Расположенный в самом сердце старой Москвы Богородице-Рождественский монастырь входит в число древнейших женских обителей России. Основанный в конце XIV века и являющийся в течение более шести столетий неотъемлемой частью столицы, монастырь дал название двум улицам, на пересечении которых находится – Рождественскому бульвару и Рождественке.
Адрес монастыря: Москва, улица Рождественка, 20.
Пройдя в XX веке вместе со всей Русской православной церковью сквозь горнило тяжких испытаний, возрожденный в годы перестройки, сегодня он входит в число ведущих духовных центров страны.
Обет, данный княгиней Марией
По поводу того, где был первоначально основан в Москве Рождественский монастырь, у исследователей нет единого мнения, но все они сходятся в том, что это важное событие в истории столицы связано с именем княгини Марии Константиновны – матери героя Куликовского сражения князя Владимира Храброго. Она дала обет (в случае возвращения ее сына живым с поля брани) — основать в честь Царицы Небесной монастырь. Исполнив свое обещание и построив обитель, княгиня, по преданию, приняла в ней монашеский постриг с именем Марфа.
Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление
История
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Ивановной, дочерью Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича, потомка великого князя Всеволода Большое Гнездо.
По данным Троицкой летописи и Рогожского летописца, княгиня Мария Андреева (то есть супруга князя Андрея) постриглась в созданной ею обители в схиму с именем Марфы, скончалась 2 (15) декабря и была погребена в монастыре.
По мнению ряда историков, первое время монастырь находился на территории Московского Кремля и назывался: монастырь Рождества Богородицы на Рву
. Другие специалисты полагают, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.
В 1430-х годах в монастыре приняла постриг с именем Евпраксии княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями. И была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году.
Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружен пристройками, изменившими первоначальный облик.
25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова и жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.
Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.
В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.
В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На ее же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.
XIX-XX века
С 5 сентября по ноябрь 1812 года монастырь был оккупирован войсками Наполеона. В монастыре сохранилось предание о чуде от иконы святителя Николая: неприятельский солдат, пытаясь сорвать оклад с чудотворной иконы, сильно поранился, оцепенел и не мог сдвинуться с места, так что его на руках вынесли из церкви. Захватчики не причинили вреда никому из мирных жителей, скрывавшихся на территории монастыря, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.
Монастырь во время нашествия Наполеона не пострадал от огня. Только в трапезной палате Богородице-Рождественского собора оккупанты устроили конюшню. Но в храме святителя Иоанна Златоуста ежедневно продолжали совершаться богослужения.
В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. Великое освящение придела святого праведного Филарета Милостивого совершил в 1869 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. Указ.соч. С. 15).
Трехъярусная колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский) построена в 1835-1836 годах в классическом стиле на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился.
В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным).
В 1904—1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Эта церковь возводилась в годы первой русской революции. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом).
При монастыре действовала церковно-приходская школа, с 1909 по 1917 годы ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов — член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел). Его сын Виктор Молчанов стал известным фотохудожником.
В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга), часть икон первоначально передали в храм святителя Николая в Звонарях, а позже — в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был открыт концлагерь.
Многие сестры обители подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам.
Храм Казанской иконы Божией Матери был сначала отдан под жилье, в полуподвальном помещении находились Управдом, детский сад, жилые помещения. С 1970-х годов в этом храме размещалась одна из кафедр МАрхИ.
Храм святителя Иоанна Златоуста и другие монастырские здания какой-то период принадлежали милиции, в них находились и жилые квартиры, а впоследствии также размещались конторские, научные, учебные заведения.
В храме Иоанна Златоуста 1920-1930-е годы
Монастырское кладбище было уничтожено. На месте кладбища была сделана насыпь, на которой в 1935-1936 годы построили школу. При заблокированных дренажных системах приток и сохранение воды в фундаментах обрекали храмы монастыря на постепенное разрушение.
Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и поддерживающих косметических работ в некоторых строениях. При этом все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации.
В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978), решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две монахини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. 25 сентября 1978 года монахиня Варвара (Турусова), казначей монастыря, была убита, хранившиеся у нее монастырские иконы украдены.
Современная жизнь монастыря
Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1989 году.
Монастырь возрожден 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых. Обители присвоен статус ставропигиальной.
Настоятельницей монастыря с 1993 года является игумения Викторина (Перминова) (возведена в сан игумении в 1998 г.).
В настоящее время основания храмов полностью «освобождены» и расчищены, восстановлены белокаменный фундамент и фасад действующего Богородице-Рождественского Собора (2002 г.), фундамент и фасад храма свт. Иоанна Златоуста (2007-2008 гг.). Сняты насыпные слои грунта (2000-2003 гг.), школа снесена (2007 г.), насыпь полностью ликвидирована (2006-2007 гг.), устроена костница, где были сложены собранные останки здесь погребенных. 4 ноября 2007 года над костницей Святейшим Патриархом Алексием II совершен чин освящения закладного камня в основание часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.
Сейчас в обители действуют 4 храма, один (святителя Иоанна Златоуста). Собор (его главный и северный приделы) является действующим: 16 ноября 1995 года великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 года великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
9 сентября 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, великое освящение храма священномученика Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
При монастыре действует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. С 2010 года, с появлением свободного помещения, был создан социальный благотворительный для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, создавшие Фонд поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.
Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский, 1835 г.). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней — сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас также не сохранился. Некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Церковь была расписана в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю всего здания, – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 году силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 году силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 году была проведена реставрация кровли колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 года храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий общему стилю здания.
Споры в ученом мире
В целом эта версия событий не встречает возражений, споры же ведутся по поводу того, где именно был заложен монастырь. По одной версии, он первоначально находился в пределах Кремля и на свое нынешнее место был перенесен столетие спустя — уже в период правления Великого князя Ивана III.
Однако многие историки придерживаются версии, согласно которой Рождественский монастырь (Москва) был заложен именно там, где и находится ныне. Их мнение основано на том, что в конце XIV века эти земли принадлежали самому герою Куликовской битвы − князю Владимиру Храброму, и его мать – основательница монастыря проживала здесь в принадлежавшем ей деревянном дворце. Кроме того, в монастырском соборе находятся могилы двух невесток князя Дмитрия Донского – Елены и Марии. Это также наводит на мысль о том, что обитель находилась здесь задолго до начала княжения Ивана III.
Действующий и поныне в Москве Рождественский монастырь является своего рода памятником победы россиян в Куликовском сражении, и тому есть несколько причин. Кроме того, что он был основан матерью одного из главных героев этого события, его первыми насельницами стали вдовы участников битвы. В нем же был создан приют для всех, кто потерял в битве с Мамаем своих кормильцев – мужей, сыновей и братьев.
Преподобный Евфимий и святая Марфа – мать Симеона Столпника
Стоит сказать несколько слов о редких святых, которым посвящены приделы церкви в Образцово. Святой Евфимий Великий родился в городе Мелитине близ реки Евфрат и с раннего детства воспитывался в семье дяди – христианского пресвитера. Благочестие юноши отметил местный епископ Евтропий, который сделал его церковным чтецом. Со временем епископ посвятил Евфимия в священный сан, однако молодой подвижник тяготился жизнью в миру. В 29 лет он тайно бежал в Иерусалим и поселился в пещере около одной из лавр. Здесь Евфимий познакомился с пустынножителем Феоктистом, с которым затем жил неразлучно и делил свои отшельнические подвиги.
Через пять лет два подвижника сменили место обитания и переселились на крутую гору, заросшую лесом. Там они жили совершенно уединенно, питаясь травой и растениями. Однажды лесное обиталище Евфимия и Феоктиста случайно обнаружили пастухи. Они разнесли по округе весть о святых иноках, и с тех пор к лесному скиту ежедневно стали приходить люди.
Среди посетителей святого Евфимия был начальник сарацинов Теревон. Знатный юноша тяжело заболел и, испробовав все средства врачей и знахарей, в последней надежде отправился к келье преподобного. Евфимий помолился над больным, совершил крестное знамение, и болезнь отступила. Теревон, его отец и бывшие с ним сарацины, увидев это чудо, приняли святое крещение и стали христианами. С тех пор к преподобному непрерывным потоком несли больных для исцеления. В поисках большего уединения Евфимий скрылся на горе Марда около Мертвого моря, а потом в пустыне Зиф. Наконец, Евфимий поселился рядом со своим другом Феоктистом на другой горе, где основал известный в ту эпоху монастырь. Преподобный Евфимий совершал чудеса и исцеления, обратил к христианской вере много язычников. Евфимий Великий скончался в возрасте 97 лет в 437 году от Рождества Христова.
Преподобная Марфа была матерью святого Симеона – первого известного столпника в истории христианского монашества. Преподобный Симеон уже в 18 лет принял монашеские обеты, но искал сугубых подвигов: обматывал себя веревкой так, что она глубоко впивалась в тело, жил на дне пересохшего колодца, испытывал себя сорокадневным отказом от пищи. Наконец, святой Симеон придумал новый вид подвижничества – соорудил башню-столп и поставил на нем хижину высотой около метра. Столп с каждым годом становился выше, пока не достиг, наконец, высоты 16 метров!
Однажды дьявол решил искусить святого. Он явился ему в виде ангела на огненной колеснице, сказав, что пришел забрать его живым на небо, как пророка Илию. Святой Симеон поверил этим льстивым словам и уже поднял правую ногу, чтобы ступить в колесницу, но распознал обман, когда сотворил крестное знамение. Дьявол в облике ангела мгновенно исчез, а святой в знак покаяния решил целый год стоять неподвижно на одной ноге – той самой, который чуть не ступил в колесницу.
Преподобный Симеон принимал посетителей, мирил ссорившихся, убеждал еретиков отказаться от заблуждений, исцелял болезни, неотлучно находясь на своей башне. Он скончался столетним старцем, проведя на столпе около 80 лет жизни. На месте необычного жилища преподобного впоследствии построили церковь, а потом – монастырь. О матери его Марфе, известно, что она скончалась на 30 лет раньше в 428 году при столпе сына.
Посвящения престолов церкви в Образцово напоминают о разных периодах древней истории села. Главный придел Рождества Богородицы отсылал к первой деревянной церкви в вотчине Хабаровых, придел преподобного Евфимия Великого относился к почти двухвековому периоду, когда селом владел Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, а третий придел преподобной Марфы (тезоименитой святой супруги храмоздателя графа Платона Ивановича Мусина-Пушкина) указывал на эпоху Мусиных-Пушкиных.
Монастырь строгого устава
Согласно сохранившимся данным, среди трех женских обителей, действовавших тогда в Москве, Рождественский монастырь выделялся особой строгостью принятого в нем общежительного устава и полной независимостью от действий, предпринимаемых настоятелями мужских монастырей. Статус женской обители отнюдь не воспрещал гостить в его стенах инокам мужчинам. Так, известно, что в 90-х годах XIV века он на короткое время стал прибежищем преподобного Кирилла Белозерского.
Княгиня Мария Константиновна, скончавшаяся через несколько лет после того, как ей был основан в Москве Рождественский женский монастырь, приняла там незадолго до смерти монашеский постриг и была погребена под алтарем главного храма. Ее невестка – жена князя Владимира Храброго Елена Ольгердовна — завещала монастырю свои подмосковные земли, включавшие в себя и знаменитое Святое озеро, с которым, по преданию, связано основание Москвы.
Согласно летописи, в 1500 году Москву охватил страшный пожар, что нередко случалось в эпоху, когда почти все ее постройки были деревянными. Огнем был уничтожен и Рождественский монастырь. Восстановлен он был по личному указанию Великого князя Ивана III, повелевшего возвести в нем новый каменный собор. Его освящение, совершенное в 1505 году, стало как бы итогом жизни князя, скончавшегося вскоре после этого.
Образцово – вотчина боярина-инока Хабарова
Местность, где расположено село Образцово, во второй половине XV столетия принадлежала представителям древней и знатной русской фамилии – Хабаровым. Один из предков Хабаровых боярин Василий Федорович Образец-Симский в 1471 году воевал на Двине и в Заволочье, в 1478-1479 годах служил воеводой в Новгороде и Вятке. Вероятно, от прозвища Василия Федоровича «Образец» и произошло название села Образцово.
Внук Образца-Симского Иван Иванович Хабаров проявил себя не только на военном поприще и царской службе, но и остался в истории, как благочестивый христианин. В 1547 году Иван Иванович Хабаров выстроил каменную церковь Введения Пресвятой Богородицы у стен Троице-Сергиевой лавры, которая сохранилась до сих пор. Он также любил украшать богослужебные книги, святые иконы, аналои. Боярин делал щедрые пожертвования в Иосифо-Волоцкий, Переславский Горицкий и Ростовский Борисоглебский монастыри.
Иван Иванович Хабаров предпочитал уединенную жизнь и затворничество – келью и четки в руках. В 1558 году он принял иночество, в 1573 году числился среди братии Кирилло-Белозерского монастыря под именем инока Иоасафа. Там, в северной русской обители, славный боярин закончил свои земные дни, и был погребен за алтарем церкви Архангела Гавриила.
Сыном Ивана Ивановича Хабарова (впоследствии инока Иоасафа) был Федор Иванович Хабаров. В писцовой книге за 1584-1586 годы его имя встречается в первом документальном упоминании подмосковного села Образцово: «Спасо-Евфимьева монастыря из Суздаля, что была Федоровская вотчина Иванова сына Хабарова село Образцово на реках Клязьме и Уче, а в нем церковь…». От своего набожного отца Федор Иванович унаследовал любовь к монастырям. Многочисленные владения Хабаровых после кончины бездетных Федора Ивановича и его брата Ивана в 1590-е годы отошли московскому Чудову и Троице-Сергиеву монастырям. Село Образцово Федор Иванович Хабаров еще в 1570-е годы передал Спасо-Евфимиевой обители древнего города Суздаля. Монастырским владением Образцово являлось вплоть до начала царствования Петра I.
Строительство ныне существующей каменной Богородице-Рождественской церкви в Образцово было закончено в 1736 году, а до этого в селе поочередно сменилось пять деревянных храмов. Первая деревянная церковь Рождества Богородицы существовала здесь еще во времена Хабаровых. В 1578 году по инициативе начальства Спасо-Евфимиевой обители в Образцово была построена вторая деревянная церковь (взамен обветшавшей) с тем же посвящением Рождеству Богородицы, но с новым приделом во имя преподобного Евфимия Великого. Третья деревянная церковь появилась после Смутного времени в 1620-е годы и просуществовала почти столетие. Четвертую и пятую церкви в Образцово возвели в начале XVIII века новые владельцы Мусины-Пушкины.
Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале
Грех Великого князя Василия III
Богородицкий Рождественский монастырь (Москва) стал ареной многих событий, вошедших в отечественную историю. Так, осенью 1525 года в нем была насильно пострижена в монахини бесплодная жена Василия III – Соломония Сабурова. Это вопиющее нарушение церковного устава избавило Русь от междоусобиц, которые могли бы учинить его братья при отсутствии наследника.
Но за княжеский грех пришлось расплачиваться всему народу – вторая жена, Елена Глинская, произвела на свет Ивана Грозного – безумного тирана, залившего страну кровью невинных жертв. Кстати, через полгода поле его венчания на царство монастырь вторично сгорел. На этот раз причиной стал крупнейший за всю историю Москвы пожар 1547 года.
Последующие два столетия в жизни обители
Несмотря на свое начало, насыщенное драматическими событиями, XVII век оказался весьма благоприятным для Богородице-Рождественского женского монастыря. В Москве стало престижным селиться на Рождественке, и на эту улицу, проходившую мимо стен обители, перебрались многие представители высшей знати. Сделавшись постоянными прихожанами храмов, они вносили щедрые вклады в монастырскую казну, что позволило произвести большой комплекс строительных работ и существенно повысило уровень жизни самих сестер.
Последовавшее затем XVIII столетие внесло существенные изменения в экономическое положение обители. В результате проводившейся Екатериной II секуляризации монастырских земель, то есть их отторжения и передачи в государственную собственность, сестры лишились всех обширных земель, пожертвованных им щедрыми вкладчиками. Но в то же время они стали получать государственные дотации, что позволило в определенной степени компенсировать убытки.
Наполеоновское нашествие
Наиболее яркие события XIX века для монастыря связаны с наполеоновским нашествием. Несмотря на то что французы разграбили все, что попалось им на глаза, основную часть ценностей удалось надежно спрятать и сохранить. На стенах обители регулярно вывешивались так называемые ростопчинские афишки – писанные от руки сводки боевых действий, выдаваемые за программы театральных представлений. Они помогли уберечь население от разного рода панических слухов и укрепить его веру в скорое изгнание оккупантов.
В начале XX века на территории монастыря были развернуты масштабные строительные работы, руководимые известным архитектором Ф.О. Шехтелем, но после захвата власти большевиками их результаты оказались полностью перечеркнуты.
Возрожденная святыня
Лишь в 1993 году, на волне перестройки, Рождественский монастырь был возвращен Церкви, и после выполнения комплекса ремонтно-восстановительных работ в нем возобновилась духовная жизнь. Сегодня отреставрированы и возрождены к жизни три его храма, освященные в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Божьей Матери и Иоанна Златоуста. Вошло в традицию, что ежегодно на престольный праздник, отмечаемый 21 сентября, в главном храме монастыря совершается патриаршее служение.
При обители действуют курсы катехизации, а также трехгодичная женская певческая школа. Не забыты и маленькие прихожане. Их обучение азам православия ведется по воскресным дням. Но основное внимание уделяется литургической жизни, в которой наряду с инокинями принимают участие и многочисленные прихожане Богородице-Рождественского монастыря (Москва).
Расписание проводимых в нем богослужений едва ли отличается от графиков, установленных в большинстве отечественных храмов. По будним дням они начинаются в 7:00, а по воскресным — в 9:00. Вечерние молебны, независимо от дня недели, проводятся с 17:00.
Архитектурный ансамбль
Монастырь расположен на территории прямоугольной формы, которая окружена каменным забором.
Основой монастырской архитектурной композиции является собор Рождества Пресвятой Богородицы. Его возвели в 1505 году на месте более древней каменной постройки. Белокаменный четырёхстолпный храм первоначально напоминал устремленную вверх свечу. Сегодня он окружён многочисленными поздними пристройками, а шлемовидное окончание барабана заменило луковичную главу, венчавшую строение в дореволюционное время.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Рядом с Рождественским храмом расположена церковь Иоанна Златоуста, выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Основная часть здания увенчана пятиглавием, установленным на высокие узкие барабаны. К ней примыкает большая трапезная часть и два придела. Долгое время здание находилось на реставрации, но в настоящее время в ней проходят занятия певческой и воскресной школы.
Храм Казанской иконы Божией Матери, построенный в начале XX столетия, располагается на втором этаже здания. В высоком подклете до революции располагался приют и учебные классы для девочек-сирот. Фасады храма выполнены из красного кирпича и украшены живописными архитектурными элементами (наличниками, полуколоннами, карнизами). Его основной объём украшен пятью декоративными главами.
В 2005 году была восстановлена надвратная колокольня с храмом Евгения Херсонского. Первоначальное здание построили в 30-е годы позапрошлого века в классическом архитектурном стиле. На втором этаже располагается небольшая церковь, над которой разместилась звонница.