Первые христианские храмы 998 слов читать ~7 мин.


Церковь как сообщество христиан

Христианство — самая крупная по численности приверженцев и по территории распространения мировая религия. Сообщество христиан, почитающих Иисуса Христа Богом и Спасителем, образует Церковь. В Православии вся Вселенская Церковь представлена отдельными Поместными Церквями. Все они равны между собой, независимы друг от друга, среди них нет главенствующей. Закономерно возникает вопрос: кто первый принял христианство в мире?

кто первый принял христианство

В настоящее время существует 15 Поместных Православных Церквей: Константинопольская (автокефалия в 381 году), Александрийская (с 5 века), Антиохийская (патриархат с 451 года), Иерусалимская (патриархат с 451 года), Русская (официально автокефалия в 1589 году), Грузинская (автокефалия восстановлена в 1917 году), Сербская (с 1920 года), Румынская (с 1925 года), Болгарская (с 1953 года), Кипрская (с 1947 года), Элладская (с 1833 года), Албанская (с 1922 года), Польская (с 1924 года), Чешская и Словацкая (с 1951 года), Американская (с 1970 года).

Однако в Православном мире утвержден список — диптих, в котором все Поместные Церкви перечислены по «рангу чести». Здесь учитывается древность Церквей, время провозглашения автокефалии, политическое и историческое значение городов-центров. Так, Константинопольская Церковь признается старшей по чести и стоит первой в диптихе. По Преданию, она была основана в 38 году апостолом Андреем Первозванным, пришедшим из Палестины.

Церковь Дура-Европос, Сирия

Дура на арамейском означает «крепость». Церковь Дура-Европос была построена в Сирии в период между 233 и 256 годами. Она известна, как самая ранняя идентифицированная христианская церковь в Сирии. Дура-Европос была преобразована в храм после завоевания персов. Она представляет из себя дом с отдельной залоподобной комнатой и фресками, которые служат ее баптистерием. Интерьер также заполнен древними христианскими картинами.

Dura Europos house church in Syria, 3rd century AD
Posted by Beyond the Bible on Wednesday, May 23, 2012

Церковь Дура-Европос в Сирия, 3 век н.э.

Women’s procession from a church at Dura Europos, on the upper Euphrates river in Syria. The early centuries CE were a…
Posted by Suppressed Histories Archives on Thursday, October 6, 2011

Женская процессия из церкви Дура-Европос.

Кто первый принял христианство?

Зарождение христианской религии относится к 1 веку. Оно напрямую связано с земной жизни Спасителя, Его Учением и Крестной смертью. Согласно Священному Писанию, Иисус Христос по Своей земной природе был иудеем, как и Его ученики. Поэтому вопрос, кто первый принял христианство, давно решен. Исторический факт, что первыми уверовавшим в Иисуса как Спасителя мира были евреи — жители Палестины. Однако благодаря апостольской проповеди вера во Христа быстро распространилась по всей территории Римской империи.

С того времени за последователями Христа закрепилось понятие «Χριστιανοί» — христиане (Деяние апостолов, 11:26). Впервые последователей Христа назвали христианами язычники Антиохии (Малая Азия). Это название использовалось ими в качестве насмешливого прозвища. Однако христиане восприняли его как самоназвание и стали употреблять в обиходной речи.

Тело Христа

Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. (Колоссянам 1:15—18)

Церковь — Тело Христа. Жизнь в Церкви — неотъемлемая часть христианства.

Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. (Римлянам 6:3-4)

Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. (1-е Коринфянам 12:12-13)

  • Только истинные ученики Христа становятся частью Церкви.
  • Это происходит при крещении.

Иерусалимская Церковь — первая в мире

Иерусалимская Церковь — колыбель христианства, матерь всех Церквей. Она хранит священные для христианства сокровища Святой Земли, связанных с жизнью Спасителя, Его Учением и искуплением мира. Первым епископом и устроителем Иерусалимской Церкви был апостол Иаков, брат Господень по плоти (умер в 62 или 69 году).

На канонической территории Иерусалимской Церкви находятся такие величайшие святыни, как Голгофа (место распятия Иисуса Христа) и Гроб Господень. Во всем христианском мире известны монастыри Иерусалимской Церкви. Монастырь Святого Гроба Господня с храмом Воскресения Христова. Вифлеемский монастырь с пещерой, где родился Богочеловек. Иорданский монастырь Иоанна Предтечи, расположенного рядом с предполагаемым местом Крещения Иисуса. Лавра святого Саввы Освященного в Иудейский пустыне. Здесь был создан используемый в богослужениях по настоящее время Иерусалимский богослужебный устав. Синайский монастырь святой Екатерины с кустом Неопалимой Купины.

К Иерусалимской Церкви принадлежали участники Вселенских Соборов архиепископ Иерусалимский Кирилл (4 век) и патриарх Иерусалимский Ювеналий (5 век), составитель Иерусалимского Устава преподобный Савва Освященный (5 век), церковный песнопевец святитель Косма Иерусалимский (8 век) и многие прочие святые.

postnauka.ru

Историк Олег Воскобойников о позднеантичных базиликах, христианских катакомбах и храмовой архитектуре

Христианский храм возник, как и все в христианстве, не на пустом месте, и в то же время он должен был являть собой монументальную форму той новой веры, которую принес с собой Спаситель, развили апостолы, потом апологеты, Отцы Церкви и, наконец, государство в лице Константина и его наследников. Первые христиане, как мы знаем, просто не имели права строить собственные храмы, но у них были молельные дома. Не надо думать, что все время, предшествовавшее так называемому Миланскому эдикту, было временем гонений. На самом деле у христиан, как у любой корпорации, была своя собственность, были дома. И в этих домах иногда собиралось по несколько десятков человек. Если дом был более-менее крупный, то приблизительно до 100 человек. И там служилась евхаристия, как служилась она и в некоторых катакомбах — в Риме, в Италии, на востоке Средиземноморья.

Эти молельные дома не представляли собой какого-то особого типа архитектуры. То есть это постройки, но еще не зодчество. Зодчество — это когда дом становится не просто домом, а дом молитвы — не просто домом молитвы, а являет собой некий художественный, религиозный образ. Это монументальная, дорогостоящая форма. И для того, чтобы она возникла, должно быть какое-то согласие между властью, обществом и, конечно же, небом, то есть представлениями верующего человека о том, что Богу угодно. Христиане боялись также и всяческого идолопоклонничества. Они, естественно, не ходили в языческие храмы, окружавшие их со всех сторон, так же как они не могли ходить в синагогу.

В качестве примера можно вспомнить, как в III веке в городе Дура-Европос на одной и той же улице стоит синагога, которая вмещает несколько сотен верующих и украшена прекрасными фресками, и неподалеку христианский храм. Сейчас можно узнать по раскопкам, что он вмещал до сотни человек и, скорее всего, никаких украшений не имел. Это помогает нам представить себе соотношение сил. Все резко меняется при Константине. Стоит напомнить, что он фактически оставался некрещеным, согласно более или менее достоверному преданию, до конца своих дней. И только где-то незадолго до смерти он был крещен, к тому же, скорее всего, арианскими епископами. И сам он вроде бы вошел в историю как православный государь, в восточной церкви он считается святым, но в те дни все было совсем не так понятно. Так вот, не любя Рим, построив себе новый Рим во второй половине своего правления, с 324 года он создает своеобразную священную топографию, монументальную топографию на собственные деньги или всячески способствуя сбору средств, возводя храмы в местах, символически значимых для новой религии. Это, конечно же, Святая земля, это Рим, это города со старыми христианскими церковными общинами вроде Эфеса или Халкидона, и это, конечно, Константинополь.

Знаем мы об этой архитектуре относительно много, но в то же время очень велико количество потерь. Например, всем известная нынешняя София Константинопольская была заложена при Константине, но она горела потом два раза. И то, что мы видим сейчас, — это уже юстиниановская постройка. Но для него, наверное, наиболее значимыми в его градостроительной деятельности, в его церковном зодчестве были три точки. Это Святая земля — Вифлеем, Назарет и Иерусалим, где храм Гроба Господня, и это Константинополь, естественно, с церковью Святой Софии, то есть с церковью Премудрости Божией, и с церковью Двенадцати апостолов, запланированной как усыпальница Константина. Это единственный храм, который был разрушен сразу после взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом Завоевателем.

Важнейший для Константина комплекс, помимо Святой земли и Константинополя, — это, конечно, Рим. Он его не любил. Рим был еще глубоко языческим, особенно элита. Старая римская элита свято хранила заветы старины. И строить храмы религии, которая только что была врагом римского государства, в центре города было невозможно. Поэтому Константин закладывает базилики на окраинах, но тоже находя какие-то особенные точки. И это соотношение географии и постройки осталось очень важным на протяжении всего Средневековья, фактически вплоть до наших дней. А, скажем, базилика Святого Петра в Ватикане — это, конечно, прежде всего ларец для мощей святого Петра. И стоит он недалеко от того холма, на котором, согласно преданию, Петр был казнен, там, где сейчас ренессансный маленький храм Браманте, буквально в километре от Ватикана. Можно назвать и другие храмы. Это нынешний Сан-Джованни ин Латерано, то есть храм Иоанна Крестителя в Латеране, где многие века находилась резиденция папства, то есть главы всей церкви, изначально единой православно-католической церкви. Это церковь Святого Лаврентия за городскими стенами и церковь Святого Павла за городскими стенами. И вот это «за городскими стенами» (на нынешнем итальянском — fuori lemura) как раз указывает на то, что священный древний центр Рима (по-латыни — pomerium) оставался нетронутым новой религией. То есть перед нами своеобразный компромисс, как многое в эту эпоху, компромисс между старым и новым, своеобразное смешение.

Что представляли собой эти храмы? Если мы войдем сегодня в Святого Петра, мы, конечно, ничего не узнаем, потому что это все-таки совершенно новая постройка, возведенная в конце XV — XX веке на месте старой базилики Святого Петра, нынешний Святой Петр намного больше. Если мы войдем в Латеранскую базилику, то само пространство, которое перед нами открывается, близко к тому, что должны были видеть в IV веке вышедшие из подполья христиане. А если мы войдем в базилики Святого Павла и Лаврентия, то там будет примерно та же ситуация. Это длинный неф, то есть корабль (или ковчег на языке того времени), перекрытый деревянным потолком (подчеркиваю — потолком, а не сводом), и ряд колонн, красивых античных колонн. Они много горели, их многие реставрировали, ставили новые колонны. Но, так или иначе, это три или пять нефов, которые с запада ведут нас на восток к круглой апсиде. Апсида — полукруглое алтарное пространство, завершающееся сверху конхой (раковиной), в которой обычно помещалось мозаичное изображение небесного Государя.

Что представляла собой римская базилика времен Константина, мы можем узнать отчасти по этим стоящим на земле храмам, отчасти — по старым изображениям. Ватиканская базилика полностью перестроена на месте старой. Но Латеранская базилика, базилика мученика Лаврентия и Святого Павла, по размеру представляет собой примерно то, что и было тогда. Снаружи храм фактически не украшался. Во всяком случае, не было никаких изображений, разве что над входом в храм могли поместить небольшое полукруглое изображение или какую-то надпись или двери могли украшаться деревянной резьбой. Такие двери сохранились в базилике Санта-Сабина на Авентинском холме — это середина V века, уникальные врата из ясеня.

Базилика Санта-Сабина. Сер.V в. Рим

То, что храм снаружи — это не более чем огромная масса кирпича и мрамора, тоже символично, потому что христианская архитектура — это прежде всего пространство, а не пластическая форма. То есть пластика — изнутри. А что такое пластика? Это членение стены, ордерное членение, это какие-то детали, игра мозаики, это колонны, каннелированные колонны, капители и так далее — все то, что мы считаем выразительными средствами конкретного искусства, в данном случае архитектуры. Так вот, вся эта образность была с самого начала задумана только для внутреннего пространства храма. Изнутри храм — это не просто дом молитвы, а это в какой-то степени и жилище Бога, как бы небеса, спустившиеся на Землю.

И первым экспериментом в создании такого жилища для Бога, но не языческого, не как Парфенон, где тоже живет Афина, а такое пространство, где Бог одновременно и есть, но не как идол, а как метафизическое богоявление, эманация, говоря опять же на языке богословия. То есть это храмовое пространство должно было не Бога на землю спустить, не поселить его здесь, среди нас, а нас самих сподвигнуть к тому, чтобы умозрительно общаться с ним, чтобы умом узреть его. Это язык для нас, может быть, немного непривычный. Мы знаем «умозрение». В русской христианской традиции есть более емкий термин — «умное зрение», когда мы, даже не доверяя своему физическому взгляду, можем через зримые формы подняться до созерцания Божества. В этом один из тех неизреченных смыслов, которые закладывались зодчими первых великих христианских базилик в свои постройки.

Если мы входим через главные врата с запада на восток, то ряд колонн с аркады ведет нас к апсиде, в которой находился алтарь. Эта апсида отгораживалась невысокой алтарной преградой, украшенной христианскими символами, примерно теми же, что мы знаем по более ранней или современной им живописи катакомб. То есть это разного рода павлины, рыбы, петухи и так далее. Иногда какие-то сюжеты. Прежде всего сотериологические сюжеты, то есть повествующие о спасении человечества. Это могут быть такие парные сюжеты, очень удобные, когда, например, пророка Иону съедает кит, а рядом, через проход, можно видеть, как тот же кит Иону выплевывает через три дня, и это, естественно, такой намек на то, что и наши души будут спасены, если мы будем хорошо себя вести.

Такой храм мог украшаться как напольными мозаиками, так и статуями. Известно, что в Латеранской базилике стояла статуя Спасителя. И вроде бы как-то не боялись того, что это идол, как это ни удивительно. Таким образом, перед нами как бы тронный зал небесного Государя, но тронный зал, в котором его представляет местоблюститель, наместник Бога на земле — епископ. Но там же мог оказаться и император с его совершенно особенным статусом. Но пока, повторяю, при Константине император еще внешний епископ, он не более чем друг церкви, он не член ее. Но то, что было заложено Константином, развивалось и впоследствии. И если мы хотим увидеть такую раннехристианскую базилику, позднеантичную базилику в первозданном виде, то здесь я бы назвал просто напоследок несколько храмов: это прежде всего Санта-Сабина на Авентине, это также базилики Аквилеи, Градо, и это сирийские базилики, сохранившиеся, к сожалению, в руинах, но это очень почтенные руины. Впрочем, базилика — это не последняя форма веры в камни. Бывали и иные.

Почему в диптихе Иерусалимская Церковь не на первом месте?

В списке Автокефальных Поместных Церквей Иерусалимская Церковь стоит на четвертом месте. Какова причина этого? Ведь всем известно, кто первый принял христианство — христиане в мире появились именно в Палестине.

В 66 году произошло восстание иудейского народа против власти Римский империи. В результате осады и штурма Иерусалима столица Израиля была стерта с лица земли. Множество евреев погибли, а оставшиеся рассеялись по всему миру. В силу трагических исторических причин Иерусалимская Церковь потеряла свое внегласное первенство, уступив его Риму — столице империи.

С 4 века началось постепенное возрождение Иерусалимской Церкви. Оно было связано с деятельностью византийского императора Константина I и его матеры Елены. В 451 году на Четвертом Вселенском Соборе епископ Иерусалимский получил титул патриарха. Так Иерусалимская Церковь вновь заняла свое место во Вселенском диптихе, однако уже на пятом месте, уступив Римской, Константинопольской, Александрийской и Антиохийской Церквям. Этот список Церквей устанавливает определенную последовательность предстояния у престола во время совместных богослужений. В 1054 году Римская Церковь вышла из семьи Православных Церквей. С того момента Иерусалимская Церковь занимает 4 место в диптихе.

«Иерусалимская Церковь исторически первенствует в семье Поместных Православных Церквей, потому что именно в Иерусалиме Господь Иисус Христос пострадал и умер на Кресте, в Иерусалиме Он воскрес, именно иерусалимская община апостолов стала свидетельницей Воскресения Христова. Это историческое первенство никто никогда не отнимет у Иерусалимской Церкви» (митрополит Волоколамский Иларион).

Предназначение Церкви

А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем. И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким, потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом. (Ефесянам 2:13-22)

Христианская Церковь объединяет всех учеников в один народ (семью).

Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу? И если ухо скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не глаз, то неужели оно потому не принадлежит к телу? Если все тело глаз, то где слух? Если все слух, то где обоняние? Но Бог расположил члены, каждый в составе тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где было бы тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее, и которые нам кажутся менее благородными в теле, о тех более прилагаем попечения; и неблагообразные наши более благовидно покрываются, а благообразные наши не имеют в том нужды. Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены. (1-е Коринфянам 12:14—27)

  • Ученики Иисуса нуждаются друг в друге.
  • В Теле нет «ненужных» частей. Для каждого Ученика Бог приготовил служение в соответствии с его дарами. Наша задача — понять и найти свое место и служение в Церкви Христовой.

будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга , и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. (Евреям 10:23—25)

Христианская Церковь помогает ученикам завершить спасение.

  • Не пропускай встреч в церкви.
  • Взаимоотношения помогают нам держаться принятых решений (ст.23).
  • Забота друг о друге, побуждение друг друга к любви и добрым деяниям и поддержка, которые помогут нам остаться верными — вот еще одна цель взаимоотношений в церкви.
  • Необходимо участие каждого на всех встречах в Церкви: воскресные службы, собрания среди недели, беседы по Библии и т.д. (Евреям 3:12-14)

Кто первый принял христианство: история Иерусалимской Церкви

В 7 веке Палестинские земли подпали под власть арабов-мусульман. В ходе Первого Крестового похода 1099 года западными рыцарями-крестоносцами было образовано латинское Иерусалимское государство. Крестоносцы изгнали православного патриарха и поставили на его место представителя Папы Римского. Управление Православной Церковью Иерусалима велось из Константинополя.

В начале 12 века Святая Земля оказалась во владении египетского султана. Все храмы Иерусалима были обращены в мечети. Христианским остался только храм Воскресения Господня. В 13-15 веках Иерусалимская Церковь подверглась тяжелейшим гонениям со стороны египетских воинов (мамлюков). К этому времени относится разрушение многих храмов, массовое уничтожение духовенства.

Относительно спокойная жизнь Иерусалимской Церкви началась с 16 века после османского завоевание Палестины. Христиане получили возможность исповедовать свою веру. С 1537 года в Иерусалимские патриархи стали возводиться православные греки. До этого времени они избирались из арабов-христиан. Патриархи-греки смогли значительно улучшить материальное положение Церкви. Ими были выкуплены монастыри, принадлежащие грузинам и сербам, были налажены прямые отношения с русскими царями.

Иерусалимская Церковь неоднократно получала финансовую помощь из России. Это позволяло открывать духовные школы, народные училища. Монастырь Святого Гроба смог погасить имеющиеся долги.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: