Почему баптисты не носят крест: кто из христиан не носит крест

Крест – один из самых узнаваемых символов в мире. Некогда он был в ходу у наших пращуров-язычников и распространен во многих примитивных культурах. Но с появлением христианства крест стал трактоваться именно как символ принадлежности к соответствующей религиозной конфессии.

Все мы знаем, что православные и католики носят нательный крестик в качестве признания самоотверженного подвига Христа, принявшего мученическую смерть и искупившего все грехи Человечества. Однако далеко не все христиане считают распятия чем-то священным и поклоняются животворящему кресту. Многие христиане не признают никаких символов, да и общие принципы религии у них отличаются от привычных прихожанам РПЦ.

Символика христианского креста

Чтобы понять, зачем носить крестик, необходимо разобраться в значении главного христианского символа – креста. Православие учит, что 2 тысячи лет назад воплотившегося Бога Иисуса Христа распяли на крестообразном столбе. Таков был распространённый вид казни в Римской империи. Своей добровольной Жертвой и последующим Воскресением Господь освободил человечество от плена греха и духовной смерти. Творец вернул нам возможность наследовать Царство Небесное, утраченную после грехопадения Адама и Евы. Преподобный Макарий Великий учит:

«[Христос] пришел и взял грех мира… совершил великое и спасительное искупление и уврачевание [человеческой] души. Он освободил её от рабства и извел из тьмы, прославив собственным светом Своим».

зачем носить крестик

Крест почитается христианами как священный символ искупительной добровольной смерти Спасителя. Как свидетельство Его безмерной любви и милосердия к заблудшему человеку. Святые Отцы называют крест выстраданным трофеем победы над злом и смертью. Это знамение Истины и будущего бессмертия, ключ от врат Божьего Царства. Через почитание креста мы поклоняемся Самому Господу. Приведём слова святителя Иоанна Златоуста:

«Раньше крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания. Раньше был символом осуждения, а теперь – знаком спасения… Он освободил нас от заблуждения, просветил сидящих во мраке… примирил нас с Богом».

Христиане осеняют себя крестом в молитве, устанавливают на куполах храмов, носят крестик на шее. Любое благоговейное начертание этого символа несёт в себе святость и прогоняет тёмных духов. Святитель Димитрий Ростовский отмечает:

«Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нём Христа и призыванием Пресвятого Имени Его».

Носят ли протестанты крестики?

Как говорилось выше, протестантизм весьма многообразен и широко распространен – количество разнообразных течений внутри него измеряется тысячами. Большинство их основано на безусловном следовании Библии, живой вере и священстве всех верующих.

Канонизированных святых в протестантизме практически нет. Точнее, их житие не отрицается, но они почитаются, скорее, как мудрые учителя. В большинстве направлений обрядовая часть сильно урезана и сводится лишь к двум таинствам: крещению (которое проводится обычно в осознанном возрасте) и причастию. Некоторые течения обходятся и вовсе без них.

Действительно, протестанты не носят крестик (во всяком случае, представители большинства крупных течений). Крест не используется в богослужениях и не является объектом поклонения.

Протестанты объясняют это тем, что истинная вера не нуждается в материальных символах, а поклонение им – идолопоклонничество, всячески порицаемое в христианстве. Тем не менее, символ креста они не отвергают (он украшает молельные дома, изображается на Библиях, которые распространяются бесплатно), а просто ему не поклоняются.

Молельные дома протестантов обычно обставлены весьма лаконично. В них отсутствуют иконы, изваяния и роскошная утварь. Некоторые течения и вовсе не признают необходимости иметь специальные места для отправления богослужений: где собрались верующие, там и церковь.

Отдельные ветви отрицают какую-либо роль креста в христианском вероучении. Якобы, Христос принял смерть на столбе, а не кресте. Эти разночтения вызваны нюансами перевода Священного Писания.

Зачем носить крестик

Личный нательный крестик даётся православному христианину в Таинстве Крещения. Именно в этом священнодействии человек избавляется от власти греха, становится христианином, членом Церкви. Святитель Григорий Богослов учит:

«Благодать и сила Крещения очищает грех в каждом человеке и совершенно смывает всякую нечистоту и скверну, принесенную повреждением [первородным грехом]».

Связь креста и Крещения кроется не в созвучии этих слов. В буквальном смысле данное Таинство не связано с главным символом христианства. Их связь является духовной, смысловой.

Обязательно ли носить крестик на шее крещёным? Он даётся для постоянного ношения, поскольку служит свидетельством веры крещаемого, его преданности Господу. Это священное напоминание об Искупительной Жертве Христа. Без Нее не было бы возможным духовное очищение, о котором говорит Григорий Богослов.

Крестик также является нашим личным оружием против злых сил. Бесы – сознательные отступники и враги Бога. Поэтому они не могут вынести благодати символа содружества человека и Творца. Протоиерей Игорь Фомин отмечает:

«Смысл ношения креста многогранен. Это и свидетельство нашей веры. И защита нашей жизни орудием Спасения. И напоминание о том, что Господь любит нас так сильно, что отдает Сына своего единородного, чтобы Он, претерпев крестные страдания, дал нам возможность войти в Царствие Небесное».

Священники предостерегают от кощунственного отношения к нательному крестику. Это святыня, а не модный аксессуар. И не магический амулет, призванный автоматически помогать каждому, кто его наденет. Крестик не послужит во благо человеку, в котором нет подлинной веры, покаяния и стремления жить по евангельским заповедям.

Православная Жизнь

Должен ли православный христианин носить нательный крест всегда, объясняет иерей Андрей Чиженко.

В минувшее воскресенье в храмах читались такие прекрасные евангельские слова: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). То есть Спаситель прямо сравнил свое распятие, воздвижение Креста с медным змием, тысячи лет назад вознесенным святым пророком Моисеем на древе посреди пустыни для того, чтобы укушенные змеями евреи взирали на этого медного змия и исцелялись. «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека] ужаленный, взглянув на него, останется жив» (Чис. 21:8). В вышеупомянутом стихе Святого Евангелия Господь и Бог и Спас наш Иисус Христос прямо сравнивает себя с медным змием, а знамя, о котором говорил Бог святому пророку Моисею, с Распятием – Крестным Древом.

Фактически дважды в Священном Писании Бог почти прямо говорит о том, что крест есть главное оружие против врага и основное средство спасения падшего человека. «Взирание на него» – то есть не просто физическое действие, но главное – порыв души, любовь к Богу, к Его страданиям, к Распятию, молитва веры, осенение себя крестным знамением, ношение нательного креста является спасительным актом, избавляющим и от диавола, и от бед, и от различных неприятностей.

Ведь, по сути, ношение нательного крестика есть телесной физической молитвой – исповеданием веры, эдаким немым Символом Веры. Кроме того, Господь прямо говорит, что Крестный подвиг Христа явился спасительным для человечества, а значит, святой крест имеет особенную благодатную силу. Праведный Иоанн Кронштадтский писал о том, что крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

В свою очередь святитель Игнатий (Брянчанинов) в труде «Слово о смерти» писал о том, что вокруг нас существует невидимый мир духов – добрых Ангелов и злых бесов. Из-за своей косности и грубой телесности мы его не видим, но тысячи, если не миллионы бесплотных существ роятся вокруг нас. И в этом духовном мире постоянно идет борьба за душу человеческую. Святые Ангелы желают ей спасения, бесы подталкивают к погибели.

Крест же, по заповеди Самого Бога и свидетельству святых, является самым действенным оружием против врагов бесплотных. Потому не ношение православным христианином нательного креста, на мой взгляд, можно сравнить с тем, как если бы пасечник вдруг подошел к пчелиному улью без соответствующего защитного костюма или бы дрессировщик тигров вошел в клетку с хищниками без хлыста и револьвера. Человек, не носящий нательный крест, обрекает себя на поражение в битве с бесами и вполне может стать их жертвой.

Замечательный проповедник начала ХХ столетия священномученик Григорий, епископ Шлиссельбургский сказал в своем сочинении «Что надо знать о дьяволе»: «Совершается и вторая величайшая ошибка, когда из жизни христианина улетучивается мысль о дьяволе и необходимости борьбы с ним. Тогда человек сам отдает себя стихии зла, отдает свободно и добровольно. Происходит следующее: человек думает, что всё кругом спокойно, врага нет, и он беспечен, живет без оглядки, силы души спят, все душевные движения принимаются как свои, как естественные. Этим состоянием людской беспечности и пользуется сила зла, ибо для неё нет никаких препятствий. Души покойны, души беспечны, души открыты… Бери человека голыми руками без сопротивления. Трагическая картина! Человек уверил себя, что врага нет – все происходит по естественным законам. А враг смеется… Свободно приходит, когда всё открыто, и хозяйничает. Один французский писатель (Гюисманс) сказал изумительные слова: “Величайшей победой дьявола было внушить людям, что его нет”. Слышите? Да, это величайшая победа сатаны. Это он внушил. Какой дьявол?! Да его же никогда и не было, и нет! Это старый глупый предрассудок! И дьявол отошел в сторону. А теперь он зло смеется. Его нет, врага нет… Долой внимание, предосторожность! Он будет хозяйничать. Перед ним всё открыто, приходи и в человека и делай с ним, что хочешь. Случилось подобное тому, как если бы воры и бандиты уверили людей, что их нет, что воровства никакого нет. Люди бы открыли настежь двери, предались беспечности. О, как расцвели бы тогда кражи и преступления! Да, в материальных делах люди умно запираются на десять замков, охраняют добро, а сберечь добро души не додумаются. Душа – проходной двор. Все настежь. Воришек боитесь, а духовный бандит вам не страшен!».

И еще он писал: «Святая Церковь верует, что во главе этого мира (имеется в виду ад. – Прим. авт.) стоят родоначальники его, первые отпавшие от Бога духи зла, пронизанные ложью, спаянные злобой, умудренные тысячелетним опытом. Их задача – борьба со Светом. Их руководство всем миром злых духов клонится к ведению конечной борьбы с царством Правды, т. е. царством Христа. Отсюда вся жизнь мира есть борьба с добром, насаждение зла или греха, потому что зло и грех – понятия тождественные. И мир добра насыщен невидимыми духами зла, все существование которых преследует одну цель: погасить Свет, уничтожить добро, насадить везде ад, чтобы всюду было торжество мрака и ада. Вот самые основные понятия о царстве зла и его насельниках. Это совершенно реальное царство!»

Из своего священнического опыта скажу, что лично сталкивался с тем, что бесы пытались убедить умирающего снять с себя крестик. И это была воистину трудная и страшная борьба для него.

Потому, конечно же, православный христианин по возможности должен носить нательный крестик всегда. Тем более во время причащения Святых Христовых Таин – этого реального соприкосновения с Богом.

Исторический пример: у наших предков были специальные деревянные «банные» крестики. Если у человека нательный крест был сделан из металла, то в бане ему давали специальный деревянный крестик, чтобы металл не обжигал кожу в парильне. Наши предки нигде не хотели остаться незащищенными от бесов. В наше же время, когда тысячи христиан в Африке и Ближнем Востоке умирают за исповедание Христовой веры – за Крест Божий, когда некоторые из них татуируют распятие у себя на коже, чтобы не было соблазна во время мучений и смерти отречься от Бога, нам ли – православным – снимать с себя кресты, чтобы стать жертвой лукавого духа?

Вспомним же, дорогие братья и сестры, знамение Креста на небе, явленное святому равноапостольному императору Константину, и глас: «Сим побеждай». Крест – это наша ника. Крест – это наша победа. Не будем же лишать себя спасения добровольно…

Иерей Андрей Чиженко

История нательного крестика

В 4 веке в Иерусалиме произошло чудесное обретение Креста Господнего святой царицей Еленой. Тогда началось широкое почитание этого благодатного символа, в том числе через ношение его на теле. Позднее на крестиках стали изображать распятого Господа. В Средние века Его нередко представляли в ином виде – благословляющим или восседающим на троне.

На Руси первые нательные крестики появились в середине 10 века, ещё до официального принятия христианства (988 год). Их надевали отдельные христиане, перешедшие в Православие раньше остальных соотечественников, «по собственной инициативе». После Крещения Руси крестики некоторое время носили поверх одежды, чтобы публично заявить о своей вере. Позднее стало принято скрывать святыню от посторонних глаз. Ведь подлинная вера проявляется не внешними атрибутами, а жизнью и делами. Протодиакон Сергий Шалберов, говоря о том, обязательно ли носить крестик, отмечает:

«Ношение нательного креста прежде всего является проявлением личного благочестия. Но исторически сложилось так, что этот обычай стал привычным и вошел в норму христианской жизни. И отсутствие крестика стало расцениваться как грех и отступление от веры».

В периоды богоборческих гонений многие христиане пострадали и стали святыми мучениками за отказ снять с себя крест и отречься от Христа. У славян существовал благочестивый обычай обмениваться личными крестиками в знак братской любви и верности.

Экстренные ситуации

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.

Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Нательный крест: правила обращения и распространённые заблуждения

Нательный крестик православного христианина должен быть канонической формы (4, 6 или 8 оконечностей) и освященным. Особого канонического учения Церкви о ношении креста не существует. Однако, как уже было сказано, традиционно святыню носят не напоказ, а под одеждой.

Крестик может быть деревянным или металлическим, на верёвочке или цепочке – всё это не имеет значения. Главное, носить его с верой и благоговением. Не принято снимать крест в бытовых обстоятельствах (при купании, переодевании и т.д.). Это допустимо в особых ситуациях, например, во время медицинских процедур. Необязательно всю жизнь носить один и тот же крестик, его можно менять. Также не воспрещается дарить эту святыню и принимать в подарок.

Протоиерей Николай Марковский предостерегает от суеверий, связанных с нательным крестиком. Например, некоторые люди убеждены, что если его уронить или потерять, то это принесёт несчастье. Священник отмечает:

«Люди работают, спешат по делам, занимаются спортом. Может случиться, что человек потеряет нательный крест. Нельзя придавать этому какое-то значение. Нужно купить в иконной лавке другой. Надень новый и с верой и молитвой носи его».

Если крест на шее потемнел, значит произошёл процесс окисления металла. В этом тоже не следует искать мистики. Другой пример суеверия: якобы нельзя поднимать и, тем более, носить потерянный кем-то крестик. Считается, что это изменит судьбу и «навесит» на человека чужие грехи. Отец Николай напоминает, что в христианстве нет понятий предопределения и судьбы. Человек обладает свободой воли и сам строит свою жизнь. Священник призывает не допускать попирания святыни ногами. Найденный крест следует поднять и отнести храм.

Сила креста

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню

Краткая молитва Кресту

Огради́ мя, Го́споди, си́лою Честна́го и Животворя́щаго Твоего́ Креста́, и сохра́ни мя от вся́каго зла.

Молитва

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: Да воскреснет Бог, и разсеются Его враги, и пусть бегут от Него все ненавидящие Его. Как исчезает дым, так и они пусть исчезнут; и как тает воск от огня, так пусть погибнут бесы перед любящими Бога и знаменующимися знамением креста и в радости восклицающими: радуйся, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, прогоняющий бесов силою на тебе распятого Господа нашего Иисуса Христа, Который сошел в ад и уничтожил силу диавола и дал нам Тебя, Свой Честный Крест, на прогнание всякого врага. О, Многочтимый и Животворящий Крест Господень, помогай мне со Святою Госпожою Девою Богородицею и со всеми святыми во все века. Аминь.

Читайте нас удобно в соцсетях:

Метки: зачем носить крестик, крест на шее, крестик на шее, обязательно ли носить крестик, обязательно ли носить крестик на шее крещеным

Древняя традиция

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.

Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: