История становления православия на Руси неразрывно связана с рядом личностей, которые посвятили свою жизнь истинному почитанию Бога с исполнением всех Божественных законов. Строго следуя предписаниям вероисповедания, эти люди заслужили Божественную благодать и звание православных святых за свое беззаветное служение Всевышнему и ходатайство за весь род людской перед ним.
Список богоугодных личностей, прославившихся праведными делами либо пострадавших за веру Христову, поистине неиссякаем. В наши дни он также пополняется новыми именами благочестивых христиан, канонизированных церковью. Обретение святости подвижниками духовного совершенствования можно назвать великим трудом, сопряженным с тяжестью преодоления низменных чувств и порочных желаний. Создание Божественного образа в себе требует огромных усилий и кропотливого труда, а подвиг православных святых пробуждает восхищение в душах истинно верующих.
На иконах, изображающих праведников, их голову венчает нимб. Он символизирует благодать Божию, просветившую лик ставшего святым человека. Это Божий дар, согревающий душу теплом духовности, радующий сердце Божественным сиянием.
Могли ли святые отцы ошибаться?
Святые отцы являются признанными учителями как в области нравственного, так и в области догматического учения Церкви. Однако и в их сочинениях встречаются ошибочные представления относительно тех или иных богословских вопросов.
Как правило, это бывает связано тем, что в одних случаях они высказывались как верные свидетели того учения, которое всегда хранила и исповедовала Церковь, а в других выражали своё личное мнение.
Преподобный Серафим Саровский: «Когда я говорил от себя, то бывало, что и ошибался, а когда давал место Богу, ошибок не было».
Церковь, как столп и утверждение истины (1Тим.3:15), не ошибается. Отдельные же христиане не застрахованы от ошибок. Личная точка зрения того или иного христианина может оказаться ошибочной.
До Иоанна Дамаскина
Отец Церкви | Дата смерти | Примечания |
Адриан, монах Антиохии | 5 век (оценка)[1] | написал руководство по антиохийскому методу экзегезы Писания[2] |
Александр Александрийский[3] | 326 или 328 | |
Александр Ликополис | 4 век | |
Амвросий Миланский | 397 | один из Четыре великих доктора Западной церкви; категорически против Арианство |
Амфилохий Иконийский[2][3] | 403 или ранее | |
Анания Ширакский[3][4] | 685 | написал работу над Рождество и один на Пасха |
Анастасий Синаита[2][3] | 7 век | |
Андрей Кесарийский[2] | 637 | прокомментировал Апокалипсис |
Андрея Критского[3] | 712, 726 или 740 | автор 250-строфы Великий каноник |
Антоний Великий[2] | 356 | |
Афрааты | 345 | Месопотамский епископ, автор 23 проповедей[2] |
Аполлинарий Иерапольский | между 177-180 | |
Аполлинарий Лаодикийский | 382 | |
Аполлоний Эфесский | 210 | |
Архелай (епископ Каррский) | 3 век (начало) | предположительно епископ Карчарский, который писал против манихейство |
Аристид Афинский[2][3] | 134 | |
Аристо Пелла[2] | 160 | |
Арнобиус[2] | 330 | автор Против язычников |
Арсений Великий | 445 | |
Апрингиус Бежи | 6 век | прокомментировал Апокалипсис [5] |
Астерий Амасейский[3] | 410 | писал проповеди о нравственности, включая такие темы, как развод и корысть, а также притчи Иисуса Христа |
Афанасий | 373 | один из Четыре великих доктора Восточной церкви |
Афинагор Афинский[2] | 190 | писал в защиту воскресения мертвых[3] |
Аттикус[2] | 420-е годы | |
Августин Гиппопотам | 430 | один из Четыре великих доктора Западной церкви (Доктор Gratiae ) |
Аврелий Прудентиус[2][3] | 413 | прокомментировал Псалмы [6] |
Авзоний | 395 | |
Авит Вены[2] | 518 | автор поэмы из пяти книг De Spiritis Historiae Gestis; обращенный король Сигизмунд; боролись Арианство |
Варнава[3] | 061 | написал одно послание |
Варсануфий Палестинский | 540 | |
Василий Великий из Кесарии | 379 | один из Четыре великих доктора Восточной церкви и один из Три Святителя; отец монашества |
Беда[2] | 735 | Доктор церкви и автор Церковная история английского народа |
Бенедикт Нурсийский[2][3] | 547 | наиболее известен Правило святого Бенедикта |
Боэций[3] | 520-е | автор Утешение философии |
Браулио Сарагосский | 651 | прокомментировал Псалмы [6] |
Цезарий Арльский[2] | 542 | прокомментировал Апокалипсис |
Кай | 3 век | |
Кассиодор[2][3] | 585 | |
Chromatius[3] | 407 | писал проповеди о Евангелие от Матфея |
Климент Александрийский | 215 | |
Климент Римский | 099 | |
Целий Седулий[2] | 5 век | |
Колумба из Ионы[2][3] | 597 | |
Коммодиан | 3 век | |
Киприан Карфагенский[2] | 258 | |
Кирилл Александрийский | 444 | Доктор церкви (Доктор Инкарнационис ) боролись с Несторианский ересь |
Кирилл Иерусалимский | 386 | Доктор церкви который написал подробные инструкции оглашенным и крещеным христианам[2] |
Папа Дамас I | 384 | |
Дидим Слепой[2] | 398 | учитель Джером и Руфинус; последователь Ориген; противник Арианство и Македонская ересь; работы осуждены на Пятый Вселенский Собор и Шестой Вселенский Собор |
Диодор из Тарса[2] | 390 | |
Дионисий Коринфский[2] | 2 век | |
Папа Дионисий Римский[2] | 268 | боролись Сабеллианство |
Дионисий Ареопагит | 96 | Считается, что приписываемые ему сочинения были подделаны Псевдо-Дионисием Ареопагитом. |
Папа Дионисий Великий из Александрии | 265 | |
Ефрем Сириец | 373 | Доктор церкви |
Епифаний Саламинский | 403 | друг Джером кто категорически против Оригенизм и написал историю ересей |
Евхерий Лионский[2][3] | 449 | |
Евгиппиус[4] | 535 | |
Евсевий Кесарийский | 339 | |
Евсевий Эмесский | 360 | прокомментировал Бытие [7] |
Евсевий Верчелли[2] | 371 | |
Фирмилиан[2] | 269 | |
Фульгентий из Ruspe | 527 или 533 | |
Гай Марий Викторин | 4 век | боролись Арианство[2] |
Геннадий Массилийский[2] | 496 | |
Папа Григорий I Великий | 604 | один из Четыре великих доктора Западной церкви и автор Диалоги |
Григорий Назианзин | 389 | один из Четыре великих доктора Восточной церкви; один из трех Православный святые удостоены титула «Богослов»; один из Три Святителя |
Григорий Нисский | 395 | |
Григорий Турский[3] | 594 | |
Грегори Тауматург | 270 | |
Гегезипп Палестинский[2] | 180 | а Еврейский преобразовать, кто боролся Гностицизм и Маркионизм |
Гермий[3] | 3 век | |
Исихий Иерусалимский | 5 век | |
Хилари Пуатье | 367 | Доктор церкви |
Ипполит Римский[2][3] | 235 | |
Игнатий Антиохийский | 108 | |
Ириней | 2-й (конец) или начало 3-го века | |
Исаак из Ниневии | 700 | аскетический автор многих духовных проповедей, комментировавший Псалмы [6] и внес значительный вклад в сирийское благочестие; не был христологически Несторианский[8] |
Исидор Пелусийский | 450 | автор 2000 писем, касающихся преимущественно аллегорической экзегезы[2] |
Исидор Севильский[2][3] | 636 | Доктор церкви |
Иаков Сергия[4][6][9] | 521 | a.k.a. Mar Jacob |
Джером | 420 | один из Четыре великих доктора Западной церкви |
Джон Кассиан[2][9] | 435 | |
Иоанн Златоуст | 407 | один из Четыре великих доктора Восточной церкви и один из Три Святителя |
Иоанн Лествичник[9] | 649 | |
Иоанн Дамаскин | 749 | Доктор церкви и автор Точное изложение православной веры аскетические и экзегетические сочинения и гимны; Питер Ломбард основал его Четыре книги приговоров на произведениях Иоанна Дамаскина и Фома Аквинский основал его Summa Theologica на Питера Ломбарда Фразы |
Юлиан Померий[2] | между 499-505 | автор De Vita Contemplativa относительно христианской святости |
Юлий Фирмикус Матернус | 4 век | |
Джастин Мученик | 165 | |
Ювенкус[2] | 4 век | |
Лактанций | 325 | |
Папа Лев I Великий | 461 | Доктор церкви |
Леонтий Византийский[2] | 543 | |
Лукиан Антиохийский[2] | 312 | |
Люцифер[2] | 370 | боролись Арианство и защищал Афанасий на Миланский совет в 354 г. |
Макарий Александрийский[9] | 395 | |
Макарий Египетский[9] | 391 | |
Малхион | 3 век? | сыграли ключевую роль в отложении Павел Самосатский |
Марк Минуций Феликс[2][9] | 250 | автор Октавиан |
Мариус Меркатор | 451 | сделал компиляцию на Несторианство и еще один на Пелагианство[2] |
Мартин Браги | 580 | прокомментировал Псалмы [6] |
Мартин Турский[9] | 397 | |
Mathetes | 2 век? | автор Послание к Диогнету |
Максим Туринский[2] | 465 | |
Максим Исповедник[2][9] | 662 | |
Мелетий Антиохийский[9] | 381 | |
Мелито Сардийский | 180 | автор важной проповеди под названием На Пасху о Воскресение Иисуса Христа |
Мефодий Олимпийский[2][9] | 311 | боролись Оригенизм |
Моисей из Хорены | 490 | автор История Армении |
Нектарий Константинопольский[9] | 397 | |
Никита Ремезианский | 414 | то покровитель Румынии прокомментировали Псалмы [6] |
Нил Синайский | 430 | |
Nonnus | 5 век | |
Новациан[2] | 258 | прокомментировал Псалмы[6] |
Окумениус | 6 век | автор первых дошедших до нас Греческий комментарий к Апокалипсис [5] |
Optatus | 4 век | боролись Донатизм[2] |
Ориген Александрийский | 254 | посмертно предан анафеме в Пятый Вселенский Собор (533) |
Орозий[2] | 418 | |
Пахомий[2][9] | 348 | Отец христианского общежития монашества |
Pacian Барселоны[9] | 391 | боролись Новатианство |
Палладий Еленопольский[2][9] | 420-е годы | |
Памфил Кесарийский | 309 | |
Пантэн | 200 | первым прославил Александрийскую катехизическую школу[2] |
Папий[9] | 163 | ученик Иоанн евангелист и Аристон[2] |
Патрик[9] | 5 век | |
Паулин из Нолы[9] | 431 | |
Петр Хризолог | 450 | Доктор церкви |
Папа Петр Александрийский | 311 | |
Филипп священник | V век (даты неизвестны) | Знакомство с Джером,[10] прокомментировал Книга Иова |
Филоксен из Иераполя[4] | 6 век | автор 13 аскетических речей, которые боролись Несторианство, манихейство, и Маркионизм |
Стихотворение | 450 | прокомментировал Псалмы [6] |
Поликарп | 156 | Написал одно послание к Филиппийцам |
Прокл Константинопольский | 440-е | |
Prohaeresius[2] | 368 | |
Проспер Аквитании[2] | 455 | |
Псевдо-Дионисий Ареопагит | 6 век | автор Божественные имена , Мистическое богословие , Небесная иерархия , Церковная иерархия , а несуществующие Теологические очерки ; широко цитируется в Summa Theologica из Фома Аквинский |
Квадрат Афинский[2] | 129 | написал несуществующие извинения перед Император Адриан |
Rabbula[4][11] | 435 | подвижник и энергичный епископ Эдесский и союзник Кирилл Александрийский кто выступал против еретических учений Несторий |
Романос Мелодист[11] | 556 | |
Сахдона | 649 | прокомментировал Псалмы [6] |
Сальвианский[2][11] | 490 | Галльский автор О правительстве Бога |
Северян Габалинский | между 408 и 425 | прокомментировал Бытие [7] и Первый и Второе послание к коринфянам |
Северус Антиохийский[4][11] | 538 | |
Секст Юлий Африканский[2][9] | 240 | |
Сидоний Аполлинарий[2][11] | 489 | |
Сократ Константинопольский | 439 | |
Софроний[11] | 638 | |
Созомен | 450 | |
Сульпиций Северус[11] | 425 | ученик и биограф Мартин Турский и автор Церковная история [2] |
Синезий Сиренский[2][11] | 414 | |
Татиан | 185 | |
Тертуллиан | 240 | умер Монтанист, Первый из латинских отцов |
Теодор Мопсуестийский[2] | 428 | прокомментировал Деяния апостолов и Первый и Второе послание к коринфянам |
Феодорет Кира | 458 | продолжатель Евсевий Кесарийский[2] |
Феодот Анкирский | 5 век | |
Феофил Антиохийский[2] | Между 183–185 гг. | первый писатель, который, как известно, использовал термин Троица описать Отец, то Сын, а Святой Дух |
Теотимос | 407 | |
Тихоний | 390 | прокомментировал Апокалипсис ; его семь принципов интерпретации из его Книга правил вдохновленный Августин Гиппопотам [5] |
Тиранний Руфин | 410 | друг Джером и продолжатель Евсевий Кесарийский[2] кто прокомментировал Псалмы [6] |
Валериан Симье | 460 | прокомментировал Псалмы [6] |
Венанций Фортунат | 600 или 609 | написал стихотворение о Пасха |
Виктор Антиохийский | 5 век (конец) — начало 6 века | современник Иоанн Златоуст,[12] прокомментировал Евангелие от Марка[2] |
Викторин из Петтау | 303 | автор О сотворении мира и Комментарий к Апокалипсису блаженного Иоанна |
Винсент Леринский | 450 | |
Зенон Веронский | 371 | |
Папа Зефирин | 217 | прокомментировал Псалмы |
Можно ли читать так называемых «святых отцов-ересеологов»? Не еретики ли они?
Напротив, «ересеологами» называются те святые отцы и учителя Церкви, которые боролись с ересями: св. Ириней Лионский, Ипполит Римский, Епифаний Кипрский, Климент Александрийский и другие.
Что касается ересиархов, то их творения не являются секретом, для научных или миссионерских целей они легкодоступны. Что касается любопытства, то имеет ли смысл тратить время на душевредное чтение, если есть море душеполезного?
Патерики — что это такое?
Отдельно нужно сказать про Патерики — которые тоже можно отнести к святоотеческой литературе. Эти книги — например Великий патерик, Палестинский патерик, или «Луг Духовный» — являются собранием коротких сказаний о святых ранней христианской Церкви.
Иногда— это просто один абзац о каком-то старце, иногда — несколько историй о нем. Некоторые святые в этих патериках и вовсе безымянные, но все эти истории — замечательные примеры святости и христианской мудрости.
Свои Патерики есть и у некоторых монастырей — в том числе русских. Например, патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в котором описаны жития всех святых в этом монастыре просиявших. И конечно же — Киево-Печерский Патерик, в котором собраны жития сотни Киево-Печерских святых. Их жизнь пришлась практически на одно столетие (!) и все их мощи сейчас хранятся и открыты для поклонения в пещерах Киево-Печерского монастыря.
Можно ли называть священника «святой отец»?
Такое обращение к священникам в Православной Церкви не принято. Святыми отцами мы называем канонизированных святых. Можно сказать, например: «Святые отцы учат…» или «Святые отцы относительно поста установили такие-то правила…». Принятое обращение к ныне живущему священнику: «отец + <�имя>», например «отец Петр», «отец Сергий» и т.п.
***
митрополит Иларион (Алфеев):«Что самое применимое из наследия отцов для современной жизни? Сохранение себя в этом постоянно меняющемся мире, сохранение идеалов и принципов христианской жизни в повседневности. Каждый день, каждый час ставит нас перед нравственным выбором: поступить согласно заповедям или согласно духу мира сего. Вот здесь и надо нам применять опыт святых отцов, дабы уберечь свою душу от искушений. Это и есть самое применимое».
прот. Георгий Флоровский:«Недостаточно просто подобрать цитаты, вырывая их из контекста и игнорируя обстоятельства, при которых было написано то или иное сочинение. Многие «высказывания Отцов» имеют конкретную полемическую направленность: их, произнесенных «по случаю», надо использовать с величайшей осторожностью и аккуратностью. Установить истинный смысл каждого замечания мы можем только из контекста, приняв во внимание целостное мировоззрение автора».
Список благочестивых праведников, получивших чин святости в XX веке
Имя великого христианина | Статус святости | Краткие сведения о канонике | День памяти | Годы жизни |
Иоанн Кронштадтский (Иоанн Сергиев) | Праведник | Кроме проповедования и духовного писательства, отец Иоанн исцелял безнадежно больных, был великим прозорливцем | 20 декабря | 1829-1909 |
Николай (Иоанн Касаткин) | Равноапостольный | Епископ Японский полвека занимался миссионерской работой в Японии, духовно поддерживая русских пленных | 3 февраля | 1836-1912 |
Владимир (Василий Богоявленский) | Священномученик | Деятельность митрополита Киевского и Галицкого была связана с духовным просветительством для укрепления православия на Кавказе. Принял мученическую смерть во время гонений на церковь | 25 января | 1848-1918 |
Царственные особы | Страстотерпцы | Члены царской семьи во главе с государем Николаем Александровичем, принявшие мученическую смерть во время революционного переворота | 4 июля | Канонизация была подтверждена Россией в 2000 году |
Тихон (Василий Белавин) | Святитель | Жизнь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была связана с прославлением ликов святых. Исповедник миссионерствовал в Америке, выступал против гонений на Православную церковь | 25 марта | 1865-1925 |
Силуан (Симеон Антонов) | Преподобный | Сойдя с иноческого пути, служил в армии, где поддерживал товарищей мудрым советом. Приняв постриг, удалился в обитель для обретения аскетического опыта в постах и молитвах | 11 сентября | 1866-1938 |
В православной литературе существует особый жанр, описывающий жизнь и подвиги, проживших в святости людей. Житие святых – это не светские хроники, а жизненные истории, написанные в соответствии с церковными канонами и правилами. Первые записи событий жизни святых подвижников велись на заре христианства, затем их сформировали в календарные сборники, списки дней почитания светлой памяти угодников.
Согласно наставлению апостола Павла, проповедников слова Божия следует поминать и подражать их вере. Невзирая на уход в мир иной святых праведников, которых почитает святая церковь.
За высокую нравственность и святость на протяжении истории православной Руси Божию благодатью были одарены люди с чистым сердцем и сияющей душой. Они получили небесный дар святости за свои праведные деяния, их помощь живущим на земле людям неоценима. Поэтому даже при самой безысходной ситуации сходите в церковь, обратитесь с молитвой к святым угодникам, и вы получите помощь, если молитва будет искренней.
Первый Вселенский Собор.
Святители Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский
В работе Собора участвовало 318 епископов, среди которых были: Св. Николай Чудотворец, Иаков епископ Низибийский, Спиридон Тримифунтский, Св. Афанасий Великий, бывший в то время еще в сане диакона и др.
Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину — догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом.
Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры.
На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми, и установлены были многие другие правила.
На первом Вселенском соборе была утверждена последовательность, главенство христианских Церквей — Римская Кафедра (бывший царствующий град), Константинопольская (царствующий град), Александрийская, Антиохийская. Приоритет Церкви отдавался по месту правления государя Империи, что доныне мешает современным католикам доказать, что Папа — глава всей христианской Церкви.
Третий Вселенский Собор
Был созван в 431 году в Ефесе, при императоре Феодосии 2-м Младшем. Собор был созван против лжеучения Константинопольского архиепископа Нестория, который нечестиво учил, будто Пресвятая Дева Мария родила простого человека Христа, с Которым, потом, Бог соединился нравственно, обитал в Нем, как в храме, подобно тому, как прежде обитал в Моисее и других пророках. Потому и Самого Господа Иисуса Христа Несторий называл богоносцем, а не Богочеловеком, а Пресвятую Деву называл христородицею, а не Богородицею. На Соборе присутствовали 200 епископов.
Собор осудил и отверг ересь Нестория и постановил признавать соединение в Иисусе Христе, со времени воплощения, двух естеств: Божеского и человеческого; и определил: исповедовать Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным Человеком, а Пресвятую Деву Марию — Богородицею. Собор также утвердил Никеоцареградский Символ Веры и строго воспретил делать в нем какие бы то ни было изменения и дополнения.