Какие должности были у монахов в средневековых монастырях?

Воз­глав­ляет мона­стырь свя­щен­но­ар­хи­манд­рит – пра­вя­щий архи­ерей или (если мона­стырь став­ро­пи­ги­аль­ный) сам Пат­ри­арх.

Однако непо­сред­ственно управ­ляет мона­сты­рем намест­ник (это может быть архи­манд­рит, игумен, иеро­мо­нах). В древ­но­сти он назы­вался стро­и­те­лем, или игу­ме­ном. Жен­ский мона­стырь управ­ля­ется игу­ме­нией.

Ввиду необ­хо­ди­мо­сти четкой отла­жен­но­сти мона­стыр­ской жизни (а мона­ше­ство – это духов­ный путь, настолько выве­рен­ный и отшли­фо­ван­ный веко­вой прак­ти­кой, что его можно назвать ака­де­ми­че­ским) в мона­стыре каждый несет опре­де­лен­ное послу­ша­ние.

Первый помощ­ник и заме­сти­тель намест­ника – бла­го­чин­ный. В его веде­нии все бого­слу­же­ние, выпол­не­ние устав­ных тре­бо­ва­ний. Именно к нему обычно направ­ляют по вопросу раз­ме­ще­ния при­ез­жа­ю­щих в мона­стырь палом­ни­ков.

Важное место в мона­стыре при­над­ле­жит духов­нику, кото­рый духовно окорм­ляет братию. Причем это не обя­за­тельно должен быть старец (как в смысле воз­раста, так и в смысле духов­ных даро­ва­ний).

Из опыт­ной братии выби­ра­ются:

  • каз­на­чей (отве­чает за хра­не­ние и рас­пре­де­ле­ние с бла­го­сло­ве­ния намест­ника пожерт­во­ва­ний), риз­ни­чий (отве­чает за бла­го­ле­пие храма, обла­че­ний, утвари, хра­не­ние бого­слу­жеб­ных книг), эконом (отве­чает за хозяй­ствен­ную жизнь мона­стыря, ведает послу­ша­ни­ями при­е­хав­ших в мона­стырь труд­ни­ков),
  • келарь (отве­чает за хра­не­ние и заго­товку про­дук­тов),
  • гости­нич­ный (отве­чает за раз­ме­ще­ние и про­жи­ва­ние гостей мона­стыря) и другие.

В жен­ских мона­сты­рях эти послу­ша­ния несут насель­ницы мона­стыря, за исклю­че­нием духов­ника, кото­рый назна­ча­ется архи­ереем из числа опыт­ных и обычно пожи­лых мона­хов.

Пра­вила пове­де­ния в мона­стыре

Мона­стырь – это особый мир. И нужно время, чтобы усво­ить пра­вила мона­ше­ского обще­жи­тия.

Придя в мона­стырь палом­ни­ком или труд­ни­ком, помните, что в мона­стыре на все испра­ши­вают бла­го­сло­ве­ние и неукос­ни­тельно его выпол­няют.

Из мона­стыря без бла­го­сло­ве­ния выхо­дить нельзя.

Остав­ляют вне мона­стыря все свои гре­хов­ные при­вычки и при­стра­стия (вино, табак, сквер­но­сло­вие и т.п.).

Раз­го­воры ведут только о духов­ном, не вспо­ми­нают про мир­скую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова — «прости» и «бла­го­слови».

Без ропота доволь­ству­ются пищей, одеж­дой, усло­ви­ями сна.

Не ходят в чужие келии, кроме слу­чаев, когда бывают направ­лены насто­я­те­лем. При входе в келию творят вслух молитву: «Молит­вами святых отец наших, Гос­поди Иисусе Христе Сыне Божий, поми­луй нас» (в жен­ском мона­стыре: «Молит­вами святых мате­рей наших…»). Не входят в келию, покуда не услы­шат из-за двери: «Аминь».

Избе­гают воль­ного обра­ще­ния, смеха, шуток.

При работе на послу­ша­ниях ста­ра­ются щадить немощ­ного, кото­рый рабо­тает рядом, любо­вью покры­вая погреш­но­сти в его работе.

В отли­чие от мира, при при­вет­ствии, за руку друг друга не берут.

Вместо «спа­сибо» при­нято гово­рить «Спаси Гос­поди».

Садясь за стол в тра­пез­ной, соблю­дают поря­док стар­шин­ства. На молитву, кото­рую творит пода­ю­щий пищу, отве­чают «Аминь», за столом молчат и вни­мают чтению.

К бого­слу­же­нию не опаз­ды­вают, разве только при заня­то­сти на послу­ша­нии.

Скорб­ле­ния, встре­ча­ю­щи­еся на общих послу­ша­ниях, пере­но­сят сми­ренно, при­об­ре­тая тем опыт­ность в духов­ной жизни и любовь к братии.

Какие должности были у монахов в средневековых монастырях?

Начнем с самой земной монастырской должности.

Келарь — это завхоз, или администратор монастыря. Чем больше был монастырь, тем важнее была должность и больше помощников полагалось келарю. Название должности происходит от латинского cella — «кладовая», «амбар».

Келарь входил в число полноправных монахов, а была ещё другая категория (низшее сословие) — мирские братья.

В русских монастырях келари появились в XI веке. Должность ввёл в устав Феодосий Печерский. Отличие православного келаря — в совмещении должности завхоза и трапезника. И такая двойственность весьма интересна. Ведь если католический келарь — фигура высшего полета, то трапезник входит в низшее сословие и параллельно выполняет функции звонаря и сторожа.

Конверсы относились к мирской группе и обычно ели отдельно от монахов. Обычно неграмотные, они занимались физической работой, чтобы монахи имели возможность больше времени посвящать службе и молитвам.

Появились конверсы так. Часть монастырей отказалась от труда крестьян на своих землях, однако быстро стало ясно, что пахать землю, а потом идти молиться весьма затруднительно для тела. Поэтому придумали этакий гибрид монаха и крестьянина — конверса. Также их называли «бородатыми братьями».

В некоторых монастырях конверсу позволялось обучаться грамоте и позже стать полноценным монахом, но обычно такое запрещали.

В православной традиции конверсам частично соответствуют трудники — люди, добровольно помогающие монастырям и церквям по хозяйству и не имеющие цели пострига. Однако трудники обычно живут вне монастыря и только приезжают на время работы.

В песне «Родная» группы «Калинов мост» в конце идут такие слова:

Кто поставит крест на могилы нам? Инок да шаман. Инок да шаман.

Почему инок, а не монах? Только из-за рифмы? Вовсе нет. Монахи физической работы избегали, чтобы больше времени потратить на молитвы. А вот иноки, к которым конверсы относятся, как раз и занимались рытьем могил, установкой крестов и другими делами.

Вместе с конверсами в «неполноценные монахи» входили послушники и ученые братья.

Послушником мог стать человек любого возраста, даже старик, пожелавший уйти от мирской суеты. Срок послушания обычно длился год. Если послушник желал остаться и его признавали достойным монастыря, он давал обеты и становился монахом ордена.

С учеными братьями история несколько иная. Обычно их отдавали в монастырь маленькими детьми и обучали грамоте, латинскому языку, богослужению и так далее. Именно ученые братья были первыми кандидатами в священники, а также в завхозы (келари), так как административным навыкам мальчиков также обучали.

Инфирмарий — санитар, врач, фельдшер монастыря. Заведовал больницей, аптекарским огородом, знал, как готовить лечебные снадобья. Фактически выполнял роль врача не только внутри монастыря, но и для прихожан в ближайших деревнях.

Инфирмарий отвечал и за такой медицинский обычай Средневековья, как кровопускание. Раз в квартал он контролировал, чтобы все здоровые монахи в монастыре «слили» некоторое количество крови. Детали процедуры до сих пор неизвестны: сколько крови собирали, что с ней делали, какие приспособления использовали? Зато известно, что кровопускание в монастыре запрещалось во время поста или на время сбора урожая.

Должность госпиталия может ввести в заблуждение, ведь в нём слышится слово «госпиталь». Но вряд ли в монастырях держали сразу двух врачей. И верно, госпиталий отвечал за… гостеприимство! Причем принимал он не всяких гостей, а только знатных и богатых людей, способных оказать монастырю ту или иную помощь. Фактически госпиталии стали предшественниками экскурсоводов, поскольку именно они вели гостей по святыням и рассказывали историю реликвий.

Елемозинарий, или Элемозинарий (раздатчик милостыни) — противоположность госпиталия. Нет, он не вышибала. Просто отвечал за приём бедноты и простых паломников. В его заботы входило обеспечивать едой неимущих. Делалось это так: елемозинарий собирал остатки трапезы монахов и отдавал бедным. Также существовал обычный: когда монах умирал, в течение 30 дней после смерти его порцию еды и вина отдавали нуждающимся.

Скорее всего, изначально появилась должность госпиталия, и он отвечал за приём всех гостей монастыря — и знатных, и простолюдинов. Но необходимость дружить с сильными мира сего постепенно привела к раздвоению должности и появлению «госпиталия для бедных».

Остальные должности нам уже хорошо понятны. Был в монастыре свой библиотекарь, обязательно имелся ризничий (у католиков кистер).

Помощник аббата назывался приор. Сам же аббат вовсе не был наделен абсолютной властью над братией, как многие думают. По уставу ордена он был обязан советоваться с монахами по наиболее важным вещам. Известны случаи, когда монахи прогоняли аббатов, а то и убивали, если те или слишком многого с них требовали, или приводили монастырь к упадку.

Большинство должностей из Средних веков успешно сохранилось в монастырях и в наше время. А некоторые даже вышли за пределы церкви. Например, в английских больницах и госпиталях появилась должность «алмонер» (от almoner — раздача милостыни). Это наследники тех самых монастырских елемозинариев, которые занимаются психологической помощи больным. При этом в ХХ веке должность стала гражданской и занять её может человек, не имеющий отношения к религии.

Теги: монастырь, монах, Средневековье, средневековый монастырь

Биография

В миру — Миронов Владимир Иванович. Родился 18 января 1971 г. в г. Магнитогорск Челябинской области в семье служащих. Образование: В 1993 г. окончил философский факультет Уральского государственного университета им. М. Горького по специальности «Социология». В 1996 г. окончил Московскую Духовную Семинарию, а в 2001 г. Московскую Духовную Академию. В 2010 году окончил аспирантуру при Уральском государственном университете им. М. Горького и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по теме: «Воспитательный потенциал религиозной (православной) педагогики и его реализация в негосударственном общеобразовательном учреждении». В 1991-1993 годах нес послушание иподиакона Архиепископа Екатеринбургского и Курганского Мелхиседека. По окончании семинарии направлен в Саратовскую Епархию. 27 июня 1996 г. по благословению Архиепископа Саратовского и Вольского Александра был пострижен в монашество с наречением имени в честь блж. Иеронима Стридонского (15/28 июня) и 1 июля того же года рукоположен во иеродиакона. 10 мая 1998 г. рукоположен во иеромонаха. В 1999 году ко дню Святой Пасхи награжден наперсным крестом. В 2011 году награжден палицей. В 2018 году награжден наперсным крестом с украшениями. В 1996—1999 гг. нес церковное послушание в Саратовской Духовной Семинарии в качестве преподавателя ряда богословских дисциплин, проректора по воспитательной работе. Был клириком Архиерейского храма «Утоли моя печали», насельником Свято-Никольского мужского монастыря г. Саратова. В 1999 году принят в штат Екатеринбургской Епархии и назначен клириком Архиерейского Вознесенского подворья г. Екатеринбурга. С 2000 г. по 2011 г. нес послушание духовника Екатеринбургского высшего артиллерийского командного училища. С 2000 г. преподаватель Екатеринбургской Православной Духовной Семинарии. В 2004-2010 гг. старший преподаватель кафедры теологии Российского государственного профессионально-педагогического университета. В 2004-2006 гг. клирик Прихода преподобного Серафима Саровского г. Екатеринбурга, директор НОУ СОШ «Во имя святого страстотерпца царевича Алексия». В 2006-2007 гг. – клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Екатеринбурга. С 2006 г. — заместитель директора, а с 2007 по 2011 г. — директор НОУ Православной гимназии «Во имя святых Царственных страстотерпцев». В 2007-2012 гг. – клирик Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга. С 2011 года доцент кафедры теологии НОУ ВПО «Миссионерский институт». С 23 сентября 2011 года – член Епархиального церковного суда Екатеринбургской Епархии. С 20 марта 2012 года по 6 ноября 2016 года – духовник ГУ МЧС по Свердловской области. 12 января 2013 года назначен настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина г. Березовский Екатеринбургской епархии. 21 октября 2016 года на основании постановления Священного Синода Русской Православной Церкви назначен на должность наместника (игумена) Свято-Николаевского Верхотурского мужского монастыря, а 30 октября того же года за Божественной литургией в Крестовоздвиженском соборе обители был возведен в сан игумена с вручением игуменского посоха. 6 ноября 2016 года назначен ректором Духовной профессиональной образовательной организации «Верхотурское Православное Духовное Училище», а 5 декабря 2016 года, в связи с ликвидацией Училища, директором образованной вместо него «Верхотурской православной мужской гимназии». 19 августа 2022 года назначен благочинным церквей Верхотурского округа. 23 августа 2017 года введен в состав Епархиального Совета. 25 мая 2022 года назначен благочинным монастырей Екатеринбургской Епархии.

Награды: Общецерковные:

2004 г. – Патриаршая грамота; 2022 г. – Юбилейная медаль «В память 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви». 2022 г. – Орден свт. Иннокентия, митрополита Московского III степени

Епархиальные:

2010 г. – Медаль праведного Симеона Верхотурского III степени; 2012 г. – Медаль праведного Симеона Верхотурского II степени; 2015 г. – Юбилейная медаль «130-летие Екатеринбургской Епархии.

27 октября 2022 года

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: