Дмитровский Собор во Владимире. Описание, история строительства, дата основания, адрес
Ежегодно 8 ноября Православная церковь отмечает день памяти Дмитрия Солунского. В этом очерке я расскажу об архитектурном шедевре, который связан с именем святого. Это Дмитриевский собор во Владимире. Я живу во Владимире, поэтому собрала здесь фотографии собора за несколько лет. Снимки были сделаны в разные сезоны года и при разном освещении храма.
Кликайте по фотографиям – и они откроются в увеличенном формате
Страницы истории
Архитектурные особенности собора
Резьба Дмитриевского собора
Интерьер Дмитриевского собора
Смотровая площадка у собора
История строительства
Построили собор по приказу князя Всеволода III в период наивысшего могущества и расцвета Владимиро-Суздалсьского княжества как домашний храм за глухой белокаменной оградой на великокняжеском дворе.
Прозвище Большое гнездо он получил за свою большую семью и многодетность: всего у него было 12 детей. К началу строительства домашней церкви в княжеской семье родился сын Дмитрий. Этим же именем при крещении наречен и сам князь. В честь великого христианского мученика Дмитрия Солунского, своего небесного покровителя, он и воздвиг белокаменную церковь в самом конце XII века.
Дмитровский собор во Владимире, по мнению историков и археологов, был построен русскими зодчими в период с 1194 по 1197 годов из белого мягкого камня — известняка. Искусная орнаментальная резьба, украшающая фасады этого величественного здания, послужила поводом для прижившегося эпитета «белокаменная поэма».
В 1237 году собор подвергся нападению хана Батыя и был разграблен и подожжен татаро-монгольскими завоевателями.
В период с середины XVI по XVIII века храму пришлось пережить еще три опустошительных пожара, но каждый раз его удавалось восстановить, хотя и с частичной утратой древних декоративных элементов.
В период правления Ивана Грозного церковь достраивается двумя пределами: на севере в честь Святого Николая Чудотворца и Усекновения главы Иоанна Предтечи с юга, с западной стороны устроили обширную паперть.
В начале XIX века собор подвергся очередному серьезному ремонту с реконструкцией. Над древним пределом надстраивается колокольня, с запада пристраивается крыльцо. Чуть позже произвели полную замену деревянной древней кровли на железную. Обновили и вызолотили иконостас.
А к концу века в храм провели отопление по специальным каналам и трубам от духовой печи в сторожке. Это позволило проводить круглогодичные богослужения и оказало благотворное влияние на сохранность фресок.
Дмитровский собор во Владимире был передан в ведение музея почти сразу после революции, и надолго прекратил богослужебную жизнь.
ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ
Комиссионный список Новгородской I летописи, сообщая о постройках Всеволода в перечне «А се князи русьстии», устанавливает — без упоминания о годах строительства — их последовательность: было устроено 4 верха Успенского собора, «потом Всеволод постави церковь камену на своем дворе святого Дмитрия в свое имя. И потом Всеволод постави монастырь Рожество святыя Богородици…» (Новгородская 1-я летопись… С. 468). Год постройки Д. с. указан в Летописце владимирского Успенского собора (известен в составе сборников XVII-XVIII вв., хранившихся в соборе): «В лето 6699-е [1191] великий князь Димитрий Всеволод постави на своем дворе церковь каменну во имя великомученика Димитрия и верх ея позлати» (Шилов. 1910. С. 58).
Собор во имя вмч. Димитрия Солунского Собор во имя вмч. Димитрия Солунского
Однако Д. с. в наст. время принято датировать иначе. Лаврентьевская летопись, сообщая о пожаре, случившемся 23 июня 6701 (1193) г. во Владимире, когда «города половина погоре, и княж двор… избавлен бысть от пожара», не упоминает о Д. с., что дает основание предполагать, что собора еще не было; его закладка приурочена к рождению 25 окт. 6702 (1194) г. у кн. Всеволода сына Владимира, в крещении Димитрия. Окончанием строительства считается принесение и постановка в соборе 10 янв. 6705 г. (1197/98) византийской иконы вмч. Димитрия.
Посвящение кн. Всеволодом собора своему небесному патрону («в свое имя») делает излишней привязку к рождению его сына. Поэтому дата 1191 г. представляется более вероятной, причем употребление летописцем владимирского собора слова «постави» говорит не о закладке, а об окончании строительства, т. е. Д. с. мог быть заложен не позднее 1187/88 г. Дворцовый княжеский храм, ставший по окончании строительства реликварием общехрист. святыни — иконы («доски гробной») вмч. Димитрия, должен был следовать в храмоздательных планах кн. Всеволода за обновлением после пожара главного храма княжества — Успения Пресв. Богородицы собора во Владимире, где хранилась др. визант. святыня — Владимирская икона Божией Матери.
Лаврентьевская летопись связывает свидетельство о Д. с. с рассказом о святынях вмч. Димитрия под 6705 г.: «Тое же зимы принесена бысть дска ис Селуня гробная ста [го] Дмитрия месяца геньваря в 10 день» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 414) — и под 6720 (1212) г., в Похвале Всеволоду (1-е упоминание собора в источниках): «Многы ж церкви созда по власти своей, ибо созда церковь прекрасну на дворе своем святаго мученика Дмитрия, и украси ю дивно иконами и писанием, и принес доску гробную из Селуня святаго мученика Дмитрия, мюро непрестанно точащю на здравье немощным, в той церкви постави, и сорочку того ж мученика ту же положи» (Там же. Стб. 436-437; Т. 7. С. 118).
Замысел создать во Владимирском княжестве новый реликварий вмч. Димитрия, покровителя визант. двора, превратив Владимир во Вторую Фессалонику, мог созреть у кн. Всеволода задолго до вокняжения во Владимире — во время его пребывания в период изгнания (1162 — приблизительно до 1169) в К-поле (ПСРЛ. Т. 2. С. 521) при дворе имп. Мануила I Комнина. В марте 1149 г. император перевез из базилики в Фессалонике в к-польский мон-рь Пантократора чудотворный покров с изображением вмч. Димитрия, а в 1158-1160 гг. послал неск. солунских святынь в дар прп. кнг. Евфросинии Полоцкой. Мать кн. Всеволода также могла привезти с собой в качестве приданого частицу солунской святыни. Как имп. благословение перед возвращением на родину мог получить святыни вмч. Димитрия из солунской базилики и кн. Всеволод. Добавление («сорочку того ж мученика ту же положи») к летописному тексту о мироточивой «доске гробной» позволяет предположить, что святыни попали во Владимир в разное время; дань особого поклонения вмч. Димитрию отдавал кн. Юрий Долгорукий, назвавший в его честь город (Дмитров) и нарекший сына Всеволода, в крещении Димитрием.
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Древняя живопись под записью 1701 г. Иконописец Кирилл Уланов (Успенский собор Московского Кремля)
Вмч. Димитрий Солунский. Икона. Древняя живопись под записью 1701 г. Иконописец Кирилл Уланов (Успенский собор Московского Кремля)
В Д. с. «доска гробная» стала храмовым образом. Икона была помещена либо у юго-вост. столпа, либо в юж. части алтарной преграды. После 1380 г. (вероятно, в 1390-1400) по повелению кн. Димитрия Донского ее перенесли в Успенский собор Московского Кремля (ныне там же, под записью 1701 г. Кирилла Уланова).
Др., находящейся в Д. с. святыней, была «сорочка» — часть одежды или ткани покрова с тела мученика, возможно с его шитым образом. Если эта частица была достаточно мала, то оправой для нее мог служить ковчежец в виде храма, находящийся ныне в Оружейной палате Московского Кремля. Возможно, в храме были и др. изображения вмч. Димитрия.
В 1218 г. Полоцкий еп. Владимир «принесе» вел. кн. Константину Всеволодовичу «етеру часть от Страстии от Господень… и мощи святаго Логина мученика, сотника святей его руце обе, и мощи святыя Марья Магдалыни» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 441). Торжественным крестным ходом реликвии были перенесены в Д. с. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно.
В 1194-1196 гг. Д. с. (вместе с дворцом князя и Успенским собором с двором епископа) был окружен стеной детинца, занимавшего значительную территорию в юго-зап. части Печернего (Среднего) города. С утратой Владимиром политической самостоятельности, а собором — княжеского статуса место княжеского двора занял воеводский двор, затем — провинциальная канцелярия. В 1238 г. Д. с. пережил татар. разорение, однако еще в нач. XVI в. числился великокняжеским. Сохранилась жалованная грамота 1515 г. (ГВСМЗ), данная Василием III Иоанновичем соборному причту: «Се яз князь великий Василей Иванович всеа Русии пожаловал есми своих попов, что служат у моей у соборной церкви у Дмитрия святого в Володимере, внутри города, на моем дворе…» Во время пожара 1536 г. сгорела вся кровля Д. с. Ремонт был проведен после поездки (1552) в Казань Иоанна Грозного, по дороге посетившего Владимир. По данным писцовой книги 1625/26 г. храм находился просто «в городе» (РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. № 71. Л. 1).
В грамоте сер. XVI в. царя Иоанна IV Васильевича о порядке поминания «владимирских» князей и владык попам и диаконам Д. с. предписывалось служить вместе со всем городским духовенством: «…петь вечерня, да всенощное, да обедням служить соборне» 23 нояб., на память св. блгв. кн. Александра Невского, «18 панихид по князех и по владыках правити» в Успенском соборе и особо «пети панихида» во владимирском Георгиевском монастыре «по князе Федоре Ярославиче» (Шилов. 1910. С. 65, 68).
В XVIII в. в пристройках помещались престолы: южный освящен в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, северный — во имя свт. Николая; 3-й, впосл. упраздненный престол — в честь Входа Господня в Иерусалим. Время их появления соотносят с периодом правления Иоанна Грозного; в 1647 г., при патриархе Иосифе (1642-1652), престолы храма и его приделов значились обветшавшими. Южный придел обогревался печью, над северной башней была устроена шатровая колокольня.
В 1719 г. здание вновь пострадало от городского пожара и долго стояло без ремонта. В 1756 г. храм поражал ветхостью стенного письма, кроме того, «на церкве глава и крест (которые позлащены были) от давних лет потемнели и заржавели… кровля вся погнила» (ГА Владимирской обл. Ф. 556. Оп. 1. Д. 122. Л. 1). Пожар случился и в 1760 г. В 1778 г. причт собора просил исправить иконостас и кирпичный пол. Из описи 1781 г. следует, что глава Д. с. «обита медью и вызолочена, крест железный позлащенный», церковь крыта тесом, настоящего иконостаса не имеется (Там же. Д. 1399. Л. 32). В описи 1784 г. упомянут новый белый иконостас, без икон, низкий и незолоченый, а также 6 колоколов (Там же. Л. 32 об.). В 1788 г. были написаны иконы, в алтаре повышен пол, а храм освящен (Там же). В кон. XVIII в. Д. с. вновь нуждался в ремонте: глава и кровля обветшали и протекали, что вызывало сырость и плесень (ГВСМЗ ОР. В-5636/462. Л. 233). На протяжении веков собор оставался бесприходным храмом. По Указу духовного правления от 15 сент. 1794 г. Д. с. был отдан под присмотр протоиерея Успенского собора. Во время богослужений использовался общий с Успенским собором колокольный звон, общими считались и земельные владения (Там же. Л. 220).
Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рис. Ф. Д. Дмитриева по оригиналу Ф. Г. Солнцева. 1831 г. (ГММК)
Собор во имя вмч. Димитрия Солунского. Рис. Ф. Д. Дмитриева по оригиналу Ф. Г. Солнцева. 1831 г. (ГММК)
Внешний облик Д. с. этого периода запечатлен на панорамных акварелях «Атласа Владимирской губернии», рисунки с натуры (1799) для которого исполнил губ. архит. И. П. Чистяков. Кровля на соборе 4-скатная, скрывающая нижнюю часть барабана, глава шлемовидная, крест на главе — с «полумесяцем» внизу и голубком наверху. Собор изображен с зап. стороны. Среднее окно зап. фасада, первоначально узкое, имеет вид широкого прямоугольника. Нижний ярус зап. фасада закрывает перекрытая односкатной кровлей галерея с килевидными завершениями и порталом. Осложненная аркатурно-колончатым поясом левая (сев.) башня выступает за линию зап. фасада. Над ней надстроен ярус звона, прямоугольный в плане, с невысоким граненым шатром и главкой. Правая (юж.) башня в отличие от левой (северной) не выступает за линию западного фасада, перекрыта односкатной кровлей, колокольни над ней нет. По рисункам неясно, имела ли юж. башня резные рельефы.
В 1805 г. на ремонт собора было получено 8 тыс. р., на к-рые был вызолочен, выкрашен и покрыт лаком иконостас, поставлены новые резные царские врата. В 1806-1807 гг. отстроено 2 каменных крыльца (зап. крыльцо с 8-колонным фронтоном); сев. колокольню перестроили в виде шпиля, на юж. стороне симметрично ей построили еще колокольню. Кровлю на церкви, приделах и обеих колокольнях покрыли железом, главу перекрыли из старого материала, на 2 приделах и 2 колокольнях устроили 4 главы «куполом», возвели лестницы «с поворотом» на обе колокольни, вокруг всей кровли сделали подзор, на главах переправили кресты, резьбу снаружи вычинили и выкрасили. Несмотря на это, Д. с. продолжал ветшать и разрушаться.
Имп. Николай I во время посещения в 1834 г. Владимира высказал пожелание привести Д. с. в «первобытный вид», что обернулось уничтожением галерей и башен. Предварительно проведенное специальной комиссией изыскание о древности галерей не увенчалось успехом, а стилистическое отличие галерей от собора навело на мысль о появлении их в XVI в., во время проводимого по указу царя Иоанна Грозного ремонта после пожара 1536 г. В 1838-1839 гг. галереи и башни были разобраны, а неповрежденные рельефы с них использованы для заделки утрат в фасадах собора. Мн. недостающие рельефы вырезаны по старым образцам. Каменными работами занимался подрядчик С. Медведкин, крестьянин из с. Порецкого под Суздалем.
Незадолго до ремонта, в 1831 г., Ф. Г. Солнцев запечатлел собор с галереями и башнями в серии акварелей (ГММК). На рисунках юж. башня выступает за линию зап. фасада, т. к. имеет не 1, а 2 прясла, что противоречит рисунку 1799 г.
В 1840-1847 гг., по окончании наружных работ, состоялся ремонт внутри здания. Стены были «выкованы» (сбиты поздние росписи и побелка), под хорами обнаружены древние фрески. Храм был заново расписан, в нем устроен новый иконостас, дубовая винтовая лестница на хоры (существует поныне), на аршин понижен пол в храме, снаружи — с учетом изменившегося рельефа местности после постройки (1785-1790) рядом с собором здания Присутственных мест — на эту же высоту насыпан грунт. Руководил работами сначала губ. архит. Е. Я. Петров (1839), затем неск. месяцев капитан Станицкий, а с 1840 г. губ. архит. Я. М. Никифоров. Собор освящен 24 авг. 1847 г.
В 1848-1850 гг. на средства старосты собора купца 1-й гильдии А. Н. Никитина была покрыта новой медью с золоченой сеткой глава; старые медные листы с огневым золочением остались у купца. В 1857 г. кровлю повредило бурей.
Богослужения в Д. с. совершались только в летнее время (храм закрывался после 26 окт., дня памяти вмч. Димитрия). В зимний период служили только в теплом приделе (разобран вместе с галереями). В 1883 г. в храме появилось калориферное отопление, что позволило совершать круглогодичное богослужение. Вблизи юж. фасада построили небольшую звонницу, в к-рой помещалась печь. Эти работы проводились по инициативе настоятеля собора прот. В. В. Косаткина по проекту акад. архитектуры А. М. Павлинова на средства старосты собора В. Н. Муравкина.
До 1883 (или 1896) г. рельефы покрывали «для предохранения от выветривания камня» белой краской или побелкой, стены — цветной или темной, позже рельефы выкрашивали темной краской, а стены — белой.
О древнем некрополе собора ничего не известно. В 1783 г. в соборе из уважения к заслугам и по завещанию погребен гр. Р. И. Воронцов — 1-й губернатор Владимирской губ. В 1804 г. его сыновьями было поставлено надгробие. Аллегорические фигуры — склонившаяся над урной плакальщица с кипарисовой ветвью в руке и мальчик с пеликаном (один из символов масонства, к которому принадлежал Воронцов) — изваяны из белого мрамора в Лондоне. Фоном для скульптурной группы служит пирамида из серого мрамора — аллегория вечности. Изготовленная в московских мастерских И. П. Витали и С. П. Кампиони пирамида установлена во время ремонта собора в 1841 г. на средства внука Воронцова новороссийского губернатора М. С. Воронцова. По стилю и качеству исполнения надгробие принадлежит к лучшим образцам мемориальной скульптуры нач. XIX в. Надгробие стояло у юж. стены — там, где под полом находится погребение. В 1896 или 1906 г. при поновлении фресок на своде под хорами надгробие было переставлено к зап. стене, в 2003 г. реставрировано.
В 1919 г., с отделением Церкви от гос-ва, Д. с. поступил в ведение губ. Коллегии по охране памятников старины — сначала временно, до образования новой общины верующих. Т. к. община не образовалась, собор остался в ведении гос-ва и использовался Владимирским музеем как фондохранилище. В 1945 г. Д. с. перешел в ведение обл. отдела по делам архитектуры. По окончании реставрационных работ Д. с. вновь был передан музею, в 1955 г. в соборе открылась выставка, посвященная владимиро-суздальскому белокаменному зодчеству, действовавшая до нач. 70-х гг. В 2005 г., по окончании большого цикла реставрационных работ, в Д. с. открыта новая выставка ГВСМЗ: «Дмитриевский собор XII в.- уникальный памятник древнерусского зодчества». Главным «экспонатом» выставки стал собор. В нем помещены копии 2 икон вмч. Димитрия: «доски гробной» и иконы, написанной при кн. Всеволоде для г. Дмитрова. В единственной объемной витрине представлены фрагменты древнего креста и голубка с него, грамота 1515 г., неск. археологических находок домонг. времени. В день памяти вмч. Димитрия в соборе совершается молебен. В 1992 г. Д. с. внесен в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Т. П. Тимофеева
Архитектура
В архитектурном плане собор отличается композиционной ясностью, представлен византийским типом, четырехстолпный, с тремя полукруглыми апсидами с восточной стороны.
Глава собора одна, шлемовидной формы, на высоком барабане, увенчанная шаром с 4-конечным золоченым крестом с голубем наверху. Данная форма купола является одной из примет древнерусского зодчества до XVI века.
Из романской архитектуры в храме заимствованы следующие элементы:
перспектива порталов и окон;
техника кладки;
декоративность ложных арок на фасаде.
Собор имеет небольшие размеры. Первоначально это была домовая церковь для князя и его семьи, окруженная длинными галереями и лестницами, соединяющаяся с княжескими покоями.
Белокаменная резьба
Дмитровский собор знаменит своей уникальной каменной резьбой, созданной лучшими русскими и сербскими мастерами того времени, собранными во Владимире.
Сегодняшнему человеку не до конца понятен смысл многих узорчатых образов и символов. Более шестисот резных каменных изображений складываются в замысловатые картины христианского мира вперемешку с языческими мифами и литературными героями.
Предполагается, что изначальной идеей скульптурного оформления собора была тема власти: Александр Македонский, царь Давид, фигуры Великих князей и их сыновей.
Под каждой из фигур вырезаны реальные и фантастические растения и животные:
львы;
голуби;
грифоны.
Западные стены украшают три рельефа со стилизованными иллюстрациями подвигов Геракла. Есть изображения библейского богатыря Самсона.
Главные скульптурные композиции посвящены пророку, музыканту и псалмопевцу царю Давиду — прообразу Христа. Новозаветную тему поддерживают и образы целого ряда древних христианских святых в узорных медальонах, но вырезаны они гораздо позже, в XIX веке. Выглядят они более примитивно и грубо.
Рельефы на западной стене с фигурами сидящих святых аутентичны, сняты с разрушенных башен при реконструкции. Их отличает особенная графичность и декоративность.
Среди наиболее известных и узнаваемых святых можно отметить:
Святого Георгия;
Димитрия Солунского;
первых святых русских князей Бориса и Глеба.
Северный фасад сохранил изображения самого князя Всеволода, создателя собора, со своими сыновьями и младшим Дмитрием на коленях.
Необходимо особо отметить композиционное разнообразие каменных рельефов: от сцен битвы с воинственными всадниками, грозными хищниками и кровопролитной борьбы до райских видений и восхваляющих Господа иллюстраций текстов псалмов. Камни очень отличаются манерой исполнения.
Отмечаются два основных типа резьбы в уборе собора:
высокий рельеф с большой пластичностью изображения;
плоский рельеф с обилием деталей и орнаментов.
Большая часть декоративных каменных барельефов дошла до нас в первозданной красоте, часть резьбы заменили во время реставрации Дмитровского собора мастерами и сотрудниками музея во Владимире.
Архитектурные особенности собора
Дмитриевский собор является классическим образцом Владимиро-Суздальской архитектурной школы. Её особенности очень ярко проявились в архитектуре храма. Строительным материалом храма послужил известняк. Этот белый камень отличается прочностью, морозостойкостью и в то же время хорошо поддается обработке.
Мастера использовали технику полубутовой кладки, известную еще в Древнем Риме.
Полубутовая кладка
Зодчие вытёсывали из камня блоки размером 45-45-65 см, гладко их шлифовали и плотно пригоняли друг к другу. Каждая стена состояла из двух рядов кладки. Простенок между ними заполняли крошкой, толчёной керамикой, древесным углем и заливали известковым раствором.
Фундамент храма выложен из булыжника и опущен на глубину полутора метров. Базы колонн вырезаны в виде стилизованных звериных лап с когтями.
Дмитриевский собор представляет собой крестово-купольный храм в форме куба. Три фасада собора разделены на три вертикальных части – прясла, каждое из которых заканчивается полукруглыми сводами – закомарами.
На закомары опирается кровля, которая повторяет их форму и создает волнистую линию верха. На восточном фасаде храма есть три полукруглых выступа, это апсиды. Если помнить, что алтарь в храме всегда на востоке, то по апсидам можно безошибочно ориентироваться по сторонам света.
У собора узкие щелевидные окна, которые использовались также и в качестве бойниц.
Все своды и глава храма сделаны из пористого туфа, поскольку этот материал гораздо легче известняка. На кровле находится цилиндрический барабан, который увенчан шлемовидным куполом.
Купол заканчивается ажурным крестом, на вершине которого в качестве флюгера установлена фигурка голубя. Есть разные трактовки символики креста и полумесяца над куполом собора. Некоторые думают, что это победа христианства над мусульманством. Однако не забываем, что собор был построен в домонгольский период. Скорее, полумесяц это символ жертвенной чаши, в которую стекала кровь распятого на кресте Иисуса Христа.
Если вы будете любоваться Дмитриевским собором самостоятельно, обратите внимание на темно-розовую вымостку по периметру храма. Дело в том, что первоначально собор окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни, которые появились (или были перестроены) чуть позже самого храма. Эти башни соединяли собор с княжеским дворцом.
В 1839 году по приказу Николая I галереи снесли, приняв их за более поздние постройки. Однако потом выяснилось, что они были построены одновременно с храмом. Поэтому уже в XIX веке вокруг храма сделали вот такую вымостку.
Декор фасадов
В белокаменном резном убранстве стен собора четко прослеживается строгий ритм и четкость ярусов:
Первый нижний пояс фасадов полностью лишен декора, так как был первоначально скрыт вспомогательными постройками: лестницами и галереями в княжеские хоромы. Эти постройки разобрали в середине XIX века, а фрагменты резьбы использовали на восстановление утраченных рельефов здания.
Второй ярус представлен богатыми резными орнаментами аркатурно-колончатого пояса.
В верхнем поясе расположены высокие и узкие стрельчатые окна. Он весь устремлен ввысь, олицетворяет собой небесное и духовное устремление. Третий ярус с цилиндрическим барабаном сплошь украшен тончайшей ажурной резьбой.
Отличительной декоративной чертой можно отметить строчность и орнаментальность упорядоченной резьбы собора с его архитектурой. Стилистическое переосмысление образов владимирскими резчиками создало неповторимость и своеобразие русского скульптурного убранства фасадов здания.
Фрески
Внутреннее убранство церкви практически не сохранилось. Главной достопримечательностью на сегодняшний день являются открытые в 1918 году драгоценные фрески XII века. Эти фрагментарные остатки уникальной росписи на тему Страшного суда располагаются в западной части собора.
В среднем своде изображение главных двенадцати апостолов, восседающих на престолах, с ангельским воинством Христовым позади. Лица апостолов узнаваемы, отмечены портретным сходством, отличаются строгостью и индивидуальностью письма.
Угловой юго-западный свод занимает роспись итога Страшного суда – введение праведников в райские обители первым верховным апостолом Петром, с трубящими грозными ангелами. Особое очарование придает изображение Богоматери на троне и ветхозаветных праведников: Авраама, Исаака и Иакова в причудливом райском саду.
Изысканности внутренней росписи художники добиваются с помощью нежных красок и перламутровых полутонов.
Серьезный анализ характерных черт стиля росписи выявляет работу как минимум двух мастеров:
Греческому благородному и возвышенному письму принадлежит изображение апостолов и ангелов южного свода. Стройность фигур, свобода движения, изящность одежд наполнены строгой утонченной красотой и жизненностью.
Русский мастер расписывал северный склон. Написанные им лица задумчивые и задушевные, отличаются человечностью, простотой и задушевностью.
Художественной манере свойственна орнаментальность и графичность, что сближает ее с наружной узорчатой резьбой собора. Искусное сочетание впечатлений от живой природы и мифологической замысловатости создает поэтическое изображение райских картин и возвышенное духовное настроение.
Внутреннее убранство
Дмитровский собор во Владимире не смог сохранить свое внутреннее убранство во всей своей первозданной красоте в связи с недобросовестностью работы реставраторов.
Но пустота внутри храма только подчеркивает строгость и торжественность его интерьеров, оттеняют простор и высоту сводов, а также четкий спокойный ритм арок.
Также к внутреннему убранству относится великолепнейшая роспись собора, сохранившаяся до наших дней лишь небольшой частью древнейших фресок. Трудно вообразить грандиозность впечатления, которое производил полностью расписанный первозданный интерьер на посетителей храма.
Отзывы
Дмитриевский собор век за веком подтверждает свою уникальность и значимость для русской культуры. К нему ежегодно приезжают тысячи туристов, и для всех белокаменный храм становится некоторым откровением. Посетители рассказывают, что резьба на стенах необыкновенно красива и почти нигде больше не встречается. Рассматривать ее можно бесконечно, настолько ее много на каждом из фасадов.
Некоторые посетовали, что экспозиция внутри храма очень скромная, но компенсируется архитектурой и красотой постройки. Не всем удалось попасть внутрь собора, но рядом расположена смотровая площадка, откуда открывается вид на реку и окружающий пейзаж. Большинство туристов рекомендуют посетить Дмитриевский собор, чтобы лично ощутить дыхание времени и связь поколений.
Реликвии
Здание храма изначально задумано драгоценным ларцом — мощевиком для святых христианских реликвий.
По окончании строительства в 1197 году из Греции от базилики святого Дмитрия Солунского привезены во Владимир большая византийская икона на гробовой доске с изображением во весь рост и ковчег с частицей сорочки, пропитанной кровью святого мученика.
Но в XIV веке по приказанию московского князя Дмитрия икону перевозят в Москву в Успенский Собор Кремля, где она и находится до сегодняшнего дня, а во Владимир позже возвращается в виде копии.
Также можно отметить хранимый в соборе старинный четырехметровый крест, снятый с купола при реставрации в 2002 году.
Где остановиться
Владимир – гостеприимный город с развитой туристической инфраструктурой, рассчитанной на миллионные посещения. В десятку лучших гостиниц и отелей по рейтингу некоторых интернет-ресурсов попали парк-отель Жемчужина Золотого кольца, гостиницы У Золотых ворот, Эрлангенский Дом, Русская деревня, Амакс Золотое кольцо, Князь Владимир, Клязьма, Заря, Доброе, мотель Очаг. Ценовой диапазон – от 1880 до 5600 рублей в сутки за номер. Более экономное размещение в хостелах Эверест, Пилигрим, Самовар, Воздух, Вау – от 500 до 1990 рублей в сутки.
История реставраций собора
Все вспомогательные сооружения демонтированы по приказу посетившего город в 1837 году царя Николая I. Эти работы нанесли непоправимый вред и чуть не стали причиной разрушения собора, так как сильно ослабили его конструкцию. Был причинен невосполнимый ущерб древнейшему облику всего храма: опущен пол, обновлен иконостас и лестницы на хоры, заново расписали стены.
Внутренние ремонтные работы привели почти к полной утрате древнейших фресок. Небольшие фрагменты их были чудом обнаружены в 1918 году комиссией сохранности памятников живописи, руководимой Игорем Грабарем.
Современным реставраторам пришлось приложить немало усилий для исправления грубейших ошибок своих предшественников. На последних этапах реставрационных работ в период 1999-2004 годов заменен купольный крест, установлены водосточные трубы и сделано защитное покрытие на каменных рельефах фасадов.
Внутри храма учеными создан благоприятный микроклимат для поддержания оптимальной влажности и температуры, необходимых для сохранности музейных экспонатов и уникальной фресковой живописи.
Ремонты и реставрации
Первоначально, после строительства, собор выглядел совершенно по-другому. Центральный храм с трех сторон окружали каменные галереи, богато украшенные резьбой. Впервые ремонтные работы в храме были проведены в 15 веке, храм сохранял свое великокняжеское значение, но позднее привилегии были утеряны. В 16 и 17 веках проводились косметические работы. Усилия по сохранению уникальности храма не предпринимались, с каждым «улучшением» он терял часть индивидуальности – терялись декоративные детали и части конструкции, утрачивались фрески внутри помещения.
Самый большой урон, по мнению современных историков, был нанесен собору в 19 веке. С визитом во Владимир прибыл император Николай I, случилось это в 1834 году, осмотрев храм, он заметил его крайнюю ветхость. По его распоряжению церковь привели в «первобытный вид». За дело взялись рьяно, в результате была разобрана древняя галерея. Так же варварски избавились от северной и южной башен с внутренними лестницами, проложенными на хоры.
После всех трудов Владимирский собор безвозвратно утерял часть своей идентичности, также был нанесен урон конструкции здания. В 1840-47 годах произошло еще одно «обновление», теперь внутри храма древние фрески погибли, на их месте появилась новая роспись. Также был опущен пол, установлен новый иконостас, а для прохода на хоры внутри помещения установили винтовую лестницу.
Как выглядит собор сегодня?
Дмитровский собор во Владимире на сегодняшний день является музейным заповедником, с 1992 года — охраняемым памятником культурного наследия ЮНЕСКО.
С советских времен церковные богослужения в храме не проводились до 2011 года, когда в престольный праздник была отслужена первая за 200 лет торжественная литургия.
Одно из немногих древнейших сооружений дошедших до наших дней, благодаря профессионализму современных реставраторов и ученых историков, сохранивших и восстановивших этот драгоценный образец древней русской архитектуры в уникальном виде.
Как добраться до храма
Каждый день от Курского вокзала Москвы до Владимира ходят электрички. Время в дороге примерно 3 часа. Доехать можно на фирменном поезде или на скоростном поезде «Сапсан», но это будет несколько дороже. От Центрального автовокзала, что у метро «Щелоково», ходят рейсовые автобусы. На дорогу уйдет столько же времени, что и на электричке.
До Соборной площади Владимира, где находится Дмитриевский собор, можно доехать на автобусах и троллейбусах.
Режим работы Дмитриевского собора
Дни недели
Время работы
Понедельник Среда
Четверг
с 10:00 до 16:00
Пятница Воскресенье
с 10:00 до 17:00
Суббота
с 10:00 до 18:00
Вторник и каждая последняя среда месяца
Выходной день
Касса прекращает работу за 30 минут до закрытия музея.
Что можно увидеть внутри собора?
Внутри для обозрения доступна уникальная фресковая живопись работы выдающихся древних мастеров XII века. А также искусные украшения капители внутренних столбов белокаменной резьбой.
Икона святого мученика Дмитрия в Дмитровском соборе
Интерес представляет собой и копия древнейшей византийской иконы святого покровителя храма. Стоит обратить внимание и на старинные входные ворота с декоративными элементами.
В качестве музейных экспонатов представляют интерес следующие исторические объекты:
Старинная хоругвь как образец древнего золотошвейного искусства.
Выточенный из дерева изящный подсвечник начала XVII века.
Серебряная церковная утварь 1714 года, пожертвованная представителями царственной династии.
Древнейшее евангелие XVII века.
Писаная грамота 1515 года на пергаменте, пожалованная самим великим князем Василием IV Иоанновичем.
Надгробная плита 1804 года первого местного губернатора графа Воронцова.
Умиротворенность и торжественное спокойствие пронизывает все внутреннее убранство собора, наполняющее пространство чистотой, светом и воздухом.
Владимиро-Суздальский музейный заповедник входит в большинство туристических маршрутов древнего русского зодчества и является одним из наиболее посещаемых федеральных музеев, занимая 6-е место в рейтинге.
По статистике на сегодняшний день Дмитровский собор посетило более миллиона туристов, десятой частью из которых стали иностранные гости города Владимира.