Возглавляет монастырь священноархимандрит – правящий архиерей или (если монастырь ставропигиальный) сам Патриарх.
Однако непосредственно управляет монастырем наместник (это может быть архимандрит, игумен, иеромонах). В древности он назывался строителем, или игуменом. Женский монастырь управляется игуменией.
Ввиду необходимости четкой отлаженности монастырской жизни (а монашество – это духовный путь, настолько выверенный и отшлифованный вековой практикой, что его можно назвать академическим) в монастыре каждый несет определенное послушание.
Первый помощник и заместитель наместника – благочинный. В его ведении все богослужение, выполнение уставных требований. Именно к нему обычно направляют по вопросу размещения приезжающих в монастырь паломников.
Важное место в монастыре принадлежит духовнику, который духовно окормляет братию. Причем это не обязательно должен быть старец (как в смысле возраста, так и в смысле духовных дарований).
Из опытной братии выбираются:
- казначей (отвечает за хранение и распределение с благословения наместника пожертвований), ризничий (отвечает за благолепие храма, облачений, утвари, хранение богослужебных книг), эконом (отвечает за хозяйственную жизнь монастыря, ведает послушаниями приехавших в монастырь трудников),
- келарь (отвечает за хранение и заготовку продуктов),
- гостиничный (отвечает за размещение и проживание гостей монастыря) и другие.
В женских монастырях эти послушания несут насельницы монастыря, за исключением духовника, который назначается архиереем из числа опытных и обычно пожилых монахов.
Правила поведения в монастыре
Монастырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усвоить правила монашеского общежития.
Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на все испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.
Из монастыря без благословения выходить нельзя.
Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т.п.).
Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «благослови».
Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна.
Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают направлены настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» (в женском монастыре: «Молитвами святых матерей наших…»). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: «Аминь».
Избегают вольного обращения, смеха, шуток.
При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе.
В отличие от мира, при приветствии, за руку друг друга не берут.
Вместо «спасибо» принято говорить «Спаси Господи».
Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают «Аминь», за столом молчат и внимают чтению.
К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.
Скорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.
Какие должности были у монахов в средневековых монастырях?
Начнем с самой земной монастырской должности.
Келарь — это завхоз, или администратор монастыря. Чем больше был монастырь, тем важнее была должность и больше помощников полагалось келарю. Название должности происходит от латинского cella — «кладовая», «амбар».
Келарь входил в число полноправных монахов, а была ещё другая категория (низшее сословие) — мирские братья.
В русских монастырях келари появились в XI веке. Должность ввёл в устав Феодосий Печерский. Отличие православного келаря — в совмещении должности завхоза и трапезника. И такая двойственность весьма интересна. Ведь если католический келарь — фигура высшего полета, то трапезник входит в низшее сословие и параллельно выполняет функции звонаря и сторожа.
Конверсы относились к мирской группе и обычно ели отдельно от монахов. Обычно неграмотные, они занимались физической работой, чтобы монахи имели возможность больше времени посвящать службе и молитвам.
Появились конверсы так. Часть монастырей отказалась от труда крестьян на своих землях, однако быстро стало ясно, что пахать землю, а потом идти молиться весьма затруднительно для тела. Поэтому придумали этакий гибрид монаха и крестьянина — конверса. Также их называли «бородатыми братьями».
Е. Е. Волков, «У монастыря» Фото: artchive.ru
В некоторых монастырях конверсу позволялось обучаться грамоте и позже стать полноценным монахом, но обычно такое запрещали.
В православной традиции конверсам частично соответствуют трудники — люди, добровольно помогающие монастырям и церквям по хозяйству и не имеющие цели пострига. Однако трудники обычно живут вне монастыря и только приезжают на время работы.
В песне «Родная» группы «Калинов мост» в конце идут такие слова:
Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман. Инок да шаман.
Почему инок, а не монах? Только из-за рифмы? Вовсе нет. Монахи физической работы избегали, чтобы больше времени потратить на молитвы. А вот иноки, к которым конверсы относятся, как раз и занимались рытьем могил, установкой крестов и другими делами.
Вместе с конверсами в «неполноценные монахи» входили послушники и ученые братья.
М. В. Нестеров, «Послушницы на берегу реки», 1920-е г. Фото: artchive.ru
Послушником мог стать человек любого возраста, даже старик, пожелавший уйти от мирской суеты. Срок послушания обычно длился год. Если послушник желал остаться и его признавали достойным монастыря, он давал обеты и становился монахом ордена.
С учеными братьями история несколько иная. Обычно их отдавали в монастырь маленькими детьми и обучали грамоте, латинскому языку, богослужению и так далее. Именно ученые братья были первыми кандидатами в священники, а также в завхозы (келари), так как административным навыкам мальчиков также обучали.
В. Г. Перов, «Разговор студентов с монахом», 1871 г. Фото: ru.wikipedia.org
Инфирмарий — санитар, врач, фельдшер монастыря. Заведовал больницей, аптекарским огородом, знал, как готовить лечебные снадобья. Фактически выполнял роль врача не только внутри монастыря, но и для прихожан в ближайших деревнях.
Инфирмарий отвечал и за такой медицинский обычай Средневековья, как кровопускание. Раз в квартал он контролировал, чтобы все здоровые монахи в монастыре «слили» некоторое количество крови. Детали процедуры до сих пор неизвестны: сколько крови собирали, что с ней делали, какие приспособления использовали? Зато известно, что кровопускание в монастыре запрещалось во время поста или на время сбора урожая.
Должность госпиталия может ввести в заблуждение, ведь в нём слышится слово «госпиталь». Но вряд ли в монастырях держали сразу двух врачей. И верно, госпиталий отвечал за… гостеприимство! Причем принимал он не всяких гостей, а только знатных и богатых людей, способных оказать монастырю ту или иную помощь. Фактически госпиталии стали предшественниками экскурсоводов, поскольку именно они вели гостей по святыням и рассказывали историю реликвий.
А. И. Корзухин, «В монастырской гостинице», 1882 г. Фото: artchive.ru
Елемозинарий, или Элемозинарий (раздатчик милостыни) — противоположность госпиталия. Нет, он не вышибала. Просто отвечал за приём бедноты и простых паломников. В его заботы входило обеспечивать едой неимущих. Делалось это так: елемозинарий собирал остатки трапезы монахов и отдавал бедным. Также существовал обычный: когда монах умирал, в течение 30 дней после смерти его порцию еды и вина отдавали нуждающимся.
Скорее всего, изначально появилась должность госпиталия, и он отвечал за приём всех гостей монастыря — и знатных, и простолюдинов. Но необходимость дружить с сильными мира сего постепенно привела к раздвоению должности и появлению «госпиталия для бедных».
Остальные должности нам уже хорошо понятны. Был в монастыре свой библиотекарь, обязательно имелся ризничий (у католиков кистер).
Помощник аббата назывался приор. Сам же аббат вовсе не был наделен абсолютной властью над братией, как многие думают. По уставу ордена он был обязан советоваться с монахами по наиболее важным вещам. Известны случаи, когда монахи прогоняли аббатов, а то и убивали, если те или слишком многого с них требовали, или приводили монастырь к упадку.
А. К. Саврасов, «У ворот монастыря», 1875 г. Фото: artchive.ru
Большинство должностей из Средних веков успешно сохранилось в монастырях и в наше время. А некоторые даже вышли за пределы церкви. Например, в английских больницах и госпиталях появилась должность «алмонер» (от almoner — раздача милостыни). Это наследники тех самых монастырских елемозинариев, которые занимаются психологической помощи больным. При этом в ХХ веке должность стала гражданской и занять её может человек, не имеющий отношения к религии.
Теги: монастырь, монах, Средневековье, средневековый монастырь
Биография
В миру — Миронов Владимир Иванович. Родился 18 января 1971 г. в г. Магнитогорск Челябинской области в семье служащих. Образование: В 1993 г. окончил философский факультет Уральского государственного университета им. М. Горького по специальности «Социология». В 1996 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 2001 г. Московскую Духовную Академию. В 2010 году окончил аспирантуру при Уральском государственном университете им. М. Горького и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме: «Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении». В 1991-1993 годах нес послушание иподиакона Архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека. По окончании семинарии направлен в Саратовскую Епархию. 27 июня 1996 г. по благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Александра был пострижен в монашество с наречением имени в честь блж. Иеронима Стридонского (15/28 июня) и 1 июля того же года рукоположен во иеродиакона. 10 мая 1998 г. рукоположен во иеромонаха. В 1999 году ко дню Святой Пасхи награжден наперсным крестом. В 2011 году награжден палицей. В 2018 году награжден наперсным крестом с украшениями. В 1996—1999 гг. нес церковное послушание в Саратовской Духовной Семинарии в качестве преподавателя ряда богословских дисциплин, проректора по воспитательной работе. Был клириком Архиерейского храма «Утоли моя печали», насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. В 1999 году принят в штат Екатеринбургской Епархии и назначен клириком Архиерейского Вознесенского подворья г. Екатеринбурга. С 2000 г. по 2011 г. нес послушание духовника Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища. С 2000 г. преподаватель Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии. В 2004-2010 гг. старший преподаватель кафедры теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. В 2004-2006 гг. клирик Прихода преподобного Серафима Саровского г. Екатеринбурга, директор НОУ СОШ «Во имя святого страстотерпца царевича Алексия». В 2006-2007 гг. – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга. С 2006 г. — заместитель директора, а с 2007 по 2011 г. — директор НОУ Православной гимназии «Во имя святых Царственных страстотерпцев». В 2007-2012 гг. – клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. С 2011 года доцент кафедры теологии НОУ ВПО «Миссионерский институт». С 23 сентября 2011 года – член Епархиального церковного суда Екатеринбургской Епархии. С 20 марта 2012 года по 6 ноября 2016 года – духовник ГУ МЧС по Свердловской области. 12 января 2013 года назначен настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина г. Березовский Екатеринбургской епархии. 21 октября 2016 года на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви назначен на должность наместника (игумена) Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, а 30 октября того же года за Божественной литургией в Крестовоздвиженском соборе обители был возведен в сан игумена с вручением игуменского посоха. 6 ноября 2016 года назначен ректором Духовной профессиональной образовательной организации «Верхотурское Православное Духовное Училище», а 5 декабря 2016 года, в связи с ликвидацией Училища, директором образованной вместо него «Верхотурской православной мужской гимназии». 19 августа 2022 года назначен благочинным церквей Верхотурского округа. 23 августа 2017 года введен в состав Епархиального Совета. 25 мая 2022 года назначен благочинным монастырей Екатеринбургской Епархии.
Награды: Общецерковные:
2004 г. – Патриаршая грамота; 2022 г. – Юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». 2022 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского III степени
Епархиальные:
2010 г. – Медаль праведного Симеона Верхотурского III степени; 2012 г. – Медаль праведного Симеона Верхотурского II степени; 2015 г. – Юбилейная медаль «130-летие Екатеринбургской Епархии.
27 октября 2022 года