Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне Санкт-Петербурга — действующий православный храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ. Собор является памятником архитектуры, стиль которого специалисты определяют как переходный от барокко к классицизму. Каменный пятиглавый храм с трехъярусной колокольней был спроектирован итальянским архитектором Антонио Ринальди, авторству которого принадлежат Китайский дворец в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, Большой Гатчинский дворец и другие шедевры, сформировавшие исторический облик северной столицы и ее пригородов.
В наши дни помимо проведения богослужений и традиционных обрядов служители храма занимаются обширной просветительской и благотворительной деятельностью. При соборе Святого равноапостольного князя Владимира действуют воскресная школа, детский хор, проводятся оглашения (катехизация), лекции, мастер-классы, паломнические поездки, ведется насыщенная и разнообразная общинная жизнь.
© Saint-Petersburg Theological Academy
Краткое описание
Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.
При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных
Расписание богослужений[править]
Богослужения совершаются ежедневно.
Исповедь: 9:45; Литургия: 10:00. Всенощное бдение: 18:00.
По воскресеньям и великим праздникам — две Литургии: ранняя в 7:00; поздняя в 10:00; накануне во время всенощного бдения — исповедь.
Акафисты: по воскресеньям (18:00) — пред Казанской иконой Божией Матери (этот акафист совершается и накануне праздника в честь иконы, в 18:00); по понедельникам – пред иконой Божией Матери «Скоропослушница»; по четвергам — свт. Николаю Чудотворцу и прп. Серафиму Саровскому попеременно. Кроме того, перед Всенощным бдением в престольный праздник читается акафист св. равноап. кн. Владимиру. Читаются акафисты чтимым святым и пред почитаемыми иконами Божией Матери. Акафист накануне праздников Казанской иконы Божией Матери служится в 16:30; также в 16:30 служится акафист св. князю Владимиру накануне престольного праздника.
В период Великого Поста начало богослужений утром в 9:00, вечером в 18:00. Литургии совершаются только по субботним и воскресным дням, а также по средам и пятницам совершается Литургия Преждеосвященных Даров (начало часов в 9:00).
История
Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.
Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет.
Основные строительные работы проводились только в 1766-1789 годах.
История[править]
Санкт-Петербург, заложенный 16 (27) мая 1703 года, почти сразу же был предназначен стать столицей страны — Петр Великий спешил утвердиться на Балтийском море. Новый город широко раскинулся в Невской дельте — на Петербургской, Московской, Выборгской сторонах. Одним из первых жилых кварталов был занят участок Городского острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Местность эта получила название «Мокруша», поскольку она часто заливалась при наводнениях. По преданию, ее первопоселенцы уже около 1708 года устроили малую церковь св. Николы на Мокруше. Позднее, в 1710-е годы, там велось строительство трехпрестольного мазанкового храма — предшественника Князь-Владимирского собора. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 году. Главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери 5 апреля 1719 года. Священнодействие совершал Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский) в присутствии Петра I.
Одновременно по царскому повелению храм получил степень соборного. Своими размерами и числом престолов он даже превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалоськ тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троице-Петровский. Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Не случайно рядом с новым собором было устроено и подворье митрополита Стефана. С 1718 года Местоблюстителю пришлось почти постоянно жить в Петербурге: так город на Неве становился центром не только гражданского, но и церковного управления. В петербургском Успенском соборе Петр Великий молился в 1719-1724 годах за богослужениями в дни престольных праздников, Успения и Николы «зимнего». В последние годы жизни царя два священника из соборного клира — Иоанн Венгриновский и Симеон Ярмерковский — имели богословское образование, а всего «ученого» духовенства в новой столице насчитывалось тогда 4 человека. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем в Москву. Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная в 1073 году. Празднование памяти ее строителей — 12 мастеров-греков — внесено в церковный календарь под 14/27 февраля.
Именно Успенские соборы трех древнерусских столиц стали символом Святой Руси — «Дома Пресвятой Богородицы». В 1740 году по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. Архитектор П.-А. Трезини спроектировал его одноглавым, по образцу собора Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол императрицу Елизавету Петровну. Здание вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено. Сам же небогатый приход довольствовался своим старым храмом и никак не мог взять на себя издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек.
Только в 1747 году «дщерь Петрова» повелела приступить к его достройке, причем с изменением завершения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы прислали чертежи, однако, новый проект был разработан лишь в царствование императрицы Екатерины II, в 1765 году. В конкурсе победил архитектор Антонио Ринальди.
Как и Аристотель Фиораванти, тремя веками ранее воздвигший Успенский собор Московского Кремля, он был уроженцем Италии. В своем проекте А. Ринальди с редким мастерством передал композицию древнерусского первоисточника и достиг неповторимой гармонии колокольни и самого храма.
Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в 1766-1772 годах. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служит ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 году пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще совсем неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор: там 8 сентября того же года освятили одноименный придел. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв. Тем временем Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. 19 октября 1778 года в устье Днепра был заложен город Херсон. Свое название он получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 году великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с царевной Анной, сестрой византийских императоров. Своими мудрыми шагами князь, причисленный Церковью к лику святых, достойно ввел Киевскую Русь в круг государств христианского мира. Борьба за черноморские рубежи в XVIII веке не могла не оживить память св. равноапостольного князя Владимира. 22 сентября 1782 года по представлению князя Г.А. Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».
Он подразделялся на 4 степени и имел девиз: «Польза, честь и слава». Лента ордена состояла из трех полос: двух черных и красной. Орден св. Владимира I степени занял место непосредственно за орденом св. Андрея Первозванного — высшей наградой России. Награждение четвертой степенью ордена давало право на потомственное дворянство.
Весной 1783 года совершилось важное историческое событие: 8 апреля императрица подписала манифест о принятии под Российскую державу Крымского ханства. Крым стал Таврической губернией, герб которой — черный византийский орел с восьмиконечным крестом в щите на груди — напоминал о крещении там «славнодержавнейшего» князя Владимира и о его женитьбе на константинопольской царевне. Со времени закладки в Санкт-Петербурге каменного Успенского собора прошло более 40 лет. Наконец, 31 мая 1783 года Екатерина II, «желая, чтоб начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) — главного директора конторы строения Александро-Невского монастыря (с 1797 года — лавра). Таким образом, заключительный этап работ в соборе связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществлял монастырское «строение» по своим проектам. Одновременно И.Е. Старов разрабатывал планы городов Причерноморского края, все управление которым было поручено князю Г.А. Потемкину, а в Петербурге возводил княжеский дворец, вскоре получивший название Таврический. Непосредственное руководство оформлением интерьера собора взял на себя архитекторский помощник М.Е. Мелентьев — им утверждались все сметы. В 1787 году Екатерина II совершила путешествие в «полуденные страны России», посетив и Таврическую область. Императрица на местах щедро раздавала награды — ордена св. Владимира IV, III и даже II степени. А на Херсонском адмиралтействе в ее присутствии спустили на воду три корабля, один из которых получил наименование «Владимир». Когда же в столице завершилась отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне, его главный престол был освящен 1 октября 1789 года уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.
Князь-Владимирский собор с высоты птичьего полета
Наряду с Таврическим дворцом Князь-Владимирский собор знаменует обретение Россией купели своего крещения. Первоначальное посвящение собора было сохранено в наименовании его Успенского придела. Позднее в храме устроили еще один придел — Никольский. Оба придела долгое время оставались в малых помещениях по сторонам от притвора и зимой служили только них. Лишь в 1866-1867 годах они были перенесены в боковые нефы: Успенский занял место справа, а Никольский — слева от главного алтаря. При этом весь собор был сделан теплым. С изданием в 1845 году нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села). С этого времени, по ходатайству кавалеров ордена, в Князь-Владимирском соборе сложилась традиция отмечать орденский праздник 22 сентября архиерейской службой, с молебным пением святому просветителю Руси. К 100-летию учреждения ордена собор был отреставрирован, и 22 сентября 1882 года множество духовных и светских владимирских кавалеров собралось в храм на литургию, которую совершал митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Исидор (Никольский). Настоятель собора протоиерей Алексий Светлов был награжден к этому дню орденом св. Владимитра четвертой степени. 15 июля 1888 года, в день празднования памяти св. князя Владимира, вся страна молитвенно вспоминала 900-летие Крещения Руси. Для юбилейных торжеств в столице был разработан специальный церемониал: их средоточием стал Князь-Владимирский собор. В него были доставлены чудотворные и особо чтимые иконы из многих петербургских храмов, и после литургии общегородской крестный ход направился отсюда через Тучков и Николаевский мост на водосвятие к Медному всаднику. Величественная духовная процессия, сгруппированная из 8 отделений, растянулась почти на две версты. В годовщину 100-летия освящения главного алтаря собора (1 октября 1889 года) в нем служил епископ Выборгский Антоний (Вадковский); впоследствии — митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) с протоиереями — кавалерами ордена св. Владимира. Он же в сане архиепископа Финляндского и Выборгского совершал в соборе литургию 22 сентября 1895 года, когда отмечалось 50-летие присвоения Князь-Владимирскому собору статуса кавалерского. Летом военного 1915 года особое патриотическое звучание получили церковные службы и проповеди по случаю 900-летия кончины св. князя Владимира. Православная вера, которую на рубеже X-XI веков насадил во своей державы равноапостольный великий князь, помогала народам, населявшим Русь, выстоять и победить — из поколения в поколение, в самых трудных исторических испытаниях. Богослужения 14-15 июля 1915 года в Князь-Владимирском соборе возглавил именинник дня митрополит Петроградский и Ладожский Владимир (Богоявленский; впоследствии священномученик-митрополит Киевский).
К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество.
Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста.
Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-86 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.
6 декабря 1920 года в соборном притворе был освящен придел Всех святых, в земле Российской просиявших. (Впоследствии придел был упразднен; ныне восстановлен и освящен как крестильный храм 29 января 2005 года). В апреле 1922 года, при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане собора встали на их защиту. За это пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» священномученика митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме. Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной Церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 годах Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме с 1912 года священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти. Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.
Но вслед за «легализацией» в 1927 году Московской Патриархии в лице заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), его «передали в пользование» общине верующих Патриаршей Церкви. Собор был заново освящен и на пожертвования православного народа капитально отремонтирован. В 1929 году верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы — из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и уже в начале «второй пятилетки» (1934 год) Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны. В октябре 1933 году смолк колокольный звон — соборные колокола были сняты и сданы в переплавку. При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключение произошло в 1935 году: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа.
В клеймах на раме этой иконы среди избранных святых есть и изображение св. князя Владимира. В 1937 году весь Советский Союз по приказу Сталина был залит кровью невинно убиенных. Невосполнимые потери в дни «большого террора» понесло и соборное духовенство: были расстреляны настоятель храма епископ Череповецкий Тихон (Рождественский), протоиерей Михаил Долотов, протодиакон Иоанн Гонестов. Из ранее служивших настоятелей Князь-Владимирского собора мученическую смерть за Христа в 1937-38 годах претерпели протоиереи Леонид Богоявленский и Павел Виноградов.
Ее благодатная сила открылась петербуржцам еще в Петровское время, а в 1801-1811 годах для хранения иконы был воздвигнут Казанский собор. С 1923 по 1940 год икона находилась в руках обновленцев. Прибытие всероссийски чтимой святыни в кафедральный Князь-Владимирский собор Ленинграда предвозвещало конец открытого антирелигиозного террора и скорую ликвидацию церковных расколов. В начале 1941 года митрополит Алексий перенес свою резиденцию из Князь-Владимирского собора в Николо-Богоявленский, который и стал кафедральным на последующие 60 лет. В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 года отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших. Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божей Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта. Благодаря неиссякаемому блокадному паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а возросла. По свидетельству очевидцев «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города… Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане». Голодная смерть косила людей повсюду — на улице, дома, на работе. 14 марта 1942 года список жертв блокады пополнил бессменный с 1933 года председатель двадцатки (староста) Князь-Владимирского собора Иван Моисеевич Куракин… Но утренние и вечерние богослужения в храме не прерывались ни на один день: было много причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды. По благословению церковного священноначалия за каждой литургией читалась особая молитва о помощи Божией и даровании победы.
Икона «Невская Скоропослушница» (список)
С каждым военным днем к Богу обращалось все больше людей, которые годами боялись переступить порог церковный. «Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского», — писал митрополит Ленинградский Алексий в своем Пасхальном послании 1942 года, прочитанном в храмах в Вербное воскресенье. Пасхальные богослужения в Ленинграде и в 1942, и в 1943, и даже в 1944 годах были перенесены на раннее утро. К первой блокадной Пасхе, в ночь с 4 на 5 апреля 1942 года, враг приурочил массированный налетна осажденный город. В ту ночь Князь-Владимирский собор получил многочисленные повреждения осколками снарядов, на его южном фасаде были выбиты почти все окна. Протоиерей Николай Ломакин, с февраля по июль 1942 года служивший настоятелем собора, доложил о последствиях бомбежки митрополиту Алексию и услышал в ответ: «И это в пасхальную ночь!.. Ничего: будет и по другому. Христос воскресе!.. Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы — русские, мы — православные христиане». Впоследствии протоиерей Николай Ломакин, единственный представитель Русской Православной церкви, выступавший на Нюрнбергском процессе, свидетельствовал на суде о разрушениях, причиненных храмам Ленинграда фашистскими агрессорами. В период войны и блокады клир и церковный совет Князь- Владимирского собора приняли самое широкое участие в церковно-патриотической работе. Пожертвования его прихожан и духовенства на военные нужды за 1941-1945 годы превысили 3,5 миллиона руб., что составило 21,5 % взносов от всех 8 действовавших храмов Ленинграда или порядка 1 % общецерковных сборов. При этом в пользу Красного Креста собор направил средств больше, чем какой-либо другой ленинградский храм. Вклад Русской Православной Церкви в общенародное дело обороны страны не могли не заметить ни в Кремле, ни в Смольном. В двадцатипятилетней борьбе за право на существование Церковь вышла победительницей, восстановив в сентябре 1943 года Патриаршее возглавление. А когда в октябре 1943 года представители духовенства впервые в советской истории были удостоены государственной награды — медали «За оборону Ленинграда», в число награжденных во главе с митрополитом Алексием вошли все три священнослужителя Князь-Владимирского собора: настоятель протоиерей Павел Тарасов, протоиерей Филофей Поляков и архимандрит Владимир (Кобец).
14 января 1944 года на Ленинградском фронте началось мощное наступление Красной Армии, и уже в Неделю по Просвещении, 23 (10) января, в соборе, как и в других храмах города-героя, был совершен благодарственный молебен по случаю разгрома врага. «Верующее сердце русского человека чувствует в этой победе силу правды Божией, за которую ополчился русский народ, и Божию милость, которая дарована нам по молитвам Церкви», — писал в послании к своей пастве митрополит Ленинградский и Новгородский.
После войны Князь-Владимирский собор становится активным участником миротворческой деятельности и межцерковных связей Русской Православной Церкви, его посещали предстоятели и иерархи многих Поместных Православных церквей.
В 1946 году удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Бессменный и усерднейший клирик храма блокадной поры, архимандрит Владимир (Кобец), постриженик Киево-Печерской лавры и последний настоятель ее подворья в городе на Неве, в марте 1948 года был рукоположен в сан епископа. В 1946 году в клир Князь-Владимирского собора был назначен вернувшийся в Ленинград протоиерей Александр Медведский, до высылки в 1932 году служивший настоятелем собора (в 1949-1953 годах вновь его настоятель).
Летом 1989 года собор отметил 200-летие своего посвящения святому князю Владимиру. В недалеком будущем соборному приходу, начало которому положили первостроители Петербурга, заселившие район «Мокруши», исполнится три века.
Архитектура
Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.
Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир
mishage8
teaser_photos
verzava
eshangina
gleb_berg
dqoxopb
piter_i_love_
Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.
Уже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2016 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.
Внутреннее убранство
В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре. Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон. Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.
Святыни[править]
- икона Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
- список Казанской иконы Божией Матери
- список иконы Божией Матери «Невская Скоропослушница»
- икона Божией Матери «Знамение»
- икона Благовещения Пресвятой Богородицы
- икона Успения Пресвятой Богородицы
- икона День Всех Святых в земле Российской просиявших
- икона блгв. кн. Александра Невского
- икона свт. Николая Чудотворца
- икона свт. Николая Чудотворца с житием святого
- икона прп. Серафима Саровского
- икона прп. Сергия Радонежского
- напрестольное Елизаветинское Евангелие
- блокадный антиминс
Духовно-просветительская и общественная жизнь собора
При Князь-Владимирском соборе работают и проводятся:
- различные лекции, мастер-классы по религиозной тематике
- младшая и средняя воскресные школы
- православный детский хор Горчичное зернышко
- любительский и профессиональный взрослые хоры
- просветительский центр для паломников Княже Владимире
- просветительская дружина Витязи
- футбольная команда Княжичи
- летний лагерь на озере Селигер
- библиотека
- церковная лавка
- церковный дом
- благотворительный фонд