Текст книги «Объяснение всенощного бдения и Божественной литургии»

5 июля 2017

Сегодня наша подборка книг – о Таинстве, которое является основой самой жизни Православной церкви. Литургия, Святое Причастие не есть воспоминание, того что происходило более двух тысяч лет назад – это реальное ежедневное повторение тайной вечери. Эти книги помогут понять и осознать, что происходит во время совершения Таинства Евхаристии.

Божественная Литургия: Объяснение смысла, значения, содержания

Автор:
Протоиерей Алексий УминскийИздатель:Никея
Литургия является основой и центром всего, что совершается в Церкви. Вся православная богослужебная традиция готовит лишь к одному – к Евхаристии. Но все ли происходящее на Литургии мы можем понять и пережить духовно?

В этой книге

известный священник, протоиерей Алексей Уминский рассказывает о смысле, значении Таинства Евхаристии и шаг за шагом разъясняет все действия, совершающиеся на службе Божественной Литургии.

Записки о Литургии и Церкви

Автор:
Фудель Сергей ИосифовичИздатель:Русский путь
Знакомые нескольким поколениям читателей по самиздату сочинения религиозного писателя Сергея Иосифовича Фуделя (1900–1977), испытавшего многолетние гонения в годы советской власти, не остались лишь памятниками ушедшей самиздатской эпохи и переиздаются сегодня на разных языках в разных странах. Для многих встреча с книгами Фуделя стала поворотным событием в жизни, побудив к следованию за Христом. В книге «Записки о литургии и Церкви» С. И. Фудель продолжает развивать круг своих заветных мыслей о сущности Церкви, сполна проявляющейся в ее основном священнодействии – Божественной литургии. Значение литургии оставалось малопонятным для многих современников автора – даже для тех из них, кто умом и сердцем уже воспринял христианство, но не был воспитан в ощущении литургии как причастия «блаженной и любящей вечности, теплой, как материнское лоно», и не привык дышать «воздухом совсем иного мира». Обращаясь к ним, Фудель стремится поделиться знанием духовного и символического смысла церковного богослужения.

Предварительные замечания.

Являясь Таинством таинств и центральным моментом христианской религиозной жизни, Божественная Евхаристия особенно точно и подробно разработана с точки зрения своего устава. Для своего совершения она требует определенных условий, как в отношении лиц, ее служащих, так и времени, и места, и утвари, и книг, потребных для ее совершения.

Совершителем Литургии может быть только законно рукоположенный иерей или епископ, незапрещенный в священнослужении и назначенный совершать Литургию в данной церкви постоянно (на правах настоятеля или его помощника) или на данный определенный случай. Совершение Литургии в чужой церкви и без разрешения ее настоятеля запрещается. Этот иерей:

а) должен совершать Литургию по определенному уставу и обычаям Православной Церкви, не внося в нее самовольных дополнений и изменений, искажающих ее смысл или нарушающих установленные обычаи. Посему всякая отсебятина, самовольное дерзание в области реформаторских попыток, хотя бы и проникнутых самыми почтенными побуждениями, как-то: приблизиться к духу первохристианства или сделать Литургию более, так сказать, «близкой» для верующим (чтение вслух молитв, служение с открытыми царскими вратами, самочинные возгласы и т.д.) — недопустимы. Чувство пастырского такта, с одной стороны, и литургическая грамотность в стиле, церковной культуре, с другой, должны всегда уравновешивать в священнике всякую крайность, от тупого уставщического буквоедства до безвкусного новаторства;

б) должен подготовиться к совершению Литургии, как духовно, так и телесно. в) должен причаститься Святых Тайн во время совершаемой им Литургии.

Время совершения Литургии определяется церковными установлениями и обычаями. Литургия может совершаться в любой день, кроме некоторых дней в году.

Местом совершения Литургии служит храм, канонически освященный архиереем.

Святые сосуды и священные предметы:

а) Антиминс, освященный и подписанный каноническим архиереем, с мощами, вшитыми в нем.

б) Святая Чаша, святой дискос, звездица, копие, лжица и губа — все это в чистом, целом и неповрежденном виде.

Вещество для Литургии. Таковым являются хлеб и вино, т.е. плоды, установленные, употребленные и благословенные Самим Господом для Его Пасхальной Вечери. Хлеб должен быть чисто пшеничный, хорошо выпеченным, неплесневелым, не прогорклым, не слишком рыхлым но и не зачерствевшим чтобы из него было можно легко вырезать Агнец и вынимать частицы. Β русской практике, почти во всей Сербии и кое-где на Востоке употребляется хлеб в виде 5-ти (у старообрядцев 7) просфор из кислого теста. На них должна быть печать.

Составные части Литургии.

B ee современном виде литургия византийского типа может быть поделена на три части. 1. Проскомидия 2. Литургия оглашенных и 3. Литургия верных. Перед началом проскомидии читаются входные молитвы.

Входные молитвы…

Облачение.

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан;» 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение y священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем.» На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков,» диакон отвечает: «Аминь,» — целует руку священника и крест на облачении. To же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Проскомидия.

На Проскомидии особым образом изымается Агнец из просфоры. Особенно подчеркивается Жертва Самого Господа и ее смысл.

Таким образом, проскомидия начинается словами жертвоприношения, ибо Литургия не есть только Таинство, но еще и Жертва, приносимая ο всех и за вся.

Назначение остальных 4-х просфор:

Богородичная;

Девятичинная;

О здравии;

О упокоение.

Литургия оглашенных.

Само название этой литургии воскрешает в нас воспоминания ο седой древности церковной истории, когда был еще в силе институт катихизации, т.е. оглашения, подготовки к принятию крещения. На этой части литургии оглашенным было дозволено присутствовать, т. к. она в себе не содержит самого приношения евхаристической Жертвы, a только подготовительные действия, в значительной степени предназначенные для самих оглашенных.

Перед началом Литургии священник и диакон, поклонившись трижды перед престолом, молятся ο ниспослании им благодати Святого Духа для достойного совершения страшной службы. Священник, подняв руки ввысь, тогда как диакон поднимает вверх орарь, как во время ектении, читает молитву «Царю Небесный» (один раз) — «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (дважды) — «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.» Β служебнике нет никаких указаний ο поднятии рук, но это повсеместная практика, как русская, так и восточная. Священник целует Евангелие, a диакон святой престол. Затем, держа таким же образом орарь и преклонив голову, диакон произносит:

«Время сотворити Господеви, владыко, благослови.»

Священник благословляет диакона и говорит:

«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков.»

Диакон: «Помолися ο мне, владыко святый.»

Священник: «Да исправит Господь стопы твоя.»

Диакон: «Помяни мя, владыко святый.»

Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.»

Диакон: «Аминь.»

Сама Литургия начинается возгласом священника: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа.» Это самый торжественный начинательный возглас в православной литургической практике. Литургия начинается самым торжественным возгласом, который указывает, что Евхаристия открывает вход в Царство Отца и Сына и Святого Духа.

Великая ектения: «Миром Господу помолимся» и молитва и тайно совершаемая молитва священника. Начало такой практики, тайного совершения молитвы в алтаре, исследователь возводит ко времени Императора Юстиниана, т.е. к VI веку, a к VIII в. это становится общепринятой традицией на Востоке

Возглас: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков» (сравни: 1Тим. 1:17).

Первый антифон. Собствено, антифоны это древний чин песнопений совершаемый попеременно обееми хорами.

Малая ектения: «Паки и паки (Пс. 140:5) миром Господу помолимся»

Возглас: «Яко Твоя держава, и Tвoe есть Царство, и сила, и слава (Мф. 6:13), Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.»

Второй антифон.

Малая ектения и молитва:

«Иже общыя сия и согласныя даровавый нам молитвы, Иже и двема, или трем, согласующымся ο Имени Твоем, прошения подати обещавый (Мф. 18:19-20), Сам и ныне раб Твоих прошения к полезному исполни (Пс. 19:6), подая нам и в настоящем веце познание Твоея истины (Евр. 10:26), и в будущем живот вечный даруя.»

Возглас: «Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»

Третий антифон.

Малый вход, или вход с Евангелием.

Малый вход.

По окончании третьей ектении (малой) открываются царские двери для совершения малого входа, или входа с Евангелием

Для совершения входа священнослужители творят три поклонения перед престолом, и священник подает диакону Евангелие. . Священнослужители обходят святую трапезу справа, переходят через горнее место, выходят через северные диаконские двери и становятся перед царскими вратами. Впереди их идет свещеносец.

Священник благословляет вход словами: «Благословен вход святых Твоих, всегда, ныне и присно и во веки веков.» Диакон подает Евангелие священнику для целования и по окончании последнего тропаря третьего антифона совершает «крестование,» т.е. указанное крестообразное осенение Евангелием на восток со словами: «Премудрость, прόсти.» Диакон входит первым, a за ним и священник, в алтарь; диакон полагает Евангелие на престол. Певцы поют «Приидите, поклонимся.»

Малый вход имеет свою историю. Β настоящее время значение этого литургического акта почти неизвестно и смысл его непонятен. Β глубокой древности Евангелие хранилось не на престоле, a в одной из комнат церкви. Древний храм имел два особых помещения, пастофории (coenaculurn, atrium [трапезная, зал (большая комната для приема гостей)]), из которых одна, была предназначена для принятия приношений верных. Наш современный жертвенник есть видоизмененная комната для приношений в древних храмах, теперь уже неотделенный от алтаря. Другая комната или диаконник ризница, была предназначена для хранения богослужебных книг, одежд, священных сосудов и т.д. Когда в древности наступал в Литургии момент чтения алостольских посланий и Евангелия, диаконы отправлялись в ризницу, приносили оттуда писания и читали их, после чего эти книги опять уносились в назначенное для их хранения место, в ризницу. Теперь это осталось только как историческим воспоминанием, ибо Евангелие и до входа, и после него всегда почивает на святом престоле.

Значение слов «Премудрость, прόсти» во время входа объясняется тем, побуждает верных в особо важные моменты к особому вниманию.

«Входное.»

Блаженства или третий антифон заканчиваются особым стихом, «входным.»

Тропари и кондаки.

При входе певцы поют тропари и кондаки, воспевая подвиги святых, тогда как священник читает особую молитву «Трисвятого пения.»

Молитва Трисвятого пения. (Совершает священник)

Молитва эта заканчивается возгласом: «Яко Свят еси, Боже наш, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.»

Молитва читается священником во время пения тропарей.

Следует заметить, возглас диакона: «Господи спаси благочестивыя» имеет свое происхождение из церемониала византийской царской службы, когда на ней присутствовали и цари, к которым и относилось это «спаси благочестивыя,» т.е. благочестивые цари. Это перешло и в наши служебники. По-видимому, свидетельство Муравьева только подтверждает древнюю традицию Византии,

B ответ на этот возглас певцы начинают пение Трисвятого, т.е. «Святый Боже, Святый Крепкий…» Поется это трижды, затем — «Слава и ныне — Святый Бессмертный..,» и снова целиком «Святый Боже, Святый Крепкий…» и т.д.

Гимн этот введен в чин литургии довольно поздно; вероятно, во времена Патр. Прокла (434-447) и императора Феодосия II (408-450) и сестры его императрицы Пульхерии. Он не является, однако, достоянием одной Византийской литургии. У католиков этот гимн поется на Литургии Преждеосвященных Даров, которая, как известно, совершается y них один только раз в году, в Великую Пятницу.

Восхождение на горнее место.

По окончании священнослужителями слов Трисвятого или заменяющего его молитвенного стиха диакон обращается к священнику со словами «повели, владыко.» Священник, целуя престол, a не Евангелие, отходит с правой стороны на горнее место, произнося слова «Благословен Грядый во имя Господне

Чтение Священного Писания.

Восхождение на горнее место происходит для слушания Священного Писания, почему этот момент и является самым важным в литургии оглашенных..

Иерей, благословляя народ с горнего места: «Мир всем.»

Чтец: «И духови твоему.»

Диакон: «Премудрость.»

Чтец произносит соответствующий прокимен, и певцы сообразно с предписаниями церковного устава поют прокимен. Прокимен поется два с половиной раза, и даже если положено два прокимна, то они вместе не должны превышать это число.

Прокимен, προκείμενον, предлежащий, т.е. предшествующий Священному Писанию стих псалма обычно подобран соответственно дню недели или празднуемому событию.

Чтение Апостола

Чтение Евангелия

Апостольские и евангельские чтения установлены давно и имеют свою долгую историю. Они распределены последовательно по Евангелистам и начинаются с Литургии первого дня Пасхи. A так как церковный год начинается с 1-го сентября, a чередование церковных гласов начинается с Пятидесятницы, точнее, с Недели Всех Святых

Ектении после Евангелия.

После прочтения Евангелия в древней Церкви полагалось слово назидания епископа или священника; этот обычай был соблюдаем повсюду и сохранился теперь в Греции. He связывая проповедника обязательством произносить проповедь именно в это время, нельзя, однако, не признать, что данный момент весьма подходит для истолкования прочитанного слова Божия.

B нашей практике за Евангелием следуют ектении, которыми заканчивается литургия оглашенных: сугубая, иногда заупокойная и об оглашенных.

Сугубая ектения.

Увеличенное моление. Особое.

Она является молитвой ο лицах, тогда как просительная ектения — ο вещах и потребностях, необходимых этим лицам. Эта ектения содержится и в последовании вечерни и утрени, но некоторые различия между содержанием этой молитвы за Литургией и на других службах легко замечаются.

Ko времени сугубой ектении развертывается и антиминс(плат с мощами святого).

Антиминс, а также и облекающий его илитон должны быть закрыты наподобие еврейской или арабской (семитской) книги.

Ектении об оглашенных.

Которая содержит прошения о просвещении и спасении людей готовящихся принять таинство Крещения.

Литургия верных.

За возгласом «Да и тии с нами славят…» диакон предлагает оглашенным покинуть молитвенное собрание: «Елицы оглашеннии, изыдите, оглашеннии, изыдите, елицы оглашеннии, изыдите, да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся.» Этим начинается литургия верных, т.е. главная часть ее. Святейший патриарх читает молитвы в алтаре.

Кроме прошения об очищении души и тела и укреплении молящихся силой Святого Духа, в этой молитве характерно и то, что Святейший говорит не только от своего имени, но и от имени «молящихся с нами» и «с любовию служащих Тебе.» Это подчеркивает соборный характер евхаристической молитвы. Народ сослужит Патриарху, и только то евхаристическое приношение раскрывает вполне всю глубину церковной молитвы, которое является выражением соборной полноты и которое совершается не втайне от молящихся, не глухо и немо, a «единеми усты и единем сердцем.» Священник не противопоставляет себя народу, а, наоборот, настаивает на этом единодушном совершении Евхаристии с народом. Церковь заключается не в одном только клире, но во всей обществе церковного народа, хранителя благочестия.

Херувимская песнь.

«Иже Херувимы тайно образующе (т.е. мы, которые таинственно изображаем Херувимов) и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение.

Яко да Царя всех (т.е. всяческих) подымем, ангельскими невидимо дориносимого чинами. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.(Слава Тебе Боже…)»

Великий вход.

Торжественное и всенародное перенесение вещества для Евхаристии с Жертвенника на Престол.

Просительная ектения.

Целование.

Служащие в это время поклоняется три раза перед святой трапезой, произнося прο себя трижды слова (Пс. 17:2-3): «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое.» При соборном служении, как сегодня, происходит после целования сосудов взаимное целование сослужащих. Старший говорит: «Христос посреде нас,» — на что младший отвечает: «И есть, и будет,» и целуют друг друта в плечи (два раза) и рука в руку

Β древности это лобзание мира происходило не только среди клириков, но также и среди мирян: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. Оно символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинственном Жертвоприношении. Заповедь Спасителя (Мф. 5:23-24) прямо предписывает примириться сначала с братом, a потом уже приносить жертву к алтарю. Но это примирение и единодушие не есть только чисто моральное, оно означает не только наличие любви и примиренности между приносящими жертву, но должно быть в такой же мере и единомыслие, полное духовное единение. Поэтому-тο непосредственно после целования мира возглашается Символ веры, как мерило догматического единомыслия всех христиан. Церковная молитва, a в особенности — евхаристическое Жертвоприношение, не может совершаться, если между молящимися не существует соборного единства, полной согласованности в вере. Евхаристия с инакомыслящими невозможна. Евхаристическое приношение может быть только «едиными усты» и единым сердцем, в единой вере, в согласии догматов, в одинаковом взгляде на основные вопросы веры и спасения.

Символ веры.

Исповедание своей веры, обязательное событие для служащих вместе, которое позволяет священникам и мирянам открыть свою веру перед всем собором молящихся. Состоит он из 12 членов, частей.

Анафора. Возношение.

Главная часть евхаристического богослужения, сохранившаяся в своем плане и общем содержании молитв от древнейших времен, называется евхаристическим каноном, евхаристической молитвой в узком смысле этого слова или анафорой, потому что в ее центральном моменте совершается возношение (от άναφέρω) Святых Даров.

Благодарение. Евхаристия.

Словами «Благодарим Господа» священник начинает саму евхаристическую, т.е. благодарственную молитву. По этим словам и сама служба называется Евхаристией, и это название — одно из самых древних наименований Литургии. Сам Господь на Своей прощальной Вечере, преподавая ученикам Тело и Кровь, предварительно благодарил Отца (Лк. 22:17-19).

При словах «Победную песнь…» диакон или иерей правой рукой поднимает с дискоса звездицу и начертывает ею над дискосом образ креста, стараясь касаться дискоса соответствующим концом звездицы при каждом слове иерея: поюще… вопиюще… взывающе… глаголюще

Совершаются молитвы анамнезиса, т.е. воспоминания слов Христовых на Тайной Вечери.

После молитвы анамнезиса возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще (или древнее «приносим») ο всех и за вся» священник совершает возношение Святых Даров.

После этого возношения иерей читает молитву эпиклезиса, призывания Духа Святого на Дары,

Совершается преложение Даров в Тело и Кровь Христовы.

Певцы поют «О Тебе радуется, Благодатная….»

Eктения после освящения Даров.

Эта ектения по содержанию своему есть ектения просительная.

Возношение Святого Агнца.

По поводу возношения Агнца святитиель Николай Кавасила пишет: «Священник возглашает: «Святая святым,» — как бы говоря: «Вот Хлеб жизни, Который вы видите. Идите, стало быть, причащайтесь, но не все, a тот, кто свят. К святыне допускаются только одни святые.» Под святыми же здесь подразумеваются не только совершенные в добродетели, но и те, кто тяготеет к совершенству, но его еще не достигли. И этим ничто не мешает освятиться причастием Святых Таинств, и этой частью святыни стать святыми… Ответ певцов «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос…»

Причащение.

Причащение есть высший момент Евхаристии. Это и является целью самого Таинства. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя совершается не ради только самого преложения, но именно ради причащения священнослужителей и присутствующих верных. Само слово «причащение» показывает особую связь, которая устанавливается между верными и Христом Спасителем.

Литургия на Русской земле

Автор:
Протоиерей Димитрий ДудкоИздатель:Ковчег
Книга протоиерея Димитрия Дудко «Литургия на Русской земле» состоит из его проповедей, произнесенных в 1977-1978 гг. в с. Гребнево Московской области. Предлагаемые чтения содержат объяснения литургии и основных понятий нашей веры.

Отец Димитрий (1922-2004) был духовником очень большого числа духовных чад, организатором постоянных христианских чтений и собеседований, обществ трезвости, вдумчивым проповедником и писателем. В 1945 году он поступил в Московскую Духовную Семинарию, по окончании которой в 1947 году его перевели в Московскую Духовную Академию. Однако уже через полгода, 20 января 1948 года, его арестовывают и осуждают по статье «антисоветская агитация и пропаганда» к десяти годам лагерей с последующими пятью годами поражения в правах. Лишь через восемь с половиной лет, в 1956 году, его освобождают из заключения и восстанавливают слушателем академии, которую он заканчивает в 1960 году. Имя его известно и на Западе: восемь книг пастыря издано там и переведено на многие языки.

О Святом Причащении

Автор: Масленников С. М.
Издательство: Сибирская благозвонница
В книге автором собраны мысли святых отцов о таинстве Причащения, которое занимает центральное место в жизни Церкви.

Таинство установил Сам Господь Наш Иисус Христос во время тайной вечери перед крестными страданиями. О важности причастия сказано Господом в Евангелие: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин 6;53). «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и я в нём» (Ин 6;36). Этими словами Христос указал на совершенную необходимость для всего человечества участия в Таинстве Евхаристии.

Святое Причастие не есть воспоминание, того что происходило более двух тысяч лет назад — это реальное ежедневное повторение тайной вечери. На каждой литургии и в апостольские времена и в наш 21 век – Сам Господь через священников действием Святого Духа претворяет вино и хлеб в Свои Пречистые Тело и Кровь. Божественное Причащение – это необходимая составляющая часть духовной жизни. Оно возносит наше сердце к Богу, оживляет и исцеляет душу и тело, даёт им силу и самое главное зажигает в нас Христову любовь и соединяет с Ним.

Эта книга очень полезна как постоянным членам Церкви, так и начинающим. Она помогает насколько это возможно для человеческого разума понять смысл Святого Таинства, чтобы причаститься «во оставление грехов и в Жизнь Вечную».

Литургия как центр жизни христианина

Все церковные праздники лишились бы смысла, если бы не существовало Пасхи. Потому что, если бы Христос не воскрес, то все остальные евангельские события могли бы рассматриваться лишь в историческом контексте и другой ценности, кроме нравственной и культурной, не представляли бы. Мы говорим, что каждый христианский праздник принадлежит вечности, поскольку его духовно наполняет Пасха. Вечность присутствует в нашем времени, и мы становимся реальными соучастниками этого праздника.

То же самое можно сказать и о Литургии, возвышающейся над всеми иными богослужениями. Если бы не существовало Литургии, бессмысленно было бы вообще совершать какие-либо службы, потому что без Литургии отсутствует и Церковь как таковая.

Поэтому рассказ о Евхаристии (от греческого слова ευχαριστία – благодарение) пойдет параллельно с рассказом о Церкви, о том, что она собой представляет и как Церковь и Евхаристия связаны друг с другом.

* * *

Когда мы приступаем к святому крещению, во взрослом ли возрасте или в младенчестве, священник спрашивает у нас или у наших восприемников: «А веруешь ли ты Богу? Сочетался ли со Христом?» И мы отвечаем, что со Христом сочетались и веруем Ему как Царю и Богу. Так мы присягаем служить Господу.

Сразу после нашего ответа читается Символ веры, перечисляется то, во что именно мы веруем. В частности, в Символе веры есть и такие слова: «Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Это необходимо осмыслить: наряду с верой в Бога мы исповедуем и свою веру в Церковь. Ни в одной другой религиозной системе, кроме христианства, нет такого понятия – «вера в Церковь». По катехизису святителя Филарета Дроздова (1782/1783 – 1867), Церковь – это общество людей, объединенных единой верой и едиными обрядами. Впрочем, то же самое можно сказать о любом религиозном объединении, например, о мусульманском или иудаистском. К такому обществу можно принадлежать и заниматься исполнением обрядов, исходя из постулатов веры, но веровать в само это общество невозможно. Ни одно из них не является тем, чем становится Церковь для христиан.

Так что же это такое – веровать в Церковь? Мы же не исповедуем обязанность посещать храм по воскресеньям и праздникам, не обещаем Богу держать пост, исповедоваться и причащаться. Церковь для христиан – это не только место, где они общаются с Богом, потому что с Ним можно общаться и дома, и в метро, и в лесу – в любом месте и в любое время. Веровать в Церковь – означает исповедовать, что она – есть Тело Христово, часть которой – мы с вами.

Апостол Павел так пишет об этом: «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело,


так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело»
(1 Кор. 12: 12—13) и добавляет:
«Ивы

тело Христово, а порознь

члены»
(1 Кор. 12: 27).

Отсеченная часть тела самостоятельно жить не может. Когда говорят о живом организме, имеют в виду единое и неделимое тело, в котором соединяется человеческое и Божественное. Церковь – это таинственное собрание людей, где происходит единение Бога с человеком, где рождается единый богочеловеческий организм.

Мы приходим в Церковь для того, чтобы стать ее частью, стать ее существом, ее естеством. Церковь делает нас соприродными Христу, потому что мы являемся ее телом, а Он – ее Главой. При этом, как сказал новопрославленный сербский святой, величайший богослов Иустин Попович (1894—1978), сама Церковь – это Богочеловек Иисус Христос. Это мы со Христом.

В этом случае становится понятно, что просто присутствие человека в Церкви, просто исполнение каких-то внешних правил, просто знание определенных догматов явно недостаточно. Речь идет о жизненном пути, который православные называют верой.

Христос учит: «Я есмъ путь и истина и жизнь»

(Ин. 14: 6). То же самое можно сказать и о Церкви: Церковь – есть путь, Церковь – есть истина, Церковь – есть жизнь человека в вере, и в этом – смысл христианства.

Наконец, мы исповедуем не просто существование Бога; мы веруем не только в то, что Господь – Личность, сотворившая мир, в то, что существуют определенные отношения между Ним и человеком, в то, что есть некие правила, которые следует исполнять, ожидая посмертных воздаяний. Все это характерно для любых религиозных воззрений, включая самые примитивные, и не является истинным смыслом христианской веры. Наше упование заключается в том, что человек спасается в вечной жизни, соединившись с Богом. Жизнь вечная и есть пребывание в Боге, соединение с Ним и обожение человека, когда он сам становится богом. Вот в чем состоит истинный смысл христианской веры, если не прибегать к сложным богословским определениям.

Церковь делает нас соприродными Богу. Об этом апостол Петр писал: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества»

(2 Пет. 1: 3-4). Эти слова нередко остаются незамеченными нами, но они составляют суть всех апостольских посланий: нам надлежит стать участниками Божественной Природы. О том же, хотя и несколько иначе, говорил и преподобный Серафим Саровский: «Нам надо стяжать Дух Святой».

Смысл христианской жизни состоит в том, чтобы наполниться Духом Святым, сделаться единоприродным с Господом, соединиться с Ним. Если это происходит, наше пребывание на земле становится осмысленным, а жизнь – по-настоящему духовной.

Значение Церкви в том и состоит, что по-иному человек не способен достичь Бога. Потому-то Христос и основал на земле Свою Церковь, через которую человек получает благодать, богопознание и богоприобщенность. Впрочем, необходимо оговориться, что для человека полное богопознание всегда будет оставаться невозможным, потому что Господь – абсолютен, бесконечен и вечен, а человек по своей природе тварен. Наше приобщение к Богу не касается Его Божественной сущности, к которой человек приобщиться не сможет никогда. Речь идет о приобщении к Божественным энергиям, к Божественной природе. Бог стал человеком во всей Своей полноте, а человек становится Сыном Божиим по благодати. Именно благодать делает его богочеловеком.

Только в Церкви человек становится богочеловеком, потому что Господь дарует нам возможность приобщаться Своей Плоти и Своей Крови. Это дается нам великим таинством Церкви, нашей жизнью в ней, потому что Сам Христос сказал: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей»

(Ин. 7: 37).

Объяснение Божественной литургии

Автор:
Священноисповедник Сергий ПравдолюбовИздательство:Отчий дом
Божественная литургия — центр всей жизни православного человека. В традиции Русской Православной Церкви была всегда забота о том, чтобы народ Божий знал и понимал православное богослужение, особенно Литургию. Проповеди на эту тему были всегда органической составляющей приходской жизни. Вниманию читателя прдлагаются десять проповедей-бесед о Божественной литургии священноисповедника Сергия Правдолюбова. Отец Сергий говорил о самом главном, самом важном смысле Литургии — о присутствии за ней Самого Бога. Говорил горячо, увлекаясь сам и увлекая своих пасомых.

Детям о Православии. О литургии

Авторы:
Лучанинов ВладимирИздательство: Никея
Часто мы не знаем, как рассказать детям о сути и опыте нашей веры. Чтобы помочь в решении такой важной задачи, издательство «Никея» подготовило серию книг «Детям о православии». Эта книга – «О литургии»

– объясняет детям, что происходит в церкви во время главного православного богослужения.

Книгу можно читать в кругу семьи, но ребенок и сам с удовольствием прочитает ее, ведь все здесь рассказано интересно и просто, а благодаря цветным картинкам книга становится наглядной и содержательной.

Дорогой читатель!

Выражаем Вам глубокую благодарность за то, что Вы приобрели легальную копию электронной книги издательства «Никея».

Если же по каким-либо причинам у Вас оказалась пиратская копия книги, то убедительно просим Вас приобрести легальную.

Как это сделать – узнайте на нашем сайте

www.nikeabooks.ru

Если в электронной книге Вы заметили какие-либо неточности, нечитаемые шрифты и иные серьезные ошибки – пожалуйста, напишите нам на

Спасибо!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: