Кийский крест в Крапивниках.  Какие мощи были вложены в крест


Кийский крест патриарха Никона представляет собой мощевик, который был изготовлен по его заказу. Первоначально он предназначался для Онежского монастыря. Мощевики – это общее название емкостей, где хранились частицы мощей святых. Их изготавливают в различных формах, одной из которых является напрестольный крест. В них могут содержаться частички и одного, и нескольких святых. В описываемом мощевике их 108. О том, в чем помогает Кийский крест в Крапивниках и его истории будет рассказано в статье.

История создания

Патриарх Никон

В России с 1652 по 1666 г. патриархом был Никон, при котором началось изготовление крестов, «мерой и по подобию Христову». Для создаваемых им монастырей в Палестине Никон заказал несколько таких. На острове Кие, где во время бури в 1639 г. ему удалось спастись. Здесь был возведен Онежский Крестный монастырь, где и установили один из таких мощевиков, откуда и появилось его название.

Он был сделан из кипарисового дерева, а размер его составлял 310 на 192 на 8 см, что соответствовало параметрам того, на котором был распят Иисус. Его форма семиконечная – над горизонтальной верхней перекладиной нет вертикального выступа. Во второй половине 17 в. эта форма креста явилась образцом для повторения, в том числе и для закладных, ставившихся в северных храмах. Последние завершали строительные леса при возведении зданий, и на них делалась надпись.

Какую программу вложил в Кийский крест Патриарх Никон

Основав Онежский Крестный монастырь, Патриарх Никон дал ему святыню, по замыслу своему со-масштабную, пожалуй, всем трем устроенным им обителям вместе взятым, — небывалый дотоле крест-мощевик.

В 1657 году на Кий-остров отправилась главная его святыня — кипарисный крест, привезенный из Палестины. Уже в Москве Патриарх «украси той честный крест сребром и златом и драгоценным камением и жемчугом и положи в нем мощей до трех сот». Крест проводили из Успенского собора до Сретенских ворот и далее — до Крестовской заставы, где несколько лет тому назад столица встречала привезенные с Соловков мощи митрополита Филиппа. Теперь митрополит-мученик вновь отбывал на Север — частицей своих мощей, вложенной Патриархом в Кийский крест.

Ни одной реликвии Никон не поместил в кресте «просто так». Больше того, надо полагать, что и расположение их подчинялось определенной программе. Вопрос этот требует отдельного серьезного исследования, но, представляя характер Никона и его отношение к святыне, можно утверждать неслучайность вложения в крест каждой частицы мощей, каждого камня из Святой земли. Например, в Кийском кресте (по состоянию на сегодняшний день, во всяком случае) содержатся лишь три частицы мощей тех, кого Церковь прославила в лике праведных, — друга Господня Лазаря Четверодневного, Его сродника по плоти Иакова (именуемого братом Господним) и Иакова Боровичского.

Связь Лазаря Четверодневного и брата Господня Иакова с Животворящим Крестом не нуждается в дополнительном пояснении; частицу мощей праведного Иакова Никон вложил в Кийский крест также по вполне понятной причине: его мощи он перевез в основанный им Валдайский монастырь к вящему прославлению и укреплению новой обители. Итак, праведных — всего трое. И ни одного блаженного, хотя найти частицу мощей юродивого (а этот тип святости был любим в Московском государстве) не составило бы труда, будь на то воля Патриарха. Видимо, воли не было.

Наконец, представляется несомненным то, что программа ансамбля Крестного монастыря, предложенная Никоном, строилась именно вокруг Кийского креста. Помимо Крестовоздвиженского собора и надкладезного храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня при Патриархе на острове появилась и Всехсвятская церковь. Кладбищенские храмы (а Всехсвятский был таковым), действительно, часто освящали во имя Всех Святых, дабы каждый из погребенных при ней покоился «до радостного утра» близ своего небесного покровителя. Но вряд ли только этим обычаем руководствовался Никон, чрезвычайно чуткий к посвящениям, символам, совпадениям чисел и т. п. Всехсвятский храм необходим был в его программе, являясь отражением Кийского креста как реликвария — хранилища мощей множества святых.

Путешествие на остров

Онежский монастырь

Первоначально из Палестины крест был привезен в Москву. Там его освятили 01.08.1656 г., о чем в нижней его части и была сделана памятная надпись. Царь Алексей Михайлович распорядился отправить его в 1657 г. на Кий-остров с большими почестями.

Его сопровождали представители духовенства и рота драгунов. Она была вооружена самым серьезным образом. Это были 108 больших и малых чугунных пушек, ядра, бердыши, солидный запас пороха. При этом они громко стучали в барабаны, отбивая торжественный марш.

Там, где совершались остановки на ночлег, делались и освещались копии. Одна из них хранилась в городе Онеге, в церкви Воскрешения Лазаря. Сейчас она находится в Троицком соборе.

Вне утрат

– Между тем дело было сделано, и теперь каждый москвич и гость столицы может поклониться в нашем храме великой святыне, – продолжает рассказ отец Александр. – Кийский крест – это ведь самый значительный реликварий из существующих как в Восточной, так и в Западной Церквях. В него вложены частицы всех мощей, что хранились в Патриаршем дворце, в Теремной палате – в общем, находились в распоряжении русского Патриарха.

Примечательно, что частицы мощей в Кресте расположены открыто, в маленьких нишах. Они залиты воскомастикой – это смесь воска с разными благовониями, аналогичная той, что используют при освящении престолов. Наверное, вы видели на фотографиях – в виде раскалённой массы её льют на углы престола. И вот в такую расплавленную воскомастику частицы положили, она их обволокла, а затем их просто вставили в выемки в Кресте, укрепив рядом иконки, по которым понятно, чьи это мощи. Известно, что Никон заказал иконки придворному художнику царя Алексея Михайловича и главному мастеру Оружейной палаты Богдану Салтанову, чьё настоящее имя Аствацатур, то есть «Богом данный». Это был армянин, родом из Персии. Но видно, что не только он занимался образками для Креста – они выполнены разными мастерами и в разных иконографических традициях. Например, мученик Христофор изображён в более ранней, средневековой, традиции – с головой собаки.

– По-моему, на Кресте иконок меньше, чем триста.

– Часть мощей была вложена без образков. Кроме того, при большевиках Крест получил утраты золота, который покрывал обратную сторону – и там, возможно, тоже находились частицы мощей.

– А в целом много утрачено?

– В Кресте осталось сто частиц святых мощей, а пропало около двухсот. Утрачено и то, что находилось в перекрестии. Туда были вмонтированы свойственные семнадцатому веку святыни – молоко Божьей Матери, кожа апостола Павла и так далее.

– Обычно такие реликвии имелись у католиков. При Никоне, наверное, европейское влияние было значительным?

– Несомненно, в ту пору западные веяния какие-то были, но что касается частиц мощей – это то, что пришло в Русскую Церковь из Византии, со Святой Земли с самых первых времён её существования, то есть задолго до семнадцатого века.

Надо отметить, что Крест терпел утраты не только в советское время. Во время Крымской войны его пришлось эвакуировать с Кий-острова на Соловки. После войны, как писали в Архангельских епархиальных ведомостях, комиссия обследовала Соловецкий монастырь и описывала урон, нанесённый бомбардировкой с английских кораблей. И при осмотре иконостаса главного храма, в который был вставлен Крест, нашла в нём утраты. Может, что-то выпало при сотрясении обстреливаемого здания, может, это при перевозке произошло – подробности не сообщались.

– Лишившись двух третей заложенных в него частиц мощей, Кийский крест перестал быть самым крупным реликварием?

– Он и сейчас, по идее, самый большой у нас. А тогда просто ничего и рядом не стояло. И дело тут не только в количестве частиц мощей. У нас сейчас очень редко бывают бессистемные такие ящички с реликвиями. Всё, что есть у настоятеля или архиерея, обычно собирается в отдельные раки. Причём то, что как бы случайно оказалось под рукой. А здесь был замысел, своя иконографическая программа, которую мы до сих пор не можем понять. Не просто собранные вместе мощи, а настоящий реликварий.

– Вы говорите об очерёдности расположения частиц?

– Да, об их порядке. Расположение частиц не идёт по алфавитному порядку, не идёт по чинам тех или иных видов святости, то есть не сгруппированы отдельно преподобные, святители и так далее. Но там, несомненно, есть какой-то замысел. Многие исследователи работают над тем, чтобы его установить.

Главная святыня

Реликвия была доставлена на остров в Онежский монастырь в марте 1657 г. Именно с этого времени в письменных литературных источниках его стали официально называть Кийским или Никоновским крестом.

В монастыре его считали самой главной святыней. В Воздвиженском соборе он занял место храмового образа, находясь справа от царских врат. Изначально его водрузили на каменной плите, а затем перенесли в монастырскую усыпальницу.

Позже поставили на высокое ступенчатое основание. По обеим сторонам от него располагались иконы равноапостольных Елены и Константина. А еще по сторонам были изображения ктиторов – это лица, которые выделили средства на строительство и украшение монастыря иконами, фресками.

В Кийском кресте размещено 108 частиц от мощей святых, а также 16 камней, взятых с мест, связанных с библейскими событиями. В центре – серебряный ковчежец, содержащий частицы Животворящего Креста и Христовой Ризы. Украшают реликвию шесть малых деревянных крестов. На них изображены двунадесятые праздники. Их в середине 17 в. привезли с Афона.

Мешок земли в подношение

Когда же крест был привезён в монастырь, его установили в центре алтаря главного — Крестовоздвиженского — собора новой обители. И почти сразу же к святыне началось массовое паломничество. Ехали сюда люди, чтобы поделиться с чудесным даром патриарха своими бедами и попросить излечения от недугов. Известно, что только в первые годы пребывания креста на острове Кий здесь получили исцеление немало людей, а несколько слепых обрели зрение. В благодарность за помощь и здравие паломники приносили святыне подарки, однако для монахов Кийской обители самым важным и нужным подношением в те годы был …мешок плодородной земли. Ведь монастырь стоял на голой скале, где ничего не росло из-за скудости почвы. Однако уже через несколько лет благодаря «пожертвованиям» верующих окрестный ландшафт преобразился. Остров Кий превратился в дивный сад, где росло множество деревьев и трав. Сам Никон, приехав сюда в 1660 году, просто не узнал некогда пустынную каменистую пустошь. Изменившийся остров так поразил патриарха, что он прожил здесь несколько месяцев, самолично руководя постройкой новых монастырских зданий. Однако спустя годы от благодарных верующих крест стал получать и иные дары. Так, в 1843 году для святыни был изготовлен необыкновенный кивот из розового мрамора на полукруглой тёмно-синей подставке стоимостью пять тысяч рублей, полученных в качестве пожертвований. Вот как описывал этот подарок святыне современник: «В верху полукружия изображение Евангелия белаго цвета и по бокам в равном от него расстоянии два круга тёмно-синего цвета». Созданием этого оригинального украшения руководил архиепископ Игнатий (Семёнов) Олонецкий, которому и принадлежала идея о подношении святыни такого необыкновенного подарка.

Подробное описание

В описи монастыря, относящейся к 1819 г., есть подробное описание Кийского креста и вложенных в него реликвий. Среди них, в частности, упоминается о:

  • серебряном кованом ковчеге с позолотой, содержащем частички животворящей крови Христовой;
  • части его ризы;
  • частичках молока Богородицы;
  • крови Иоанна Предтечи;
  • крови Апостола Павла;
  • древе Креста Господня.

Над этим ковчегом располагается резной херувим, также серебряный, позолоченный. Вместе с ковчегом он весит три фунта. Вверху в середине древа находится звезда из того же материала, а в ней – части камней, взятые из гроба Господня.

На этом кресте – еще шесть небольших, кипарисных, с изображением двунадесятых праздников, а также небольшой серебряный крест, на котором вырезан образ распятия Христова. Повыше подножия находится второй позолоченный серебряный ковчег, в котором также есть части древа Креста Господня, которые весят шестьдесят пять золотников.

Сегодня из описанного ни один из ковчегов со святынями не сохранился.

На средства архиепископа Олонецкого Игнатия, который вложил в Крестный монастырь пять тысяч рублей, вокруг описываемой реликвии в 1843 г. соорудили киот из мрамора. На его розовом поле была сделана надпись, где упомянуто имя дарителя. Осталось изображение мощевика в новом киоте.

Из-под спуда

– В августе сюда, в храм Преподобного Сергия, Крест и привезли? Как странно совпало – тогда же был путч ГКЧП, после которого советская власть закончилась.

– Для меня удивительней то, что привезли именно сюда. Как уже говорил, здесь неподалёку, на Петровке, был дом, который принадлежал Никону в бытность его митрополитом Новгородским. И наш храм из всех московских храмов самый ближний к нему.

– Может, кто-то знал об этом?

– Вряд ли. Произошло следующее. В ту пору министром культуры РСФСР был Юрий Соломин, хорошо известный нам по фильму «Адъютант его превосходительства». И Юрий Мефодьевич распорядился, чтобы часть находящихся в запасниках икон и святынь была передана в храмы, подвергшиеся наибольшему разрушению. Ну а церковь Преподобного Сергия как раз входила в эту категорию – в ней же завод располагался, колокольня была разрушена, стены обезображены. И как раз храм возвращали Церкви. 30 августа его освятил Святейший Патриарх Алексий II. Первым настоятелем стал протоиерей Иоанн Экономцев, впоследствии игумен и архимандрит, известный вам по Рождественским чтениям – он их вёл многие годы. В числе клира был и известный многим протоиерей Глеб Каледа. Позже клир перешёл в Высоко-Петровский монастырь, когда верующим вернули тамошнюю церковь Преподобного Сергия Радонежского. А восстановление нашего храма продолжалось – освятили ещё один придел, во имя преподобного Серафима Саровского, восстановили колокольню, причём по фотографиям, соблюли размеры с точностью до сантиметра. Но жизнь храма началась именно в августе 91-го, когда сюда из музейных запасников привезли три святыни – иконы Феодоровской Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского и Кийский крест.

– А в чьих запасниках Крест хранился?

– В запасниках Исторического музея, что на Красной площади. Туда он попал с Соловков. Вообще, до революции Крест покидал Кий-остров лишь во время Крымской войны, когда его эвакуировали в Соловецкий монастырь, спасая от англичан. В начале 20-х годов, после закрытия Онежского Крестного монастыря, его снова вывезли на Соловки, но уже с другой целью – поместить в экспозицию антирелигиозного музея. О Кийском кресте писали тогда памфлеты, разного рода иронические сообщения, называли «универмагом несуществующих вещей», имея в виду мощи, в нём находящиеся, и так далее.

В 30-е годы, после упразднения СЛОНа, архипелаг попал в распоряжение ВМФ. Там расположили военно-морскую базу, школу юнг. Антирелигиозный музей морякам был ни к чему, и святыни подлежали уничтожению. Пётр Дмитриевич Барановский, великий наш реставратор, который спасал Казанский собор на Красной площади и многие другие памятники, срочно выехал на Соловки. Человек он был невиданной смелости, писал в прокуратору Союза ССР на военно-морской флот, требовал спасти иконы, облачения, утварь. В результате его усилий Кийский крест и был перевезён в Москву, в запасники музея.

Второй раз Крест подвергся опасности в конце 80-х – начале 90-х годов. Как мы полагаем, он был подготовлен к тому, чтобы его списать и даже вывезти за пределы страны. С чьей-то точки зрения, предмет был весьма «ценный», он ведь обит серебряной басмой, там было листовое золото и так далее. К счастью, хранителем другого музея, имени Андрея Рублёва, работал нынешний священник Храма Христа Спасителя отец Георгий Мартынов, который о Кийском кресте знал всё, писал о нём научные статьи. И вот он организовал целую кампанию, актуализировал тему Кийского креста в такой степени, что на неё обратил внимание министр культуры Соломин. Отсюда и его решение передать святыни из фондов в восстанавливаемые храмы.

Надо сказать, что у музейных работников, в особенности у фондохранителей, есть то, что можно назвать «болезнью хранителя». Это как собака на сене. Они исходят из предпосылки, что все, кто пришёл к ним в фонды, намереваются что-нибудь украсть. Я знаю много таких. Как правило, это очень хорошие люди, но они искренне считают, что их задача – как можно меньше что-то показывать и как можно больше спрятать в темноте своих фондов. И вот когда отец Георгий, ставший к тому времени уже священником, пришёл Кийский крест забирать, то, как он мне рассказывал, фондохранитель плюнул ему в лицо. Эмоции были на пределе.

Почитание в царской семье

Изображение на иконе

Реликвия была очень почитаема среди членов царской фамилии. В домовой казне патриарха Никона имелась запись, датированная 1658 г. В ней упоминается о двух больших иконах, написанных «к большому кипарисному кресту». На одной из них изображен равноапостольный царь Константин, рядом с ним царь Алексей Михайлович вместе с патриархом Никоном.

На другой представлена равноапостольная царица Елена вместе с царицей Марией Ильиничной и царевичем Алексеем Алексеевичем. Обе они были исполнены иконописцем Иваном Салтановым. Он был придворным художником при Алексее Михайловиче и его преемниках. Позже были созданы и другие варианты.

У ПОДНОЖИЯ

Высоко-Петровский монастырь для меня, пожалуй, самое родное место в Москве. Уже не один десяток лет езжу на Рождественские чтения – и здесь, в Отделе религиозного образования и катехизации, радушно встречают, выдают аккредитацию, затем здесь же проходят некоторые секции и круглые столы. В общем, на Петровке я как дома, и часто заезжал сюда просто так, не только на Чтениях. Выйдешь на станции метро «Тверская», прогуляешься по Страстному бульвару, посидишь на скамеечке, любуясь будто всплывающими в воздух из-за крепостных монастырских стен куполами таких русских церквей – Боголюбской иконы Божией Матери, Святителя Петра Московского, Преподобного Сергия Радонежского… В одном из них обязательно служба. То, что чуть дальше – за углом крепостной стены, – есть ещё один храм Преподобного Сергия, я знал, но почему-то ни разу туда не заходил. Может, отпугивало его второе именование – «в Крапивниках»? Или скорее такая была полнота, что куда уж больше святости? Но, как оказалось, именно там для меня, северянина и беломорчанина, и было наироднейшее место. Потому что в маленьком этом храме хранится самый большой в Восточной и Западной Церквях реликварий, который три столетия освящал побережье Белого моря и весь Русский Север.

Храм Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках

Храм окружён с трёх сторон старинными зданиями, стены которого украшены каким-то восточным, магометанским орнаментом. Словно Константинополь, осаждаемый турками. Вхожу под церковные своды. Сразу у входа встречает высоченный Крест, который поначалу принял за Голгофский. Нет, он самый и есть – Кийский, с острова, что в Белом море.

Как повествуется, в 1639 году «в малом кораблеце с неким христианином» иеромонах Никон, будущий Патриарх Московский, плыл морем из Анзерского скита и от великого волнения морского едва не утонул, но, «уповая на силу Животворящего Креста», был спасён и прибит волнами к острову пред Онежским устьем. Вступив на гранитную твердь, он спросил: «Кий сей остров? (Чей это остров?)» Но поскольку остров был «пуст, и жилецким людем непригоден, ибо всё камень голой», то и названия даже не имел. Тогда Никон сказал: «Пусть же сей остров зовётся Кий».

В память о спасении Никон водрузил на острове Крест и спустя время попросил царя Алексея Михайловича пожаловать ему грамоту, которая бы дозволила «на том острову, идеже Никон честный Крест водрузил, поставить церковь и монастырек соградить». Так появился на Белом море Крестный монастырь. В благодарность за разрешение открыть его Никон решил соорудить и подарить царю и всей царственной семье кипарисовый крест, который «украсил серебром, золотом и драгоценными камнями и внутри его положил до 300 частиц святых мощей с кровью разных святых мучеников и с частицами чтимых палестинских камней». Формально это был подарок царю, но великая святыня в Москве не осталась – вскорости Никон перевёз её в Онежский Крестный монастырь, на Кий-остров. Там, на Белом море, она и пребывала до 1930 года.

Прикладываюсь к подножию Креста. Пытаюсь разобрать церковнославянскую вязь на металлической табличке, составленную Никоном: «При державе Благовернаго и Христолюбиваго Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михайловича и всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и иных государств Государя и Обладателя… от честнаго древа кипариса… Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящаго Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте. От воплощения Слова Божия 1656, а от создания мира 7164 года, августа в первый день». На Кресте множество металлических иконок святых, чьи мощи сюда вложены. Крещусь…

В ожидании приезда настоятеля обхожу весь храм. Молящиеся стоят напротив двух старинных икон – Феодоровской Божией Матери и Преподобного Сергия Радонежского, с частицей его мощей. Преподобный благословляет двуперстием – видно, образ старообрядческого письма. Появляется настоятель. Люди выстраиваются в очередь, чтобы решить свои вопросы. Затем протоиерей Александр Абрамов идёт в придел, откуда раздаётся стук молотка – ведутся работы над новым иконостасом. Освободившись, приглашает в трапезную, под которую приходу выделены помещения в одном из «магометанских» зданий.

Утраченные мощи

Во второй половине 19 в. настоятели Онежского монастыря в своих донесениях сообщали о том, что часть мощей была утрачена. Так, например. В 1876 г. архимандрит Нектарий указывает на отсутствие мощей великомученика Прокопия и пророка Даниила.

Он предполагает, что, скорее всего, они были утеряны при перенесении святого креста по неудобному пути из монастыря при нашествии неприятеля. Тогда в 1854 г. англичане вплотную подошли к Соловецкому монастырю, в связи с чем реликвия и была вывезена из обители.

Перед Кийским крестом читаются молитвы и песнопения

Перед Кийским крестом читается тропарь и кондак во время его празднования.

Тропарь, глас 1:

Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак, глас 4:

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели нас силою Твоею, победы дая нам на сопостаты, пособие имущим Твое оружие мира, непобедимую победу.

Также перед крестом читается молитва святейшего Патриарха Никона:

О Пречестный и Животворящий Кресте! Ты вселенную всю освяти и свет наведе. Ты от востока, и запада, и севера, и юга во едину Церковь, и во едину веру, и во едино крещение и любовь вся связал еси. Ты непобедимый град христианом, победное оружие Царя Христа.

Ты еси вселенныя слава и радование, безсильных сила, благочестивых людей победа и укрепление, воинов дерзновение, путешественником спутник, бедствуемых избавление, обуреваемых тишина, монахов сила, мирских хранителю, всех святых святое и честное украшение. Тебе, Кресту Христову, да поклонюся, Тебя да облобызаю, Тебя вседушне целую со страхом и радостию: со страхом за недостоинство мое, с радостию же за благодать, юже ми даруеши. Тобою бо врата райская затворенная паки отверзаются, ад сокрушается, небесная со земными соединяются, оставление грехов даруется. Аз же чадом Божиим и наследником Царствия Небеснаго нарицатися сподобляюся.

О, Кресте Христов, движущихся на мя и борющих страстей море без напасти мимоити устрои, устремляющиеся же на мя волны и бури утиши, мир сотвори, и житие безмятежне ми прейти сподоби. Горесть и болезнь напастей, и бед, и искушения на благость преложи, и умили, и утеши душу мою, падающую унынием и скорбию.

Христе Боже! Помилуй и спаси душу мою силою Честнаго и Животворящего Твоего Креста и святых ради молитв, ихже мощи водружены в сем Кресте, яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Твоим Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

После закрытия монастыря

Храм Сергия Радонежского

В Крестовоздвиженском соборе Онежского монастыря мощевик находился до 1923 г., пока обитель не была закрыта. До этого покидал он данное место лишь единожды, в 1854 г., что было связано с нашествием англичан, о чем было сказано выше.

В 1930 г. крест передали в музей антирелигиозной направленности, находившийся в Соловецком лагере, являвшемся отделением Архангельского общества краеведов. Он располагался в Благовещенской церкви в Соловецком монастыре.

В 1939-м в составе коллекции упраздненного музея его отправили в Москву, передав в запасники филиала Исторического музея, находящегося в Новодевичьем монастыре. Оттуда в августе 1991 г. Кийский крест передали в храм, посвященный преподобному Сергию Радонежскому. Теперь он является доступным для поклонения. Его адрес: Москва, Крапивенский переулок, 4.

Современная копия, сделанная в 2005 г., сейчас находится в Онежском Крестовоздвиженском монастыре, на острове Кий.

Храм в Крапивниках

– Необычно, что Крест у вас водружён прямо напротив входа, – задаю первый же пришедший в голову вопрос.

– Вы же видели, храм небольшой, и поставили там, где свод выше. Крест-то немалый. Сделан он по заказу Никона в Святой Земле «в меру креста Христова», то есть с соблюдением размеров того Распятия, на котором казнили Спасителя: 3 метра 10 сантиметров в высоту и 1 метр 92 сантиметра в ширину. И по форме это копия Спасителева тау-креста, в форме буквы Т.

– А это здание, где мы находимся, какое-то исламское на вид…

– Здесь было подворье Константинопольского Патриархата, ему одно время храм и принадлежал.

– А почему сейчас именно здесь Кийский крест находится?

– Можно сказать, что это случайность, хотя и промыслительная. Но давайте лучше с самого начала расскажу.

Нашу церковь Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца, москвичи называли по-разному: «что в Старых Сторожах», «что в Старых Серебряниках», «на Петровке», «в Крапивниках», «на Трубе». В принципе, это одно и то же. Предположительно, построили церковь в 1591 году, сохранился «Петров чертёж» 1597 года, на котором можно видеть небольшой одноглавый храм на спуске от Высоко-Петровского монастыря к Неглинной. То есть храм уже существовал при Никоне, и вполне возможно, что он здесь молился, поскольку жил неподалёку. До конца XIX века это была обычная приходская церковь, ставшая со временем приписной. Когда её решили передать Сербскому подворью, то народ выступил против, потому что это был единственный в Москве приходской храм, главный престол которого освящён во имя Преподобного Сергия. Остальные-то были монастырскими. Просьбам вняли и храм оставили приписанным к Григорие-Богословской церкви. Его подновили, иконостас позолотили, но службы по-прежнему справлялись только по большим праздникам. И спустя десять лет, в 1883-м, повелением императора Александра III храм всё же передали подворью, только уже Константинопольского Патриархата.

Вот тогда, к 1892 году, и возвели эти здания, которые вы назвали «исламскими». Архитектор Сергей Родионов декорировал стены мусульманским орнаментом, но в оформлении также видны и русские мотивы. Колонны, полосатая кладка из цветных кирпичей – это всё византийское. Как понимаю, идея была такая: мусульмане захватили Византию, но здесь, в Москве, Константинополь продолжает быть.

– В 1880 году Достоевский написал: «Константинополь должен быть наш», – прерываю рассказ о. Александра.

– Да, в ту пору, при императоре Александре III, стоял вопрос об освобождении Царьграда и православных на Балканах. Возможно, открытие подворья с этим как-то связано. Предполагалось, что по результатам Первой мировой войны русские войдут в Константинополь, но революция всё перевернула, гонения на православных начались в самой России. В конце 20-х – начале 30-х по Москве прокатилась волна массового закрытия церквей, при этом Крапивенский переулок она миновала. Наверное, случилось это из-за извечного нашего низкопоклонничества перед иностранцами, на подворье-то греки жили. Возможно, была замешана и политика – большевики в ту пору сотрудничали с Турцией.

Надо сказать, в конце правления нашего Патриарха Тихона константинопольцы дружили здесь со всеми на свете – и с обновленцами, и с «тихоновцами». Вообще, подворье пользовалось репутацией такой недоброй, «краснопузой», и народа сюда ходило мало. Поэтому, когда в 34-м году умер последний настоятель подворья, архимандрит Василий (Димопуло), новых священников сюда не назначали. Оставались младшие по сану. Мы установили, что последний священник, крымский грек по происхождению, был в январе 38-го года арестован, отсюда увезён и расстрелян – по обвинению в шпионаже в пользу английской разведки. Священников-греков здесь не осталось, и храм закрыли. Причём закрыли очень капитально – из него всё вывезли, вообще ничего не осталось. А храм был один из самых богатых в Москве, судя по описи тех ценностей, которые вывозились ещё во время изъятия в 20-е годы.

– И как власти храм использовали? Сильно перестроили?

– Хотели устроить какой-то краеведческий музей, Дом пионеров. Но «по просьбам трудящихся» сделали пункт по заточке коньков и цех, который изготавливал эти самые коньки и лыжные крепления. Дело в том, что рядом с довоенного времени и вплоть до начала 90-х годов находился популярный среди москвичей каток «Динамо». Читали у Юрия Нагибина автобиографическую повесть «Тьма в конце туннеля»? Там он пишет о своём довоенном детстве и катке: «Каким-то чудом его серебряное блюдо уместилось в густотище застроенного-перезастроенного центра Москвы. Здесь дом лезет на дом, не найдёшь свободного пятачка: между помойкой и гаражом встроен крольчатник, рядом чистильщик сапог развесил макароны шнурков и насмердил сладкой гуталиновой вонью, вгнездился в какую-то нишу кепочник, а на него напирает электросварщик, обладатель слепящей искры, сараи, подстанции, всевозможные мастерские теснят друг дружку, толкаясь локтями, и вдруг город расступается и с голландской щедростью дарит своим гражданам чистое пространство льда».

Так что здесь десятки лет были веселье и музыка – катались парами и под фокстрот «У самовара я и моя Маша», и под песни Аллы Пугачёвой. Ну а потом наступил август 91-го…

Преобразования реликвии

Никонов крест

Уникальный мощевик явился символом преемственности многовековых христианских традиций исторической Палестины. Кийский крест в Москве был дополнен рядом элементов. При этом были сохранены на двух его сторонах:

  • части дерева Креста Господня Животворящего;
  • камни, взятые с мест евангельских событий;
  • части святых мощей русских и восточнохристианских святых.

Реликвию «обложили» серебром, слюдой, оставив изображения христианских праздников. В Кийском кресте в Крапивниках остались врезанные в вертикальное дерево шесть четырехконечных распятий, размер которых 10,5 на 7,5 на 0,7 см. Сейчас один из них утрачен. Они украшены миниатюрной резьбой с расположенными на ней клеймами с праздниками и евангелистами.

Сегодня святыни, вложенные в Радонежский Кийский крест, обрамляют 16 серебряных восьмиконечных звезд, закрытых 104 пластинами из серебра. На них сделана гравировка, изображающая по пояс тех святых, мощи которых размещены прямо под ними в ковчегах прямоугольной формы.

Эти образы исполнили русские мастера, основываясь на иконописных подлинниках. Под нижней перекладиной размещена серебряная с позолотой пластина прямоугольной формы. Ее размеры 25,5 на 18,3 см.

На торцах и по периметру мощевик имеет геометрический орнамент, покрытый серебряной басмой. Нужно отметить, что художественная программа Никонова креста является уникальной. Она не имеет аналогов ни в византийском, ни в западном, ни в русском искусстве.

Рассмотреть детали:

Кийский крест в храме Сергия Радонежского в Крапивниках

Камень от «трапезы, на нейже Авраам угости Святую Троицу»

Надпись на подножии Креста

Камень Гроба Господня. Иконы и мощи святых, в т. ч. великомученика Георгия Победоносца, великомучеников Димитрия Солунского и Пантелеимона, пророка Даниила, равноапостольного Константина, апостолов Матфея и Андрея

Камень от пещеры, где родился Христос. Мощи и иконы святых, в т. ч. преподобного Андрея Критского и Григория Нисского

В чем помогает Кийский крест

В Москве можно прийти на поклонение к животворящему кресту. Как писал патриарх Никон, тому, кто делает с верой, силой этой святой реликвии будет дана благодать. То есть на этого человека снизойдет милость и доброта Бога, которые изменят его сердце, приблизит их ко Всевышнему. А также, по словам Никона, молитва перед этим мощевиком поможет тем, кто собирается совершить путешествие по святым местам в Иерусалим, Христос будет присматривать за ними.

Как учат христианские богословы, поклонение Кийскому Кресту помогает исцелить различные недуги. А также к его помощи стоит прибегать, когда в жизни человека случаются тяжелые ситуации. Например, это может быть уход из жизни близкого человека, распад семьи, неприятности, касающиеся детей, конфликт с начальством. Поклонение реликвии даст обращающемуся к ней просветление ума, поддержку, восстановление и духовных, и физических сил.

В житие патриарха Никона есть обращение к царю Алексею Михайловичу

В житие патриарха Никона мы видим такую надпись, которую он написал царю Алексею Михайловичу в 1656 году:

«В мимошедшем 1639 году мы, будуще Иеромонахом, творихом шествие по морю из скита Анзерского и во время то от великого морского волнения едва не потопихомся; но, уповающе на силу Божественнаго Животворящаго Креста, спасение получихом пред Онежским устьем, к пристанищу к Кию острову, и славу воздахом Распеншемуся на Кресте Господу нашему Иисусу Христу о оном избавлении. Будуще же тогда на том острове, на воспоминание того своего спасения водрузихом на том месте Святый и Животворящий Крест».

В этом послании мы видим, речь идет об устроении на острове Крестного монастыря. Это мы можем видеть из содержания текста.

Патриарх Никон сам лично писал обращение к царю Алексею Михайловичу

Далее патриарх Никон, сообщает о Кийском кресте, который он решил послать на остров:

«Есть же той Честный Животворящий Крест…привезен от Палестины, сотворен от честного древа кипариса, широтою и высотою таков, яков же самый Животворящий Крест, на немже изволи Христос Бог наш волею, нашего ради спасения, распятися, в немже водружена есть часть самого того Животворящаго Креста, и от святых мощей многих Святителей и Мучеников и прочих; да будет Честный той Животворящий Крест, заступая и спасая коегождо, притекающего к нему по требованию его и умному намерению. И аще кто с верою восхощет к тому Животворящему Кресту на поклонение приити, да не менее тому силою Святого того Честнаго и Животворящаго Креста благодать дастся, якоже путешествующим во святая Палестинския места, в нихже святое Свое смотрение Христос Бог наш исполни».

Никон пишет, что данный крест изготовлен из честного древа кипариса. И привезен он из Палестины. По размерам он как крест, на котором был распят Иисус Христос ради спасения человечества. В него была помещена часть древа креста Господня. А также туда были помещены мощи святителей и мучеников. Патриарх пишет о том, что крест в Крапивниках будет спасать весь христианский род. Тем, кто будет к нему приходить и просить помощи, тот получит благодать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: