Являясь одними из главных достопримечательностей Замоскворечья и юга Москвы, Донской и Даниловский монастыри первоначально располагались в полутора километрах от городских валов, служа одновременно защитными заставами и убежищами. Оба они по-своему интересны, но Донской монастырь теснее связан с историей города, здесь имеется большое кладбище. Собственное кладбище Даниловского монастыря находится дальше на юг, граничит с мусульманским кладбищем.
Кладбища были устроены здесь по императорскому указу во время последней эпидемии чумы в 1770-1771 годах. Чтобы препятствовать её распространению, целые кварталы московских зданий были сожжены и все средневековые кладбища в пределах центра были перекопаны и удалены за пределы города, чтобы зараза от уже умерших не передавалась живым. За пределами города было устроено семь новых больших православных кладбищ, поскольку список умерших резко увеличился. В Москве одна треть населения – более 200 тысяч человек – умерли от чумы в том году.
- 2.1 Полезные сведения о Даниловском монастыре
Основание монастыря
В 1591 году армия крымского правителя — могущественного Казы-Гирея подошла к самой Москве. Город был готов к обороне, но его жители готовились к худшему. По повелению русского государя Федора Иоанновича вокруг столицы провели многолюдный крестный ход. И царь отправил защитникам города знаменитую икону Донской Богоматери, которая, по легенде, была у Дмитрия Донского во время знаменитого Куликовского сражения.
Потом произошло несколько локальных стычек между русскими ратниками и татарами, однако, решающая битва так и не состоялась. Татарские войска простояли лагерем несколько дней и неожиданно для всех повернули обратно.
Удивительное спасение Москвы вызвало всеобщую радость и ликование. В честь великого чуда русский государь повелел основать новый монастырь. А местом для него была выбрана территория «гуляй-поля», где находилось встречавшая татар передвижная армия.
Куликовская битва произошла в церковный праздник Похвалы Богородицы, поэтому новый монастырь сначала посвятили Богоматери.
Вид на башни и стены монастыря с ул. Донская
Донской монастырь и его становление
Донской монастырь — один из древнейших монастырей города Москвы, основанный Царём Феодором Иоанновичем в 1591-1593 гг. в память об избавлении города от нападения крымского хана Казы Гирея.
Монастырь был основан на месте расположения походной церкви в честь преподобного Сергия Радонежского, в которой располагалась икона Донской Божьей матери.
По преданию, это была та самая икона, которой преподобный Сергий благословил великого князя Дмитрия Иоанновича на битву, состоявшуюся в 1380 году на Куликовом поле, что вблизи Дона. В честь той великой победы в народе икону стали именовать Донской (как и самого князя). Так монастырь получил свое имя.
История обители в XV-XIX веках
В монастыре сразу же построили собор, посвященной иконе, спасшей Москву. Новый каменный храм именовали «трапезным», а после строительства Большого монастырского собора его стали называть «Малым». Исследователи предполагают, что архитектором первого монастырского собора мог быть знаменитый зодчий Федор Конь, благодаря которому выросли стены Белого города.
Обитель стояла с юга от столицы, прикрывая стратегически важную Калужскую дорогу. Вместе с другими монастырями она входила в укрепленное кольцо, созданное для обороны города от врагов.
В Смутные времена монастырь разграбили войска поляков, которым руководил гетман Ходкевич. После этого разоренная обитель несколько лет не восстанавливалась и была подчинена московскому Андроникову монастырю.
Возрождение Донского монастыря произошло, благодаря усилиям царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Во время их царствования обитель стала популярной у паломников, и через «богомольное место» проводили крестные ходы, в которых участвовали простые москвичи, знатные бояре и русские государи.
Колокольня монастыря с церковью во имя святых Захарии и Елисаветы
В 1705 году обитель встречала нового настоятеля. Петр I доверил руководство монастырем архимандриту Лаврентию (Габашвиши). Московская обитель стала играть роль культурного центра между Россией и Грузией, и в монастыре погребали потомков грузинских царских и именитых княжеских родов.
В 70-е годы XVIII века в Москве случилась эпидемия чумы, после которой было принято решение больше не хоронить горожан на кладбищах в границах города. С этого времени начал расти монастырский некрополь, и на нем нашли пристанище представители многих известных дворянских фамилий России — Трубецкие, Долгоруковы, Вяземские, Голицыны и Нарышкины.
Как и другие монастыри Москвы, Донская обитель сильно пострадала во время вторжения войск Наполеона. Правда ей повезло. Несмотря на сильные пожары, все монастырские здания остались целыми и их быстро восстановили.
Постепенно монастырь стал одним из значимых духовно-просветительских центров. В 1834 году здесь открыли духовное училище, выпускники которого могли продолжить образование в стенах семинарии. Примечательно, что дети из небогатых семей получали образование бесплатно.
Большой собор Донской Богоматери
Монастырь в XX веке
Православная обитель известна тем, что в ее стенах провел последние годы жизни патриарх Тихон. После революционных событий 1917 года он публично осудил творившиеся зверства и за это был подвергнут преследованиям. Патриарха изолировали от паствы, и он жил в монастыре.
Весной 1925 года опального церковного иерарха похоронили в Малом монастырском соборе. На следующий год обитель закрыли. На ее территории создали антирелигиозный музей. Потом здесь открыли интернат, а после него — фабрику и молочную ферму.
С 1935 года на монастырской территории заработал музей архитектуры. Для него из разных концов города стали привозить фрагменты старинных построек, подлежащих уничтожению. Так в бывшую обитель попали горельефы разрушенного Храма Христа Спасителя, древние надгробия с разрытых кладбищ и резные наличники, снятые с Сухаревской башни.
Малый собор Донской Богоматери
Через несколько лет после Великой Отечественной войны церкви вернули Малый собор, но саму обитель восстанавливать не стали. Вопрос о возрождении монастырской жизни был поднят в 1982 году, но несколько лет обсуждений не привели ни к какому результату. Лишь в 1990 году монастырские здания стали собственностью церкви. После этого здесь начались масштабные реставрационные работы.
Что можно увидеть в монастыре
Посетители попадают в обитель через ворота высокой колокольни, в которой находится храм Захарии и Елизаветы. При входе на стенах можно увидеть несколько живописных житийных икон.
Самым старым из сохранившихся храмов считается Малый собор. Новый или Большой монастырский собор появился в конце XVII столетия.
Это было время когда в монастыре велось масштабное каменное строительство. Тогда же вокруг обители возвели мощные стены с ажурными башнями.
Церковь Александра Невского
С конца XIX столетия здесь стоит церковь Иоанна Лествичника. Она была возведена на деньги генерала Терещенко и выполняла роль фамильного склепа. Другой склеп членов семьи Зубовых устроен в церкви Александра Свирского, округлое здание которой похоже на классическую ротонду.
Живописный храм Иоанна Златоуста стал усыпальницей купеческого рода Первушиных. Еще одна церковь, посвященная Тихвинской иконе Божией Матери, завершает северные ворота обители.
Большая часть монастырской территории отведена под некрополь. Он появился в конце XVII столетия и к XIX веку превратился в место, где хоронили родовитых купцов и элиту российского дворянства. На монастырском кладбище лежат близкие родственники поэта А. С. Пушкина.
Здесь находятся могилы знаменитого русского механика Н. Е. Жуковского, историка В. О. Ключевского и известной своей жестокостью помещицы Салтычихи. Среди других могил можно увидеть надгробия российских генералов В. О. Каппеля и А. И. Деникина, философа А. И. Ильина, а также писателей И. С. Шмелева и А. И. Солженицына.
Церковь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского
Русская Православная Церковь
История
Монастырь основан в 1591 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия крымского хана Казы-Гирея, в том же году был построен первый каменный собор во имя Донской иконы Божией Матери. Возобновлен царями Михаилом Феодоровичем и Алексеем Михайловичем. Каменные стены и башни были возведены в 1686 г., в 1693 г. был освящен новый собор в честь Донской иконы Божией Матери.
В 1745 г. монастырь был причислен к ставропигиальным. С конца XVII в. монастырь являлся усыпальницей московской знати. На монастырском кладбище, крупнейшем из сохранившихся в Москве, похоронен цвет московского дворянства, многие деятели русской культуры — П.Я. Чаадаев, В.Ф. Одоевский, В.О. Ключевский, О.И. Бове и др., в Сретенском храме находится усыпальница грузинских царей и царевичей, в Михайловском храме — усыпальница князей Голицыных. В 1914 г. был освящен храм на новой территории кладбища, примыкающей к монастырю.
В 1922-25 гг. в монастыре находился под стражей Святейший Патриарх Всероссийский Тихон, в 1925 г. в Малом соборе монастыря свт. Тихон был погребен. В 1926 г. монастырь был закрыт. До конца 1920-х гг. в обители продолжалась монастырская жизнь. Затем монастырские помещения были заняты под антирелигиозный музей, под интернат, курсы, молочную ферму. В 1927 г. храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище был перестроен в первый в Москве крематорий (архитектор Д.П. Осипов). В 1929 г. все монастырские храмы были закрыты, с 1934 г. в монастыре находился Музей архитектуры, на территорию обители свозились фрагменты сносимых московских храмов.
Сейчас в монастыре находятся шесть скульптурных фрагментов, снятых со стен взорванного Храма Христа Спасителя, части убранства Триумфальной арки, храмов Успения Богородицы на Покровке, свт. Николая «Большой Крест» и др. Богослужение в Малом соборе было возобновлено в 1949 г. После возвращения собора в его трапезной выложена мироварная печь для приготовления святого мира для всех приходов Русской Православной Церкви. В начале ноября 1982 г. Л.И. Брежнев подписал приказ о передаче монастыря Московской Патриархии для размещения в нем резиденции Патриарха, однако последовавшая через несколько дней смерть Генерального секретаря приостановила исполнение этого решения, и в мае следующего года Патриархии был отдан Даниловский монастырь.
Большой собор освящен в августе 1991 г. 19 февраля 1992 г. после пожара в Малом соборе произошло чудесное обретение мощей свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, которые были положены в раку и впоследствии перенесены в Большой собор, где покоятся на северной части солеи.
Богослужение в храме Серафима Саровского на кладбище возобновлено в 1998 г.
При входе в монастырь стоит военная техника — танк «Дмитрий Донской», пушка и БТРы. Во время Великой Отечественной войны на средства верующих и священнослужителей была построена целая танковая колонна из 40 единиц техники. На броне машин было написано имя одного из величайших русских князей-полководцев — Дмитрия Донского. Уцелевшие машины после войны хранились в музеях Вооруженных сил в Москве, Ленинграде и Туле. В 2003 г. было принято решение передать их в дар Донскому монастырю.
Храмы и часовни
- Малый (старый) собор Донской иконы Божией Матери с приделами вмч. Феодора Стратилата и прп. Сергия Радонежского (1591-93 г., архит. предположительно Федор Конь; колокольня и приделы — 1679 г.);
- Большой собор Донского монастыря (1684-98 гг., надстроен в сер. XIX в., иконостас 1695-99 гг.) — летний, в подклете — храм Сретения Господня;
- храм Михаила Архангела (1714 г., перестроен в 1806-1809 гг., больничный, с усыпальницей Голицыных);
- храм Тихвинской иконы Божией Матери над южными вратами (1713-14 гг., архит. предположительно И.П. Зарудный);
- храм правв. Захарии и Елисаветы над западными вратами, в колокольне (1730-32 гг., архит. Д. Трезини, затем А.П. Евлашев, при участии Д.В. Ухтомского — 1752-55 гг.);
- храм прп. Александра Свирского (1796-98 гг., усыпальница Зубовых, восстановлен после пожара в 1813 г.);
- храм прп. Иоанна Лествичника (1898 г., усыпальница Терещенко);
- храм свт. Иоанна Златоуста (1888-91 гг., архит. А. Венсан, усыпальница Первушиных) верхний храм; вмц. Екатерины — нижний храм;
- храм прп. Серафима Саровского и блгв. кн. Анны Кашинской на новом кладбище Донского монастыря (1902-10 гг.; освящ. 1914 г. — архит. З.И. Иванов; ул. Орджоникидзе, 4), приделы Успения Пресвятой Богородицы и равноапостольной Марии Магдалины, Сошествия Святого Духа и Всех святых;
- часовня-усыпальница Левченко (нач. XX в., архит. И. Клейн);
- храм свт. Тихона, Патриарха Всероссийского, и нижний храм бл. кн. Вячеслава Чешского (1998 г.);
- храм Георгия Победоносца (2000 г.).
Святыни
- в Малом соборе: чтимые иконы Божией Матери «Феодоровская» и «Знамение»; Донская икона Божией Матери под сенью; у стен собора — могила келейника свт. Тихона мч. Якова Полозова;
- в Большом соборе: чудотворная Донская икона Божией Матери; рака с мощами свт. Тихона, Патриарха Всероссийского;
- в часовне-усыпальнице Левченко — мозаичная икона свт. Николая.
Богослужение
В Малом соборе ежедневно полунощница и часы в 7.00, Литургия в 8.00, в 17.00 вечерня и утреня (в среду с акафистом Донской иконе Божией Матери, в воскресенье с акафистом свт. Тихону); по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 в Малом соборе и в 10.00 в Большом, накануне всенощное бдение — в 17.00. В храме прп. Серафима Саровского по воскресеньям Литургия в 10.00.
Внебогослужебная деятельность
При монастыре действуют воскресная школа, иконописная и реставрационная мастерские, ежедневно открыты иконная и книжная лавки.
Наместники
- 1991-2009 гг. — архимандрит Агафодор (Маркевич)
- 2009-2012 гг. — митрополит Кирилл (Покровский)
- 2012-2019 гг. — епископ Парамон (Голубка)
- 2019-2020 гг. — епископ Фома (Демчук)
- 2020 г. — митрополит Евгений (Кульберг)
- с 08.12.20 — митрополит Феогност (Гузиков)
Святыни
Главной святыней мужской обители считают Донскую икону Божией Матери (XVI век), которая была написана знаменитым русским изографом Феофаном Греком. Почитаемый верующими образ постоянно находится в Государственной Третьяковской галерее, но раз в год его привозят в стены обители.
В Большом монастырском соборе стоит рака, где покоятся мощи патриарха Тихона. Кроме того, паломники приходят поклониться к захоронению Якова Полозова, который был келейником при патриархе Тихоне.
Монастырский некрополь
Как добраться до монастыря
Обитель находится в 5,5 км южнее Московского Кремля. Монастырская территория удалена на 1,1 км от станции метро «Шаболовская», на 1,5 км от «Ленинского проспекта» и на 2 км — от «Тульской». Неподалеку останавливаются трамваи № 14 и 39. Выходить нужно на остановке «Университет Дружбы Народов». Кроме того, ко входу в монастырь можно дойти пешком со стороны Ленинского проспекта — от остановки общественного транспорта «Институт им. Курнакова».
Рейтинг достопримечательности
Рейтинг 5.00 [1 Голос]
← МОНАСТЫРИ МОСКВЫ | МОСКВА → |
Церковь Михаила Архангела в Донском монастыре
Православная Церковь Михаила Архангела в Донском монастыре (Москва) – действующий храм. Адрес: Донская площадь, 1, строение 20 (ближайшая станция метро Тульская).
Другие названия церкви
Архангельская церковь; Михаилоархангельская церковь; Михайловская церковь.
Дата постройки сохранившегося здания Церкви
1806-1809 гг.
Архитекторы
- 1806-1809 гг.: — предположительно — Еготов И.В.
- 2001 г.: Трубникова Т.В. — интерьеры, внутренний/внешний декор (иконостас).
Историческое исповедание
Православие.
Конфессиональная принадлежность
Русская Православная Церковь, Московский Патриархат.
Из истории храма
История появления Церкви берёт своё начало в 1714 году. В тот год в углу южной части Донского монастыря возвели Церковь Святого Евфимия Великого. Храм построили на пожертвования стольника Ивана Ивановича Дурново.
Перестройка Церкви
В 1806-1809 гг. храм Святого Ефимия Великого перестроили. Работы по перестройке выполнили предположительно по проекту архитектора И.В.Еготова. После чего перестроенный храм переосвятили в церковь Михаила Архангела. Впоследствии она стала фамильной усыпальницей князей Голицыных.