Иверский женский монастырь г. Самары Епархиальные монастыри РПЦ


Мiръ

Россия Самарская область Самара Иверский Самарский женский монастырь Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:53.20043799999999833971742191351950168609619140625,»lon»:50.09956600000000292993718176148831844329833984375,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%98%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C\» title=\»\u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\»\u003E\u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E»,»title»:»\u0418\u0432\u0435\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0421\u0430\u043c\u0430\u0440\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c»,»link»:»»,»lat»:53.20043799999999833971742191351950168609619140625,»lon»:50.09956600000000292993718176148831844329833984375,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

53.200345; 50.099412

Россия, Самара, Волжский проспект, 1к5

Самара,Самарская область443010

Россия

Телефон.:

8(846) 332-37-14.

И́верский женский монастырь

— православный женский монастырь Самарской и Сызранской епархии Русской Православной церкви, действующий в городе Самара.

История[править]

В 1850 году в Самаре была основана женская религиозная община, в 1855 году получившая императорское утверждение. Благодаря успешному развитию и росту в 1860 году община была преобразована в монастырь, в котором к началу XX века проживало около 400 монахинь и послушниц. В монастыре действовали больница, школа, различные мастерские, в которых было изготовлено в том числе знаменитое Самарское знамя. Богослужения совершались в трёх монастырских храмах, в которых хранились почитаемые в Самаре святыни: образ Божией Матери «Иерусалимская» и давший название монастырю образ Божией Матери «Иверская». На монастырском кладбище было похоронено около тысячи человек, в том числе многие именитые горожане. Монастырь представлял собой значительный архитектурный ансамбль, во многом определявший вид Самары, особенно со стороны Волги.

После установления советской власти монастырь некоторое время существовал под видом швейной артели, но сначала из него были изъяты все ценности, а в 1925 году монастырь был закрыт. В начале 1930-х годов была взорвана монастырская Успенская церковь — второй по величине храм Самары, на её месте были построены жилые дома. Также была разрушена колокольня, монастырская ограда, некоторые корпуса, кладбище было разорено и осквернено, в уцелевших храмах разместились различные организации, корпуса были переданы под жильё рабочим местных предприятий.

Возрождение монастыря началось в 1992 году, когда созданному монастырскому приходу православной церкви были переданы сохранившиеся храмы и часть сохранившихся корпусов, признанные памятником архитектуры регионального значения. Были восстановлены и отреставрированы монастырские храмы, на прежнем месте была восстановлена монастырская колокольня с сохранением облика XIX века, построен новый храм-часовня, проведены охранно-спасательные работы в монастырском некрополе. В настоящее время в монастыре действуют библиотека для прихожан, золотошвейная и иконописная мастерские. В 1999 году монастырь с визитом посетил патриарх Московский Алексий II, с 2001 года в монастыре хранятся мощи местночтимого святого Александра Чагринского.

Что посмотреть в Иверском монастыре

Монастырь находится на высоком левом волжском берегу и огорожен новой каменной стеной. Раньше вся территория делилась на две части – верхнюю

(больше размером) и
нижнюю
— основной дорогой, соединяющей Святые и выездные ворота. Когда сегодня через Святые ворота с конца улицы Фрунзе мы входим на территорию монастыря, то видим только нижнюю часть (слева), ибо верхняя (справа), кроме восстановленной Иверской церкви, застроена в советский период жилыми домами.

В той – верхней части стоял со второй половины 19 века самый большой и самый красивый монастырский храм – Сретенский

(арх.К.Макер). Высота этого прекрасного здания в псевдовизантийском стиле была более 40 метров. Храм был пятиглавым, трехпрестольным, с беломраморными стенами и многоярусными резными иконостасами, но это был «холодный» — не отапливаемый храм.

Сретенский храм и колокольня в нач.20 века

Тем не менее, до появления в Самаре Кафедрального собора (тоже разобранного в 30-х гг. 20 в.) Сретенский был наиболее посещаемым и любимым у горожан культовым сооружением. Его взорвали в 30-е годы. Теперь вместо него и монастырского некрополя стоят жилые дома.

Колокольня

Первое, что видит каждый входящий на монастырскую территорию, это, конечно же, стройная колокольня с надвратной церковью Св.Николая.

Колокольня

Долгое время Иверский монастырь не имел своей колокольни. Звонница представляла собой группу колоколов, закрепленных на четырех столбах. Денег на строительство колокольни не было, ибо шло строительство храмов, корпусов, мастерских, требующее больших капиталовложений. Но благодаря материальной большой помощи прихожан, которая выражалась и в денежном эквиваленте и в дарении больших партий кирпича, дело сдвинулось с места.

И вот в конце 70-х гг. 19 века

главные монастырские ворота украсились стройной и величественной 65-метровой пятиярусной и одноглавой каменной колокольней.

Колокольня монастыря в конце 19 века

Иверская колокольня, сразу же после окончания ее строительства, стала признанным символичным украшением города, его «визитной карточкой». Средняя ее часть, согласно традициям, была предоставлена для размещения Храма Св.Николая

. Верх колокольни был украшен восьмигранным барабаном с узкими оконцами и куполом с крестом.

Новая колокольня, взамен уничтоженной в 30-е годы, появилась в монастыре к 2011 году

с новыми 15-ю бронзовыми колоколами, отлитыми воронежскими колокольных дел мастерами, и с курантами, имеющими современное техническое управление.

Колокольня с ночной подсветкой

Колокольня, которая сегодня встречает туристов у входа на территорию обители, является точной копией уничтоженной при советской власти. И так же как уничтоженная, новая колокольня остается красивой городской достопримечательностью, видной из различных точек города и с Волги. Сегодняшнее сооружение снабжено современной ночной подсветкой и очень эффектно в темное время суток.

Храм Св.Николая

Во время строительства монастырской колокольни в ее средним ярусе, по традиции Русской Православной церкви, был заложен надвратный храм

, посвященный Николаю Чудотворцу. Этот небольшой храм также полностью был сооружен и оснащен на средства благотворителей.

Поклонный крест

Позади колокольни находится каменный Поклонный крест Кириллу и Мефодию (авт. В.Клыков,А.Иванович

). Этот символ веры выполнен в форме солнечного круга, в центре которого размещен
образ Христа
. Над ним – Святая Троица, а с обеих сторон – образы Иоанна Крестителя и Богородицы.

Этот крест служит монастырским оберегом и местом, где можно помолиться на выходе или входе в обитель.

Иверская церковь

Далее, с правой стороны основной аллеи, находится основное богослужебное сооружение – Храм Иверской Богоматери

.

Иверская церковь

То здание, которое предстает перед туристическим взором справа от главной аллеи, это второй

Иверский храм. Первый – деревянный – находился ниже и был довольно прост в исполнении (типа часовни). Он, в несколько раз перестроенном виде, прослужил практически 30 лет, и на его месте нынче находится
Иерусалимский храм.
Иерусалимский храм на месте первого Иверского храма

А новая Иверская двухпрестольная каменная церковь построена в 80-х годах 19 века

, чуть выше деревянного, через основную дорогу, причем для освобождения места для его строительства была срыта значительная часть горы. Параллельно с храмом и соединяющийся с ним коридорной системой сооружался и настоятельский корпус. Поэтому внешний вид церковного здания напоминает
параллелепипед
.

В отличие от Сретенского храма, Иверский был «теплым»

, но довольно скромным в наружном декоре. Его верх увенчан массивным куполом с барабаном в десять окон, заканчивающимся небольшой главкой. Со стороны основной аллеи по всему фасаду тянулась открытая терраса.

Купол Иверского храма в Самаре

Внутреннее оформление

храма до революции было богатым. Резные дубовые позолоченные иконостасы в стиле
рококо
были изготовлены сибирскими мастерами. Иконы написаны
палехскими иконописцами
. Полы были сделаны из паркета. К сожалению, все это великолепие было утрачено во время размещения в церковном здании «Самараоблообувьбыта» в советский созидающий период.

После возвращения Иверского храма епархии здание было настолько непригодным для существования, что даже подумывали, а не построить ли новую церковь. Однако, глаза боятся – руки делают. Были проведены работы по укреплению фундамента, опор стен и поддержанию купола. Затем начались реставрационные
работы
, роспись стен, установка нового четырехъярусного иконостаса с иконами.

Внутренняя роспись

Большая часть стеновых сюжетов посвящена Богородице

. Центральные композиции отражают наиважнейшие моменты ее жизни –
Рождество
Христово и
Успение
богородицы. Образу Иверской богоматери отдан центральный алтарь. Установленные для поддержания купола столбы расписаны фигурами мучеников в полный рост.

От Иверской церкви можно спуститься вниз, к бывшему монастырскому некрополю и Иерусалимскому храму.

Некрополь

Крутой склон, идущий вниз от дороги, со второй половины 19 века

был занят монастырским некрополем для мирян, к которому вела каменная лестница. Кладбище для священнослужителей находилось около уничтоженного Сретенского храма (в верхней части), и осталось под стоящими там сегодня жилыми строениями.

Лестница от Иверского храма Иверского монастыря к Некрополю

Сегодня от нижнего некрополя сохранились единичные захоронения, главным из которых является надгробный памятник Петру Алабину

. Бывший губернатор города, заслуживший звание почетного гражданина Самары, много сил положил для процветания города и развития данной обители. Сестры монастыря содержат его могилу в должном почитании и уважении.

Могила П.Алабина в Иверском Некрополе

В 90-х годах

начались спасательно-восстановительные работы в Иверском некрополе, который был признан охраняемым объектом исторического наследия Самары. После изучения метрическо-архивных материалов и и проведении
раскопок
удалось идентифицировать большую часть захоронений. Обнаруженные и идентифицированные останки представителей дворянских родов, купцов, военных и чиновников, представителей культуры и искусства были перезахоронены в границах возрождаемого некрополя.

Восстанавливаемый Некрополь

Чуть ниже от некропольской территории находится Центр паломничества

, т.е. гостиница для прибывших на моления. А вот рядом с захоронением П.Алабина находится новое монастырское строение —
Часовня Царственных Страстотерпцев
.

Часовня-храм Царственных Страстотерпцев

В 90-х годах

, когда началось возрождение монастырских сооружений, помимо восстановления прежних, сохранившихся культовых строений, на территории обители появилось это новое храмовое здание, сразу же ставшее архитектурной доминантой возрожденного комплекса.

Часовня-храм Царственных Страстотерпцев

Бело-красное небольшое сооружение, появившееся в центральной части обители, олицетворяет собой историческое прошлое Иверского монастыря, начинающего свое существование с часовни, которая в середине 19 века служила и молельным местом и жильем насельниц. Поэтому новый храм также является часовней

.

Этот одноглавый кирпичный храм возведен за счет местного городского бюджета в
русском стиле
. Под его алтарем покоится земля, привезенная с места мученической смерти
семьи Николая Второго
. Об их убийстве напоминает и мемориальная доска часовни.

Вход на территорию Храма-часовни и Некрополя

Роспись иконостаса в храме-часовне выполнена самими монастырскими сестрами. Иконостас напоминает об исторических событиях смены государственного режима в стране. Икона «Державная»

— датой своего обретения (2 марта 1917 г.). То был период начала всей цепи страшных и кровавых событий потрясших Россию.

Вторая икона – изображение новомученнической семьи Николая Второго, погибшей в водовороте революционного переворота. В храме хранится и знаменитое Самарское знамя (копия). В перспективе предполагается создание в часовне музейной территории, рассказывающей об основных вехах истории

Иверского монастыря.

«Болгарские освободители с Самарским знаменем. 19 век

А около часовни снова формируется некрополь из захоронений духовных лиц. Как говориться, все «возвращается на круги своя».

А чуть вперед по дорожке находится также восстановленный в 90-х гг. прошлого столетия Иерусалимский храм.

Иерусалимский храм

Этот каменный храм, имеющий общую трапезную

и престол
Иерусалимскойиконы
, был воздвигнут на монастырской территории к 50-летней годовщине обители (арх.Т.Хилинский), т.е.
в начале 20 столетия
. Строительство этого храма, как и большинства монастырских построек, осуществлялось на добровольные пожертвования самарских купцов и дворян.

Иерусалимский храм

А построен Иерусалимский храм в 1903 году на месте существовавшей здесь ранее первой теплой трехпрестольной деревянной Иверской церкви, которая функционировала в монастыре с 1855 по 1901 гг., и в фундаменте которой был сооружен очень небольшой предел Иерусалимской иконы

. Этот предел существовал с северной стороны храма, а с южной его стороны одно время находился
Елено-Варваринский
предел, построенный губернатором города Петром Алабиным в память об умерших жене и дочери.

Впоследствии деревянный Иверский храм был разобран по ветхости, тем более, что чуть выше уже стояла новая «теплая» Иверская церковь. Поэтому взамен разобранного первого монастырского храма появился храм Иерусалимский, предназначенный и для общих трапез, поэтому часто его называют трапезным

.

Иверский храм, колокольня и Иерусалимский храм

Это девятиглавый храм. В связи с тем, что основное его предназначение – Трапезная, на нижнем этаже были устроены хозяйственные подразделения пекарни, квасоварни и прочие.

В советский период здание храма активно использовалось – в нем расположился Клуб водников

, использовавший алтарь в качестве сцены, обувная фабрика и коммунальные квартиры. Позднее, храмовые помещения были заняты
Домом науки и техники
. Благодаря этому Иерусалимский храм относительно хорошо сохранился и был первым среди восстановленных и возрожденных храмов монастыря в 90-е годы прошлого столетия.

Ротонда Иверского монастыря

Далее по любовно облагороженной территории можно прогуляться чуть вверх, к водосвятой Ротонде

, по дороге любуясь многочисленными цветниками и наслаждаясь тишиной и покоем, которым не мешает даже близкое соседство с Жигулевским пивоваренным заводом.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Престольные праздники

Основные престольные праздники, когда в монастыре проходят дополнительные богослужения, как правило, связаны с теми святынями, которые покоятся в храмах монастыря:

  • 25 февраля и 26 октября — почитание Иверской иконы Богоматери;
  • 4 января, 15 октября и 22 июня — дни, когда почитают святого праведника Александра Чагринского;
  • 19 декабря и 22 мая — почитание Николая Чудотворца;
  • 25 октября — почитание Иерусалимской иконы Божьей матери.

Период религиозных гонений

В годы, последовавшие за октябрьским переворотом, обитель разделила судьбу многих российских монастырей. В 1919 году она была лишена своего статуса религиозного института. Из десяти жилых помещений большая часть была отдана под коммунальные квартиры для работников местных предприятий.

Отдельные храмовые здания, первоначально предоставленные для совершения богослужений местной православной общине, были перепрофилированы для хозяйственных нужд, а центральный монастырский храм — Успенский собор — и его 65-метровая колокольня взорваны. На долгие годы прервал свою деятельность Иверский монастырь (Самара). Расписание служб тех лет свидетельствовало лишь о продолжении молитвенного служения в рамках религиозной общины, тогда как сам монастырь был упразднён.

Самарское знамя

В 1876 году по эскизам художника Н. Е. Симакова монахини вышили знамя. Одну сторону полотнища в центре украшал золотом вышитый византийский крест с изображением Кирилла и Мефодия, другую – образ Иверской Божией Матери, тоже в византийском кресте.

С этим знаменем в конце апреля 1877 года самарцы провожали ополченцев, которые отправлялись в Болгарию для помощи в освобождении от турецкого ига. Под этим стягом в июне 1877 года храбро сражалась болгарская дружина под Стара Загорой. Во время кровопролитного боя пять знаменосцев сменяли друг друга. Сломанное, но не поверженное знамя было вынесено с поля боя, а сразу после освобождения Болгарии оно заняло почетное место в софийском музее русско-болгарской дружбы.

иверский храм

Интересно, что в 1981 году болгары изготовили точную копию этого полотнища и передали его Самаре.

Создание женской общины

Датой основания обители принято считать 1850 год, когда была построена часовня, в которой совершались всенощные бдения. Для их отправления привлекался притч двух существовавших тогда в городе храмов ― Казанского собора и Троицкой церкви. Со временем вокруг часовни были построены восемь келий, в которых поселились те, кто желал посвятить свою жизнь служению Богу.

Из этих первых насельниц в 1852 году образовалась небольшая община, для окормления которой был назначен священник. Настоятельницей её стала благочестивая девица Мария Янова. Этот выбор был весьма удачным, так как впоследствии она проявила себя как энергичный и талантливый организатор. Благодаря её трудам пошёл интенсивный процесс обустройства общины.

Иверский женский монастырь в Самаре

Иверский монастырь (Самара) в прошлом и в наши дни

Монастырь был построен на крутом берегу Волги и занимал почти семь десятин земли. Высокая выбеленная каменная стена с башнями в виде часовен по углам окружала его со всех сторон. По территории обители проходила дорога от Святых до выездных ворот. Она делила территорию на две части — большая находилась на вершине холма, меньшая — у его подножья.

К 1905 году на территории монастыря находилось двадцать два корпуса. Часть строений были каменными, два корпуса – деревянными, обложенными кирпичом. Остальные помещения были построены из дерева на каменных фундаментах и снаружи обшиты тесом. Здания преимущественно окрашивались в коричневые и желтые цвета и были крыты железом.

Корпуса находились и в верхней, и в нижней части обители, причем довольно симметрично. Иверский женский монастырь имел свою школу, странноприимный дом, больницу. Был здесь и водопровод, который подавал воду в сооружения обители, а также в дом священнослужителей, располагавшийся на пересечении улиц Саратовской и Александровской.

Монастырю принадлежало 1130 десятин земли. Из них 835 отводились под пахоту, 150 — занимали луга, 120 десятин, расположенных на правом берегу Волги, занимали лес и известковая каменоломня, еще 23 десятины были отведены под фруктовые сады. В начале XX века обитель имела в своем хозяйстве 25 лошадей для выезда и работы, 60 овец, 40 голов рогатого скота.

С началом возрождения обители, Иверский монастырь (Самара) получил во владение землю, площадью менее одного гектара (0,79 га), что составило около 10% от когда-то принадлежавших ей угодий. Но постепенно владения монастыря расширялись, в итоге составив около половины первоначальных, но большая часть бывшей территории обители сегодня занимают жилые дома.

Взамен ранее утраченной собственности монастырю была передана в 1995 году территория трудового лагеря, который располагался в 40 км от Самары (Волжский район). Здесь был построен храм во имя Святого Духа и создано подворье монастыря. Сегодня в обители работают иконописная и золотошвейные мастерские, возрождающие традиции мастериц древности, огромная библиотека для прихожан.

К началу XXI века в возрождающемся монастыре проживало уже шестьдесят пять насельниц, среди них – десять монахинь, три схимонахини, тридцать послушниц и двадцать две инокини. Восемь человек проживало в богадельне монастыря.

Монастырский уклад

Жизнь монахинь не отличалась разнообразием: главной задачей являлась молитва. Она делилась на церковную или общую и домашнюю: инокинь вместе с иконами приглашали для совершения обряда в дома.

См. также: Церковь Вознесения: первый каменный шатровый храм в России

Женщины также несли послушания: читали псалтирь, готовили пищу и просфору, занимались рукоделием (шитьем, иконописью), преподавали в школе, следили за больными, пели в хоре. Помимо общеполезных дел, женщины работали «на себя»: одежда, свет и тепло оплачивались из своего кармана.

Это интересно: местные монахини вышили Самарское знамя, переданное болгарам в Русско-турецкой войне.

Сегодняшняя жизнь практически ничем не отличается от описанной выше. Исключением является только необходимость проводить экскурсии и принимать паломников.

Крепость Самарский городок

В наши дни Самара ― один из крупнейших городов Среднего Поволжья. Его история насчитывает более четырёх столетий. В 1586 году, в царствование государя Фёдора Иоанновича, была основана на Волжском берегу крепость ― Самарский городок. Время было неспокойное, вот и понадобился сторожевой оплот, преграждавший путь степным кочевникам. Там же возникла и святая обитель, именовавшаяся Спасо-Преображенским женским монастырём. Ратники стояли с оружием в руках на рубеже земли Российской, а монастырские сёстры возносили молитвы об одолении супостатов.

Так продолжалось до 1764 года, когда за малочисленностью монахинь обитель была упразднена. Отсутствие столь необходимого для жизни духовного центра не могло не сказаться. В первой половине следующего ― XIX века, в обществе усилились тенденции, направленные на церковный раскол. Кроме того, широкое распространение получили различные секты, наиболее активной из которых являлись представители так называемой молоканской ереси.

Монастырские угодья

В феврале 1861 года в соответствии с постановлением правительства, Иверский монастырь (Самара) получил просимые настоятельницей луга, а также разрешение на рыбную ловлю. Эти угодья находились совсем рядом с Самарой и прежде принадлежали Спасо-Преображенскому женскому монастырю, поэтому Иверская обитель считалась наследницей упраздненного монастыря.

Прошение о выделении монастырю мукомольной мельницы, которое поддержал епископ Феофил, не было удовлетворено. Разочарованный отказом правительства голова Самары вместе с одним из постоянных жертвователей обители купцом В. Буреевым передали монастырю арендованный у города на девяносто девять лет участок земли, примыкавший к монастырским лугам.

На этом участке был высажен фруктовый сад с вишнями и яблонями, здесь развели огромный малинник, стали выращивать овощи: картофель, огурцы, капусту. Сюда же свозили скошенное сено. Для удобства ведения подсобного хозяйства на участке был построен хутор, в котором постоянно проживало пятнадцать сестер, а также наемные работники.

самарская епархия

При монастыре было два кладбища, на которых были похоронены священнослужители, родовые дворяне и известные в городе люди. До наших дней сохранилась только могила П. В. Алабина – городского головы.

Территория монастыря

Территория монастыря с одной стороны напоминает Московский Кремль (голубыми елями на фоне церквей), с другой — рабочий городок. Жилые корпуса обители по стилю похожи на заводские, а трубы Самарской ГРЭС придают комплексу еще более урбанистический дух. Как-то некстати к благостному месту присоседился Жигулевский пивзавод.

Здесь стоят несколько храмов. Строгий Иерусалимский с массивными резными дверями, причудливая часовня, контрастно выкрашенная в белый и красный цвета, златоглавый Иверский с величественным фасадом. Возле него строят копию разрушенной колокольни, под 8-тонным куполом которой установлена звонница из 15 колоколов.

Кладбище с останками именитых и почетных граждан Самары в послереволюционные годы было разгромлено, и сейчас представляет собой нагромождение надгробных плит. Прогулка по нему рекомендуется не в эстетических, но в познавательных целях.

Храм Иверский

Первым храмом в монастыре стала деревянная теплая трехпрестольная церковь, которая была освящена 24 апреля 1855 года Евсевием – первым самарским епископом. Строительными работами руководил архитектор Фирсов. Храм был построен на высоком каменном фундаменте, имел продолговатую форму. Его обшили тесом и покрыли железом. В храме было 13 окон, но несмотря на это, он казался довольно темным, так как с двух стороны был затенен холмами.

В церкви был двухъярусный иконостас, с вызолоченной резьбой на белом фоне. Его создали на средства Василия Головачева – купца из Самары. Иверская икона находилась от царских врат с левой стороны, а Иерусалимская икона – за левым клиросом.

Современное состояние

Сегодня тут расположены несколько восстановленных храмов, колокольня, 2 сестринских, настоятельский и гостевой корпуса, трапезный храм, поклонный крест в память о Кирилле и Мефодии.

Также на территории вновь открыли некрополь, на котором перезахоронили именитых самарцев, возвели памятник общественному деятелю Алабину и могилу протоиерею Иоанну Букоткину.

На территории обители действуют несколько мастерских:

  1. Золотошвейная: она располагалась тут еще до революции и была возрождена после 90-х;
  2. Швейная: в основном шьются облачения для священников, рясы и одежда для самих монахинь;
  3. Иконописная: сестры все выполняют сами, также они реставрируют икону;
  4. Издательская: это новое, но перспективное направление. Здесь печатают ежемесячную газету, буклеты, символику и альбомы, посвященные обители.

В начале XXI века на территории проживают 65 насельниц, из них 10 монахинь, 30 послушниц, 22 инокини и 3 схимонахини.

Как добраться?

Найти главную достопримечательность города несложно. Иверский монастырь (Самара, адрес: Волжский проспект, 1) можно посетить, если от станции метро «Алабинская» пересесть в автобус № 11 и проехать до остановки «Иверский монастырь». С железнодорожного вокзала можно добраться до достопримечательности на маршрутном такси (остановка «Улица Фрунзе»). И еще один совет: в дни церковных праздников, необходимо предварительно узнать расписание богослужений, которые проводятся в обители. Телефон Иверского монастыря (Самара) можно узнать на официальном сайте.

Святыни

Как уже говорилось, одной из главных святынь Иверского женского монастыря является Иверская икона Божьей матери — семейная реликвия, некогда переданная в дар купчихой Марихиной.

Помимо этого образа Богоматери, есть в монастыре и Иерусалимский образ Богородицы, который считается чудотворным. Известно, что одна из первых монахинь храма даже составляла список тех чудес, которые были сотворены при помощи обращения к иконе, однако в тяжелые годы, когда обитель была разгромлена, этот список исчез.

Есть в монастыре и небольшое количество икон с мощами святых — Тихона Задонского, Матроны Московской, а также частицы святых мощей Иоанна Предтечи, апостола Андрея Первозванного и Марии Магдалины.

Трапезный храм

Иверский монастырь (Самара) в 1900 году отмечал свое пятидесятилетие, и осенью этого года Феофания (настоятельница) обратилась с прошением к епископу Гурию о разрешении строительства нового трапезного храма к юбилею монастыря. Новый храм был заложен в 1901 году. На том месте, где предполагалось строительство престола, был установлен крест из дерева, в фундамент апсиды были уложены святые мощи, прикрытые медной доской с высеченной на ней датой закладки.

Строительные работы велись по проекту архитектора Т. С. Хилинского. На нижнем этаже церкви находилась квасоварня, пекарня, а также могильные склепы, на верхнем располагался трапезный храм с престолом. Освящение его состоялось в конце сентября 1903 года. Сохранившийся придел от предыдущего храма во имя великомученицы Варвары и царицы Елены и в новом остался приделом.

В 1925 году, после закрытия храма, в нем размещался клуб водников, затем Дом науки. С 1992 года он был открыт вновь и стал первым в возрождающемся монастыре.

Необходимость создания обители

Чтобы противостоять подобным явлениям, необходимо было создать мощный оплот истинного православия. С этой целью жители Самары обратились в Священный Синод с инициативой открытия в городе женского монастыря, рассчитанного примерно на сотню насельниц. Поддержав идею самарцев, руководство Синода, тем не менее, потребовало конкретных сведений о том, на какие средства планируется осуществить постройку монастыря.

Иверский женский монастырь Самара

Эту проблему решили старым проверенным способом ― объявили среди жителей города сбор пожертвований на постройку обители. Особо уважаемые и религиозно настроенные граждане города составили попечительный совет, взявший на себя организационную часть предприятия, а несколько богатейших представителей городского общества внесли крупные денежные пожертвования и, что немаловажно, отписали для строительства монастыря принадлежащие им земельные участки.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: