Святые Отцы Русской Православной Церкви о католицизме


История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех Божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.

Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание Божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.

На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это Божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце Божественным сиянием.

Могли ли святые отцы оши­баться?

Святые отцы явля­ются при­знан­ными учи­те­лями как в обла­сти нрав­ствен­ного, так и в обла­сти дог­ма­ти­че­ского учения Церкви. Однако и в их сочи­не­ниях встре­ча­ются оши­боч­ные пред­став­ле­ния отно­си­тельно тех или иных бого­слов­ских вопро­сов.

Как пра­вило, это бывает свя­зано тем, что в одних слу­чаях они выска­зы­ва­лись как верные сви­де­тели того учения, кото­рое всегда хра­нила и испо­ве­до­вала Цер­ковь, а в других выра­жали своё личное мнение.

Пре­по­доб­ный Сера­фим Саров­ский: «Когда я гово­рил от себя, то бывало, что и оши­бался, а когда давал место Богу, ошибок не было».

Цер­ковь, как столп и утвер­жде­ние истины (1Тим.3:15), не оши­ба­ется. Отдель­ные же хри­сти­ане не застра­хо­ваны от ошибок. Личная точка зрения того или иного хри­сти­а­нина может ока­заться оши­боч­ной.

До Иоанна Дамаскина

Отец ЦерквиДата смертиПримечания
Адриан, монах Антиохии5 век (оценка)[1]написал руководство по антиохийскому методу экзегезы Писания[2]
Александр Александрийский[3]326 или 328
Александр Ликополис4 век
Амвросий Миланский397один из Четыре великих доктора Западной церкви; категорически против Арианство
Амфилохий Иконийский[2][3]403 или ранее
Анания Ширакский[3][4]685написал работу над Рождество и один на Пасха
Анастасий Синаита[2][3]7 век
Андрей Кесарийский[2]637прокомментировал Апокалипсис
Андрея Критского[3]712, 726 или 740автор 250-строфы Великий каноник
Антоний Великий[2]356
Афрааты345Месопотамский епископ, автор 23 проповедей[2]
Аполлинарий Иерапольскиймежду 177-180
Аполлинарий Лаодикийский382
Аполлоний Эфесский210
Архелай (епископ Каррский)3 век (начало)предположительно епископ Карчарский, который писал против манихейство
Аристид Афинский[2][3]134
Аристо Пелла[2]160
Арнобиус[2]330автор Против язычников
Арсений Великий445
Апрингиус Бежи6 векпрокомментировал Апокалипсис
[5]
Астерий Амасейский[3]410писал проповеди о нравственности, включая такие темы, как развод и корысть, а также притчи Иисуса Христа
Афанасий373один из Четыре великих доктора Восточной церкви
Афинагор Афинский[2]190писал в защиту воскресения мертвых[3]
Аттикус[2]420-е годы
Августин Гиппопотам430один из Четыре великих доктора Западной церкви (Доктор Gratiae
)
Аврелий Прудентиус[2][3]413прокомментировал Псалмы
[6]
Авзоний395
Авит Вены[2]518автор поэмы из пяти книг De Spiritis Historiae Gestis;
обращенный король Сигизмунд; боролись Арианство
Варнава[3]061написал одно послание
Варсануфий Палестинский540
Василий Великий из Кесарии379один из Четыре великих доктора Восточной церкви и один из Три Святителя; отец монашества
Беда[2]735Доктор церкви и автор Церковная история английского народа
Бенедикт Нурсийский[2][3]547наиболее известен Правило святого Бенедикта
Боэций[3]520-еавтор Утешение философии
Браулио Сарагосский651прокомментировал Псалмы
[6]
Цезарий Арльский[2]542прокомментировал Апокалипсис
Кай3 век
Кассиодор[2][3]585
Chromatius[3]407писал проповеди о Евангелие от Матфея
Климент Александрийский215
Климент Римский099
Целий Седулий[2]5 век
Колумба из Ионы[2][3]597
Коммодиан3 век
Киприан Карфагенский[2]258
Кирилл Александрийский444Доктор церкви (Доктор Инкарнационис
) боролись с Несторианский ересь
Кирилл Иерусалимский386Доктор церкви который написал подробные инструкции оглашенным и крещеным христианам[2]
Папа Дамас I384
Дидим Слепой[2]398учитель Джером и Руфинус; последователь Ориген; противник Арианство и Македонская ересь; работы осуждены на Пятый Вселенский Собор и Шестой Вселенский Собор
Диодор из Тарса[2]390
Дионисий Коринфский[2]2 век
Папа Дионисий Римский[2]268боролись Сабеллианство
Дионисий Ареопагит96Считается, что приписываемые ему сочинения были подделаны Псевдо-Дионисием Ареопагитом.
Папа Дионисий Великий из Александрии265
Ефрем Сириец373Доктор церкви
Епифаний Саламинский403друг Джером кто категорически против Оригенизм и написал историю ересей
Евхерий Лионский[2][3]449
Евгиппиус[4]535
Евсевий Кесарийский339
Евсевий Эмесский360прокомментировал Бытие
[7]
Евсевий Верчелли[2]371
Фирмилиан[2]269
Фульгентий из Ruspe527 или 533
Гай Марий Викторин4 векборолись Арианство[2]
Геннадий Массилийский[2]496
Папа Григорий I Великий604один из Четыре великих доктора Западной церкви и автор Диалоги
Григорий Назианзин389один из Четыре великих доктора Восточной церкви; один из трех Православный святые удостоены титула «Богослов»; один из Три Святителя
Григорий Нисский395
Григорий Турский[3]594
Грегори Тауматург270
Гегезипп Палестинский[2]180а Еврейский преобразовать, кто боролся Гностицизм и Маркионизм
Гермий[3]3 век
Исихий Иерусалимский5 век
Хилари Пуатье367Доктор церкви
Ипполит Римский[2][3]235
Игнатий Антиохийский108
Ириней2-й (конец) или начало 3-го века
Исаак из Ниневии700аскетический автор многих духовных проповедей, комментировавший Псалмы
[6] и внес значительный вклад в сирийское благочестие; не был христологически Несторианский[8]
Исидор Пелусийский450автор 2000 писем, касающихся преимущественно аллегорической экзегезы[2]
Исидор Севильский[2][3]636Доктор церкви
Иаков Сергия[4][6][9]521a.k.a. Mar Jacob
Джером420один из Четыре великих доктора Западной церкви
Джон Кассиан[2][9]435
Иоанн Златоуст407один из Четыре великих доктора Восточной церкви и один из Три Святителя
Иоанн Лествичник[9]649
Иоанн Дамаскин749Доктор церкви и автор Точное изложение православной веры
аскетические и экзегетические сочинения и гимны; Питер Ломбард основал его
Четыре книги приговоров
на произведениях Иоанна Дамаскина и Фома Аквинский основал его
Summa Theologica
на Питера Ломбарда
Фразы
Юлиан Померий[2]между 499-505автор De Vita Contemplativa
относительно христианской святости
Юлий Фирмикус Матернус4 век
Джастин Мученик165
Ювенкус[2]4 век
Лактанций325
Папа Лев I Великий461Доктор церкви
Леонтий Византийский[2]543
Лукиан Антиохийский[2]312
Люцифер[2]370боролись Арианство и защищал Афанасий на Миланский совет в 354 г.
Макарий Александрийский[9]395
Макарий Египетский[9]391
Малхион3 век?сыграли ключевую роль в отложении Павел Самосатский
Марк Минуций Феликс[2][9]250автор Октавиан
Мариус Меркатор451сделал компиляцию на Несторианство и еще один на Пелагианство[2]
Мартин Браги580прокомментировал Псалмы
[6]
Мартин Турский[9]397
Mathetes2 век?автор Послание к Диогнету
Максим Туринский[2]465
Максим Исповедник[2][9]662
Мелетий Антиохийский[9]381
Мелито Сардийский180автор важной проповеди под названием На Пасху
о Воскресение Иисуса Христа
Мефодий Олимпийский[2][9]311боролись Оригенизм
Моисей из Хорены490автор История Армении
Нектарий Константинопольский[9]397
Никита Ремезианский414то покровитель Румынии прокомментировали Псалмы
[6]
Нил Синайский430
Nonnus5 век
Новациан[2]258прокомментировал Псалмы[6]
Окумениус6 векавтор первых дошедших до нас Греческий комментарий к Апокалипсис
[5]
Optatus4 векборолись Донатизм[2]
Ориген Александрийский254посмертно предан анафеме в Пятый Вселенский Собор (533)
Орозий[2]418
Пахомий[2][9]348Отец христианского общежития монашества
Pacian Барселоны[9]391боролись Новатианство
Палладий Еленопольский[2][9]420-е годы
Памфил Кесарийский309
Пантэн200первым прославил Александрийскую катехизическую школу[2]
Папий[9]163ученик Иоанн евангелист и Аристон[2]
Патрик[9]5 век
Паулин из Нолы[9]431
Петр Хризолог450Доктор церкви
Папа Петр Александрийский311
Филипп священникV век (даты неизвестны)Знакомство с Джером,[10] прокомментировал Книга Иова
Филоксен из Иераполя[4]6 векавтор 13 аскетических речей, которые боролись Несторианство, манихейство, и Маркионизм
Стихотворение450прокомментировал Псалмы
[6]
Поликарп156Написал одно послание к Филиппийцам
Прокл Константинопольский440-е
Prohaeresius[2]368
Проспер Аквитании[2]455
Псевдо-Дионисий Ареопагит6 векавтор Божественные имена
,
Мистическое богословие
,
Небесная иерархия
,
Церковная иерархия
, а несуществующие
Теологические очерки
; широко цитируется в
Summa Theologica
из Фома Аквинский
Квадрат Афинский[2]129написал несуществующие извинения перед Император Адриан
Rabbula[4][11]435подвижник и энергичный епископ Эдесский и союзник Кирилл Александрийский кто выступал против еретических учений Несторий
Романос Мелодист[11]556
Сахдона649прокомментировал Псалмы
[6]
Сальвианский[2][11]490Галльский автор О правительстве Бога
Северян Габалинскиймежду 408 и 425прокомментировал Бытие
[7] и
Первый
и
Второе послание к коринфянам
Северус Антиохийский[4][11]538
Секст Юлий Африканский[2][9]240
Сидоний Аполлинарий[2][11]489
Сократ Константинопольский439
Софроний[11]638
Созомен450
Сульпиций Северус[11]425ученик и биограф Мартин Турский и автор Церковная история
[2]
Синезий Сиренский[2][11]414
Татиан185
Тертуллиан240умер Монтанист, Первый из латинских отцов
Теодор Мопсуестийский[2]428прокомментировал Деяния апостолов
и
Первый
и
Второе послание к коринфянам
Феодорет Кира458продолжатель Евсевий Кесарийский[2]
Феодот Анкирский5 век
Феофил Антиохийский[2]Между 183–185 гг.первый писатель, который, как известно, использовал термин Троица описать Отец, то Сын, а Святой Дух
Теотимос407
Тихоний390прокомментировал Апокалипсис
; его семь принципов интерпретации из его
Книга правил
вдохновленный Августин Гиппопотам [5]
Тиранний Руфин410друг Джером и продолжатель Евсевий Кесарийский[2] кто прокомментировал Псалмы
[6]
Валериан Симье460прокомментировал Псалмы
[6]
Венанций Фортунат600 или 609написал стихотворение о Пасха
Виктор Антиохийский5 век (конец) — начало 6 векасовременник Иоанн Златоуст,[12] прокомментировал Евангелие от Марка[2]
Викторин из Петтау303автор О сотворении мира
и
Комментарий к Апокалипсису блаженного Иоанна
Винсент Леринский450
Зенон Веронский371
Папа Зефирин217прокомментировал Псалмы

Можно ли читать так назы­ва­е­мых «святых отцов-ере­сео­ло­гов»? Не ере­тики ли они?

Напро­тив, «ере­сео­ло­гами» назы­ва­ются те святые отцы и учи­теля Церкви, кото­рые боро­лись с ере­сями: св. Ириней Лион­ский, Иппо­лит Рим­ский, Епи­фа­ний Кипр­ский, Кли­мент Алек­сан­дрий­ский и другие.

Что каса­ется ере­си­ар­хов, то их тво­ре­ния не явля­ются сек­ре­том, для науч­ных или мис­си­о­нер­ских целей они лег­ко­до­ступны. Что каса­ется любо­пыт­ства, то имеет ли смысл тра­тить время на душе­вред­ное чтение, если есть море душе­по­лез­ного?

Патерики — что это такое?

Отдельно нужно сказать про Патерики — которые тоже можно отнести к святоотеческой литературе. Эти книги — например Великий патерик, Палестинский патерик, или «Луг Духовный» — являются собранием коротких сказаний о святых ранней христианской Церкви.

Иногда— это просто один абзац о каком-то старце, иногда — несколько историй о нем. Некоторые святые в этих патериках и вовсе безымянные, но все эти истории — замечательные примеры святости и христианской мудрости.

Свои Патерики есть и у некоторых монастырей — в том числе русских. Например, патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в котором описаны жития всех святых в этом монастыре просиявших. И конечно же — Киево-Печерский Патерик, в котором собраны жития сотни Киево-Печерских святых. Их жизнь пришлась практически на одно столетие (!) и все их мощи сейчас хранятся и открыты для поклонения в пещерах Киево-Печерского монастыря.

книга троицкий Патерик

Можно ли назы­вать свя­щен­ника «святой отец»?

Такое обра­ще­ние к свя­щен­ни­кам в Пра­во­слав­ной Церкви не при­нято. Свя­тыми отцами мы назы­ваем кано­ни­зи­ро­ван­ных святых. Можно ска­зать, напри­мер: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы отно­си­тельно поста уста­но­вили такие-то пра­вила…». При­ня­тое обра­ще­ние к ныне живу­щему свя­щен­нику: «отец + <�имя>», напри­мер «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.

***

мит­ро­по­лит Ила­рион (Алфеев):«Что самое при­ме­ни­мое из насле­дия отцов для совре­мен­ной жизни? Сохра­не­ние себя в этом посто­янно меня­ю­щемся мире, сохра­не­ние иде­а­лов и прин­ци­пов хри­сти­ан­ской жизни в повсе­днев­но­сти. Каждый день, каждый час ставит нас перед нрав­ствен­ным выбо­ром: посту­пить согласно запо­ве­дям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам при­ме­нять опыт святых отцов, дабы убе­речь свою душу от иску­ше­ний. Это и есть самое при­ме­ни­мое».

прот. Геор­гий Фло­ров­ский:«Недо­ста­точно просто подо­брать цитаты, выры­вая их из кон­тек­ста и игно­ри­руя обсто­я­тель­ства, при кото­рых было напи­сано то или иное сочи­не­ние. Многие «выска­зы­ва­ния Отцов» имеют кон­крет­ную поле­ми­че­скую направ­лен­ность: их, про­из­не­сен­ных «по случаю», надо исполь­зо­вать с вели­чай­шей осто­рож­но­стью и акку­рат­но­стью. Уста­но­вить истин­ный смысл каж­дого заме­ча­ния мы можем только из кон­тек­ста, приняв во вни­ма­ние целост­ное миро­воз­зре­ние автора».

Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке

Имя великого христианинаСтатус святостиКраткие сведения о каноникеДень памятиГоды жизни
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев)ПраведникКроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем20 декабря1829-1909
Николай (Иоанн Касаткин)РавноапостольныйЕпископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных3 февраля1836-1912
Владимир (Василий Богоявленский)СвященномученикДеятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь25 января1848-1918
Царственные особыСтрастотерпцыЧлены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота4 июляКанонизация была подтверждена Россией в 2000 году
Тихон (Василий Белавин)СвятительЖизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь25 марта1865-1925
Силуан (Симеон Антонов)ПреподобныйСойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах11 сентября1866-1938

В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствии с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.

Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.

За высокую нравственность и святость на протяжении истории православной Руси Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому даже при самой безысходной ситуации сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.

Первый Вселенский Собор.

В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.

Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.

На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.

На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей — Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что доныне мешает современным католикам доказать, что Папа — глава всей христианской Церкви.

Третий Вселенский Собор

Был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов.

Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: