Святая Нина Грузинская известна всему миру благодаря своей вере и творимым чудесам. Хрупкая, слабая девушка совершала труды, которые не всегда были под силу взрослым мужам. Св. Нина, будучи еще совсем юной, не побоялась исполнить повеление Пречистой — отправиться в далекую и неведомую страну Иверию. Что ее там могло ждать, было известно одному Богу.
Детство Нины
Святая равноапостольная Нина известна как просветительница Грузии. Эта страна называется «уделом Пречистой». По преданию, когда все апостолы бросали жребий, чтобы решить, в какую страну каждому отправиться проповедовать, Божия Матерь тоже захотела принять участие в этом. Ей выпал жребий идти в Иверию (сейчас эта страна называется Грузией). Но как только Пресвятая Богородица собралась отправиться в путь, Ей явился Ангел и остановил, сказав, что кто-то другой позже исполнит это делание вместо Нее, а дева Мария должна остаться в Иерусалиме.
Ангел пообещал Богоматери, что Иверия станет уделом Ее позже. Как показал дальнейший ход событий, святая Нина исполнила это предсказание. По велению Божией Матери она отправилась просвещать Грузинскую страну.
Происхождение и рождение
Нина родилась в 280 году от Рождества Христова в Каппадокии в семье богатых родителей. Страна, в которой девочка появилась на свет, находилась на территории современной Турции. Это было довольно известное государство, произрастившее множество знаменитостей.
В Каппадокии жили в разное время такие святые мужи:
- Иоанн Русский;
- Георгий Победоносец;
- Юлиан Отступник;
- Арсений Каппадокийский;
- Паисий Святогорец;
- Василий Великий и другие.
Это страна с богатейшей историей и поразительной красоты природой. Ее именуют «восьмым чудом света».
Каппадокия богата необычным ландшафтом:
- подземные города;
- вулканы;
- пещерные города;
- каньоны.
Необычная красота тех мест подвигла мастеров к созданию многочисленных произведений искусства.
В средние века страну населяли:
- греки;
- турки;
- армяне.
Особенно красиво выглядит знаменитое озеро Туз, имеющее розовую окраску воды из-за водорослей. Там же можно встретить розовых фламинго. Потрясающая красота тех мест наложила отпечаток и на душу юной Нины, родившейся и выросшей в Каппадокии.
Семья
Родители Нины были благочестивыми христианами. Отец — римский воевода Завулон, дальний родственник святого Георгия Победоносца. Мать звали Сусанной. Родители воспитывали дочь в вере с самых ранних лет.
Когда девочке исполнилось двенадцать, она вместе с родителями отправились на Святую землю, где по благословению патриарха и соглашению с женой Завулон принял монашество и удалился в пустыню.
Сусанна была поставлена патриархом Иерусалимским (ее братом) диаконисой в храме, а Нину решено было отдать на попечение Нианфоре, благочестивой старице.
Ранние годы
Нина родилась около 280 г.н.э. в Каппадокии, стране, где ранние христиане молились в скальных церквях, в городе Коластра. Христианские сказания называют ее отцом Завулона. Этот христианин с иудейским именем служил римскому императору Максимиану, якобы крестил побежденных франков, а затем приехал в Иерусалим, чтоб раздать полученное от благодарных франков нищим. Там он и встретился с матерью Нины — Сосанной, сестрой церковного служителя Ювеналия. После свадьбы он увез жену на родину, в Каппадокию. Там появилась на свет Нина. Сосанна воспитывала дочь милосердной, учила в любое время суток и чем возможно помогать обездоленным. Когда Нина достигла 12-летнего возраста, родители ее снова переехали в Святой Город, чтоб окончательно посвятить жизнь церкви. Завулон, раздав имущество нищим, ушел в пустынники. Сосанна поручила дальнейшее христианское воспитание дочери старице Сарре Миафоре (некоторые исследователи полагают, что «миафора» не личное имя, а название одной из церковных должностей того времени).
Именно от Сарры Нина услышала о хитоне Господнем, выкупленном у римских солдат иудеем Элиозом и увезенном в Мцхету в Иверии. Девушку глубоко взволновала судьба святыни — она стала мечтать увидеть место ее погребения и поклониться ей.
Легенда сообщает, что юная Нина увидела во сне Деву Марию, давшую ей благословение отправиться в Ее удел — а это и была Иверия — и проповедовать там учение Ее Сына. Богоматерь во сне вручила девушке крест из виноградной лозы. Проснувшаяся Нина увидела этот крест и наяву — и обвила его своими волосами.
Этот необычный крест с опущенными поперечными концами изображается на каждой иконе святой Нино в Грузии. Он и поныне хранит Грузинскую Православную церковь.
Юношеские годы и молодость
Нина обладала острым умом и многими способностями. Живя в Иерусалиме, она за два года выучила наизусть Священное Писание. Все свободное время девушка посвящала обучению и молитве. Нина росла в целомудрии, вдали от внешнего мира с его страстями, суетой, развратом. Она имела чистую душу и неповрежденный разум, ни с кем не общалась, кроме своей воспитательницы, которая много могла поведать ей о способах спасения души.
Путь для поисков Хитона
Читая Святое Евангелие, девушка заинтересовалась, а где сейчас находится тот самый хитон Господень, о котором бросали жребий воины во время распятия Христа. Старица ответила, что одеяние Иисуса Христа увез с собой воин, которому оно досталось по жребию, а жил он в Иверии.
Нина загорелась желанием побывать в этой далекой стране с целью приложиться к святыне. Но Нианфора предупредила ее, что Иверия — непросвещенная светом христианства страна, ее населяют язычники. Но девушка по-прежнему не оставляла желания посетить ее, чтобы найти хитон Господень.
Обретение дара
Днем и ночью Нина непрестанно молилась, чтобы Дева Мария помогла ей побывать в Иверии. Наконец, ее прошение было услышано. Однажды ночью ей явилась Пречистая и велела идти в Иверию, чтобы обратить жителей этой страны в христианство. Во сне Нина отвечала, что является всего лишь слабой девицей и вряд ли у нее хватит смелости и сил выполнить повеление.
Но Богородица подала ей крест и сказала:
«Возьми его, он будет тебя ограждать от врагов видимых и невидимых. С его помощью ты сможешь водрузить в той стране спасительное знамя веры в Возлюбленного Сына Моего и Господа, Который желает всем грешникам спасения!»
Проснувшись, отроковица увидела в своей руке тот самый крест, который во сне дала ей Пречистая. С радостью облобызав, Нина обмотала его своими волосами. С этим даром Нина ни на минуту не расставалась до конца своей жизни. Девица поняла, что видение это было ей дано Свыше, и она должна, ничего не опасаясь, отправиться в далекую страну, чтобы выполнить повеление Пресвятой Богородицы.
Видение
Нина рассказала свое видение патриарху, своему дяде, и он, помолившись, благословил ее в дальний путь. Вместе с ней отправились еще пятьдесят три девы, в их числе была царевна Рипсимия со своей наставницей. Они бежали от гонителя христиан Диоклетиана, который пожелал жениться на царевне, а та дала Богу обет девства.
Путь лежал через Армению. Девы поселились недалеко от столицы, зарабатывая себе на хлеб своим трудом. Вскоре Диоклетиан узнал о месте нахождения Рипсимии и написал письмо царю Армении Тиридату о том, чтобы он отправил ее в Рим или женился на ней сам, потому что она очень красива.
Воины Тиридата схватили деву и доставили к царю. Увидев ее, он воспылал нечистой страстью и высказал свое желание жениться на ней. Но Рипсимия отвечала, что не может выйти за него, потому что посвятила себя Богу. Разгневанный отказом царь велел мучить ее. Девушке выкололи глаза, вырезали язык, а затем разрубили ее тело на куски. Той же участи сподобились все ее подруги.
Одна Нина спаслась от слуг, спрятавшись в кустах дикой нераспустившейся розы. Оттуда она наблюдала за происходящим. Нина молилась Богу, говоря: «За что Ты оставляешь меня одну!», — а когда подняла глаза к небу, взору представилось чудное видение.
На небе стоял ангел в диаконском облачении, в руках его было кадило. К нему отправлялись души замученных дев. Нине тоже захотелось на небо, но ангел ответил ей:
«Ты будешь взята в Царствие Небесное, но не сейчас, а в свое время, когда распустится эта дикая роза.»
Ангел велел ей идти на север, туда, где много жатвы, а делателей мало.
Мученица Нина Кузнецова
Эта мученица Нина – уроженка нынешней Вятской области, г. Лальска. С юности она была особенно религиозна. Единственная дочь благочестивых родителей, Нина не всегда встречала их понимание. Но девушка часами предавалась молитве, на память знала многие псалмы, любила духовные книги.
Постепенно родители смирились, из амбара устроили дочери келью. Возможно, молодую подвижницу ожидал бы путь инокини. Но после революции начались жестокие гонения, изменившие все планы.
Сначала, в 1932 г., арестовали родителей Нины, уже престарелых. Не выдержав тягот тюрьмы, они скоро умерли. Сама же девушка после всех этих событий осталась парализованной и с трудом передвигалась всю оставшуюся жизнь.
Оставшись одна в большом родительском доме Нина повела благочестивую жизнь, полную молитвы и помощи людям. У нее находили кров целые семьи арестованных за веру. После закрытия Коряжемской мужской обители некоторые ее иноки тоже стали жить у Нины. Среди них был настоятель монастыря, игумен Павел, подвижник, молитвенник.
С тех пор святая, не будучи монахиней, стала жить по иноческому уставу – большую часть времени отдавала молитве, спала не более 4 часов. Современники отмечают полное бесстрашие святой: в разгар наступления властей на православие она не боялась писать решительные письма, протестуя по поводу закрытия соборного храма Лальска.
В 1937 г. святую арестовали вместе с множеством верующих. Но единственным обвинением оказалась ее активная церковная деятельность. За это святую и отправили в лагерь, где через она скончалась 14 мая 1938 г.
Зрелый возраст
Дальше свой путь Нина продолжала в одиночестве, но на самом деле, она никогда не была одна. Господь незримо вел ее и оберегал от опасностей. Нужно было покинуть Армению и дойти до Грузии. Хотя путь был долгий и нелегкий, девушка спокойно переносила все трудности.
Невозможно до конца вообразить, что пришлось испытать одинокой путешественнице. Слабая женщина, укрепляемая Святым Духом, была искушаема страхами и усталостью. Утомившись, она молилась Тому, Кто благословил ее на это призвание и, конечно, Пречистой.
Побег из Армении
Дойдя до реки, которая носила название Кура, Нина увидела пастухов. Они накормили ее, затем странница спросила их по-армянски: далеко ли отсюда город Мцхет. Говорить по-армянски ее научила воспитательница ее Нианфора. Пастухи ответили ей, что город расположен внизу по течению Куры.
Поблагодарив добрых пастухов, девушка отправилась дальше. Идти ей было нелегко. Однажды, в изнеможении присев на камень, она задумалась о том, что с ней будет дальше и куда приведет ее Господь. Задремав, она увидела светлого мужа со свитком в руках, на которым было написано:
«Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (жена) ( Мф. 26:13 ).
«Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» ( Гал. 3:28 ).
«Говорит им Иисус (женам): не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим» ( Мф. 28:10 ).
«Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня» ( Мф. 10:40 ).
«Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам» ( Лк. 21:15 ).
«Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить» ( Лк. 12:11–12 ).
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» ( Мф. 10:28 ).
«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь»
После этого муж стал невидим, а Нина проснулась. Дивное видение ее подкрепило, и она продолжила свой путь в твердой вере, что Господь с ней.
Спасение от смерти
Нина дошла до древнего города Урбниси, где остановилась на некоторое время, изучая новый язык. Заметив, что мужчины собираются в путь, чтобы поклониться языческим богам, она отправилась вместе с ними.
Придя на место жертвоприношения, проповедница увидела множество идолов. Когда началось языческое действо, Нина начала усердно молиться о просвещении и вразумлении этого народа. Не успела она окончить молитву, как на небе появились грозовые тучи. Началась страшная буря, загремела гроза и полил дождь.
Все убежали в страхе, а Нина спряталась в ущелье горы. Она видела своими глазами, как буря разрушила по воле Божией всех истуканов, их осколки поплыли вниз по реке. Когда бедствие закончилось, все увидели, что от идолов не осталось и следа. Это событие произошло в праздник Преображения Господня.
Жители, увидев такое чудо, стали удивляться и размышлять о том, что есть Бог, который сильнее их идолов. «Уж не тот ли это Бог, который наказал армянского царя?!»
После того, как Тиридат приказал жестоко убить дев, его постигла страшная болезнь. Просветитель Армении святой Георгий исцелил царя. После этого Тиридат принял христианство и объявил эту веру государственной религией в своей стране.
Просветительство и проповедь
В Мцхете Нину приютила семья царского садовника. Жена его Анастасия приветливо обходилась с ней. За это, будучи бесплодной, по молитвам просветительницы стала многодетной матерью.
Нина жила в саду Боди в маленьком шалаше из ежевики. Кроватью ей служило ложе, сплетенное из прутьев. На месте шалаша сейчас стоит храм, названный в ее честь. Всего проповедница провела в Грузии 35 лет.
Одна женщина ходила по городу и плакала, потому что ее ребенок умирал. Нина взяла его, положила на свое ложе, помолилась, приложила его к своему кресту, и ребенок полностью выздоровел. С этого момента дева начала открыто проповедовать Христа, призывать язычников к покаянию и обращению к Истинному Богу.
Ее праведная жизнь была известна многим. Нине поведали предание о хитоне Господнем. По слухам сестра воина, который привез домой этот хитон, прижала его к себе, стала целовать и упала замертво. Никакая сила не могла вынуть его из рук девицы. С ним ее и похоронили в царском саду. На этом месте вырос кедр.
Нина часто ходила молиться на место захоронения, но она сомневалась, действительно ли здесь зарыта святыня. Однако видения уверили ее в правдивости услышанного предания.
Проповедовать Нине помогали ученики: Сидония и ее отец Авифар. Вскоре жена иверского царя Мириана тяжело заболела. Услышав о чудесах, совершаемых Ниной, царица Нана повелела привести ее к себе. Но проповедница велела передать, чтобы та сама пришла к ней. Нана смирилась и велела слугам нести ее к Нине.
Нина положила царицу на свое ложе, помолилась и осенила ее своим крестом, данным ей Пречистой. После этого Нана встала совершенно здоровой. Тут же она приняла христианство.
Нина исцелила также родственника персидского царя, находившегося в гостях у Мириана, от беснования. Тот возвратился домой христианином. Мириан испугался гнева предводителя персов, который был язычником, и поклялся предать Нину смерти.
Отправившись на охоту, царь Иверии чуть не погиб, в самый страшный миг он воззвал к Богу, которого проповедовала Нина, и пообещал стать христианином, если выживет. Господь спас царя от смерти, и он вернулся домой, громко проповедуя веру во Христа. Мириан сам пришел в шалаш Нины и, упав перед ней на колени, просил окрестить его в христианскую веру.
Девушка плакала от радости, рыдал и весь народ. Желание царя было непоколебимым. Он вызвал из Греции епископа и священников с целью крестить весь народ.
Царь решил построить храм перед приездом священников. Для этого выбрал место — под кедром в саду, то самое, где по преданию хранился Хитон Спасителя. Когда срубили кедр, из него сделали семь столбов для храма. Шесть поставили в основании сооружения, а седьмой никто не мог сдвинуть с места. Размышляя над тем, чтобы это значило, народ стал расходиться по домам.
Одна только Нина осталась на этом месте и молилась всю ночь. На рассвете ей явился светлый муж, который сказал ей на ухо какие-то слова. После этого Нина поклонилась ему. Затем ангел взял седьмой столб, поднял его высоко.
Люди не видели ангела, но заметили яркое сияние, исходящее от столба, который парил в воздухе. Затем он сам собой стал опускаться и снова подниматься вверх. Все были удивлены этим видением. Потом столб застыл на месте, из под его основания начало истекать благовонное миро и стали происходить чудесные исцеления.
Слепой с рождения, как только прикоснулся к столбу, сразу же прозрел. Те люди, которые мазались миром, мгновенно исцелялись от тяжелых недугов. Народу стекалось так много, что царь вынужден был поставить стражу и ограждение на этом месте.
Вскоре деревянный храм был выстроен. В Иверию прибыли священнослужители. Жители страны и царь с супругой приняли Святое крещение в реке Куре. Отвергли Таинство только горцы и евреи, которые по преданию были потомками разбойника Вараввы.
Последние годы жизни
В Иверии начали возводиться христианские храмы в разных поселениях. В Мцхете началось строительство каменного сооружения возле ежевичного шалаша просветительницы. К сожалению, она уже не увидела его завершения.
Нина вскоре почувствовала близость конца своего земного пути и ушла в горы. Поселившись в пещере, проводила время в усердной молитве ко Господу, благодарила Его за обращение в христианство идолопоклонников. По ее прошению из камня начал бить источник чистой воды, прозванный «слезным». Он существует до сих пор. Некоторые называют его «млечным», потому что сюда приходят матери молиться о прибавлении грудного молока.
Над выстроенным храмом в Мцхете появилось чудесное явление: на небе высветился большой крест, усеянный звездами. Основание его располагалось над высоким деревом. Нина велела спилить его и сделать четыре креста. Один из них она просила водрузить вместо спиленного дерева, другой на том месте, где ослеп царь, а потом прозрел, третий — в городе Урджаме (откуда была родом царская невестка), а четвертый просветительница взяла с собой и предполагала отдать Кахетинской царице Софии.
Но та еще не уверовала во Христа, и для ее просвещения Нина отправилась в Бодби, по пути проповедуя в горных селениях. Жители с радостью принимали христианскую веру после бесед, разрушали своих идолов и принимали крещение. Просветительница поселилась в Бодби и продолжала свою проповедь. Люди приходили слушать Нину и принимали веру.
Вскоре сама царица София пришла посмотреть на нее больше из любопытства. Послушав проповеди, правительница уверовала во Христа и приняла крещение от епископа. Миссия просветительницы была закончена. Она готовилась к переходу в вечную жизнь. Христос ей открыл время отшествия в иной мир. Нина послала к Мириану сказать о своей близкой кончине. Царь с царицей приехали проститься к ней и застали ее еще живой.
Возле жилища праведницы собралось множество народа. Умирая, проповедница просила рассказать потомкам о ее чудесной жизни, отданной на служение Богу. Женщина по имени Саломия записала рассказ равноапостольной о ее житии.
Нина завещала похоронить свое тело рядом с шалашом. Она причастилась Святых Христовых Тайн и мирно отдала свою душу Господу. Это произошло по одной версии 14 января 335 года, по другой — в 347 году. Все вокруг рыдали, некоторые больные прикасались к ее одру и мгновенно получали исцеление.
Православная Жизнь
27 января преставилась к Господу святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии.
Мне кажется, что символичным фактом в истории грузинского народа, который очень хорошо раскрывает его отношение к православию, глубоко укоренившемуся в сердце грузин, является завоевание в XVII веке персами Тбилиси. По приказу магометанского шаха из собора была вынесена величайшая духовная реликвия грузинского народа – крест святой Нины. Он был положен на мост через реку Куру. Около ста тысяч тбилисцев были собраны на берегу. Кто из них хотел жить, тот должен был пройти по мосту и переступить через крест, кто этого не сделает – того тут же на месте казнили. Ни один человек из ста тысяч не посмел совершить святотатство. И Кура в тот день стала красной от крови…
Много народов пыталось завоевать Иверию: римские язычники, огнепоклонники-персы, мидяне, парфяне, хазары, турки-мусульмане, но Грузия, сожженная и тонущая в крови, каждый раз воскресала. Возрождалась в православии. До сегодняшнего дня, несмотря на религиозные кровавые геноциды и соблазны многочисленных языческих верований да псевдохристианских ересей, Грузия с глубокой древности остается страной-хранительницей чистоты канонического православия.
Во многом это стало возможным благодаря хрупкой юной девушке, предпринявшей смертельно опасное путешествие по кавказским горам для того, чтобы принести свет Христовой веры в Иверию и стать апостолом для грузин. Ее звали Нина.
Она происходила из святого праведного и весьма знатного каппадокийского рода из города Коластры (сейчас восточная Турция). Там было довольно много грузинских поселений. Возможно, у семьи святой равноапостольной Нины с ними было какое-то родство или близкое знакомство, которое повлияло на дальнейшую жизнь святой. Будущая просветительница Грузии родилась около 280 года. Ее отца звали Завулон. Он занимал при римском императоре высокую должность военачальника. Будучи христианином, Завулон привел к вере множество пленных галлов. Их крестили, а он стал их крестным отцом. Благодаря ему пленники исповедовались и причастились Святых Христовых Тайн. Завулон же вступился за них перед императором. Последний за его воинские заслуги помиловал галлов. А их освободитель вместе с новообращенными и священниками прибыли в галльскую страну, где также было крещено множество людей. Родственником Завулона являлся святой великомученик Георгий Победоносец. Мама же Нины Сусанна воспитывалась долгое время при Храме Гроба Господнего. Ее родной брат был Святейшим Иерусалимским Патриархом (некоторые источники называют его Ювеналием).
Когда девочке исполнилось двенадцать лет, Завулон и Сусанна привели ее в Иерусалим. Родители Нины жаждали монашеской жизни. Потому по обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского они расстались, чтобы нести подвиги во имя Христа. Завулон удалился в Иорданскую пустыню, а Сусанна стала диаконисой (1) при Храме Гроба Господнего. Воспитание же Нины было поручено старице Нианфоре. Вскоре отроковица благодаря молитвенному складу, прилежанию, послушанию и любви к Господу твердо усвоила истины веры Христовой. Так, например, с великим усердием она читала Святое Евангелие.
Нианфора много рассказывала Нине о Крестной Смерти Спасителя. Девушку заинтересовала история, связанная с Хитоном Господним.
Вспомним стихи Евангелия: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины» (Ин. 19:23–24).
По Церковному Преданию, хитон Сыну соткала Пресвятая Богородица. А в Иверии (так в древние времена называлась Грузия) жило очень много евреев, попавших туда во времена вавилонского рассеяния (VI век до Рождества Христова), потому она называлась страной евреев, или Иверией. Там в городе Мцхете жил один благочестивый раввин Елеазар. Он практически был ровесником Господа нашего Иисуса Христа. В Пасху Страданий Спасителя он решил совершить паломничество в Иерусалим, но мать его Элоиза строго-настрого приказала ему не принимать участия в казни Христа. Согласно Церковному Преданию, благочестивая Элоиза в своем сердце даже чувствовала удары молота, которым Пречистые Длани Спасителя прибивали к Древу. Возвестив о смерти Господа своей дочери Сидонии, она скончалась. Сидония же перед этим упросила брата Елеазара привести ей что-нибудь из вещей Христа.
Елеазар прибыл в Иерусалим, когда Спасителя уже распяли на Кресте. Он выкупил Хитон Господень у римского легионера, выигравшего Его путем метания костей. Раввин увез святыню на Кавказ. Праведная Сидония, облобызав Хитон Господень, прижала его к груди и тут же предала святую душу Богу. Никто не мог разжать ладони праведницы и вынуть святыню. Елеазар похоронил сестру в саду Мцхета. Позже этот случай почти забылся. На могиле святой праведной Сидонии вырос огромный кедр. Люди чувствовали, что это святое место, так как ветви и листья дерева исцеляли страждущих от болезней. Множество кавказцев шли к кедру и почитали его великой святыней.
По внушению Святого Духа равноапостольная Нина, спустя почти триста лет, в начале IV века решила отыскать Хитон Господень. Ее решение было благословлено Богом. Однажды, когда святая уснула после долгих молитв, Пречистая Дева явилась ей во сне и вручила крест, сплетенный из виноградной лозы со словами: «Возьми этот крест, он будет тебе щитом и оградою против всех видимых и невидимых врагов. Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь благодать у Него. Я же буду тебе Покровительницею».
Проснувшись, Нина увидела у себя в руках две виноградные палочки. Она срезала с головы локон волос и, перемотав ими палочки, связала крест. С ним она отправилась в Грузию. Патриарх Иерусалимский благословил Ее на апостольское служение в Иверии.
Крест святой Нины
В начале пути дева была не одна. С нею путешествовали царевна Рипсимия, ее наставница Гаиания и еще 35 дев, но они все были убиты армянским царем Тиридатом. Святая Нина же чудом избежала смерти. Трудным, исполненным опасности путем, который и сегодня одолеет не каждый мужчина, она пришла в Грузию около 319 года. Поселилась в окрестности Мцхета возле раскидистого куста ежевики. При появлении святой произошло чудесное знамение. Идолы языческих божеств Армаза, Гаци и Гаима, которым поклонялись древние грузинские племена, пали, разбитые невидимой силой на маленькие кусочки. Это случилось во время языческого жертвоприношения и сопровождалось сильнейшей бурей.
Святая равноапостольная Нина всех страждущих лечила своим виноградным крестом. Так, ею была исцелена от бесплодия жена садовника. Позже от тяжкого недуга святая вылечила грузинскую царевну Нану, которая крестилась, стала ревностной христианкой и почитается в Грузии святою.
Несмотря на это, царь Мириан по наущению жрецов решил предать равноапостольную Нину тяжким мучениям. Но по Божьей воле ослеп. Кроме того, солнце скрылось, и на город пала тьма. Только после молитвы Господу нашему Иисусу Христу тьма рассеялась, царь выздоровел. Вскоре, в 324 году, Грузия окончательно приняла христианство.
По просьбе царя Мириана святой равноапостольный император Константин Великий прислал в Иверию епископа, двух священников и трех диаконов. Христианство упрочилось в стране.
Благодаря святой Нине в Грузии произошло еще одно чудо. Благочестивый Мириан решил построить на месте, где была погребена вместе с Хитоном Господним праведная Сидония, православный храм. Для этого целебный кедр над местом захоронения спилили. Ствол дерева решили использовать как колонну-столп в храме, но никто не смог сдвинуть его с места.
Всю ночь святая Нина молилась о Божественной помощи, и ей были явлены видения, в которых приоткрывались исторические судьбы Грузии.
На рассвете же Ангел Господень приблизился к столпу и поднял его на воздух. Столп, осиянный чудным светом, поднимался и опускался в воздухе, пока не остановился над своим основанием. Из пня кедра истекало благовонное миро. Так Ангел Господень указал место, где сокрыт в земле Хитон Господень. Это событие, свидетелем которого были многие жители Мцхета, изображается на иконе «Прославление Грузинской Церкви». Впоследствии на месте деревянного храма был возведен величественный каменный собор Свети-Цховели. Животворящий Столп, у которого совершались многие исцеления, имеет ныне каменное четырехугольное покрытие и увенчан легкой, не касающейся свода собора сенью.
Столп расположен в соборе Свети-Цховели рядом с макетом Храма Гроба Господня в Иерусалиме.
В честь Хитона Господня и Столпа Животворящего Грузинской Церковью установлено празднество 1 октября (ст. ст.) – 14 октября (н. ст.) – в день Покрова Божьей Матери.
Сама же святая равноапостольная Нина мирно отошла к Господу, причастившись Святых Христовых Тайн, 27 января (н. ст.) на 67-м году жизни. Она завещала предать свои святые мощи погребению в месте своего последнего аскетического подвига в городе Бодбе. Царь Мириан и его слуги вначале хотели перенести их в Мцхетский собор, но не смогли сдвинуть гроб подвижницы с места. Тогда по завещанию святой мощи захоронили в Бодбе, а над гробницей воздвигли храм во имя родственника святой Нины – великомученика Георгия Победоносца. Позже здесь образовался женский монастырь в честь святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
Мцхета
Ее же виноградный крест хранится в Тифлисском Сионском кафедральном соборе около северных врат алтаря в киоте, окованном серебром. На верхней крышке киота помещены чеканные миниатюры из жития святой Нины.
Так юная девушка, которой, быть может, на момент ее путешествия в Грузию едва исполнилось 16 лет, победила с Божьей помощью языческих истуканов, усмирила царя и стала для Иверии апостолом, принеся в нее свет Христовой веры. И мы, дорогие братья и сестры, не должны сомневаться, что Господь всегда с нами. Ведь сила Его в нашей немощи совершается. Поэтому не будем унывать. Лучше возьмем с Божьей помощью свое тело и свою душу и свяжем, как святая Нина волосами, своей любовью к Богу из них крестик да и пойдем вслед за Христом. А остальное Он с нами, как милостивый Отец, совершит Сам…
Иерей Андрей Чиженко
Примечание:
1. Диаконисы – церковнослужительницы древней Церкви. Посвящались через особое рукоположение и причислялись к клиру. В их обязанности входило подготовлять женщин к крещению, помогать епископам и священникам при совершении Таинства Крещения над женщинами, выполнять поручения епископов относительно больных и бедных, размещать женщин в храме во время богослужения и следить за порядком. К XI столетию институт диаконис практически упраздняется. Их место занимают монашествующие женщины.
История мощей
Мириан дал приказ, вопреки пожеланию Нины, перенести тело ее в Мцхетскую церковь. Однако никто не смог даже сдвинуть гроб с места. Тогда все уразумели в этом Божью волю и похоронили проповедницу возле шалаша, где она жила. Позже над могилой царь велел построить храм во имя святого Георгия.
Здание церкви много раз подвергалось разрушению и затем восстанавливалось, но продолжает стоять до сих пор. Сейчас оно принадлежит Бодбийской митрополии.
Обретение
Тело просветительницы было обнаружено нетленным. От него происходили многие чудеса исцеления. Это побудило Грузинскую церковь сразу же прославить Нину в лике святых. Вскоре в Иверии стали строить храмы в ее честь. Древняя каменная церковь св. Нины, построенная царем В. Гург-Асланом на месте, где были повержены идолы, сохранилась до сих пор.
Крест равноапостольной находился долгое время в соборе Мцхета. Затем во времена гонений на христиан некий инок увез его в Армению, где он хранился в Соборе св. Лазаря. Когда и в этой стране начались гонения, крест был спрятан в крепости. Только в XIII веке он был возвращен в Мцхетский собор. Затем снова был скрываем в крепостях, а в XVIII веке грузинский митрополит привез его тайно в Россию и подарил грузинскому царевичу Бакару. Некоторое время святыня находилась в Нижегородской области (с. Лысково) в имении грузинский князей.
В начале XIX века император Александр, которому преподнесли крест, распорядился вернуть его в Грузию. Святыня до сего времени хранится в Тифлисском соборе. Крест оковали серебром и поместили возле Царских врат.
Что касается хитона Христа, никто так и не смог его обрести до определенного времени. После того, как Ангел шепнул Нине таинственные слова, и от пня стало истекать миро, никто не мог приблизиться к месту, где по преданию была похоронена девушка с хитоном. Были попытки раскопать могилу, но те, кто намеревался это сделать, погибли.
Во времена нашествия Тамерлана один богобоязненный человек, опасаясь разграбления храма и осквернения великой святыни, помолившись, смог раскопать могилу и достать хитон. Он отдал святыню архиерею, храм же в Мцхете был полностью разрушен. После восстановления сооружения хитон вернули.
После завоевания Грузии персидский шах Аббас решил преподнести его русскому патриарху Филарету, отцу царя Михаила Романова, с целью завоевать доверие России. Государь и патриарх, удостоверившись, что это, действительно, часть одеяния, принадлежавшего Христу, после ряда чудес, связанных с ним, с молитвой и постом положили святыню в Московском Успенском соборе, где он хранится и до сих пор, украшенный драгоценностями, в специальном помещении у западной стены. В честь этого в июле был установлен праздник Положения Ризы Господней.
Текущее местоположение
Над могилой Нины поначалу был возведен храм святого Георгия, ее родственника, а потом выстроен монастырь. Он стал культурным центром епархии. Бодбийский монастырь в Грузии всегда пользовался популярностью среди населения. Цари выбрали его местом для коронации. Вначале это был мужской монастырь, но позже его сделали женским. Советская власть закрывала обитель, но в 1991 году монастырь Бодбе в Грузии вновь был возрожден.
Первоначальный храм, возведенный на мощах просветительницы, был разрушен, потом на его месте выстроили новый собор, где сегодня покоятся мощи грузинской просветительницы.
Преподобномученица Нина (Шувалова)
XX в. ознаменовался гонениями на веру, которые многие не без оснований сравнивают с преследованием христиан во времена Римской империи, когда жила равноап. Нина. Символично, что среди множества новомучеников последнего времени есть также святые, носящие имя просветительницы Грузии.
Монахиня Нина
Преподобномученица Нина (Шувалова) убита безбожниками исключительно за свою иноческую жизнь. Она не была политиком, не интересовалась революционными событиями.
Родившись на Нижней Волге, в деревне, она судя по всему, рано решила посвятить себя Богу. Согласно документам, Неонила (мирское имя святой) удалилась от мира, стала монахиней Ниной еще до 1917 г. Документы не сохранили названия этой обители. Но после того, как советская власть закрыла монастырь, инокиня уехала в Казахстан, г. Чимкент, где вела прежнюю монашескую жизнь, но уже среди мира.
Здесь, видимо, она познакомилась с архим. Гавриилом (Владимировым), пострижеником св. горы Афон, подвижником, который был не раз арестован советскими властями. Последний арест о. Гавриила состоялся в Чимкенте. По одному «делу о контрреволюционной организации» проходило множество верующих. Была среди них и св. Нина.
19
Ноября
1937 года
Монахиня Нина (Шувалова) была расстреляна, место ее погребения неизвестно.
Почитание святой Нины
В Грузии святую именуют «Нино». Ее уважают и любят до сих пор, это почитание передается из поколения в поколение. Нина является народной святой, покровительницей грузинской земли. Все приезжающие в эту страну стремятся первым делом приложиться к ее мощам, а также увидеть крест, дарованный Самой Пречистой Девой. Храм в Мцхете — еще одно место, куда обязательно едут паломники.
Хотя первоначально считалось, что христианство появилось в стране благодаря святому Григорию, армянскому просветителю, но позже выяснилось, что все же Нина была насадительницей христианской веры в Иверии. Ее знают по всему миру, как просветительницу Грузии. За свои труды она получила звание равноапостольной.
Также есть сведения, что именно Нина помогла снять блокаду Ленинграда во время Великой Отечественной войны. Митрополит Грузии Зиновий наложил на себя строгий пост и молился об освобождении этого города. Однажды ему было видение, в котором святая Нина стояла пред Престолом Божиим и горячо молилась о многострадальном городе. Слезы ее были величиной с виноград.
Тогда святитель понял, что именно равноапостольная Нина имеет послушание от Пречистой быть защитницей этому городу. Блокада Ленинграда была снята в день памяти святой Нины — 27 января.
В России в честь святой возведены многочисленные храмы в таких населенных пунктах и городах:
- Калининград;
- Санкт-Петербург;
- Москва, Черемушки;
- село Пластунка Хостинского района Краснодарского края;
- Сочи;
- Кандалакша;
- Ростов-на-Дону;
- Керчь;
- часовня в с. Большие Гоголи.
В Малороссии тоже есть храмы, посвященные святой: в Киеве, Донецке, Николаеве. За рубежом также живет память о св. Нины. В Париже построен храм в честь нее, относящийся к Константинопольскому патриархату. В Америке находится монастырь святой (штат Мэриленд, г. Юнион-Бридж), относящийся к Грузинской православной церкви.
Как лучше провести этот праздник
День Ангела – это день, когда Церковь поминает святого, чье имя христианин получил при обряде крещения. Другие названия: день именин, день тезоименитства.
«Господь каждому из нас дает двух Ангелов,- учит нас Федор Едесский,- один из которых – Ангел хранитель – хранит нас от всякого зла, от разных несчастий и помогает делать добро, а другой Ангел – святой угодник Божий, имя которого мы носим, ходатайствует о нас перед Богом, молит Бога за нас. Его молитвы, как более достойные, угодные Богу, скорее приемлются, чем наши, грешные».
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
В былые времена на Руси верующие старались обязательно посетить службу в храме, ведь, по словам праведного Иоанна Кронштадтского, мы поминаем наших святых здесь, чтобы они помянули нас там, перед Престолом Божиим. Наиболее близким молитвенником за душу христианина будет тот, чье имя он носит. Самая простая молитва, которую можно произносить и в церкви и дома, звучит так:
«Моли Бога обо мне, святый угодниче(ца) Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей».
Не лишним будет выучить тропарь или кондак – краткое молитвенное песнопение, в котором лаконично изложена суть праздника и указано значение прославляемого лица.
О том, как провести день ангела говорит иеромонах Иов (Гумеров):
«В день церковной памяти святого Господь дает ему сугубую благодать молиться за тех, кто находится под его небесным покровительством. Поэтому в день именин надо быть в храме, чтобы приобщиться этой благодати. <>Вечером можно пригласить близких на трапезу. В этот день надо с особым теплым чувством благодарить за все Господа, Матерь Божию, своего небесного покровителя и Ангела-хранителя».
Памятные места в Грузии
Наиболее почитаемой проповедница веры христианской является в Грузии. Места, где побывала святая Нина, отмечены возведением храмов и монастырей. Везде, где она жила и молилась, стоят церкви и часовни. Это все говорит о том, что равноапостольная Нина — самая почитаемая святая в Грузии. Люди до сих пор помнят и любят ее за то, что она принесла в страну Свет Истины.
Святой равноапостольной Нине посвящены:
- храмы в селе Алибейли, в Мцхете, во Владикавказе;
- монастырь в Бодбе;
- церковь в Батуми;
- монастырь в Матхоже;
- три храмовых комплекса в Тбилиси;
- церковь и монастырь в Самтавро.
Люди в большом количестве спешат в эти места, чтобы прикоснуться к святыням, помолиться равноапостольной, попросить ее о помощи в своих нуждах.
Светицховели или Животворящий столп
Самым известным из всех памятных мест является храм в Мцхете. Он называется «Светицховели», что в переводе с грузинского означает — «Животворящий столп». Это тот самый храм, который начал строить царь Мириан. Основан он на месте, где был спрятан хитон Христа и где проводила дни и ночи в молитве св. Нина.
Именно на месте этого храма стоял световидный столп над пнем. Ангел поднимал и опускал его. При этом столп мироточил и одновременно источал благоухание. Множество людей получали от него исцеления, отсюда произошло и название храма. Позже, когда хитон был выкопан и перенесен, мироточение прекратилось.
Это самый выдающийся и посещаемый храм Грузии, величайший памятник зодчества, благодаря своему необычному стилю и большим размерам. Другого такого громадного сооружения не встретить в стране.
Первый вариант церкви, построенной Мирианом, был деревянный и не сохранился. В V веке царь Вахтанг Первый возвел на его месте базилику, местами она сохранилась до наших дней. В XI веке на этом месте выстроил храм Мелхиседек, каталикос Грузии. Этот вариант постройки сохранился до сих пор.
Храм четырехстолпный, крестово-купольный — такой тип архитектуры сформировался в Византии и был принят во многих христианских странах православного исповедания в качестве основной формы. Главный престол освящен в честь двенадцати апостолов. Старинные фрески, закрашенные в XIX веке из-за приезда императора, восстановили русские иконописцы. Внутреннее помещение храма имеет форму креста.
На месте сруба Животворящего столпа сейчас стоит каменная сень с фресками XVII века. Храм во все времена был местом коронации и погребения грузинских царей. Сейчас он действующий, принадлежит Мцхетско-Тбилисской епархии, является излюбленным местом паломничества православных христиан со всего мира.
Монастырь Самтавро
В пятистах метрах от храма Светицховели находится архитектурное сооружение, связанное с памятью святой, это — Самтавро. Расположен комплекс в Мцете (место слияния рек Арагви и Мтквари), на краю центральной площади. Монастырь относится к Грузинской православной церкви.
Комплекс включает:
- женский монастырь, открытый в 1820 году;
- собор Преображения Господня;
- церковь св. Нины;
- колокольню XIII–XIV века, эпохи монгольского нашествия;
- башню-крепость XVIII века.
Царь Мириан III после крещения решил, что в силу своей великой греховности заходить в храм Светицховели ему не положено. Поэтому он основал другой, попроще, в форме базилики, строение получило название Верхней церкви. Был и еще один храм на месте ежевичного куста.
Позднее здание Samtavro многократно восстанавливали и достраивали. В нем хранятся мощи царя и его жены Наны, причисленных к лику святых. Каменный саркофаг царя размещен в углу слева от входа. Внутри есть мозаика с изображением Мириана и Наны. Их портреты имеются на дверях.
Иконостас — работы мастеров XV века, фрески были написаны в XVII веке. Считается стандартным храмом эпохи Золотого века. Единственное, что является интересным, это история всем известного святого Гавриила Самтаврийского, настоятеля монастыря. Его могила находится с северной стороны собора Преображения в каменной сени. По сей день к ней приходит много народу.
Малая церковь св. Нины находится справа после входа в обитель, была построена в IV веке на месте, где она жила. С тех пор здание не перестраивалось, только немного было отреставрировано в XIX веке.
В Самтавро находятся такие святыни:
- мощи Шио Мгвинского;
- часть Животворящего столпа;
- частица надгробья св. Нины из Бодбе;
- мощи св. Гавриила Самтаврийского;
- могилы царей Мириана и Наны;
- мощи св. Абибоса Некресского.
В монастыре хранятся чудотворные иконы Иверской Божией Матери и св. Нины.
Монастырь в Бодбе
Здесь святая прожила последние годы своей земной жизни и была похоронена. Над могилой иверский царь повелел построить храм св. Георгия. Позже на этом месте был основан монастырь, период расцвета которого приходится на XV век, когда государи использовали местный храм для коронации.
Позже на территории обители была открыта духовная семинария. Сначала это был мужской монастырь, но постепенно он пришел в упадок. В XIX веке по указу императора здесь открыли женскую обитель, при которой работали школы живописи и рукоделия.
В советские годы обитель закрыли, только в 1991 году она была возрождена. Первоначальный храм св. Георгия, построенный царем Мирианом, не сохранился. На его месте был сооружен новый, ныне действующий. В его стенах покоятся мощи св. Нины. Рядом установлена трехэтажная колокольня.
Недалеко находится смотровая площадка, от нее дорога ведет к целебному источнику Нинос цкаро. Поблизости расположен еще один храм Завулона и Сусанны (родителей святой).
В монастыре хранится чудотворная икона Иверской Божией Матери, дарующая помощь и утешение верующим.
Храм Сиони в Тбилиси
Собор получил название в честь Сионской горы, главный придел освящен в честь праздника Успения Богородицы. В древности в Грузии существовала добрая традиция называть вновь построенные храмы в честь святых мест города Иерусалима. До постройки собора Цминда Самеба в 2004 году Сиони являлся кафедральным собором и главным храмом Тбилиси и всей Грузии.
Датой основания считается VI век. Предположительно храм построил царь Иберии Вахтанг I Горгасали. Однако существует другая версия, согласно которой собор возведен по приказу Гурама I, византийского вельможи. Спустя несколько столетий сооружение было до основания уничтожено захватившими страну арабами.
На Востоке Грузии образовалось исламское государство, столица которого располагалась в Тифлисе. В 1122 году эту территорию освободил грузинский правитель Давид IV Строитель. Первым делом он занялся восстановлением местного храма, а точнее строительством, так как здание было полностью разрушено.
Далее продолжился печальный период для собора, его разрушали несколько раз:
- 1226 г. — Джелал ад-Дин Менгуберди;
- 1236 г. — хорезмийцы;
- 1522 г. — шах Измаил;
- 1668 г. — землетрясение, в результате здание было сильно повреждено;
- 1795 г. — в ходе нашествия Ага-Мухаммед-хана от рук персов пострадали иконостас и древние фрески.
В XVIII веке храм хотели переделать в мечеть, но его спас князь Гиви Амилахвари. Наконец, собор был возрожден в 1817 году.
В 1980—1983 гг после реставрации храму возвратили первоначальный средневековый облик. Фасады выполнены в строгом стиле и декорированы барельефами с изображением креста и святых. Внутри над входом новые фрески взамен утраченных написал русский художник Гагарин. На территории размещены две колокольни: трехъярусная XV века и в стиле русского классицизма начала XIX века.
Здесь находится усыпальница грузинских царей. Важной достопримечательностью храма является крест святой Нины, тот самый, который вручила ей Дева Мария. Он покрыт серебром и покоится на видном месте возле северных врат алтаря в киоте, на крышке которого размещены чеканные картины с событиями из жития Святой Нино. На каменном обрамлении можно прочесть надпись: «Честной крест, помилуй нас».
Храм относится к Тбилисской и Мцхетской епархии. Его купола высоко возносятся над столицей.
В свое время здесь проходило венчание Александра Грибоедова и Нино Чавчавадзе. Во время церемонии жених уронил обручальное кольцо, что считалось дурным предзнаменованием. Почти сразу после свадьбы Грибоедов отправился в Персию на службу и через несколько месяцев погиб. От потрясения Нино потеряла ребенка и всю жизнь носила по мужу траур.
Есть ли другие святые в церковном календаре с этим именем
Кроме просветительницы Грузии, церковь чтит и других Нин. Одна из них – блаженная мученица Нина Кузнецова.
Мученица Нина Кузнецова
Мц. Нина Кузнецова
Она родилась 28 декабря в 1887 году в Архангельской области. В маленькой деревне, где проживала семья девочки, не было даже храма. Нина же с малолетства испытывала тягу к духовной жизни. Тогда отец выделил ей амбар в качестве личной кельи, привел его в порядок и накупил богословской литературы. Дни и ночи напролет Нина проводила в чтении и молитве. Вскоре в ее амбаре нашли приют странники: нищие и обездоленные. А затем началось страшное время: государственный переворот, расстрел царской семьи, гражданская война….
В 1932 году родителей Нины арестовали и посадили в тюрьму, где они вскоре скончались. С их дочерью случился удар: ее наполовину парализовало. До самой смерти Нина не могла свободно передвигаться и владеть правой рукой: крестилась с трудом, помогая себе левой. Доставшийся ей в наследство от родителей большой, пятистенный дом превратился в семейное общежитие: в нем всегда проживало от 20 до 25 человек. Среди них: женщины, чьи мужья подверглись аресту, священники, монахи…
В 1937 году Нину забрали в НКВД. Против нее выдвинули обвинение в антисоветской пропаганде и отправили в один из лагерей Архангельской области сроком на восемь лет. Однако через семь месяцев Нины не стало…
День ее памяти совершается 14 мая.
Преподобномученица Нина (Шувалова)
Еще одна Нина, в миру Неонилла Андреевна Шувалова, родилась 8 февраля в 1866 году в Нижне-Волжском крае. Именем Нина была наречена при монашеском постриге. До 1917 года прожила в монастыре, но после его разграбления перебралась в город Чикмент в Казахстане.
В 1937 году ее арестовывают по обвинению в контрреволюционной деятельности и выносят смертный приговор. В ночь на 20 ноября инокиня была расстреляна. Церковью почитается как преподобномученица.
День памяти 19 ноября.
Интересный факт
Святые Нина Кузнецова и Нина (Шувалова) были канонизированы в лике новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе в 2000 году. Это необходимо учитывать при поиске своего небесного заступника. Все, крещенные до 2000 года, должны считать своей покровительницей святую равноапостольную Нину. Если же после, то допустимо выбирать ту святую, чья дата памяти ближе ко дню рождения христианина.
«По имени твоему и житие твое да будет». Эти слова преподобного Амвросия Оптинского как нельзя лучше характеризуют то отношение верующего к своему святому, каким оно должно быть. Много ли толку, если поминать угодника только раз в год, как бы из чувства долга? Отцы церкви учат нас, что всей своей жизнью мы должны стремиться подражать тезоименитому (соименному) святому. Не в буквальном смысле, но духовно. Тогда святой будет неотступно сопровождать нас на всех путях наших, и в лице его найдем самого скорого помощника и ходатая за души наша.
Автор: Галина Бочарова
Как святая помогает
Нина, как и многие другие святые, слышит всех, молящихся ей и просящих о помощи. Для этого необязательно куда-то ехать, можно просто обратиться к ней в сердце, и она обязательно откликнется.
Правила совершения молитвы
Прежде всего надо иметь свободный от суеты ум, а также несомненную веру. Нельзя спешить, надо читать молитвословие медленно и вдумчиво. Можно обратиться к святой своими словами. Нехорошо, когда кто-то молится в злобе, не простив обиды ближнему. Надо сначала примириться со всеми, а затем приступать к молитве.
О чем просить
В молитве святую можно попросить о помощи, заступничестве, если болит душа от обиды, несправедливости. Можно ей рассказать все, как живой, и она сразу откликнется. Только непременно надо верить в то, что Нина все слышит и обязательно откликнется.
Верующие отмечают, что молитва перед иконой просветительницы Грузии обладает особой силой: даже если до успешного разрешения проблемы еще очень далеко, паломники и прихожане сразу ощущают облегчение на сердце.
Большинство людей молятся о личном:
- избавление от телесных и душевных недугов;
- рождение ребенка;
- помощь в миссионерской деятельности;
- утверждение в вере;
- вызволение людей, попавших в сети сектантов:
- содействие во время путешествия.
Прибытие Нины в Мцхет
Войдя в город, святая увидела, как все жители покланяются идолам. Она помолилась Богу, и все ложные боги с шумом упали в реку. Сама же Нина спряталась в ущелье. Царь и жители ничего не могли понять, почему идолы были повержены.
Нина поселилась в Мцхете у царского садовника. Она начала там исцелять молитвой больных. Одна женщина принесла своего ребенка, который умирал, и когда святая положила его на свое ложе, то он выздоровел. Слава о святой пошла по всему городу. Многие жители приходили послушать ее слов и принимали христианскую веру.
Нина выяснила от местных жителей, где находится хитон Господень. Один юноша из Мцхета был призван на службу и участвовал в распятии Христа. Его благочестивая мать, узнав об этом, тут же умерла. Когда этот воин вернулся в родной город с хитоном, который достался ему по жребию, то сестра взяла его, прижав к своей груди и умерла от горя.
Никто не мог вырвать святыню из рук мертвой девицы. Так ее и похоронили с хитоном в руках. На этом месте вырос большой кедр. Нина стала ходить на это место и молиться. Но она не была уверена, что это – то самое место, где хранится хитон. Тогда Господь уверил ее, что именно здесь захоронена святыня, и что на этом месте будет выстроен храм.
Икона равноапостольной Нины
Образ святой написан сразу после ее канонизации, потому имеет сходство с ее действительным внешним видом при жизни. Все изображения во многом похожи, имеются лишь некоторые различия.
Изображенный образ
Обычно образ святой имеет два вида. На одном она изображена с крестом в правой руке, увитым волосами. В левой руке часто Нина держит Евангелие. На другой иконе можно увидеть у нее свиток. Везде она изображена с покрытой головой и обязательно держит свой крест. Цвет одеяния может быть разным.
От чего защищает
Образ святой помогает и сохраняет верующих, молящихся ей.
Святая защищает от:
- нападений врага;
- наветов плохих людей;
- болезней;
- различных бед;
- маловерия.
Некоторые считают, что икона спасает от пожаров.
Как помогает
Святая посылает помощь сразу, как только человек обратится к ней в молитве.
Она может помогать в разных нуждах:
- болезни;
- тяжелые роды;
- бесплодие;
- отсутствие грудного молока;
- семейные неурядицы;
- ссоры, распри.
Также святая поддерживает при маловерии, бессилии, неверии. Молитва перед образом защищает тех, кто крещен в ее святое имя, а также обращается за помощью в деле духовного просвещения, да и в любом другом. Защищает от нападения злых сил и несчастных случаев, которые могут повлечь за собой недуги душевные и телесные. Как просветительница Грузии Нина покровительствует преподавателям и учителям.
Как молиться перед иконой
Молиться дома надо с верой, можно при этом зажечь свечу или лампаду. Но лучше всего пойти в храм и прочитать молитвословие перед иконой св. Нины. Можно заказать ей молебен о здравии. Перед иконой надо положить поклон поясной или земной. Но предварительно обязательно надо примириться с ближними, всем простить обиды.
Значение лика
В иконописном образе св. Нины и кресте, который она держит, подняв высоко правой рукой, заключена житийная многозначность. Крест вручен ей Пречистой Девой Марией, сплетен из виноградной лозы, которая всегда ассоциировалась с Грузией и считается ее символом. Сверху святыня повита прядью волос Нины, это является знаком того, что она по своей доброй воле стала рабой Божией.
Св. Нина смотрит на людей и как бы спрашивает, насколько они готовы также добровольно, беззаветно и безоговорочно повить в сердце прядью своих волос собственный крест и последовать за Христом.
Икона — величайшая святыня и первопричина, первый шаг к более глубокому духовному просвещению, а его начало зависит от воли Божией. Для каждого человека Господь предусмотрел особый промысел, и призывает его к себе на служение в свое время.
Купить икону Нины Грузинской
В иконописной мастерской Радонежъ Вы можете купить, либо заказать рукописную икону равноапостольной Нины, просветительницы Грузиий. Позвоните нам и мы поможем подобрать Вам сюжет, композиционное решение иконы, её оптимальный размер и оформление, либо напишем икону по Вашему образцу.
Бесплатная доставка по России. При желании икона может быть освящена в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.
Образ Нины Грузинской выполненный иконописцами мастерской Радонежъ, как и любая икона ручной работы, несет в себе живое тепло человеческих рук и любящего сердца. Каждая икона написанная с любовью – уникальна и неповторима.
Мира вам и добра Дорогие братия и сестры, и пусть святая угодница Божия, Нина Грузинская, сопутствует вам на протяжении всего жизненного пути.
Похожие иконы:
Анна Пророчица 13000 ₽
Павел Фаворитов 13000 ₽
Стефан Великопермский 13000 ₽
Серафим Вырицкий 13000 ₽
Молитвы и тропарь
Тропарь написан на четвертый глас, кондак — на второй. В тексте Нина именуется «прехвальной», равной святому Андрею и прочим апостолам. Тропарь и кондак читаются или поются с целью прославления в дни памяти, которые православная церковь празднует 14 января и 1 октября.
Молитв ко святой равноапостольной Нине написано две, их можно читать в любое время, в них звучит прошение христианина оградить от бед, напастей, спасти православную Церковь от расколов, ересей, а также испросить у Бога Царство Небесное для верующего после кончины.
Именины в православии
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии
У каждого христианина кроме мирского дня рождения, есть еще и духовные именины. Это день памяти святого, чьим именем человек наречен в крещении. Православный календарь поминает трех святых Нин, но День Ангела у человека может быть только один…. По церковному этот день называется тезоименитством.
Наиболее широкую известность получила святая равноапостольная Нина, с чьей личностью связано распространение христианства в Грузии. О делах угодницы и ее благочестивой жизни мы знаем благодаря записям Саломии Уджармской – ближайшей сподвижницы Нины в деле просвещения. На основе этих очерков и составлялись все остальные жития святой.
Канон и акафист
Читается в день празднования памяти святой. Ирмосы канона поются на первый глас. После третьей песни, как всегда, следует седален, после шестой — кондак и ирмос. После девятой читается светилен.
Акафист святой написал протоиерей Евстафий Елиев. Текст был одобрен Синодом в ноябре 1894 года. Акафист читают самостоятельно, келейно, стоя перед образом, в случаях, когда возникает желание утвердиться в православной вере или необходимо помолиться о спасении людей, попавших в секту. Для этого лучше отводить утренние часы.