Митрополит Иларион (Алфеев) – биография, фото, личная жизнь, новости 2022


Митрополит Иларион (Алфеев)

Иларион (Алфеев)
(род. 1966), митрополит Волоколамский, викарий патриарха Московского и всея Руси, председатель Синодального Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, настоятель московских храмов иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке и патриаршего подворья — храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам богословия Межсоборного Присутствия, заместитель председателя Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного Присутствия, член Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям Межсоборного Присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ, председатель редколлегии журнала «Богословские труды», представитель Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России В миру Алфеев Григорий Валерьевич, родился 24 июля 1966 года в городе Москве.

С 1973 по 1984 год учился в Московской средней специальной музыкальной школе имени Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке города Москвы. С 1983 года иподиаконствовал у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 году, по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории.

С 1984 по 1986 год служил в армии.

В январе 1987 года по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов мужской монастырь.

19 июня того же года был пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Илариона Нового в соборе Святого Духа Виленского Свято-Духова монастыря наместником монастыря архимандритом Никитой (Якеровичем) [1].

21 июня 1987 года был рукоположен во иеродиакона в том же соборе того же монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым).

19 августа того же года был рукоположен во иеромонаха в Пречистенском кафедральном соборе города Вильнюса архиепископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием (Кузнецовым).

В 1988-1990 годах служил настоятелем храмов в городе Тельшяй, селе Колайняй и селе Титувенай Виленской епархии.

В 1989 году заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1991 году — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, а в 1993 году — филиал аспирантуры Московской духовной академии при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата.

В 1990 году назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора в Каунасе.

В 1990 году в качестве делегата от духовенства Виленской и Литовской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1991–1993 годах преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в Московских духовных школах. В 1992–1993 годах преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете святого апостола Иоанна Богослова.

В 1993 году был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Уэра) (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание

», совмещая учёбу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 году окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 года работал в Отделе внешних церковных сношений (с августа 2000 года — связей) Московского Патриархата, с августа 1997 до начала 2002 года возглавляя секретариат по межхристианским связям этого отдела.

В 1995-1997 годах преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 году читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

Еп. Иларион (Алфеев)

С января 1996 года состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).
Являлся заместителем главного редактора журнала «Церковь и время».

С 1996 по 2004 год был членом Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-1999 годах читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Крествуде (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского Университета (Великобритания).

На Пасху 2000 года возведён в сан игумена в Свято-Троицком храме в Хорошеве города Москвы митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (Гундяевым).

27 декабря 2001 года избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии постановлением Священного Синода.

7 января 2002 года возведён в сан архимандрита в Смоленском Успенском кафедральном соборе митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом.

10 января того же года был наречён, а 14 января — хиротонисан во епископа Керченского, викария Сурожской епархии. Хиротонию в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя возглавил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Ему сослужили: митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев); архиепископы Берлинский и Германский Феофан (Галинский), Костромской и Галичский Александр (Могилев), Истринский Арсений (Епифанов); епископы Филиппопольский Нифон (Сайкали) (Антиохийский Патриархат), Сергиевский Василий (Осборн), Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), Дмитровский Александр (Агриков).

17 июля 2002 года назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Русской Православной Церкви при европейских международных организациях.

7 мая 2003 года назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархии и с сохранением должности Представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

31 марта 2009 года освобождён от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности, также назначен ректором новообразованной Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также освобождён от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе.

9 апреля того же года назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке города Москвы [2].

Архиеп. Иларион (Алфеев)

20 апреля 2009 года возведён в сан архиепископа в связи с назначением на пост, предполагающий постоянное участие в работе Священного Синода, и за усердное служение Церкви Божией в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) [3].
27 мая того же года назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей [4].

С 28 мая 2009 года — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте Российской Федерации.

27 июля того же года вошёл в состав членов и президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 года председатель Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член Комиссий по вопросам богословия, по вопросам богослужения и церковного искусства и по вопросам духовного образования и религиозного просвещения (последней — до 16 декабря 2010 года [5]) Межсоборного присутствия [6].

С 13 января 2010 года — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

1 февраля того же года возведён в сан митрополита во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем ОВЦС — постоянным членом Священного Синода в Московском кафедральном соборном храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом [7].

С 26 июля 2010 года — член Патриаршего совета по культуре.

18 августа того же года назначен настоятелем московского Черниговского патриаршего подворья – храмов святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских и Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором.

В 2010 году избран почётным доктором Российского государственного социального университета и почётным профессором Русской христианской гуманитарной академии [8].

22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви [9] по должности.

5 октября 2011 года назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии РПЦ [10].

В 2012 году, после нескольких лет членства в редколлегии журнала «Богословские труды», был назначен её председателем указом патриарха Московского и всея Руси Кирилла [11].

23 октября 2014 года были частично изменены его послушания в Межсоборном присутствии Русской Православной Церкви — был назначен председателем Комиссии по вопросам богословия и освобождён от председательства в Комиссии по вопросам отношения к инославию и другим религиям [12].

24 декабря 2015 года назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России [13].

Несёт многочисленные общецерковные послушания, представляя Русскую Православную Церковь на различных международных и межхристианских форумах: является членом Исполнительного и Центрального комитетов Всемирного Совета Церквей, Президиума богословской комиссии ВСЦ «Вера и церковное устройство», Постоянной комиссии по взаимоотношениям между Православными Церквами и ВСЦ, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, Постоянной комиссии по диалогу между Православными Церквами и Всемирным Альянсом Реформатских Церквей, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Финляндии, Постоянной комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Евангелическо-Лютеранской Церковью Германии. Член редакционной коллегии журналов «Церковь и время» (Москва), «Вестник Русского христианского движения» (Париж-Москва), «Studia Monastica» (Барселона), научно-исторической серии «Византийская библиотека» (Санкт-Петербург).

День ангела — 6/19 июня.

Молодые годы

Митрополит Волоколамский Иларион (мирское имя: Григорий Валерьевич Алфеев) родился в Москве, 24 июля 1966 года.
В период с 1973 по 1984 года проходил обучение в Московской музыкальной школе имени Гнесиных.

В возрасте 15 лет исполнял обязанности чтеца в Московской церкви Воскресения Словущего на Успенском вражке.

С 1983 года служил иподиаконом под началом владыки Питирима (Нечаева), митрополита Волоколамского и Юрьевского; трудился при Издательском отделе Московского Патриархата в статусе внештатного сотрудника.

Закончив школу в 1984 году, поступил в Московскую государственную консерваторию, на композиторский факультет.

В период с 1984 по 1986 год проходил срочную службу в рядах ВС СССР.

В начале 1987 года, оставив (по собственному желанию) учёбу в консерватории, поступил в Виленскую Свято-Духову обитель.

19 июня 1987 года принял монашеский постриг с наречением имени Иларион.

Музыка

Важное место в биографии митрополита Илариона занимает музыка. С 2006 года Алфеев возвращается к композиторскому творчеству, создав ряд сочинений на православную тематику. Это прежде всего «Божественная Литургия» и «Всенощное бдение», «Страсти по Матфею» и «Рождественская оратория». Произведения богослова были тепло признаны творческим содружеством исполнителей, музыка с успехом исполняется симфоническими и хоровыми коллективами под руководством дирижеров Владимира Федосеева, Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Павла Когана, Дмитрия Китаенко и других. Концерты проходят не только в России, но и в Греции, Венгрии, Австралии, Канаде, Сербии, Италии, Турции, Швейцарии, США.

С 2011 года Алфеев и Владимир Спиваков организуют Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. Через год стартует Волжский фестиваль духовной музыки, руководителем которого наряду с митрополитом Иларионом становится скрипач Дмитрий Коган.

Священническое служение

21 июня 1987 года возведён в сан иеродиакона, а два месяца спустя, 19 августа, — в сан иеромонаха.

В период с 1988 по 1989 год служил настоятелем нескольких храмов Виленской епархии (в городе Тельшяй, селах Колайняй и Титувенай).

В 1989 году заочно закончил курс обучения в Московской Духовной семинарии.

В 1990 году принимал участие в деятельности Поместного Собора РПЦ, представляя Виленскую и Литовскую епархию.

В 1991 году окончил Московскую Духовную академию, трудился преподавателем в МДАиС (читал лекции по дисциплинам: Священное Писание Нового Завета, Гомилетика, Греческий язык, Православное Догматическое Богословие).

С 1992 по 1993 год преподавал в Православном Свято-Тихоновском богословским институте и Российском православном университете св. апостола Иоанна Богослова Новый Завет и Патрологию соответственно.

В 1993 году окончил аспирантуру при МДА.

В том же году, по решению руководства, направлен в Оксфордский университет для прохождения стажировки. Занимаясь учёбой за рубежом, совмещал её с пастырской деятельностью при Сурожской епархии.

Оксфордский университет окончил в 1995 году, со степенью доктора философии.

С 1995 года трудился в ОВЦС Московского Патриархата.

С 1997-го и вплоть до 2002 года руководил секретариатом по межхристианским связям.

В период с 1995 по 1997 год работал в Смоленской и Калужской Духовных семинариях преподавателем Патрологии.

Вместе с тем, в 1996 году преподавал в Свято-Германовской семинарии, на Аляске, Догматическое Богословие.

С 1996 года входил в состав клира московской церкви святой великомученицы Екатерины на Всполье.

С 1996 по 2004 год состоял в членстве Синодальной богословской комиссии РПЦ.

В 1997-1999 годах вёл курс по Догматическому Богословию для студентов Нью-Йоркской Свято-Владимирской духовной семинарии; преподавал в Кембриджском университете, на богословском факультете, Мистическое Богословие Восточной Церкви.

В 1999 году удостоен степени доктора богословия Свято-Сергиевским православным богословским институтом в Париже.

В 2000 году возведён в звание игумена.

7 января 2002 года посвящён в сан архимандрита.

Русская Православная Церковь

Постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви

Родился 24 июля 1966 г. в Москве.

В 1973-84 гг. обучался в Московской средней специальной музыкальной школе им. Гнесиных по классу скрипки и композиции.

В 15-летнем возрасте поступил чтецом в храм Воскресения Словущего на Успенском вражке (г. Москва). С 1983 г. был иподиаконом у митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева) и работал внештатным сотрудником Издательского отдела Московского Патриархата.

В 1984 г., по окончании школы, поступил на композиторский факультет Московской государственной консерватории. В 1984-86 гг. служил в армии.

В январе 1987 г. по собственному желанию оставил обучение в Московской консерватории и поступил послушником в Виленский Свято-Духов монастырь.

19 июня 1987 г. в соборе Виленского Свято-Духова монастыря архиепископом Виленским и Литовским Викторином (Беляевым, †1990) пострижен в монашество с наречением имени Иларион в честь преподобного Илариона Нового, а 21 июня в том же соборе тем же архиереем рукоположен во иеродиакона.

19 августа 1987 г. в Пречистенском кафедральном соборе Вильнюса по благословению архиепископа Виленского и Литовского Викторина епископом Уфимским и Стерлитамакским Анатолием рукоположен во иеромонаха.

В 1988-90 гг. служил настоятелем храмов в г. Тельшяй и селах Колайняй и Титувенай Виленской епархии. В 1990 г. назначен настоятелем Благовещенского кафедрального собора г. Каунаса.

В 1990 г. в качестве делегата от духовенства Виленской епархии участвовал в Поместном Соборе Русской Православной Церкви.

В 1989 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, а в 1991 г. — Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1993 г. окончил аспирантуру МДА.

В 1991-93 гг. преподавал гомилетику, Священное Писание Нового Завета, догматическое богословие и греческий язык в МДАиС. В 1992-93 гг. преподавал Новый Завет в Православном Свято-Тихоновском богословском институте и патрологию в Российском православном университете.

В 1993 г. был направлен на стажировку в Оксфордский университет, где под руководством епископа Диоклийского Каллиста (Константинопольский Патриархат) работал над докторской диссертацией на тему «Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание», совмещая учебу со служением на приходах Сурожской епархии. В 1995 г. окончил Оксфордский университет со степенью доктора философии.

С 1995 г. работал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, с августа 1997 г. до начала 2002 г. возглавляя секретариат по межхристианским связям.

В 1995-97 гг. преподавал патрологию в Смоленской и Калужской духовных семинариях. В 1996 г. читал курс лекций по догматическому богословию в Свято-Германовской православной духовной семинарии на Аляске (США).

С января 1996 г. состоял в клире храма святой великомученицы Екатерины на Всполье в Москве (подворье Православной Церкви в Америке).

В 1996-2004 гг. — член Синодальной богословской комиссии Русской Православной Церкви.

В 1997-99 гг. читал курсы лекций по догматическому богословию в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке (США) и по мистическому богословию Восточной Церкви на богословском факультете Кембриджского университета (Великобритания).

На Пасху 2000 г. в Свято-Троицком храме в Хорошеве (Москва) митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 27 декабря 2001 г. избран епископом Керченским, викарием Сурожской епархии.

7 января 2002 г. в Успенском кафедральном соборе Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом возведен в сан архимандрита.

Хиротонисан 14 января 2002 г. за Божественной литургией в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении десяти архипастырей.

Определением Священного Синода от 17 июля 2002 г. назначен епископом Подольским, викарием Московской епархии, главой Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях.

Определением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен епископом Венским и Австрийским с поручением временного управления Будапештской и Венгерской епархией и с сохранением должности представителя Русской Православной Церкви при европейских международных организациях в Брюсселе.

1 февраля 2005 г. избран приват-доцентом богословского факультета Фрибурского университета (Швейцария) по кафедре догматического богословия.

24 августа 2005 г. удостоен Макариевской премии за труд «Священная тайна Церкви. Введение в историю и проблематику имяславских споров».

Определением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 18) освобожден от управления Венско-Австрийской и Венгерской епархиями и назначен епископом Волоколамским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, председателем Отдела внешних церковных связей и постоянным членом Священного Синода по должности.

В связи с назначением председателем ОВЦС МП епископ Иларион освобожден от должности главы Представительства Московского Патриархата при европейских международных организациях в Брюсселе. Также решением Синода назначен ректором Общецерковной аспирантуры (журнал № 20).

Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 9 апреля 2009 г. назначен настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве.

20 апреля 2009 г. возведен в сан архиепископа.

Решением Священного Синода от 27 мая 2009 г. назначен председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей (журнал № 42).

С 28 мая 2009 г. — член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ.

С 27 июля 2009 г. — включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его президиума. Председатель комиссии Межсоборного присутствия по вопросам отношения к инославию и другим религиям, заместитель председателя комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления, член комиссий по вопросам богословия и по вопросам богослужения и церковного искусства.

С 13 января 2010 г. — член Попечительского совета фонда «Русский мир».

Во внимание к усердному служению Церкви Божией и в связи с назначением председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата — постоянным членом Священного Синода 1 февраля 2010 г. возведен в сан митрополита.

С 26 июля 2010 г. — член Патриаршего совета по культуре.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 100) назначен председателем Синодальной библейско-богословской комиссии.

Решением Священного Синода от 25 декабря 2012 г. (журнал № 114) назначен председателем межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 156) назначен руководителем (по должности) Координационного центра по развитию богословской науки в Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2015 г. (журнал № 98) назначен представителем Русской Православной Церкви в Межрелигиозном совете России.

Возглавляет диссертационный совет по теологии в системе Министерства образования и науки РФ.

***

Ученые звания и степени:

  • доктор философии Оксфордского университета, Великобритания (1995);
  • доктор богословия Свято-Сергиевского православного богословского института, Франция (1999);
  • доктор философских наук (свидетельство Минобрнауки РФ № 568/нк от 20.05.2016);
  • профессор Московской духовной академии (2011);
  • профессор Фрибургского университета, Швейцария (2011);
  • профессор, заведующий кафедрой теологии НИИЯУ «МИФИ» (2012);
  • почетный доктор Российского государственного социального университета (2010);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Каталонии (2010);
  • почетный профессор Русской христианской гуманитарной академии (2010);
  • почетный доктор Санкт-Петербургской духовной академии (2011);
  • почетный доктор богословия Богословского факультета Университета Лугано, Швейцария (2011);
  • почетный доктор Прешовского университета, Словакия (2011);
  • почетный доктор богословия Минской духовной академии (2012);
  • почетный доктор богословия Университета Вилланова, США (2012);
  • почетный доктор духовной семинарии Nashotah House, США (2012);
  • почетный профессор Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского (2012);
  • почетный профессор Уральского государственного горного университета (2012);
  • почетный доктор Института теологии Белорусского государственного университета (2013);
  • почетный доктор Российского государственного гуманитарного университета (2014);
  • почетный доктор Великотырновского университета «Святых Кирилла и Мефодия» (2014);
  • почетный доктор богословия Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, США (2014);
  • почетный член Российской академии художеств (2016).
  • почетный доктор Московского государственного лингвистического университета (2017);
  • почетный доктор Богословского факультета Апулии, Италия (2017);
  • почетный профессор Московского государственного педагогического университета (2017);
  • почетный профессор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (2018);
  • почетный доктор Дипломатической академии МИД России (2018);
  • член Союза композиторов России.

Председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», председатель редакционной коллегии журнала «Церковь и время» (Москва), председатель редакционной коллегии журнала «Богословские труды» (Москва).

Епископское служение

14 января 2002 года отец Иларион был рукоположен во епископа.

С 17 июля 2002 года — епископ Подольский, глава представительства РПЦ при международных европейских организациях.

С 7 мая 2003 года — епископ Венский и Австрийский.

1 февраля 2005 года удостоен звания приват-доцента богословского факультета при Фрибурском университете.

С 31 марта 2009 года — председатель ОВЦС Московского Патриархата; постоянный член Священного Синода, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, епископ Волоколамский.

20 апреля 2009 года посвящён в архиепископа.

1 февраля 2010 года возведён в сан митрополита.

26 июля 2010 года введён в состав Патриаршего совета по культуре, а 22 марта 2011 года — в состав Высшего Церковного Совета.

5 октября 2011 года назначен на должность председателя Синодальной библейско-богословской комиссии.

Является автором множества богословских произведений разной направленности, участником религиозных телепрограмм.

Сочинения

Автор более 400 публикаций, в том числе монографий по патристике, догматическому богословию и церковной истории, а также переводов творений Отцов Церкви с греческого и сирийского языков.

Автор музыкальных произведений, в том числе «Божественной литургии» и «Всенощного бдения» для хора без сопровождения, «Страстей по Матфею» для солистов, хора и оркестра, «Рождественской оратории» для солистов, хора мальчиков, смешанного хора и симфонического оркестра, симфонии для хора и оркестра «Песнь восхождения» на слова псалмов.

Публикации

  • Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие. М.-Клин: Изд-во Братства Святителя Тихона, 1996. 2-е изд. переработанное — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2000. 3-е изд. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. 4-е изд. — Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2005.
  • Отцы и учители Церкви III века: Антология. Т. 1-2. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1996.
  • Жизнь и учение св. Григория Богослова. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. 505 с. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001.
  • Духовный мир преподобного Исаака Сирина. М..: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. 323 с. 2-е изд., исправленное и дополненное. СПб.: «Алетейя», 2002. 288; СПб.: Алетейя, 2005. 288 с.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов и православное Предание. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1998. Изд. 2-е. Спб.: Алетейя, 2001.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. Перевод с греческого. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998.
  • Восточные Отцы и учители Церкви IV века: Антология. Т. 1-3. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 1998-1999.
  • Ночь прошла, а день приблизился: Проповеди и беседы. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999.
  • Православное богословие на рубеже эпох: Статьи, доклады. М.: Изд-во Крутицкого патриаршего подворья, 1999. 2-е изд., доп. Киев: Дух i лiтера, 2002. 534 с.
  • Восточные Отцы и учители Церкви V века: Антология. М.: Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, 2000.
  • Вы — свет мира. Беседы о христианской жизни. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 2-е изд. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
  • Христос — Победитель ада. Тема сошествия во ад в восточно-христианской традиции. СПб.: Алетейя, 2001; 2-е изд. — СПб.: Алетейя, 2005. 432 с.
  • О молитве. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001. 2-е изд. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.
  • Человеческий лик Бога. Проповеди. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
  • Священная тайна Церкви: Введение в историю и проблематику имяславских споров: В двух томах. СПб.: «Алетейя», 2002.
  • Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. Новооткрытые тексты. Перевод с сирийского. М.: Изд-во «Зачатьевский монастырь», 1998. Изд. 2-е. СПб.: Алетейя, 2002.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. «Прииди, Свет истинный». Избранные гимны в стихотворном переводе с греческого. СПб.: Алетейя, 2000.
  • Преподобный Симеон Новый Богослов. Преподобный Никита Стифат. Аскетические произведения в новых переводах. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.
  • Во что верят православные христиане?: Катехизические беседы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004. 174 с.
  • Православное свидетельство в современном мире: Доклады, интервью, слова. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 416 с.
  • St Symeon the New Theologian and Orthodox Tradition. Oxford: Oxford University Press, 2000.
  • The Spiritual World of Isaac the Syrian. // Cistercian Studies No 175. Kalamazoo, Michigan: Cistercian Publications, 2000.
  • The Mystery of Faith. Introduction to the Teaching and Spirituality of the Orthodox Church. London: Darton, Longman and Todd, 2002.
  • Le mystere de la foi. Introduction a la theologie dogmatique orthodoxe. Paris: Cerf, 2001.
  • L’Univers spirituel d’Isaac le Syrien. Bellefontaine, 2001.
  • La gloria del Nome. L’opera dello schimonaco Ilarion e la controversia athonita sul Nome di Dio all’inizio dell XX secolo. Edizioni Qiqajon. Bose, Magnano, 2002.
  • Uskon mysteeri. Johdatus ortodoksineen dogmatiseen teologiaan. // Ortodoksisen kirjallisuuden Julkaisuneuvosto. Jyvaskyla, 2002.
  • Symeon le Studite. Discours ascetique. Introduction, texte critique et notes par H. Alfeyev. // Sources Chretiennes 460. Paris: Cerf, 2001.
  • Geheimnis des Glaubens. Einfuhrung in die orthodoxe dogmatische Theologie. Aus dem Russischen uberzetzt von Hermann-Josef Rohrig. Herausgegeben von Barbara Hallensleben und Guido Vergauwen. Universitatsverlag Freiburg Schweiz, 2003.
  • La forza dell’amore. L’universo spirituale di sant’Isacco il Syro. Bose: Qiqajon, 2003.
  • Cristo Vincitore degli inferi. Bose: Qiqajon, 2003.
  • Le mystere sacre de l’Eglise. Introduction a l’histoire et a la problematique des debats onomatodoxes. Fribourg: Academic Press, 2005.
  • O agioj Isaak o Suroj. O pneumatikoj tou kosmoj. Aqhna: Akritaj, 2005.

Личная жизнь

Митрополит Иларион с юности преданно служит в церкви, он был пострижен в монахи в 20-летнем возрасте, поэтому о личной жизни Алфеева говорить не приходится. Его единственным любимым и родным человеком в миру остается мама Валерия Анатольевна. Вся жизнь митрополита Иллариона подчинена служению церкви.

Митрополит Иларион не женат

Богослов много работает над догматическими трудами, участвует в богослужениях, в организации международных и внутрицерковных проектов и комиссий. Алфеев ведет активную переписку с православными иерархами, с иноверцами, дипломатическими представителями иностранных государств.

Митрополит Иларион сейчас

Последние новости из жизни и церковной деятельности митрополита Иллариона можно узнать на его официальном сайте и в группе В Контакте. В 2016 году вышли фильмы Алфеева «Монастырь», «О патриархе Кирилле». На сайте также можно ознакомиться с видео цикла передач «Церковь и мир» с митрополитом Волоколамским, которая идет на канале «Россия 24».

Митрополит Иларион в 2022 году

Там же выложены многочисленные фото со встреч Алфеева с представителями других конфессий. Сейчас вышла новая книга Иллариона «Чудеса Иисуса». В конце апреля под руководством митрополита в Общецерковной аспирантуре духовной академии прошел симпозиум на тему «Преподобный Ефрем Сирин и его духовное наследие».

Митрополит Иларион (Алфеев) продолжает раскрывать свою более, чем экуменическую сущность

Дмитрий, у меня было время поразмышлять и вынужден признать, что мой духовный опыт всё же на самом деле намного шире и глубже. Период с 1999 по 2002 года это просто вершина айсберга, в глубине же зарождение было намного ранее. С раннего детства мне всегда нравились народные сказки разных стран и народов, особенно наши русские народные. Поэтому как только научился читать, всегда читал их с упоением. Очень мне нравились и сказки показываемые по телевидению, снятые нашими Советскими режиссёрами. Из этих сказок я всегда получал определённую подпитку внутреннему стержню, подтверждавшую, что Правда всегда Побеждает зло. При этом несмотря на атеистическое воспитание всегда верил в Чудо. Игрался и со светиком семицветиком и волшебными палочками и прочими атрибутами из разных сказок. При этом уже в детстве неоднократно сталкивался и с реальными чудесами в реальности. Просто тогда это воспринималось как естественный процесс жизни, так как вместе со сказками, так же с упоением читал различные фантастические рассказы и произведения. И вот, когда я учился уже в восьмом классе нашей Советской Школы в Западной Группе Германии, как то произошёл весьма необычный ярко связанный с самым настоящим чудом случай со мной. Однажды проснулся, а тело перестало меня слушаться. Говорить могу, соображаю, а пошевелиться не могу. И всё это без явных причин какой либо болезни. Отец воспринял тогда это как симуляцию с моей стороны. Мне же было обидно, что мне не верят даже родители. И так я пролежал трое суток недвижимым. Доктора не могли вынести никакого диагноза. Тогда насколько помню многое осмысливал и пытался понять причинно — следственную связь. Как помню, на память даже приходили аналогии с Ильёй Муромцевым, который так же по непонятным причинам был прикован к постели. При этом начал тогда же анализировать, а что внутренне я мог сделать не так. А тогда я очень часто пропускал уроки немецкого и русского языка, попросту прогуливая их. А по итогам обучения в восьмом классе надо было сдавать экзамены по этим предметам. Тогда же дал себе слово, если поправлюсь, всё исправить и подготовиться к экзаменам лучше других. И Чудо произошло, — на следующий день я проснулся и встал как ни в чём не бывало с постели. Мама тогда как помню рассказала о чуде, которое она так же пережила в детстве. Она когда была ещё очень маленькая очень сильно заболела, высокую температуру никак не могли сбить. Доктора сказали уже её маме, что надо быть готовыми к тому что ребёнок не выживет. И вот как то в забытьи моя мама говорит своей, мама я сейчас во сне видела Деву, та, что на Иконе висит в комнате. Её моя тогда сильно обрадовалась, так как она была Истинно Православной Верующей, не кичливой, но не пропускавшей ни одной службы в Храме и всегда помогавшей в уборке этого Храма Божьего. Она тогда сказала моей маме, — теперь ты обязательно поправишься дочка. Так и произошло, — уже утром мама проснулась абсолютно здоровой. Уже тогда у меня возник диссонанс. До этого всегда был авторитетом для меня отец атеист, всего добивающийся в жизни всего, но не поверивший мне в критический момент и началом осознания через практику Свыше и Мамину поддержку, что есть что то, что не поддаётся простой человеческой логике. Кстати я тогда сдержал данное самому себе обещание. Я тогда совершил то, что наверное более никогда не повторю. Я выучил все правила по русскому языку наизусть и на экзамене, когда мне не поверили, что я не списал, вытащил первый попавшийся билет повторно и сразу же написал ответы на доске. Насколько помню даже директор школы была изумлена. Получив итоговые отличные оценки я получил в итоге хорошо, так как текущие у меня находились между двойкой и тройкой. Точно так же я поступил и с немецким языком, так же выучив тексты для пересказа. Кстати пройдя такой жизненный опыт всегда отрицательно отношусь к накапливаемым патрфолио в современной школе, так как Преображение Человека возможно в любой момент и поэтому нельзя всё время его попрекать старыми ошибками — грехами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: