Преподобный Тихон Калужский и Медынский (память 16/29 июня)


Житие преподобного Тихона Медынского, Калужского

За многие годы, проведенные вдали от людей в строгом подвижничестве, Преподобный очистил свою душу от греховных страстей и достиг глубокого душевного мира. Пребывая в постоянном бдении и непрестанной молитве, совершая тяжелые монашеские подвиги, он смог стяжать по благодати Божией «плоды духа: любовь, радость, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Как «не может укрыться город, стоящий наверху горы» (Мф. 5, 14), так не смог скрыться от людей и святой отец наш Тихон. Как повествует монастырское предание, спустя время о месте его жительства и славных подвигах узнали окрестные жители. О необычном лесном отшельнике начала распространяться молва. Вскоре к нему стали приходить за духовным советом и утешением люди, неся свои скорби и житейские тяготы. Одновременно с этим около Преподобного собирались ученики, привлекаемые его подвижническим житием. С благословения смиренного старца они стали селиться рядом с ним. Одним из первых учеников святого отца был преподобный Никифор, впоследствии основатель Спасской пустыни (Спасо-Воротынского монастыря), что в устье Угры.

Из жития преподобных отцов Церкви известно, что у подвизающихся по мере их духовного возрастания усиливаются искушения. Когда враг нашего спасения, диавол, видит, что сам он не может помешать добродетельному житию подвижника, тогда он употребляет в качестве своего орудия злых людей. Подобное произошло и с Преподобным.

Однажды князь, владелец Медынских земель, разъезжая во время охоты в лесу, неожиданно встретился с преподобным Тихоном и его учениками. Упрежденный злонамеренными слухами и, не желая, чтобы в его вотчине образовалась монашеская обитель, он с гневом повелел отшельнику немедленно удалиться с княжеских владений. Смиренно перенося поношения и угрозы, угодник Божий молился за обижающего его князя, зная из духовного опыта, что «зло можно победить только добром» (Рим. 12, 21). В довершение оскорблений, подстрекаемый диаволом и распаленный гневом, разъяренный князь замахнулся плетью на святого отца. Но произошло удивительное чудо. Внезапно сила Божия, которая «в немощи совершается» (2 Кор. 12, 9), остановила его поднятую руку, сделав ее неподвижной. Напуганный этим наказанием, князь раскаялся в своем грехе, испросил прощения у преподобного Тихона и по его молитвам получил духовное прозрение и телесное исцеление. Вразумленный свыше, преложив гнев на милость, князь теперь сам стал усердно умолять святого старца устроить в его владениях иноческую обитель и обещал снабжать ее всем необходимым. Помолившись, преподобный Тихон принял это предложение.

Невдалеке от исполинского дуба он вместе со своими учениками срубил небольшую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а также построил несколько простых келий. В скором времени братия расчистила землю от леса, обнесла поляну деревянным забором, обработала землю под огороды. Так началась внешне суровая, но духовно благодатная иноческая жизнь новой святой обители на Руси, именуемой впоследствии Тихонова пустынь.

Свой духовный подвиг преподобный Тихон продолжил на новом послушании игумена обители. По неотступным просьбам своих учеников, а также для регулярного совершения Божественной литургии, Преподобный принял священный сан. Имея многие добродетели и особенно дар рассуждения, святой игумен стал мудрым и добрым отцом для братии. Смиренный старец обучал своих учеников монашеской жизни не только поучениями из книг, но чаще всего личным примером, исходя из своего многолетнего опыта пустыннического жительства. Он относился к братии по-отцовски просто, со смирением, с кротостью утешая и укрепляя их при искушениях. Имея милостивое доброе сердце, святой угодник Божий принимал странников, питал голодных и помогал бедным. Как сказано в акафисте преподобному Тихону, своим ученикам он был наставник, исправлял их со смиренномудрием, имел кроткий нрав, стяжал незлобивое сердце, питал алчущих, поил жаждущих, подавал милость просящим, многие чудеса благодатью Святого Духа соделал, больных, слепых и хромых исцелял, лукавых духов прогонял. Согласно древнему монастырскому преданию, незадолго до своей блаженной кончины Преподобный был пострижен в великую схиму.

О внешности преподобного Тихона Калужского сохранилось свидетельство в «Иконописном подлиннике», под 10 апреля: «Преподобный отец наш Тихон, начальник монастыря Богородицына, иже на Калуге, подобием надсед, брада аки Власиева, ризы преподобнические и в схиме». Интересно, что иконописное изображение святого Тихона полностью совпадает с описанием внешности этого угодника Божьего, записанного в 1842 году со слов крестьянки Александры Григорьевны Жалновой, вдовы из села Богородицка, Калужской губернии. Эта больная женщина, будучи парализованной, в течение 12 лет лежала на кровати и никогда раньше не видела иконописного изображения святого Тихона Калужского. 15/28 июня, накануне дня памяти Преподобного, он сам явился Александре Жалновой. Она увидела идущего к ней старца невысокого роста, худощавого, с небольшой седой бородой. Он был одет в черное длинное одеяние (монашеская мантия), на голове его – подобие круглой шапочки, на которой вышиты зеленые крестики (схимнический куколь). Старец исцелил расслабленную, сказав ей, что зовут его Тихон преподобный из пустыни и живет он в 17-ти верстах от Калуги.

Мирная монашеская жизнь новооснованной обители была нарушена в 1480 г., когда в нескольких километрах от монастыря произошло знаменитое «Стояние на реке Угре» русских и татарских войск. Предстательством Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного отца нашего Тихона и многих русских святых, многочисленные войска татарского хана Ахмата, не одержав победы над полками великого московского князя Ивана III, были вынуждены покинуть русские земли. Это знаменательное историческое событие послужило окончательному освобождению Руси от татарского ига и стало началом создания независимого Русского государства. В память об этом событии в наши дни монастырем был основан Владимирский скит с храмом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», и на территории скита создан музейный комплекс-диорама «Великое Стояние на Угре».

Преподобный Тихон, «просиявший жития святостью», дожив до глубокой старости, украшенный сединами возраста и мудрости духовной, давно желал переселиться в обители небесные. И вот 16/29 июня 1492 года настал этот долгожданный день. Лежа на смертном одре, первый игумен Тихоновой обители попрощался со своими учениками, дал им последние наставления и благословения, и мирно отошел ко Господу. Душа благодатного старца перешла в иной лучший мир, чтобы вкусить плоды своих земных трудов, предстоять пред престолом Божиим за братию обители и за всех, кто с верой будет обращаться к нему в молитве.

Преемником святого Тихона стал его ученик, преподобный Никифор. Празднование дня памяти преподобного Тихона началось в обители вскоре после его блаженного успения, и было утверждено Московским Собором 1551 г., на котором угодник Божий Тихон Калужский был причислен к лику святых. Согласно монастырскому преданию, долгое время святые мощи основателя Тихоновой пустыни открыто почивали в Успенском храме, но в Смутное время (1610 г.), ради их сохранения, были сокрыты глубоко в земле под спудом, где почивают и поныне.

За свою подвижническую и богоугодную жизнь преподобный Тихон удостоился от Господа дара чудотворения. Много чудес совершалось и совершается в наше время у раки над мощами этого святого отца, а также на целебном источнике, им ископанным. И сегодня все, с верою молящиеся Преподобному, получают исцеления и скорую помощь во всяких нуждах по его предстательству ко Господу нашему Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь.

Детство Тихона Задонского

Будущий святитель Тихон Задонский родился в Валдайском уезде Новгородской губернии. При рождении его нарекли Тимофеем. Вскоре отец, служивший дьячком в местной церкви, умер, и на попечении матери остались шестеро детей.

Старший брат святителя Тихона Задонского пошел служить в церковь, еще один был взят на военную службу. Остальные дети были вынуждены сами добывать пропитание. Много позже святитель так вспоминал свое детство: «Я у богатого мужика, во весь день, бывало, бороню пашню, чтобы только богатый мужик хлебом накормил».

В какой-то момент мать дошла до такого отчаяния, что, наконец, решилась, отдать Тимофея на воспитание знакомому ямщику, который давно ее об этом просил. И вот, когда уже она вместе с сыном отправилась в путь, по дороге догнал ее самый старший из сыновей — тот самый, который пошел по стопам отца и избрал служение Богу. Упал он на колени и стал молить оставить Тимофея в семье:

«Ведь если вы отдадите его ямщику, он ямщиком и станет! Уж лучше я с сумой по миру пойду! Постараемся обучить его грамоте, и он, может, к какой церкви в дьячки или пономари определится».

Живя в нищете, Тимофей не озлобился, не стал жадным до денег, а только привык упорно трудиться и всю жизнь старался помогать нищим и страждущим.

Учеба и постриг святителя Тихона Задонского

Когда Тимофею исполнилось 14 лет, старшие братья устроили его в Новгородскую духовную славянскую школу под фамилией Савельев. Мать поехала провожать его и там, в Новгороде, умерла. Стипендии Тимофею не досталось, и он продолжал браться за любую поденную работу.

Одноклассники, дети из состоятельных семей, смеялись над нищетой Тимофея, но тот целенаправленно воспитывал в себе незлобивость и всегда старался прощать обидчиков. Закончив школу в числе лучших, он был зачислен в духовную семинарию — на казенное содержание. Там и фамилию ему присвоили новую — Соколовский. Но бедность не оставляла семинариста: нередко он продавал половину своей дневной порции хлеба, чтобы купить свечу и книги, а вместо того, чтобы веселиться с другими учениками, читал тихонько, примостившись за печкой.

Вскоре, однако, прилежание было вознаграждено: Тимофею предложили преподавать греческий язык, а после окончания учебы — еще риторику и философию. Появились деньги, но жениться он не пожелал. Все свободное время он по-прежнему посвящал чтению богословских книг, зачастую даже в ущерб ночному сну. При этом биографы отмечали, что по характеру будущий святитель Тихон Задонский был человеком очень добрым и сердечным, ученики неизменно его любили, а начальники — уважали. Но карьера не очень интересовала Тимофея. Он начал подумывать о монашеском постриге, и вскоре произошли два события, укрепившие его в таком решении.

Однажды Тимофей Соколовский приехал на каникулы в Александровский монастырь. Поднялся на колокольню, чтобы полюбоваться открывавшимися видами, облокотился на перила. Вдруг деревянная конструкция обрушилась вниз, а неведомая сила отбросила молодого человека назад, на каменный пол колокольни.

Второй случай описан в книге «Святая обитель веры и покаяния», изданной к четырехсотлетию Задонского Рождество-Богородицкого монастыря:

«В бытность учителем Тимофей любил по ночам предаваться богомыслию. Как-то ночью выйдя на крыльцо, он, глядя на усыпанное звездами небо, размышлял о вечном блаженстве. “Вдруг небеса разверзлись, и там такое сияние и светлость, что бренным языком сказать и умом понять никак невозможно, но только сие было кратко. И я от того чудного явления более горячее желание возымел к уединенной жизни”, -вспоминал святитель Тихон».

Молитвословия

Тропарь, глас 8

От ю́ности возлюби́л еси́ Христа́, блаже́нне,/ о́браз все́м бы́л еси́ сло́вом, житие́м, любо́вию,/ ду́хом, ве́рою, чистото́ю и смире́нием,/ те́мже и всели́лся еси́ в Небе́сныя оби́тели,/ иде́же предстоя́ Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,// моли́, святи́телю Ти́хоне, спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

Правосла́вия наста́вниче,/ благоче́стия учи́телю,/ покая́ния пропове́дниче,/ Златоу́стаго ревни́телю,/ па́стырю предо́брый,/ но́вый Росси́и свети́льниче и чудотво́рче,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́/ и писа́ньми твои́ми вся́ ны́ наста́вил еси́,/ те́мже венце́м нетле́ния/ украше́н от Пастыренача́льника,// моли́ Его́ спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Апо́столов прее́мниче,/ святи́телей украше́ние,/ Правосла́вныя Це́ркве учи́телю,/ Влады́це все́х моли́ся/ ми́р вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Тихон в Задонском монастыре

Празднования в честь святителя Тихона Задонского, 1911 год.

Поселившись в Задонском монастыре, владыка Тихон не стал менять свой распорядок дня. Спал он не более четырех часов в сутки, главным образом, днем. По ночам читал. Днем ходил на службы, пел на клиросе, занимался тяжелым физическим трудом. Никогда не позволял ухаживать за собой. По отношению к другим оставался таким же незлобивым, как и раньше. «Прощение лучше мщения», — уверял Тихон. Почти всю свою пенсию он раздавал нуждающимся.

При этом владыка нередко подвергался искушениям — он постоянно сомневался, мучился плотскими помыслами, предавался помыслам превозношения и уныния. Изо всех сил сопротивлялся им, когда слышал в свой адрес оскорбления, твердил себе, что заслужил их. Известно, что однажды, чтобы загасить бушевавшее внутри него пламя, он прямо во время службы вложил руку в пламя свечи. А в другой раз, в тот момент, когда владыка, прогуливаясь по монастырю, стал мысленно превозносить себя, к нему подбежал местный юродивый, дал ему пощечину и шепнул на ухо: «Не высокоумь!»

Обретение мощей

Перед смертью Тихон Задонский спрашивал у Господа о точном времени кончины, и ответ пришел утром. Всевышний обещал святителю вход в Небесную обитель через три года. После этого старец уединился в собственной келье, ему приготовили литургические одежды и гроб, перед которым он часто проливал слезы.

Однажды после божественного сновидения Тихон почувствовал себя дурно, левая щека и нога перестали слушаться. Преподобный принял болезнь с искренней радостью. О кончине стало понятно после сна, в котором народ помогал Тихону взобраться по лестнице в царство Божье.

В августе 1783 г. в возрасте 59 лет святитель отошел в мир иной. Останки, которые совершили многообразные чудеса, хранятся во Владимирском храме. Канонизация Тихона Задонского состоялась спустя 88 лет после его мирной кончины.

Служение Тихона

Через год после описанных событий, в 1759 году, иеромонах Тихон получил новое назначение — на должность инспектора Новгородской духовной семинарии. А потом на несколько лет его отправили в Тверскую епархию. Там, уже будучи архимандритом, он стал наместником Желтикова монастыря и руководил Тверской духовной семинарией, где преподавал богословие (кстати, лекции он читал, вопреки заведенным правилам, не по-латыни, а по-русски). Кроме того, в своем преподавании он основывался не на сухих схоластических выкладках, а на учении святых отцов,старался, чтобы эти знания студенты в своей жизни принимали за основу.

Можно сказать, что благодаря своему прилежанию святитель Тихон Задонский стремительно поднимался по служебной лестнице — вошел в состав духовной консистории, заслужил епископский сан, хотя сам мечтал удалиться в какой-либо пустынный монастырь и проводить свою жизнь в уединении. Но вместо этого 37-летнему владыке поручили управлять Новгородским Хутынским монастырем. А через год велели возглавить Синодальную контору, которая должна была принимать участие в коронации Екатерины II. И здесь владыка Тихон зарекомендовал себя с лучшей стороны, поэтому, когда императрице пришлось решать, кого назначить на Воронежскую кафедру, она без колебаний отмела все рекомендованные ей кандидатуры и назначила епископом Воронежским викария Новгородского.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: