Святой пророк Илия. Икона середины XV в., Новгород. Государственная Третьяковская Галерея. |
Илия Фесвитянин
(IX в. до н.э.), один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета Память 20 июля
Родился в Фесвии Галаадской в колене Левиином в IX в. до н.э.. Жизнь святого пророка описана в 3-й и 4-й книгах Царств.
Святитель Епифаний Кипрский сообщает о рождении пророка Илии такое предание: «Когда родился Илия, отец его Совах видел в видении, что благообразные мужи приветствовали его, пеленали огнем и питали пламенем огненным».
Данное младенцу имя Илия, что значит «крепость Господня» [1] определило всю его жизнь. С малых лет он посвятил себя Единому Богу, поселился в пустыне и проводил жизнь в строгом посте, богомыслии и молитве.
Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, пророк стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов, оставил Единого Бога и поклонялся языческим идолам, почитание которых ввел нечестивый царь Иеровоам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель, насаждая по всей земле поклонение идолу Ваалу. Видя гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться и обратиться к Истинному Богу, но царь не послушал его. Тогда пророк Илия объявил ему, что, в наказание, три года не будет ни дождя, ни росы на земле и засуха прекратится только по его молитве.
И действительно, по молитве пророка небо заключилось, наступила засуха и голод по всей земле. Народ страдал от нестерпимого зноя и голода. Господь по Своему милосердию, видя страдания людей, готов был пощадить всех и послать дождь на землю, но не хотел нарушить слова пророка Илии, горевшего желанием обратить сердца израильтян к покаянию и возвратить их к истинному Богопочитанию. Сохраняя пророка Илию от рук Иезавели, Господь во время бедствия послал его в сокровенное место в пустыне у потока Хораф. Из потока пророк утолял свою жажду, а хищным воронам Господь повелел приносить пищу пророку, внушая ему тем самым жалость к страждущему народу.
Когда, через год, поток Хораф высох, Господь послал пророка Илию в Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая страдала вместе с детьми в ожидании голодной смерти. По просьбе пророка она приготовила ему опреснок из последней горсти муки и остатка масла. Тогда по молитве пророка Илии мука и масло с тех пор не истощались в доме вдовы на протяжении всего голода. За два года пребывания в её доме, силою своей молитвы великий пророк сотворил ещё одно чудо – воскресил умершего сына этой вдовы.
Илия пророк в пустыне |
По прошествии трех лет засухи Милосердый Господь послал пророка к царю Ахаву для прекращения бедствия. Илия велел собрать на гору Кармил весь Израиль и жрецов Ваала. Он объявил царю и народу, что все бедствия израилитян происходят оттого, что они забыли истинного Бога и стали поклоняться идолу Ваалу. Чтобы доказать заблуждение израильтян, Илия предложил сделать два жертвенника — один Ваалу, а другой — Богу. «Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (3 Цар. 18, 24), сказал он. Первыми приступили к жертвоприношению жрецы Валла: они сделали жертвенник, сложили дрова, закололи тельца и взывали к идолу с утра до вечера, но напрасно – небо молчало. К вечеру святой пророк Илия воздвиг свой жертвенник из 12-ти камней, по числу колен Израилевых, возложил жертву на дрова, приказал выкопать вокруг жертвенника ров и повелел поливать жертву и дрова водой. Когда ров наполнился водой, пламенный пророк обратился к Богу с горячей молитвой и прошением, чтобы Господь ниспослал с неба огонь для вразумления заблуждающихся и ожесточившихся израильских людей и обратил сердца их к Себе. По молитве пророка с неба сошел огонь и попалил жертву, дрова, и даже камни и воду. Народ, увидев чудо, снова в Него уверовал и пал на землю, взывая: «Господь есть Бог!». Тогда пророк Илия заколол всех жрецов Вааловых и стал молиться о ниспослании дождя. По его молитве небо отверзлось и выпал обильный дождь, напоивший жаждущую землю.
Царь Ахав осознал свое заблуждение и оплакал грехи, но жена его Иезавель грозила убить пророка Божия. Пророк Илия бежал в царство Иудейское и, скорбя о бессилии искоренить идолопоклонство, просил у Бога себе смерти. Но ему предстал Ангел Господень, укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. Сорок дней и ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь явился ему «в тихом ветре» и открыл скорбевшему пророку, что Он сохранил семь тысяч верных рабов, не поклонившихся Ваалу. Господь повелел пророку Илии помазать на пророческое служение Елисея, своего наследника.
После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.
За свою пламенную ревность о славе Божией пророк Илия был взят «яко на небо» живым в огненной колеснице. Пророк Елисей стал свидетелем восхождения пророка Илии и получил вместе с его упавшей милотью дар пророческого духа вдвое больший, чем имел пророк Илия. Так как, по слову Господню, «никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13), святой Илия был таким образом перемещён ангелами в иное сокровенное место, где с тех пор пребывает до срока своего второго явления [2].
Божий человек, жрецы и тельцы
В русском переводе Библии пророк называется «Илией». Еврейский аналог этого имени Элийягу (אֵלִיָּהוּ) означает «Мой Бог — Господь», точнее «Мой Бог — Яхве» (Яхве — «Господь» по-еврейски). При этом «Яхве» обозначало не простое, но собственное имя Бога, которое не произносили вслух.
По преданию, дошедшему до нас от святого Епифания Кипрского, при рождении пророка его отец видел, как «некие благообразные мужи пеленали его огнем и питали пламенем огненным». И младенец действительно стал ревностным, пламенным служителем единого Бога.
Пророк Илия жил в Северном Царстве Израиля во время правления нечестивого царя Ахава, который прогневал Бога тем, что в угоду жене- финикиянке насаждал культ языческих богов Ваала и Астарты.
За это Илия предрёк всему Израилю засуху: «И сказал Илия (…) Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! В сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову» (3 Цар. 17:1)
В Ильин день категорически запрещалось:
- работать — труд в этот день не принесёт никакого результата и может разгневать Илью-пророка, который жестоко наказывал за непочтительное отношение к своему празднику. Работающего в этот день останавливали и наказывали его же односельчане: в Калужской губернии, например, выпрягали лошадь из телеги, на которой он собирался возить сено, а конскую упряжку относили в кабак и сообща пропивали;
- купаться – потому что в воду с этого дня возвращается всякая нечисть (черти, русалки, волос — с Иванова дня и до сих пор они были на суше, где их молниями отстреливал Илья-пророк).
«Огненный» пророк
Илия в пустыне. Вашингтон Олстон, 1818. Музей изящных искусств, Бостон, США
Засуха продолжалась три с половиной года. Наконец, Бог велел Илии устроить «духовный поединок» со служителями Ваала. Илия хотел показать не только царю Ахаву, но и всему Израилю, кто истинный Бог. Пророк сказал жрецам Ваала: «Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог» (4 Цар. 18:23-24).
Служители Ваала молились первыми. Они часами выкрикивали его имя, скакали у жертвенника, кололи себя ножами, но финикийский бог не отзывался. «В полдень Илия стал смеяться над ними и говорил: кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется» (3 Цар. 18:27).
Жрецы Ваала ничего не добились, и к жертвеннику вышел Илия. Он попросил облить жертвенного тельца, дрова и камни жертвенника водой, чтобы никто не усомнился в силе Единого Бога. И вот, по молитве пророка произошло чудо: «Ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. Увидев это, весь народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!» (3 Цар.18:38-39). Жрецы Ваала были казнены, а на землю пролился обильный дождь. Многолетняя засуха кончилась.
Огонь в Ветхом Завете часто сопутствовал проявлениям Истинного Бога – «Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий» (Исх. 24:17). Также в Ветхом Завете мы часто читаем, что Бог «попаляет» врагов избранного народа. По толкованию епископа Виссариона (Нечаева), огонь — это «символ наказующей правды Божией, гнева Божия», но также «знамение милости Божией к Израильскому народу».
Пророк Илия стал живым образом Божественного суда над людьми, не желающими знать Истинного Бога.
Молитвы
Тропарь, глас 4
Во пло́ти А́нгел,/ проро́ков основа́ние,/ вторы́й Предте́ча прише́ствия Христо́ва, Илия́ сла́вный,/ свы́ше посла́вый Елиссе́еви благода́ть/ неду́ги отгоня́ти/ и прокаже́нныя очища́ти,// те́мже и почита́ющим его́ то́чит исцеле́ния.
Кондак, глас 2
Проро́че и прови́дче вели́ких де́л Бо́га на́шего,/ Илие́ великоимени́те,/ веща́нием твои́м уста́вивый водото́чныя о́блаки,// моли́ о на́с Еди́наго Человеколю́бца.
Величание
Велича́ем тя́,/ святы́й сла́вный проро́че Бо́жий Илие́,/ и чти́м, е́же на Небеса́/ на колесни́це о́гненней,/ пресла́вное восхожде́ние твое́.
Ино величание
Велича́ем тя́,/ проро́че Илие́ сла́вный,/ и почита́ем, е́же на Небеса́ с пло́тию,/ о́гненное восхожде́ние твое́.
Ино величание
Велича́ем тя́,/ проро́че и предте́че прише́ствия Госпо́дня, Илие́ сла́вный,/ и чти́м, е́же на Небеса́ с пло́тию,/ о́гненное восхожде́ние твое́.
Если Илия не умер, то где он сейчас?
Илия и огненная колесница (фрагмент). Джузеппе Анджели, 1740-55. Национальная галерея искусств, Вашингтон, США
Ко времени царствования Иорама (сына Ахава) Илия приобрел огромный духовный авторитет не только в Северном, но и в Южном царстве. Он действовал уже не один. Ему помогал верный пророк Елисей и множество учеников. По обычаю тех времен, члены пророческих школ («сыновья пророков») жили в городах отдельными общинами, ели полевые овощи (4 Цар. 4:38-40), проповедовали слово Божие (Суд. 6:8-10).
Незадолго до своего вознесения Илия в присутствии Елисея совершил великое чудо: «И взял Илия милоть (плащ — прим.ред.) свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху» (4 Цар. 2:8).
Но кульминацией жизненного пути пророка стало другое событие: «Вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар. 2:11).
Писание подчеркивает, что он вознесся в теле, а не в духе. При этом часто полагают, что пророк Илия был вознесен на огненной колеснице в Царство Небесное, к самому Престолу Божию. Однако в Церковнославянском переводе Библии сказано, что Илия был вознесен не на небо, а «как на небо»: «И взя́тъ бы́сть илiа́ ви́хромъ я́ко на не́бо».
В этом переводе сохраняется упущенная в наиболее распространенном сегодня Синодальном переводе частица «я́ко» («как»). Есть эта частица («ὡς» или «как») и в греческом переводе — Септуагинте. Исходя из этих переводов, Илия «как бы» возносится на небо.
У святых отцов нет единого мнения о местопребывании Илии после вознесения. Святой Беда Достопочтенный полагал, что пророк попадает в Рай. По мысли святого Беды, подъем Илии, конечно, «не есть восхищение на само Небо (как у Христа), но вознесение в воздух на высоту, с которой он уже невидимо перенесён был к радостям рая».
Так же думает святитель Димитрий Ростовский. Он полагает, что Илия «на огненной колеснице взятый вместе с плотию на небо, до сих пор жив во плоти, хранимый Богом в селениях райских».
Однако святитель Григорий Двоеслов учит, что пророк возносится в сокровенное земное место, где должен «обитать в телесном и душевном успокоении дотоле, пока при кончине мира паки явится на земле заплатить долг смерти». В том же ключе рассуждает преподобный Роман Сладкопевец. В составленном им кондаке на Вознесение Господне говорится: «Илия же, восседающий на огненной колеснице, взошел, но не достигнул неба, как написано: яко до неба. Бог же Еноха и Бог Илии вознесся на небеса, объявив нам: «Не отлучаюсь от вас, Я с вами, и никто на вас».
Местопребывание Илии по вознесении остается тайной. Очевидно одно: вознесение Илии — прообраз Вознесения Иисуса Христа и жизни праведников в Царствии Небесном. Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «Илия был восхищен огненной колесницей, вознесется и Церковь. Не веришь мне? Поверь Павлу, в котором говорил Христос: «Мы восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем»».
Восшествие на небо
У Илии был ученик, которого звали Елисей. Ему было открыто, что скоро Илия уйдет от него необычным способом. Поэтому он везде стал преследовать его, чтобы видеть это чудо. Однажды они шли вместе, но Илия велел Елисею остаться и не идти с ним дальше. Тот отказался.
Пророк спросил, что он хочет больше всего. Елисей ответил: такую же благодать, как у Илии. Пророк сказал, что он получит ее, если поймает его верхнюю одежду (она называлась «милоть»).
Они пошли дальше, и вдруг с неба спустилась огненная колесница и забрала Илию. Он успел сбросить сверху милоть Елисею. Тот поймал, и благодать сошла на него. Он тоже стал творить чудеса.
Зачем Илия появляется в Новом Завете?
Святой Пророк Илия в пустыне. Фреска монастыря Грачаница, Косово, Сербия. Около 1320 года. Изображение: https://diomedes2.livejournal.com/
На рубеже Ветхого и Нового Завета люди ожидали скорого возвращении Илии на землю, согласно предсказанию Малахии, последнего ветхозаветного пророка («Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал. 4:5)).
Пламенность Илии израильтяне видели сначала в служении Иоанна Предтечи, затем — в проповеди Иисуса Христа. Некоторые думали, что кто-то из этих двоих и есть Илия (Ин. 1:21; Матф. 16:14).
Однако настоящий Илия явился Господу Иисусу Христу на горе Фавор. Свидетелями этого стали апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они увидели Илию и Моисея, беседующих со Христом в Его нетварном свете: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие» (Матф.17:1-3).
Пророк Илия появился на горе Фавор по ряду причин. Во-первых, для того, чтобы выступить олицетворением пророческих писаний, подобно тому, как Моисей выступает олицетворением Закона (блаж. Иероним Стридонский). Во-вторых, чтобы рассеять заблуждения людей, полагавших, что Илия — это Христос, и показать, что Христос — Бог (ибо излучает Свет), а пророки — Его рабы (такое толкование предложил святой Ефрем Сирин). В-третьих, для того, чтобы люди знали, что Иисус — властелин жизни и смерти, поскольку Моисей умер, а Илия жив (толкование Евфимий Зигабена). Наконец, чтобы показать, что «день Господень», предсказанный Малахией, уже наступил.
Ученик Елисей
Призвание сына Сафата, Елисея, произошло просто и быстро. Библия рассказывает, как Илия, духом зная, где искать ученика, никогда прежде им не виденного, находит юношу на поле, где он пахал на волах, и «бросает на него милоть свою» (плащ из шерсти, которым покрывался святой). Благодать Божия, бывшая на Илие, коснулась сердца будущего ученика. Нимало не сомневаясь, он оставляет дом, семью, уходит с Илией (3 Цар. 19:20-21).
Это похоже на призвание учеников Самим Христом, о чем рассказывают Евангелия, впрочем, с одним отличием. Св. Лука пишет, что Господь возбраняет одному возжелавшему идти за Ним юноше проститься с родными, говоря, что «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк.9:62).
А вот Илия на ту же просьбу Елисея отвечает иначе: «Пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?» (3 Цар.19:20). Здесь и точное знание: Елисей вернется, ибо так сказал Господь. Здесь также чисто человеческое понимание, как важны для Елисея его родные. Пусть Илия давно оставил свой дом, вероятно, семью, но ведь он – не небожитель, а, по слову Апостола Иакова, «человек бе подобострастен нам» (Иак.5:17), знающий немощи человеческие и сам, конечно, от них не свободный.
Обличит Антихриста и превратит воду в кровь
Согласно Церковному Преданию, миссия пророка Илии еще не закончена. Он вместе с ветхозаветным праведником Енохом, также взятым живым «как бы на небо», дожидается наступления последних времен и воцарения «человека греха» — Антихриста, который будет выдавать себя за Бога.
Когда это произойдет, Илия и Енох обличат беззакония Антихриста. Иоанн Богослов в своем «Откровении» пишет: «они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище» (Откр. 11:3).
Преподобный Экумений Триккский поясняет: «После Илии Фесвитянина придет Енох, предваряя второе пришествие Христа, которое должно случиться после пришествия антихриста. Ибо говорят, что они придут прежде и будут свидетелями того, что творимые антихристом знамения являются ложными и что нет необходимости верить грешнику». В «Откровении» также сказано, что пророки будут обличать Антихриста «со властью и силою»: они смогут затворять небо, чтобы не шел дождь, превращать воду в кровь и поражать землю язвою (Откр. 11:6). Предсказано, что по попущению Божию они будут убиты, но по прошествии трех с половиной дней воскреснут, знаменуя начало второго Пришествия Христова.
Последние пророчества
Земное служение угодника Божия подходило к концу. Последние годы его жития – время молитвенного уединения. Но, духом провидя нечестие Ахава, его семьи, пророк несколько раз обличал их в беззакониях:
- им предсказана гибель Ахава после того, как он и Иезавель неправедно отобрали виноградник Навуфея, ложно обвинив его как богохульника, изменника; лишь раскаяние слабохарактерного, но все же верующего государя немного смягчило гнев Божий;
- Илия же обличил наследника Ахава, Охозию, в богоотступничестве; наследовав не только царство, но также духовные немощи отца, этот царь, тяжело заболев, попытался обратиться к давно отвергнутому Ваалу, за что был наказан смертью.
Так при чем здесь ВДВ?
Покровителем ВДВ пророка «назначили» отчасти из-за календарного совпадения — первая высадка десанта в СССР («день рождения» ВДВ) произошла 2 августа 1930 года, в день памяти пророка Илии, отчасти из-за того, что образ пророка — ревностного, верного своему делу, — действительно может воодушевлять воинов.
Интересно, что в X веке, задолго до крещения Руси, некоторые дружинники князя Игоря (в некотором смысле первые «спецназовцы»), принимая крещение, говорили об особом почитании именно пророка Илии. А в договоре князя Игоря с византийцами за 944 год можно найти строки о том, что княжеские дружинники «клялись церковью пророка Илии» — первым православным храмом Киевской Руси, построенным, по преданию, князьями Аскольдом и Диром.
Ильин день
После принятия христианства день памяти пророка Илии стал приурочен к традиционному народному празднику восточных и южных славян. Празднество получило название Ильин день.
Илия пророк с житием и деисусом. Из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. Конец XII века. Фото: Commons.wikimedia.org
Ильин день считался границей сезонов, при этом у южных славян (например, в Македонии) этот день называли серединой лета, а в России — поворотом на зиму. После Ильина дня ожидали дождей. В этот день начинали пользоваться плодами нового урожая. Славяне связывали праздник со свадьбой и символикой плодородия: молились о богатом урожае, а девушки — о том, чтобы выйти замуж.
Отмечать этот праздник начинали ещё накануне — с четверга перед Ильиным днём, когда в некоторых местностях пекли обрядовое печенье, или с Марины лазоревой, когда переставали заниматься полевыми работами.
Кроме того, накануне Ильина дня предпринимали меры предосторожности, чтобы защитить свой дом, хозяйство и посевы от ливня, града или молнии.
В этот день совершались молебны в поле и в церквях, и часовнях, посвящённых Илье-пророку (установленных часто по обету); кое-где крестьяне постились всю предшествующую неделю; окуривали дом и постройки ладаном, выносили из дома или прятали все блестящие, сверкающие предметы, чтобы обезопасить себя от гнева Ильи.
Статья по теме
Перевозчица из Пскова. Как княгиня Ольга Русь обустраивала
На Руси почти повсеместно обязательным обрядом Ильина дня была коллективная трапеза («братчина») с закланием барана или быка, купленного в складчину. Кроме этого, на Ильину братчину варили пиво или сусло. Заканчивались подобные братчины гуляньям молодёжи, играми, хороводами и песнями. Организаторами Ильиной братчины, в отличие от других праздников, выступали мужчины.
Ильин день считался календарной границей сезонов, когда в природе появлялись первые признаки осени и менялось поведение зверей, птиц и насекомых.