Епископ Мстислав | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Епископ Мстислав в день своей хиротонии. 22 мая 2012 года | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография[править | править код]
Родился 11 ноября 1967 года в посёлке Вишневец Збаражского района Тернопольской области. Его отец, оба деда и прадед были священнослужителями. В детстве помогал отцу в алтаре, пёк просфоры. «Под покровом Царицы Небесной и Иова Почаевского, посещая Почаевскую лавру, с благодарностью вспоминаю своих наставников протоиерея Николая Мышаковского и архимандрита Сильвестра и их напутствия к моему стремлению быть священником»[1].
После окончания школы служил в 1985—1987 годах приходил срочную службе в посёлке Черноголовка. Перед увольнением ему удалось посетить Троице-Сергиеву лавру и приложиться к мощам преподобного Сергия Радонежского: «воспоминание об этом первом посещении навсегда осталось в моем сердце»[1].
Служение в Церкви начал с должности иподиакона архиепископа Псковского и Порховского Владимира (Котлярова)[2]. По собственному признанию «После принятия меня архиепископом Псковским и Порховским Владимиром на должность иподиакона в Псково-Печерском монастыре, в обители преподобномученика Корнилия, я утвердился в своем желании избрать монашеское служение»[1].
В 1988 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. Во время обучения в Санкт-Петербургской духовной семинарии был чтецом Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры[2].
В 1992 году окончил Ленинградскую духовную семинарию, после чего поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, по окончании которой в 1996 году был назначен заведующим канцелярией Санкт-Петербургской епархии.
26 марта 1998 году принял монашеский постриг с именем Мстислав в честь благоверного князя Мстислава во святом крещении Георгия Храброго Новгородского.
12 апреля 1998 году митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был хиротонисан во иеродиакона, а 4 декабря 1998 года — во иеромонаха[3].
19 июля 1999 года решенеием Священного синода назначен настоятелем Коневского Рождество-Богородичного монастыря[4]. 6 октября 2001 года решением Священного Синода освобождён от должности настоятеля Рождество-Богородицкого Коневского мужского монастыря по состоянию здоровья[5].
Был штатным священником Николо-Богоявленского собора, настоятелем храма Александра Невского в Конституционном суде.
3 апреля 2007 года к празднику Пасхи возведён в достоинство игумена[6].
С 2007 года — секретарь епархиального управления.
28 октября 2011 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира назначен благочинным Лодейнопольского округа Санкт-Петербургской епархии и исполняющим обязанности настоятеля Александро-Свирского монастыря с сохранением должности секретаря епархии. Данные должности оказались вакантными в связи с хиротонией ранее занимавшего их архимандрита Лукиана (Куценко)[2].
Архиерейство[править | править код]
на Годичном акте СПбДА. 9 октября 2013 года
16 марта 2012 года постановлением Священного синода назначен настоятелем Александро-Свирской обители и определён епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии[7].
1 апреля того же года в храме Казанской иконы Божией Матери в Вырице Гатчинского района Ленинградской области митрополит Владимир (Котляров) возвёл его в достоинство архимандрита и вручил ему игуменский жезл[8].
23 апреля 2012 года в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре был наречён во епископа[9].
22 мая 2012 года в верхнем храме в честь Богоявления Господня петербургского Николо-Богоявленского Морского собора хиротонисан во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии. Хиротонию совершили патриарх Московский и всея Руси Кирилл, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал), митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков), митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), митрополит Тверской и Кашинский Виктор (Олейник), архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк (Арндт), архиепископ Виленский и Литовский Иннокентий (Васильев); архиепископ Севастийский Феодосий (Ханна) (Иерусалимский Патриархат); епископ Каширский Иов (Смакоуз), епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков), епископ Петергофский Маркелл (Ветров), епископ Солнечногорский Сергий (Чашин), епископ Выборгский Назарий (Лавриненко), епископ Ейский Герман (Камалов), епископ Ханты-Мансийский и Сургутский Павел (Фокин), епископ Амурский и Чегдомынский Николай (Ашимов)[10].
С 11 по 25 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев[11].
Решением Священного Синода от 12 марта 2013 года определено преосвященному епископу Мстиславу быть епископом Тихвинским и Лодейнопольским, правящим архиереем вновь образованной епархии, включённой в состав Санкт-Петербургской митрополии[12].
С 2022 года является настоятелем Свято-Людмиловского единоверческого прихода Санкт-Петербурга при подворье Александро-Свирского мужского монастыря на пер. Челиева, 10, в Санкт-Петербурге[13]
Архиепископ Мстислав (Волонсевич)
Архиепископ Мстислав (в миру Дмитрий Иванович Волонсевич) родился 12 ноября (ст. ст.) 1906 года в городе Вильно (Вильнюс), в семье служащего. Детские и юношеские его годы прошли на Волыни, в Польше. В 1926 году окончил гимназию. В апреле 1934 года принял монашеский постриг с именем Мстислав в Успенской Почаевской Лавре и был рукоположен в иеродиакона. В феврале 1935 года рукоположен в иеромонаха, определен на приход в городе Галиче. В 1936 году о. Мстислав окончил Богословский факультет Варшавского университета. В 1937 году получил степень магистра богословия, осенью того же года назначен настоятелем Георгиевского прихода в городе Львове и помощником благочинного всей Восточной Галиции. С 1938 года — наместник Яблочинского Онуфриевского монастыря и помощник заведующего псаломщицко-диаконских курсов при том же монастыре. Получив сан архимандрита, он служил некоторое время на приходе в с. Гирове на Лемковщине (Прикарпатье), затем был возвращен в Яблочинский монастырь. В первые годы Второй мировой войны находился при Варшавской митрополии и обслуживал приход в г. Жирардове. В 1944 году был вывезен в Германию на принудительные работы. После освобождения в 1946 году вступил в клир Русской Православной Церкви Заграницей.
25 ноября 1953 года он принес покаяние Патриарху Алексию и в декабре того же года был назначен настоятелем храма — памятника русской славы во имя святителя Московского Алексия в городе Лейпциге (тогда — в Германской Демократической Республике). В июне 1955 года был переведен в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.
4 марта 1956 года, в соответствии с определением Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода, был хиротонисан во епископа Великолукского и Торопецкого. Хиротония состоялась в Троице-Сергиевой Лавре. Чин хиротонии совершали Святейший Патриарх Алексий, митрополит Новосибирский Нестор и епископ Сергиопольский Василий.
8 августа 1957 года он поставлен епископом Свердловским и Ирбитским. 21 февраля 1958 года перемещен на Омскую и Тюменскую кафедру. С 27 июля 1959 года — епископ Вологодский и Череповецкий. С 15 октября того же года — епископ Вологодский и Великоустюжский. 25 февраля 1965 года возведен в сан архиепископа.
25 мая 1965 года архиепископ Мстислав назначен на Горьковскую кафедру с титулом архиепископа Горьковского и Арзамасского.
В 1964 году сменилось руководство страны, и Милостью Божией планам прежнего лидера партии Н. С. Хрущева о полном разгроме Русской Православной Церкви не суждено было осуществиться. Новое руководство смотрело на отношения с Церковью более трезво, и, хотя атеизм по-прежнему оставался ядром коммунистической идеологии, борьба с религией теряла прежнюю ожесточенность. Русской Церкви предстояло пережить новый этап существования внутри богоборческого государства. Накал гонений поутих, но кардинальных перемен в церковной жизни не происходило. Государством был взят курс на изоляцию Церкви от общества, на постепенное вытеснение из сознания людей религиозных представлений. Новый Совет по делам религий все также жестко контролировал церковную деятельность, но в аппарате Совета и его уполномоченных на местах набирал силу процесс бюрократизации.
На нового правящего архиерея Горьковской епархии, так же, как и на его предшественников на кафедре, в Совет продолжала поступать информация от уполномоченного С. И Массалкова. «С первых дней приезда в Горьковскую епархию архиепископ развил особенно большую активность по организации и проведению своих архиерейских служб, и в первую очередь в церквах города Горького… Своим первым службам он пытался придать особую торжественность. Службы проводил с пафосом, дирижировал церковными хорами и призывал верующих поддерживать их своим участием в пении», — сообщал уполномоченный. (Нельзя забывать, что в этих сообщениях отражен взгляд гонителя Церкви, взгляд открыто неприязненный). «Первое впечатление о новом архиерее, как среди верующих, так и среди духовенства, было положительным. Однако вскоре наступило разочарование, — продолжал в своем отчете Массалков. — В августе и сентябре архиепископ почти полностью прекратил свои службы в церквах и начал с неменьшей активностью разъезжать в гости к духовенству… Наряду с этим стал устраивать частые прогулки на машине за город и по городу, на пароходе по Волге… Во время первого посещения архиепископом уполномоченного Совета ему официально было заявлено, что в связи с реконструкцией г. Горького городской Совет 14.03.1965 года принял решение построить на месте епархиального управления 80-квартирный жилой дом и что поэтому епархиальное управление должно переехать в дом при Карповской церкви, где подготовлена квартира для архиерея и помещение под канцелярию. Вместе с этим ему было сообщено, что в связи с переселением епархии 9 мая в г. Горький специально выезжал представитель Московской патриархии юрист Филиппов С. И., который не высказал никаких претензий по данному вопросу. Несмотря на все это, архиепископ вместо того, чтобы начать переселение епархиального управления, поехал в Москву и подал жалобу патриарху с просьбой добиться отмены решения Горьковского Горсовета. В середине июня в Горький вновь прибыл представитель патриархии, который, ознакомившись с делом, пытался убедить архиепископа, что его претензии неосновательны. Однако и после этого архиерей не изменил своей позиции и всячески старался затормозить переселение епархии. В начале июля пришлось специально вызвать и предупредить архиепископа, что он неправильно, нелояльно ведет себя по отношению к советским органам. После этого предупреждения он заявил: «Да, я действительно допустил ошибку, в будущем такое не повторится». В середине августа епархиальное управление переехало на новое место. Никаких претензий по данному вопросу архиерей больше не высказывает».
«За последнее время, — продолжал отчитываться уполномоченный, — не имея кадров духовенства на месте, архиепископ стал перетаскивать в Горьковскую епархию знакомых ему людей из других епархий. В начале сентября по его приглашению из Омской епархии прибыл диакон Красоткин, служивший в прошлом иподиаконом у архиепископа. Архиерей назначил Красоткина диаконом в кафедральный собор, а через неделю рукоположил его в сан священника. 6 сентября из Рязанской епархии прибыл священник Троицкий и ожидается прибытие священника Кузнецова из Воронежской епархии… В течение трех месяцев, кроме Москвы, архиепископ выезжал в июле в Ленинград на неделю и в августе в город Владимир на три дня. Выезды в Ленинград и Владимир проведены без ведома патриархии… По характеристике духовенства архиепископ Волонсевич Д. И. крайне неуравновешенная личность. Сегодня он бодр и активен, на следующий день охвачен апатией ко всему. То он весел и добр, то груб и назойливо придирчив… Цель настоящей информации — дать Совету фактический материал, характеризующий деятельность архиепископа Волонсевича».
Комментарии, как говорится, здесь излишни. Поражает осведомленность уполномоченного в вопросах деятельности, служения и частной жизни правящего архиерея Горьковской епархии, а также жесткая подконтрольность этой деятельности, фактическое бесправие церковных органов на местах. И это не удивительный факт для того времени и многих последующих лет. Советское законодательство о культах вступало в прямое противоречие с церковными канонами, которые предписывали епископу распоряжаться церковным имуществом единолично (38-е и 41-е апостольские правила) или же «по согласию пресвитеров и диаконов» (25-е правило Антиохийского собора), то есть с ведома и согласия клира. Однако церковные каноны были для советской власти пустым звуком, она установила свои законы, ни с чем не считаясь.
Владыка Мстислав пробыл на Горьковской кафедре совсем недолго. Спустя год, с 14 января 1966 года он по болезни вышел на покой.
21 октября 1967 года архиепископ Мстислав был назначен на Кировскую кафедру, с титулом архиепископа Кировского и Слободского. В 1977 году он отметил 10-летие служения на Кировской кафедре. В связи с этой датой Святейший Патриарх Пимен пожаловал Высокопреосвященному Мстиславу орден святого князя Владимира 1-й степени.
На Кировской кафедре архиепископ Мстислав пользовался авторитетом строгого, но справедливого и доброго наставника и отца. По характеру вспыльчивый, но отходчивый, Владыка любил своих пасомых, и они относились к архипастырю с любовью и уважением.
25 марта 1978 года, вернувшись из поездки в Москву по служебным делам, он почувствовал себя больным. 2 апреля в 9 часов вечера Владыка Мстислав мирно отошел ко Господу.
4 апреля 1978 года в Киров прибыл архиепископ Горьковский и Арзамасский Николай (Кутепов), которому Святейший Патриарх Пимен благословил совершить погребение почившего иерарха. Гроб с телом усопшего архипастыря был перенесен в Кафедральный собор, где архиепископ Николай отслужил заупокойное всенощное бдение.
5 апреля, после литургии Преждеосвященных Даров, с участием городского клира и священников из других приходов началось отпевание. Перед отпеванием архиепископ Николай (Кутепов) сказал надгробное слово, в котором просил паству и духовенство молиться об усопшем.
Была получена телеграмма с соболезнованием от Святейшего Патриарха Пимена.
После прощания гроб с телом усопшего иерарха был обнесен вокруг собора при пении ирмосов «Помощник и Покровитель». Затем в нижнем храме Свято-Серафимовского собора города Кирова (Вятки) архиепископ Николай (Кутепов) предал земле тело почившего собрата во Христе.
Речь архимандрита Мстислава при наречении во епископа Великолукского и Торопецкого, 3 марта 1956 года
Ваше Святейшество! Богомудрые архипастыри и отцы!
Со страхом и трепетом предстою я, недостойный, перед Вами в этот исключительный день моей жизни: постановлением Высшей Церковной Власти определено мне апостольское служение в Церкви Христовой; я призываюсь к высшей степени священства — к епископству.
Проразумевая в сем волю Божию, я смиреннейше склоняюсь ниц и хвалебно славословлю Промыслительную Десницу Вышнего, благодаря от всего сердца Ваше Святейшество и Вас, богомудрые архиереи Божии, тако прорекшии о мне, грешном.
Ощущая всем существом своим повелительный глас Божий: «Гряди по Мне!», иду на этот зов Божий и содрогаюсь при мысли о том, сколь велико, ответственно, многотрудно и сложно епископское служение! Какую нужно иметь мудрость и силу, кротость и воздержание, чистоту и смиренномудрие, чтобы сочетать справедливую строгость в отношении к словесному стаду с милосердием и снисхождением к пастве и явить собою образ доброго пастыря, готового положить душу свою за овцы (Ин. 10, 11)! Какой ответ несет епископ за вверенные ему души перед Богом! Как Мздовоздаятель истяжет епископа в день Праведного Своего Воздаяния!
По слову св. апостола Павла, епископ должен быть для всех примером: словом, житием, любовию, верою, чистотою (1 Тим. 4, 12). Он несет крестное служение, совершает подвиг сораспятия Христу.
Епископ непрестанно болезнует, надзирая за пастырями и пасомыми, дабы не уклонялись они с пути истинного, и, по слову апостола Павла, должен рещи в сердце своем: «Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал. 4, 19). Епископ есть образ Христов, и он должен являть сострадательную любовь Христову людям.
Вот на какую высоту возвожусь я, многогрешный, и страх объемлет мя: как понесу я величайший подвиг епископства, перед которым устрашались даже такие светильники Церкви, как Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоустый, Афанасий Великий, Кирилл Александрийский и другие угодники Божии, в епископстве просиявшие!
Совесть моя указует, что мне, убогому, нечем похвалиться, разве только немощами моими. Посему молю Бога, чтобы по Вашим святительским молитвам вселилась в мя сила Христова (2 Кор. 12, 9).
От юных дней моей жизни я стремился посвятить себя на служение Святой Церкви и, приняв монашеский постриг в Лавре Почаевской, мыслил и оставаться там постоянно. Но Господь судил иначе. Мне пришлось испытать многоразличные треволнения моря житейского и множество скорбей, невзгод, обид, клеветы человеческой и страхований! Однако вера в Промысл Божий и милосердие Создателя никогда не покидала меня. Образ Матери-Церкви Российской был постоянно передо мной. Я с детства хранил и постоянно возгревал в сердце любовь к Родине. И, наконец, после долгой жизни за границей Всеблагий Господь извел меня из темницы испытаний, и мой житейский корабль вошел в родную гавань.
Твердо веруя, что Пастыреначальник Христос даст мне силу и крепость в предстоящем епископском служении, я, недостойный, воспою Господеви словами Псалмопевца: «Помощь моя от Господа, сотворшаго небо и землю» (Пс. 120, 2).
А сейчас готово сердце мое, Боже, на послушание Святой Церкви Твоей, «юже стяжал еси Честною Твоею Кровию!»
Молю Вас, богомудрые архипастыри, низведите на меня огнеобразную Духа Благодать, всегда «немощная врачующую и оскудевающая восполняющую», которая утвердит меня право правити слово Истины Христовой.
Аминь.
Из книги «Святители земли Нижегородской». Авторы-составители: архимандрит Тихон (Затекин) и О. В. Дегтева. Нижний Новгород, 2003 год.
Примечания[править | править код]
- ↑ 123
«Молимся о будущем страны и Церкви» // Ладья: этноконфессиональный альманах Ленинградской области. 2022. — № 3 (12). — C. 30 - ↑ 123
Новости — сайт Санкт-Петербургской митрополии - Журнал Московской Патриархии № 8. 2012 Архивная копия от 13 августа 2012 на Wayback Machine
- Определения Священного Синода от 4 июня и 18-19 июля 1999 года : Russian Orthodox Church (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2022. Архивировано 4 марта 2016 года. - Журнал заседания Священного Синода от 6 октября 2001 года : Russian Orthodox Church (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 29 апреля 2022. Архивировано 2 января 2022 года. - Патриаршие награды к празднику Святой Пасхи — сайт Санкт-Петербургской митрополии
- Журналы заседания Священного Синода от 15-16 марта 2012 года. // Патриархия.Ru
- Игумен Мстислав (Дячина), избранный епископом Лодейнопольским, викарием Санкт-Петербургской епархии, возведен в сан архимандрита (неопр.)
.
Патриархия.ru
(2 апреля 2012). - Состоялось наречение архимандрита Нила (Сычева) во епископа Муромского, архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского и архимандрита Никиты (Ананьева) во епископа. // Патриархия.Ru
- В день памяти святителя Николая Чудотворца Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Николо-Богоявленском Морском соборе Петербурга и возглавил хиротонию архимандрита Мстислава. // Патриархия.Ru
- Митрополит Волоколамский Иларион встретился с преподавателями и студентами Санкт-Петербургских Духовных школ // doctorantura.ru, 2012
В Общецерковной аспирантуре закончились курсы для новопоставленных архиереев // pravoslavie.ru, 25 июня 2012
- Журналы заседания Священного Синода от 12 марта 2013 года. // Патриархия.Ru
- Свято-Людмиловский (св. мц. Людмилы, кн. Чешской) единоверческий приход Санкт-Петербурга (формирующийся) при подворье Александро-Свирского монастыря Московский Патриархат — Настоятель и ключарь, причт
- SAINTANNA.RU | Кавалеры 2-й степени (неопр.)
(недоступная ссылка). Дата обращения: 8 ноября 2016. Архивировано 28 марта 2012 года. - В Тихвине чествовали лучших людей города и района
- В завершение второго дня работы Архиерейского Собора состоялось награждение архиереев, отмечающих в 2022 году памятные даты / Новости / Патриархия.ru
Владыка Мстислав: Киев для нас — как Иерусалим
Сегодня — День соборности Украины, праздник, который имеет особое значение для украинцев. Ведь соборность подразумевает под собой духовное единение людей, как в церковной, так и в мирской жизни, а это, пожалуй, то, чего нынче нам так не хватает. «Общность и соборность определяют не по национальным чертам, а по вере в Бога», — считает владыка Мстислав, епископ Тихвинский и Лодейнопольский. Владыка родился и вырос на Западной Украине, а сейчас является наместником нескольких мужских монастырей в России, а по выходным и праздникам служит в Исаакиевском соборе и храме Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
— Владыка, между нашими странами сейчас конфликт. Русские противопоставляются украинцам, и, наоборот, мы все невольно впадаем в споры, кто древнее — украинец или русский, кто старший и кто младший…
— По этому поводу замечательно сказал Достоевский. Человек православный — тот, кто верит во Христа вне зависимости от национальности. Да, все понимают, что Киев — начало, духовная купель православия на наших землях. В 2015 году исполнилось 1000 лет со дня смерти князя Владимира. Думаю, это событие — важное напоминание о наших истоках, о начале бытия нас как христиан.
© РИА Новости, Игорь Руссак / Перейти в фотобанк
Да, сейчас территориально мы разделены, но это история, политика. Когда же мы приняли православие — все это было едино. Думаю, корень сегодняшней проблемы — непонимание, что Господь дал нам всем испытание. Люди, живущие в России и Украине, в погоне за внешним, материальным, забыли о главном — духовном, внутреннем преображении. Что рано или поздно мы покинем этот мир и, как паломники, придем к тому, что нам нужно возвращаться домой.
Своей жизнью мы определяем — с кем мы — со Христом или с мирскими страстями. Сегодня борьба за души человеческие выражается очень жестко. В сердца людей вкладывают яд, ненависть, непонимание. Это состояние — «разделяй и властвуй» и определяет сущность тех сил, которые пытаются уничтожить веру во Христа. Законы, которыми руководствуются страны, во многом противоречат законам божественным и сеют обман. Связан он с противостоянием тех сил, которые борются с Богом. Поэтому наша задача — молитвой поддерживать наших братьев. Когда мы в монастыре читаем акафист преподобному Александру Свирскому, там говорится, что он избрал монашеский подвиг, потому что мир для него был тем местом, где радость переходила в горе и скорбь. Это понимание помогает нам сострадать бедам, которые обрушились на украинский народ.
— Вы посещаете родственников на родине?
— Родственников на Украине у меня осталось очень мало. Так сложилось исторически, что в 1930-х и 1960-х большинство моих родственников уехали в Канаду и Америку. На Украине у меня остались бабушка и дедушка, сестра. К родственным связям у меня очень трепетное отношение, и, чтобы угасить переживание, я стараюсь сугубо молиться о них. Ведь на Украине остались многие мои друзья, бывшие одноклассники, преподаватели — эти люди очень ценны для меня. Верю и молюсь, что Господь их не оставит и даст им ту радость, то состояние души, которое важно для христиан — мир в сердце.
— Вы смотрите телевизор, отслеживаете новости?
— Да, я смотрю телевизор, слушаю новости. Я не то, что скептически отношусь к телевидению, газетам, интернету, просто понимаю, что любая новость, связанная с политикой, это определенный взгляд определенных людей. Одно дело — в газетах или на ТВ, а другое — в реальной жизни. Очень мало СМИ, которые дают искреннюю честную информацию, которая помогла бы осознать все происходящее. А происходит самое страшное — люди лишают жизни других людей, данной им Богом!
— Как уберечься от информационной войны? Как не стать одной из ее жертв? Ведь даже мы, журналисты, втягиваемся в нее вольно или невольно.
— Любого человека можно определить по его делам. Вера без дел мертва. И если мы видим то, что человек говорит одно, а делает другое, значит, в его сущность закралась неправда.
© РИА Новости, Алексей Даничев / Перейти в фотобанк
— Как понять, что это верная информация?
— Через призму себя и заповедей. Думаю, поможет понимание того, что происходит в твоей душе, когда ты слышишь эту информацию. Если есть терпение и нет озлобления, то, возможно, для тебя эта информация более-менее справедливая. Если же возникает озлобление и даже ненависть, то вы должны насторожиться. Есть силы и люди, которые заинтересованы в том, чтобы ты стал ненавидеть другого. Такая информация вас убивает, убивает духовно. А знаете, где корень? Корень — в том, что люди перестали между собой общаться, дружить, ходить в гости, перестали ходить в храм. Люди много работают, но практически не общаются на работе. Чтобы не попасть на удочку какого-то информационного греха в попытках понять: кто прав, а кто виноват, нужно принять только одно — прав Господь.
— Слышала такую фразу, что каждый человек проходит свою пустыню и свою Голгофу. Может, у нашей страны сейчас период пустыни?
— Когда человек приходит к Богу, он чувствует, что Господь не оставляет его, состояние духовной радости переполняет его сердце. Господь открывает внутренние духовные ресурсы, при которых ты ощущаешь особую небесную благодать в первые мгновения причащения, общения со священником. Потом верующий начинает свой путь духовного совершенствования. Чем дольше золото пребывает в огне, тем чище оно становится, потому что примеси сгорают.
Познание таинств Церкви — это православный университет, в котором человек должен не просто поставить свечку и прочесть «Отче наш», а прожить жизнь. Для Украины с ее великими святынями сегодня настала пустыня, возможно, даже Голгофа. Израильский Иерусалим всегда сотрясала война за святыни. Даже Господь плакал, понимая, что Иерусалим когда-то будет разрушен до основания. Мы понимаем, что военные действия, которые сегодня происходят на Святой земле в Израиле — это борьба за духовную жизнь, между братьями, потому что арабы и иудеи — братья по крови. Да, у них разные матери, но они братья по крови. Думаю, такая же борьба духовная сегодня и происходит на Украине. Киев — это наш Иерусалим, место, откуда пришла благодать.
— Владыка, каково вам, выходцу из Украины, служить в Санкт-Петербурге? Поднимается ли как-то вопрос национальной принадлежности в монастырях?
— В каждом монастыре, независимо от того, это Россия или Греция, есть украинцы. Меня вопрос национальности никогда не интересовал. Я считаю, что вопрос национализма как раз и сталкивает людей и сеет раздор. У меня главный вопрос — вопрос веры. Если ты православный, значит, ты верующий, если ты верующий, значит, ты со Христом. Господь не будет спрашивать, украинец ты или русский, Господь спросит: почему ты не спасал свою душу, почему ты не исполнял заповеди, почему ты не венчан, почему ты живешь в блуде, во грехе, почему не рожаешь детей…
Только здесь мы можем оправдаться перед Богом, покаяться и постараться не совершать греховных поступков. Поэтому вопроса национальности в монастырях не вижу. В советское время в духовных семинариях и академиях училось много людей из Украины. Думаю, так было и в XIX веке, и при Петре Первом. Кстати, многие митрополиты были выходцами из Украины, они заканчивали духовную академию в Киеве, и их брали, как образованных епископов, монахов. При Петре Первом приглашать священников из Киева было прогрессивно и престижно.
© РИА Новости, Игорь Руссак / Перейти в фотобанк
— Это потому, что Киев давал прекрасное духовное образование?
— Да. Но главное — там воспитывали настоящих воинов Христовых. Кто такой христианин? Это воин Христов, который постоянно борется со своими страстями и слабостями. Это постоянная борьба. Стоит немного расслабиться — выпить или подумать о человеке что-то плохое — все, потерял мир. Грубо говоря, получаешь тут же сковородкой по голове. Восстановить мир нужно покаянием и молитвой. И по-другому нельзя.
В этом плане мне очень импонирует наместник Киево-Печерской лавры владыка Павел. Он эмоционален, но тех, кого любишь, нужно воспитывать, постоянно держать в тонусе. Любовь — это не поглаживание по шерстке, это прокладывание правильного пути. Мы с владыкой Павлом познакомились на 300-летии Александро-Невской лавры. Впечатление у меня было, как об удивительном и добрейшем человеке, который имеет множество духовных чад. Он «свой» и на Афоне, и в Иерусалиме… Он очень щедрый и очень любит помогать другим, может отдать все, что у него есть в кармане. Господь попустил ему — он выжил после пожара в Троице-Сергиевой лавре, когда остальные погибли. Сама Божья Матерь избрала его для служения в Киево-Печерской Лавре. Сегодня это человек, который своими силами и возможностями помогает созидать в сердцах людей истину, данную Христом, ибо сам Христос есть истина. И показать людям ту радость, которая есть во Христе.
Анастасия Белоусова, Анна Власенко
Оригинал публикации
Литература[править | править код]
- Наречение и хиротония архимандрита Мстислава (Дячины) во епископа Лодейнопольского, викария Санкт-Петербургской епархии // Журнал Московской Патриархии. 2012. — № 8. — С. 31—33
- «Молимся о будущем страны и Церкви» // Ладья: этноконфессиональный альманах Ленинградской области. — 2022. — № 3 (12). — С. 30—33.
- Мстислав (Дячина) // Православная энциклопедия. — М., 2022. — Т. XLVII : «Мор — Муромский в честь Преображения Господня мужской монастырь». — С. 555. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-054-7.
Рождественское послание 2022 Епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава
Возлюбленные о Господе досточтимые отцы, матушки игумении, честные иноки и инокини, боголюбивые миряне, дорогие братья и сестры!
Сердечно поздравляю всех вас с великим и светлым Праздником Рождества Христова!
Святая Рождественская ночь каждый год открывает нам вечно живую Божественную тайну той ночи, когда Ангелы впервые воспели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14). «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150:6)! Мы прославляем Бога, который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3:16).
В уединении, вдали от мирской суеты, скоропреходящей власти и пустой славы, в маленькой пещере Вифлеема Бог смиренно подарил Себя человечеству – Он Сам стал человеком. Творец мира доверил Себя Пречистой Деве Марии, доверил Тайну Своего Рождения праведному Иосифу Обручнику, пастухам и волхвам, пришедшим с Востока. Именно им в тот момент довелось не только пережить великое счастье Рождества Христова, но и великую ответственность, когда в их руки – руки человеческие – была вверена судьба Божественного Младенца, судьба нашего с вами спасения. Бог ради нас стал человеком, чтобы мы через смирение, через свою жертвенную любовь к ближнему стали похожими на Него, подражали Его любви. Выше и важнее, радостнее и светлее этого нет ничего на земле.
Великая радость рождения в мир Христа сопровождалась большим испытанием веры тех, кто был рядом с Ним уже тогда. Как и две тысячи лет назад это – непреложная истина и сегодня. Испытание, постигшее мир, вновь напоминает нам о том, что жизнь человека принадлежит Богу и что спасение в этот мир тоже приходит от Бога. И как Христос, так верит человеку, что вверяет Себя в его руки беззащитным Младенцем, так и мы должны ответить на это безграничным доверием Христу.
Никто нас не разлучит от Него и от Его любви «ни смерть, ни жизнь… ни настоящее, ни будущее» (Рим. 8:38). Будем просить у Христа помощи и поддержки, чтобы нам хватило веры и силы духа превзойти все тревоги, трудности и проблемы этого мира, быть мужественными и твёрдыми в вере, искренними братьями и сестрами, надежными и любящими друг друга. В этот святой день Рождества Христова, день радости и новых чаяний будем особенно молиться о нашем Отечестве, о наших семьях, родных, дорогих нам людях, ближних и дальних, страждущих, больных и терпящих бедствие, о сирых, убогих, находящихся в тюрьмах, о вдовах и сиротах, о всех страдающих от вражды, распрей, насилия и притеснений. Будем молиться и благодарить Бога за каждый прожитый день и за каждого встреченного на жизненном пути человека.
Мы благодарим наше духовенство за их духовный подвиг. Наших игуменов и игумений монастырей за их молитвы и труды. Мы благодарим и молимся о наших врачах, которые круглосуточно самоотверженно несут служение в больницах, спасая наши жизни. Мы благодарны учителям, за их нравственный и педагогический подвиг. Они в ответе за образование и воспитание молодого поколения. Наши дети – это наше будущее, будущее нашего Отечества и Церкви.
Нынешний праздник с новой силой возгревает в нас веру, надежду и любовь. Ведь Боговоплощение – «великая благочестия тайна» (1 Тим. 3:16), открывшая нам путь в Жизнь Вечную, к торжеству правды и добра. Обратимся в молитве к Богу – Спасителю и будем стремиться стать лучше, добрее, «…ибо Младенец родился для нас» (Ис. 9:6). Пусть каждый из нас найдет «Вифлеемскую пещеру» и с сокрушенным сердцем войдет в неё, чтобы найти счастье и полноту жизни в объятиях Богомладенца Христа, в общении с Богом в Троице славимым и поклоняемым.
Возлюбленные о Господе отцы, братья и сестры! Еще и еще раз поздравляю Вас с великим праздником Рождества Христова! Желаю, чтобы сердца Ваши были согреты любовью и теплом, дома наполнены добром, радостью и Божьим благословением, а в наступившем новом году Господь одарил Вас новыми благими свершениями, достижениями и духовными победами. Благодать Господа нашего Иисуса Христа, родившегося от Приснодевы Марии, да озарит Ваш жизненный путь!
С нами Бог, будем славить Его!
Мстислав
Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Рождество Христово 2020/2021 Тихвин