Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: Делать все, чтобы наша жизнь стала проповедью истины Христовой


Митрополит Бориспольский Антоний (Паканич)

Антоний (Паканич)
(род. 1967), митрополит Бориспольский и Броварский, управляющий делами Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода УПЦ, член президиума и председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия В миру Паканич Иван Иванович, родился 25 августа 1967 года в селе Чумалево Тячевского района Закарпатской области в крестьянской семье.

В 1982 году окончил Чумалевскую восьмилетнюю школу, а в 1984 — Драговскую среднюю школу. В 1981-1985 годах нес послушание старшего иподиакона епископов Мукачевских Саввы и Дамаскина.

С 1985 по 1987 год служил в армии СССР.

С 1988 по 1992 год учился в Московской духовной семинарии, а в 1995 году окончил Московскую духовную академию. В это время нес послушание иподиакона ректоров академии архиепископа Александра (Тимофеева) и епископа Филарета (Карагодина). За научную работу на тему «Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике

» получил ученую степень кандидата богословия и оставлен преподавателем.

4 января 1994 года пострижен в монашество ректором Московской духовной академии епископом Дмитровским Филаретом (Карагодиным), с именем в честь преподобного Антония Печерского.

18 февраля того же года рукоположен в сан диакона патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

7 октября того же года рукоположен в сан иеромонаха епископом Филаретом.

С 14 июня по 31 августа 1995 года был помощником инспектора Московской духовной академии, а с 1 сентября по 31 декабря 1995 года — секретарем-референтом академии. С 1 января 1996 года по 9 сентября 2002 года — помощник ректора Московской академии по представительской работе и заведующий Церковно-археологическим кабинетом.

На Пасху 1999 года был возведен в сан игумена патриархом Алексием II.

Епископ Антоний (Паканич)

9 сентября 2002 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину, где вступил в число братии Киево-Печерской Лавры, а 26 октября того же года был назначен руководителем Информационно-просветительского центра Лавры.
11 мая 2003 года стал заведующим канцелярией Киевской митрополии.

14 марта 2004 года возведен в сан архимандрита митрополитом Киевским Владимиром.

В октябре 2005 года принимал участие в работе третьего Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», прошедшего на острове Родос.

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 2006 года назначен епископом Бориспольским, викарием Киевской митрополии. Его наречение состоялось 25 ноября, а хиротония — 26 ноября 2006 года в Трапезном храме Киево-Печерской Лавры. Хиротонию совершили митрополиты Киевский и всея Украины Владимир, Черновецкий и Буковинский Онуфрий, архиепископы Тернопольский и Кременецкий Сергий, Львовский и Галицкий Августин, Херсонский и Таврический Иоанн, Вышгородский Павел, Переяслав-Хмельницкий Митрофан, Полтавский и Кременчутский Филипп, епископы Житомирский и Новгород-Волынский Гурий, Белоцерковский и Богуславский Серафим, Черниговский и Нежинский Амвросий, Васильковский Лука и Святогорский Арсений.

С 31 мая 2007 года назначен ректором Киевских духовных семинарии и академии. Решением Синода Украинской Церкви от 14 декабря того же года была создана соединенная Богословско-каноническая комиссия Украинской Православной Церкви, возглавление которой было также поручено владыке Антонию с сохранением за ним прежних должностей.

На Архиерейском Соборе Украинской Православной Церкви 21 декабря 2007 года в Киево-Печерской Лавре как председатель Каноническо-богословской комиссии возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу Церкви. Указом президента Украины от 24 марта 2008 №256/2008 включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия Крещения Киевской Руси. Постановлением кабинета министров Украины от 23 апреля 2008 №419 включен в состав наблюдательного совета национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

Синодальным решением от 8 мая 2008 года он был освобожден от возглавления Богословско-канонической комиссии, а вместо этого назначен председателем Учебного комитета при Синоде [1]

Архиепископ Антоний (Паканич)

24 сентября 2008 года был возведён в сан архиепископа.
Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 27–29 января 2009 года.

27 мая того же года включён в состав комиссии по образованию Межсоборного присутствия.

9 июля 2009 года был вновь назначен председателем Богословско-канонической комиссии при Синоде и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с «Украинской автокефальной Православной Церковью» и рабочей группы по подготовке диалога с представителями «Киевского Патриархата».

27 июля того же года вошёл в состав членов и призидиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — сопредседатель Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам приходской жизни и приходской практики, член Комиссии по вопросам духовного образования и религиозного просвещения Межсоборного присутствия [2].

Принял участие в совещании ректоров духовных школ в 2008 году и 13 ноября 2009 года в Московском храме Христа Спасителя под председательством патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

23 декабря 2010 года был освобождён от председательства в Синодальной богословско-канонической комиссии УПЦ.

21 февраля 2012 года был назначен председателем Отдела внешних церковных связей УПЦ.

8 мая 2012 года назначен первым викарием Киевской митрополии, управляющим делами УПЦ и постоянным членом Священного Синода УПЦ по должности с освобождением от должности председателя Отдела внешних церковных связей УПЦ [3].

20 июля 2012 года освобождён от должности председателя Учебного комитета УПЦ [4].

19 января 2013 года возведен в сан митрополита предстоятелем Украинской Православной Церкви митрополитом Владимиром (Сабоданом) [5].

25 сентября 2013 года назначен правящим архиереем новообразованной Бориспольской и Броварской епархией [6].

21 декабря 2022 года был освобождён от ректорства в Киевских духовных школах с вынесением благодарности за многолетние плодотворные труды [7].

Награды

Церковные:

  • орден прп. Нестора Летописца 1-й степени (2007, Украинская Православная Церковь)
  • орден равноап. Марии Магдалины 2-й степени (Польская Православная Церковь)
  • орден свт. Петра Могилы (2012, Украинская Православная Церковь) [8]
  • орден свят. Кирилла Туровского 1-й степени (2012, Белорусская Православная Церковь) [9]

Светские:

  • орден «За заслуги» 3-й степени (2008, Украина) [10]
  • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [11]
  • орден «За заслуги» 2-й степени (2013, Украина) [12]

Труды

Научные

  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в русской библеистике
    (кандидатская диссертация).
  • Послание святого апостола Павла к Римлянам в отечественной библейской науке с отдельными экскурсами в западную библеистику
    .

Публикации и интервью

  • ««Духовная академия на брегах Днепра» — Интервью с епископом Бориспольским Антонием (Паканичем), ректором Киевской духовной академии и семинарии,» Встреча
    №1(26), 2008.
  • ««Не просто музей, а продолжение храма» — Интервью с заведующим Церковно-археологическим кабинетом игуменом Антонием (Паканичем),» Встреча
    , №3(13), 2000.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №1-2, 2004.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №1, 2005.
  • «»У Церкві ніхто не самотній» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №2, 2005.
  • «»Святість — тернистий шлях усього життя» — ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №3, 2005.
  • «Ответы на вопросы архимандрита Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №4, 2005.
  • «Ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №1, 2007.
  • «»Духовна робота об’єднує Бога і людину» — ответы на вопросы епископа Антония (Паканича),» Печерский благовестник
    , №2, 2007.
  • «»Ми тільки на початку шляху» — интервью с Ректором КДАиС епископом Бориспльским Антонием,» Печерский благовестник
    , №2, 2007.
  • «Предательство Иуды Искариотского», Україна Православна
    , май 2006.
  • ««Ваш апокалипсис на каждый день». Интервью,» Зеркало недели
    , газета, № 27 (656) 14 — 20 июля 2007.
  • «Изменения в Уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ», Церковная газета
    , №25 (201), декабрь 2007.
  • Веб-конференция преосвященного Антония, епископа Бориспольского, декабрь 2007:
  • «Современные условия и перспективы для духовного образования в Украине», выступление на Архиерейском Соборе 2008 года.
  • «Игры в религию приводят к психическим расстройствам», Православие в Украине
    , ноябрь 2008.
  • «Православие – религия радости», диалог между ректором Киевской духовной академии и семинарии архиепископом Бориспольским Антонием и заместителем начальника Государственного управления делами Президента Украины Ростиславом Любомировичем Валихновским, Информационное агентство ИнтерМедиа Консалтинг
    , апрель 2009.
  • «Священников и врачей нельзя учить заочно», Фома
    , октябрь 2009.
  • «Розділення – це неприродний стан для Церкви»:
  • «Чекати кардинальних перемін не потрібно…», Православие в Украине
    , 9 сентября 2009:
  • Интервью «Святитель Димитрий олицетворял новую плеяду богословов, открытых культуре…», Религия в Украине
    , 10 ноября 2009:
  • «Поместные Церкви и церковное единство. Несколько слов о церковной автокефалии», Труды Киевской Духовной Академии
    , №8, 2008.
  • «Отношение православных к «смысловому» переводу Библии», Труды Киевской Духовной Академии
    , №9, 2008.
  • «Перспективи розвитку духовної освіти в Україні», Труды Киевской Духовной Академии
    , №9, 2008.
  • «Православна відповідь на виклик кризи сучасного суспільства», Труды Киевской Духовной Академии
    , №10, 2009.
  • «Повод и цель написания Послания апостола Павла к Римлянам», Труды Киевской Духовной Академии
    , №10, 2009.
  • ««С чувством братского единства», интервью Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Бориспольского ректора Киевской духовной академии и семинарии,» Русский инок
    , февраль 2009.
  • «Интервью епископа Бориспольского Антония, ректора КДАиС, редседателя Богословской комиссии Украинской Православной Церкви: «Изменения в уставе должны отобразить нынешнее состояние УПЦ»,» Церковня газета
    , №25 (201), декабрь 2007.
  • «Веб-конференция преосвященнейшего Антония, епископа Бориспольского Ректора Киевской Духовной Академии и Семинарии «В Духовной школе все вопросы решаются индивидуально, универсальных способов нет»,» Православная газета
    , №4 (206), 2008.
  • «„Священство – це самовіддане служіння Богу і людям, іноді служіння аж до самопожертви” – интервью ректора КДАиС архиепископа Бориспольского Антония,» сайт Белоцерковской епархии, 22 апреля 2009.
  • «Будь яка людина церкви – солдат», журнал Україна
    , №3, 2009.

Доклады

  • «Святоотеческие основания таинства Священства», V Международная богословская конференция РПЦ Православное учение о церковных таинствах
    , Москва, 13-16 ноября 2007.
  • «Историософия «Слова о Законе и Благодати»», VIII международные Успенские чтения Память и история: на перекрестке культур
    , Киев, 29 сентября 2008.
  • «Православие и СОВРЕМЕННОСТЬ – ВСТРЕЧА ДИСКУРСОВ», международная научно-практическая конференция ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ: ОПЫТ ВСТРЕЧИ
    (к 100-летию Киевского Религиозно-философского общества и сборника «Вехи»), 1 мая 2009.

Митрополит Антоний: «Наша Церковь достойно проходит через препятствия и продолжает своё развитие»

Опубликован очередной доклад управляющего делами Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополита Бориспольского и Броварского Антония (Паканича) с анализом сложившейся ситуации. «Последние годы были для всей полноты Украинской Православной Церкви годами испытаний. Испытаний мужества, стойкости и верности Богу. Образцом всех этих качеств как раз и стал наш Предстоятель. Благодаря его мудрости, взвешенности и прежде всего глубокой вере наша Церковь смогла не только достойно пройти через все препятствия, возникающие на её пути, но и продолжить свое развитие», – говорится в докладе, и приводятся конкретные факты, которые мы пристально рассмотрим.

За семь лет предстоятельства Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины, каноническая церковь, несмотря на внешнее давление и рейдерский захват её храмов, выросла качественно и количественно. В частности, появилось 466 новых приходов (в 2014 г. их было 11908, а в данный момент – уже 12374) и 30 новых монастырей (в 2014 г. – 228, сегодня – 258). Кроме того, увеличилось количество священнослужителей – с 11970 до 12456.

Только за август в различных епархиях канонической церкви освящено 13 храмов и начато строительство ещё восьми.

Освящение закладного камня нового храма с. Артёмовка Харьковской области

Это и совсем новые церкви, например Успения Пресвятой Богородицы в селе Артёмовка Харьковской области. Храм Почаевской иконы Божией Матери в селе Астей на Закарпатье. Храм святого великомученика Георгия Победоносца в городе Подольск (декоммунизированный Котовск) Одесской области. Также и в селе Новая Яблонька Львовской области освящён новый храм Почаевской иконы Пресвятой Богородицы. Освящение новых храмов совершено в Ровенской, Запорожской, Кировоградской, Харьковской, Херсонской, Луганской областях, в Кременчуге и на Закарпатье.

Активно продолжается и возведение новых храмов вместо захваченных раскольниками из ПЦУ. Так, благодаря помощи мецената Андрея Бибы строятся гонимые приходы Тернопольской области. Всего за 94 дня построили новый храм православные села Людвище. Его уже освятил митрополит Сергий. Их прежний храм был захвачен адептами Стамбульского томоса в 2022 году.

В новом храме Преображения Господня теперь молятся и верные посёлка Ясиня (приселок Плитоватая) Закарпатской области. Всего за 67 рабочих дней управились православные строители. В январе-феврале 2019 года этот приход лишился храма из-за атаки так называемой ПЦУ. И вынужден был совершать богослужения в доме священника. Но раскольники, легализованные Фанаром, выгнали их и оттуда. Верные канонической церкви Московского патриархата перешли в часовенку на частной территории. Но и здесь их продолжали терроризировать думенковцы.

Несмотря на козни думенковцев, новый храм в Ясине освящён

Практически накануне освящения нового храма они написали донос в полицию, и в доме настоятеля протоиерея Ивана Ткача был проведен обыск, который не принёс результатов. И всё же, несмотря на козни новых богоборцев, в праздник Преображения Господня митрополит Хустский и Виноградовский Марк возглавил освящение нового храма в Ясине.

К строительству новых храмов взамен захваченных раскольниками из ПЦУ приступили верные сёл Горошовцы и Карапчов на Буковине, а также села Успенка Кировоградской области. Здесь освящены места под новые храмы.

В селе Карапчов тоже будет построен новый храм УПЦ МП

Как говорится в докладе митрополита Антония, «люди остаются верными Украинской Православной Церкви даже в условиях прямых преследований и гонений. Они строят новые храмы – вместо захваченных сторонниками т. н. ПЦУ – и продолжают защищать свои фундаментальные права всеми способами, которые гарантированы им законом».

Настоящими исповедниками являются священники, не оставившие свои общины во время гонений со стороны раскольников-думенковцев. В селе Садов Волынской области местные пэцэушники, отобрав у православных храм, задались целью выжить православного священника из села, поэтому постоянно терроризируют его с целью выгнать семью священника из их дома. Однако это махровое хулиганство, хоть и спустя почти три года, но всё же споткнулось о камень законодательства. Так, по факту телефонных угроз протоиерею Владимиру Мелесю, настоятелю общины УПЦ МП села Садов Волынской области, возбуждено уголовное производство. Также вновь открыто уголовное производство в отношении молодчиков, зверски избивших несовершеннолетнего сына о. Владимира. Дело это длится с 2022 года. Его дважды незаконно закрывали. Надеемся, что на этот раз распоясавшиеся хулиганы-думенковцы будут наказаны. Также Луцкий суд приступил к рассмотрению иска о. Владимира Мелеся к местной ячейке ПЦУ, которая пытается выселить его из дома. Год назад суд обязал местного следователя начать досудебное расследование по факту незаконного оформления права собственности на церковный дом в селе Садов, где проживает священник с несовершеннолетними детьми. В нынешнем году этот иск был удовлетворён, и судебным решением было остановлено дело о выселении семьи о. Владимира. Это решение вызвало, мягко говоря, недовольство у адептов томоса. «На судебное заседание прибыла группа поддержки сторонников ПЦУ, жителей с. Садов, которые друг перед другом «поливали грязью» о. Владимира, пытаясь создать негативный образ о нём как перед судьей, так и перед журналистами, освещающими данное дело в средствах массовой информации. А после завершения заседания за автомобилем адвоката священника УПЦ устроили слежку. Во время движения автомобиль защитника подрезал другой автомобиль на номерах иностранной регистрации, а молодые люди, находившиеся в нём, провоцировали адвоката на конфликт и угрожали», – сообщает пресс-служба Волынской епархии

Адвокат священника рассказал: «Методы у общины ПЦУ остались, как и были: это запугивание, это попытка психического давления … Совершается сумасшедшее давление в правовом поле для того, чтобы просто зарубить эти дела на корню, оказывается давление лично на меня как на адвоката, были «пассажиры», которые за мной ходили, были попытки по голове ударить и так далее… Очень меня радует то, что была провокация в отношении меня как адвоката, было запугивание меня как адвоката. Это говорит о том, что есть положительный результат. Если есть положительный результат, значит необходимо идти дальше и защищать нашу УПЦ».

Протоиерей Владимир Мелесь

О причине такого поведения местных раскольников-думенковцев рассказал сам о. Владимир Мелесь: «Это не наше противостояние, это скорее противостояние ПЦУ с нами. Они забрали храм, но пока существует в селе Украинская Православная Церковь, они никогда не будут удовлетворены, поскольку не могут забрать к себе всех верующих, пока я служу здесь… Понимаете, вопрос не в том, чтобы я не проживал в этом доме как обычный житель села, вопрос стоит более глобальный – когда я уйду из деревни, религиозная община УПЦ пойдет к ним, как они считают. Вот цель, которую они стремятся достичь».

Также Верховный суд Украины отклонил иски сторонников томоса в отношении выселения семей священников из их же собственных домов в Ровенской области. Окончательное решение, не подлежащее обжалованию, принято, и теперь семьи протоиереев Игоря Гнатишина из села Новая Мощаница и Степана Корольчука из села Полесское могут не опасаться, что их с детьми выгонят из дома озверевшие думенковцы.

«В условиях безумного давления со стороны предыдущей власти, а также масштабной информационной кампании против УПЦ – в ряды ПЦУ добровольно перешло менее 1% приходов нашей Церкви… Украинская Православная Церковь до сих пор остается единственной силой, которая реально объединяет всю Украину. Особенно четко это ощущается во время проведения Всеукраинского Крестного хода, когда в общей молитве сливаются люди с Севера, Юга, Востока и Запада нашего государства. Люди с разными политическими, идеологическими и личными предпочтениями, которые отходят на второй план относительно главного – братской любви во Христе»,

– сказано в докладе управляющего делами УПЦ МП.

Почаевский Крестный ход собрал 40 тыс. богомольцев

Но не только Великий Крестный ход являет объединительную мощь канонической церкви Московского патриархата. На праздник Успения Пресвятой Богородицы завершились традиционные крестные ходы в Почаевскую лавру. Они несколькими лучами идут из Браилова, Хмельницкого, Каменец-Подольского, Шепетовки, Славуты. Ежегодные молитвенные шествия начинаются 19 августа и продолжаются 6-7 дней. За это время паломники преодолевают пешком более 200 километров. И это не только местные жители, но и паломники из других областей Украины и соседних республик. В нынешнем году Почаевский Крестный ход собрал более 40 тысяч богомольцев. Это – абсолютный рекорд.

Сотни православных верующих приняли участие в Крестном ходе в Луцке. За день они прошли расстояние в 6 км. В последние дни лета состоялись Крестные ходы в Александрийской, Запорожской, Полтавской и Бориспольской епархиях УПЦ МП.

По словам митрополита Антония, «такое единение в вере как раз и может стать ключом к решению вопроса, который уже долгое время не способны урегулировать политики. Речь идёт не только об установлении долгожданного мира в Украине, но и нахождения опоры для удержания государства от развала вследствие различных внутренних противоречий и конфликтов. Учитывая это, можно прийти к однозначному выводу – те силы, которые работают над уничтожением канонической церкви, работают против интересов Украины и еёе будущего».

На заглавном фото: крестный ход в Луцке

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: