«Ветхозаветная Троица»: что скрывают изображенные на иконе ангелы


Троица Ветхозаветная

На иконе изображены три ангела, в образе каждого из которых присутствуют черты и детали, позволяющие определить, кто олицетворяет все три ипостаси. Это каноническая иконография и основанием именно для такого изображения послужил ветхозаветный сюжет о гостеприимстве праотца Авраама, который описан в книге Бытия. Как сказано, ангелы явились Аврааму, когда тот сидел возле своего шатра. Увидев путников, он предложил им отдых и трапезу в своем шатре, ничего не требуя взамен. Именно эпизод трапезы трех ангелов в Мамврийской дубраве и был запечатлен иконописцами.

Первые подобные изображения появились еще в катакомбах первых христиан, и уже в них можно обнаружить, что ангелы нарочито похожи друг на друга, что проявлялось одинаковых чертах внешности, позах и одежде. Со временем иконография становится более символичной, ангелы перестают изображаться как путники, но становятся символом троичности Божества – неслиянной и нераздельной. Постепенно к иконографии добавляются ипостасные атрибуты: например, кресчатый нимб у одного из ангелов, символизирующий Христа. Однако ипостаси выделялись не всегда.

Считается, что вершиной художественного и во многом — богословского совершенства является знаменитая «Живоначальная Троица» Андрея Рублева. Идеальная композиция вписанных в круг фигур дополняется индивидуальностью каждой из них: несмотря на то, что явно ипостаси не выделены, по косвенным признакам можно определить, кто из ангелов является олицетворением той или иной ипостаси Троицы. Так, например, по одежде среднего ангела можно понять, что именно он олицетворяет Христа. На его правом плече можно увидеть особую золотую нашивку – клав, символизирующий царственность (это деталь одежды императоров Византии). Также, цвета одежды среднего ангела — синий и красный – характерны для иконографии Христа, и символизируют Божественную (небо) и человеческую (кровь) природу, сочетавшиеся в Нём. Именно Троица Рублёва стала каноническим образцом иконографии и примером для подражания в дальнейшем.

Икона Святой Троицы Андрея Рублева и Федора Ушакова

Святой лик для христианских верующих играет очень важную роль, потому что данная икона показывает всему человечеству какая может быть сильная связь, когда на самом деле искренне веришь в него. Эта икона есть только в православии. На ней изображены три Святых Духа, которые представлены в образе трех путешественников, повстречавших Авраама.
Этот образ был написан с одной целью, чтобы любой христианин мог наглядно увидеть православие, которое заключает в себе трехсолнечный мир. Христианские верующие, взглянув на эту икону, смогут понять все старания и могущество Господа. Прочитав эту статью Вы ознакомитесь: Со значением образа, в каких случаях воздают ей молитвы, в каких храмах она хранится и так далее.

Дорогие Братья и Сестры, будем очень рады, если Вы подпишитесь на нашу группу вконтакте, там Вы найдете еще больше молитв, икон и прочей интересной информации, вот адрес ссылка — православная группа!

Новозаветная Троица

Помимо канонического образа «Ветхозаветной Троицы» существует и традиция изображения «Новозаветной Троицы». С богословской и канонической точки эти изображения очень спорны, так как, во-первых – разделяют единую сущность Троицы, а во-вторых – изображают Бога Отца. По слову апостола Иоанна: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». (Ин. 1:18) Иконография Бога Отца в виде старца восходит к тексту книги Пророка Даниила: «… вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему» (Дан. 7: 3-14). Однако, всё же богословы всегда были против подобных изображений и неоднократно предпринимались попытки такую иконографию запретить как еретическую. Московский Собор, состоявшийся в XVII веке, постановил, что писать «Господа Саваофа» не следует, потому как «только Христос виден был во плоти, как и живописуется, то есть изображается по плоти, а не по Божеству». То есть, антропоморфизм в изображении Бога Отца (и заодно Святого Духа) отвергался.

Но есть версия, что на многих иконах «Новозаветной Троицы» изображается вовсе не ипостась Бога Отца, а Христос – но в виде Того Самого «ветхого днями», по словам пророка Даниила, который и будет владычествовать вечно, то есть – после Страшного Суда. Действительно, так, на одной из икон, именуемой «Отечество», Бог Отец изображён на престоле, а на коленях Его — Христос Эммануил (Младенец), имеющий в руках сферу с изображением голубя, символизирующего Дух Святой. И у Отца, и у Сына на этой иконе крестчатые нимбы, и на одеждах выписан клав – атрибуты, характерные лишь для образа Спасителя. Кроме того, существуют образы Христа, где Он изображён именно в виде старца (например, утраченная ныне фреска «Христос Ветхий деньми», в храме Спаса Преображения на Нередице XII в., греческие миниатюры XIII века). Основанием для такого спорного изображения Троицы служат как раз слова Евангелия, что Сын явил Отца, а потому Его и надо изображать как воплощение Святой Троицы. Кстати, среди образов «Ветхозаветной Троицы» можно встретить и такие иконы, где все три ангела имеют подписи «IС. ХС», иллюстрируя ту же идею, что Бога нам явил именно Христос. И потому, лишь такая иконография – то есть, «Троица Ветхозаветная» представляется наиболее верной с догматической точки зрения. Образы же «Новозаветной Троицы» считаются в Православной Церкви неканоническими.

Симон Ушаков неоднократно обращался к теме Ветхозаветной Троицы, однако до нашего времени дошла лишь одна крупная икона его работы с таким изображением. Второе монументальное произведение на эту тему он написал в 1677 году совместно с Никитой Павловцем (МГОМЗ).

Образ Троицы Ветхозаветной воплощает основополагающий догмат христианской религии, согласно которому Бог един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа.

В Ветхом Завете повествуется о том, как столетнему праведному старцу, праотцу Аврааму, явился Бог в виде трех странников-ангелов. Авраам и Сарра угощают путников под дубом Мамврийским. Ангелы предрекают им рождение сына Исаака.

Художник стремился избавиться от условных канонов иконописного изображения, достичь объемности, телесности фигур и лиц. Перспективное построение композиции напоминает архитектурные фоны картин эпохи Возрождения. Здесь формы «палат» напоминают картины П. Веронезе, а иконография восходит к рублевской «Троице». Однако это произведение не несет той высокой одухотворенности, что была присуща созданиям Андрея Рублева. Ангелы здесь выглядят вполне живыми существами, а стол с чашей – символ таинства жертвы искупления – превратился в обычный натюрморт.

Уникальная особенность иконы состоит в изображении ордерных палат. Вопрос об их иконографическом источнике был отчасти решен Н. П. Сычевым, указавшим в качестве их опосредованного прообраза архитектурные фантазии на картине Паоло Веронезе «Пир у Левия-мытаря» (Галерея Академии, Венеция). Городской вид в правой части полотна связан с портиком на иконе Русского музея через промежуточные иконографические звенья. Вероятно, в их числе была гравюра из иллюстрированной Библии Мериана, в которой на листе с пророком и царем Давидом, играющим на арфе, на дальнем плане видна аналогичная «ведута».

В колорите иконы гармонично сочетаются белый, красный и бежевый, коричневато-зеленые и темно-зеленые, золото и серебро, обогащенные сиреневым и красным лаками. Важную роль играют розовый и лиловый, использованные в живописи одеяний и крыльев ангелов. Сами крылья производят необычное впечатление благодаря «живоподобной» трактовке перьев со стержнем и бородками, прописанными золотом или серебром, а также отсутствию подпапоротков. Такое изображение крыльев можно встретить и в других работах Симона Ушакова, например на Царских вратах 1672 года из соборного храма Чудова монастыря (Музеи Московского Кремля). Наряду с белыми палатами, виднеющимися в проеме арки, и белой скатертью самыми светлыми пятнами в композиции являются лики в обрамлении пышных мягких кудрей. В волосы ангелов вплетены тонкие розовые ленты. В узнаваемой ушаковской манере написаны глаза и губы небесных вестников. За счет многослойного письма Симон Ушаков достиг впечатления трехмерности формы, рельефности объема. При этом каждому ангелу придан индивидуальный облик.

П. В. Западалова // Осень русского Средневековья. СПб. 2022. С. 72.

Остается неизвестным, для какого храма предназначалась икона, но мы знаем имя ее заказчика. Установлено, что Николай Николетта был греком, выходцем из города Янина, приезжал в Москву «с окупными русскими полоняниками» и всяким товаром, а в 1679 году навсегда переселился в столицу Московского царства.

У нижней границы средника по центру белилами надпись: [В лето от Адама 7180, от Рождества Христова 1671, октября 16, радением царского мастера именем Пимен Федоров, по прозванию Симон Ушаков, в граде Москве. Тщанием и коштом Николая Евстафиева Николеты] (приведена в переводе Б. Л. Фонкича). Вторая надпись на русском языке: «За упокои схимника Филарета, схим(ника) Савватия, схим(ника) Сергиа».

Раскрыта в 1926–1927 в ГРМ И. Я. Челноковым, в 1936 Я. В. Сосиным.

Показать полный текст Скрыть полный текст

Схожие между собой облачные клейма с композицией «Ветхозаветная Троица», весь фон которых покрыт золотыми горизонтальными штрихами, имеются в верхней части икон Симона Ушакова «Преподобный Макарий Унженский» (1661, НГИАМЗ) и «Великомученик Георгий» (1677, Национальный музей Грузии). Все четыре изображения Святой Троицы объединяет принадлежность краткому изводу иконографии: кроме трех ангелов здесь не представлены никакие дополнительные персонажи.

Композиционные особенности «Святой Троицы» 1677 года и аналогичного образа кисти Ильи Филиппова 1673(?) года (ПГХГ) позволяют говорить о сознательном обращении мастеров Оружейной палаты к иконографии почитаемой и приписываемой Андрею Рублеву иконы из Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Они не совпадают с ней по размерам, но сходство композиций — взаимное соотношение поз и жестов трех ангелов, общее решение контуров их одежд, крыльев и жезлов, формы палаты на дальнем плане, очертаний стола, подножий и сидений, наличие на столе только одной чаши — убеждает в верности такого предположения. В сравнении с иконами 1673 (?) и 1677 годов рассматриваемый образ в меньшей степени похож на знаменитый протограф.

В чем помогает икона Святая Троица

• Прочитанные пред иконой молитвы способны оказать помощь христианскому верующему найти истинный путь, справится с разными жизненными преградами и многое другое; • икона Святая Троица также поможет увидеть такой нужный и свет веры, и успокоит напрасные волнения; • Верующим, которые искренне верят чудодейственный лик поможет в решении различных вопросов; • Кроме всего прочего возле этой иконы можно получить прощение греха либо очищение от негативной энергии, но лишь при условии, что просящий будет молиться от чистого сердца и с искренней верой.

Молитва иконе Святой Троицы текст на русском

«Живоначальная Троица, односущное Государство, всех земных чудес Виновница, благодарим Тебя за все, что ниспослала Ты грешникам и презренным нам пока, живем мы на свете с верою, за все, что даешь каждому из нас каждый божий день, и за то, что приготовила всем в светлом будущем! За подобные блага, за все чудодеяния и ценности, благодарим Тебя не только на словах, но и на деле, хранящие и исполняющие заветы Твои: мы же, отринем от мирского зла учению христианскому внемли, от бесчисленных в молодости грехов и беззакония живших. И ради, этого, чтобы недостойными и грешными, не предстать пред Пресвятым обликом Твоим бесстыдно явиться, но не осквернить имя Твое Пресвятое довлевшее над нами, а ещё как Ты Сама благоизволила, к счастью нашему, возвестила, как чистые и праведные милуются, и недостойных кающихся милуешь и благосклонно приемлешь. Услышь, о Могущественная и Святая Троица, со своего Святого Царствия Небесного нас, недостойных, и благочестивую молитву нашу, вместо добрых деяний, прими; и пошли нам чувство истинного раскаяния, и возненавидевши любое греховное деяние, в истине и в вере, до окончания нашей мирской жизни, исполняя святой наказ Твой и славящие добрыми мыслями и добрыми делами пресвятое и великолепное имя Твое. Аминь.»

Чудеса иконы

Божественное изображение с давних времен известно своим чудотворным влиянием, которое имеет историческое подтверждение, одно из них связано с русским правителем Иваном Грозным:

Накануне отправления на войну с Казанским царством Иван Грозный отправился к чудотворному лику, который находился в Троице-Сергиевой Лавре. Из сохранившихся свидетельств стало известно то, что Иоанн Грозный очень долго и душевно просил в мольбе перед иконой о даровании защиты и благословении для победы в военном походе.

В том походе и в самом деле Иоанн Грозный одержал победу, а когда вернулся домой, то царь снова направился в Лавру, в которой провел долгое время вознося благодарность молитвами Всевышнему за помощь и защиту.

Дни почитания и даты праздника иконы

Чествование в память о трех Божественных странниках (ангелов) происходит на пятидесятый день Вознесения Иисуса Христа, и в православии называется «Пятидесятница», событие которое имело место свыше двадцати столетий назад. Именно тогда через пятьдесят дней после Воскрешения Христа Апостолам явился Святой Дух. А затем был создан Новый Завет, который через время и повлиял на становление христианской веры.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: