Сказ о том, как поссорились митрополит Тихон с патриархом Кириллом


Митрополит Тихон (Шевкунов)

Тихон (Шевкунов)
(род. 1958), митрополит Псковский и Порховский, глава Псковской митрополии, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре Русской Православной Церкви, член Высшего Церковного Совета РПЦ, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, исполняющий обязанности ректора Псково-Печерской духовной семинарии, священноархимандрит и игумен Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандрит Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области В миру Шевкунов Георгий Александрович, родился 2 июля 1958 года в городе Москве в семье медиков.

В 1982 году окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «литературная работа».

После окончания института в 1982 принял св. крещение и сразу после этого приехал в Псково-Печерский монастырь, монахи которого, и в первую очередь духовник монастыря архим. Иоанн (Крестьянкин), оказали на его жизнь решающее влияние. Послушник.

С августа 1986 года внештатно (в статусе послушника Псково-Печерского монастыря) работал в Издательском отделе Московской Патриархии, возглавляемом митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом.

2 июля 1991 года пострижен в монашество в Донском монастыре с именем Тихон в честь святителя Тихона, патриарха Московского и всея России. В июле того же года рукоположен в иеродиакона, в августе — во иеромонаха; служил в Донском монастыре города Москвы.

В 1993 году назначен настоятелем Московского подворья Псково-Печерского монастыря, в которое был преобразован приход Владмирского собора бывшего Сретенского монастыря. Первая служба была совершена им в соборе в праздник Сретения Господня 1994 года — совместно с самочинно продолжавшим занимать собор братством «Сретение».

6 июня 1995 года назначен наместником Московского Сретенского монастыря с возведением в сан игумена.

Архим. Тихон (Шевкунов). Фото М. Родионова

8 сентября 1998 года возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Алексием II в московском Сретенском монастыре.
С 1999 — академик РАЕН.

С марта 2001 года — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области (бывший разоренный колхоз, восстанавливаемый силами монастыря).

17 июля 2001 года назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного 26 декабря 2002 года в Сретенскую духовную семинарию.

Автор фильма «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 года гран-при на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль). Автор показанного 30 января 2008 года на канале «Россия» фильма «Гибель империи. Византийский урок».

27 июля 2009 года вошёл в состав президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

С 29 января 2010 года — член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства, член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной миссии (до 23 октября 2014 года [1]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам организации жизни монастырей и монашества, член комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности (до 16 декабря 2010 года [2]), член комиссии Межсоборного присутствия по вопросам информационной деятельности церкви и отношений со СМИ (до 16 декабря 2010 года) [3].

5 марта 2010 года назначен ответственным секретарём новообразованного Патриаршего совета по культуре [4]. В том же году назначен руководителем Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 16 декабря 2010 по 24 декабря 2015 года [5] — секретарь комиссии Межсоборного присутствия по вопросам церковного права [2].

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [6].

Еп. Тихон (Шевкунов) в день хиротонии, 24 октября 2015 года

29 февраля 2012 года поставлен во игумена Сретенского монастыря с вручением игуменского посоха в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы патриархом Московским и всея Руси Кириллом [7].
В 2012 году назначен председателем приходского совета храмов Живоначальной Троицы и Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова моста города Москвы [8].

Епископ Тихон (Шевкунов)

22 октября 2015 года избран [9], 23 октября — наречён [10], а 24 октября того же года — хиротонисан во епископа Егорьевского, викария Московской епархии. Хиротонию в соборе в честь Казанской иконы Божией Матери Казанской Амвросиевской пустыни в Шамордине возглавил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ему сослужили: митрополиты Волоколамский Иларион (Алфеев), Калужский и Боровский Климент (Капалин), Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин); архиепископы Песоченский и Юхновский Максимилиан (Лазаренко), Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков); епископы Солнечногорский Сергий (Чашин), Козельский и Людиновский Никита (Ананьев) [11].
29 октября 2015 года был назначен управляющим Западным викариатством города Москвы.

14 апреля 2016 года был назначен настоятелем храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста города Москвы с поручением подготовить храм к великому освящению в 2022 году в связи с 200-летним юбилеем [12].

14 мая 2022 года был назначен правящим архиереем Псковской епархии и главой Псковской митрополии с сохранением за ним должности председателя Патриаршего совета по культуре [13].

17 мая того же года был возведён в сан митрополита патриархом Московским и всея Руси Кириллом [14].

19 мая 2022 года освобожден от должности наместника Сретенского монастыря города Москвы и должности ректора Сретенской духовной семинарии [15].

14 июля 2022 года назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.

17 июня 2022 года назначен исполняющим обязанности ректора новообразованной Псково-Печерской духовной семинарии.

Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.). Автор многих публикаций в церковной и светской печати.

Биография

Родился будущий монах в семье советской интеллигенции, в 1958 году. Его мать была медиком, уважаемым советскими гражданином и семья не была верующей и воцерковленной. Рос Георгий Шевкунов (так в миру звали будущего монаха) вполне обычным советским ребенком, не выказывая в детстве каких-либо особых духовных дарований или стремлений.

Когда пришло время выбора профессии, творческий юноша поступает в знаменитый ВГИК, на факультет сценографии. Именно студенческий возраст стал переломным для духовного состояния молодого человека. Он стал бунтовать против серых советских устоев, искать нечто большее, задумываться о смысле и цели человеческой жизни.

Окончание ВУЗа ознаменовалось еще одним важнейшим событием в жизни Георгия — он принимает Святое Крещение. Сразу после этого молодой человек уезжает послушником в Псково-Печерский мужской монастырь, где ему Промыслом Божиим посчастливилось стать духовным чадом известного старца Иоанна Крестьянкина.

Конечно же, знакомство и духовное окормление у отца Иоанна сыграло важнейшую роль в становлении веры Георгия Шевкунова. Человеку, который вырос среди советской интеллигенции, получил престижное мирское образование, да еще и в сфере культуры, нужно было очень многое преодолеть в себе, чтобы встать на путь следования за Господом.

Интересно! Имея необходимые навыки литературной работы, послушника берут трудится в издательский совет Московского патриархата. Тут очень пригодилось его умение писать тексты и работать со словом.

Тут же будущий монах знакомится с митрополитом Питиримом (Нечаевым), который поразил молодого человека своей самоотверженной работой на благо Церкви. И вот, пройдя некоторый путь простого послушничества и потрудившись для Церкви, в 1991 году Георгий Шевкунов сподобился пострижения в монахи.

Это знаменательное событие произошло в Донском монастыре города Москвы, который только-только был восстановлен. Георгий Шевкунов был пострижен под именем Тихон, в честь святого патриарха Тихона. В скором времени правящим патриархом был рукоположен в более высшие монашеские чины — иеродиакона, а затем и иеромонаха. Остался служить в том же монастыре.

Известность в православных кругах приобрел в 1993 году, когда в Донском монастыре были обретены святые нетленные мощи патриарха Тихона. Через 2 года после этого события он был назначен главой подворья Псково-Печерского монастыря в Москве.

Поскольку в первые годы после развала Союза активно восстанавливались храмы и монастыри, внутри Церкви остро стоял вопрос кадровой иерархии. И отца Тихона в 1995 году назначают наместником Сретенского монастыря, где вскоре патриархом Алексием II он будет возведен в сан архимандрита.

На базе монастыря появляется Сретенское духовное училище, которое уже в 2002 году получает статус духовной академии. Отец Тихон трудится тут на должности ректора. Будучи уже известной персоной, отец Тихон знакомится и с главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.

Архимандрит сопровождает президента в его поездке в Псково-Печерский монастырь, а позже — и во время визита в США. Недоброжелатели окутали эти поездку большим количеством сплетен и слухов, отца Тихона стали называть агентом президента. Тем не менее, архимандрит продолжал свои труды на благо Церкви.

В 2004 году будущий епископ оканчивает Сретенскую духовную семинарию экстерном, официально получив документ о духовном образовании.

Активно участвует в движении по воссоединению единства Русской Православной Церкви Московского патриархата и Православной Церкви Запада. Именно его трудами мы сегодня имеем единство со многими нашими братьями по вере, живущими за рубежом.

Важно! В 2012 году в главном храме Сретенского монастыря, на величественной архиерейской службе, патриарх Кирилл торжественно возглашает отца Тихона игуменом монастыря и вручает ему специальный игуменский посох.

Отец Тихон активно занимается многими вопросами внутренней церковной жизни. Так, он становится секретарем совета по культуре при Патриархе, а также входит в состав высшего церковного совета РПЦ.

«Чёрный интернационал» и его война против СССРЧасть I.

В переломный момент нашей истории самые разные группы внутри общества и политической элиты активно продвигают свои «сценарии будущего». Телевизионный эфир, полки книжных магазинов, академические журналы и популярные интернет-издания переполнены аналитикой, публицистикой и пропагандой, посвящённой одному единственному вопросу — куда будет двигаться России, какой исторический выбор должна сделать наша страна.

Очевидно, понимает остроту положения и Президент, который уже немало сделал за почти два десятилетия во главе России. Теперь ему предстоит направить в будущее корабль российской государственности, проведя его между Сциллой «либерального пораженчества» и Харибдой «дремучего охранительства», не случайно упомянутого в инаугурационной речи. Необходимо одновременно и обеспечить преемственность системы, и предать стране динамизм, подготовить новые административные и политические кадры, которые сумеют сохранить, продолжить и преумножить путинские внешне- и внутриполитические достижения. Повторить эксперимент с «тандемократией», относительно успешно проведённый в 2008-2012 гг., вряд ли удастся. Этому не способствует ни международная обстановка, ни масштаб задач, стоящих перед страной. Сегодня требуется поиск более сложных, смелых и эффективных решений, способных обеспечить долгосрочное и бескризисное развитие российского общества, политической системы и национальной экономики. Разумеется, в мире достаточно сил, желающих этому помешать.

Часть из них хорошо нам известна, это т.н. «оранжисты» — самый широкий спектр проамериканских радикальных «глобалистов», сепаратистов всех мастей и оппозиционеров, «либералов», а также целый ряд представителей подобного толка — от «навальных», либертарианцев до проукраинских неонацистов. О них вышли тысячи разоблачающих материалов, биографии всех лидеров этих групп хорошо известны, связи таких «оппозиционеров» с заграницей и иностранными спецслужбами ни для кого не являются секретом. Да и скрываются ими не слишком. Поэтому в значительной мере угроза, исходящая от таких людей, нивелирована: российские общество и власть предупреждены и не питают иллюзий об этих силах, почти открыто провозглашающих свою ненависть к стране и требующих немедленной капитуляции перед Вашингтоном.

Но есть и более коварные противники.

В 2014 г. в России сложилось т.н. «крымское большинство» — широкое объединение политических групп, общественных организаций и рядовых граждан самых разных политических убеждений, объединённых общим представлением о необходимости активного отпора националистическому перевороту на Украине, а также поддержки народа Крыма в его стремлении вернуться в состав России, несмотря на агрессивное противодействие этому со стороны США и части стран Европы. В состав этого нового политического большинства, признанным политическим лидером которого стал действующий глава государства, кроме умеренных левых, правых и центристов вошли и т.н. «радикальные патриоты», которых правильнее было бы называть «псевдопатриотами». Основой чёрного интернационала всегда были радикальные патриоты и фанатики.

Будучи многолетними критиками Запада, проповедниками «особого пути России» и адептами «сильной руки», они в последующие за воссоединением с Крымом годы стали частью истеблишмента: оккупировали главные государственные информационные площадки, получили в полное владение собственные аналитические центры и институты, уселись на финансовые потоки, предназначенные для организаций гражданского общества, наводнили образовательную сферу и даже проникли во власть, занимая посты в общественных советах и консультативных группах при различных министерствах и ведомствах. Эти псевдопатриоты хорошо узнаваемы и пользуются немалым авторитетом даже среди вполне респектабельных и порядочных подлинных патриотов нашей страны, которые лишь изредка и беззлобно журят их за резкость оценок и радикализм суждений. Как ни прискорбно, но сегодня чёрный интернационал занял очень прочные позиции в информационном поле.

Но так ли всё безобидно?

В действительности лжепатриоты куда более опасные враги, чем самые отъявленные русофобы — «оранжисты», требующие в американском Конгрессе всё новых и новых санкций против России и рукоплещущие каждой антироссийской провокации захвативших власть на Украине неонацистов.

Их биографии и подлинные взгляды часто скрыты от широкой публики и они, несмотря на многочисленные выступления, редко открыто проговаривают до конца свои цели. Псевдопатриоты, самозваные «ультра-государственники» и другие представители чёрного интернационала склонны прятаться за общими фразами и набирать популярность яростной критикой проамериканских либералов, чья враждебность к России и так всем очевидна. В действительности эти политические лицемеры лишь используют патриотическую риторику для того, чтобы инфицировать российское общество и государственную власть своими подлинными идеями: неофашизмом, антисемитизмом, ксенофобией, неофеодализмом и даже средневековым насилием — всеми оттенками чёрного цвета. Ультраправые радикалы, подчас даже рядящиеся в одежды патриотов СССР, всеми силами стремятся отбросить нашу страну в новое Средневековье и погубить все несомненные достижения, достигнутые Россией в первые два десятилетия XXI в. Такие псевдопатриоты целенаправленно и настырно толкают Россию к совершенно ложному, искусственному выбору между «либеральным» капитулянтством перед давлением Запада и парафашистским авторитаризмом. Словно у нас нет иного выбора, словно Россия не может быть одновременно и сильной, и свободной, какой хотят видеть её все честные патриоты нашей страны.

Неофашисты под личиной «государственников» могут говорить о своём преклонении перед Российской империей или СССР, но их не интересует реальное и воодушевляющее прошлое нашей страны — история развития и прогресса, борьбы за свободу и справедливость. В Московской Руси их восхищает террор опричнины, а не отвага ополчения Минина и Пожарского, в Российской империи — крепостничество, а не дух Просвещения, в Советском Союзе — бериевские застенки, а не социальные лифты и прорыв в космос. В русской истории их интересуют только мрачные и кровавые страницы, которые есть в прошлом любого народа, но которые не должны диктовать наше будущее.

Задача книги, которую читатель держит в руках — рассказать правду об ультраправых авторитаристах и криптофашистах, которые сегодня всё активнее набиваются в друзья к власти и пытаются направить корабль российской государственности в пучину ужаса, террора и регресса. Мы надеемся, что наша книга позволит честному вдумчивому читателю, искренне любящему своё Отечество и желающему свободы и процветания России, увидеть подлинные лица самозваных «друзей».

Эта книга является и предупреждением власти, ведь циничные псевдопариоты и их недалёкие последователи служат внешним интересам, цель которых — превратить Президента Путина в евразийского Милошевича-Хусейна-Каддафи, а выстроенную им современную Россию сделать страной-изгоем, гигантской Югославией-Ираком-Ливией, которая больше никогда не сможет противостоять американским претензиям на мировую гегемонию. Эта книга о предателях под маской патриотов, которые хотят, чтобы над нашей Родиной взошло чёрное солнце фашизма — вместо свободы, справедливости и подлинного величия.

Русские криптофашисты действуют не в одиночку. Точно так же, как и «оранжисты», они крепко вплетены в обширную международную сеть — чёрный интернационал. Точно так же они регулярно собираются на конференции, обмениваются опытом, издают свои пособия по борьбе. Памфлеты основных идеологов европейского фашизма были переведены на русский язык и имели широкое хождение в узких кругах.

Эта первая книга расскажет про историю профашистского международного политического движения (т.н. «чёрный интернационал») — псевдопатриотического политического движения и про тех, кто, рассказывая о своей бесконечной любви к России, десятилетиями в сотрудничестве с иностранными государствами, а то и по прямой указке вражеских разведок, работали на уничтожение Советского Союза. Продемонстрировав подлинную историю этих движений, мы покажем читателю политический генезис и происхождение идей доброй половины сегодняшних псевдопатриотов, которые успели примелькаться в российском медийном и политическом пространстве. На страницах нашей книги вам встретятся и фашиствующие оккультисты-неоевразийцы, и монархисты-реваншисты, и радикальные националисты, пролезшие на самые высокие этажи советской власти.

Нет ли горькой иронии в том, что эти силы и их наследники — чёрный интернационал, приложив руку к уничтожению СССР и тому, чтобы Россия вернулась к границам XVII в., выдают себя сегодня за главных русских патриотов? Можно ли поверить, что люди, предавшие свой народ в годы Великой Отечественной войны и десятилетиями служившие западным спецслужбам, религиозные сектанты и откровенные мракобесы, ненавидящие высокую русскую культуру, стали вдруг патриотами? Мы рассмотрим не только происхождение идей этих предателей и их борьбу против СССР в ХХ в., но и покажем, как они легализовались в современной России и начали захватывать медийное пространство и проникать во власть.

Многих подлинных патриотов, несомненно, может поразить, что те люди, которых они пока уважают и к кому прислушиваются, кого привыкли считать радетелями за Россию, в действительности являются предателями, ведущими свою политическую — а иногда и семейную — родословную от убеждённых врагов России, ненавистников всего возвышенного и благородного, что есть в нашей истории. Но правда — дороже, а будущее России — важнее иллюзий.

При чтении нашего исследования может даже создаться впечатление, что псевдопатриоты всех мастей полностью опутали своими сетями российский интеллектуального класс и значительную часть правящей элиты, а наше будущее теперь всецело принадлежит им. Но это не так!

Ведь абсолютное большинство наших соотечественников согласно с тем, что сегодня недостаточно назваться честным патриотом и хорошим гражданином, важно быть им и на деле служить своей Родине, её свободе и прогрессу. И нам не нужны «псевдопатриоты» с их цветистой риторикой — таким образом чёрный интернационал толкает Россию в дремучую древность. Нам нужен искренний, пламенный, но вдумчивый и рациональный, новый — прогрессивный патриотизм, который сможет консолидировать российское государство и гражданское общество на платформе развития и обеспечит наше движение вперёд, к новым победам и совершениям.

Все факты, о которых можно прочесть в этой книге, легко проверяются, а многочисленные ссылки и фотоматериалы позволят интересующемуся читателю самому продолжить увлекательное расследование в закоулках неофашистского подполья, которое сегодня рвётся стать российским интеллектуальным мейнстримом.

Следующая

Наверх

Становление епископства

Продолжая служение на благо Русской Православной Церкви, отец Тихон в 2015 году в монастыре Оптина Пустынь нарекается епископом Егорьевским. В сан возводит его патриарх Кирилл. Соединяет эту должность отец Тихон со званием патриаршего викария.

Спустя год владыка Тихон назначается настоятелем храма Живоначальной Троицы в городе Москве, у Салтыкова моста.

Стремительная карьера в церковной иерархии владыки Тихона дала повод к распространению слухов, что он является наставником и преемником ныне действующего патриарха Кирилла. Эта тема неоднократно обсуждалась в СМИ, и, в частности, на радиостанции «Эхо Москвы».

Сам отец Тихон никак не подтверждал подобные слухи, ссылаясь на то, что патриархом может быть выбран только тот епископ, который много лет (не менее 5) самостоятельно управлять целой епархией. Отец же Тихон является патриаршим викарием, поэтому полностью управлением вверенной ему епархии не занимался.

С 2022 года владыка Тихон является правящим архиереем в Псковской епархии. В этом же году он был снят с должности ректора и игумена Сретенского монастыря, где его заменили клирики из самой обители. На прощание отец Тихон отслужил последнюю торжественную Литургию, где простился со своей московской паствой, после чего уехал в Псков.

С лета 2022 года занимает должность игумена Псково-Печерского монастыря.

Митрополит Тихон: Переставая быть государственником, русский человек становится разрушителем

— Ну можно провести параллель, что и сейчас у нас творческая интеллигенция достаточно оппозиционная.

— Что касается террора — это была чисто интеллигентская история. Иван Петрович Павлов, наш великий лауреат Нобелевской премии, великий нейрофизиолог, сам был не чужд революционных настроений, в 1918 году в холодном Петрограде… до этого единственной страной из воюющих стран, да и не только из воюющих, где не было карточек, была Российская империя, в Германии, в Австро-Венгрии миллион человек умерли с голоду, у нас не было никаких продуктовых карточек, кроме сахара, чтоб самогон не варили. Процветающая страна… и вот в голодном Петрограде, где выдавали уже пайки хлеба, помните, у Маяковского: «Не домой, не на суп, а к любимой в гости две морковинки несу за зеленый хвостик», — так вот Павлов выступал там с лекцией о русском уме, очень интересная лекция, он говорил о том, что это массовый психоз, а виновата в нем русская интеллигенция.

От нашей интеллигенции можно ожидать очень многого, но это не значит, что надо хвататься за револьвер при слове «интеллигенция», да избави бог, это говорил изверг такие слова, не буду даже его имени называть, но наш креативный класс абсолютно точно очень опасен сам для себя, и это надо учитывать, без тормозов. Все наши революции были созданы и интеллигенцией, которая, так сказать, была протестная, но и интеллигенцией из всех так сказать элит, в том числе из башен всякого рода и всякого времени, поэтому эти процессы очень интересны, но доводят они порой до страшных вещей.

— Ну самое интересное, что их спонсируют, эту интеллигенцию. У нас власть начинает заигрывать с такими людьми. Зачем это, почему заигрывают?

— Мягкотелость и глупость порой зашкаливают… должна, убежден как гражданин, я никого не учу, избави бог, но должна быть принципиальная позиция. Я думаю, что она вырабатывается к концу, потому что все понимают, что мы можем зайти очень далеко — и потом как Февральская революция. Ее встречали с восторгами, «мы никогда не переживали такого прекрасного времени, это самые лучшие дни России», в стихах излагали. В том числе и церковь поддержала Февраль, вот в чем весь ужас, это позорнейшая страница истории нашей официальной церкви. Когда первенствующий член синода выносил торжественно кресло императора из синода, когда поддержали это самое Временное правительство. Когда отказались члены синода выступить с обращением к восставшим солдатам петроградского полка. Все слои общества, начиная от семейства царского и заканчивая духовенством, начиная от профессуры и студенчества и заканчивая ремесленниками и интеллигенцией, и так далее, и так далее… все обезумели. Многие психиатры того времени писали — массовый психоз. Вот дойти до этого массового психоза и раскрутить его — вот что самое страшное.

Один из поэтов писал: «Тогда у блаженного входа, В предсмертном и радостном сне, Я вспомню — Россия. Свобода. Керенский на белом коне». А через четыре месяца они обрушили государство и фронт, который побеждал, и мы должны были уже осенью победить в Первой мировой войне и в три столицы должны были войти русские войска. Здесь поучаствовали, конечно, наши закадычные друзья — и англичане, и французы отчасти, и американцы. Мы сами себя разрушаем, ничто не может разрушить Россию, кроме самих себя, нет у нас таких врагов, кроме нас самих, внутреннего врага, об этом сказал, кстати, гений военной стратегии мирового масштаба фон Клаузевиц. Он сказал, что «Россию не может разрушить ничего, кроме нее самой».

Поэтому нас разрушают изнутри, просто надо это понимать, и надо понимать, на чьей ты стороне: или ты на стороне этих разрушителей и участвуешь в этом разрушении, или, как Пушкин говорил, мне многое претит в России и со многим я не согласен, и многое мне кажется абсолютно невозможным и отвратительным, но во-первых, я никогда не захочу другой истории, кроме той, которая оставлена нашими предками, ну и второе, конечно, — русский человек не может быть негосударственником, это невозможно, тогда он становится разрушителем. Даже в советское время, вот заметьте, церковь при всем неприятии их коммунистической идеологии и страшных вещей по разрушению все равно со страной шла вместе до почти края обрыва, чтобы спасти хотя бы немногих. Не разрушала государство, а пыталась его исправить, потому что понимала, что государство — это не сакральная история, нет, не надо говорить, что мы призываем к сакрализации государства, нет, но при всех ошибках нельзя становиться разрушителями… можно становиться оппонентами, можно что-то не принимать, критиковать, но это должно быть созидательным, а не разрушительным.

Награды

Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского II ст. (2008)
  • орден св. равноап. кн. Владимира III ст. (2008, «во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью»)
  • орден прп. Нестора Летописца (2010, УПЦ)
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст. (2017)
  • орден прп. Сергия Радонежского III ст. (2019)

Светские:

  • национальная премия им. П.А. Столыпина «Аграрная элита России» (2003, в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села»)
  • премия «Лучшие книги и издательства года» (2006, «за издание религиозной литературы»)
  • орден Дружбы (2007, «за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»)
  • премия «Лучшая книга года-2007» (2008)
  • премия газеты «Известия» (2008, «Известность»)
  • лауреат национальной премии «Человек года» за 2008 и 2009 годы
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: