Наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел: «Мы не боимся неонацистов»


Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра в честь Успения Пресвятой Богородицы
, ставропигиальный мужской монастырь Украинской Православной Церкви в черте Киевской епархии, один из важнейших, древнейших, крупнейших, и знаменитейших монастырей на Руси

  • Адрес: Украина, 01015, г. Киев, ул. Лаврская, 15, корп. № 42
  • Тел.: 255-11-05 (канцелярия [1])
  • Официальный сайт:
  • Проезд: от ст. м. «Арсенальная» — авт. 24 до ост. «Музей Великой Отечественной войны», «Киево-Печерский заповедник»
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

На протяжении столетий главное достопримечательностью Киево-Печерской Лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества.
Впервые пещеры Лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (начало XII века).

Основателем пещерного затворничества на месте будущей обители летописец называет священника Илариона, выдающегося подвижника и богослова, служившего в церкви Двенадцати апостолов в киевском предместье Берестове. Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Выдающийся церковный и государственный деятель, духовник Ярослава Мудрого, Иларион в 1051 году стал первым русским по происхождению митрополитом. По избрании его на Киевскую кафедру пещерка в Берестове опустела. В том же году в ней поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

Киево-Печерская лавра

Благочестие святого Антония привлекло в его пещеру последователей, в числе которых был и преподобный Феодосий, ставший впоследствии настоятелем монастыря и первоначальником общежительного монашества на Руси. Ученики Антония, поселившись подле него в пещере, ископали для себя новые келии, соединив их коридорами. В пещерах были устроены и первые храмы. Десять лет спустя, когда число братии достигло двенадцати человек, преподобный Антоний, всегда стремившийся к уединению, удалился на другой холм, где выкопал для себя новую пещеру, положив таким образом основание комплексу пещер, названных впоследствии Ближними (или Антониевыми). Первоначальные пещеры получили название Дальних (или Феодосиевыми).
С увеличением числа иноков пещеры стали тесны для братии, и они построили наземную церковь Успения Пресвятой Богородицы и келии. Число приходящих в обитель все увеличивалось, поэтому Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича всю гору над пещерой. Возникший монастырь получил название Печерского.

После погребения в пещерах преподобного Антония (+ 1073 г.) здесь стали хоронить и братию. Для этого в стенах пещер прокапывали ниши глубиной до двух метров, высотой и шириной – до половины метра. Тело усопшего клали на доску и задвигали в узкую нишу, которую закрывали деревянным щитом, позже – замуровывали. По сложившемуся в Печерской обители обычаю, по прошествии двух лет погребения открывались, и костные останки переносили в крипты — костницы. Если оказывалось, что останки подвижников сохранились нетленными, их оставляли на прежнем месте. Мощи преподобного Феодосия в 1091 году были торжественно перенесены в построенную в 1089 году Великую Успенскую Церковь, мощи других подвижников до XVII в. оставались в пещерных криптах. Мощи преподобного Феодосия находились в Успенском соборе до 1240 г. При нашествии орд Батыя, ввиду опасности поругания, они были спрятаны, и место их захоронения неизвестно. Имена и духовные подвиги печерских монахов, нетленные мощи которых почивали в пещерах, ко времени их обретения были еще на памяти у братии и кратко записывались на досках, прикрывающих погребения. С этих досок сведения о преподобных впоследствии были переписаны и сохранились в Печерском Патерике. На тех же досках писали лики угодников, многие из которых уже в первые десятилетия существования Печерской обители почитались как местночтимые святые.

В 1108 г. был канонизирован преподобный Феодосий Печерский, а в 1133 г. – преподобный Антоний. В 1643 г. святитель Петр (Могила), митрополит Киевский, канонизировал 69 Печерских подвижников. С этого времени Киево-Печерская Лавра становится главной отечественной святыней – русским Иерусалимом, центром паломничества верующих. Тогда же для большего удобства паломников обветшавшие пещеры были благоустроены. Узкие и обваленные коридоры укреплялись и расширялись таким образом, чтобы в них беспрепятственно могло разминуться два человека. Были реконструированы древние пещерные храмы: в Ближних пещерах – церкви во имя преподобного Антония Печерского и Введения Пресвятой Богородицы во храм, в Дальних – Благовещенская и Рождества Христова, а также устроены новые храмы: в Ближних – во имя преподобного Варлаама (1691 г.), и в Дальних – преподобного Феодосия Печерского (нач. XVIII в.).

На протяжении веков пещеры служили местом молитвы и аскетических подвигов монахов, хранилищем святынь и убежищем жителей Киева в годы лихолетий и иноземного нашествия. Не только в глубокой древности, но и в более близкие нам времена, когда Киеву угрожала опасность вражеских набегов, в пещерах Лавры укрывали православные святыни. Так, в 1978 г. в одной из крипт Ближних пещер археологи обнаружили замурованную бутылку с письмом, подписанным архимандритом Валерием (Устименко), бывшим с января 1942 г. настоятелем, а с 1944 г. – наместником Киево-Печерской Лавры (+ 1950 г.). В письме, датированном июлем 1942 г., сообщалось о том, что по возвращении в обитель братия нашла в ризнице Дальних пещер святые мощи великомученицы Варвары, cвященномученика Макария, митрополита Рафаила (Заборовского), находившиеся прежде в Софии Киевской и Владимирском кафедральном соборе. Киево-Печерская Лавра в 1930 г. была закрыта богоборческой властью и возобновила свою деятельность в 1941 г., после оккупации немцами Киева. Вторично была закрыта в 1961 г., в период так называемых хрущевских гонений. С 1988 года после десятилетий богоборческих гонений, Киево-Печерская Лавра вновь была открыта для верующих как действующий монастырь, в пещерах возобновилось богослужение и молитва. Первая Божественная литургия после длительного перерыва была отслужена 25 июня 1988 года [2].

Статистика

  • XVII в. — до семи тысяч монахов [3]
  • 2009 — ок. 100 монахов, ок. 50 послушников [3]
  • 2013 — 180 монахов и послушников [4]
  • 2018 — 220 монахов [5]
Великая церковь Киево-Печерской лавры. Живопись, В. П. Верещагин, 1905 г. Гос. Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Храмы Киево-Печерской Лавры

До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю Лавру, куда еще в в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние Пещеры и странноприимный двор. Каждый из комплексов древней обители составляют несколько храмов, административных, жилых и хозяйственных построек.

На верхней территории вокруг Успенского собора (главного храма Лавры) расположены келии священноначалия монастыря и братии, здания экономии, типография, больничного монастыря и мастерских. Здесь же находится Великая лаврская колокольня и братская трапезная с церковью. Южнее, на склоне холма, расположен вход в Ближние пещеры, а на самом южном возвышении – в Дальние. Все составляющие Лавру части разделены высокими каменными стенами и сообщаются воротами и галереями, они дополняют одна другую и в целом представляют перекрестный архитектурный ансамбль.

На территории Верхнего монастыря с 20-х годов в., со времени установления богоборческой власти, и до сего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные). Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся. Ее построил в XII в. преподобный Никола Святоша, правнук Ярослава Мудрого.

Великая Печерская Церковь (Успенский собор)

Главный храм Киево-Печерской Лавры – Великая Печерская Церковь (Успенский собор) находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней Лавры. По свидетельству преподобного Нестора Летописца, каменная церковь Успения в Печерском монастыре была заложена по благословению преподобного Антония святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 г. Время разрушало этот храм, преображало и воссоздавало вновь как незыблемую святыню Православия. Все главные святыни Лавры раньше всегда хранились в Великой Церкви.
К северо-западу от Успенского собора, рядом с Троицким храмом, находится вход в бывший Никольский больничный монастырь с церковью во имя святителя Николая, основанный преподобным Николой Святошей в XII в. Здесь он провел остаток своих дней, ухаживая за престарелыми и больными монахами.

Одноэтажные здания по обе стороны дорожки из темного гранита, проложенной от Святых врат к Успенскому собору, — это бывшие келии соборных старцев. Эти келии были возведены в начале XVIII в. на месте прежних, деревянных, сгоревших во время пожара 1718 г. В келиях соборных старцев Лавры сегодня располагаются магазины и выставочные залы заповедника.

Северные ворота (Экономические) венчает надвратная церковь Всех Святых, построенная в 1696-1698 гг. иждивением Ивана Мазепы.

Выйдя из Лавры через Экономические ворота и удалившись немного в северном направлении, можно увидеть церковь Преображения Господня, чаще называемую Спаса на Берестове, — ценнейший архитектурный и исторический памятник, внесенный, как и весь архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры, в перечень мировых памятников культуры, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Рядом с Великой лаврской церковью стоит ширококупольный в «неовизантийском» стиле храм в честь Преподобный Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой (Трапезная церковь). Сохранившаяся доныне церковь Преподобных Антония и Феодосия, соединенная с двухэтажной братской трапезной, построена в 1893-1895 гг.

Иконостас Трапезной церкви во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы примыкает с восточной стороны к Трапезной палате, а с западной – к дому настоятелей Лавры – Киевских митрополитов. В настоящее время в митрополичьих покоях и церкви Благовещения расположен Музей украинского декоративного искусства.
Западнее митрополичьих покоев находится бывший дом наместника Лавры, рядом с которым стоит самое высокое и величественное здание Лавры – Великая лаврская колокольня, построенная в 1731-1745 гг.

С восточной стороны Великой церкви находится учрежденная архимандритом Елисеем (Плетенецким) (1596-1624 гг.) типография Киево-Печерской Лавры.

К пещерам от главного лаврского двора между зданиями бывшей типографии и иконописной школы ведет спуск, завершающийся так называемыми Пещерными воротами.

Современный монастырь Киево-Печерская Лавра занимает территорию Ближних и Дальних пещер и несколько корпусов бывшей лаврской странноприимницы. Прямо против Пещерных врат находится примыкающая к монастырскому саду бывшая книжная лавка, в здании которой в настоящее время расположен Паломнический отдел Лавры.

Колокольня на Ближних пещерах построена в 1759 – 1763 гг. Степаном Ковниром. Двухъярусная колокольня имеет высоту 27 метров. По своей архитектуре она напоминает надвратную, так как сквозь ее первый ярус проходит стометровая крытая галерея, соединяющая Верхнюю Лавру с территорией Ближних пещер. В нижней части галерея проходит через притвор церкви во имя Всех преподобных Печерских. Почти у подножия горы находится площадь, окруженная строениями Ближних пещер. Со стороны холма под одной кровлей, примыкая друг к другу, стоят Крестовоздвиженская церковь и церковь Всех преподобных Печерских (Теплый храм).

Крестовоздвиженская церковь Киево-Печерской лавры с юго-востока. Фото 2009 г.

Крестовоздвиженская церковь не перестаивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 г., предположительно по проекту архитектора Иоганна Шеделя, с восточной стороны, у алтарной аспиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного храма, а южная, бывшая открытой аркадой, переделана под окна в 1880-х годах. Крестовоздвиженская церковь с начала ее основания служила местом погребения духовных лиц.
Церковь во имя всех преподобных Печерских — второй наземный храм на территории Ближних пещер. Здание было построено в 1839 году в качестве братских келий. В 1872 году на втором этаже была устроена и освящена церковь в всех преподобных отцов Киево-Печерских. С освящением церкви во вторую Неделю Великого поста того года связано и установление празднования Cобора всех Киево-Печерских преподобных именно в этот день [6]. Двор Ближних пещер поддерживается опорной стеной, от которой спускается лестница, далее мощенная дорожка ведет к колодцам преподобных Антония и Феодосия. В 2002 г. над колодцами были возведены часовни.

У выхода из Лавры к Днепру стоит храм во имя иконы Божией Матери «Живоносный источник», окруженный со всех сторон крепостной стеной. В 1914 — 1915 гг. на этом месте была построена часовня над артезианским колодцем, устройство которого предполагалось в целях улучшения дренажа пещерных холмов.

Выйдя из галереи на площадь у Дальних пещер, мы увидим возвышающийся на холме величественный храм в стиле украинского барокко – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Около 1062 г. на этом месте в «Ветхом» монастыре был построен первый наземный храм Успения Божией Матери. После освящения Великой Успенской Церкви храм над Дальними пещерами стал кладбищенским. Вокруг него формировался древний некрополь монастыря. О дальнейших перестройках храма сведений не сохранилось, но в первой половине XVII в. он уже именовался в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная в 1696 г. на средства родственника гетмана Мазепы, белоцерковского полковника Константина Мокиевского, при архимандрите Мелетии (Вуяхевиче), является шедевром украинской архитектуры XVII века. По возвращении нижней территории Лавры Церкви храм Рождества Богородицы был отремонтирован и заново расписан. В настоящее время это академический храм, где приобретают опыт богослужения учащиеся Киевских Духовных Академии и Семинарии. На Рождественском кладбище погребены духовные и светские лица, имевшие значительные заслуги перед Церковью и государством.

Западнее церкви высится красивая и стройная колокольня Дальних пещер, построенная в 1754 – 1761 гг. по типу надвратных Степаном Ковниром. Высота колокольни 41 м.

Аннозачатиевская церковь Киево-Печерской лавры. Фото 2013 г.

Церковь во имя Зачатия праведной Анны (Аннозачатьевская) расположена северо-восточнее Рождества — Богородичного храма. Этот каменный храм в 1679 г. построен на пожертвования жителя Печерского местечка Александра Новицкого. Современный вид церковь приобрела в 1809 г., после реконструкции по проекту военного инженера архитектора Александра Якушкина. Он же является автором деревянной галереи с каменной башней у входа в пещеры. В 1811 г. архитектор Якушин принял в Лавре монашеский постриг с именем Арсений, был соборным старцем и блюстителем Дальних пещер, а по окончании своего земного пути был погребен в склепе Аннозачатьевского храма, сооруженным им же при строительстве. Из притвора Аннозачатьевской церкви в пещеры ведет узкая и крутая лестница. Выход из пещер осуществляется по более пологой лестнице помещение бывшей панихидной, где в данное время находится одна из церковных лавок.
Над входом в Дальние пещеры до сегодняшнего дня сохранилось строение, с XVIII в. использовавшееся в качестве ризницы. На плане пещер, приведенном в Киево-Печерском Патерике 1661 г., оно указывается как храм в честь св. апостола Андрея Первозванного.

Рядом с колокольней, в здании, прежде занимаемом блюстителем Дальних пещер, находится канцелярия митрополита Киевского и всея Украины.

С XVII в., где преподобный Феодосий в 1056 г. устроил богадельный дом, началась застройка странноприимного двора – целого комплекса гостиниц для паломников. Странноприимный дом расположенный на холме над Ближними и Дальними пещерами, занимает четвертую часть территории монастыря.

См. также Ближние пещеры, Дальние пещеры.

Карта-схема Киево-Печерской лавры

«Для человека верующего главный закон – Христов»

Владыка Павел (Лебедь), митрополит Вышгородский и Чернобыльский, – стойкий защитник Киево-Печерской Лавры в новейшей истории. 25 лет он несет послушание ее наместника. Трудами и мудростью владыки не только постройки Лавры восстали в своей красе из руин, но возрождена духовная жизнь. Лаврская братия непрестанно молится за весь мир: лишь заканчивается служба в одном из лаврских храмов, уже следующая начинается в другом. Тысячи паломников, туристов и просто случайно зашедших из любопытства людей здесь опытно прикасаются к другому измерению жизни: «Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы … слуги Мои подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом» (Ин. 18: 36).

Митрополит Павел говорит: «Если мы ходим в Христовой истине, то приближаемся к святости». О святости, которая была, есть и будет в Церкви, о своем опыте встреч со святыми и подвижниками в России и на Украине владыка делится с читателями портала Православие.Ru.

Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь)

– Владыка, расскажите, пожалуйста, о тех подвижниках, которых Господь послал вам на вашем жизненном пути.

– Господь дает святость жизни для нашего с вами вразумления.

Я могу говорить очень долго, потому что я – монах грешный, но видел людей святых и жил при святых монахах.

Владыка Дамиан (Марчук)

– Первым на пути моего спасения встретился покойный владыка Дамиан (Марчук). Человек кроткий, смиренный, мудрейший. Он определил мою судьбу, дав мне рекомендацию поступать в Московскую духовную семинарию в 1984 году. Тогда многим студентам в рекомендации писали: и читает, и поет, и «по водам ходит», и «звезды с неба собирает», а мне было лишь два слова: «Рекомендую поступить». И когда я увидел у покойного владыки-ректора Александра (Тимофеева) на столе, что написано в моей рекомендации, то, конечно, страх напал на меня, холод пробежал по телу, думаю: «Боже мой, 800 человек поступает, принимают 100, и такая рекомендация…»

Владыка Александр спросил меня, знаю ли я владыку Дамиана. Я сказал, что знаю. Справился о состоянии его здоровья, мы немного побеседовали, и я был принят. С этого момента началась моя духовная жизнь.

Архиепископ Дамиан (Марчук)

Владыка Дамиан предсказал день своей смерти. Отца Георгия (который сейчас служит в Германии) он попросил: «Приготовьте место, в четверг у нас будет покойник». – «Кто?» – «Я умру». И действительно, в четверг перед Троицей он умер, и в Троицкую родительскую субботу мы его хоронили. Пришли тысячи и тысячи людей. Это был человек глубокой веры, всё претерпевший на своем жизненном пути.

В Троице-Сергиевой Лавре

– Навсегда памятна для меня учеба в Троице-Сергиевой Лавре, где я познал первые азы веры. И по сей день остаюсь человеком глубоко верующим и преданным Русской святой Церкви. Что мы знали, придя в духовную школу из села? Мы знали, что есть Живоначальная Троица, мы знали праздники, мы знали посты, соблюдали заповеди, читали Евангелие. И я думаю, что для христианской жизни в советское время, когда Церковь была гонима, этого было достаточно.

Троице-Сергиева Лавра

Когда я принес документы, проректор Михаил Степанович Иванов спросил меня, зачем я пришел, ведь здесь не ждет меня ни признание, ни зарплата. Я возмутился в своем сердце и спросил его: «Почему вы так со мной разговариваете?» А он ответил: «Петр, те, кто не тверды в вере, отпадут, а истинные христиане – останутся. Церкви нужны не наемники, а пастыри».

Архиепископ Александр (Тимофеев)

С владыкой-ректором Александром у меня сложились очень хорошие отношения. После того, как я остался жив в пожаре, а пятеро человек из моей комнаты сгорело, он относился ко мне по-отечески. И я всегда за него молюсь. Его кончина была блаженной – на самое Рождество. Он со всеми попрощался, отслужил Литургию и отошел. Так Господь показал нам праведника: «честна пред Господем смерть преподобных Его».

Во время учебы идеалами жизни для меня были архимандриты Венедикт, Платон, Кирилл, Наум, Афанасий, покойный Анастасий, Матфей, братия Троице-Сергиевой Лавры. Я смотрел на них и, как губка, впитывал их слова.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Было трогательно: после чтения отец Кирилл давал нам, студентам, кусочек хлеба либо две конфетки «Мишка косолапый»

Я очень любил архимандрита Кирилла (Павлова). Мы собирались вечерами у него в келье, и отец Кирилл всегда сам читал Священное Писание Нового Завета, а мне разрешал читать Добротолюбие и Ветхий Завет. Не каждый день, но временами. И очень было трогательно: после этого чтения он давал нам, студентам, кусочек белого хлеба и два кусочка рыбы либо две конфетки «Мишка косолапый». На чтениях бывал и иеросхимонах Моисей, человек ученый, математик, автор учебников для средней школы. Когда он во время чтения засыпал, а отец Афанасий толкал его под ребро, отец Кирилл говорил: «Не трогай его, он беседует с ангелами». Вот такая была у батюшки любовь! Эта любовь трогала наши сердца. Церковь в свое время еще скажет о подвиге святой жизни отца Кирилла.

И знаете, что меня поражало? Когда я служил с ним на Пасху, он бросал пасхальные яички – были там и простые, и расписные, и каменные – штук 300 или больше. Батюшка старался, чтобы каждый получил от него благословение. Это мне так запало в душу, что когда я служил на приходе, то поступал так же.

Архимандрит Матфей (Мормыль)

Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей: «А я нашел, а я нашел», – и улыбается

У отца Матфея (Мормыля) как-то пропала книга, и он мне говорит: «Всё, не будет тебе жизни, если не найдешь!» А я был уставщиком. Что делать? Пришел я к отцу Онуфрию – тогда благочинному Троице-Сергиевой Лавры, а сейчас он наш дорогой предстоятель Украинской Православной Церкви – и говорю: «Отец Матфей сказал: не будет мне жизни». (Он был добрый, но очень строгий!) – «Как сказал, так и будет! Иди к Анастасию». Иду. Анастасий говорит: «Моя молитва не поднимается выше лаврской колокольни, поэтому иди назад к Онуфрию, у него есть такая книга, он тебе отдаст». Прихожу с книгой на спевку, а отец Матфей сидит: «А я нашел, а я нашел». Конечно, у меня злость закипела в душе: «А с этой что мне делать?» – «Есть у меня, есть и у тебя». И улыбается.

Все эти дивные старцы навсегда останутся для меня великими учителями, а Троице-Сергиева Лавра – школой благочестия.

На приходе

– После окончания семинарии в 1988 году я был направлен в Волынско-Ровенскую епархию, где встретил воистину святого старца – владыку Варлаама (Ильющенко). Он был осужден на девять лет тюремного заключения, сидел в Барышевке Киевской области. Над ним очень издевались из-за того, что он был священником, и он объявил голодовку. Тогда благодаря ходатайству покойного митрополита Никодима (Ротова) спустя четыре с половиной года его досрочно освободили из заключения.

Архиепископ Варлаам (Ильющенко)

Он меня рукополагал во священника. Он меня постригал в монашество. Это настоящий подвижник благочестия, исповедник Церкви Христовой. Он не боялся проповедовать открыто, рукополагал без оглядки на власти и делал всё, что было необходимо для жизни Церкви. Он хотел, чтобы я остался у него секретарем Днепропетровской епархии, но скоропостижно скончался. Я тогда очень скорбел и поставил ему памятник, который рабочие установили неаккуратно. Когда спустя некоторое время по распоряжению владыки Иринея стали этот памятник поправлять и для этого раскопали могилу, то увидели полностью нетленные мощи.

Киево-Печерская Лавра до возрождения

Киево-Печерская Лавра до возрождения

Киево-Печерская Лавра после возрождения

Киево-Печерская Лавра после возрождения

Владыка всё предсказал, что в моей жизни уже, за эти 30 лет после его кончины, произошло. Еще он говорил: «Всю жизнь будешь на строительстве, а на руинах помрешь»…

Анна Босая

В храме холодина несносная – а она босиком и в одном простом платьице

– Видел я много праведников. Они в Церкви были, есть и будут. В Ново-Волынске жила Анна, по прозвищу Босая, которая знала Новый Завет, Псалтирь и каноны наизусть. Она приняла на себя подвиг юродства. Как-то она кормила свою тяжелобольную маму, мама захлебнулась кефиром и умерла у нее на руках. Такое бывает. И она решила искупить этот грех: стала зимой ходить босиком. Так ее и прозвали – Босая.

Приходила в храм – а в храме холодина несносная – снимала пальто, оставалась босиком и в платьице (простое такое, рукава чуть ниже плеча). А над ней – облако пара. Когда в 1989 году на крещение мы вышли на улицу, зуб на зуб не попадает, морозы держались крепкие, она нагребла снега и на тот снег стала раздетая, вот только платочек был подвязан легонький. Я глянул – и объял меня страх: вода течет из-под ее ног, а она парит.

С митрополитом Павлом (Лебедем)

Когда я пришел в последний день перед ее кончиной ее причащать, она мне открыла тайну, что знает Священное Писание. И сказала: «Погибнешь от своих».

Попросила после кончины привезти ее в храм и оставить одну. Мы это исполнили. И вы знаете, ее молитвенное предстательство я всегда чувствую, и сам о ней молюсь, как и о всех тех, кого хоронил в Ново-Волынске – поминаю их за каждым богослужением.

Святые предстоятели Украины

– В Киеве я оказался неожиданно для себя (думал, что буду приходским священником-монахом). И здесь для меня распахнулись врата в другой духовный мир. И первый его представитель – это предстоятель нашей святой Церкви Блаженнейший митрополит Владимир (Сабодан). О нем можно говорить днями и часами. Я был при нем 21 год, из них 18 лет неотступно. Мы много беседовали, и владыка приоткрывал глубины своей души. Для меня это человек необыкновенный, светящийся духовной благодатью. Это тот, кто объединял нашу Церковь.

Приснопамятный митрополит Владимир (Сабодан) и митрополит Павел (Лебедь)

Я многократно сопровождал владыку на Святую землю, и там, молясь в Гробе Господнем, митрополит Владимир просил Господа: «Ничего у Тебя, Господи, не прошу, ни долгих лет жизни, ни здоровья. Прошу одного: чтобы ни одна капля крови не упала на моей Богом благословенной земле». Так и случилось: пока Блаженнейший жил, ничего не случилось.

Блаженнейший митрополит Онуфрий и митрополит Павел (Лебедь)

Другой прекраснейший своей жизнью человек – это Блаженнейший митрополит Онуфрий. Его многие осуждают за отсутствие подобающей, как они считают, его статусу публичности, за его проповеди, не отличающиеся пышностью красноречия. Однако его слово всегда касается каждого человеческого сердца.

Блаженнейший митрополит Онуфрий у лаврской святыни – иконы Успения

Дух Святой руководствует этим человеком и сохраняет его для нашего вразумления. Это человек созидатель, кроткий, терпеливый, молитвенник и постник. Пример нам всем.

Братия Киево-Печерской Лавры

– В нашей святой обители вершина всех высот – смиренный батюшка Авраамий, которому уже за 90 лет, человек-затворник. Он всегда и всё знает про каждого брата. Его молитвами, молитвами отцов Нектария, Антония, Иеремии и других братий – тех, которых не достоин весь мир (ср.: Евр. 11: 38) – мир утверждается. Их молитвами Господь сохранит и нашу святую обитель.

Крестовоздвижение в Лавре

Схиархимандрит Авраамий

Братия живут в центре столицы, мегаполиса, и никто никогда не увидит их праздно шатающимися, каждый занят своим делом, и всё совершается их трудами. Они встречают сотни тысяч, а может, за 25 лет моего наместничества и миллионы приходящих в святую обитель. Братия – настоящие труженики на ниве Христовой. И я повторю слова Блаженнейшего митрополита Владимира, который когда-то сказал мне и еще одному архиерею: «С вами можно идти в разведку!» С этой братией можно идти в сражение, как шли когда-то монахи – Александр Пересвет и Андрей Ослябя – на Куликово поле.

Братия Киево-Печерской Лавры сегодня

Братия – хранители чистоты святого Православия, Христовой веры и спасения человеческих душ. Придет время, и Господь спросит: «Ты пришел, а кого ты привел с собой?» Я думаю, что каждый из них сможет ответить: «Вот я и дети, Господи, Которых ты дал мне».

Молитва несвятых на земле делает святыми на небе

– Владыка, вы сейчас упоминали людей и почивших, и живущих рядом с нами на земле. Значит, границ для святости нет?

– У Бога все живы, умерших у Бога нет. До воскресения Христова существовало разделение, поэтому Господь и сказал: между нами и вами пропасть. Но сейчас – время благодатное.

Есть в истории Киево-Печерской Лавры рассказ: жил один брат, он был не очень порядочный. Когда он умер, его тело издавало ужасный запах. И наместник стал молиться. «Господи, услыши молитву преподобного отца нашего Феодосия: “Трость будешь, ветром колеблемая, и спасешься”». Наутро приходят: брат лежит нетленными мощами.

Киево-Печерская Лавра

Нас никто и ничто не может разлучить от любви Божией (ср.: Рим. 8: 35). И даже если нас губит собственное нерадение, то и тогда молитва несвятых на земле может нас сделать святыми на небе.

Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости

– Вы рассказывали о тех, кого вы знали, и неизменно ваше лицо озаряла улыбка. Их тепло через вас передавалось нам. Эти люди были разные: кто-то возложил на себя подвиг и зимой ходил босиком, кто-то согревал любовью и угощал бедных студентов конфетами… Каков он – путь к святости?

– Сколько людей, столько путей ко Христу и к Царствию Небесному. Для человека верующего главный закон – Христов. Поэтому гражданин земли не может одновременно быть гражданином неба: единственный источник света для него – Христос. Он освящает, просвещает, согревает жизненный путь каждого одинаково. А от нас зависит, идем мы ко Христу или от Него отдаляемся.

Весна в Лавре. Фото: архим. Варлаам (Бурнос)

Христос сказал: «Я есть свет и истина». Если мы ходим в Христовой истине, мы приближаемся к святости.

Карта-схема Лавры

  1. Троицкая надвратная церковь. Святые врата Лавры
  2. Крепостные стены
  3. Башня Ивана Кущника
  4. Часовая (Южная) башня
  5. Онуфриевская башня
  6. Малярная башня
  7. Никольский больничный храм
  8. Бывшие больничные покои Никольского монастыря
  9. Бывшие келии соборных старцев
  10. Бывшая иконописная мастерская Лавры
  11. Большая Лаврская колокольня
  12. Собор Успения Пресвятой Богородицы
  13. Бывший экономический корпус
  14. Церковь Всех Святых. Экономические ворота
  15. Церковь Спаса на Берестове
  16. Ковнировский корпус (здание бывших просфорни и пекарни)
  17. Бывшая типография
  18. Бывший дом наместника Лавры
  19. Фонтан, бывший колодец
  20. Здание бывших митрополичьих покоев с церковью в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
  21. Бывшая трапезная палата
  22. Трапезная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских
  23. Южные ворота
  24. Крестовоздвиженская церковь Церковь во имя всех преподобных отцов Печерских. Склад-магазин Киево-Печерской Лавры
  25. Вход в Ближние пещеры
  26. Колокольня на Ближних пещерах
  27. Дебоскетовская (опорная) стена
  28. Аннозачатиевская церковь
  29. Церковные лавки
  30. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
  31. Колокольня на Дальних пещерах
  32. Резиденция Митрополита Киевского и всея Украины
  33. Галерея Ближних пещер
  34. Галерея Дальних пещер
  35. Церковь Воскресения Христова
  36. Липа преподобного Феодосия
  37. Конференц-зал, 45-й корпус
  38. Хозяйственные ворота
  39. Церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник»
  40. Киевская Духовная Академия и Семинария
  41. Гостиница для священников
  42. Гостиница для паломников
  43. Часовня над источником преподобного Антония
  44. Часовня над источником преподобного Феодосия
  45. Паломнический отдел Киево-Печерской Лавры, 39-й корпус
  46. Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте»

«Игуменией и Хозяйкой в Лавре является Пресвятая Богородица!» — часто повторяет владыка Павел. И в этом ни у кого нет сомнения, ведь только заступничеством Пречистой Девы, Ее Святым Омофором стало возможным возрождение монашеской жизни в обители тридцать лет назад, умножение количества братии, реставрация храмов, корпусов и то благолепие, которым обладает Святая Печерская Лавра в настоящее время.

Митрополит Павел (Лебедь Петр Дмитриевич) родился 19 апреля 1961 г. в селе Борбин Млыновского района Ровненской области. После окончания средней школы в 1978–1980 гг. учился в Луцком техникуме торговли. В 1984–1988 гг. учился в Московской духовной семинарии. 24 мая 1987 г. рукоположен в сан диакона. 7 января 1988 г. рукоположен в сан иерея. В 1988–1994 гг. был настоятелем Свято-Успенского храма в селе Низкиничи Иваничевского района Волынской области (в настоящее время – Свято-Успенский мужской монастырь). В 1989 г. архиепископом Ровенским и Волынским Варлаамом (Ильющенко) пострижен в монашество с наречением имени Павел в честь святого первоверховного апостола Павла. В 1992 г. возведен в сан архимандрита. 30 марта 1994 г. назначен наместником Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. В 1996 г. окончил Киевскую духовную академию. 15 апреля 1997 г. Священным Синодом Украинской Православной Церкви определен быть епископом Вышгородским, викарием Митрополита Киевского и всея Украины. 19 апреля 1997 г. состоялась хиротония. В 1997 г. возглавил Синодальную комиссию по делам монастырей Украинской Православной Церкви. В 2003 г. возведен в сан архиепископа. 29 января 2010 г. вошел в состав комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества. 1 мая 2011 г. возведен в сан митрополита с титулом «Вышгородский и Чернобыльский». Решением Священного Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (Журнал № 46) назначен постоянным членом Священного Синода УПЦ.

Отмечен наградами Украинской Православной Церкви:

– Орден «За церковные заслуги» II ст. – 21.08.1999 г. – Орден Святого равноапостольного великого князя Владимира I, II, III ст. – Орден Преподобных Антония и Феодосия Печерских II ст. – Юбилейный Орден Рождества Христова I, II ст. – Орден святого Андрея Первозванного – 27.09.2016 г. – Орден князя Ярослава Мудрого II ст. – 19.04.2011 г.

Отмечен наградами Русской Православной Церкви:

– Медаль Преподобного Сергия Радонежского – 06.06.1988 г. – Орден Преподобного Сергия Радонежского II ст. – Орден Дмитрия Донского I ст. – 02.10.2007 г. – Орден Преподобного Серафима Саровского I ст. – 27.04.2011 г.

Отмечен наградами других Православных Церквей:

– Сербская Православная Церковь – Орден Святого Саввы II ст. – 08.10.1997 г. – Польская Православная Церковь – Орден Святой Марии Магдалины. – Синайская Православная Церковь – Орден Великомученицы Екатерины. – Орден Митрополита Тихона (Фонд Святителя Тихона).

Отмечен государственными наградами:

– Орден «За заслуги» Президента Украины II ст. – 21.08.1999 г. – Орден «За патриотизм» II ст. – 30.04.2000 г. – Орден «Слава за верность Отчизне» – 25.07.1999 г. – Медаль «10 лет независимости Украины» II ст. – 30.07.2001 г. – Нагрудный знак «Знак почета» – 19.03.2001 г. – Орден «Козацкая слава» II ст. – 28.03.2001 г. – Медаль «Почетный знак МВД Украины» – 04.01.2000 г. – Крест Почета «За развитие и становление внутренних войск МВД Украины» – 19.04.2001 г. – Медаль МО Украины «Доблесть и честь» – 17.04.2001 г. – Медаль МВД Украины «Крест Славы» – 18.04.2001 г. – Медаль «10 лет МВД Украины» – 18.12.2001 г. – Медаль «Почетная награда международного фонда юристов Украины»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Настоятели и наместники

  • прп. Антоний (до 1032 — ?)
  • прп. Варлаам (1052 — 1062)
  • прп. Феодосий (1062 — 3 мая 1074)
  • прп. Стефан (1074 — 1078)
  • прп. Никон (1078 — 1088)
  • Иоанн I (1088 — 1103)
  • свт. Феоктист (1103 — 12 января 1112)
  • Прохор (9 февраля 1112 — 1124)
  • Тимофей (1124 — 1131)
  • Акиндин (1124 — 1131)
  • прп. Пимен Постник (1132 — 1141)
  • Феодосий II (1142 — 1156)
  • Акиндин I (1156 — 1164)
  • Поликарп I (1165 — 24 июля 1182)
  • Василий (1182 — 1197)
  • Феодосий III (1198 — 1203)
  • прп. Акиндин II (1203 — 1232)
  • Поликарп II (1232 — 1238)
  • Агапит I (1238 — 1249)
  • свт. Серапион (1249 — 1274)
  • Агапит II (упом. 1289)
  • Иоанн II (упом. 1292)
  • Азария (упом. 1300)
  • Варсонофий (упом. 1321)
  • Максим (упом. 1335)
  • Давид (упом. 1377 — упом. 1392)
  • Авраамий (упом. 1396)
  • Феодосий IV (упом. 1398)
  • Никита (упом. 1399)
  • Иоанн
  • Азарий
  • Варсонофий
  • Никифор (упом. 1416 — упом. 1434)
  • прп. Игнатий (1435/1436 — 1438)
  • Авраамий (17 октября 1437)
  • Николай (упом. 16 июня 1446 — ?)
  • Макарий I
  • Николай, повторно (1455 — 1462)
  • Иоанн III (упом. 1470)
  • Иоасаф I (упом. 1477)
  • Феодосий V (Войнилович (1480 — 16 марта 1486)
  • Филарет (Волынец) (упом. 23 апреля 1494 — ?)
  • Феодосий VI
  • Сильвестр I
  • Вассиан I (Шишка)
  • Иона I
  • Сильвестр II, иерусалимец
  • Иоанн IV
  • Григорий
  • Филарет (Волынец), повторно (упом. 1500 — 25 августа 1501)
  • Вассиан II (28 ноября 1506 — 1508)
  • Иона II (1509)
  • Макарий II
  • Варлаам II
  • Никандр
  • Петр
  • Протасий I (упом. 1514)
  • Игнатий II (июль 1522 — июнь 1525)
  • Антоний (апрель 1524 — 1525)
  • Антоний, вторично (упом. 1526 — 1528)
  • Иоаким (упом. 1532)
  • Геннадий (упом. 1535)
  • Протасий II (упом. 1535)
  • Иоакинф (упом. 1536)
  • Иоаким (1538)
  • Софроний (1540 — 1541)
  • Вассиан III (1541 — упом. 1544)
  • Серапион
  • Иосиф (1550 — 1555)
  • Иларион (Песочинский) (1556 — 1572)
  • Иона (Деспотович) (упом. 2 апреля 1573)
  • Мелетий (Хребтович-Богурнский) (15 марта 1574 — 1590)
  • Никифор (Тур) (1590 — 1598)
  • Константинопольские патриархи (1598 — 1687)
    • Ипатий (Поцей) (2 октября 1599 — 1605)
    • Елисей (Плетенецкий) (1605 — 1624)
    • Захария (Копыстенский) (1624 — 1627)
    • свт. Петр (Могила) (1627 — 31 декабря 1646) митр. Киевский
    • Иринарх (февраль — май 1646)
    • Иосиф (Тризна) (1647 — 1655)
    • Иннокентий (Гизель) (1656 — 8 ноября 1683)
    • Варлаам (Ясинский) (февраль 1684 — 31 августа 1690)
    • Паисий (1690 — 1691) [7]
  • Московские и всея Руси патриархи (1688 — 1721)
    • Мелетий (Вуяхевич) (9 декабря 1690 — 6 февраля 1697)
    • Иоасаф (Кроковский) (29 июня 1697 — 15 августа 1708)
    • Иларион II (1709)
    • Афанасий (Миславский) (20 июля 1710 — 1714)
    • Варлаам (Голенковский) (1714 — 1715)
    • Иоанникий (Сенютович) (24 июля 1715 — 12 ноября 1729)
  • Святейший Синод Русской Православной Церкви (1721 — 1786)
    • Платон (Малиновский) (1729 — 18 апреля 1730 [8])
    • Роман (Копа) (12 июня 1730 — 13 сентября 1736)
    • Иларион (Негребецкий) (8 мая 1737 — 8 января 1740)
    • Тимофей (Щербацкий) (14 апреля 1740 — 1748)
    • Иосиф (Оранский) 29 октября 1748 — 8 октября 1751)
    • Лука (Белоусович) (21 июня 1752 — 30 марта 1761)
    • Зосима (Валкевич) (21 мая 1762 — 10 апреля 1786)
  • Киевские митрополиты (1786 — ?)
    • Каллист (Стефанов) (1786 — 1792 [9])
    • Феофилакт (Слонецкий) (1792 — 1795)
    • Иероним (Яновский) (1795 — 1800)
    • Иоиль (Воскобойников) (29 октября 1800 — 9 августа 1815)
    • свт. Антоний (Смирницкий) (2 января 1815 — 31 января 1826)
    • Авксентий (Галинский) (1826 — 1834)
    • Серафим (Покровский) (1834 — 1837)
    • ….
    • Лаврентий (Макаров) (31 мая 1844 — 1852)
    • Иоанн (Петин) (16 января 1852 — 1862)
    • Варлаам (Компаневич) (16 ноября 1862 — 24 декабря 1878 [10])
    • Иларион (Юшенов) (24 декабря 1878 — 1884)
    • Ювеналий (Половцев) (21 мая 1884 — 1892)
    • Марк (Архангельский) (12 ноября 1892 — 22 февраля 1893 [11])
    • Сергий (Ланин) (1893 — 1896)
    • Антоний (Петрушевский) (1896 — 1909 [12])
    • Амвросий (Булгаков) (сентябрь 1909 — 20 января 1918)
    • Климент (Жеретиенко) (1917 — 23)
  • Московские и всея Руси патриархи (1924 — ?)
    • Климент (Жеретиенко) (30 сентября 1923 — 25 октября 1924 [13])
    • Михаил (Митрофанов) (1925 — ?)
    • Ермоген (Голубев) (18 октября 1926 — 1931)
    • 1930 — 1941 — закрыта

    • Валерий (Устименко) (7 декабря 1942 — 7 февраля 1947)
    • Кронид (Сакун) (20 февраля 1947 — 1 августа 1953)
    • Нестор (Тугай) (1 августа 1953 — 1961)
    • 1961 — 1988 — закрыта

    • Ионафан (Елецких) (23 июля — 12 октября 1988) и/о
  • Ионафан (Елецких) (12 октября 1988 — 1989)
  • Елевферий (Диденко) (1989 — 22 января 1992)
  • Киевские и всея Украины митрополиты (упом. с 1992)
    • Питирим (Старинский) (23 февраля — ок. 25 августа 1992)
    • Ипполит (Хилько) (25 августа — 8 декабря 1992)
    • Ахила (Шахтарин) (март-апрель 1992 — март 1994) и/о [14]
  • Павел (Лебедь) (с 30 марта 1994), митр. Вышгородский
  • Украинские СМИ призывают к уничтожению Киево-Печерской лавры

    Знаменитую на весь мир Киево-Печерскую лавру надо закрыть как средоточье Русского мира на Украина и «рассадник уголовщины», утверждает львовское информагентство Zaxid. Net.

    Поводом для Zaxid. Net стало возбуждение в четверг 4 ноября уголовного дела против монахов Киево-Печерской лавры, которые якобы избили журналиста киевского «Магнолия — ТВ». В четверг в иконописной мастерской монастыря произошел пожар. Сгорела крыша иконописной мастерской. Пострадали трое работавших в мастерской человека, один из них выпрыгнул из окна и был госпитализирован.

    Вместе со спасательной службой в лавру приехала съемочная группа «Магнолии-ТВ». Журналисты хотели снять внутри монастыря сюжет, охрана монастыря в монастырский корпус их не пропустила. По правилам Киево-Печерской лавры на работу прессы внутри монастырских помещений нужно согласие руководства монастыря.

    Репортеры потребовали, чтобы кто-то из руководства монастыря прокомментировал ситуацию. К съемочной группе вышел наместник лавры митрополит Павел (Лебедь), который вежливо попросил телевизионщиков покинуть монастырь.

    Судя по телесюжету, журналисты «Магнолии» столкнулись с двумя мужчинами в подрясниках и монашеских камилавках. Один из этих монахов, который представился отцом Арсением, спросил у журналиста «Магнолии»: «До вас не доходит? Побить вас?». В телесюжете есть кадры, где этот монах замахивается на журналиста кулаком и отбирает у него мобильный телефон, на который телевизионщик делал стрим из лавры. Отобрав телефон, монах быстро отошел. Журналист устремился за монахом со словами: «Что вы делаете, это прямой эфир, я полицию вызову!»

    Телевизионщики нашли митрополита Павла, потребовали, чтобы тот приказал отцу Арсению отдать телефон со съемками из монастыря. «Это мое оборудование, здесь прямой эфир с чрезвычайной ситуации, я полицию вызову!», — сказал журналист митрополиту Павлу.

    «Митрополит Павел запретил отцу Арсению это делать. «Не отдавай ничего. Удали все записи — тогда отдавай», — сказал митрополит. Потом он обратился к журналистам: «Вас просил кто (приезжать в монастырь — EADaily). Может, я вас просил? Какая «чрезвычайная ситуация»? Вы помогли заливать пожар?». Затем снова обратился к отцу Арсению: «Не нужно, ничего не отдавай. С Богом», — сообщает Zaxid.Net.

    «В конце концов отец Арсений все же согласился отдать телефон — но за воротами лавры. Когда отец Арсений и журналист пошли за ворота лавры, вдогонку раздался обращенный к отцу Арсению голос митрополита Павла: «Дай ему по голове!», — сообщает Zaxid. Net.

    Судя по телесюжету, до рукоприкладства не дошло. За воротами лавры отец Арсений возвратил мобильник журналисту. В течение всего пребывания съемочной группы в монастыре беспрерывно работал телеоператор «Магнолии», насельники оператору не препятствовали.

    В возникновении инцидента в лавре во многом была виновата съемочная группа «Магнолии». Возможно, ее сотрудники были сами заинтересованы в конфликте, чтобы, выражаясь жаргоном прессы, сделать внутри монастыря громкую «чернуху», которая даст «Магнолии» еще больше внимания аудитории, «накрутит» рейтинг этой телекомпании в индексах Яндекса и Google.

    Вот, как эту ситуацию прокомментировала в выпуске новостей телеведущая «Магнолии»:

    «Нашему журналисту удалось получить свою собственность при одном условии: чтобы тот потом снял монастырь в привычной для обывательского глаза обстановке „святости“ и „благодати“. А поведение монаха вызвала у подписчиков на нашу Facebook-страницу волну негодования».

    Далее в эфире идет скриншот с ленты комментариев на Facebook-странице «Магнолии»:

    «ФСБшники конченые , к стенке этих монахов»;

    «Правильно, что журналистов в монастырь не пустили. Может, монахи там наркотики варили»;

    «Гундяевский приход внутри Украины (Гундяев — фамилия патриарха Московского и всея Руси КириллаEADaily), алкогольный и наркотический бизнес в странах СНГ, центральный офис ФСБ- ГРУ в Киеве. О чем вообще разговор?».

    «Магнолия» действовала по логике анекдотов про Штирлица, где штандартенфюрер в беседах с высшими чинами СС несет ахинею, а эсэсовские заправилы именно эту ахинею и запоминают из бесед со Штирлицем. Еще такой прием «акул пера» известен как «эффект двадцать пятого кадра», где важно не о чем материал, а на какой ноте материал заканчивается. В применении к инциденту в Киево-Печерской лавре главная нота «Магнолии-ТВ» звучит следующим образом: святыня мирового православия — «центральный офис ФСБ-ГРУ в Украине», огромный «алкогольный и наркотический притон» в историческом сердце Киева, и так далее…

    «Магнолия-ТВ» создана в 2001 году как информационный ресурс одноименной благотворительной организации по защите материнства и детства. Официальный спонсор «Магнолии» — Агентство США по международному развитию (USAID). Сотрудники «Магнолии» приветствовали в 2004 году «оранжевую революцию», в 2014 году — Евромайдан. Сегодня защита «Магнолией» прав украинских семей — продвижение в Незалежной принципов, которые разрушают традиционные семьи в пользу интересов ЛГБТ-сообщества, работают на уничтожение традиционных религий и культур.

    Zaxid. Net в конце своей публикации про инцидент в лавре рапортует:

    «Напомним, Киево-Печерская лавра подчинена Украинской православной церкви Московского патриархата. Ее наместник, владыка Павел регулярно попадает в различные скандалы. Например, в сентябре 2015 года он пытался оправдать перед полицейскими своего водителя, который нарушил ПДД. Пристыдив полицейских за то, что они «не были в воскресенье в церкви», Павел Лебедь приказал водителю ехать.В январе 2022 года Павел Лебедь похвастался тем, что он регулярно проклинает людей и те, по его словам, от этого умирают.Кроме того, владыка Павел известен своей любовью к роскоши, в частности — к дорогим автомобилей. За это в СМИ и соцсетях его прозвали «Пашей-Мерседесом».

    Все изреченное львовским информагентством — наглая ложь. За такие «перлы», вообще-то, в серьезной журналистике выгоняют из профессии с «волчьим билетом». Но львовские журналисты всего лишь следуют генеральной линии идеологии киевской режима со времен Петра Порошенко, сооснователя раскольнической «ПЦУ». Напомним, что Владимир Зеленский продолжает эту генеральную линию.

    60-летний митрополит Павел (Лебедь) не любит общаться с украинскими СМИ как раз из-за того, что украинские центральные СМИ ранее много раз разводили вокруг Киево-Печерской лавры и личности митрополита Павла грязные слухи и сплетни. У наместника лавры -характерные для его далеко не молодого возраста недуги. Стоило Павлу (Лебедю) в 2011 году лечь на обследование в больницу, как в прозападной прессе Украины принялись заживо хоронить владыку, брать у самозванного «патриарха Киевского» Филарета (Денисенко) интервью, где была одна клевета на наместника. В апреле 2022 года митрополит Павел лег в больницу с подозрением на коронавирус. После этого по украинской прессе пошли слухи, что Павел якобы «является ковид-диссидентом» и «превратил лавру в огромный рассадник смертоносной инфекции», поэтому лавру надо срочно отбирать у канонической Украинской православной церкви. Больше всего на эту тему злорадствовали информресурсы Петра Порошенко и СМИ, которые финансирует Джордж Сорос.

    Примечательно, что к коронавирусной прошлогодней травле Киево-Печерской лавры подключился известный россиянин по имени Максим Шевченко.

    «Секта жрецов давно дискредитировала и исчерпала себя! Мы не раз обсуждали эту тему с моим покойным другом Гейдаром Джемалем у него на даче за рюмкой чашкой хорошего азербайджанского чая. Умма Церкви серьезно больна! Только народное восстание против владычества жрецов, этих князей церкви, присвоивших себе право говорить от имени Бога, может спасти ислам и православие!», — комментировал Шевченко болезнь митрополита Павла для российского религиозного портала «Аминь».

    Главный редактор «Аминь» публицист Владимир Семенко — друг и коллега Максима Шевченко, врага Русской православной церкви. При этом Семенко — член исполкома организации «Общероссийский союз православных граждан». То, что отечественный православный (в теории) портал в прошлом году включился в развязанную киевским режимом травлю Киево-Печерской лавры — это, как минимум, повод для глубокой озабоченности.

    Заголовками вроде «В Киево-Печерской лавре монахи напали на журналиста» сегодня пестрят практически все провластные СМИ Украины. После этого стоит задуматься над тем, что может после этого ожидать великий православный монастырь — средоточье русской духовности и культуры в сердце Киева.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: