Почему митрополит Евгений Кульберг жестче, чем кажется


Русская Православная Церковь

Родился 25 сентября 1972 г. в Подмосковье в семье военных инженеров. Крещен в младенчестве.

В 1989 г. окончил 10 классов Мещеринской средней школы (Ступинский р-н Московской обл.) и поступил в Московский авиационный институт. В 1995 г. защитил диплом по специальности «Вычислительные машины, системы, комплексы и сети». Работал по специальности в Центральном научно-исследовательском радиотехническом институте им. Акселя Берга с 1990 по 2004 г.

С 1995 г. алтарничал в храме святителя Николая Мирликийского в Пыжах г. Москвы. Тогда же поступил в Православный Свято-Тихоновский богословский институт на заочное отделение.

15 марта 2004 г. в Николо-Сольбинском монастыре архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом рукоположен в сан диакона, 12 июля 2004 г. — в сан иерея.

С 22 ноября 2004 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель храма Рождества Богородицы с. Великое Ярославской обл. С 10 октября 2009 г. по 12 ноября 2012 г. — настоятель Сретенского храма г. Ярославля. С 23 апреля 2007 г. по 12 ноября 2012 г. — духовник Ярославской губернской гимназии им. свт. Игнатия Брянчанинова и руководитель отдела религиозного образования и катехизации Ярославской епархии.

В ноябре 2012 г. переведен в клир Екатеринбургской епархии.

С 7 декабря 2012 г. по 14 октября 2014 г. — настоятель храма «Большой Златоуст» г. Екатеринбурга. Со 2 декабря 2012 г. по 24 марта 2015 г. — председатель отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии. С 28 декабря 2012 г. — благочинный Ивановского округа г. Екатеринбурга. С 14 октября 2014 г. — настоятель Вознесенского архиерейского подворья. С 15 марта 2015 г. — первый помощник правящего архиерея Екатеринбургской епархии.

В 2014 г. защитил диплом в Екатеринбургской духовной семинарии.

Магистрант кафедры педагогики Общецерковной аспирантуры и докторантуры при Русской христианской гуманитарной академии г. Санкт-Петербурга.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 50) избран викарием Екатеринбургской епархии с титулом «Среднеуральский».

16 июля 2016 г. в храме прав. Симеона Верхотурского в Екатеринбурге митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом пострижен в монашество с именем Евгений в честь страстотерпца Евгения (Боткина).

17 июля 2016 г. на всенощном бдении в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 17 июля 2016 г. в Тронном зале Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры. Хиротонисан 1 августа за Литургией в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл.

Решением Священного Синода от 14 мая 2022 г. (журнал № 21) назначен Преосвященным Нижнетагильским и Невьянским.

Решением Священного Синода от 11 марта 2022 г. (журнал № 24) назначен на должность заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Решением Священного Синода от 25 августа 2022 г. (журнал № 53) назначен викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси с титулом «Бронницкий», наместником Донского ставропигиального монастыря; также назначен председателем Синодального отдела религиозного образования и катехизации (журнал № 54).

Решением Священного Синода от 8 декабря 2022 г. (журнал № 93) назначен Преосвященным Екатеринбургским и Верхотурским, главой Екатеринбургской митрополии, с освобождением от должности наместника Донского монастыря и сохранением должности председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

25 декабря 2022 г. Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Владыка Евгений (Кульберг): «Прикоснуться к тайне жизни…»

Каза­лось бы, толь­ко в про­шлом году Ниж­не­та­гиль­скую епар­хию воз­гла­вил епи­скоп Евге­ний, но за такой неболь­шой срок при­хо­жане сал­дин­ских хра­мов успе­ли всем серд­цем полю­бить моло­до­го архи­ерея. Бывая на служ­бе, слу­шая празд­нич­ные про­по­ве­ди Вла­ды­ки, неволь­но ловишь себя на мыс­ли: епи­скоп Евге­ний ода­рен оба­я­ни­ем Божье­го чело­ве­ка, от него идет осо­бое теп­ло, согре­ва­ю­щее сво­ей любо­вью всех верующих.

– Вла­ды­ка Евге­ний, извест­но, что Вы полу­чи­ли свет­ское обра­зо­ва­ние (МАИ) и про­фес­сия у Вас была весь­ма вос­тре­бо­ван­ная и попу­ляр­ная – инже­нер-систе­мо­тех­ник (понят­нее, навер­ное, для чита­те­лей – про­грам­мист), но Вы, про­ра­бо­тав опре­де­лен­ное вре­мя по спе­ци­аль­но­сти, все же выбра­ли путь и при­зва­ние слу­жить Богу. С чего начи­нал­ся Ваш путь ко Христу?

– Вряд ли кто-то смо­жет ска­зать досто­вер­но, когда начал­ся его путь ко Хри­сту… Когда я учил­ся в инсти­ту­те, у нас были очень инте­рес­ные пред­ме­ты, в том чис­ле свя­зан­ные с экс­перт­ны­ми систе­ма­ми и раз­ра­бот­ка­ми в сфе­ре искус­ствен­но­го интел­лек­та. И све­ти­ло нау­ки про­фес­сор Вла­ди­мир Алек­сан­дро­вич Ильин нам гово­рил: «Доро­гие моло­дые люди! Мы такие высо­кие вещи изу­ча­ем, но запом­ни­те раз и навсе­гда: ника­ко­го на све­те искус­ствен­но­го интел­лек­та нет и нико­гда не будет. Истин­ный интел­лект – толь­ко у чело­ве­ка, и разум – тоже». И мне было инте­рес­но раз­мыш­лять, отку­да же у чело­ве­ка интел­лект, в чем – источ­ник это­го интел­лек­та, и есте­ствен­но, мыс­ли дошли до неко­го выс­ше­го разу­ма. А когда стар­ший брат при­нес Еван­ге­лие и рас­ска­зал мне о пра­во­слав­ном веро­уче­нии, все сра­зу вста­ло на свои места, и отпа­ла необ­хо­ди­мость в искус­ствен­ном интел­лек­те и выс­шем разу­ме, пото­му что пра­во­слав­ное веро­уче­ние откры­ло, что Бог – это и есть источ­ник разу­ма, Он сам – Разум, и не надо выду­мы­вать вме­сто него ника­ких про­те­зов в виде искус­ствен­но­го интеллекта.

– Кто ока­зал вли­я­ние на фор­ми­ро­ва­ние Вашей лич­но­сти как пас­ты­ря и теперь уже архиерея?

– Мно­же­ство людей. Это и пер­вый батюш­ка, к кото­ро­му я когда-то при­шел на испо­ведь, и кото­рый, сла­ва Богу, по сей день жив. И мно­же­ство при­хо­жан тех заме­ча­тель­ных хра­мов, в кото­рые я ходил на служ­бы. Поми­мо это­го, были заме­ча­тель­ные кни­ги, кото­рых и сей­час очень мно­го в пра­во­слав­ных лавках.

– Как отнес­лись Ваши роди­те­ли к тому, что Вы реши­ли посвя­тить свою жизнь хри­сти­ан­ско­му служению?

– Роди­те­ли не были воцер­ко­в­лен­ны­ми с дет­ства, и для них это было не очень понят­но. Но они отнес­лись с боль­шим ува­же­ни­ем и понес­ли часть тру­дов вме­сте со мной, за что я им очень бла­го­да­рен. Они взя­ли на себя житей­ские, быто­вые нагруз­ки, что­бы у меня была воз­мож­ность пол­но­цен­но посвя­тить себя свя­щен­ни­че­ско­му служению.

– Понят­но, что Биб­лия и Еван­ге­лие – это глав­ные кни­ги жиз­ни. А есть ли у Вас люби­мые тру­ды свя­то­оте­че­ской литературы?

– Конеч­но. Напри­мер, уже в девя­но­стые годы, кото­рые сов­па­ли с нача­лом мое­го хри­сти­ан­ско­го пути, изда­ва­лось мно­го заме­ча­тель­ных книг. Я пом­ню кни­гу Сер­гия Нилу­са «На бере­гу Божьей реки», пре­крас­ное про­из­ве­де­ние о жиз­ни Оптин­ских подвиж­ни­ков. Или – «Опи­са­ние Сера­фи­мо-Диве­ев­ско­го мона­сты­ря», это кни­га, состав­лен­ная свя­щен­но­му­че­ни­ком Сера­фи­мом Чича­го­вым, она посвя­ще­на пре­по­доб­но­му Сера­фи­му Саров­ско­му. Или – уди­ви­тель­ная кни­га о ново­му­че­ни­ках Оптин­ских «Пас­ха крас­ная», кото­рая ста­ла ярким явле­ни­ем сво­е­го вре­ме­ни. А из свя­то­оте­че­ских книг мне очень близ­ки тру­ды серб­ско­го свя­ти­те­ля Нико­лая Вели­ми­ро­ви­ча. Далее мож­но дол­го перечислять.

– Недав­но закон­чил­ся Успен­ский пост, он самый корот­кий из всех Постов. Что мы мог­ли успеть сде­лать за такой непро­дол­жи­тель­ный пери­од для сво­е­го духов­но­го роста?

– В духов­ной жиз­ни, как, напри­мер, в спор­те, есть раз­ные виды упраж­не­ний. Напри­мер, мара­фон и бег на корот­кие дистан­ции. Они зна­чи­тель­но отли­ча­ют­ся друг от дру­га, и не может чело­век одно­вре­мен­но зани­мать­ся тем и дру­гим. В духов­ной жиз­ни мара­фон – это Вели­кий пост, а есть такая крат­кая дистан­ция, но совер­шен­но яркая, как Успен­ский пост, он длит­ся все­го две неде­ли. Он посвя­щен Успе­нию Божи­ей Мате­ри, и важ­но успеть про­чи­тать ска­за­ние о Ее жиз­ни, почи­тать ака­фист Божи­ей Мате­ри, Ее Успе­нию. А мож­но прой­ти этот Пост, молясь совер­шен­но заме­ча­тель­ны­ми корот­ки­ми молитвоч­ка­ми, кото­рые посвя­ще­ны Пре­свя­той Бого­ро­ди­це. И все это поз­во­ля­ет за корот­кое вре­мя Успен­ско­го Поста при­кос­нуть­ся к тайне жиз­ни, чисто­ты и вос­кре­се­ния Пре­свя­той Бого­ро­ди­цы. Это самое глав­ное, что необ­хо­ди­мо сделать.

– Раз­го­во­ри­лась с веру­ю­щей жен­щи­ной, она посе­то­ва­ла, что послед­нее вре­мя болят ноги и высто­ять Литур­гию быва­ет слож­но, ска­ме­е­чек не так мно­го, да и если есть, то заня­ты людь­ми более стар­ше­го воз­рас­та, чем она. На Кип­ре в церк­вях ска­ме­ек доста­точ­но – для всех при­хо­жан, да и у нас в Рос­сии в неко­то­рых сель­ских при­хо­дах «сидя­чих мест» нема­ло и на служ­бе подав­ля­ю­щее боль­шин­ство сидит (конеч­но, кро­ме самых важ­ных момен­тов Литур­гии). Види­мо, этот вопрос под­ни­мал­ся и рань­ше, ведь есть извест­ное выра­же­ние свя­ти­те­ля Фила­ре­та Мос­ков­ско­го «луч­ше сидя думать о Боге, чем стоя о ногах». Может быть, в празд­нич­ные и вос­крес­ные дни в хра­мах добав­лять ска­мей­ки на богослужение?

– Я знаю, что если батюш­ка в хра­ме забо­тит­ся о сво­их при­хо­жа­нах, то он ста­ра­ет­ся сде­лать так, что­бы для каж­до­го чело­ве­ка, кото­ро­му тяже­ло, нашлась ска­ме­еч­ка. В рус­ской пра­во­слав­ной тра­ди­ции нет такой прак­ти­ки, что­бы весь храм был застав­лен ска­ме­еч­ка­ми, как это есть на Восто­ке. Но тем не менее, ска­ме­еч­ки в хра­ме все­гда есть, а если Вам тяже­ло, а их не хва­та­ет, име­ет смысл подой­ти к батюш­ке и ска­зать об этом. И он обя­за­тель­но помо­жет. А если это­го вдруг не про­изой­дет, нуж­но поис­кать при­ход, где ска­ме­еч­ка для Вас най­дет­ся. Это выра­же­ние люб­ви друг к дру­гу: помо­гать нести немо­щи друг дру­га. Неко­то­рые при­хо­жане носят с собой склад­ные стуль­чи­ки, если есть такая воз­мож­ность, кто-то даже остав­ля­ет их в при­тво­ре. А неко­то­рые при­хо­жане, напри­мер, все­гда смот­рят вокруг и ищут чело­ве­ка, кото­ро­му тяже­ло, и пред­ла­га­ют ему сесть на ска­ме­еч­ку – как это быва­ет в автобусе.

– Вла­ды­ка, что самое глав­ное в жиз­ни хри­сти­а­ни­на? И как прий­ти к вере?

– Самое глав­ное в жиз­ни хри­сти­а­ни­на – верить в Вос­кре­се­ние Хри­сто­во и в то, что сами мы вос­крес­нем. И с такой высо­ты смот­реть на все, что про­ис­хо­дит вокруг. При­ход к вере – это все­гда при­зыв Божий. Гос­подь каж­до­го чело­ве­ка и часто при­зы­ва­ет к вере, а мы пло­хо это слы­шим, дале­ко не каж­дый слу­ша­ет. Что­бы прий­ти к вере, нуж­но поста­рать­ся услы­шать этот при­зыв Гос­по­да, кото­рый при­хо­дит через раз­ные собы­тия и обсто­я­тель­ства. Напри­мер, Апо­сто­лов Гос­подь позвал как рыба­ков, ска­зал: «Иди­те за мною, буде­те лов­ца­ми чело­ве­ков». А апо­сто­лу Мат­фею, сбор­щи­ку нало­гов, Он ска­зал: «Оставь свои нало­ги и сле­дуй за Мною». Или возь­ми­те раз­бой­ни­ка, рас­пя­то­го на кре­сте. Гос­подь уви­дел его пока­я­ние, и ска­зал: «Сего­дня ты будешь со Мною в раю». Каж­до­го Гос­подь при­зы­ва­ет по-сво­е­му: кого-то через болезнь, кого-то через доста­точ­ную сытую жизнь. Один чело­век учит­ся тер­петь болезнь, дру­гой – бла­го­да­рить за все, что есть. Что­бы прий­ти к вере, важ­но пере­стать сопро­тив­лять­ся Божьим при­зы­вам. Или мож­но начать с мало­го – с искрен­ним поры­вом прий­ти в храм. А там уже Гос­подь при­зо­вет. Иисус Хри­стос ска­зал сво­им Апо­сто­лам: «Не вы Меня избра­ли, а Я вас избрал».

– Рабо­та жур­на­ли­ста сопря­же­на с полу­че­ни­ем инфор­ма­ции и пози­тив­ной, и нега­тив­ной. Как уте­шать чита­те­лей нашей газе­ты по пово­ду раз­лич­ных реформ, той же – мусор­ной, пен­си­он­ной, – они уже свер­шив­ший­ся факт.

– К сожа­ле­нию, сего­дня, после дол­гих лет ате­и­сти­че­ской про­па­ган­ды, из жиз­ни чело­ве­ка исчез­ла духов­ная состав­ля­ю­щая, кото­рая его защи­ща­ла от всех невзгод. Пред­ставь­те: едет авто­бус по неров­ной доро­ге. Меж­ду доро­гой и пас­са­жи­ром, что в нем сидит, есть мягонь­кие коле­са и упру­гие амор­ти­за­то­ры, кото­рые сгла­жи­ва­ют шеро­хо­ва­то­сти пути, не дают каж­дой коч­ке и каж­до­му кам­ню сотря­сать этот авто­бус так, что­бы он пры­гал. Так и духов­ная жизнь для чело­ве­ка – это дар Божий, кото­рый смяг­ча­ет уда­ры, что жизнь чело­ве­ку пре­под­но­сит. Если он живет без помо­щи Божи­ей, без жиз­ни духа, то это все рав­но, как если бы он ехал в авто­бу­се, где вме­сто мяг­ких колес поста­ви­ли желез­ные, от желез­но­до­рож­но­го ваго­на, и вме­сто амор­ти­за­то­ров при­кре­пи­ли жест­кие креп­ле­ния. Тогда каж­дый каму­шек на доро­ге тря­сет чело­ве­ка. И пожа­луй­ста: при­шла пен­си­он­ная рефор­ма – и она вос­при­ни­ма­ет­ся как тра­ге­дия. То же – рефор­ма мусор­ная или какая-нибудь дру­гая. Чело­век, при­вык­ший жить мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми и стрем­ле­ни­я­ми, когда узна­ет, что у него их отни­ма­ют, вос­при­ни­ма­ет это изве­стие как тра­ге­дию – у него отни­ма­ет­ся все! В этом смыс­ле Запад уже дав­но живет мате­ри­аль­ны­ми цен­но­стя­ми. И на Запа­де так ста­ра­ют­ся мате­ри­аль­ные цен­но­сти раз­вить, что вез­де очень ком­форт­но: и маши­ны хоро­шие, и соци­аль­ные паке­ты заме­ча­тель­ные, и про­чее. Но в душе у людей при этом очень пусто, духов­ная состав­ля­ю­щая в жиз­ни отсут­ству­ет. А у нас в жиз­ни неком­форт­но, и при этом духов­ной состав­ля­ю­щей не мно­гим боль­ше. Итак, люди, кото­рые свою жизнь раз­де­ля­ют с Богом, с Цер­ко­вью, име­ют амор­ти­за­то­ры. Их бьют – а им не боль­но, у них отни­ма­ют – а они не бед­не­ют. Наши пред­ки жили по срав­не­нию с нами гораз­до бед­нее. Десть-пят­на­дцать чело­век юти­лось в одной двух­окон­ной избуш­ке: баб­ка, дед­ка, отец, мать и шесть-десять детей. И куша­ли один-два раза в день, не так, как мы. И еда у них была скром­ная. И одни сапо­ги на десять лет жиз­ни были. А люди Бога за все бла­го­да­ри­ли и жили радост­но: пес­ни пели, детей вос­пи­ты­ва­ли. У нас сего­дня есть мно­го обу­ви, раз­но­об­раз­ная еда, и живем мы в про­стор­ных домах, и дро­ва не рубим и не носим. А мы при этом не доволь­ны: мусор подо­ро­жал, а нас уже тря­сет. На пять лет пен­сию про­дли­ли? Так рань­ше вооб­ще не было ника­кой пен­сии. И люди жили при этом и радо­ва­лись, пото­му что духов­ный ком­по­нент, вера в Бога, осо­зна­ние смыс­ла сво­ей жиз­ни, дают силы чело­ве­ку пере­но­сить любые нестро­е­ния и непри­ят­но­сти. А если это­го нет, то каж­дый кома­ри­ный уку­сик будет выво­дить чело­ве­ка из себя, и весь мир вокруг будет рушиться.

– Как сего­дня веру­ю­ще­му чело­ве­ку рабо­тать в СМИ обще­ствен­но-поли­ти­че­ско­го характера?

– Надо сего­дня веру­ю­ще­му чело­ве­ку рабо­тать не толь­ко в СМИ, а вооб­ще вез­де, сви­де­тель­ствуя о том, что Бог есть. Рас­ска­зы­вать людям о радо­сти жиз­ни с Богом и в Боге: о том, что рабо­тать води­те­лем веру­ю­щим – луч­ше, чем води­те­лем неве­ру­ю­щим, что вос­пи­ты­вать детей в вере и бла­го­че­стии в Церк­ви – луч­ше, чем делать это без опо­ры на веру в Бога. Гово­рить и тво­рить прав­ду. И эта прав­да реаль­но изме­нит жизнь окружающих.

– Что такое пра­вед­ный гнев, и по отно­ше­нию к кому или чему он оправдан?

– В Свя­щен­ном Писа­нии есть сло­ва: «Гне­вай­тесь и не согре­шай­те». Гнев воз­ни­ка­ет тогда, когда мы видим непра­виль­ные, неспра­вед­ли­вые поступ­ки тех людей, кото­рые нахо­дят­ся рядом с нами или дале­ко от нас. Свя­тые люди гово­рят, что нуж­но отде­лять зло от чело­ве­ка, кото­рый зло тво­рит. Такой заме­ча­тель­ный свя­той как Силу­ан Афон­ский гово­рил, что люди в мире делят­ся не на злых и доб­рых, не на пло­хих и хоро­ших, а на людей, познав­ших Бога, и кото­рые Его еще не позна­ли. О тех людях, что еще не позна­ли Бога, он молил­ся: видя их дур­ные дела, он сожа­лел о них, пла­кал и про­сил Бога, что­бы они Его позна­ли. И вме­сто пра­вед­но­го, как кажет­ся, гне­ва, у него рож­да­лась силь­ная и дей­ствен­ная молит­ва. И эти люди таким обра­зом при­хо­ди­ли к Богу. Вывод в том, что гнев, в любом фор­ма­те, чело­ве­ка раз­ру­ша­ет. Но я еще напом­ню заме­ча­тель­ные сло­ва свя­ти­те­ля Фила­ре­та Мос­ков­ско­го: «Люби­те вра­гов сво­их, пора­жай­те вра­гов Оте­че­ства и гну­шай­тесь вра­га­ми Божи­и­ми». Если тебе лич­но что-то дела­ют не по делу, то с любо­вью отно­сись к тако­му чело­ве­ку. Если раз­ру­ша­ют твою стра­ну или тво­рят горе дру­го­му чело­ве­ку, то его надо защи­тить доступ­ны­ми сред­ства­ми. Ну, а гну­шать­ся вра­га­ми Божи­и­ми – это уже искус­ство, о кото­ром нуж­но посо­ве­то­вать­ся со свя­щен­ни­ком лично.

– Когда духов­ный отец нахо­дит­ся дале­ко, и за пас­тыр­ским сове­том чело­век обра­ща­ет­ся путем мобиль­ной свя­зи, как Вы отно­си­тесь к тако­го рода обще­нию? И – к обще­нию со свя­щен­ни­ком через соци­аль­ные сети, теле­ви­де­ние, все­воз­мож­ные Интернет-ресурсы?

– Лич­ное обще­ние с духов­ни­ком – это когда одна лич­ность обща­ет­ся с дру­гим один на один. Если это про­ис­хо­дит посред­ством раз­го­во­ра – это самая рас­про­стра­нен­ная и заме­ча­тель­ная фор­ма. Воз­мож­но обще­ние посред­ством пись­ма. Мно­гие свя­тые с духов­ны­ми чада­ми обща­лись в пере­пис­ке, и она сохра­ни­лась. Напри­мер, пере­пис­ка пре­по­доб­но­го Амвро­сия Оптин­ско­го, свя­ти­те­ля Васи­лия Вели­ко­го, свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­устого. Они окорм­ля­ли духов­ных чад путем пере­пис­ки. Если эта лич­ная пере­пис­ка будет вестись путем элек­трон­ной почты или каких-то мес­сен­дже­ров, от одно­го чело­ве­ка к дру­го­му, то это вполне при­ем­ле­мая фор­ма духов­но­го обще­ния. А если такая пере­пис­ка выхо­дит в обще­ствен­ное про­стран­ство, в соци­аль­ных сетях начи­на­ют делать паб­ли­ки, это уже не лич­ное обще­ние, а пуб­ли­ци­сти­ка. Но совер­шен­но нор­маль­но в совре­мен­ных усло­ви­ях общать­ся с духов­ни­ком путем мобиль­ной свя­зи или пере­пис­ки. При этом, конеч­но, надо иметь в виду, что мобиль­ные сети совер­шен­но не защи­ще­ны, раз­го­во­ры лег­ко ста­но­вят­ся досто­я­ни­ем тре­тьих лиц. Чего уж не сто­ит делать, так это, навер­ное, испо­ве­до­вать­ся по теле­фо­ну. А духов­ные сове­ты полу­чать вполне можно.

– Испо­кон веков на Руси у пра­во­слав­ных хри­сти­ан было в поче­те соци­аль­ное слу­же­ние. Как это направ­ле­ние раз­ви­ва­ет­ся и укреп­ля­ет­ся в епар­хии, воз­глав­ля­е­мой Вами?

– Я бы не ска­зал, что соци­аль­ное слу­же­ние стре­ми­тель­но раз­ви­ва­ет­ся, это не про­стой про­цесс. Но тем не менее, как при мно­гих при­хо­дах, так и при мона­сты­рях, суще­ству­ют соци­аль­ные цен­тры помо­щи нуж­да­ю­щим­ся, в первую оче­редь мно­го­дет­ным, мамам, нахо­дя­щим­ся в труд­ном поло­же­нии, и боль­ным. Дея­тель­ность соци­аль­но­го отде­ла, кото­рая объ­еди­ня­ет при­ход­ские соци­аль­ные служ­бы, весь­ма раз­но­об­раз­на и инте­рес­на. Я реко­мен­дую каж­до­му чита­те­лю при­е­хать в храм пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го в Ниж­ний Тагил и позна­ко­мит­ся с заме­ча­тель­ны­ми людь­ми, кото­рые в каче­стве доб­ро­воль­цев свое лич­ное вре­мя посвя­ща­ют помо­щи тем, кому тяжело.

– Как реа­ги­ро­вать веру­ю­ще­му чело­ве­ку, когда выска­зы­ва­ют недо­воль­ство по отно­ше­нию к свя­щен­но­слу­жи­те­лям, обви­ня­ют их в обо­га­ще­нии, рос­ко­ши… Хотя мно­гие батюш­ки живут очень скромно.

– Неве­ру­ю­щий чело­век раду­ет­ся, когда дру­го­му пло­хо. А чело­век веру­ю­щий бла­го­да­рит Бога за то, что дру­гим хоро­шо. И Бог за это дает, что­бы и ему было хоро­шо. Когда веру­ю­щий чело­век видит дру­го­го в бла­го­по­лу­чии, он бла­го­да­рит Бога, что Тот даро­вал ближ­не­му бла­го­по­лу­чие. Если в этом бла­го­по­лу­чии нахо­дит­ся свя­щен­но­слу­жи­тель, то сто­ит побла­го­да­рить Бога, что Бог его дал. И попро­сить при этом о сво­ей соб­ствен­ной нуж­де. И нико­гда не смот­реть на окру­жа­ю­щих людей завист­ли­вым оком. Есть, к сожа­ле­нию, такое явле­ние, когда осуж­да­ют свя­щен­ни­ков. Гово­рят, допу­стим: «Вот какой! Едет на такой кру­той машине!» А ты не поле­нись, позна­комь­ся луч­ше с жиз­нью это­го свя­щен­но­слу­жи­те­ля. Вдруг неожи­дан­но обна­ру­жишь, что у него восемь детей?! Потом, узнав, попро­буй сам годик на сво­их пле­чах нести вос­пи­та­ние вось­ми детей. При этом тебе пред­ло­жат ездить на хоро­шей машине. Да чело­век через месяц заво­ет и ска­жет: не надо мне ниче­го, толь­ко дай­те мне диван­чик, что­бы я спо­кой­но лежал! Очень мно­гие люди, нахо­дясь в празд­но­сти, начи­на­ют мерить по сво­ей празд­но­сти людей, кото­рые по какой-то при­чине име­ют бла­го­по­лу­чие. Гос­подь очень про­сто гово­рит: «Я – Судья, вы, пожа­луй­ста, не суди­те, Я воз­дам». И, воз­мож­но, что тому, кто не по делу поль­зо­вал­ся каким-то бла­гом, Бог пошлет болезнь, или печаль, или какую-то поте­рю. А тому, кто не поль­зо­вал­ся, не пошлет. И дай Бог, что­бы никто из чита­те­лей газе­ты не испы­тал таких скорбей.

– Архи­ерей в сво­бод­ное от бого­слу­же­ний вре­мя име­ет пра­во на хобби?

– Конеч­но же, пра­во такое он име­ет. У апо­сто­ла Пав­ла есть заме­ча­тель­ные сло­ва: все мне мож­но. А потом добав­ля­ет: но не все полез­но. И то, что не полез­но, он гово­рит, луч­ше не делать. А есть ли хоб­би у архи­ерея или нет – это уже дело инди­ви­ду­аль­ное. Я, напри­мер, знаю архи­ерея, кото­рый пре­крас­но игра­ет на скрип­ке. И как-то, нахо­дясь в одной коман­ди­ров­ке и живя с ним в одной гости­ни­це, я через стен­ку слы­шал, как в нача­ле седь­мо­го утра он уже играл на скрип­ке. Он уже проснул­ся, совер­шил свои мона­ше­ские пра­ви­ла, и сла­вил Бога через музы­ку. Хоб­би долж­но нахо­дить­ся в рам­ках бла­го­че­стия и здра­во­го смыс­ла. То, что полез­но, как хоб­би хоро­шо. А тем, что не полез­но, зани­мать­ся не стоит.

‒ Вла­ды­ка Евге­ний, Вы нахо­ди­тесь в таком высо­ком сане, и архи­ерей­ский крест на все окру­же­ние (свя­щен­но­слу­жи­те­лей, всех веру­ю­щих) нала­га­ет осо­бые обя­зан­но­сти – бес­пре­ко­слов­ное послу­ша­ние. Это же так слож­но: с Вами никто не спо­рит, никто не воз­ра­жа­ет»! Все­гда пра­вым быть труд­но. И как же тогда фра­за: в спо­ре рож­да­ет­ся истина?

– В моей жиз­ни не было ни одно­го дня, когда бы никто не воз­ра­жал и не спо­рил. Все­гда кто-то спо­рит, воз­ра­жа­ет и ока­зы­ва­ет непо­слу­ша­ние. Быть все­гда пра­вым, конеч­но, труд­но, но у меня таких ситу­а­ций не слу­ча­лось. И посто­ян­но при­хо­дит­ся спо­рить, дока­зы­вать, убеж­дать. В первую оче­редь – убеж­дать себя само­го в том, что пра­виль­но, и как нуж­но посту­пать, а потом эти­ми убеж­де­ни­я­ми делить­ся с дру­ги­ми, что быва­ет очень непро­сто. А что каса­ет­ся исти­ны, то она не рож­да­ет­ся в спо­ре, она живет неза­ви­си­мо от нас. Она не тре­бу­ет, что­бы ее кто-то при­ду­мал или дока­зал, она объ­ек­тив­но суще­ству­ет. Но когда мы спо­рим, мы к ней при­бли­жа­ем­ся. Мы в спо­ре можем отсечь лож­ные суж­де­ния и при­бли­зить­ся к истине.

– Вла­ды­ка Евге­ний, бла­го­сло­ви­те наших читателей.

– Мы про­сим, что­бы Божия Матерь, празд­ник Успе­ния кото­рой сей­час празд­ну­ет­ся, бла­го­сло­ви­ла и каж­до­го чита­те­ля инди­ви­ду­аль­но, и всю редак­цию, и всех, кто тру­дит­ся по выпус­ку этой газе­ты, и лич­но Вас.

Источ­ни­ки: газе­та «Сал­дин­ский рабо­чий» № 33 от 29 авгу­ста 2019 года / офи­ци­аль­ный сайт Ниж­не­та­гиль­ской епархии

В «Ельцин Центре» ответили митрополиту Евгению, назвавшему ЕЦ ненадежным партнёром

«Ельцин Центр» поздним вечером опубликовал ответное слово митрополиту Евгению (Кульбергу), который назвал их “ненадежным партнером, который, не будучи настоящим музейным пространством, не может обеспечить сохранность шедевров живописи”. В ЕЦ указали на то, что за 6 лет работы приняли десятки выставок на самом высоком уровне. Центр был проверен Минкультом на соответствие музейной площадки и получил положительную оценку. Организаторы мероприятий напомнили, что с успехом провели выставку, посвященную Святым.

«Происшествие с картиной Анны Лепорской мы по-прежнему считаем несчастным случаем, — заявили в центре. – Сотрудники всех этих музеев не имеют претензий к площадке «Ельцин Центра» и, в отличие от уважаемого митрополита Евгения (Кульберга), бывали в Арт-галерее и Музее Бориса Ельцина. Добавим, что в 2022 году митрополит (Кульберг) даже не смог побывать на проходившей в «Ельцин , которую с экскурсией посещали сестры Ново-Тихвинского женского монастыря»

Также в ЕЦ отметили, что среди их партнёров — Третьяковская галерея, Краснодарский краевой художественный музей имени Ф. А. Коваленко и другие региональные музеи, Томский областной художественный музей, Русский музей, Музей «Гараж», Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей, Музей Русского импрессионизма ГМИИГМИИ им. Пушкина, Вятский художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых, и другие.

Ранее мы рассказывали, что Митрополит посоветовал страховщикам подумать, стоит ли в следующий раз работать с партнёром, который не может обеспечить сохранность шедевров живописи.

В «Ельцин Центре» ответили митрополиту Евгению, назвавшему ЕЦ ненадежным партнёром

Добавим, что Александр Васильев, 63-летний ветеран Чечни и Афганистана, который нарисовал лицо на картине ученицы Малевича Анны Лепорской «Три фигуры», объяснил свой поступок нашим коллегам. Он рассказал, что в этот день вышел на работу охранником в Ельцин Центре, куда его рекомендовали знакомые. Он признался, что чувствовал себя неловко на выставке. К нему подошли ребята и попросили нарисовать лицо на картине.

“По следам инцидента с картиной Анны Лепорской в Ельцин Центре проведен пересмотр протоколов безопасности, над всеми картинами выставки в Арт-галерее установлены защитные экраны. Надеемся, что подобные происшествия с произведениями искусства на нашей территории в будущем исключены”, – заключили в ЕЦ.

Следите за новостями ИА «Уральский меридиан» на нашем ТГ-канале.

Фото превью: Лидия Аникина © ИА «Уральский меридиан»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: