Статистика количества церквей в России по Росстату

Несмотря на то, что Россия является светским государством, роль религии сложно переоценить. Прежде всего – РПЦ, так как большая часть населения ассоциирует себя именно с православной церковью. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Росстат уделяет серьезное внимание таким показателям, как количество церквей в России, религиозный состав населения и т.д.

Вместе с тем, необходимо отметить, что работа отечественного статистического ведомства имеет свою ярко выраженную специфику. Первым и главным следствием светского характера государства выступает отсутствие у граждан обязанности отчитываться в какой-либо форме о собственном вероисповедании. Поэтому большая часть статистических данных по религиозным вопросам формируется посредством опросов.

Другой способ их получения – анализ официальной информации других ведомств. Например, число храмов и церквей рассчитывается посредством учета религиозных организаций, официально зарегистрированных и действующих на территории страны. Аналогичный подход используется и по отношению к другим религиям, например, армянской или католической церкви.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что данные РПЦ и Росстата часто отличаются, причем достаточно заметно.

Религиозный состав

По описанным выше причинам актуальных данных Росстата о религиозном составе населения на начало 2022 года попросту нет. Последний серьезный опрос на эту тему проходил в 2012 году. Он дал следующие результаты.

Православные41,00%
Нерелигиозные верующие25,00%
Атеисты13,00%
Мусульмане4,70%
Христиане4,10%
Мусульмане-сунниты1,70%
Православные вне определенной церкви1,50%
Язычники1,20%
Буддисты0,50%
Староверы0,50%
Мусульмане-шииты0,50%
Католики0,50%
Иудаисты0,50%
Индуисты0,50%
Пятидесятники0,50%
Прочие и не определились4,30%
ИТОГО100,00%

В более наглядном формате диаграммы данные выглядят следующим образом. Для удобства восприятия разные течения ислама объединены в одно, а религии с долей менее 1,5% собраны в одну группу.

Статистика количества церквей в России по Росстату

Опросы, которые проводились позднее, не носили настолько масштабный характер. Но их данные позволяют утверждать, что серьезных изменений религиозный состав населения России за последующие 9 лет не претерпел. В целом, ситуация на стыке 2020-2021 года остается примерно такой же.

Число церквей и храмов в России

Как было отмечено выше, данные Росстата и РПЦ в этом вопросе не совпадают. Ниже приводится информация из официального статистического ведомства, которая публикуется ежегодно в течение последних нескольких лет и базируется на количестве зарегистрированных религиозных организаций.

По годам

Сначала имеет смысл рассмотреть статистику по годам. В соответствии с данными Росстата она выглядит следующим образом.

ГодКол-во религиозных организаций
201012 941
201113 265
201213 943
201314 522
201415 196
201516 076
201616 687
201717 687
201818 191
201918 550

Даже беглый анализ показывает положительную динамику рассматриваемого параметра. Ежегодный рост варьируется от 2% до 6%, но присутствует в течение всего временного периода.

Имеет смысл привести и данные РПЦ, размещенные на официальном сайте Московского Патриархата. В соответствии с ними, количество храмов и помещений для богослужений составило в 2009 году 29,3 тысячи, а в 2022 году – 38,6 тысячи. Таким образом, рост за 10 лет составил более 31%, что несколько ниже, чем по данным Росстата (почти 44% за аналогичный период). При этом необходимо учитывать, что статистическое ведомство собирает сведений исключительно по России, а РПЦ – по всему миру, включая Украину и Беларусь, где число православных церквей и молитвенных помещений особенно велико.

По регионам

Региональное распределение храмов и церквей очень неравномерно. В это нет ничего удивительного, так как на территории определенных субъектов РФ, например, национальных республик – Татарстана, Башкирии, Чечни и других – преобладающей религией выступает ислам. Это наглядно показано на следующем изображении.

Статистика количества церквей в России по Росстату

Сколько в России храмов, кто их строит и зачем они нужны: разбор редакции

После революции 1917 года, когда к власти пришли большевики, монархия сменилась на коммунизм и появился Советский Союз, церковь переживала кризис. Марксисты- ленинисты и все те, кто хотел построить счастливое социалистическое общество, сказали, что «Бога нет» и начали борьбу против православия. Церковь стала объектом гонения, а антирелигиозная политика была направлена на уничтожение храмов, да и вообще любого предмета религиозного значения.

Большевики проделали большую работу — к 1930 году прежде многочисленная русская православная церковь была наполовину уничтожена. Сталин решил не отставать от своих предшественников и пошел по протоптанной дороге антирелигиозной пропаганды. Хотя, стоит заметить, что его отношение к церкви менялось — после Великой Отечественной войны вождь сменил гнев на милость и даже восстановил некоторые приходы. После 60-х число церквей опять уменьшилось. Когда распался Советский Союз и началась эпоха уже современной нам России, от русского православного наследства остались крохи — всего лишь 10% дореволюционной силы.

В 1916 году Российская Империя была поистинеправославной державой, сопоставить ее с нынешней РПЦ практически невозможно — общее число церквей, часовен и монастырей тогда равнялось 77 тысячам. Спустя десятилетия гонений, по данным на 1988 год, сохранилось лишь 6 893 прихода. Получается, что число объектов сократилось на 70 тысяч. Сколько точно объектов религиозного культа сровняли с землей неизвестно, но по некоторым данным около 40 тысяч. Остальным нашли применение — в них открывали больницы, дома культуры, планетарии, музеи и т.д.

Когда распался Союз и появилась Российская Федерация, режим перешел от тоталитарного к светскому, церковь начала свой долгий путь восстановления, теперь уже как отдельный институт, независимый от государства. Стоит сказать, что РПЦ за эти 30 лет увеличила общее количество церквей Московского патриархата почти на 32 тысячи и, согласно статистике, сейчас число приходов достигает 38 649. Цифра получилась очень внушительная, но когда мы говорим о ней, нужно учитывать, что это общая статистика не только для России, но и для православных объектов, расположенных на территории Украины, Беларуси, Мордовии, Казахстана, Средней Азии и т.д.

Итак, по данным на 2022 год, конкретно в России существует 21 849 храмов. И эта цифра неумолимо растет. Если темпы развития останутся такими же, то в ближайшие тридцать лет количество церквей увеличится вдвое.

А сколько всего в России православных?

Чтобы лучше разобраться в нашем главном вопросе, для начала нужно определить, сколько же в России православных людей, которым нужны эти самые храмы. Подсчитать точное количество практически невозможно — в разных исследованиях представлены разные цифры.

Например, по словам Патриарха Кирилла «общее число членов Московского патриархата, проживающих как в России, так и за ее пределами, составляет около 180 млн человек… Около 75% россиян считают себя православными».

Однако официальная статистика говорит иначе. По данным фонда «Общественное мнение», проводившего опрос в начале 2022 года, число православных людей равняется 65% от всего населения страны. Согласно информации Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), к православию себя причисляют около 63% россиян. Какая из этих цифр самая точная, сказать сложно, но скорее всего данные исследовательских центров наиболее верны — процент верующих колеблется от 60 до 65%, а статистика РПЦ завышена.

Вышеперечисленные данные относятся только к религиозной принадлежности — люди могут таким образом показывать свою культурную и этническую самоидентификацию, но не ходить в церковь. Число воцерковленных россиян значительно меньше: по некоторым данным, всего 3-4% от всего числа верующих регулярно посещают литургии и причащаются. Около 8% посещают религиозные обители, но делают это время от времени. Согласитесь, что такие цифры ничтожно малы, учитывая примерный процент людей, которые называют себя православными.

Если посмотреть на статистику последних 20 лет, то можно заметить, что после избрания патриархом Кирилла в 2010 году (а еще дела Pussy Riot в 2012) численность православных увеличилась, но потом опять сократилась. То же самое касается и воцерковленных россиян — в 2013 году цифра возросла до 6%, но в следующим году потеряла 4 пункта.

Конечно, все эти данные приблизительны, ведь в России никогда не было комплексных исследований религиозного вопроса, но общая картина понятна.

Три храма в сутки — это много или мало?

В мае 2022 года на освящении храма в Страсбурге Патриарх Кирилл сказал кое-что, что вызвало огромный шквал критики, море полемики и споров. Цитата звучала так: «Сегодня мы строим примерно три храма в сутки, за 24 часа. 30 тыс. храмов за десять лет. И не от того, что у нас слишком много денег и не знаем, куда их потратить. Народ наш, прошедший через годы атеизма, и умом, и сердцем понял, что без Бога ничего не получается».

Это высказывание спровоцировало резонансное обсуждение того, а нужно ли в действительности строить столько храмов, если можно пустить деньги на другие нужды — отстраивать школы, больницы и многое другое. Заявление как раз выпало на протестные акции против строительства храма в Екатеринбурге, а до этого была громкая история с Исаакиевским собором, поэтому неудивительно, что вопрос застройки такой скорости интересовал многих.

Эту цифру можно рассматривать с разных сторон. Для простого обывателя это противоречивая цифра, а для воцерковленного православного — хорошая тенденция, направленная на восстановление былого религиозного величия.

Кроме всего прочего, по некоторым данным церкви на территории страны распределены очень неравномерно — где-то избыток, а где-то дефицит. Один приход может пустовать, а другой быть переполненным, если является единственным в городе, селе, деревне. Так, например, по словам Владимира Легойды, на один православный храм приходится 25 000 человек в Новосибирской епархии.

С другой стороны, тот же Легойда в мае заявил, что по всей стране стоит около 4000 полуразрушенных храмов и тех, что находятся в аварийном состоянии. По словам главы синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, количество таких объектов с каждым годом сокращается. Но встает вопрос, а не лучше ли больше сил бросить именно на восстановление уже существующих церквей, чем строить новые?

Сколько стоит храм построить?

Цена одного православного храма на 500 прихожан составляет примерно 300 миллионов рублей. Храм чуть поменьше, где-то на 250 прихожан, обойдётся инвесторам в 90 миллионов. Маленький храм где-нибудь в селе или деревне будет стоить около 10 млн рублей. Если заняться простой математикой, то получается, что только на строительство храмов в год уходит почти 100 млрд рублей. Годовой бюджет на строительство церквей конкретно в Москве равняется 1 млрд рублей. Откуда берутся такие деньги, если церковь самостоятельный и независимый институт на самообеспечении?

А откуда деньги?

В 2010 году в Москве начала действовать программа под названием «Программа 200». Она предполагает строительство храмов по всей Москве в шаговой доступности от дома, и была инициирована патриархом Московским и всея Руси Кириллом в 2009 году. Тогда минимальную нужду Москвы оценили в 200 храмов. Правительство столицы для этих целей бесплатно выделяет участки, а финансирование производит фонд «Поддержки строительства храмов города Москвы», который РПЦ учредила в 2010 году, сопредседателем попечительского совета которого являются Мэр Москвы Сергей Собянин.

Курирует проект бывший депутат, а ныне советник патриарха Кирилла по строительству — Владимир Ресин. Среди членов фонда есть такие важные люди, как Герман Греф (Сбербанк), Владимир Потанин («Интеррос»), Владимир Якунин («Российские железные дороги»), Алексей Миллер («Газпром»), Игорь Сечин («Роснефть»). Получается, что многие средства поступают от частных фондов и от спонсоров. Среди таких спонсоров есть очень внушительные государственные компании, иногда средства поступают напрямую из государственного бюджета, например, на реставрацию и восстановление объектов культурного наследия, или как гранты. По словам Владимира Ресина, за время существования программы в ее фонд поступило примерно 30 млрд рублей, и за 8 лет было отстроено 85 храмов и 140 деревянных часовен в Москве.

Сколько нужно храмов стране?

На самом деле, на этот вопрос точного ответа нет. По словам Легойды, один храм приходится примерно на 3,8 тыс. человек, это учитывая все население страны, равное 146 миллионам. Здесь речь идет о населении в целом, однако далеко не все причисляют себя к православным христианам, как мы выяснили выше. На территории нашей страны проживает много людей других конфессий. Мусульмане, католики, иудеи, буддисты. Людей, которым церковь действительно нужна, по статистике не так уж и много, в основном это воцерковленные православные и те, кто посещает приход время от времени. Согласно данным «Газеты.ru», на пасхальную службу пришло примерно 4,3 миллиона человек. Благодаря простым вычислениям получается, что на один храм пришлось где-то 111 человек. Это не так уж и много. Вроде бы цифра небольшая, но стоит учитывать, что церкви действительно распределены неоднородно и в каких-то областях религиозные обители были переполнены, а где-то пустовали.

Судя по цифрам, страна перестала быть в храмовом дефиците и строительство идет полным ходом, а в будущем у РПЦ большие планы. Мы просто пытались разобраться в этом вопросе, а выводы делайте сами.

Этот вопрос мы обсудили в редакции и вот, что думают мои коллеги.

Мнение №1:

Артём Королёв

Главный редактор 1000sovetov.ru

Я стараюсь не затрагивать темы религии, но ведь это часть нашей жизни, ее нельзя игнорировать полностью, особенно сейчас, в наше неспокойное время. Смысл этой темы вовсе не в том, чтобы в очередной раз сказать что религия — не более чем опиум для народа. Это уже было сказано. Я скажу, напишу нечто иное и возможно не очень популярное.

Храм — это дом Божий. Это то место, в котором наши молитвы возносятся к небесам еще быстрее и проще. Вы ведь замечали, что все церкви и храмы практически всегда стоят на возвышениях? То-то и оно. Раньше, еще в дохристианские времена, на таких же точно возвышенностях люди ставили капища и жертвенники светлым богам. Чем выше к Солнцу, к Свету — тем ближе к Богу, ну или к богам. Ведь по легендам, в свое время Владимир Красно Солнышко для того Русь и крестил, чтобы объединить разрозненные племена, погрязшие в междоусобицах — в одно великое целое. Ни католическая вера, ни мусульманство не были понятны и близки князю, а вот греческое православие подкупило Владимира. Именно оно хорошо ложилось в устои родной веры. Именно поэтому сейчас многие русские христиане верят и почитают не только лишь Сына Божьего Иисуса Христа, но и всех Святых многочисленных. Почему так — есть множество теорий и исследований, домыслов, но я их приводить не буду здесь. Я ведь по сути человек верующий, просто не приемлю догм и не бьюсь в исступлении и постоянных мольбах, в надежде что мой путь станет легче и все проблемы решатся сами собой — я верю в Бога, но это не мешает мне искать и находить среди всех религий нечто, что может связать их воедино. Искать ответы на вопросы своей души. Вера как сама суть и сокровенный смысл любой религии — вот что поистине должно объединять людей, а сейчас картина, которая предстаёт передо мной, совсем не такая. Сейчас у нас уже столько разных течений ответвлений одного лишь христианства, что поневоле задумываешься — зачем люди пытаются расколоть на мелкие кусочки то, что должно своим единством, нерушимостью и людей воодушевлять на сплочение? И пусть Добро и Зло — это все эфемерное и необъективное, но ведь все внутри нас. Что снаружи — то и внутри, вроде бы это закон Гермеса Трисмегиста. Зло внутреннее всегда найдет путь во внешний мир, оно просочится, равно как и добро. Но это я уже в демагогию ушел, конечно же. Хотя умышленно. Вернусь к теме храмов и их количества и для чего они вообще нужны. В плане духовном, храмы необходимы. Это оплот веры. Неважно какой, будь то ислам, христианство или буддизм. Важно только, чтобы храмы действительно являлись таковыми для людей. Важно, чтобы храмы были тем местом, куда может прийти любой человек и открыться перед Богом. Так изначально задумывалось. И хочется, чтобы любой открывшийся Храм — всегда был местом светлым. И чтобы там, в качестве помощников духовных, отцов — всегда были светлые люди, которые всем сердцем и впрямь радеют за тех, кто приходит в храм. А даже если не приходит — ведь только на свет мы тянемся, только к добру души навстречу раскрываются. Вот когда получится достучаться добром и теплом до людей — тогда и пустовать бессмысленные храмы не будут. Когда выбор духовный и душевный пропагандироваться начнет среди молодежи, когда разумнее станет церковь относиться к людям, сопоставлять цели и потребности всех людей со своими — вот тогда и не станет никаких противников строительства храмов. Тогда люди и сами начнут тянуться к Богу. Когда разумно все станет. Ведь все мы рано или поздно приходим к Богу. Просто каждый по-своему.

Мнение №2

Нина Гончарова

Редактор 1000sovetov.ru

Знаете, храмы, конечно, вопрос противоречивый, как и современная (подчеркиваю) религия и церковь. С одной стороны, когда-то это все дело объединило народ, который жил разрозненно и вроде как изжил бы сам себя, если бы не пришел Владимир и не сказал: вот теперь вы христиане, и законы жизни у нас будут другие, и самим себя я вам уничтожить не дам. Естественно, в 988 году начали бешено строить христианские храмы, церкви, соборы, потому что нужно было приобщить весь этот языческий народ, хоть как-то собрать всех под одной крышей и научить тем законам, по которым нужно жить теперь — ведь на тот момент религиозные и общественные законы были слиты и соблюдая одни, ты как бы автоматически соблюдал и другие.

Прошло чуть меньше 1000 лет, и маленький человек на броневике решил, что пора бы Церкви передать свою власть народу. И большевики по факту оказались сильнее Церкви. Я считаю, можно понять тех, кто задумал революцию. Не оправдываю методы, но понимаю, что без таких переломов общество не может не то что развиваться — оно просто существовать не может. Ну смотрите сами: где-то в 988 году творился такой треш, что один человек, посмотрев на все это, решил, что пора бы забыть все, что было раньше, и начать жить по-другому с оглядкой на самые успешные каноны.

Я очень люблю эту историю, когда Владимир выбирал, в какую веру обратить Русь. Послы из разных стран приходили и подробно рассказывали ему, о чем каждая религия, какие у нее слабые и сильные стороны, а он принимал решение. От мусульманства было решено отказаться, так как там нельзя есть свинину и принимать алкоголь, а русский народ только на натурхозяйстве и жил: представьте, каково было бы тем, кто держал свиней, как основной источник пропитания. Ну, насчет алкоголя как бы и объяснять нечего — тут вспоминаем Салтыкова-Щедрина с его «пьют и воруют». Другая сторона мусульманства была неудобна тем, что там надо было молиться по нескольку раз в день: то есть не так молиться, как мы привыкли — быстренько перед сном, перед едой или в процессе работы, а прям вот вставать на колени лицом в определенную сторону и тратить достаточно много времени на то, чтобы отдать честь Аллаху. Русский человек не мог себе этого позволить, потому что пока ты будешь молиться, кто вспашет тебе поле, наготовит еды на 15 детей, будет ухаживать за скотиной и так далее — короче, кто будет заниматься всеми твоими делами, пока ты смотришь на Аллаха? Мы не могли себе позволить тратить столько времени.

Если от мусульманства отказались по чисто бытовым причинам, то с католичеством не сложилось по причинам духовным. Знаете же, что русская душа — штука широкая, а русский человек — человек гордый, поэтому подчиняться Папе никто не хотел — нам нужна была полная независимость и самостоятельность.

Христианство в целом подошло по всем параметрам. Вот и смотрите, что получается: Владимир оказался прав, и его реформа успешно сыграла на руку русскому народу. Мы правда стали другими, кое-как усмирили свои языческие привычки и вроде даже объединились. Но вся власть теперь оказалась в руках Церкви и под эгидой веры творилось много непростительных зверств.

Революция сделала по сути то же самое: человек увидел кризис — человек принял решение — человек принял меры. Понимаете, без этого события мы все также оставались бы на уровне 1000 года.

Теперь о национальных достояниях: разрушение церквей — тоже зверство непростительное. Культурное наследие — это культурное наследие, и лишать свою страну этих вещей как минимум глупо. Понятно, что Церковь не могла на это смотреть, и теперь, когда настали относительно спокойные времена, старается восстановить потерянное. Но не слишком ли старается? В том плане, что хорошо множить дома божьи, но плохо делать из этого коммерцию. Когда меня спрашивают, что я думаю о постройке миллионного храма где-то там, я всегда вижу в этом коммерцию, увы. У нас храмов по 3 штуки на 100 квадратных метров, а детей на очередь в садик ставят с самого рождения (кроме шуток). Справедливо? Нет. Когда у Церкви много денег и достаточно храмов для прихода, их можно распределить разумно, а не строить еще одну церковь, в которую будет ходить 10 человек в месяц.

И конечно, вот эта фишка с расценками в церкви просто убивает иногда. Моя бабушка всегда возмущается: говорит, Иисус ходил босиком и в одной белой одежке, а у нас скоро в церковь бесплатно зайти нельзя будет. И я соглашусь.

Любое действие под эгидой помощи хорошо только тогда, когда оно действительно помогает, а когда ищешь только выгоду для себя — ну, знаете ли, никакой бог ваше стремление к богатству и жестокое сердце не оправдает.

Главное фото:pravlife.org

Как сокращалось число церквей?

В течение 20 века отношение государства к религии в целом и РПЦ в частности неоднократно менялось. Православие было одним из столпов Российской империи, поэтому на конец 2016 года на территории страны действовало 55 173 церкви и более 25 тысяч часовен.

В следующие несколько лет их количество быстро сокращалось. На начало 1941 года число православных церквей составило 4 225.

После начала Великой Отечественной войны количество храмов и молитвенных домов снова несколько возросло. По некоторым оценкам на конец 1945 года оно равнялось примерно 20 тысячам.

После завершения войны снова наметилась отрицательная динамика. К 1961 году число храмов и молитвенных домов РПЦ составило 11 572. К 1988 году количество приходов сократилось до 6893.

Распад Советского Союза снова в корне изменил политику государства по отношению к религии. Результатом стало резкое увеличение количества приходов. В конце 1994 года их число составило 15 985, в 2004 году – 26 590, в 2011 году – 30 675, на начало 2022 года – 38 649 храмов и других молитвенных помещений.

Необходимо понимать, что все приведенные выше цифры касаются не только России, но всех территорий, где действует РПЦ. Такой подход позволяет проводить корректные сравнения по динамике количества церквей. Тем более, что границы России и Советского Союза неоднократно менялись, а потому статистика по одному государству окажется попросту сильно искаженной. Ниже приводится график изменений количества храмов и молитвенных домов РПЦ.

Важно отметить, что даже сегодня число церквей РПЦ уступает дореволюционным цифрам. Даже при сохранении текущей положительной динамики, достичь показателей 1916 года в ближайшие несколько лет наверняка не получится.

Динамика

Что касается динамики, то стоит рассматривать не только сколько храмов и других типов действует на территории страны, а также сколько православных, мусульман и других групп верующих в определенных общинах существует на сегодняшний день. Причем этот показатель интересно рассматривать с точки зрения временной шкалы.

Ведь если мусульмане даже во времена Советского Союза считались традиционно верующими, то христиане, в преобладающем большинстве случаев, были отлучены от церкви на промежуток времени, в течение которого существовал СССР.

Поэтому на 2022 год ситуация с динамикой выглядит следующим образом – если в 1987 году к религиозным себя перечисляли около 9% населения, то к 2007 это число превысило отметку в 60% граждан от общего состава населения страны.

Такой резкий рост обусловлен тем, что вера не преследовалась в Российской Федерации (в отличие от СССР) и здесь сформировались различные религиозные течения. Единственное, на что необходимо обратить внимание – это запрет на деятельность экстремистских организаций, которые зачастую себя отождествляют с той или иной верой.

Стоимость строительства храма и источники финансирования

В подавляющем большинстве случаев возведение храмов финансируется за счет частных спонсоров. Многие из них непосредственно связаны с региональными или федеральными властями, но напрямую из бюджета денежные средства выделяются очень нечасто.

Примерная стоимость строительства церкви на полтысячи прихожан составляет сегодня около 250-300 млн. рублей. Если количество прихожан сократить вдвое, сумма необходимых расходов уменьшается примерно в три раза – до 80-90 млн. руб.

В 2022 году количество религиозных организаций выросло на 359. Если исходить из предпосылки, что треть вновь построенных храмов рассчитана на 500, а две трети на 250 прихожан, сумма инвестиций составляет 57,440 млрд. рублей в год. Если учесть, что речь идет именно о частных вложениях, следует признать цифры весьма внушительными.

Финансирование строительства церквей из бюджета осуществляется в заметно меньших масштабах. Так, в течение 2016-2019 годов через ФАДН в адрес РПЦ было направлено около 4,5 млрд. руб.

Не стоит забывать и о том, что РПЦ способна самостоятельно финансировать многие из своих проектов. Точных данных о том, сколько зарабатывает церковь, нет, но в любом случае речь идет о многих миллиардах рублей.

Где учат на священников

Чтобы стать священником, нужно получить высшее специальное образование. Его дают православный университет, духовная семинария либо академия. Наиболее престижные из них — Российский православный университет, Духовная семинария в Москве, столичная Троице-Сергиевская академия, Духовная академия в Северной столице. Полный курс обучения — пять лет.

Поступая в семинарию, нужно успешно сдать экзамен по Закону Божьему. Основными предметами являются педагогика пастыря, история церкви, богословие, история русской церкви, Ветхий Завет, Новый Завет, библеистика, сектоведение. Чтобы приравнять полученный диплом к степени бакалавра, в программу добавлены иностранный и русский языки, литература. Основной упор, кроме профильных предметов, делается на изучение психологии.

Чтобы стать священнослужителем, необходимо отвечать следующим требованиям:

  • иметь документ об окончании духовного училища, а затем семинарии или академии;
  • заручиться рекомендацией действующего священника;
  • быть прихожанином;
  • достичь возраста 30 лет;
  • сочетаться браком только один раз.

Для построения успешной карьеры на религиозном поприще важно удачно распределиться из учебного заведения, быть гибким и коммуникабельным в отношениях с властями предержащими, пройти все ступени иерархической лестницы.

Динамика темпов роста в сравнении с другими сферами

Особенно заметную актуальность приведенные выше данные приобретают, если сравнить динамику изменения количества церквей с другими не менее социально значимыми объектами. Речь в данном случае идет об учреждениях двух ключевых сфер жизнедеятельность – здравоохранения и образования. Статистика по количеству церквей, детских садов, школ и больниц в разрезе 2010-2019 годов приводится в таблице.

Количество объектов в тысячах2010201120122013201420152016201720182019Динамика за 10 лет
Церкви РПЦ12,913,313,914,515,216,116,717,718,218,6144%
Детские сады45,144,944,343,25150,149,448,647,847,1104%
Школы50,847,746,244,744,843,442,64241,381%
Больницы6,36,26,25,95,65,45,45,35,35,283%

Особое внимание следует уделить на последний столбец. В нем показано, что количество церквей увеличилось за 10 лет на 44%. Позитивная динамика и у другого параметра – числа детских садов. Но в этом случае рост составил всего 4%, причем в последние 5 лет наблюдается падение. Два других рассматриваемых показателя – количество школ и больниц – показывают негативную динамику.

Причем падение за 10 лет составило почти 20% по каждому параметру.

Прогнозы на будущее

Актуальная политика российского государства ориентирована на поддержку православной религии. Это подтверждается данными Росстата. Поэтому большая часть экспертов считает, что количество церквей РПЦ будет увеличиваться, как минимум, в ближайшие несколько лет. В течение какого времени сохранится положительная динамика, будет зависеть от экономической ситуации в стране и мире. 2022 год и пандемия коронавирусной инфекции наглядно продемонстрировали, насколько велико значение факторов, которые попросту невозможно спрогнозировать заранее.

Количество организаций

Количество официально зарегистрированных в Российской Федерации религиозных организаций разных конфессий на конец 2022, начало 2020 года выглядит следующим образом:

  • Русская православная церковь – всего 18550.
  • Старообрядческих – 387.
  • Римско-католических – 237.
  • Грекокатолических – 8.
  • Армянских апостольских церквей – 106.
  • Исламских – 5954.
  • Организаций, которые исповедуют буддизм – 269.
  • Исповедующих иудаизм – 268.
  • Христиан баптистов – 889.
  • Евангелистов – 878.
  • Лютеран – 222.
  • Новоапостольская церковь – 46 организаций.
  • Пресвитерианской церкви – 194.
  • Незначительное количество индуистических, организаций сикхов, ассирийской церкви шаманизма, караимов, молокан, церкви Последнего Завета, церкви Христа и других организаций, которых насчитывается от нескольких единиц до нескольких десятков, но не более сотни.

По годам

Если оценивать количество церквей, храмов и других религиозных организаций, объединений в стране и то, как они изменялись по своему численному составу, следует указать такие данные:

  • Русская православная церковь в 2010 году имела 12.941 зарегистрированную организацию. А на конец 2022 года их количество уже насчитывало 18.550 единиц.
  • По количеству мечетей можно отметить, что в 1980 годах в СССР насчитывалось меньше 100 таких религиозных заведений. А уже в 2015 их число уже превысило 7000 единиц. Таким образом, стоит отметить, что за последние 30 лет их количество увеличилось более чем в 70 раз (данное заявление было сделано советом муфтиев России).

По регионам

Естественно, что по России ситуация выглядит неоднородно, так как есть регионы (в преобладающем большинстве Кавказские республики), которые традиционно исповедуют ислам, тогда как центральные и другие регионы России преимущественно являются христианского вероисповедания.

Ответы на вопросы читателей

Почему данные Росстата и РПЦ отличаются?

Это объясняется разным подходом к организации учета. Росстат подсчитывает количество религиозных организаций, зарегистрированных и официально работающих на территории страны. РПЦ ориентируется на количество объектов, входящих в структуру православной церкви – приходов, церквей, монастырей и т.д.

Каждый из подходов имеет свои особенности и, как следствие, достоинства и недостатки. Поэтому наиболее правильно рассматривать полученные с их помощью данные в комплексе.

Сколько церквей действует в России в 2022 и 2022 году?

Точных данных по прошедшему и наступившему году пока нет. Но можно однозначно утверждать, что при сохранении текущей положительной динамики (рост на 2-3% в год) количество религиозных организаций достигнет и превысит цифру в 19 тысяч, причем вполне возможно, что это уже произошло.

Почему количество храмов и молитвенных домов растет, а школ, садиков и больниц уменьшается?

Причина такого развития ситуации кроется в политике государства. С одной стороны, РПЦ занимает такого положение в обществе, что способна диктовать условия по многим вопросам. В их числе – получение финансирования от частных бизнес-структур самого высокого уровня.

С другой стороны, в последние года явно наметилась тенденция к оптимизации социальных систем государства и, прежде всего, образования и медицины. Логичным следствием этого стало постепенное сокращение количества школ, детских садов и больниц.

Вместо вывода

Количество объектов РПЦ в России постоянно растет. В первую очередь, речь идет о церквях и других молитвенных помещениях. Большая часть финансирования строительства осуществляется из частных средств. Но учитывая влияние государства в экономике, несложно сделать вывод, что по факту выделение денежных средств происходит при непосредственном влиянии органов власти федерального и регионального уровня.

Такая направленность государственной политики нередко вызывает раздражение части общества. Особенно на фоне урезания социальных расходов, которое выражается в сокращении численности объектов здравоохранения и образования.

Но нет никаких предпосылок к тому, что в политику государства будут вноситься какие-либо изменения. Тем более – большая часть населения страны считает себя православными, а потому поддерживает усиление РПЦ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: