Пимен Великий
Поделиться
В четвёртом столетии Египет переживал новый подъём культуры. На этот раз жители долины Нила уже не строили гигантских пирамид и не упражнялись в искусстве бальзамирования. Однако наследие, оставленное потомками фараонов за несколько веков христианской эры, оказало даже большее влияние на человечество, чем затерянные в пустыне чудеса архитектуры. Египет – родина христианского монашества. А коренные жители Египта – копты – основоположники этого удивительного явления.
По обе стороны великого Нила в пустынях и оазисах жили тысячи подвижников. Их духовный авторитет признавался по всей Римской Империи. А опыт духовной жизни; тонкое знание человеческой психологии и ответы, на главные вопросы человеческого существования стали достоянием всего христианского мира.
Преподобный Пимен Великий один из самых значимых египетских подвижников того времени. Он родился около 340 года в коптской семье. Вместе с шестью родными братьями принял монашество и жил в пустыне именуемой Скит к западу от Александрии. Однажды, когда кочевые ливийские племена совершили большой набег на скитских монахов, Пимену и его братьям едва удалось спастись. После этого они поселились на руинах языческого храма в древнем городе Теренутис на берегу Нила.
Много лет преподобный Пимен провёл в безмолвии, отсекая от себя всё, что отвлекает и расслабляет человека. Родственные связи и житейские хлопоты; похвалу и почёт; назойливый шум и суету окружающих – весь поток эмоций, которые составляют нашу повседневность, преподобный воспринимал так, словно уже умер. Всё его внимание занимали плач о своих духовных немощах и мысли о Боге, спасающем человека.
Этот трудный путь, доступный лишь немногим, не сломал его. Он не сделался чёрствым или чрезмерно суровым человеком, но благодать Духа Святого открыла в нём бездны любви к ближним. Зная о чьей-либо слабости, Пимен Великий всегда становился на сторону грешника, защищая его от осуждения окружающих, и исподволь показывая выход из греховного состояния.
Братья: Отец Пимен, дай нам совет. Если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли разбудить его, чтоб не спал на молитве?
Пимен: Если я увижу брата моего дремлющим на молитве, — положу голову его на колени мои и успокою его.
Братья: А если увидим, что ближний наш согрешил, то полезно ли будет скрыть его согрешение?
Пимен: Когда мы прикрываем согрешения других людей, Бог покрывает наши согрешения. Если же мы обнаружим согрешение другого человека перед всеми, тогда Бог откроет и согрешения наши.
Пимен: Если человек согрешит, и будет отрекаться, говоря: я не грешен, – не обличай его; иначе ты отнимешь у него расположение к добру. Если же скажешь ему: не унывай, брат, не отчаивайся, но будь осторожнее, — чрез это возбудишь душу его к покаянию.
В те времена монахи совершали подвиги самоотречения и воздержания, которые поражают нас своей трудностью. Терпеть жару и жажду. Ограничивать себя в пище и сне. Ночи стоять на молитве. Всё это могли египетские отцы, и всё это прошел Пимен Великий. Но чем больше он преуспевал в монашеском искусстве, тем явственнее ему открывалось, секрет христианской жизни не в количестве поклонов и дней, проведённых без еды, а в сердце, которое отдаёт себя Богу. Этому он учил своих духовных детей.
Брат: Отец Пимен, я сделал великий грех, и хочу приносить покаяние в течение трех лет.
Пимен: Это очень много, брат.
Брат: Тогда в течение одного года.
Пимен: Что ты? И этого много!
Брат: Тогда сорок дней, как установлено святыми отцами.
Пимен: Я убеждён, что если согрешивший покается от всего сердца, и уже не будет более впадать в грех, то Бог примет покаяние его и в три дня.
Прожив 110 лет преподобный отошел ко Господу, около 450 года. Он оставил после себя краткие поучения-афоризмы, где найдутся слова и для монаха, и для мирянина. Учение преподобного отличает исключительный духовный реализм.
Вот только некоторые из его высказываний:
«Всё что выше меры – от бесов».
«Если мы гонимся за спокойствием, то оно бежит от нас; если же мы бежим от него, то оно само гонится за нами».
«Даже если человек сделает новое небо и новую землю, то и тогда не может остаться беспечальным».
Выдающийся российский наставник монашества святитель Игнатий Брянчанинов так писал о древнем подвижнике:
«Святой Пимен имел какую-то особенную природную основательность ума, чуждую легкомыслия, имел какое-то природное благоразумие, чуждое высокомудрия. Правильность и верность подвига, которого неуклонно держался преподобный Пимен, засвидетельствованы Богом, излившим на Пимена величайшие благода̀тные дары».
К этому времени при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38). Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.
Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.
План-схема храма (2008 г.)
После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.
Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).
Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.
Интерьер Пименовского храма, начало ХХ века. (Фото из архива протод. Сергия Голубцова, Синодальная библиотека).
Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря.
Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.
Интерьер главного храма (2008 г.)
Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами – 18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах – 120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».
Господь Вседержитель и хор Ангелов (роспись главного купола)
Роспись сводов четверика основного объёма. Паникадила.
«Распятый Бог-Сын». Роспись западной стены главного алтаря (композиция В.М. Васнецова).
Алтарь главного храма. Пасха Христова, 2008 г.
В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.
О «деле спасения нашего» повествуют и живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.
Благовещение Пресвятой Богородицы.
Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.
Молитва
О дивный угодниче, преподобне отче наш Пимене, недоумеем мы, грешнии, по долгу восхвалити тя. Был бо еси монахов образ, исцелений податель, пустыни житель, безмолвия рачитель, страстей искоренитель и всякия добродетели учитель. Сего ради умильно к тебе припадаем и смиренно просим: от сокровищницы твоея подаждь и нашему убожеству. Смирением твоим нашу гордыню низложи; безстрастием наши страсти попали; бодрствованием дух лености от нас отжени; слезными токи наше нечувствие пробуди; бдением от нерадения нас возстави; молитвами в нас пламень молитвы возжги; любовию нас братолюбны сотвори; подаждь же нам дух кротости и смирения, дух чистоты и благочестия; от страстей убо нас свободи и ко истинному покаянию приведи. Ты бо во уме твоем непрестанно имел еси на Кресте распятаго за нас Сына Божия. Того сладчайшее Имя во уме и сердце непрестанно имети и нам, окаянным, подаждь, да любовию Тому горяще и грехи наша помышляюще, страшный оный День судный сретити уготовимся и в Царствие Небесное внити с тобою и всеми святыми сподобимся, славяще Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
II. Пимен и Тимур
Причина, по которой, Пимен стал покровителем московских воротников уходит корнями к золотоордынскому хану Тохтамышу и Самаркандскому правителю Тимуру, который помог ему встать во главе Золотой Орды, после поражения Мамая на Куликовом поле. Именно в этом сражении основатель рода Сабуровых – Федор Сабур, спас жизнь Дмитрию Донскому.
После поражения в 1380 году от русского войска во главе с Дмитрием Донским, Мамай был смещен Тохтамышем, получившим военную поддержку от Тимура. Тохтамыш осадил Москву в 1382 году. Дмитрий Донской не отважился сесть в осаду, как это было в 1368 и 1370 гг., а вместо этого ушел с семьей в Кострому. Оборона Москвы была возложена на внука Ольгерда, боярина Остея и митрополита Киприана. В самом городе войск было мало.
Тохтамыш подошел к городу и начал переговоры с Остеем. Хан направил к москвичам своих союзников – нижегородских князей, которые поклялись, что ордынцы не тронут город, а удовольствуются принятием подарков и осмотром города. Москвичи собрали подношения Тохтамышу, и большая делегация во главе с Остеем вышла из городских ворот. Ордынцы, перебив посольство, ворвались в город. Москва была целиком сожжена, почти все жители погибли. Не имея возможности штурмом взять укрепленный город, Тохтамыш взял Москву хитростью в день святого Пимена 27 августа (9 сентября) 1382 года.
Препятствуя усилению Москвы, Тохтамыш поддерживал её соперников – нижегородских и тверских князей. Примечательно, что во время набега Тохтамыша на Москву в 1382 году, Митрополит Киприан укрылся в Твери, а Тверской князь Михаил Александрович прислал к Тохтамышу посла с заявлением о покорности. Вероятно, из-за участия Киприана в политической интриге, Дмитрий Донской отказался сотрудничать с ним, и на митрополичий стол был посажен возвращенный из ссылки Пимен.
Интересные связи с Тимуром:
• В день памяти Пимена 27 августа (9 сентября) 1382 года обманом золотоордынский хан Тохтамыш проник в Москву и разорил город и обложил Русь данью. Таким образом, уже через 2 года после Куликовской битвы Русь снова начала платить дань (выход) в Орду. После Куликовской битвы в 1380 году и последующей смерти темника Мамая в Крыму, чингизид Тохтамыш захватил власть в Орде благодаря Самаркандскому правителю Тимуру, который оказал ему военную поддержку. Без Тимура Тохтамыш никогда бы не смог стать ханом Золотой Орды.
• Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа, но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе с Киприаном чудотворного образа Владимирской иконы Божьей Матери, принесенного из Владимира в столицу. На этом месте был основан Сретенский монастырь в память об этом событии, спасшим Москву от Тимура, двигавшегося на Москву. Как только произошло «сретение» (встреча) этой чудотворной иконы, Тимуру явилась Богородица и приказала покинуть пределы Руси, что он и сделал.
• Почти через шесть столетий в день празднования Владимирской иконы Божьей матери 21 мая (3 июня) 1971 года совершилась интронизация Патриарха Московского и Всея Руси Пимена, юношей принявшего в монашеском постриге имя Пимена Великого.
• В 1807 был освящен новый предел во имя Владимирской иконы Божьей Матери – патрональной иконе града Москвы. Это событие связано с прозрением слепого мальчика от иконы Владимирской Божией Матери, найденной при расширении храма.
Тимур и Россия:
• Окончательно разбив в конце XIV века Золотую Орду, вассалом которой тогда была Русь, Тимур сделал возможным для Руси стать самостоятельным государством через столетие, когда в XV веке она прекратила платить дань ослабленной ударами Тимура Золотой Орде.
• В течение XVI века, при Иване Грозном, Русь собрала под свою руку бывшие земли Золотой Орды – Казанское, Астраханское, Сибирское ханства и т. д.
• В XVIII веке, при Петре I, Россия стать империей.
• В XX веке, при Иосифе Сталине, Советский Союз стал мировой державой.
III. Прокопий Праведный
Прокопий Праведный был причислен к лику святых при Иване Грозном, с празднованием памяти 21 июля. Именно в этот день в 1303 году Прокопий ушел из жизни, а два с половиной века спустя, в этот же день, 21 июля 1579 года в Казани, взятой в 1552 году Иваном Грозным, была обретена Казанская икона Божьей Матери, являющаяся одной из двух чтимых в Пименовском храме икон (см. выше).
Росписи Васнецова, которые Федор Шехтель использовал в оформлении Пименовского храма и фреска Прокопия Праведного, Устюжского чудотворца, связывают этот храм с Великим Устюгом. Подобного настенного изображения Прокопия Праведного нет больше нигде в Москве.
Фреска Прокопия Праведного в храме Пимена Великого |
Известный русский художник Виктор Васнецов часто бывал в Великом Устюге, проездом в соседнюю Вятскую губернию, откуда он был родом. Будучи мастером живописи на исторические и фольклорные сюжеты, он хорошо знал российскую историю. Его кисти принадлежит знаменитая картина «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897), экспонируемая в Третьяковской галерее, в которой находится знаменитая икона «Устюжское Благовещение», перенесенная в Москву из Великого Устюга по условиям соглашения Ивана Грозного и митрополита Филиппа.
IV. Михаил Тверской
Помимо фрески Прокопия Праведного, в Пименовском храме имеется фреска Михаила Тверского, принявшего мученическую смерть в Орде при хане Узбеке.
Михаил Тверской (справа). Фреска в Пименовском храме |
Пожалуй, это единственная в Москве фреска Михаила Тверского, который был грозным соперником Москвы. Не без помощи Орды и брака Московского князя Юрия с сестрой хана Узбека, Москва победила Тверь в борьбе за управление русскими землями.
Тверь – колыбель московских князей (Даниловичей) – первый московский князь Даниил Александрович – самый младший (четвертый) сын Александра Невского, после смерти своего отца воспитывался в Твери в доме своего дяди Ярослава Ярославовича. Даниилу едва ли исполнилось 2 года, когда в 1263 году, на пути из Золотой Орды в стольный Владимир в Городце Радилове на Волге скончался его отец, великий князь владимирский Александр Невский. Москва с относившимися к ней волостями была выделена ему из состава территории великого княжества Владимирского по завещанию отца. Бабушка Даниила (мать Александра Невского) – Богемская княжна Мария – племянница Фридриха Барбароссы – одного из руководителей крестовых походов.
Михаил Тверской (22.11.1318) – князь Тверской (с 1285) и великий князь Владимирский (1305–1317), племянник Александра Невского:
• Первым из русских князей стал носить титул «Великий Князь всея Руси».
• Правитель Тверского княжества был убит в районе нынешнего Буденовска по приказу хана Узбека (1313–1342).
• 22 декабря 1317 года Михаил Тверской в битве у села Бортенево (в 50 км. от Твери) разбил Юрия Московского. Неожиданно в тверском плену скончалась жена Юрия Кончака. Михаил Тверской был вынужден отправиться на суд к хану Узбеку.
• 22 ноября 1318 года, в предгорьях Кавказа, у перевала Крестовый (ныне город Буденовск) Михаил был умерщвлен / убит слугами Юрия Московского. По легенде, еще у живого князя вырезали сердце. Мученическая смерть в Орде стала одной из основных причин канонизации Михаила Тверского в 1547 году при Иване Грозном, которому были нужны мученики за веру в преддверии похода на Казань.
• Тело Михаила было перенесено в Москву и погребено в Спасском монастыре. Таким образом, он стал первым из правителей Руси, похороненным в будущей столице. Через год вдова и дети князя за большие деньги выкупили и перенесли тело Михаила в Тверь.