Храмы Софии Премудрости Божией в Византии и на Руси

  • Украина

Собор Святой Софии (Софийский собор) – храм, построенный в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым на месте победы в 1037 году над печенегами. На рубеже XVII–XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко. Внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик (260 м²) и фресок (3000 м²) первой половины XI века и значительные фрагменты стенописи XVII–XVIII веков. В советское время был действующим храмом до 1929 года, в 1934 году стал музеем – Софийским заповедником. Ныне является сердцевиной Национального заповедника «София Киевская», одного из крупнейших музейных центров Украины, который включает также Золотые ворота ХІ в., Кирилловскую церковь ХІІ в. и Андреевскую церковь ХVIII в. в Киеве.

В 1990 году Софийский собор, как и Киево-Печерская лавра, стал первым внесённым в список Всемирного наследия ЮНЕСКО памятником архитектуры на территории Украины.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта – будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя – его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

20 век и современность

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть – кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник. В 1934 году был объявлен Государственным архитектурно-историческим заповедником «Софийский музей», в который сначала помимо Софийского собора вошла колокольня, позже – остальные памятники архитектуры XVIII века, сформировавшие архитектурный ансамбль Софийского монастыря: южная въездная башня (начало XVIII века), построенные в 1722–1730 гг. трапезная, хлебня (пекарня, позже – консистория) и Дом митрополита, наконец, ворота Заборовского (1731–1745), братский корпус (кельи) (середина XVIII века.) и бурса (1763–1767).

В соборе были проведены крупные реставрационные работы, открывшие грандиозный целостный ансамбль мозаик и фресок второго десятилетия XI века. В 1987 г. международное жюри Гамбургского фонда имени Альфреда Тёпфера присудило собору Европейскую Золотую медаль за сохранение исторических памятников. Включён в список Всемирного наследия в 1990 году.

Полезные советы для посетителей

По храму регулярно проводятся экскурсии, которые могут быть полезны тем, кто хочет изучить архитектуру и историю собора.

Людям, которые хотят помолиться у мощей святых, находящихся здесь, лучше всего прийти в будние дни, когда в храме меньше народа, чем в праздники и выходные.

Как добраться до собора?

Доехать до святыни можно любым общественным транспортом, который ходит до Новгородского кремля. Кроме того, его посещение обычно входит в туристические экскурсии по городу.

Архитектура Софии Киевской, некрополь

Софийский собор построен из бутового камня и плинфы. Ряды камня и плинфы чередуются. Арки и своды построены без камня. Цементирующим веществом является известковый раствор с примесью песка и цемянки (толченого кирпича). В стены собора в верхней части вмурованы керамические кувшины-голосники. Таким образом, облегчена конструкции стен и улучшена акустики в помещении храма.

Первоначально София имела пять апсид и пять куполов. Стены ее были оштукатурены. С запада и севера храм окружали открытые галереи.

София строилась в византийском стиле, но она еще изначально не была похожа на другие византийские церкви, а после перестроек и достроек превратилась в полностью оригинальный неповторимый архитектурный шедевр.

Современные размеры собора таковы: длина 37, ширина 55, высота 29 метров. Он имеет два этажа и девять апсид. Венчают собор 19 куполов, из которых 8 имеют старинную сферическую форму, а 11 – барокковую грушевидную.

Интерьер храма сохранился еще с 11 века, за исключением отдельных частей. С того же времени сохранились 3000 кв. метров фресок и 260 кв. метров мозаики. Мозаики храма, в которых использовано 177 оттенков цветов, имеют огромную ценность. Особенно это касается шестиметрового изображение Богородицы Оранты (той, что молится), которое сохранилось до нашего времени практически без реставрационных работ. Стену, на которой расположено изображение называют «Нерушимой стеной», ведь она оставалась абсолютно целой даже в худшие для Софии времена. Никто из захватчиков, которые в разные времена захватывали Киев, не поднял руки на Оранту. Можно только представить удивление путешественников, которые заходили в полуразрушенный собор и видели перед собой эту величественную мозаику.

Недавно на втором этаже собора разместили еще одну уникальную мозаику – панно «Взгляд в вечность», изготовленное из 15 тысяч писанок.

Некрополь

Огромную ценность для украинского народа имеет некрополь Софии Киевской, древнейшим погребением которого является саркофаг Ярослава Мудрого. Сегодня среди ученых нет единого мнения относительно происхождения саркофага и его возраста. По одной из главных гипотез саркофаг был изготовлен в Херсонесе в 9 веке. В нем собирались захоронить мощи великомученика Климента Римского. В Киев саркофаг привез Владимир Великий, а в 1054 году он стал гробницей Ярослава. Вес саркофага 6 тонн.

Саркофаг Ярослава Мудрого неоднократно открывали. Сначала это делали еще в русские времена. Видимо именно тогда рядом с Ярославом был положен скелет

неизвестной женщины возрастом около 50 лет и мужской череп (вместо женского). В те же времена гробница была ограблена (кроме костей в саркофаге ничего нет).

Для научных исследований саркофаг открывали четыре раза: в 1936, 1939, 1964 и 2009 годах. Научные исследования почти доказали, что мужской скелет принадлежит Ярославу Мудрому. Сейчас его в гробнице нет — тело великого князя исследуется.

Кроме Ярослава в Софийском соборе похоронены митрополиты Киевские: Кирилл II (1282 г.), Святой Макарий (1497 г.), Сильвестр Косов (1657 г.), Гедеон Четвертинский (1690 г.), Рафаил Заборовский (1747 г.) и др. В трапезной хранится саркофаг-гробница княгини Ольги, который перенесен из Десятинной церкви.

Архитектурные особенности Софийского собора

Софийский собор, сооруженный в период расцвета Константинополя, стал одним из значимых православных храмов в истории храмостроения. Этому способствовало и его географическое расположение в столице Византийской империи и его уникальное архитектурно-художественное решение, сделавшее его шедевром в храмовом строительстве того периода.

Согласно исторической реконструкции Софийский собор изначально выглядел так

Софийский собор Константинополя – яркий образец перехода от базиликового храмового строительства к крестово-купольному строительству. С одной стороны план собора выглядит как прямоугольный четырехугольник (76х68) с тремя нефами, слегка вытянутый, как и полагается базилике. С другой стороны, его средний, более широкий неф является квадратным средокрестием, над которым расположен 30-диаметровый купол.

Невысокий центральный купол, находящийся на 50-метровой высоте от пола, состоит из 40 радиальных арок, базирующихся на прочном основании, созданном четырьмя массивными столбами и громадными арками. В нижней части купола, между арками находятся окна, визуально образующие единый световой пояс. Кроме этих окон, храм освещают еще и окна больших и малых ниш. Сферические треугольники, так называемые паруса, связывающие купол с прямоугольным объемом, стали в дальнейшем с успехом применяться в архитектуре.

Хотя купол собора неоднократно переделывался, он производит сильное впечатление

Подкупольное пространство значительно расширено за счет примыкающих довольно объемных ниш (западной и восточной) со своими полукупольными завершениями. Далее общее пространство храма расширяют более мелкие ниши, по три с каждой стороны. Восточную нишу основного объема продолжают ниши, одна из которых (центральная) является алтарной частью храма. На общем плане храма она выделяется выступающим полукругом апсиды. Центральная ниша из трех, примыкающих к западной нише, оформлена не в виде полукруга, а в виде прямоугольного короба с тремя дверьми, ведущими в притворы.

Арки боковых нефов с южной и северной стороны оформлены прекрасными колоннами из порфира и малахита. Их привезли специально из храмовых построек Египта и Малой Азии. За этими колоннами организованы галерейные пространства. Интересно, что в центре собора было обозначено место, являющееся символом центра Византийской империи. Здесь позднее короновали всех византийских императоров.

Место центра империи и коронования византийских императоров доступно для обзора

Есть в соборе и мистические места в виде медной «плачущей колонны», которая якобы исполняет желания и приносит исцеления, и прохладного окна, через которое в любое время года дует прохлада и слышится загадочный шум.

Внутренний интерьер храма, отражающий основные традиции византийского искусства, такие как грандиозность, пышность, торжественность, совершенствовался и после окончания строительства. Особенно после окончания периода иконоборчества. Стены покрывались сюжетными мозаичными росписями. До сегодняшнего дня сохранились мозаики 9-14 веков с изображениями серафимов, архангелов, Богоматери с младенцем Иисусом, некоторых пророков и святителей, византийских императоров и т.д.

Византийское мозаичное искусство собора

Гуляя по Софийскому собору, можно увидеть христианские и мусульманские элементы его декоративного убранства. К христианским в первую очередь относятся византийские мозаики, частично сохранившиеся на стенах, сводах, парусах и т.д. По ним можно проследить, как совершенствовалось искусство византийской мозаики с 9 века до 14 столетия. Все они созданы после окончания периода иконоборчества, во время которого первоначальное оформление храма было уничтожено.

Росписи Софийского собора, относящиеся к далекой старине, вызывают трепет

Неизменный интерес вызывает мозаичное полотно над входом притвора, на котором изображено благословение императора Льва Шестого Иисусом (9 век). Сам Христос изображен сидящим на престоле, император находится перед ним слева на коленях, а в находящихся с обеих сторон от Иисуса медальонах можно увидеть изображения Архангела Михаила и Богородицы.

Также на одном из столбов верхней галереи имеется уникальное прижизненное мозаичное изображение императора Александра Третьего на Пасхальном богослужении (начало 10 века). А мозаичное полотно Богоматери в наддверной арке южного вестибюля датируется концом 10 столетия. Здесь рядом с Богоматерью можно увидеть императоров Константина (справа) и Юстиниана (слева), которые преподносят ей ценные дары в виде города Константинополя и Софийского собора. Это едва ли не единственное произведение искусства древней Византии, где оба эти императора изображены вместе.

Изображение Богоматери с Константином и Юстинианом поистине уникально

Более поздними мозаичными полотнами Софийского храма (11 век) являются изображение Константина Девятого и его супруги Зои, преподносящих дары Иисусу и мозаика с Богородицей и предстоящим императором Иоанном Вторым и его супругой Ириной (12 век), которые находятся на стенах верхней южной галереи.

Константин Девятый и его жена Зоя рядом с Иисусом. Это мозаика 11 столетия

Там же можно обнаружить остатки мозаики Деисус, датируемой 13 столетием, на которой видно очень художественное и духовно насыщенное изображение Иисуса с Богородицей и Иоанном Предтечей.

От мозаики Деисус мало что сохранилось, но мастерство этого искусства восхищает

Самыми заметными для туристов мозаичными изображениями в основном зале являются фигуры серафимов, находящиеся в треугольниках восточных парусов. Эти изображения стали доступны для осмотра только с 2009 года.

Мусульманские архитектурные элементы в соборе

То, что с 15 столетия Софийский собор эксплуатировался в качестве мусульманской мечети, не могло не отразиться на ее архитектурном виде и оформлении интерьера. Про пристроенные минареты уже упоминалось выше. Но это касалось внешних изменений. Для мусульманских богослужений надо было оборудовать михраб (место, показывающее направление молитвы) и минбар (трибуна для имама). Но дело в том, что православный алтарь Софийского собора располагался с восточной стороны храма, а михраб надо было расположить на юго-восток, т.е. на Мекку, что и было сделано. Таким образом, молящиеся располагались под небольшим углом к центру основного объема помещения.

Мусульманский михраб находится в бывшем православном алтаре

Высокий и красивый резной минбар

из мрамора появился в храме в правление Мурада Третьего к концу 16 столетия. А михраб в алтарной части был сооружен при реконструкции собора в середине 18 века султаном Махмудом Первым. Тот михраб, который видят сегодняшние туристы, является более поздней его реставрацией (середина 19 века). С двух сторон михраба находятся раритетные подсвечники из бронзы, которые в Стамбул привез сам Сулейман Великолепный из завоеванной им Буды.

Высокий резной минбар справа от михраба появился в храме в 16 столетии

Кроме того, в интерьере храма присутствуют 8-метровые щиты с сурами из Корана. Суры из Корана украшают собой и купол, закрыв более раннее изображение там Иисуса. Арабская вязь украшает и оконные витражи.

Оконные витражи в храме выполнены
в традиционном мусульманском стиле
Помимо христианских и мусульманских знаков и символов, в храме можно найти следы Киевской Руси в виде славянских граффити 11-15 веков, а также следы скандинавских варягов в виде Рунических надписей. И те, и другие представляют собой аналогию современным надписям «здесь был тот-то».

В галереях собора оборудованы читальные залы для чтения религиозных книг

Посетить этот уникальный архитектурно-исторический памятник Стамбула, который находится на Площади Султанахмед, можно совершенно самостоятельно и бесплатно, но только в часы, не занятые намазом (молитвой). При посещении есть определенные требования по дресс-коду: всем посетителям надо снять обувь, а женщины должны закрыть голову и плечи платками.

При неспешном и детальном знакомстве с храмом можно прикоснуться к удивительной старине

Софийский храм открыт ежедневно с 9 часов утра. Закрывается он в 17 часов в зимний период, и в 18 часов в летний период.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Мозаики и Фрески Софии Киевской

Собор София Киевская, заложенный в 1037 году великим князем киевским Ярославом Мудрым, сохранил до наших дней не только богатство древней архитектуры, но и живописное убранство XI века. В Софии Киевской гармонично сочетаются два вида монументальной живописи – мозаики и фрески. Мозаики выделяют главные части интерьера – центральный купол и алтарь. Все остальное пятинефное пространство, вторые этажи («полати», или хоры), обе лестничные клетки и открытые галереи, окружавшие Храм Софии Киевской в древности, были украшены фресками. До наших дней сохранилось 260 квадратных метров подлинных мозаик XI века и около трех тысяч квадратных метров фресковой росписи.

Система росписи, выбор сюжетов и размещение изображений подчинены четкому идейному замыслу, вытекавшему из назначения собора София Киевская как главного храма Древнерусского феодального государства. Посвященный Софии как символу мудрости, Киевский Собор Святой Софии, его архитектура и живопись должны были, по замыслу заказчиков, утверждать и укреплять христианское вероучение, а вместе с ним и феодальную власть. Столь важные для того времени религиозные и государственные идеи нашли воплощение в художественном образе Софии Киевской и, как лейтмотив, проходят через всю систему её живописного убранства. В росписях тесно переплелись светское и религиозное начала, сливаясь в торжественный гимн могуществу Древнерусского государства, его славе.

В центральном куполе и алтаре собора Софии Киевской размещены изображения главных персонажей и сцены христианского вероучения. Они выполнены в технике мозаики, т. е. набраны по сырой штукатурке из мелких кубиков стекловидной массы – смальты. Сияющий мозаичный золотой фон усиливает яркие, насыщенные тона изображений. Мозаики Софии Киевской насчитывают 177 цветовых оттенков. К сожалению, имен художников, которые в совершенстве владели этой богатой палитрой, история не сохранила.

В зените центрального купола Святой Софии Киевской, в медальоне,– огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.

Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь Храма Софии Киевской. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери – Оранты (премудрость божия), размещенная в своде алтаря. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Убранство главного алтаря собора София Киевская является высоким образцом синтеза архитектуры и живописи, что вообще характерно для всего древнего интерьера Софии Киевской. Сцены и персонажи, набранные мозаикой,– это символы, раскрывающие основные положения христианского вероучения. Они воспринимаются как своеобразный эпиграф к последующему живописному рассказу, изложенному в технике фрески, т. е. расписаны водяными красками по сырой штукатурке. На сценах трансепта (главного поперечного членения храма) расположены евангельские сцены повествовательного характера, из которых лучше других сохранились «Распятие», «Сошествие Христа во ад», «Явление Христа женам-мироносицам», а также сцена «Сошествие святого духа», замечательная по композиции, своеобразной манере письма и мягкому колористическому решению.

Фрески

Фрески в башнях Софийского собора – интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Значительное место в живописном убранстве Храма София Киевская занимают орнаменты, которые украшают оконные и дверные проемы, обрамляют отдельные фресковые и мозаичные композиции, подчеркивают основные архитектурные линии интерьера. Чаще всего они имеют растительный характер и состоят из стилизованных пальметок, побегов лозы, завитков и почек. Реже встречаются геометрические орнаментальные построения. Нарядные и красочные, орнаменты также вносят светское начало в общую систему росписей Софии Киевской.

Мозаики и фрески собора София Киевская отвечают высоким требованиям монументального искусства. Им присуща органическая связь с архитектурой, четкость и лаконичность художественного языка, глубокая эмоциональность образов, композиционная и колористическая цельность, широта художественного мышления. Достижения киевских монументалистов бережно сохранили древнерусские художники последующих поколений. Лучшие традиции живописного убранства Софийского собора живут в творчестве Андрея Рублева и Дионисия, в фресках Новгорода и Пскова, в древней украинской иконе, в живописных ансамблях Московского Кремля, в росписях деревянных церквей Украины.

Легенда о каменном голубе

Вокруг древнего собора собрано множество сказаний и былин. Некоторые из них имеют под собой документально зарегистрированные сведения. К одному из таких относится легенда о каменном голубе.

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. По легенде, когда в 1570 году Иван Грозный жестоко расправился с жителями Новгорода, на крест Софии присел отдохнуть голубь. Увидав оттуда страшное побоище, голубь окаменел от ужаса

По легенде Иван Грозный изуверски и незаслуженно поступил с новгородским народом. Тогда на крест собора опустился обычный живой голубок. Он посмотрел вниз и, узрев безобразное зрелище, обратился в камень. Потом одному из священнослужителей пришло видение о том, что птица прилетела в город как утешение, и, пока она располагается на кресте, город оберегают ангелы с небес.

Важно знать: официальную информацию о Соборе Святой Софии можно найти на сайте https://saintsofianovg.ru.

Граффити Софии Киевской

София Киевская известна в основном своими росписями и мозаиками, в качестве источника палеографических надписей ее знают чуть меньше. Часто бывает, что посетители древнего собора заглядываются на настенные лики святых, но не замечают надписей, расположенных на уровне собственного носа. А это стоило бы сделать, ведь можно обнаружить много интересного. Святая София Киевская как Русская митрополия (дословно «мать городов русских») привлекала массу паломников, и многие из них оставляли автографы в память о своем посещении святыни.

Такие надписи называются итальянским словом «граффи́ти» (с ударением именно на второй слог, множественное число; в единственном – «граффи́то»).

Молитвенные призывы и покаянные возгласы – важная тема софийских надписей. И действительно, их довольно много: «Господи, помози рабу Своему Георгию», «Господи, помози рабу Своему Григореви. Аминь», «Господи, помози рабу Своему

Иоану грешному, иже се писа. Аминь», «Михаил убогий, а грехом богатый писал, Господи, помози ему», есть и собственно Василий: «Господи, помози рабу Своему Василиеви, грешному помози ему…»

Такие надписи можно воспринимать как своего рода «вечные» помянники, ведь книги и бумаги могут сгореть, а стены Софии Киевской все еще содержат просьбы о молитвах наших далеких предков… Но среди таких молений можно встретить и лаконичное анонимное покаянное сообщение: «Блуд сотворил в свят день».

Впрочем, древнерусские прихожане Софийского собора молились не только о себе. В проеме окна южной галереи некто верноподданный начертал: «Помози, Господи, кагану нашему». Каган – древнетюркский титул, аналог царя или князя. Каганами именовали, например, хазарских царей. Имел хождение титул и на Руси. Святитель Иларион Киевский в своем «Слове о Законе и Благодати» (1030–1050) каганами называет великих князей Владимира и Ярослава: «О законе, Моисеомъ даннеемъ, и о благодати и истине, Исусом Христом бывшии. И како законъ отиде, благодать же и истина всю землю исполни, и вера въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго. И похвала кагану нашему Влодимиру, отъ негоже крещени быхомъ», «Быша же си въ лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу, сыну Владимирю».

Значительно реже каганами, т. е. царями, в древнерусской письменности именуют других князей. Автор «Слова о полку Игоревом» вспоминает о былом «каганьем времени» – времени могущества Киевской Руси до эпохи междоусобиц.

Церковь Покрова на Нерли (Боголюбово)

Адрес: Владимирская область, Суздальский р-н, п. Боголюбово, ул. Вокзальная 10.

Дата постройки: 1166 год.

Белоснежное здание, окруженное водой со всех сторон напоминает иностранную архитектуру, благодаря романскому стилю. Церковь выглядит как четырехугольное сооружение, покрытое поясом ложных арок.

На сегодняшний день это действующий храм, принимающий прихожан в любое время.

Название церквей в России

Неизвестная София: 7 интересных фактов

  1. Колокольню Софийского собора построил гетман Иван Мазепа. Ее высота 76 м. В ней до сих пор хранится большой колокол «Мазепа», отлитый киевским мастером Афанасием Петровичем в 1705 году по заказу и на средства гетмана. Вес колокола 13 тонн, высота – 1,25 метра. Колокол покрыт пышным орнаментом и на нем отлит герб гетмана Мазепы.
  2. До сих пор ученые не знают, куда делась библиотека Ярослава Мудрого, которая якобы находилась в подвалах Софийского собора. Ни при одной из раскопок ее так и не обнаружили. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году в «Повести временных лет», написанной Нестором Летописцем. Считается, что в ней было около тысячи книг. Возможно, они спрятаны в Киево-Печерской лавре.
  3. В Софийском соборе находится одно из известных и редких мозаичных изображений Оранты – Богоматери с поднятыми в молитве и раскинутыми в стороны руками. Ее еще называют Нерушимая Стена. От прочих изображений Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Но главное – без младенца ее изображают крайне редко.
  4. В соборе сохранилось самое большое собрание фресок (3 тыс. кв. м) и мозаик (260 кв. м) ХІ века. Большинство «граффити» имеют религиозное содержание. В основном это молитвы с просьбой помиловать того или иного человека. На одной из стен сохранилась надпись, сделанная князем Брячеславом. Он просит Господа помочь ему, «грешному и убогому».
  5. В 2008-м Софии вернули иконостас – Царские врата – ажурную решетку с изображением святых. Они были изготовлены в 1747–1750 годы киевскими мастерами. Но в 30-е годы прошлого века советская власть решила отправить Врата на переплавку. Осталось только 11 фрагментов. По ним и сохранившимся рисункам восстановили святыню. На них ушло 104 кг серебра.
  6. Специалисты находят в «Софии» не только молитвы, но и надписи светского характера. Например, на одной из стен неизвестный автор написал: «Козьма тать (вор) – украл мясо. Осину на твою голову. Аминь!» Есть граффити не без юмора: «Грамоте обучаяся Фома евнух писал то». Запись несколько раз зачеркнута. Возможно, это сделал и сам Фома.
  7. Во время строительства собора в Киеве был введен новый налог: каждый, кто въезжал в город на возе, должен был привезти с собой несколько камней. Как говорят историки, внешне София была сурова и величественна, внутри же поражала золотом мозаик и роскошными красками фресок. Уже в те далекие времена София Киевская считалась подлинным архитектурным шедевром.

Магдебургские врата

Рисунок 3. Магдебургские врата

Эти металлические двери являются одной из достопримечательностей данного места. Когда точно они появились здесь и каково их происхождение, доподлинно неизвестно.

Важно! Первые упоминания об этих воротах относятся к 16-му столетию. В документах того времени они чаще всего называются немецкими. Впервые врата были названы Магдебургскими только в конце позапрошлого века.

Царевича Дмитрия — Храм на Крови

Адрес: Углич, ул. Кремль, 3

Дата постройки: 1692 год.

Сооружение на берегу Волги является объектом культурного наследия России, а также внесен в список ЮНЕСКО. Храм построили на месте гибели царевича Дмитрия. Но вначале это был сруб под часовню, который разрушили поляки, затем деревянная церковь и лишь в 1692 году на этом месте «вырос» один из красивейших храмов в России.

Храм эффектно выглядит с любой стороны, но особенно красив с южной. Огромные окна украшают крупные белые обрамления. Красные стены словно напоминают о далекой трагедии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: