5 мая в мировой истории: V Вселенский собор etc.


Ход работы [ править ]

Этот раздел требует дополнительных ссылок для проверки

. Пожалуйста, помогите улучшить эту статью , добавив цитаты из надежных источников . Материал, не полученный от источника, может быть оспорен и удален.
( Май 2022 г. )( Узнайте, как и когда удалить этот шаблон сообщения )

Дополнительная информация: полемика из трех глав.

На Соборе председательствовал Евтихий , Патриарх Константинопольский , которому помогали три других восточных патриарха или их представители. [5] Папа Вигилий был также приглашен; но даже несмотря на то, что в это время он проживал в Константинополе (чтобы избежать опасностей для жизни в Италии, потрясенной войной против остготов), он отказался присутствовать и даже издал документ, запрещающий совету предшествовать без него (его » First Constitutum »). Подробнее см. Папа Вигилий . [ необходима цитата

]

Однако собор продолжился без того, чтобы Папа осудил Три главы. А во время седьмой сессии собора епископы исключили Вигилия из диптихов за его отказ явиться на собор и утвердить его работу, фактически отлучив его лично, но не остальную часть Западной церкви. Затем Вигилий был заключен в Константинополь императором, а его советники были сосланы. Однако через шесть месяцев, в декабре 553 г., он согласился осудить «Три главы», заявив, что его колебания были вызваны введением в заблуждение его советников. [4]Его одобрение собора было выражено в двух документах (письме к Евтихию Константинопольскому от 8 декабря 553 г. и второму «Constitutum» от 23 февраля 554 г., вероятно, адресованному западному епископату), осуждающих Три главы, [6] по его собственному усмотрению и без упоминания совета. [3]

В Северной Италии церковные провинции Милан и Аквилея прервали общение с Римом . Милан принял приговор только к концу шестого века, тогда как Аквилея не сделал этого до 700. [3] [7] Остальная часть Западной церкви приняла постановления собора, хотя и без особого энтузиазма. Хотя он считается одним из вселенских соборов, на Западе он так и не получил статуса ни Никейского, ни Халкидонского.

В вестготской Испании ( Реккаред незадолго до этого обратился в христианство) церкви никогда не принимали совет; [8] когда новости о последующем Третьем Константинопольском соборе были переданы им из Рима, он был воспринят как пятый

Вселенский собор, [9] не шестой. Исидор Севильский в своих «
Хрониках»
и «
De Viris Illustribus»
признал Юстиниана тираном и гонителем ортодоксов [10] и поклонником ереси [11], противопоставляя его Факунду из Гермианы и Виктору из Туннуны , которого считали мучеником. [12]

Несмотря на конфликт между собором и папой и неспособность примирить халкидонцев и нехалкидонцев, собор все же внес значительный богословский вклад. Канонам, осуждающим Три главы, предшествовали десять догматических канонов, которые определили халкидонскую христологию с новой точностью, подчеркнув, что Бог-Слово является единственным субъектом всех действий Христа, божественных и человеческих [ цитата необходима

] . «Две природы», определенные в Халкидоне, теперь ясно интерпретировались как два набора атрибутов, которыми обладает одна личность, Бог Христос, Второе Лицо Троицы. [13]Более поздняя византийская христология, обнаруженная у Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, была построена на этой основе. Более того, этого могло бы оказаться достаточно для воссоединения халкидонцев и нехалкидонцев, если бы не разрыв связей между двумя группами, возникший в результате мусульманских завоеваний в следующем столетии. [
необходима цитата
]

Вселенские Соборы — что это

Изначальное значение слова «собор» – «собрание, съезд». Сегодня в этом значении слово употребляется лишь в церковном лексиконе. Вселенские соборы – собрания иерархов православной Церкви в её вселенской полноте с целью обсуждения общецерковных догматических, канонических и дисциплинарных вопросов.

Вселенские Соборы

Участники собора в большинстве своём являются епископами, представляющими отдельные Поместные Церкви. Архиереи – преемники апостолов, носители особой благодати. Поэтому их собрание принимает решения не от себя, а под водительством Святого Духа. В связи с этим положения Вселенских Соборов признаются истинными и обязательными для всех автокефальных Церквей. Таким образом, Вселенский Собор – это орган высшей церковной власти.

Чтобы Собор получил статус Вселенского, он должен пройти проверку временем. Необходимо, чтобы все Поместные Церкви признали его постановления соответствующими Божьему Закону и нормам церковного управления. Некоторые собрания под давлением императоров или влиятельных архиереев принимали противоречащие православному вероучению решения. Впоследствии такие Соборы отвергались Церковью. Они оценивались как нелегитимные, а их постановления не принимались мировым христианством. Эти соборы принято называть «разбойничьими».

Акты [ править ]

Оригинальные греческие акты Собора утеряны, [14] но существует старая латинская версия, возможно сделанная для Вигилиуса, критическая редакция которой [15] и теперь английский перевод и комментарии [16]. утверждалось (вероятно, ложно), что первоначальные Акты Пятого Собора были подделаны [17] в пользу монофелитства. [3] Раньше утверждалось, что дошедшие до нас акты являются неполными, поскольку в них не упоминается дискуссия об оригенизме. Однако общепринятое сегодня решение состоит в том, что епископы подписали каноны, осуждающие оригенизм, до официального открытия собора. [18]Это осуждение было подтверждено Папой Вигилием, и последующий Вселенский собор (третий Константинопольский собор) дал свое «согласие» в своем Определении веры пяти предыдущим синодам, включая «… последний, то есть Пятый святой Синод, собравшийся в это место, против Феодора Мопсуестийского, Оригена, Дидима и Евагрия … «; [19] его полный соборный авторитет подвергается сомнению только в наше время. [20]

В Мелкитских хрониках

641 г. есть сирийский рассказ о соборе [21].

Молитвы Святым Отцам Вселенских Соборов

Тропарь Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Перевод:

Препрославлен Ты, Христе Боже наш, как светила на земле отцов наших утвердивший и ими на путь истинной веры всех нас направивший, Многомилостивый, слава Тебе!

Кондак Святым Отцам шести Вселенских Соборов, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше Богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

Перевод:

Проповедь Апостолов и отцов догматы веру единую для Церкви утвердили; и она, нося одежду истины, сотканную из небесного Богословия правильно преподает и славит благочестия великое таинство.

Тропарь Святым Отцам Седьмого Вселенского Собора, глас 2

Пречи́стому о́бразу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же:/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на Крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Перевод:

Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благой, прося прощения согрешений наших, Христе Боже. Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотью на Крест, чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу. Потому мы благодарно взываем Тебе: «Радостью Ты наполнил все, Спаситель наш, пришедший спасти мир!»

Заметки [ править ]

  1. ^ a b «NPNF2–14. Семь Вселенских соборов, Введение» . CCEL . Проверено 23 августа 2014 .
    • (3 имени, 3 епископа и 145 других, плюс 1 Папа, всего 152)
  2. См., Например,
    Лютеранско-православная Совместная комиссия, Седьмое заседание, Вселенские соборы, Общее заявление, 1993 г.,
    доступно на
    Лютеранско-православной совместной комиссии (BI 5a. «Мы согласны с учением о Боге, Святой Троице, как оно сформулировано Вселенских соборов в Никее и Константинополе и об учении о личности Христа, сформулированном первыми четырьмя Вселенскими соборами »).
  3. ^ a b c d Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Thomas J. Shahan (1913). » Совет Константинополя «. В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия
    . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  4. ^ a b c d Лео Дональд Дэвис (1983), «Глава 6 Константинопольский собор II, 553» , Первые семь Вселенских соборов (325–787): их история и богословие
    , Колледжвилл, Миннесота: литургическая пресса, стр. 242 –248, ISBN 978-0814656167, дата обращения 23.08.2014
  5. Перейти
    ↑ Meyendorff 1989 , pp. 241–243.
  6. Манси , Sacrorum Conciliorum nova et ampissima collectio
    , vol. IX, стр. 414–420, 457–488; ср. Hefele,
    Conciliengeschichte
    , vol. II, стр. 905–911.
  7. Hefele, Conciliengeschichte
    , т. II, стр. 911–927. (Для справедливой оценки поведения Вигилия см., Помимо статьи VIGILIUS , решение Буа в Diet. De theol. Cath., II, 1238–1239.)
  8. Herrin (1989)стр. 240-241
  9. Херрин (1989) стр. 244
  10. Херрин (1989) стр. 241 и ссылки в нем

  11. Исидор Севильский ,
    Chronica Maiora
    , нет. 397a
  12. Херрин (1989) стр. 241
  13. Цена (2009) т. I, стр. 73–75
  14. «NPNF2–14. Семь Вселенских соборов, Экскурс о подлинности актов Пятого Собора» . Христианская классическая эфирная библиотека. 1 июня 2005 . Проверено 23 августа 2014 .
  15. Straub, Johannes (1971), Acta Conciliorum Oecumenicorum.Томус IV, том I
    , Берлин: Вальтер де Грюйтер
  16. Цена (2009)
  17. Hefele, Conciliengeschichte
    , т. II, стр. 855–858
  18. Цена (2009) т. 2. С. 270-86.
  19. «NPNF2–14. Семь Вселенских соборов, определение веры» . Христианская классическая эфирная библиотека. 1 июня 2005 . Проверено 23 августа 2014 .
  20. Цена (2009) т. 2. С. 270 и далее.
  21. Hubert Kaufhold (2012), «Источники канонического права в Восточных Церквах», в Вильфрид Хартманн; Кеннет Пеннингтон (ред.), История византийского и восточного канонического права до 1500 г.
    , Издательство Католического университета Америки, стр. 223.

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Thomas J. Shahan (1913). » Совет Константинополя «. В Herbermann, Charles (ред.). Католическая энциклопедия

. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Седьмой Вселенский собор

В 8 веке Церковь в Византии страдала от ереси иконоборчества, которой были подвержены даже некоторые императоры. Так, Лев Исаврянин издавал указы о массовом уничтожении святых образов и жестоком преследовании их почитателей. Народ в большинстве своём продолжал поклоняться изображениям Господа и святых, что порой приводило к восстаниям. Против ереси выступали святой Иоанн Дамаскин и другие выдающиеся богословы.

Преемник Льва Константин Копроним продолжил иконоборческую политику. Он стремился, главным образом, воздействовать на епископов и прочих монашествующих. Ведь многие из них всё ещё отстаивали почитание святых образов. Император прибегал к казням иноков и закрытию монастырей. А в 754 году с епископами-еретиками он организовал церковный Собор, который осудил иконопочитание. Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает:

«Немало пришлось услышать проклятий от лица этого Собора всем тогдашним ревнителям православия. Немало было возведено на них ложных обвинений. В основу своих ложных иконоборческих мудрствований Собор положил вымышленные сказания и подложные изречения Отцов Церкви».

Гонения несколько ослабли при следующем правителе – Льве IV. После его смерти трон заняла супруга императора Ирина. Она была благочестивой иконопочитательницей, за что долгое время пребывала в опале. Став единоличной правительницей, Ирина прекратила репрессии. Однако для торжества Истины этого было мало.

По наставлению новоизбранного патриарха Тарасия, Ирина созвала 7 Вселенский Собор, который разоблачил предыдущее иконоборческое собрание и утвердил догмат о почитании святых образов. Всё это было подкреплено многочисленными аргументами, которые опирались на Священные Писание и Предание, а также на многочисленные свидетельства о чудесах от икон. Собор постановил:

«Мы определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения честного и животворящего Креста… Взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним… Честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется личности, изображённого на ней».

Собор также принял 22 канонических правила. Он завершил эпоху Вселенских Соборов и процесс формирования православного вероучения.

Библиография [ править ]

  • Херрин, Джудит (1989). Формирование христианского мира, переработанное, иллюстрированное издание в мягкой обложке
    . Лондон: Издательство Принстонского университета и Фонтана.
  • Мейендорф, Джон (1989). Имперское единство и христианское разделение: Церковь 450–680 гг. Н.э. Церковь в истории. 2
    . Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Семинарии Св. Владимира. ISBN 978-0-88-141056-3.
  • Прайс, Ричард (2009). Акты Константинопольского Собора 553 г. — Набор из 2 томов: с соответствующими текстами о разногласиях по трем главам
    . Ливерпуль: Издательство Ливерпульского университета (опубликовано 1 августа 2009 г.). С. 270–286. ISBN 978-1846311789.
  • Хефеле, Карл Йозеф фон (2014) [Семь томов этой работы были впервые опубликованы между 1855 и 1874 годами]. История Соборов Церкви: К закрытию Никейского Собора, 325 г. н.э. (оригинал, «Conciliengeschichte»)
    .
    2
    . Перевод и редактирование: Эдвард Хейс Пламптр, Генри Наткомб Оксенхэм, Уильям Робинсон Кларк. Чарлстон, Южная Каролина , США: Nabu Press . ISBN 9781293802021.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: