [Вып.:] Византия и Др. Русь: К 100-летию А. Н. Грабара. С. 210-227; Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле: Кат. М., 2003; Белоброва О. А. О почитании мучеников Адриана и Наталии на рус. почве // Очерки рус. худож. культуры XVI-XX вв. М., 2005. С. 17-26; Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения, предметы церк. убранства Архиерейской ризницы и Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. М., 2005; Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника. М., 2005; Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai / Ed.: R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 2006; Бенчев И. Иконы святых покровителей. М., 2007; Иконописцы царя Михаила Романова. М., 2007; Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат. / Науч. ред., сост.: И. А. Шалина. М., 2008; Иконопись эпохи династии Романовых: Собр. Виктора Бондаренко. М., 2008; Образы и символы старой веры. СПб., 2008; Герасименко Н. В. и др. Изображения святых во фресках Софии Киевской: Западное пространство основного объема под хорами // ИХМ. 2009. Вып. 11. С. 208-257; Кочетков. Словарь иконописцев. М., 20092; Sainte Russie: L’art russe des origins à Pierre le Grand. P., 2010.

Е. М. Саенкова

Значение имени Ирина

В переводе с древнегреческого языка имя означает «мир, покой». Девушка с именем Ирина обладает такими качествами, как независимость, подвижность, целеустремленность, твердость, жизнерадостность. Имя Ирина «одаривает» ее обладательницу аналитическим складом ума и отличным чувством юмора. Во взрослой жизни Ирины уделяют много времени карьере. Нередко они становятся отличными руководителями благодаря сочетанию внутренней уравновешенности, рассудительности и чувства юмора. Ирины — хорошие дипломаты и психологи. Они хорошо чувствуют собеседника и умеют «настроиться на его волну». Как правило, девушки с именем Ирина не ограничиваются домашним хозяйством. Они предпочитают сочетать карьеру и семью.

Краткое жизнеописание

Ирина Египетская известна своей проповеднической деятельностью в III веке, во время правления императора Аврелиана. Вместе с ней по египетской земле ходила ее сестра София во Христе. За проповедь девушек по приказу императора пытали и обезглавливали.

Ирина Великая жила в первом веке от Рождества Христова. Его еще называют египетским. О жизни мученика известно больше, но жизнь напоминает произведение искусства на библейскую тему.

Происхождение

Македонскую святую в мире звали Пенелопа. Его родина — регион Мигдония в Македонии. Она была дочерью государя Лициния. Иногда встречаются упоминания о том, что египетский святой произошел от славян. Девочка росла красивой. Отец заставил ее сесть в высокой башне, чтобы защитить от искушений. Его наставником был пожилой Кристиан Апелиано. Жизнь принцессы Пенелопы была насыщенной, но не праздной. Девушка изучала естественные науки и христианское учение.

Появление птиц и обращение в веру

Жила-была Пенелопа, у которой было привидение. На окне сидели три птицы: голубь с оливковой ветвью, ворона со змеей и орел с венком из цветов. Девушка спросила наставника, что это значит. Старец объяснил, что знамения предсказывают его будущее: вера во Христа, муки ради Него и венец святости.

санта Ирина

Житие и служение Богу

По одной из легенд, к Пенелопе спустился ангел. Он рассказал ей о законах Бога, Пенелопа была крещена им с именем Ирина, что означает «мир». По другой версии, ее крестил апостол Тимофей, с которым был знаком Апелиан. Девушка пошла против своего отца-идолопоклонника, обрекая себя на страдания. Многие языческие правители изощренно истязали девушку, вынуждая ее отречься от Христа, но орудия пыток не повредили ее неуязвимое тело.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: