Часовня Иверской иконы Божией Матери


Часовня Иверской иконы Божией Матери

Фото с сайта hram.codis.ru

Иверская икона Божией Матери в часовне у Воскресенских ворот с XVII века была и остается самой чтимой московской святыней.
Существует легенда, что во время иконоборческих гонений в Византии при императоре Феофиле в 726 году в эту икону ударил копьем в правую ланиту один из воинов-иконоборцев по имени Варвар, и из нее сразу же потекла кровь. Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы — поэтому Иверскую Богоматерь всегда изображают с небольшой раной на лике. С тех пор икону стали почитать как чудотворную.

По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. К ней пришли императорские соглядатаи и предложили ей откупиться или отдать им икону для уничтожения. Вдова попросила воинов подождать до утра, чтобы собрать требуемые деньги, а когда они ушли, понесла икону к морю и опустила ее с молитвой в море, понимая, что откупиться невозможно. И тогда совершилось чудо — икона не утонула, а встала на ребро и понеслась по волнам. Сын вдовы ушел от преследований на Афонскую гору, где стал монахом Иверского монастыря. Он рассказал инокам о чудотворной иконе, бывшей у них в доме и о том, как она спаслась от иконоборцев.

Этот рассказ стал священным преданием монастыря. Почти через двести лет афонские иноки увидели в море огненный столб, который поднимался над иконой Божией Матери. Ночью монах Иверского монастыря старец Гавриил увидел во сне Божию Матерь, которая велела ему идти по воде и взять икону в монастырь. Три дня и три ночи братия молилась перед чудесно явившейся иконой, а потом поместили ее в соборной церкви, но утром обнаружили икону на стене, над монастырскими воротами. Несколько раз икону переносили обратно в церковь, и она каждый раз возвращалась на ворота. Снова старец Гавриил во сне узнал волю Богородицы: «Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашей Хранительницей не только в настоящей жизни, но и в будущей…» Тогда монахи построили надвратный храм во имя Божией Матери и поместили в него чудотворный образ, который стал называться Иверской иконой Божией Матери Портатиссы (по-гречески -«Вратарница»).

Иверская икона прославилась многими чудесами: она оберегала монастырь от врагов, около нее исцелялись больные, по молитвам иноков перед ней житница обители наполнялась мукой в неурожайные годы…

Иверская икона Божией Матери

В XVII веке о чудотворной иконе узнали на Руси. В начале царствования Алексея Михайловича в Москву приехал архимандрит Афонского Иверского монастыря Пахомий для сбора пожертвований в пользу своей обители. Ближайший друг царя архимандрит московского Новоспасского монастыря Никон, будущий знаменитый патриарх, просил его прислать в Москву точный список (так называли копию с икон) с чудотворной Иверской иконы. Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.

13 октября 1648 года икону торжественно встретили в первопрестольной у Неглиненских ворот Китай-города и временно поместили в Никольском монастыре. Спустя некоторое время Иверскую икону отправили в Валдайский монастырь, а для Москвы Иверскому монастырю заказали сделать еще один список с иконы.

Он прибыл в Москву 19 мая 1669 года, и его поместили на Неглиненской башне. Для защиты иконы и молящихся людей от ветра и дождя, над ней возвели небольшой деревянный навес. Так появилась в Москве Иверская часовня. Место было выбрано не случайно: Неглиненские ворота были главными воротами Китай-города, и через них по традиции совершались торжественные въезды русских царей на Красную площадь. Поэтому было у ворот и другое название — Триумфальные. Еще назывались они Курятными — по одному из торговых рядов неподалеку, где продавали кур, и Львиными, потому что рядом находился Львиный двор, где держали львов, подаренных Ивану Грозному английской королевой Марией Тюдор.

Именно с этого места в 1534 году стали строить саму крепостную стену Китай-города, которая поначалу на этом участке вообще не имела проездных ворот, а была приспособлена только для боя: здесь, над глухой стеной находились бойницы и стоки для смолы и кипятка. В Кремль же проезжали с этой стороны через Троицкие и Боровицкие ворота. Потом стену пробили для проездных ворот. За свою более, чем столетнюю историю они настолько обветшали и пострадали, особенно в Смутное время, что в 1680 году царь Федор Алексеевич стал их перестраивать заново. Над ними появились два высоких изящных шатра, увенчанные двуглавыми орлами, и на стене ворот поместили икону Воскресения Христова, отчего они и стали называться Воскресенскими. Кроме нее, по повелению государя на воротах «добрым письмом» были изображены: преп. Сергий, великомученик Георгий Победоносец, воин св. Феодор Стратилат и московские святители Петр и Алексей. Им под охрану вручалась Москва и ее новый построенный «город» — Китай. Это была русская традиция: ворота — вход и выход из города — осеняли наверху иконами.

Известно, что при Анне Иоанновне в палатах, устроенных в светлице в верхней части ворот, помещалась пробирная лаборатория Монетного двора. Тут же при императрице Елизавете была первая гражданская типография и в апреле 1756 года даже начато печатание газеты Московского университета, открытого напротив годом раньше.

Синодальный Указ 1722 года уничтожил почти все часовни в Москве, но не тронул Иверскую. При Елизавете Петровне решено было ее разобрать как обветшавшую — в документах ее помещение называли «деревянным чуланом» при иконе, но игумен Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, просил перестроить ее и над иконой возвели каменный «приделок».

Свой окончательный (и современный) вид Иверская часовня получила в 1791 году, когда ее перестроил Матвей Казаков, а в начале XIX века трудами художника Гонзаго часовня была «благолепно украшена»: снаружи обита жестью, украшена медными пилястрами с капителями, гирляндами и восьмиконечными звездами. Наверху установили позолоченную фигуру ангела с крестом. Дореволюционная часовня могла вмещать не более пятидесяти человек.

Москвичи всегда очень любили свою часовню, и никто не начинал своих дел, не помолившись перед чудотворным образом. Ее называли «отрадным перепутьем для всех верующих». Благодатная сила московской Вратарницы была настолько велика, что ее чтили не только москвичи и даже не только православные: на поклон к знаменитому чудотворному образу приходили католики, лютеране, сектанты и даже вовсе нецерковные люди — вера и надежда на помощь оказывались сильнее человеческих убеждений. Купцы приходили сюда перед торговой сделкой, студенты и гимназисты — перед экзаменами. Прославилась Иверская икона исцелениями больных.

Часто Иверскую икону в особых каретах возили по домам москвичей, просивших отслужить молебен у постелей больных или просто под своим кровом. Чтобы часовня не пустовала, был сделан точный список с иконы, который замещал ее во время отсутствия. Есть версия, что именно список был передан после революции в храм Воскресения в Сокольниках, хотя многие старожилы и очевидцы подтверждают известие о том, что в названной церкви находится сам подлинник.

Каждый, кто приезжал в Москву, прежде всего, шел поклониться Иверской. Сам основатель Петербурга, Петр I, москвич по происхождению, навлек на себя неприязнь горожан тем, что, вернувшись в 1699 году из своего первого путешествия в Европу, он не поехал к Иверской, как это делали цари до него, а сразу же проскакал в Лефортово к своей возлюбленной Анне Монс. Однако в 1721 году через Воскресенские ворота Петр Великий торжественно въехал в Москву после победы в Северной войне и заключения Ништадтского мира.

Триумфальное шествие состояло «из целой флотилии устроенной наподобие настоящей, с распущенными парусами, при звоне колоколов всей Москвы, при громе пушек». Петр одолел шведов — своих учителей, когда-то чеканивших медаль за победу над русскими под Нарвой!

Тогда царь остановился у Иверской часовни, где его с почетом встретило московское духовенство, сенаторы и военные, говорили ему приветственные речи, а юноши в белых одеждах пели кантаты.

Однажды ночью государь ехал в крытых санях мимо Воскресенских ворот, а навстречу — запряженный в шесть лошадей боярский рыдван, который опрокинул розвальни дьякона. Вместо помощи боярские слуги стали бить дьякона и не узнали царя, который за него вступился. «Кто там еще едет в коробе!» — огрызнулись они. Разъяренный Петр отколотил палкой кучера и форейтора боярина и велел своему денщику поднять опрокинутые розвальни дьяка. А поутру разнес самого боярина «за потворство холопам».

Со времен Петра все императорские особы, прибывавшие в Москву, в том числе и на коронацию, из новой северной столицы, прежде всего, приходили кланяться московской святыне и обязательно прощались с ней, возвращаясь в Петербург.

А еще у Воскресенских ворот в тюрьме два месяца сидел в оковах Емельян Пугачев. Толпы народа сходились смотреть на него. Когда разбойник тряс кандалами, стоял ужасный звон и женщины падали в обморок от страха.

Есть легенда, что перед отбытием на казнь, на Болотную площадь в Замоскворечье, Пугачев помолился на Иверскую часовню и поклонился на четыре стороны со словами: «Виноват перед Богом и государыней. Простите меня, православные!» Из толпы ответили ему тогда: «Бог тебе судья, злодей, ты убил, загубил моего отца, брата…» (По другой версии, произошло это на самой Болотной площади, уже перед казнью.)

Только однажды Иверская покинула Москву — в сентябре 1812 года, когда преосвященный Августин вывез ее из города во Владимир вместе с Владимирской иконой, (список укрыли монахи Николо-Перервинского монастыря) где святыни пробыли два месяца и в ноябре 1812 года невредимыми вернулись в Москву. В память об изгнании Наполеона в дореволюционной Москве ежегодно совершался крестный ход: из Кремля шествие направлялось к часовне, Иверскую икону принимали на руки и с благоговением обносили ее вокруг кремлевских стен.

Великая москвичка Марина Цветаева писала об этой иконе с особой теплотой и верой, называла ее сердцем Москвы:

А вон за тою дверцей, Куда народ валит, Там Иверское сердце, Червонное, горит. И льется «Аллилуйя» На смуглые поля. Я в грудь тебя целую, Московская земля.

После революции над Иверской часовней жестоко надругались. В рождественский Сочельник 1923 года в Москве провели кощунственную акцию под названием «комсомольское рождество». Ее главное действие разворачивалось на площади перед Иверской часовней. А задача этого мероприятия сводилась к воспитанию в молодежи «правильного» мировоззрения и соответствующей морали.

Огромная толпа устроила нечто вроде «комсомольских святок» с ряжеными, только рядились в основном под православных священников и монахов, представляя их в самом безобразном виде. Страшное ночное шествие отправилось с Петровки по Большой Дмитровке к Садовой, а оттуда по Тверской к площади Революции, где развернулось главное действие «праздника». Впереди несли плакаты с непристойными надписями, чучела богов древневосточных и мировых религий — Озириса, Мардука, Аллаха, Будды, и кощунственные изображения Бога Саваофа, Христа и Богородицы. Богоборцы не оставили и другие религии: там были и раввины, и протестантские пасторы, и римский папа, и китайский бонза. В Андрей Шохин (так названный в газетах) зычно пел «акафист Марксу» с восклицаниями «Радуйся, о Марксе, великий чудотворче!» Перед Иверской часовней был устроен грандиозный костер, в котором сожгли всю религиозную «атрибутику» под песнопения «комсомольского хора»:

Всех богов на землю сдернем! Визжите, черти, веселей! Станцуем карманьолу! Всех богов на карнавал! Буянит в вышней роще Безбожный комсомол!

А утренние газеты приглашали весной еще повеселиться на «комсомольской пасхе», напоминая взять с собой побольше свистков и дудок: «вышибать тысячелетнюю дурь, так с треском!»

Иверской часовни вскоре не стало: ее снесли, а икона была перенесена в храм Воскресения в Сокольниках. На месте часовни в 1929 году временно установили уродливую скульптуру рабочего — нового социалистического «вратарника». В правой руке он грозно сжимал опущенный молот, а левую выбрасывал вверх в вертикальном приветствии.

В 1931 году снесли и Воскресенские ворота — освободили место для прохода демонстрациям и автомобильному движению.

В начале 90-х годов прошлого века на Афоне снова сделали список с подлинной Иверской иконы. В ноябре 1994 года Патриарх Алексий II освятил закладку Иверской часовни и Воскресенских ворот. Менее чем за год они восстановлены по решению московского правительства по проекту Олега Журина. 25 октября 1995 года часовня вновь была открыта.

В Москве существует и приходская церковь Иверской Божией Матери на Большой Ордынке. Построенная еще до Романовых, она прежде была освящена в честь великомученика Георгия Победоносца, а затем появился придел Иверской иконы.

В 1798-1802 г.г. во время перестройки церкви был выстроен храм с главным престолом в честь Иверской иконы, а бывший Иверский придел стал Георгиевским. Известно, что архитектором тогда был известный мастер московского классицизма И.В. Еготов, построивший в городе новое здание Лефортовского военного госпиталя.

В советское время церковь была закрыта и полуразрушена. В ней поочередно размещались заводской клуб и художественная галерея. А в 1992 года церковь возвращена верующим.

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ

храма-часовни в честь Иверской иконы Божией Матери в Бабушкине

МАРТ 2022 года.

ДатаДеньКалендарьВремяБогослужение
05.03Сб.Всех преподобных отцов в подвиге просиявших. Прп. Льва, еп. Катанского (ок. 780).16.45Исповедь.
17.00Всенощное Бдение.
06.03Вс. Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Прп. Тимофея в Символех (795). Заговенье на Великий пост.8.30Часы. Божественная Литургия. Молебен. Заупокойная Лития.
14.15Огласительные беседы.
17.00Вечерня с чином прощения.
07.03Пн. НАЧАЛО ВЕЛИКОГО ПОСТА Обретение мощей мучников, иже во Евгении (395-423).18.00Великое повечерие с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского.
08.03Вт.Обретение мощей блж. Матроны Московской (1998).18.00Великое повечерие с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского.
09.03Ср.Первое (IV) и второе (452) обретение главы Иоанна Предтечи.18.00Великое повечерие с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского.
10.03Чт.Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского (806).18.00Великое повечерие с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского.
11.03Пт.Свт. Порфирия, архиеп. Газского (420). Прп. Севастиана Пошехонского (ок. 1500).8.00Исповедь. Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров. Освящение колива.
12.03Сб.Вмч. Феодора Тирона (ок. 306). Прп. Прокопия Декаполита (ок. 750).16.45Исповедь.
17.00Всенощное Бдение.
13.03Вс. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Василия исп. (750). Прп. Кассиана Римлянина (435).8.30Часы. Божественная Литургия. Молебное пение Недели Православия.
14.15Огласительные беседы.
18.03Пт.Мч. Конона Исаврийского (543). Мч. Онисия (I). Прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского (1550).16.45Исповедь.
17.00Утреня. Парастас.
19.03Сб. Поминовение усопших. Мчч. 42-х во Амморее: Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Васоя и прочих с ними (ок. 845).8.30Часы. Божественная Литургия. Панихида.
16.45Исповедь.
17.00Всенощное Бдение.
20.03Вс. Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Священномучеников, в Херсонесе епископствовавших (IV).8.30Часы. Божественная Литургия. Молебен. Заупокойная Лития.
14.15Огласительные беседы.
25.03Пт.Прп. Феофана исп. Сигрианского (818). Прав. Финееса (ок. 1500 до Р.Х.).16.45Исповедь.
17.00Утреня. Парастас.
26.03Сб. Поминовение усопших. Мч. Савина (287). Мчч. Африкана, Публия и Терентия (III).8.30Часы. Божественная Литургия. Панихида.
16.45Исповедь.
17.00Всенощное Бдение.
27.03Вс. Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная. Прп. Венедикта Нурсийского (543). Свт. Феогноста, митр. Киевского и всея России (1353).8.30Часы. Божественная Литургия. Молебен. Заупокойная Лития.
14.15Огласительные беседы.

Внимание! В расписании богослужений возможны изменения.

Настоятель храма иерей Александр Слесаренко.

ХРАМ СВЯТОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ В ОСТАНКИНЕ

В течение более чем 200 лет существовала благочестивая традиция: перед тем, как войти в Кремль, поклониться Иверскому образу Пресвятой Богородицы — чудотворному списку иконы, находящейся на Святой горе. Такая возможность есть и сейчас — в восстановленной часовне в Москве, а также в ее копиях — часовнях в Томске и Белграде.

Образ-список с чудотворной Иверской иконы был по желанию Патриарха Никона в XVII веке написан на Афоне иноком Иамвлихом и принесен в Москву. Это произошло в 1648 году; а 21 год спустя для иконы был сделан небольшой деревянный навес рядом с Неглиненскими (Воскресенскими) воротами Китай-города.

Позднее были построены сначала деревянная часовня, а затем — в 1791 году архитектором Матфеем Казаковым — каменная. Она была восстановлена после 1812 года (сам образ во время захвата Москвы находился во Владимире).

Часовня Иверской Божией Матери. Фото начала XX века
Иверская часовня была разрушена в 1929 году и вновь построена спустя 66 лет после этого. Сейчас в ней находится чтимый список, привезенный с Афона в 1995 году. Чудотворный список, который изначально был в часовне, бесследно исчез; второй чтимый список, с которым ходили по приходам и домам, сейчас находится в храме Воскресения Христова в Сокольниках. Кстати, в этом храме находятся и другие великие святыни из разрушенных московских храмов: икона Богоматери Страстной из Страстного монастыря и икона святого Пантелеимона из Пантелеимоновской Афонской часовни у Лубянских ворот Китай-города.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках
Об Иверском образе пишет Иван Шмелев в рассказе из цикла «Лето Господне»:

Под легкой, будто воздушной сенью, из претворенного в воздух дерева, блистающая в огнях и солнце, словно в текучем золоте, в короне из алмазов и жемчугов, склоненная скорбно над Младенцем, Царица Небесная – над всеми. Под ней пылают пуки свечей, голубоватыми облачками клубится ладан, и кажется мне, что Она вся – на воздухе. Никнут над Ней березы золотыми сердечками, голубое за ними небо.

…к Тебе прибегаем… яко к Нерушимой Стене и предста-тель-ству-у…

Вся Она – свет, и все изменилось с Нею, и стало храмом. Темное – головы и спины, множество рук молящих, весь забитый народом двор… – все под Ней. Она – Царица Небесная. Она – над всеми. Я вижу на штабели досок сбившихся в стайку кур, сбитых сюда народом, огнем и пеньем, всем непонятным, этим, таким необычайным, и кажется мне, что и этот петух, и куры, и воробьи в березках, и тревожно мычащая корова, и загнанный на погребицу Бушуй, и в бревнах пропавшая Цыганка, и голуби на кулях овса, и вся прикрытая наша грязь, и все мы, набившиеся сюда, – все это Ей известно, все вбирают Ее глаза. Она, Благодатная, милостиво на все взирает.

Иван Шмелев. Царица Небесная… Иверская…

Тропарь Иверской иконе:

Московская Вратарница

В 1929 году безбожной властью была варварски разрушена Иверская часовня в Кремле, укрывавшая одну из любимейших святынь столицы – Иверский образ Богородицы. Но Матерь Божия не оставила москвичей Своим заступлением, сохранив чтимую икону. Особенной милости удостоился храм Воскресения Христова в Сокольниках, принявший под свои своды Иверскую из уничтоженной часовни. Во вторник Светлой седмицы по традиции празднуется день обретения Вратарницы на святой горе Афон.

«Как все дивно в явлении иконы Божией Матери Иверской, как все напоминает о чудном хранении ею рода человеческого!.. Она охраняет как бы все входы и исходы нашей жизни и потому называется “благой Вратарницею, райские двери всем отверзающею” (из акафиста Иверской иконе Божией Матери). Как бы в знамение того она и избрала себе место над вратами обители Иверской, что хочет она охранять жизненные входы и исходы человека. Так и в Москве она охраняет как бы входы и выходы народа русского, стекающегося отовсюду в сердце России – столичный город ее Москву… У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский) накануне гибельных для России событий.

Пройдет совсем немного времени, меньше пяти лет, и оскверненная часовня опустеет, над входом в нее водрузят плакат «Религия – опиум для народа», рядом поставят милиционеров. А народ по-прежнему будет стекаться к закрытым дверям, чтобы хоть перекреститься на пустой, но святой угол. Потом в одну ночь разберут часовню, в 1931 году упразднят Воскресенские ворота Кремля (как мешающие движению колонн на пролетарские демонстрации). Место Царицы Небесной опустеет на долгие шесть десятилетий.

Но милость Божия не оставила наш город, хранимый святым заступничеством Пресвятой Богородицы. В 1996 году работы по восстановлению часовни и Воскресенских ворот были завершены, и в канун праздника Иверской с Афона прибыла в Москву новая, специально написанная икона Божией Матери.

Иверская, наверное, самый таинственный Ее образ. Ни с какой другой иконой не связано столько преданий, мистических событий, эсхатологических пророчеств и откровений о грядущих страшных знамениях. Известно, что в храме афонского Иверского монастыря над царскими вратами висит большая лампада, которая колеблется вопреки всем законам физики.

В дни особых потрясений, когда на земном шаре случаются бедствия и катастрофы, эта лампада начинает раскачиваться сильнее. По ее амплитуде монахи видят, что приближается бедствие, и усиливают молитвы. А в том месте, где Иверский образ Божией Матери коснулся афонской земли, много веков продолжает бить чудотворный источник, находящийся на берегу ниже уровня моря. Выходя на поверхность земли, вода течет на протяжении одного метра и опять уходит под землю, кромка морской воды всего в нескольких шагах, но вода в источнике пресная и целебная.

А старец Паисий Святогорец рассказывал о чудесном случае, когда во времена турецкого владычества Богородица Иверская – в темном одеянии и с ликом, хорошо всем знакомым по Ее святой иконе, – посетовав, что монахи метут плохо, взяла метлу и навсегда вымела турков-захватчиков со Святой горы.

Предание сохранило многочисленные чудеса по молитвам Иверской Вратарницы: находясь на монастырских вратах, она часто избавляла обитель от нашествия иноплеменников, от напастей, голода и бедствий. Рассказывают, что в 1044 году на Афон напали пираты, один из них пронзил надвратное изображение мечом, и из раненой ланиты истекла теплая живая кровь. Пораженный разбойник принял крещение и до конца дней каялся в своем грехе, а Пресвятая Богородица Иверская с тех пор на всех списках изображается с раной на щеке.

Появление образа в Иверском монастыре на Афоне подробно и возвышенно описывается словами акафиста. Однажды вечером, возвращаясь с вечернего бдения, монахи узрели на море огненный столп; подплыв на лодке, они увидели вертикально стоящую на воде невидимой силой поддерживаемую икону. Но все попытки ее взять не удавались, пока Сама Божия Матерь не явилась во сне иноку Иверского монастыря Гавриилу и не возвестила: «Я имею желание дать вам Мою икону в помощь и покров. Войди в море и иди по волнам с верою». Когда Гавриил ступил на воду и пошел по ней, икона сама устремилась ему навстречу. Произошло это во вторник Пасхальной седмицы 830 года.

Когда Гавриил ступил на воду и пошел по ней, икона сама устремилась ему навстречу

Иноки поместили образ на почетное место, но утром обнаружили, что он переместился на врата обители. Икону вернули на место, но она упорно покидала храм до тех пор, пока Богородица не явилась Гавриилу в тонком сне и не объявила, что намерена Сама охранять монахов, причем не только в сей жизни, но и в будущей. Икону нарекли Портаитиссой (в переводе с греческого – Вратарница), а по названию монастыря – Иверской.

На Руси образ появился в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче. Услышав от иноземных монахов о чудесах Божией Матери от Ее Иверского образа, он и патриарх Никон пожелали иметь в Москве свою Вратарницу для охраны Русского царства. Иверскому архимандриту Пахомию был заказан список с чудотворного образа. Сохранилось письмо с Афона к государю Алексею Михайловичу о том, как происходило написание копии. Собрав братию, отец настоятель совершил молебен с водосвятием. После этого в освященную воду вложили святые мощи и трижды облили икону, прибывшую когда-то на Святую гору в огненном столпе. Затем, собрав воду в чашу, окропили ею новую кипарисовую доску, предназначенную для написания новой иконы, а воду опять собрали в блюдо. Отслужив Божественную литургию, дали иконописцу священноиноку Иамвлиху святую воду и святые мощи, и он, смешав их с красками, приступил к написанию образа. Братия тем временем неусыпно читала акафист Божией Матери. В процессе работы художник вкушал пищу лишь в субботу и воскресенье. И в результате, как писал патриарху архимандрит Пахомий, новосозданная икона ничем не отличается от подлинника – ни длиной, ни шириной, ни ликом, разве словами «старая» и «новая».

Список прибыл в Москву 13 (26 н.ст.) октября 1648 года. Его с почестями встретили и расположили в монастыре «Никола Большая Глава», который царь передал в Афонское подчинение. Монастырь стал называться Никольским Греческим, а улица по его названию – Никольской. По аналогии с местом, выбранным Самой Богородицей в афонской обители, русскую Вратарницу поместили у Воскресенских ворот столицы, а в целях ее сохранности от дождя и снега соорудили укрытие, известное как «чулан». Московский митрополит Платон (Левшин) распорядился пристроить к каменной арке три стены. Так была создана Иверская часовня у Воскресенских ворот, где ежедневно шла служба Иверской Божией Матери, переведенная на славянский язык в 1738 году. Часовня была открыта с раннего утра до позднего вечера для всех желающих поклониться Царице Небесной и попросить о милости и заступничестве.

По древнему обычаю все, кто направлялся в Кремль, включая августейших особ, преклоняли колена перед Иверской.

Московская Иверская прославилась своими чудесами и стала одной из самых почитаемых в России икон. В самые ответственные дни Российского государства, во время войн и бедствий перед ней служили всенародные молебны, на которые собирались многие тысячи москвичей. Когда Москва перестала быть столицей, молебен Иверской являлся обязательной частью церемоний во время приезда царя. Все российские императоры, начиная с Павла I, считали своим долгом входить в Кремль через Воскресенские ворота. Икона сделалась символом Москвы и частью быта ее жителей. Многие торговцы и промышленники не начинали рабочего дня без посещения часовни, учащиеся спешили сюда перед экзаменами, а с 1693 года чудотворную икону возили по домам для поддержки и оказания помощи москвичам, и тогда в часовне оставалась ее «заместительница».

Архиепископ Арсений (Жадановский) вспоминал:

«Часовню целые сутки окружали москвичи. В девять часов вечера она запиралась, но и это не отвлекало внимания богомольцев, продолжавших стоять в ожидании ночного бдения».

Певец Александр Вертинский в своих мемуарах «Дорогой длинною…» рассказывает, как нищим студентом носил Иверской цветы:

«Религиозным центром Москвы была Иверская. В маленькой часовне у Красной площади стояла ее икона, озаряемая сотнями свечей, которые ставили верующие. Икона сверкала бриллиантами, изумрудами и рубинами, которые жертвовали исцеленные от тех или иных недугов и горестей, невзгод и страданий. С нее начиналось все. Ни один приезжий купец не начинал дела, не поклонившись Иверской… Мы тоже иногда несли свои скромные дары иконе. Я помню, как перед большими событиями, экзаменами например, я и мои друзья шли к Иверской и ставили свечи или покупали белые розы на длинных стеблях и вставляли их в подсвечники».

Московская Вратарница прославилась не меньше, чем греческая.

В 1775 году сюда привезли преступника Емельяна Пугачева. Толпы народа сходились к Воскресенским вратам посмотреть на смутьяна, скованного железным обручем. Перед казнью он попросил разрешить помолиться перед иконой Божией Матери, плача, приложился к ее ризе, поклонился на четыре стороны и покаялся перед народом: «Простите, православные».

Иверскую, которая прославилась своими чудесами, называли «Хозяйка Москвы». Купечеством была специально изготовлена карета, которая запрягалась шестериком белых коней, перед каретой был серебряный фонарь, и когда икону просили на молебствие в те или иные дома или храмы по городу, то ее ставили, как царицу, в эту карету и везли с торжеством по Москве. Икону встречали торжественным колокольным звоном, и все знали, что «Хозяйка Москвы» путешествует по улицам города.

В 1894 году московские газеты пестрели описаниями страшного и знаменательного случая. Иверскую икону везли на карете для совершения молебна. В уличной толчее экипаж наехал на сани с кладью, кладь свалилась, и взорам очевидцев предстал спрятанный под ней труп. Увидев, что его обличает Сама Пречистая, убийца признался в злодеянии…

У этой иконы постоянно дежурил чередной иеромонах, служа заказные молебны. Однажды под видом купцов пришли некие злоумышленники и принесли пудовую свечу: у купечества была традиция заказывать свечу в человеческий рост или ставить Божией Матери пудовую восковую свечку. Ничего не подозревающий иеромонах во сне увидел Божию Матерь, Которая сказала: «Встань и потуши свечу». Он проснулся, увидел, что в часовне тихо, спокойно, мерцают лампады, горят свечи, и опять задремал. Божия Матерь явилась ему вторично: «Встань, Я тебе говорю, и потуши свечу». Проснувшись, монах подивился такому назойливому сну и снова задремал. И опять Божия Матерь, уже строго, ему сказала: «Безумец, Я тебе говорю: встань и потуши свечу». И только тогда служитель часовни подошел к свече и заметил возле горящего фитиля нечто подозрительное. Он затушил свечу, а сняв слой воска, увидел запал и взрывчатку внутри свечи – еще чуть-чуть, и запал загорелся бы вместе с фитилем. Неизбежен был страшный взрыв, при котором погиб бы и служитель, и, как рассчитывали злоумышленники, сама святыня. Но Матерь Божия не допустила.

Во сне он увидел Божию Матерь, Которая сказала: «Встань и потуши свечу»

Предание уже наших дней гласит, что после разрушения Иверской часовни в ХХ веке московским духовенством было решено перенести сохраненную Иверскую икону в Преображенский храм на Преображенской площади. Но когда святыню крестным ходом несли по Москве, то она остановилась возле Сокольнического храма, и далее перемещать ее не было возможности. Тогда сопровождавшее святыню священство пришло к мысли, что теперь Матерь Божия должна пребывать именно в храме Воскресения Христова.

Храм Преображения Господня был уничтожен в 1960-е годы при строительстве метро, и многие святыни также попали в соседний Воскресенский храм. Вполне возможно, что такая трактовка – тоже одна из легенд, которые в изобилии хранит этот мистический чудотворный образ. Во всяком случае, известен и такой факт: в 1933 году чтимая Иверская икона из одноименной часовни у Воскресенских ворот находилась в храме святителя Николая Чудотворца в Новой Слободе, переданная туда властями в знак поддержки обновленческой церкви (обновленцы именовали храм Никольским синодальным кафедральным собором). Уже в 1934 году «собор» был закрыт и практически разрушен, а обновленческая «кафедра» перенесена в храм Воскресения Христова в Сокольниках, также оказавшийся в руках живоцерковников (об этом пишет протоиерей Валерий Лавринов в книге «Обновленческий раскол в портретах его деятелей»). Вероятно, тогда туда попала и чудотворная Иверская, там и по сей день пребывает на клиросе северного придела. По сохранившимся – к сожалению, лишь в устной форме – воспоминаниям современников, это не основная икона (та, как и многие оригиналы других икон Божией Матери, бесследно пропала, во всяком случае, скрыта от нас до сегодняшнего дня, как и все архивные свидетельства о ее судьбе в ХХ веке). Вероятнее всего, в Воскресенской церкви пребывает «икона-заместительница».

Так или иначе, очевидна истинность народного мнения, что икона сама выбирает, где ей жительствовать, и выбор Матерью Божией прекрасного, уникального по архитектуре «намоленного» Сокольнического храма является Ее милостью к прихожанам и всем верующим столицы.

Интересно отметить еще один момент. Иконостас главного алтаря храма Воскресения Христова был установлен в 1913 году. Слева от царских врат, где принято помещать икону Божией Матери, наиболее почитаемую в данном храме или данной местности, в Сокольническом храме мы видим изображение именно любимой москвичами Иверской. А ведь иконостас выполнялся почти за два десятилетия до того, как чудотворная икона изберет этот храм для своего пребывания!

Иверская икона празднуется три раза в году. Знаменательно (и, конечно же, не случайно), что один из дней ее чествования приходится именно на престольный праздник храма – на третий день Пасхи, вторник Светлой седмицы. В храме Воскресения Христова в Сокольниках, таким образом, двойной праздник. Это так называемая «весенняя Иверская» («осенняя» – 13/26 октября, «зимняя» – 12/25 февраля). Сегодня к пасхальному крестному ходу присоединится и Благая Вратарница: по традиции в этот день, один раз в году, большой переносной образ ненадолго покидает алтарь, где обычно хранится. Пройдя крестным ходом вокруг церкви и освятив окрестности, икона будет поставлена для поклонения в центре храма. Несмотря на то, что обычно день это будний, очередь к обеим Иверским всегда тянется до вечера.

Клирик храма Воскресения Христова в Сокольниках иерей Феодор Харитошкин знаком с иконой большую часть своей жизни.

– Я в Сокольническом храме с детства, мой папа протоиерей Прокопий Харитошкин много лет был его настоятелем, поэтому я с ранних лет привык ощущать себя под защитой Иверской иконы Божией Матери, – говорит отец Феодор. – Думаю, что-то подобное может сказать любой из тех, кто сюда приходит: каждый чувствует, что Богородица Иверская освящает наш храм, она является как бы его покровом. Конечно, для любого христианина главный праздник – Воскресение Христово, для прихожан Сокольнического Воскресенского храма особенно, но Иверская… Она как родная мама для каждого, кто обрел свое место в храме. Все приходящие в наш храм становятся ее детьми. Что касается меня… Я нашел в этом храме свою судьбу. Для меня здесь и работа, и служение, сюда приходят мои родные, любимые люди. Вся моя жизнь связана с этим храмом и Матерью Божией Иверской. Я и квартиру обменял на этот район. Даже если просто идешь мимо храма рано утром или поздно вечером, всегда обращаешься мысленно к Пресвятой Богородице, чувствуешь Ее невидимый покров, Ее тепло через каменные стены. Когда по парку с детьми гуляем, мимо храма прохожу – всегда прошу: Матерь Божия, помоги, защити благодатным Своим покровом, направь мысли в правильном для христиан русле!

Даже если просто идешь мимо храма в Сокольниках, чувствуешь невидимый покров Божией Матери, Ее тепло

Прихожане нередко делятся чудесными историями, связанными с нашей Иверской. Чаще это не постоянные прихожане, а люди, приезжающие в храм издалека. Делятся такой информацией – очень важной для каждого верующего, – которая подтверждает нашу веру, дает ей силу. Вот совсем недавно пришла женщина – в слезах от радости, – рассказала, что ей ставили страшный диагноз, а кто-то из знакомых подсказал поехать молиться Иверской. Она молилась, молебен заказывала, просила священников, которых встретила, и диагноз не подтвердился. Несколько раз сделала исследования, а потом пришла к иконе уже в радости. Позже узнала обо всех святынях храма – у нас много чудотворных икон, в том числе и Матери Божией. Теперь с благодарностью приезжает к нам, думаю, будет постоянной прихожанкой, храм Воскресения Христова через молитву Божией Матери станет и для нее родным домом… Знаю, бывают случаи рождения детей в семьях, где их долго не было, по молитвам к Иверской, но такой информацией люди редко делятся – слишком она сокровенна и дорога сердцу.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: